Что изучает профессиональная деонтология
Понятие профессиональной деонтологии
Деонтология (от греч. – учение о должном) – раздел этики, который рассматривает проблемы долга, сферу надлежащего (того, что должно быть), все формы моральных требований и их соотношение. Термин «деонтология» как учение о надлежащем поведении, поступках, образе деятельности ввел английский юрист, социолог и философ Иеремия Бентам в 1834 г. Изначально это понятие носило довольно узкий смысл – обязанность верующего перед Богом, религией, религиозной общиной. Впоследствии оно употреблялось для обозначения теории нравственности в целом. Постепенно понятие «деонтология» стало употребляться в несколько другом смысле – в качестве термина, определяющего надлежащее поведение, поступки и действия отдельной личности или специалиста.
С формированием деонтологии этика по морали дружелюбного поведения стала моралью нормы, поскольку норма фиксирует необходимое, обязательное в определенных максимумах, правилах.
Деонтология рассматривает деятельность, преимущественно профессиональную, с точки зрения надлежащего, обязанности и, конечно, нормы, что фиксирует должное, необходимое поведение.
Учение о должном является ядром каждой профессиональной этической системы. Понятие «деонтология» значительно более узкое понятие, чем «профессиональная этика». Если этика раскрывает суть профессионального долга, то деонтология выявляет специфику его реализации в конкретных видах взаимоотношений. Именно в деонтологии ярко выражено соотношение моральных и профессиональных компонентов в поведении и действиях специалистов.
Общественная полезность и характер деятельности профессиональных юристов, в том числе сотрудников правоохранительных органов, важность сферы их деятельности (цель, средства и конечный результат), безусловно, предполагают специфически профессиональные нравственные требования. В этом отношении особенность профессиональной морали юристов является результатом специфического преломления общих принципов и норм морали в их служебной деятельности и неслужебном поведении и выражается в следующих чертах:
1. Ни в какой другой области жизни нормы поведения, морали не являются в максимальной степени обязательными и определенными.
2. Моральные нормы юриста, как и сотрудника правоохранительной системы, юридически оформлены, подкреплены законом, установлены государством.
3. Нормы и принципы профессиональной этики сотрудника ОВД и юриста носят повелительный характер и требуют исполнительности, обязательности выполнения.
4. Действия профессиональных юристов и сотрудников ОВД при всей их строгости должны быть справедливыми, не унижающими человеческое достоинство.
5. Отношения профессиональных юристов и сотрудников правоохранительной системы с гражданами требуют индивидуального подхода, внутренней культуры и такта.
6. При применении права юристам и сотрудникам ОВД необходимо ко всему подходить с точки зрения закона, отрешившись от своих личных симпатий и антипатий.
Из всех этих особенностей складывается во всей полноте профессиональная этика сотрудников правоохранительной системы, его нравственная культура в целом. Профессиональная этика – это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности.
ДЕОНТОЛОГИЯ
Полезное
Смотреть что такое «ДЕОНТОЛОГИЯ» в других словарях:
деонтология — деонтология … Орфографический словарь-справочник
Деонтология — (от греч. δέον должное) учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности как науки о морали[1]. Основы деонтологии в отечественной медицине заложил заслуженный… … Википедия
ДЕОНТОЛОГИЯ — (греч., от deon, deontos необходимое, и logos слово). Учение о правах и обязанностях учение о нравственности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕОНТОЛОГИЯ [ Словарь иностранных слов русского языка
Деонтология — Деонтология ♦ Déontologie Род профессиональной этики; совокупность обязательств, накладываемых той или иной профессией (от to deon – что нужно делать). Деонтология носит одновременно и условный, и частный характер: это не столько этика в… … Философский словарь Спонвиля
ДЕОНТОЛОГИЯ — (от греческого deon, родительный падеж deontos должное и. логия), 1) раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного. 2) Учение о юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения медицинского работника … Современная энциклопедия
ДЕОНТОЛОГИЯ — (греч. deon долгжное и logos учение, слово) концепция, раздел этической теории, в котором рассматриваются вопросы, связанные с понятием долга. Термин и концепция Д. введен и разработан Вентамом. Вопрос об исходной роли долга в этической теории до … Новейший философский словарь
деонтология — сущ., кол во синонимов: 1 • этика (11) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
деонтология — (греч. deon, deontos должное, надлежащее) в медицине см. Медицинская деонтология … Большой медицинский словарь
Медицинская деонтология: понятие и основные принципы
Каждый врач должен иметь определённые навыки и знания, которые являются бесценными при общении с больными людьми. Хороший врач — это не только опытный клиницист, сухо прописывающий пациенту схему лечения. Это и опытный педагог, а иногда даже воспитатель, особенно если речь идёт о работе с детьми.
