Что изучает прикладная культурология

43 ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

43 ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Культурология имеет наряду с теоретическим уровнем исследования прикладной уровень, имеющий практическое значение.

Целями прикладной культурологии являются прогнозирование, проектирование и регулирование культурных процессов, существующих в практической жизни.

Прикладная культурология разрабатывает также основные направления культурной политики, цели и методы деятельности сети культурных институтов, задачи и технологии социокультурного взаимодействия.

Прикладное значение культурологии проявляется и в том, что она участвует (наряду с психологией, социологией, педагогикой) в изучении явлений социализации, культурализации.

Важным направлением прикладных культурологических исследований выступают вопросы охраны и использования культурного наследия, изучение культурных традиций, форм религиозной культуры.

Решением прикладных проблем занимаются прежде всего институты – государственные учреждения культуры, разнообразные общественные организации, воспитательные, просветительские и образовательные заведения, средства массовой информации, система физкультуры и спорта и др. Все эти институты задают нормативные образцы и призваны регулировать ценностные ориентации людей. Важнейшей задачей при этом является выработка общей культурной политики государства и общества.

Прикладная культурология осуществляется и в форме конкретной социально—культурной деятельности.

Учитывая, что любая деятельность имеет культурное основание, подготовку специалистов также насыщают культурологической информацией.

Прикладная культурология имеет большое значение в области культурного консалтинга, при разработке прикладных культурных проектов, в организациях, занимающихся артбизне—сом и шоубизнесом, коммерческих структурах, деятельность которых связана с межкультурными контактами, рекламных и креатив—агентствах, на телевидении, в музейном деле, сфере туристического бизнеса, гостиничном хозяйстве и др.

Методы и формы прикладной культурологии способствуют преодолению негативных тенденций в обществе, применяются для профилактики девиантного поведения, предотвращения межнациональных и иных конфликтов.

Комплекс прикладных культурологических знаний существует практически во всех областях жизнедеятельности людей.

Но на современном этапе возрастает роль собственно специалистов—культурологов, которые, применяя теоретические знания на практике, становятся носителями прикладной культурологии.

Подготовкой специалистов—культурологов занимаются многие учебные заведения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

3.1. Прикладная антропология: что это такое?

3.1. Прикладная антропология: что это такое? Определение специфики прикладной антропологии, ее соотношения с «неприкладными» исследованиями до сих пор является проблемой, далекой от решения. Оценка итогов прикладной деятельности британских социальных антропологов

Теоретическая и прикладная антропология

Теоретическая и прикладная антропология Таким образом, с этой точки зрения перед музеями антропологии открываются не только возможности исследовательской работы (переходящей, впрочем, в значительной степени в лабораторную)[125]; их ждут новые задачи практического

2.5. Культурология в системе гуманитарного знания

2.5. Культурология в системе гуманитарного знания Культурология как наука тесно связана с другими науками, которые называются социально-гуманитарными, т. е. изучающими общество и человека. Это взаимодействие необходимо, так как позволяет глубже и многограннее

Лекция 4. Теоретическая и прикладная культурология

Лекция 4. Теоретическая и прикладная культурология 1. Теоретические исследования в культурологииКультурология выступает как общая теория культуры, стремящаяся обобщить факты, которые представляют отдельные изучающие культуру науки. Именно поэтому особенно большое

Лекция 6. Культурология как наука о культуре

Лекция 6. Культурология как наука о культуре 1. Культура как предмет культурологииСлово культура произошло от латинского cultura: «населять, культивировать, поклоняться» (последнее нашло свое отражение в понятии cultus – «религиозный культ»).Во всех случаях раннего

ЛЕКЦИЯ № 1. Культурология как система знаний. Предмет курса «Культурология». Теории культуры

ЛЕКЦИЯ № 1. Культурология как система знаний. Предмет курса «Культурология». Теории культуры Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой – культура, были заложены в работах американского ученого Лесли Уайта. Культурология еще

Культурология и глобальные вызовы современности

Культурология и глобальные вызовы современности ©Авторы докладов, 2009©Мосолова Л.М., гл. ред., 2010©Бондарев А.В., составитель, науч. ред., 2010© Изд-во СПбКО, 2010Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было

ТЕМА 1 Предмет курса «Культурология»

ТЕМА 1 Предмет курса «Культурология» Преобразования последних десятилетий заставили более трезво оценить достижения отечественной культуры. Сначала произошёл переход от их безудержного восхваления к безудержной критике, а затем – к своеобразной ностальгии по