Стать блестящим специалистом врачу поможет соблюдение принципов этики и деонтологии. Именно они определяют перечень этических норм, необходимых для эффективного общения доктора и пациентов, более того: тонкий психологический подход уже сам по себе обладает удивительным лечебным эффектом.
Принципы деонтологии в медицине
В переводе с греческого языка слово «деонтология» означает комплекс норм в области этики и морали, которым должны следовать все медицинские работники. Принципы этики и деонтологии в медицине формировались ещё с древних времён, а само понятие обозначилось в науке только в начале 19-го века. Термин ввёл в обиход известный английский философ Бентам.
У многих авторов можно встретить отождествление понятий деонтологии и этики. Тем не менее, речь идёт о понятиях, тесно связанных друг с другом, но не являющихся тождественными.
Деонтология — это учение о том, как должен вести себя врач, а этика — своеобразный «кодекс» поведения. Таким образом, деонтология вытекает из неё, так как полностью построена на этических принципах.
В качестве предмета деонтологии как раздела медицинской науки принято рассматривать принципы, на основании которых специалисты разрабатывают правила общения медработников с пациентами. Н.И. Пирогов определял деонтологию как принципы поведения медперсонала по отношению к пациентам.
Поскольку понятие деонтологии тесно связано со словом «долг», можно говорить о необходимости строгого выполнения медицинскими работниками всех этических правил. Если врач действует гуманно, тактично и профессионально, это оказывает положительное влияние на процесс выздоровления его пациентов. Именно поэтому в действиях врачей не должно быть бюрократизма, формализма и бездушия.
Принципы этики и деонтологии медицинских работников
Что касается этики, из которой вытекают все принципы медицинской деонтологии, она относится к философской науке, изучающей принципы нравственности и морали, принятые в человеческом обществе. Этика изучает такие понятия как честь, достоинство, добро, счастье. В работе врача эти качества незаменимы, поэтому требования к поведению медиков и были сформулированы мудрыми людьми ещё в древние времена.
Первый «нравственный кодекс врачей» появился при рабовладельческом строе после разделения труда. Когда в социуме появились представители разных профессий, работу врачей стали особенно почитать, так как главной задачей древних медиков было освобождение человека от физических и душевных страданий. Один из древнейших источников, где подробно описаны этические требования, предъявляемые обществом к врачу — это кодекс Хаммурапи (Вавилон). Далее Гиппократ усовершенствовал эти законы, и на их основании была создана так называемая «клятва Гиппократа». По традиции медики соблюдают её и по сей день.
Со временем появилось серьёзное научное обоснование норм и принципов врачебной этики. Она строится на осознании как законов природы, так и социального бытия общества и отдельного человека. Любая нравственная норма должна быть тесно связана с наукой, чтобы сострадание к больному не оказалось пустым и беспочвенным. Общаясь с пациентами, врачи не должны демонстрировать им поведение сострадающих родственников — и в то же время нельзя допускать проявлений равнодушия и формальности. Недаром А.И. Герцен как-то сказал, что, испытывая сострадание к больному, врач может «плакать в душе», однако для понимания сути болезни ему требуется холодный и здравый рассудок.
Таким образом, вступая во взаимоотношение с больными, врач постоянно балансирует на тонкой грани, и именно это умение делает его специалистом высочайшего уровня: когда, работая исключительно по велению сердца, он применяет научные методы, позволяющие эффективно бороться с различными заболеваниями.
Ведущие принципы этики и деонтологии можно обозначить следующим образом:
Принципы медицинской деонтологии тесно связаны с понятием слова как физиологического и лечебного фактора. Известно, что если человек болен, он гораздо острее воспринимает все факторы окружающей среды. Больные люди обладают высокой степенью внушаемости, поэтому один небрежный жест либо брошенное второпях слово медработника может привести к негативным последствиям. Например, услышав непонятное латинское слово, с помощью которого два врача общаются между собой, пациент может искажённо и неправильно понять суть своего заболевания и подумать о том, что его жизни угрожает реальная опасность. Если же больной слышит в свой адрес понятные, простые и ободряющие слова, это вселяет веру в выздоровление и в природные силы организма.
Когда-то В.М. Бехтерев сказал замечательную фразу: «Если пациенту не стало лучше после того как он поговорил со своим врачом — это никакой не доктор». И это понятно: слово, как справедливо заметил И.П. Павлов, является для человека таким же условным и материальным раздражителем, как и другие, поэтому оно вызывает в организме целый комплекс сложнейших реакций. Словом можно реально вылечить пациента, но иногда оно действует и прямо противоположным образом, если медработник проявляет по отношению к больным неосторожность и небрежность.
Личность врача и его моральный облик имеют огромное значение. Именно поэтому медикам ни при каких обстоятельствах не следует пренебрегать принципами деонтологии и этики.
Деонтология профессиональной деятельности
С формированием деонтологии этика из морали добродетельного поведения стала моралью нормы, поскольку норма фиксирует должное в определенных максимах, правилах. Так, в истории этики был совершен еще один шаг от морали отдельных нравственных качеств к морали, опирающейся на закон.
Практически каждая современная профессия формирует собственные представления о должном, одновременно сопоставляя его с сущим. На основании представлений о должном складываются требования к поведению и действиям, которые в отношении специалиста выступают как его профессиональный долг и обязанности. В понятие профессионального долга всегда входят не только функциональные обязанности представителей той или иной профессии, но и ответственность этих людей перед коллегами, перед профессией как таковой, перед обществом.
Учение о должном является ядром каждой профессиональной этической системы. Понятие «деонтология» существенно уже понятия «профессиональная этика». Если этика раскрывает сущность профессионального долга, то деонтология выявляет специфику его реализации в конкретных видах взаимоотношений. Именно в деонтологии поэтому так ярко выражена сопряженность моральных и профессиональных компонентов в поведении и действий специалиста. Категория «профессиональный долг» выражает нравственные обязанности специалиста по отношению к обществу, коллегам, клиентам и их социальному окружению и является отражением внутренней, моральной необходимости следования выполнения своих обязанностей, необходимости следования определенной линии поведения, диктуемой прежде всего внешними по отношению к личности специалиста интересами.
Деонтология является одной из основ профессиональной деятельности социальных работников, юристов, медицинских работников, учителей, психологов и представителей других профессий, объектом деятельности которых является человек, а профессиональные действия непосредственно связаны и направлены на достижение физического, психического и социального здоровья и благополучия человека, его социального окружения и общества. Учение о долге является центральным звеном системы профессиональной этики. Профессиональная деонтология представляет собой учение о долге и обязанностях представителя профессии перед обществом и государством, перед своей профессией, перед коллегами и перед людьми, на которых в конечном счете направлена деятельность.
Социальным работникам приходится встречаться с разнообразными этическими дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, служащим, коллегам, собственной профессии и обществу в целом.
Конфиденциальность и частный характер сообщений. Социальные работники следуют положению о том, что сведения, сообщенные клиентом, должны сохраняться конфиденциально. Хотя это справедливо почти всегда, в отдельных случаях практические работники вынуждены рассматривать возможность раскрытия конфиденциальной информации, когда, например, существует угроза того, что клиент может нанести вред третьему лицу. В действительности эта возможность учитывается Этическим кодексом НАСР (Кодекс этики Национальной ассоциации социального работника), который указывает, что социальные работники могут раскрыть конфиденциальную информацию по «непреодолимым профессиональным причинам».
В некоторых штатах клиенты социальных работников имеют право на конфиденциальные сообщения адвокату или врачу, что дает основания социальным работникам отказаться раскрыть информацию, данную ему клиентом, например, по запросу суда.
Необходимость говорить правду. Другим принципом, обычно принимаемым в этой профессии, является право клиентов на получение достоверной информации о делах, связанных с их состоянием и благополучием. Однако некоторые социальные работники утверждают, что в редких случаях можно или даже нужно скрыть правду от клиента или предоставить дезинформацию. Это связано с тем, что иногда бывает необходимо защитить клиента от ущерба. Многие социальные работники считают, что никогда нельзя отказывать в правдивой информации или предоставлять дезинформацию клиентам, но другие указывают на случаи, касающиеся, например, больных клиентов или детей, для которых правдивая информация может считаться вредной, по крайней мере при определенных обстоятельствах.
Законы, политика и постановления. В некоторых случаях социальные работники заявляют, что законам, политике и постановлениям не следует подчиняться, так как очевидным результатом будет вред. В ряде случаев, например, социальные работники принимали решение не подчиняться местным законам, требующим ставить власти в известность при сообщении ребенка о злоупотреблениях, так как считали, что ребенок подвергается большему риску, если об этих случаях сообщается местным правозащитным властям. Хотя громадное большинство социальных работников не считают такие нарушения допустимыми, некоторые защищают их, считая, что любые действия с целью защиты благополучия клиента допустимы, даже если это нарушает другие этические принципы, закон или политику.
Доносительство. Социальные работники, нарушающие закон или правила учреждений, возлагают особое бремя на коллег, которые знают об этих нарушениях. Чувства дружбы, профессиональная лояльность и угроза собственному положению и репутации побуждают некоторых практических работников опасаться выявлять правонарушения в своей профессии. Социальные работники, которые получили доказательства профессионально неблагоразумных поступков или неправильных практических действий своих коллег, должны тщательно взвесить свои обязательства по отношению к собственной профессии и своей клиентуре, коллегам, агентству и риск в отношении собственной карьеры.
Другой критерий социальных работников основывается на потребности. Стратегия многих программ заключается в предоставлении услуг сначала тем, кто наиболее в них нуждается. Однако другая стратегия состоит в том, чтобы предоставить приоритет людям, которые в прошлом пострадали от несправедливости или дискриминации. Этот принцип лежит в основе программ положительных действий.