1. Прикладная и теоретическая антропология

1. Прикладная и теоретическая антропология Может быть, самое главное заключается в том, чтобы полностью осознать тот факт, что каждая по-настоящему значимая теория должна в конечном счете иметь практическую ценность. В то же время полевой исследователь, сталкиваясь с

1.2. Культурология как особое направление научных исследований

1.2. Культурология как особое направление научных исследований В западном обществознании («socialsciences») культурология как самостоятельная дисциплина отсутствует, а ее функции выполняет комплекс антропологических дисциплин (социокультурная антропология, этнология и др.). В

Культурология

Культурология Еще сохранилась память о том времени, когда чиновники предложили исключить культурологию из образовательного стандарта. Культурология стала развиваться в нашей стране в 60-х годах прошлого века. Появились научные центры и кафедры, были выпущены первые

Источник

Что такое культурология: понятие, объект и предмет, методы

Что изучает прикладная культурология

Культурология – относительно молодая наука. Она появилась в прошлом веке, объединив в себе элементы социологии, антропологии, истории, психологии, философии и ряда других наук. И если раньше различные аспекты человеческой культуры изучались разрозненно и поверхностно, то теперь многие знания объединены и систематизированы в рамках одной научной дисциплины. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой культурология, что она изучает, какие задачи решает и какие методы использует в своих исследованиях.

Что такое культурология?

Культурология – это наука, изучающая человеческую культуру и закономерности её развития под влиянием различных факторов. Знания, которые легли в её основу, изначально были накоплены и систематизированы другими науками. Современная культурология занимается изучением не только культуры, но и других сфер жизни, пересекаясь с таких науками как история, социология, философия, антропология, лингвистика и психология.

Культурология представляет собой комплексную науку со сложной структурой. Она включает большое количество направлений, при этом для базового понимания её структуры важно знать, что в ней выделяют два уровня:

Как научная дисциплина культурология сформировалась к началу XX века. Её основоположниками считаются американский этнолог Эдуард Тайлор (1832-1917), немецкий химик Вильгельм Оствальд (1853-1932) и американский антрополог Лесли Уайт (1900-1975). Автором термина «культурология» считается Лесли Уайт, хотя иногда авторство приписывают также Вильгельму Оствальду.

Объект и предмет культурологии

За время существования данной науки понимание того, что такое культурология, несколько поменялось. Изначально её рассматривали как науку о человеческих цивилизациях, сегодня же это наука, изучающая общие законы развития культуры. Исходя из этого понимания, объект и предмет её изучения можно обозначить следующим образом:

Цели и задачи культурологии

Данная наука решает большое количество задач. Среди них наиболее важными можно назвать такие задачи как:

Основная цель культурологии заключается в том, чтобы изучить культуру и обеспечить её понимание. Для достижения этой цели производится изучение фактов культуры, связи между отдельными культурными феноменами, динамики различных культур. Также изучаются процессы, приводящие к возникновению и развитию специфических культурных феноменов, типы культур и свойственные им нормы морали, ценности и культурные коды.

Функции культурологии

В зависимости от решаемых задач, культурология может выполнять такие функции как:

Структура культурологии

Культурология – это комплексная научная дисциплина, находящаяся на стыке социальных и гуманитарных знаний о человеке и обществе. Она включает в себя несколько разных направлений, каждое из которых сосредоточено на отдельных аспектах культуры, имеет собственный предмет исследования и использует собственные методы. Рассмотрим основные направления, входящие в состав культурологии.

Философия культуры

Данное направление занимается исследованием сущности и структуры культуры, изучает её функции, взаимодействие с природой и человеческой цивилизацией, определяет роль СМИ и других механизмов в её распространении. Кроме этого в рамках философии культуры изучаются вопросы распространения культуры, исследуются её языковые и символические формы.

Социология культуры

Данное направление исследует взаимное влияние культуры и общества, изучает проявление тенденций культурного развития в поведении людей, принадлежащих к разным социальным группам. В рамках социологии культуры принято делить общество на три уровня: массовый, народный и элитарный. Каждый из этих уровней отличается от остальных образом жизни, вкусовыми предпочтениями, взглядами и прочими культурными особенностями.

Также в рамках данного направления рассматриваются субкультуры и микрогруппы, в которые входят люди, объединенные определенными признаками. В качестве примеров можно привести следующие виды субкультур:

Предметом изучения социологии культуры являются социальные факторы, способствующие возникновению и становлению определенных культурных норм и ценностей.