Личные и профессиональные ценности. Причиной многих этических дилемм является конфликт между личными и профессиональными ценностями работника. Практический работник в агентстве семейных услуг, являющийся, например, противником абортов, может иметь трудности, обсуждая эту проблему с беременной юной девушкой. Социальный работник клиники, верящий в преимущества современной медицины, может столкнуться с правом на самоопределение пациента, который отказывается от спасающего жизнь переливания крови по религиозным причинам. В этих случаях нет простого ответа, и мнения социальных работников по поводу того, следует ли отдавать предпочтение личным или профессиональным ценностям, не всегда совпадают. В каждом случае работник должен взвесить обязательства перед клиентом, работодателем, профессией, третьими лицами. Кроме того, социальные работники должны постоянно исследовать природу личных ценностей и пути, которыми эти ценности оказывают влияние на понимание проблем клиента и социальных проблем, на применение знаний социальной работы и на стратегии вмешательства.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое ценности?
2. Какие ценности являются базовыми координатами организационной культуры и всей ценностной сферы человека?
3. Назовите ценностные альтернативы, с которыми сталкивается большинство работников организации.
4. Объясните утверждение: «Ценности работников оказывают влияние на их оценочные суждения».
5. Объясните утверждение: «Ценности относительно стабильных».
6. Охарактеризуйте, что предполагает содержательная сторона ценностей, а что — количественная.
7. Ценности могут быть разделены на две большие группы: терминальные и инструментальные. Объясните, что это такое.
8. Опишите четыре основные жизненные позиции, выделенные Э. Берном.
9. Назовите четыре способа, с помощью которых люди стараются повлиять на ценности других людей.
10. Каждый человек может иметь тысячи оценочных суждений, однако концентрирует свое внимание на ограниченном количестве тех, что связаны исключительно с трудом и организацией. Выделите для себя три основных.
11. Дайте определение этической дилеммы. В чем заключается философское, логическое и бытовое понимание дилеммы?
12. В чем заключаются сложность выбора в ситуации этической дилеммы, критерии нравственного выбора?
13. Раскройте два источника дилемм в профессиональной деятельности: противоречия между обязанностями, т.е. необходимостью соблюсти одновременно несколько этических принципов, и противоречия между обязательствами перед разными субъектами профессиональных взаимоотношений.
14. В чем состоит трудность разрешения дилемм в сфере «человек — человек»?
Что изучает профессиональная деонтология
Тема № 13. Понятие деонтологии. Виды деонтологии. Особенности деонтологического подхода к обеспечиваемым в социальном обеспечении
Термин «деонтология» (от греч. deonthos – должный) для обозначения учения о должном поведении, поступках, образе действий.
С формированием деонтологии этика из морали добродетельного поведения стала моралью нормы, поскольку норма фиксирует должное в определенных максимах, правилах. Так в истории этики был совершен еще один шаг от морали отдельных нравственных качеств к морали, опирающейся на закон.
На основании представлений о должном складываются требования к поведению и действиям, которые в отношении специалиста выступают как его профессиональный долг и обязанности. В понятие профессионального долга всегда входят не только функциональные обязанности представителей той или иной профессии, но и ответственность этих людей перед коллегами, перед профессией как таковой, перед обществом.
Если этика раскрывает сущность профессионального долга, то деонтология выявляет специфику его реализации в конкретных видах взаимоотношений. Именно в деонтологии, поэтому, так ярко выражена сопряженность моральных и профессиональных компонентов в поведении и действиях специалиста.
В категории «долг» наиболее ярко проявляется социальный характер деятельности социального работника и нормативный характер профессиональной этики. Специфическое содержание и основные черты долга социального работника определяются тем, что он занят конкретной специфической социальной деятельностью по решению проблем общества, социальных групп и отдельных индивидов, и вытекают из содержания его профессиональной деятельности. Чувство долга побуждает социального работника соизмерять все свои поступки, действия и отношения в конкретных ситуациях с требованиями и нормами профессиональной морали.
Деонтология является одной из основ профессиональной деятельности социальных работников, медицинских работников, учителей, психологов и представителей других профессий, объектом деятельности которых является человек, а профессиональные действия непосредственно связаны и направлены на достижение физического, психического и социального здоровья и благополучия человека, его социального окружения и общества. Учение о долге является центральным звеном системы профессиональной этики. Профессиональная деонтология представляет собой учение о долге и обязанностях представителя профессии перед обществом и государством, перед своей профессией, перед коллегами и перед людьми, на которых в конечном счете направлена деятельность.
Применительно к социальной работе деонтология – это комплекс профессиональных, правовых и морально-этических правил, составляющих понятие профессионального долга социального работника. Деонтология социальной работы – это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы.
Таким образом, профессиональный долг специалиста – это те требования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистом в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью. Содержание профессионального долга социального работника представляет собой совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых к нему его профессией.
Руководствуясь в своем поведении и деятельности профессиональным и моральным долгом, социальный работник учитывает и юридические, и профессиональные требования, установленные для него обществом, принимает во внимание возможную реакцию со стороны общества, профессиональной группы и клиента на выполнение или невыполнение им своего долга. Вместе с тем он поступает:
— сознательно, так как решение поступить так или иначе принято им самостоятельно или в результате консультаций с коллегами и клиентом в силу осознанной, ситуативно обусловленной необходимости, путем выбора из значительного количества вариантов возможных решений;
— добровольно, поскольку чувство долга стало убеждением и доминирующим мотивом деятельности, и именно это обстоятельство определяет поведение и деятельность специалиста в повседневной практике.
Осознание социальным работником своего профессионального долга означает:
— высокий профессионально-квалификационнный уровень как гарант качества работы;
— четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросовестное и неукоснительное их выполнение;
— профессиональную деятельность строго в рамках нормативно-правовой базы;
— глубокую убежденность в необходимости выполнения своих профессиональных обязанностей, поскольку этого требуют интересы общества, коллектива учреждения социальной защиты и клиента;
— сознательное и активное участие в профессиональной деятельности с целью достижения блага общества, трудового коллектива и клиента;
— заинтересованность в повышении эффективности работы своего коллектива и совей индивидуальной работы;
— высокую организованность и сознательную дисциплину, привычку к должному поведению;
— наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга;
— стремление постоянно совершенствоваться в профессии, осваивать новые знания, приобретать опыт практической деятельности.
Деонтология социальной работы включает в себя определенные принципы:
— личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношениях;
— рационального подхода к решению поставленных задач;
— соответствия полномочий и ответственности;
— правовой регламентации деятельности;
— инициативы и творческого подхода;
— организованности и дисциплины;
— контроля и проверки исполнения;
— критического подхода к оценке деятельности, возможностей своих и клиента;
— доверия и свободы действия;
— поощрения и наказания и другие.
Социальная работа — такая деятельность, которая требует не только управленческого профессионализма, педагогических, юридических и психологических знаний, изучения социальной философии и этики, но самое главное, чем должен обладать социальный работник — это высокие морально- V нравственные устои, которые не позволят ему поддаться соблазну манипулировать людьми в корыстных целях. Он призван творить добро и не имеет права принести ненароком зла. Невежество и душевная черствость — черты, для социального работника неприемлемые.
Социальная работа ни в одной стране не приносит больших капиталов, она очень трудна, так как заключается в постоянном общении с людьми, у которых горе, которые страдают. Она опасна из-за покушений со стороны социально-ущербных элементов. И тем не менее, даже порой не претендуя на зарплату, в свободное от основной работы время представители разных социальных слоев общества получают профессиональное образование социальных работников, участвуют в деятельности различных организаций, занимающихся социальной помощью.
i Социальный работник в некоторой степени действует на пересечении нравственной обязанности и нравственной свободы. Чем выше степень его нравственной свободы, тем непреложнее его долг.
Именно нравственно-гуманистические истоки заставляют людей выбирать трудную социальную работу, имеющую единственное, но важнейшее отличие от других видов деятельности: возможность помочь людям, отдать свои силы, знания, уверенность слабым.
Качества, необходимые социальному работнику
— уважать частную жизнь клиента и держать и тайне всю информацию, полученную в ходе работы с ним;
— быть образцом личного поведения, в работе руководствоваться в первую очередь интересами клиента;
— делать все, чтобы способствовать максимальной самостоятельности
клиентов;
— в процессе работы действовать в соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением своей профессии;
— социальный работник должен стараться давать максимально возможность клиенту самоопределяться, т.е. принимать решения по поводу своих проблем, методов, помощи;
— социальному работнику не следует участвовать от имени клиента в действии, которое нарушает или подрывает гражданские или юридические права клиента.
Что касается такого важного этического момента, как конфиденциальность, то социальный работник должен:
— уважать личную жизнь клиента и сохранять конфиденцианость всей полученной информации;
— информировать клиента о границах конфиденциальности в каждой конкретной ситуации, целях получения информации и ее использовании;
— получить согласие клиента на печатание, запись разговоров и участие третьего лица;
— в отношениях с коллегами должен быть уважителен, справедлив, честен, корректен.
Для эффективного осуществления профессиональных интересов социальному работнику необходимо сотрудничать с коллегами. При этом он должен с уважением относиться к мнениям, квалификациям, достижениям коллег.
Если социальный работник заметает коллегу, то он должен действовать с учетом интересов, характера н репутации этого коллеги. Социальный работник, руководящий своими коллегами должен выполнять свои обязанности в справедливой взвешенной манере, оценивать их деятельность в соответствии с четко сформулированными критериями.