Антропология культуры

Это направление изучает влияние культурных феноменов на человека, а также взаимное влияние разных культур. Оно акцентирует внимание на таких моментах как духовное развитие, социализация, аккультурация (взаимное влияние отдельных культур), инкультурация (освоение личностью окружающей культуры), адаптация личности к воспитательной и образовательной системам.

Антропология культуры изучает влияние культурных, национальных, этнических, природных и прочих факторов на процессы социализации личности. Особый интерес представляет влияние на развитие личности, оказываемое культурными средами, которые радикально отличаются друг от друга (например, культурами «западной» и «восточной» цивилизаций).

История культуры

Предметом изучения истории культуры является культурное развитие человечества на протяжении всего существования нашей цивилизации, а также процессы преемственности культур. Данное направление культурологии исследует накопленные знания о культурах разных эпох, народов и стран, анализирует процессы распространения культурных явлений, изучает материальные и нематериальные памятники разных культур, символы и традиции народов.

Прикладная культурология

В рамках данного направления изучается организация культурной жизни общества, разрабатываются методы воздействия на культуру и практического изучения имеющихся культурных явлений (театроведение, литературоведение и прочее). Одна из важнейших задач прикладной культурологии заключается в том, чтобы выстраивать понятное представление культурных особенностей и разрабатывать программы для сохранения исчезающих культур.

Методы культурологии

Любая наука нуждается в инструментах, позволяющих эффективно решать её исследовательские задачи. В культурологии для этого используются следующие методы:

Конечно же, данный список далеко не полон, более того, любой исследователь может предложить собственный метод и развить его настолько, чтобы он выделился в самостоятельное направление или научную школу.

История становления культурологии

Культурные явления с древних времён интересовали философов, богословов и вообще всех людей, стремящихся лучше понять, как устроен мир. Цицерон рассматривал культуру как форму душевного саморазвития. Противоположную позицию занимал Тертуллиан, считавший, что культура причиняет душе вред. А Климент Александрийский утверждал, что через культуру человек приходит к христианству.

В эпоху Возрождения культуру начали воспринимать как форму гармоничного духовного развития. А в эпоху просветления её считали совокупностью обычаев и правил поведения. Иммануил Кант одним из первых попытался дать точное определение того, что такое культура. В его понимании культура – это всё, что противопоставлено натуре (то есть, природе). А роль связующего звена между миром природы и миром культуры он отводил красоте.

В XIX веке против классической модели выступили Фрейд, Шпенглер, Ницше и другие мыслители. Они не очень высоко ценили культуру и зачатки культурологии, поскольку считали, что человеческая натура находится выше культуры. К концу XIX века отдельные направления таких наук как социология, антропология, история и философия начали выделяться в новое научное направление.

Окончательно эта молодая наука сформировалась только в первой половине XX века. Автором современного понимания того, что такое культурология, считается американский антрополог Лесли Уайт (1900-1975). Следует отметить, что помимо него в тот же период времени вопросами культурологии занимались и другие ученые, поэтому его нельзя считать единоличным создателем этой научной дисциплины.

В советской науке культурология появилась гораздо позже, чем в западной. Первым советским ученым, работающим в данном направлении, стал армянский историк Эдуард Маркарян в 1960-х годах. И только в конце 1980-х благодаря его усилиям культурология в СССР была официально признана научной дисциплиной.

Заключение

Культурология – это молодая наука, появившаяся меньше века назад, несмотря на то, что предмет её изучения интересовал философов и исследователей с древних времён. Впрочем, и сегодня многие высказываются пренебрежительно об этой научной дисциплине, считая её не особо важной и полезной, а иногда даже называя ненаучной.

Но в современном мире она очень важна и востребована. Процессы глобализации и культурного проникновения создают новые сложности, с которыми человечество никогда раньше не сталкивалось. И культурология является тем инструментом, который может помочь разрешить сложности, связанные со взаимодействием разных культур.

Источник

Тема 4. Прикладная культурология

Тема 4. Прикладная культурология

1.В предыдущей лекции мы рассмотрели положение культурологии в системе наук о человеческой жизнедеятельности. Выявили цель культурологии – реконструкцию картины мира, изучение ментальной конструкции (имеющей отношение к совокупности этнокультурных, общественных навыков и духовных установок, стереотипов), разворачивание которой во всех видах деятельности и есть культурная жизнь социума.