Социальному работнику следует защищать достоинство и целостность профессии. Социальная работа находится в процессе постоянного развития и обогащения, поэтому социальный работник всегда должен быть в курсе знаний, касающихся социальной работы, уметь их критически оценивать и использовать, делиться результатами исследовании и практическим оптом с коллегами.
Все перечисленные выше этические нормы могут оказать непосредственную помощь социальным работникам в их повседневной деятельности, основной целью которой является оказание помощи людям. «Наша работа не только, а может быть, и не столько профессия. это — судьба, наша судьба, судьба людей, которым мы по долгу службы помогаем. Человеческий контакт с ними чаще всего уже не прекращается. Мы уже как бы не можем не общаться; не помогать друг другу, жить друг без друга», — эти слова, сказанные одним из шведских специалистов, в полной мере отражают суть деятельности социального работника, его место и обществе и отношение к своей обычной, но очень гуманной и нужной профессии.
Этические нормы профессионального общения социального работника:
— социальный работник не должен участвовать в делах, связанных с
обманом, ложью, подлогом;
— социальный работник должен четко разграничивать свои заявления и действия как частного лица и как социального работника;
— социальный работник должен стремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего;
— социальный работник должен направлять усилия на предупреждение негуманных или дискриминационных действий, направленных против одного человека или групп людей;
— социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей;
— социальный работник, занимающийся исследовательской работой, должен проанализировать и предусмотреть ее возможные последствия для люден, убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем; информировать об этом заранее и не оказывать на них давление (при этом сохранить конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования);
— социальный работник, анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только с профессиональной целью только с людьми, профессионально связанными с ними,
Этические обязательства социального работника перед клиентом:
— на первом месте всегда должны быть интересы клиента;
— социальный работник должен работать с клиентом доброжелательно, максимально используя профессиональные навыки;
— недопустимо использование взаимоотношений с клиентом для достижения личной выгоды;
— социальный работник должен информировать клиента о возможном риске, правах и обязанностях, предоставляемых ему социальной службой;
-следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента;
— социальный работник может прервать работу с клиентом только в
особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно
меньший ущерб;
Прикладная этика предлагает для анализа возникающих моральных проблем, для принятия и обоснования решений следующие подходы:
1. Подход с точки зрения долга (деонтологический):
Рассматриваемый подход имеет две разновидности:
а) с позиции моральных прав (прав человека);
б) с точки зрения справедливости.
Мораль и этика — специфическая форма общественного сознания, которая представляет собой совокупность принципов, требовании, норм и правил, регулирующих поведение человека во всех без исключения сферах его общественной и личной жизни, его отношение к обществу, к той социальной группе (или слою), представителем которой он является, к себе как к члену конкретного общества, а также к выполнению возложенных на него социальных и профессиональных обязанностей.
Этика — это наука, изучающая закономерности возникновения развития и функционирования морали, ее специфику и роль в обществе, систему нравственных ценностей и традиции. Она устанавливает критерии нравственной свободы и ответственности личности, моральную ценность поступков. Этика базируется на философии. Она формировалась вместе с зарождением, становлением н развитием философии. Вместе с тем этика связана с социальной педагогикой, социальной психологией и юридическими дисциплинами.
Этику следует рассматривать как научную теорию морали и нравственности. Этические категории представляют собой объяснение нравственных понятий.
Многие специалисты в области этики исходя из объективных условий становления и развитии профессиональной нравственности предлагают создать кодексы профессиональной морали. Применительно к социальным работникам такие кодексы уже созданы.
Профессиональные группы учителей, врачей, артистов, служащих, управленцев и другие представляют собой специфические объекты для исследований, рассмотрения нравственно-этической стороны их деятельности. Даже на обыденном уровне заметна специфика их профессионального самовыражения.
Дифференциация и развитие этики привели к выделению конкретных областей профессиональной этики
педагогической, врачебной, юридической, судебной, изучающих особенности профессиональной морали. Профессиональная этика не сводится лишь к распространению общих закономерностей общечеловеческой морали на этику специалистов. Для нее характерны и свои, свойственные лишь ей нравственные нормы, которые могут даже ограничивать действие общих моральных принципов. Особенностью каждой профессиональной морали является то, что в различных сферах профессиональной деятельности применение, выражение и преломление общих нравственных норм имеет свои специфические черты и формы.
Профессиональная группа специалистов по социальной работе имеет свои особенности.
Особенностью профессиональной этики является ее тесная связь с деятельностью конкретной группы специалистов и неразрывное единство с общей теорией в практикой морали, господствующей в обществе. Этика социальной работы — относительно самостоятельный раздел этической науки. Это учение о морально-нравственных основах профессиональной социальной деятельности по оказанию помощи инвалидам, семьям, социальным группам и общинам, усилению или восстановлению их способности к функционированию и созданию благоприятных условий для достижения этих целей, нравственно-этических норм поведения специалистов по социальной работе, работников социальных служб. Этика социальной работы — специфическое проявление общей этики в социальном обслуживании населения. Раздел прикладной философской пауки о роли нравственных начал в деятельности работников социальных служб имеет большое значение для практики социальной работы.