Системные научно-теоретические исследования культуры, целенаправленное раскрытие всеобщих закономерностей функционирования культуротворчества подвели к необходимости и позволили применять результаты фундаментальных наук в практике для решения социально-практических проблем, комплекса вопросов прогнозирования, проектирования и управленческого регулирования определенных параметров социокультурных процессов. Прикладной уровень культурологического познания, который формировался в 20 в. в развитых странах мира в рамках практического применения результатов культурной и социальной антропологии, логично привел к возникновению прикладной культурологии как научной отрасли.

Расширение потребностей специалистов и управленческого персонала в знании и применении на практике результатов культурологического анализа вызвано не только необходимостью осуществления государственной социальной и культурной политики, проводимой специализированными культурными институтами и общественными организациями, но и существованием глобальных факторов: интенсивным расширением межкультурные контактов и развитием международного туризма; усилением во многих странах процессов аккулыпурации и внедрением социокультурных инноваций; актуализацией явлений модернизации и постмодернизации во многих традиционных обществах, что затрагивало не только технологии труда, духовные ценности, нормы поведения, но и социальные институты, образ жизни в целом; изменением соотношения между городской и сельской культурой; трансформацией традиционного типа личности, что усложняло процесс личностной, групповой, социальной самоидентификации; появлением во многих странах мира проблемы социокультурной реадаптации 1 общества и человека к нездоровой, чреватой катастрофами экологической обстановке, порождаемой техногенно-антропологическим фактором.

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

В научной и социальной практике советского периода прикладной уровень культурологического познания развивался долгое время в рамках культурно-отраслевого подхода. Это было связано с теоретическими постулатами марксизма, отводившего культуре вспомогательную роль на уровне надстройки. Культура сводилась к таким областям практики, как духовная, художественная, образовательная, научная деятельность, где могли находить применение рекомендации культурологов, разработки социологии художественной культуры и искусства, социологии культурной деятельности (в широком понятии духовной активности — деятельности работников науки, образования, учреждений культуры).

Исследовались также социальные перемещения в сфере труда, обращение людей к разным информационно-пропагандистским источникам, выявлялись масштабы групп верующих и атеистов, а значит затрагивались культурологические аспекты этих проблем: мотивы, установки действий людей, ценностные ориентации разных групп и слоев, уровень конфронтационности или согласованности таких ориентации и др. В 80-е годы в советском обществоведении стали появляться работы, обосновывающие необходимость применения культурологического познания как самостоятельного, междисциплинарного направления, которое включает в себя теоретический и прикладной уровни. Сейчас уже можно говорить о достижении определенного уровня развития теоретической культурологии, ее же практическое направление значительно отстает. В наиболее полном объеме используются те аспекты прикладной культурологии, которые развивались в советский период в рамках таких отраслей знания, как социология художественной культуры и искусствознания (музееведение, худож. воспитание молодежи и др.), управление отраслью культуры (библиотековедение, охрана памятников культуры, подготовка специалистов в сфере художественного творчества и организации досуга, организация концертной деятельности, деятельности театра, кино и т.п.).

Российская культурология в условиях модернизации общества, выработки адекватной современным требованиям культурной политики преодолевает узковедомственный подхода и формирует ее практическую, прикладную сферу на широкой социокультурной основе. Культурологическая экспертиза, социокультурное проектирование и соответствующие технологии становятся неотъемлемыми компонентами при выработке решений в самых разных областях практики. Мировой опыт свидетельствует, что прикладное культурологическое знание успешно находит практическое применение в следующих областях: регулирование социальных отношений при взаимодействии разных социальных и культурных групп, слоев; регулирование этнонациональных взаимодействий; при разрешении межгрупповых конфликтов, в процессе снятия социального напряжения, порождаемого самыми разными факторами; устранение или минимизация причин отклоняющегося поведения (пьянства, алкоголизма, наркомании и др.); в процессах социализации личности, социальной и культурной адаптации человека к модернизационным переменам, в ходе психологического консультирования по разным жизненным проблемам; в повышении социальной эффективности деятельности СМИ, а также в ходе регулирования любых процессов коммуникации между группами и слоями, между социальными институтами и личностью, между производителями и потребителями (напр., в рекламной деятельности, в деятельности public relations).

Особо остро стоит вопрос об организации и проведении исследований по прикладной культурологи в Республике Беларусь. Например, существует комплекс проблем, связанных с местом и ролью досуга в развитии культуры общества, социокультурным формированием личности, с организацией в сфере свободного времени разнообразных видов культурной деятельности и культурного общения.

2. Прикладная культурология – область культурологии, которая раскрывает средства, методы и формы привлечения человека в мир культуры, определяет механизм создания благоприятной культурной среды, обосновывает технологию обеспечения условий для реализации духовно-эвристических, интеллектуальных, художественно-творческих потенций людей, проявление их социально-культурной активности.