Основные цели и задачи этики социальной работы, этические категории, роль нравственных ценностей в становлении социальной работы, этические проблемы социальной работы и исследований, будущее этики социальной работы — вот те проблемы, которые заслуживают внимания специалистов по социальной работе. Этика социальной работы как философско-социологическое знание играет уникальную роль в формировании профессионально-этического облика стилиста.
В предмет этики социальной работы входят не только нравственные нормы служебной деятельности специалистов, но и нормы внеслужебного поведения работников социальных служб.
Профессиональная мораль социального работника включает и себя следующие функции: познавательная, профессионально-нравственная, социально-корректирующая, социализирующая и дидактическая,. воспроизводство этических знаний, выработка устойчивого иммунитета.
Профессионально-этические кодексы работников разработаны во многих странах мира. В кодексе определены требования к уровню знаний и умений в области профессиональной этики социального работника (см.; Стандарты квалификации практической социальной работы // Социальная защита. 1993. № 7. С. 61). В частности, обозначаются требования к объему и качеству знаний морали и нравственности, жизненных укладов различных расовых, этнических и других культурных групп общества; этические основы процесса обсуждения с клиентов деликатных проблем, принципы моральной ответственности работников социальных служб перед клиентом; моральная ответственность перед профессией социальною работника и коллегами’ этические вопросы в социальных исследованиях.
Российскому специалисту известна «Этика социальной работы: принципы и стандарты», принятая Международной федерацией социальных работников (1994) и опубликованная в «Российском журнале социальной работы» (М.; Институт социальной работы, 1995, № 2. С, 122-126).
В России профессионально-этический кодекс социального работника был принят в мае 1994 г. на конференции членов Международной ассоциации работников социальных служб. Он включает в себя следующие принципы:
— моральной ответственности перед клиентом
— моральной ответственности перед обществом
— моральной ответственности перед профессией и коллегами.
Типичный подход с точки зрения долга получил свое выражение в трудах немецкого философа И. Канта.
Кант описал «сценарий» действия морального сознания людей в трех формулировках нравственного закона, или категорического императива (безусловного повеления). Первая формулировка отражает принцип всеобщности или универсализуемости: «. Поступай только согласно такой максиме (правило поведения), относительно которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».
Во-вторых, для того чтобы действие было нравственным, оно должно быть основано на уважении разумных существ как самоценных личностей, имеющих цель в самих себе.
Основной идеей третьей формулировки нравственного закона Канта является то, что воля каждого разумного существа — это воля, устанавливающая всеобщие законы. Воля, по Канту, должна быть не просто подчинена нравственному закону, а подчинена ему таким образом, чтобы она «рассматривалась так же, как самой себе законодательствующая и именно лишь поэтому как подчиненная закону (творцом которого она может считать самое себя)». Категорический императив, или нравственный закон у Канта, — это безусловная команда, это правила принятия решений, которые не зависят ни от обстоятельств, ни от последствий действий, они не допускают исключений. Категорический императив не говорит, каким должно быть содержание действия, чтобы оно было правильным, он лишь устанавливает форму, в которой должно осуществляться действие, чтобы быть нравственным.
С деятельностью юриста связана проблема соотношения законности и справедливости, которая возникает каждый раз, когда принимается решение, либо формально соответствующее букве закона, но при этом оценивающееся как несправедливое, либо кажущееся справедливым, но не согласующееся с требованиями закона (оценка может следовать со стороны общественного мнения, участников судебного процесса, международного сообщества и др.). Прежде чем принять решение,
юрист должен взвесить все «за» и «против», прислушаться к
голосу своей совести, «голосу справедливости». И тут
оказывается, что для принятия правильного решения ему
недостаточно обращения только к своему естественному
моральному чувству справедливости — он должен знать, каким
образом похожие проблемы решались и решаются другими
специалистами, что одобряется и не одобряется профессиональным сообществом; он также должен знать законодательство и основы теории морали, методы обращения с моральными и этическими проблемами, а также способы решения этических дилемм. Ведь естественное чувство справедливости может, например, породить желание мщения (по принципу талиона, от лат. talio — возмездие, достигаемое путем нанесения равного ущерба, — древнего обычая, регулировавшего взаимоотношения между ‘кровнородственными коллективами и обязывавшего сородичей при осуществлении мести руководствоваться нормами простой уравнительности)
Основная и наиболее распространенная формула талиона — «жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб».
Выделяют несколько категорий справедливости:
распределительная — дистрибутивная справедливость.