Объект прикладной культурологии – человек, личность, индивидуальность, отдельный индивид или социальная общность.

Предмет прикладной культурологии – процесс формирования культурной среды; механизм хоминизации (процесс приобщения к роду человеческому; формирование общегуманистических нравственных качеств, основ физической и санитарно-гигиенической культуры, культуры речи, эле­ментарной культуры общения; адаптация органов восприятия к конкретным формам природной и культурной среды); социализации (процесс и результат включения человека в социум, освоения и воспроизводства им социального опыта, принятия требований, норм и принципов общественных отношений, формирование и реализация де­терминированных обществом гражданских, нравственных, профессиональ­ных, общественных, семейных и иных социально значимых функций); инкультурации (вовлечение человека в мир культуры; в систему зна­ний о мировой и отечественной культуре и сложившихся в обществе ценностных и нормативно-регулятивных установок; в культуроохранительную, культуросозидающую, культуротворческую деятельность, постижение искусства и культурно-информационных процессов, в духовно насыщенное общение и эстетическое освоение окружающей действительности); самореализации личности; технология изучения, удовлетворения и дальнейшего развития духовных интересов и потребностей людей; методология и методика во­влечения личности или социальной общности в мир культуры, в социально-культурное творчество.

Предметом прикладной культурологии выступаю объективные реалии современного мира и его культурных процес­сов с присущими им достижениями, противоречиями, недостатками.

Прикладная культурология включает в себя культурологию личности, культурологию семьи и быта, культурологию социальной жизни, культурологию общения, культурологию досуга и иные направления вовлечения человека в мир культуры.

Прикладная культурология исходит из необходимости раскрытия механизма формирования в каждом человеке повседневной, практической культуры, которая обеспечивает самоконтроль социального бытия, утверждает культуру труда, познания, быта, досуга, семейных отношений, делового и неформального общения.

Цель прикладной культурологии – посредством комплекса специально отобранных и синтезированных видов культурной деятельности обеспечить:

— приобретение, расширение, углубление, обновление и приведение в систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике и способах дея­тельности, способствующих утверждению мировоззренческой, идейно-нрав­ственной и эстетической позиции;

— формирование интеллектуальных и практических навыков и умений в сфере социального, научно-технического и художественного творчества, сти­мулирование развития творческих потенций личности;

— создание, освоение, сохранение, распространение и воспроизве­дение ценностей культуры;

— усвоение способов культурно-досугового творчества и нерегламентированного общения;

— удовлетворение и последовательное обогащение духовно-эстетических интересов и потребностей разных групп населения;

— регуляция социального бытия, воспитание в каждом человеке повседневной, практической культуры, культуры труда, познания, быта, досуга, делового и неформального общения.

Задачи прикладной культурологии проявляются в том, чтобы обеспечить:

1) выявление закономерностей, принципов, средств, методов и форм со­здания, сохранения, трансляции и освоения культурных ценностей, норм, практик в сфере художественно-эстетической, религиозной, нравственной, социально-психологической, политической, правовой, экономической, экологической, физической культуры и разработка на этой основе условий и способов оптимизации этих процессов;

2) получение практически ориентированного знания о закономерностях

формирования и развития различных субъектов культуры (личности, социальной группы, этнокультурной общности, региона, общества в целом) и поиск оптимальных механизмов регулирования социально-культурных процессов на соответствующих уровнях;

3) разработку принципов и технологий использования различных культурных практик (видов и способов культурологической деятельности и мышления, норм, традиций и форм человеческого общежития), сложившихся в истории мировых культур, в тех или иных сферах социокультурной деятельности, в культурной политике, управлении, образовании, воспитании, в эстетическом, художественном, духовно-нравственном, экологическом, физи­ческом и психическом развитии личности;

4) формирование теоретических оснований и механизмов разработки и осуществления государственной культурной политики на общенациональном, региональном и отраслевом уровне;

5) определение условий оптимизации деятельности социокультурных институтов и неинституциональных общностей, проектирование функциональ­но содержательных моделей учреждений (образования, культуры, досуга, здравоохранения, спорта и т.д.), выполняющих функции хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности, способствующих саморазвитию субъектов культуры;

Научный статус теории социально-культурной деятельности

6) разработку теоретических и организационно-методических основ подготовки и последовательного повышения квалификации профессиональ­ных кадров социально-культурной сферы.