2) ретрибутивная (карательная) справедливость — фокусируется на ответственности или наказании за неправильные поступки;
3)компенсаторная справедливость — сосредоточивается на возмещении убытков потерпевшей стороне в той мере, в какой ущерб поддается справедливой оценке;
4)коммутативная (обменная) справедливость — относится к справедливости и честности сделок.
В настоящее время широко применяется несколько концепций справедливости.
1. Эгалитарные концепции
• теории, делающие акцент на проблеме равенства;
• принцип наибольшей равной свободы: в соответствии с ним каждая отдельная личность имеет равное с другими право пользоваться максимальным количеством свобод;
• принцип справедливого «равенства возможностей»;
• принцип дифференциации, предусматривающий, что общественные и экономические институты должны действовать таким, образом, чтобы максимизировать доступность благ для граждан, находящихся в наихудших условиях.
2. Либертарианская (радикально-либеральная) концепция справедливости.
4. Справедливость как результат честно организованной общественной дискуссии.
5. Справедливость как черта характера.
6. Справедливость как лояльность.
Социальный работник является человеком, личностью, вступающей в определенные отношения в силу своих профессиональных обязанностей, и, помимо долга по отношению к клиентам, профессии, коллегам и обществу, он обязан выполнить долг перед самим собой.
По мере развития личности соц.работника, у человека вырабатывается специфическая потребность в получении высокой оценки своей профессиональной деятельности, своей личности и поведения, завоевания авторитета.
Творческое выполнение соц.работником его профессиональных обязанностей, постоянное профессиональное и духовно-нравственное совершенствование – долг соц.работника по отношению к самому себе.
Честь и достоинство соц.работника – это признание клиентами, коллегами, обществом его высоких качеств и ценности как специалиста и личности.
Потребность в объективной и обоснованной оценке своих достоинств является стимулом к совершенствованию личности. Если специалисту достаточно лишь внешнего проявления уважения к нему, если он готов довольствоваться лишь видимостью авторитета – он никогда не станет хорошим специалистом, поскольку личные амбиции в отношении оценки окружающих и субъективная самооценка для него важнее, нежели действительная ценность его личности. Большое самомнение, гипертрофированное чувство собственного достоинства, переходящее в самодовольство и самолюбование, отсутствие самокритичности, являются качествами, отрицательно сказывающимися как на перспективах личного роста, так и на качестве профессиональной деятельности.
Долгом соц.работника по отношению к самому себе является завоевание высокого авторитета в общественном мнении.
Авторитет соц.работника может быть как формальным, так и неформальным. Формальный авторитет – авторитет его профессии и должности. Неформальный авторитет – показатель моральной значимости и степени влияния специалиста на клиента или его окружение, на коллег. Завоевание авторитета – процесс длительный и трудный, имеющий, однако одну особенность: чем меньше соц.работник думает об авторитете и чем больше о собственно профессиональной деятельности, тем выше его авторитет.
В отличие от профессионального долга, профессиональные обязанности носят более конкретный характер. Профессиональные обязанности соц.работника в общих чертах изложены в Квалификационном перечне, куда специальность «социальная работа» была внесена в апреле 1991г. Приказом Госкомтруда СССР.
В зависимости от характера отношений работника с клиентом, система социальной защиты может или укрепляться или разрушаться. Несмотря на то, что между социальным работником и его клиентом устанавливаются партнерские отношения, по силе влияния на партнера более активной стороной является соц. работник, поскольку его действия и поступки имеют решающее значение для клиента и решения его проблем.
Профессиональный долг соц.работника по отношению к клиенту заключается в его содействии наиболее полной самореализации личности, достигаемой различными способами и методами, избранными в зависимости от потребностей клиента; за свои действия социальный работник несет моральную ответственность. Основными требованиями профессионального долга соц.работника в отношении клиента являются такие требования, как: уважение клиента как личности, разумная требовательность к нему, установление не только деловых, официальных, но и человеческих отношений, создание у клиента оптимистического настроя, помощь в приобретении уважения со стороны социального окружения.
Особо следует подчеркнуть такое требование, предъявляемое к социальному работнику, как требование изучения внутреннего, духовного мира клиента. Внимательное, доброжелательное и чуткое отношение к мыслям, интересам клиента, его эмоциям и переживаниям, основанное на уважении личности, поможет соц.работнику выполнить его профессиональный долг по отношению к клиенту.
Вместе с тем, соц.работник должен иметь в виду те трудности, которые могут встретиться в его работе с социальным окружением клиента. Специалист не имеете права упрекать родных и близких клиента во невмешательстве в его судьбу, равнодушии, делать категоричные, скоропалительные заключения. В интересах соц.работника доказать окружению клиента объективную необходимость и полезность его участия в решении проблем клиента, преодолеть возникшее противоречие во взглядах и мнениях людей, а также отчуждение их друг от друга, пробудить в них интерес к совместным действиям, тактично разъяснить их роли в отношении клиента.