Одна из узловых и наиболее сложных задач прикладной культурологии связана с формированием у разных групп населения, и в первую очередь молодежи, системы ценностных ориентаций.

Сверхзадача прикладной культурологии — превратить ценности культуры из «вещи в себе» в «вещь для нас», реализовать созидающий потенциал культуры, сделать его доступным каждому человеку. Средствами решения этой задачи выступают система непрерывного образования; просветительная деятельность телевидения, радио, периодической печати, учреждений культуры; различные формы любительского творчества.

3. В рамках культурологии как единой науки о культуре прикладная культурология органично связана с системой человекознания, с такими ryманитарными науками, как философия, история, социология, общая и социальная психология, общая и социальная педагогика, языкознание, филология, семантика, семиотика, этнология, археология, антропология, демография, религиоведение, экономика и др. Методологические и методические принципы прикладной культурологии основываются на закономерностях самореализации творческих потенций личности, опираются на социально-психологические механизмы удовлетворения и дальнейшего возвышения ее духовных интересов и потребностей, строятся на педагогике сотворчества.

Области научного знания, составляющие прикладную культурологию, это, в первую очередь:

1) общие основы прикладной культурологии; ее проблемное поле, объект, предмет, закономерности, функции, принципы, средства, методы, формы; субъекты социально-культурной деятельности; категориально-понятийный аппарат, методология и методика исследований социально-культурной сферы;

2) аксиология культурной жизни; закономерности и социально-культур­ные механизмы формирования ценностных ориентации и приоритетов соци­ального бытия; методика воспитания эстетического вкуса, избирательного отношения к информации, способности оценивать произведения искусства, критически воспринимать явления псевдокультуры;

3) теория, методика и организация институциональных форм социаль­но-культурной деятельности: методологические основания, социальные функции, цели, задачи, методы и технологии деятельности учреждений и институтов, выполняющих функции просвещения, эстетического и художественного воспитания, организации досуга, охраны и использования памятников истории и культуры; возможности и механизмы трансформации и внедрения исторически апробированных культурных практик в деятельность социокультурных институтов (культурно-просветительных, религиозных, образовательных, воспитательных, реабилитационных, художественно-творческих, санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных, рекреативно-развлекательных учреждений и организаций);

4) теория, методика и организация неинституциональных субъектов социокультурной жизни: закономерности формирования и функционирова­ния неинституциональных субъектов социально-культурной жизни; условия, технологии и способы оптимизации деятельности самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений и других субъектов культуры; принципы и методы регуляции неинституциональных субъектов социокуль­турной жизни;

Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

5) методика формирования обыденной (повседневной) культуры; осо­бенности процесса хоминизации, социализации, инкультурации в условиях повседневной профессионально-трудовой, познавательно-образовательной, семейно-бытовой, культурно-досуговой и иных сферах обыденной жизни; фор­мирование санитарно-гигиенической культуры, культуры семьи, быта, обра­зовательной, профессиональной, общественно-политической, досуговой и иных форм традиционной деятельности;

6) проективная культурология: социокультурное проектирование; прин­ципы и приоритеты культурной политики, разработка и реализация социально-культурных программ, изучение, удовлетворение и дальнейшее возвышение духовных интересов и потребностей разных людей и групп населения; организационно-методическое обеспечение социально-культур­ных процессов;

7) социокультурная адаптация; формирование благоприятной культур­ной среды; развитие инфраструктуры социально-культурной сферы, при­ведение ее в сответствие с современными требованиями; социокультурное аниматорство; благотворительность; организация и поддержка социокуль­турных контактов;

8) культура общения; формирование коммуникативной культуры инфор­мационного общества XXI века: сущность, природа, мотивы, средства и виды общения, специфика делового и неформального общения; мода, этикет, имидж, эстетика движения, речевое общение и речевая культура; культура использования сложившихся технических возможностей общения;

9) культурология досуга; аксиология досуга; инфраструктура обществен­ного, семейного и индивидуального досуга; обеспечение рекреации, лично значимого общения, познавательного, зрелищно-игрового и спортивно-оздоровительного досуга; развитие художественного, технического и при­кладного творчества; празднично-обрядовая культура; экономика и правовое обеспечение культурно-досуговой деятельности;

10) функциональная культура: информационно-методическое обеспе­чение социально-культурной деятельности; взаимосвязь фундаментальных культурологических знаний и уровня их реализации в различных сферах социальной практики.

Ведущие сферы реализации культуросозидающего потенциала прикладной культурологии:

— системы непрерывного образования;

— область семейно-бытовых отношений;

— сфера социально-культурной жизни.

Прикладная культурология строится на обоснованной фундаментальной культурологией классификации функций культуры (Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Э. В. Соколов) и вытекающих из них направлениях социально-культурной деятельности: на идее многообразия и обеспечения диалога и взаимовлияния культур (С. Н. Артановский, С. Н. Иконникова, Э. А. Орлова), на концепции эволюционизма (Э.Тайлор, Л.Морган), диффузионизма (Ф.Ратцель, Т.Хейердал и др.), на принципах социодинамики культуры (М.Вебер, П.Сорокин), на теории культурно-исторических типов и локальных цивилизаций (Н. Я. Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, В.Шубарт) как методологической базе дифференциации и интеграции современных технологий вовлечения разных групп населения в мир культуры. Принятые прикладной культурологией механизмы культурно-просветительной деятельности и методика стимулирования социально-культурного творчества опираются на раскрытые в русской философии и культурологии концепции сохранения и дальнейшего обогащения традиций духовной жизни и духовного наследия россиян (Н. Я. Чаадаев, В. О. Ключевский, В. С. Соловьев, П. Н. Милюков. Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачев и др.); на этнических концепциях культуры и игровых формах социально-культурной деятельности (И.Хейзинга, Э.Берн); на разработанной в философии, психологии и фундаментальной культурологии концепции формирования духовного мира человека и личностно ориентированного процесса приобщения индивида к культуре (Э.Фромм, З.Фрейд, С. Л. Франк, В. В. Розанов, Л.Карсавин, К.Маркс, Ф.Энгельс и др.); на обоснованной в современной философии, этнологии и семиотике теории развития празднично-обрядовых форм социально-культурной деятельности (Э.Кассирер, К.Леви-Строс, М. М. Бахтин, А. Ф. Лосев, Л.Уайт, Ю. М. Лотман).

1. Методологические основы социально-культурной деятельности

Формирование прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики обусловлено потребностью общества обеспечить:

— научно-методологическое осмысление социально-культурной деятельности;

— осуществление государственной культурной политики и принятия научно обоснованных управленческих решений в социально-культурной сфере;

— эффективное прогнозирование, проектирование и регулирование социально-культурных процессов;

— разработку методики сохранения памятников истории и культуры, национально-культурных традиций;

— передачу и расширенное воспроизводство социально-культурного опыта;

— обоснование технологии достижения соответствующего культурным нормативам уровня социальной практики.

Функции 2 прикладной культурологии проявляются:

— в научно-методическом обеспечении культурно-просветительной и культуротворческой деятельности учебных заведений, трудовых коллективов, воинских частей, учреждений культуры, средств массовой информации, спортивно-оздоровительных, санаторно-курортных, коммерческо-развлекательных и иных институтов социально-культурной сферы;

— в раскрытии путей и средств внедрения нравственно-эстетических начал в семейно-бытовую, учебно-познавательную, профессионально-трудовую, рекреативно-развлекательную сферы, в деловое и досуговое общение;

— в разработке методологии и методики формирования культурной среды; изучения, удовлетворения и последовательного обогащения духовных интересов и потребностей людей; вовлечения человека в мир культуры, развития его духовно-эвристических и художественно-творческих потенций;

— в обосновании механизмов оптимизации процесса социализации, инкультурации и самореализации личности, преобразования ее из объекта культурно-просветительного воздействия в субъект социально-культурного творчества.

Ценности культуры, утверждаемые средствами прикладной культурологии, отражают богатство и многообразие культуросозидающей деятельности человека и широту критериев ее оценки. Это:

— витально-биологические ценности, связанные с поддержанием жизни, здоровья, безопасности, внешности;

— социальные ценности, характеризующие статус и место личности в обществе, профессионально-трудовой, духовно-досуговой и семейно-бытовой сфере;

— политические ценности, закрепляющие свободы, права и обязанности гражданина;

— моральные ценности, вытекающие из принятого в обществе кодекса чести;

— эстетические ценности, интегрирующие прежде всего представления об идеалах прекрасного, красоты и гармонии;

— научные ценности, выражающиеся в постижении истины, объективности и достоверности знания;

— религиозные ценности, основанные на вере во Всевышнего и культуре добра.

4. Всепроникающий характер культуры породил столь же широкую, многообразную и общественно значимую деятельность по ее освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию, которую интегрирует понятие социально-культурная деятельность. Субъектами ее могут быть государ­ственные и общественные институты, отдельные лица и социальные общно­сти, проявляющие активность в различных сферах духовной жизни.

Направления деятельности субъектов:

создание ценностей культуры, осуществляемое как профессиональными специалистами (учены­ми, конструкторами, писателями, художниками, композиторами, актерами, музыкантами, архитекторами, дизайнерами, модельерами, ювелирами и т. п.), так и любителями социального, художественного и научно-технического творчества;

освоения цен­ностей культуры, практически объединяющее все население планеты, каждый представитель которого становится субъектом последовательного овладения различными компонентами культуры — от санитарно-гигиенической, комму­никативной, семейно-бытовой до художественной, нравственной, правовой, экономической, политической, экологической, физической;

обеспечение связи эпох, преемственности куль­туры и передачи ее достижений из поколения в поколение, выражаемое в дея­тельности музейных работников, библиотекарей, реставраторов, специалистов архивного дела и иных форм сохранения ценностей материальной и духовной культуры, исторической памяти, национально-культурного наследия;

распространение ценностей культуры, относящееся к деятельности лекторов, экскурсоводов, работников средств мас­совой информации и различных форм культурно-просветительной деятельно­сти, руководящих процессом освоения подрастающими поколениями и другими группами населения достижений мировой и отечественной культуры; педагогических работников дошкольных, общеобразовательных, сред­них специальных и высших учебных заведений, учреждений дополнительного образования, системы повышения квалификации;

Сущность культурных ценностей. Культурная экспансия, культурный конфликт

социальных педагогов, осуществляющих регулирование многоаспект­ных и индивидуально ориентированных процессов приобщения личности к культуре в открытой социальной среде;

дальнейшее развитие куль­туры, обогащение ее содержания, расширение форм ее проявления пред­ставлено менеджерами социально-культурной сферы, выполняющими организационно-посреднические, административно-управленческие и психолого-педагогические функции стимулирования познаватель­но-образовательной, художественно-творческой, развлекательно-игровой, спортивно-оздоровительной и иных видов активности в области культуры.

Специалисты прикладной культурологи в своей научной и практической деятельности обеспечивают:

— выявление, удовлетворение и последовательное возвышение соци­ально-культурных интересов и потребностей различных групп населения, формирование способов их реализации;

— разработку культурных программ и социальных технологий их осуществления;

— стимулирование инновационных движений в сфере культуры;

— управление экономическими и правовыми механизмами создания куль­турной среды и организации социально-культурной деятельности;

— внедрение эффективных культурологических и социально-педагогиче­ских методик развития творческих потенций личности, вовлечение различных групп населения в культурно-эстетическое творчество;

— правовое, кадровое и методическое обеспечение различных форм социального, художественного и научно-технического творчества населения;

— использование мирового опыта стимулирования социально-культурной активности людей.

Предполагается, что у выпускников ВУЗов культуры будут выработаны:

Тема 4 — Стр 2

ВУЗы культуры приняли и осуществляют Концепцию развития лидерских качеств специалиста социально-культурной деятельности, ориентированную на раскрытие и актуализацию личностного потенциала студентов, позволяющую оптимизировать учебный процесс и воспитательную работу в соответствии с современными требованиями.

Сущность и специфика формирования личностных качеств специалистов социально-культурной деятельности заключаются в:

— осознании аксиологической детерминанты социокультурного лидерства как специфического вида интеллектуального, нравственного, эмоционального влияния специалиста социально-культурной сферы на личность с целью вовлечения её в мир культуры, стимулирования её развития в процессе «педагогически организуемой и педагогически направляемой» деятельности;

— развитии лидерских качеств личности, являющихся индивидуальным ресурсом, обеспечивающим конкурентоспособность специалиста социально-культурной сферы;

— опоре на деятельностно-этические принципы лидерской позиции специалиста социально-культурной деятельности, определяющие его стремление к культуротворческой, преобразующей деятельности, приоритетность общественно-значимых целей, нравственно-гуманистическую направленность на Другого, непрерывное самосовершенствование;

— актуализации личностно-творческого потенциала будущего специалиста, который в современной образовательной концепции рассматривается как основополагающий ресурс освоения профессии и успешности на рынке труда.

1Реадаптация— это возврат к состоянию нормальной адаптированности организма, это не простое восстановление, а новое приобретение утраченной адаптированности.

Примеры похожих учебных работ

Место культурологии в системе социальных наук

Психологическая структура личности. Социальная структура личности

Проблема личности в культурно-исторической психологии

Становление Я-образа и полоролевая идентификация личности. Социальные аспекты

Социальные традиции жизни народов Дагестана

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *