Что изучает психология личности

Психология личности: определение, что изучает, ключевые свойства и особенности

Что изучает психология личности

Определение понятий

Этот раздел психологической науки объединяет в себе важнейшие концепции изучения внутренних связей и психических процессов индивида. При этом разные психологи предлагают различные подходы к тому, что же является объектом исследования. Для одних это единичный представитель человечества, являющийся носителем сознания. Для других – он же, но как элемент общественных отношений. В связи с этим рождается обобщенное определение, которое понимает человека как существо, отличающееся сознательной мыслительной деятельностью и являющееся субъектом социальных взаимодействий.

Предметы ПЛ

Что это такое – личность: краткое определение в психологии

Если говорить более простым языком, это совокупность следующих свойств:

Что изучает психология личности

Основные теории личности, которые являются базой психологии (кратко)

В психологической науке существует целый ряд концепций, направленных на изучение различных проявлений личностных особенностей.

Глубинная (психодинамическая)

Ее фундамент составляет учение З. Фрейда о бессознательном. В рамках этой парадигмы перводвигателем формирования индивидуума как части общества считается либидо (Эрос) и влечение к смерти (Танатос). Австрийский психолог выделял три элемента, на которых выстраиваются психические процессы человека:

Когда «Я» не может обеспечить гармоничное сосуществование других частей психики, возникает внутренний конфликт. Позже эти идеи получили переосмысление в работах А. Адлера и К. Юнга. Первый утверждал, что личность – это целостная система, вписанная в более масштабный общественный механизм. Первоосновой для ее формирования он назвал стремление к превосходству. Второй делил бессознательное на личное и коллективное.

Что изучает психология личности

Феноменологическая теория

Она говорит об индивидууме как о самостоятельном в принятии решений субъекте, который полностью несет ответственность за свою жизнь. То есть индивид – это не тотально подчиненная общественным процессам единица, а самоценная развивающаяся структура. Исследователь К. Роджерс считал, что важнейшим побудителем внутриличностного развития является стремление к самосовершенствованию.

Диспозициональная концепция

Источник

Психология личности

Что изучает психология личности

Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в ее взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, другими. Кроме того, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия.

Содержание

Различные определения понятия личность

Теории личности

Основные направления в психологии личности

Глубинная психология личности

Основной категорией глубинной парадигмы психологии является категория бессознательного, предложенная З. Фрейдом в конце XIX века. В широком значении бессознательным называют огромный пласт душевной жизни личности, не соотнесенный с сознательным «Я» и включающий в себя витальность, психическую энергию, неосознаваемую телесность, инстинктуозные влечения (libido и mortido), нераскрытые потенциалы, вытесненные желания, забытые события и переживания.

З. Фрейд предложил структурную и топографическую модели личности. Структурная модель состоит из компонентов

Топографическая модель личности включает в себя сознательное, предсознательное и бессознательное. В сознательном находятся соотносимые с «Я» содержания индивидуальной жизни. В предсознательном находятся забытые, вытесненные содержания, которые ранее были соотнесены с «Я» и могут быть либо актуализированы усилием Я, либо извлечены методом психоанализа. В отличие от сферы бессознательного, эти содержания уже «известны» сознательному Эго и обладают вербально-знаковыми характеристиками. В свою очередь, бессознательные содержания довербальны, — это чистые влечения, инстинкты, потенции, психическая энергия.

Еще одной практико-ориентированной моделью З. Фрейда является модель психосексуальной периодизации жизни, в основу которой положена идея о «миграции либидо» по различным зонам тела в процессе онтогенетического развития личности. Основаниями периодизации являются телесные зоны сосредоточения либидозной энергии; основные темы родительского воспитания и социальных взаимодействий личности; типичные и индивидуальные черты личности, формируемые на каждой стадии; успешность прохождения стадий или формирование фиксаций.

Основные методы ортодоксального психоанализа — это метод кушетки, метод свободных ассоциаций, метод толкования сновидений, анализ сопротивления, переноса и контрпереноса.

Классический психоанализ привнес в психологию личности идеи бессознательной детерминации индивидуальной жизни и оказал существенное влияние на культуру самопознания и психогигиены. Кроме того, нельзя не оценить предложенный З. Фрейдом более широкий взгляд на природу сексуальности, как на первичную витальную силу, мощную энергию жизни и творчества, — в оппозицию к обособлению функции воспроизводства рода.

Взгляды К. Юнга на природу бессознательного существенно отличались от понимания бессознательного З. Фрейдом. Согласно К. Юнгу бессознательное можно разделить на личное бессознательное и коллективное. В личном бессознательном находятся содержания, схожие с содержания предсознания в теории З. Фрейда. Коллективному бессознательному принадлежат конкретные паттерны восприятий, реагирований, отношений, моделей поведения, которые были закреплены в органических основах психики своими бесчисленными повторениями в опыте человечества. [5]

Что изучает психология личностиАрхетипы представляют собой системы установок, передающихся по наследству вместе со структурой мозга, являясь ее психическим аспектом. Это «хтоническая» часть души, через которую она связана с природой, миром, землей.

Эти паттерны К. Г. Юнг назвал архетипами и описал основные из них: самость, персона, тень, анима и анимус, мать, отец, ребенок, герой, трикстер. Архетипические содержания бессознательного констеллируют в значимых ситуациях индивидуальной жизни, и их влияния, как правило, неосознаваемы для личности.

Что изучает психология личностиЕсли вы наблюдаете поведение невротика, то можете видеть его совершающим некоторые поступки по видимости сознательно и целенаправленно. Однако если вы спросите его о них, то обнаружите, что он или не осознает их, или имеет в виду нечто совсем другое. Он слушает и не слышит, он смотрит и не видит, он знает, однако не осознает. Подобные примеры столь часты, что специалист понимает, что бессознательное содержание разума ведет себя так, как если бы оно было сознательным. В таких случаях никогда нельзя быть уверенным в том, сознательны ли мысль, слова или действия, или нет.

Идея об использовании сюжетов и символов культуры как моделей для понимания и интерпретации содержаний индивидуальной жизни легла в основу юнгианского метода, получила свое развитие в современной аналитической психологии и стала одним из оснований культурной парадигмы в психологии личности.

Источник

Психология личности, дифференциальная психология

Тема
«Психология личности, дифференциальная психология»

Ермолаев Андрей Алексеевич

В фундаментальных науках, существующих на данный момент на есть огромное количество направлений.

Так и в фундаментальной психологии существует множество направлений. Одним из таких направлений является психология личности.

Психология личности раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы.

Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основные характеристики человека:
— особое строение организма;
— способность к трудовой деятельности;
— наличие сознания.

Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием «индивид».

Общие характеристики индивида:
— целостность психофизической организации организма;
— устойчивость по отношению к окружающей действительности;
— активность.

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами.
Личностью не рождаются, личностью становятся.

Основные характеристики личности:
— активность (стремление расширить сферу своей деятельности);
-направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений),
— совместная деятельность социальных групп, коллективов.

Активность есть важнейшее общее свойство личности, и проявляется оно в деятельности, в процессе взаимодействия с окружающей средой.
Но что именно побуждает человека действовать определенным образом, ставить перед собой те или иные цели и добиваться их? Такими побудительными причинами являются потребности.

Потребность — это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то. Активность личности и направляется на удовлетворение потребностей.

Потребности человека разнообразны.
Прежде всего выделяют потребности естественные (природные), которые непосредственно обеспечивают существование человека: потребности в пище, отдыхе и сне, в одежде и жилище.
В основе своей это биологические потребности, но по своей сущности они в корне отличаются от соответствующих потребностей животных: способ удовлетворения человеческих потребностей носит социальный характер, т. е. зависит от общества, воспитания, окружающей социальной среды.
Наряду с естественными у человека есть и чисто человеческие, духовные, или социальные, потребности: потребность в словесном общении с другими людьми, потребность в знаниях, активном участии в общественной жизни, культурные потребности (чтение книг и газет, слушание радиопередач, посещение театров и кино, слушание музыки).

Важнейшая характеристика личности — ее направленность, определяющая цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует.

Анализируя тот или иной конкретный поступок, конкретное действие, определенную деятельность человека (а они всегда чрезвычайно разнообразны), надо знать мотивы или побудительные причины этих поступков, действий или конкретной деятельности. Мотивами могут быть конкретные проявления потребностей или побуждения другого рода. Познавательная потребность человека проявляется в интересах.

В течение долгого времени психология ставила перед собой задачу изучать внутренний мир человека, его переживания, понимая этот внутренний мир как свойство изначально присущее духовной жизни, рождающееся в глубинах организма и независимо от влияния окружающей среды.

В современной психологии существуют две главные концепции определения личности человека.

Вторую концепцию психологии личности можно охарактеризовать как субъективистскую, так как в ней декларируется изначальная свобода личности, она изобилует понятиями «индивидуальность», «ответственность» и др.
Данная концепция преимущественно характерна для экзистенциальной и гуманистической психологической школы.

В общем можно сказать, что психология личности со всеми её подразделениями изучает эмоции, чувства, мысли, самосознание, мотивы, интеллект, социальные роли и иные проявления личности.

История возникновения психологии личности

Исторические изыскания в личностной психологии ведут свое начало от Гиппократа (IV век до н. э.), утверждавшего существование четырех типов темперамента в зависимости от четырех основных жидкостей организма:

-флегматический темперамент – скрывающий в себе человека медлительного, невозмутимого, с замедленно проявляющимися чувствами, не склонного к резкой и быстрой смене настроения, тщательно и не спеша составляющего планы и неторопливо воплощающего их в жизнь;
сангвинический – человек намного более подвижный, легко загорающийся всякой новой идеей (и также быстро «переключающийся» на другую), с живой мимикой и привычкой жестикулировать, общительный и довольно впечатлительный;

-холерический темперамент – описывающий человека неуравновешенного, временами плохо контролирующего свои эмоции, «срывающегося» по пустякам; несдержанного; глубоко переживающего как радостные, так и печальные события; способного к необдуманным поступкам, совершаемым под действием сильного эмоционального всплеска;

-меланхолический темперамент – тип человека, «прячущего» от посторонних свои глубокие переживания, весьма постоянного в своих привязанностях; иногда вялого, избегающего активных действий, замкнутого, довольно болезненно воспринимающего неприятности и старающегося избежать многочисленных знакомств.

В направлении изучения человека как личности свои изыскания вел и Аристотель.

Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела.

Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности:
-питающей, чувствующей, движущей, разумной;
— высшие способности возникают из низших и на их основе.
Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как «воск принимает оттиск печати без железа и золота».
Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств.
Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциации психических явлений.

-I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

-II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

-III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

-IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики человека.

Одна из наиболее ранних современных теорий, рассматривающих связь телосложения и свойств личности, принадлежит Э. Кречмеру.

Астенический тип. Человек-астеник отличается худобой, высоким ростом, кожа довольно бледная и тонкая, длинные руки и ноги, узкие плечи, грудная клетка довольно неширокая и плоская. Такие люди не страдают ожирением, но при этом у них слабо развитая мускулатура.

Атлетический тип. Обычно это люди с развитой мускулатурой и скелетом. Люди этого типа обычно высокие или же среднего роста, у них широкая грудь и плечи.

Пикнический тип. Люди небольшого роста, с втянутой шеей. Обычно страдают ожирением, слабо развита мускулатура. Также развиты внутренние полости тела.

К эмпиристам можно отнести представителей бихевиоризма.
Они считали, что личность формируется только под влиянием среды.

Первыми заметными направлениями в изучении личности человека были френология и анатомическая психология, занимавшие¬ся поиском четких анатомических маркеров личности.

Такого рода подход используется до сих пор, как в мире псевдонауки (например, хиромантия), так и в социобиологической литературе, где можно найти сведения о связи между такими факторами, как размер головы (объем или окружность черепа) и уровень интеллекта.

Основные характеристики в изучении психологии личности

В личностной психологии (психологии личности) как правило, выделяются следующие характеристики личности:

1) Социально-психологические характеристики личности:
-статус;
-социальная позиция;
-социальные роли и др.

2) Индивидуально-психологические характеристики личности:
-характеристики коммуникативной сферы;
-интересы, потребности;
-установки и др.

3) Индивидуально-типологические характеристики личности:
-свойства нервной системы;
-темперамент;
-характеристики темпа психической деятельности.

Проблемы исследования личности

3. Проявления активности личности.
Активность изучается на физиологическом, психофизиологическом, психическом и социальном уровнях.
Такой многоаспектный подход к изучению активности объясняется ее многосторонностью, многоуровневостью, сложностью.
По сути, любое психологическое образование личности, любые физиологические, психологические и социальные проявления человека связаны с феноменом активности.
При рассмотрении человеческой активности выделяются и анализируются самые разные ее уровни и типы:
— физиологический (Владимир Бехтерев, Иван Павлов, И.М. Сечении, Л.А. Ухтомский и др.);
— психофизиологический (К. Анохин, Н.А. Бернштейн, М.В. Водунов, Э.А. Голубева, А.И. Крупное, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицын);
— психический (Михаил Басов, Лев Выготский, Алексей Леонтьев, В.Н. Мясищев, Сергей Рубинштейн, Дмитрий Узнадзе и др.);
— социальный (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Б.Ф. Помов, Е.В. Шорохова и др.);
— субъектный (В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, В.О. Татенко, В.Э. Чудновский).

Методология психологи личности

В современной психологии несмотря на разнородность психологических направлений, все более проявляются тенденции рассматривать личность во всем ее многообразии.
Особого внимания заслуживает специфический подход к человеку, основанный на теории общих систем, который носит название организмичного (organismic viewpoint) или холистического (M. Stepulac, 1995).

Организмическая теория.
Главные особенности организмической теории – в той мере, в какой они относятся к психологии человека – можно обозначить следующим образом.

В организмической теории подчеркивается единство, интегрированность, согласованность и когерентность здоровой личности.
Организованность – естественное состояние организма; дезорганизованность патологична и обычно связана с воздействием подавляющей либо угрожающей среды или с интра-организменной аномалией.
Организмическая теория предполагает изначальное видение организма как организованной системы и анализирует его, дифференцируя целое на составляющие.
Составляющая никогда не абстрагируется от целого, к которому принадлежит, и не изучается как изолированная сущность; всегда рассматривается характер ее участия в функционировании целого организма.
Теоретики, стоящие на организмической позиции, полагают, что невозможно понять целое, непосредственно изучая отдельные части, поскольку целое функционирует по законам, которые невозможно обнаружить, исследуя части.
Атомистическая точка зрения представляется излишне громоздкой, поскольку, сводя организм к элементам, приходится постулировать наличие некоего «организатора», интегрирующего элементы в единое целое.
Организмическая теория не требует введения «организатора», поскольку организованность введена в систему изначально, и не допускается, чтобы в результате анализа организм как таковой был утерян.
В организмической теории принимается положение, согласно которому индивид мотивируется не многими, а одним главным мотивом. Название этого главного мотива у Гольдштейна – само-актуализация или самоосуществление, имеется в виду, что люди постоянно стремятся осуществить свои врожденные возможности всеми доступными способами.
Единственность цели придает единство и направленность жизни человека.
Хотя в организмической системе индивид не рассматривается как закрытая система, есть тенденция к минимизации значения директивного влияния внешней среды и подчеркивается значение для развития врожденных возможностей.
Организм отбирает те свойства среды, на которые будет реагировать, и – за исключением редких и аномальных обстоятельств – среда не может принудить человека вести себя так, как чуждо его природе.
Если организм не может контролировать среду, он будет к ней адаптироваться.
В целом предполагается, что организм, если позволить ему развиваться назначенным образом и в соответствующей обстановке, придет к развитию здоровой целостной личности, тогда как злокачественные воздействия среды могут искалечить личность.
В организме нет ничего врожденно «плохого»; он становится «плохим» из-за неадекватного окружения.
В этом пункте у организмической теории много общего со взглядами французского философа Жана-Жака Руссо, полагавшего, что люди по природе хорошие, однако могут извращаться – и часто так происходит – средой, которая не дает им возможности действовать и развиваться сообразно своей природе.
Организмическая теория часто использует принципы гештальтпсихологии, однако в силу того, что гештальтисты занимались отдельными функциями – восприятием и научением – она считается слишком узкой базой для понимания целостного организма.
Организмическая теория эту базу расширила, включив в круг рассмотрения все, что касается организма и его деятельности. Тем не менее, многое в организмической теории напоминает теорию Левина (Lewin, К.), хотя Левиновская топология – исключительно психологическая и не рассматривает целостный биологический организм.
Организмическая теория полагает, что на основе исчерпывающего изучения одного человека можно узнать больше, чем в результате экстенсивного изучения отдельных психических функций многих индивидов.
По этой причине организмическая теория пользовалась большей популярностью среди клинических психологов, занимающихся целостной личностью, чем среди сторонников экспериментального подхода, интересующихся в первую очередь отдельными процессами или функциями – например, восприятием и научением.

Холистическая теория
Греческое слово «холон» переводится как «цельность» или «целостность». Соответственно, холизм как учение базируется на непосредственной целостной взаимосвязи материального и духовного. Это теория о нераздельной взаимосвязи всего, что нас окружает, о постоянном обновлении и преобразовании всех видов живой материи в их неразрывном торжестве всеединства. Это учение пустило корни и в философии, и в психологии, и в медицине.
Холистический подход в психологии утверждает идею о необходимости целостного изучения личности как системы каждый элемент которой находится во взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом.
Поэтому как выделение, так и изучение каких-либо элементов по отдельности становится возможным лишь в абстракции.

Но не организмическая теория, не холистическая теория по отдельности не могут дать полной картины становления личности, а потому необходимо объединять все возможные теории воедино для полного понимания изучаемого индивида.
Для изучения человека как личности необходимо объединить все разрозненные учения и создать системный подход к данной проблеме.

Системный подход является одним из важнейших методологических принципов современной науки и практики.
Методы системного подхода широко используются для решения многих теоретических, прикладных и практических задач.

Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями управления большими системами и интеграции знаний.

«Система» – слово греческое, буквально означает целое, составленное из частей. В другом значении это порядок, определенный планомерным, правильным расположением частей и их взаимосвязями. Термин «системный подход» охватывает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов.

При разработке проблем личности все шире используются такие «системные» понятия, как иерархия, уровни, саморегуляция, структура, организация, интеграция и т. д.
Само развитие личности начинает пониматься и анализироваться как системно-целостный процесс.

Системный подход – современный методологический принцип науки, один из аспектов диалектического учения о связях. Отличительная черта системного подхода в отечественной психологии состоит в том, что объектом системного анализа, прежде всего, являются развивающиеся системы.

Выделяют следующие общие характеристики системы:
-целостность;
-структурность;
-взаимосвязь системы со средой;
-иерархичность;
-множественность описания.

Наряду с этими общими характеристиками любой системы существует и ряд более специфичных характеристик, например целеустремленность сложных технических, живых и социальных систем, их самоорганизация, то есть, способность менять свою собственную структуру.

В области психологии личности возможности системного подхода позволяют поставить ряд новых методологических и исследовательских проблем, среди них:
1) проблема становления личности как необходимого, относительно самостоятельного и активного компонента более широких систем, в составе которых личность выполняет важные для жизнедеятельности этих систем функции;
2) изучение характера связей и отношений между компонентами личностной системы (системообразующие, управления, регуляции, содействия, компенсации, нейтрализации, дополнения, соподчинения, коррекции и др.);
3) исследование внутренней упорядоченности, интегративности личностной системы, ее иерархически-уровневого строения, вертикальной и горизонтальной структуры, закономерностей целостного функционирования и реорганизации;
4) анализ связи между генетическими и функциональными уровнями личностной системы;
5) рассмотрение личностного развития как системного диахронического образования (Л. И. Анцыферова, 1982).

Методы исследования личности в психологии личности

В настоящее время не существует общей классификации методов исследования личности в психологии, поэтому рассмотрим несколько из них.

Метод наблюдения
Наблюдение – основной метод изучения личности, то, без чего нет любого подхода к изучению личности. Наблюдение предполагает целенаправленное изучение.
Требования к наблюдению:
-сохранение естественности;
-целенаправленность;
-фиксация результатов.
1. Естественное наблюдение – это наблюдение и регистрация наблюдаемых проявлений в реальной жизни (реальных жизненных условиях).
Естественное наблюдение является богатым источником информации.
Положительные стороны:
-поведение в естественных ситуация,
-проведение в повседневном окружении.
Недостатки:
-непредсказуемость событий;
-наложение проблем наблюдателя (личный фактор;
-малая выборка;
-непреднамеренное вмешательство в происходящие события (нарушение чистоты наблюдения).
2. Полевое наблюдение.
В этом исследовании сочетаются особенности естественного наблюдения и соответствующего экспериментального контроля.

Метод опроса (метод интервью)
При всем разнообразии, формы интервью можно разделить на структурированные и неструктурированные.
Оценка метода интервью:
-может давать чрезвычайно полезную информацию о личности индивидуума и его жизненной ситуации.
-интерпретация данных интервью носит в высшей степени субъективный характер, и на нее могут оказывать влияние пристрастия самого интервьюера.
Кроме того, личность интервьюера может незаметно влиять на то, насколько открытым и искренним проявит себя респондент во время интервью.
Метод интервью необходимо использовать в сочетании с объективными методами.

Стандартизированные тесты (методы самоотчета).
Термин «самоотчет» в данном случае используется в значении какой-либо информации, которую субъект прямо сообщает о себе путем ответа на определенные вопросы или путем выбора одного из имеющихся утверждений при условии ограниченного количества вариантов (например, «да», «нет», «не знаю»).
Опросники самоотчета отличаются друг от друга количеством личностных характеристик, измеряемых одновременно.

Сильные стороны:
— тесты дают более полную, определенную и систематизированную информацию о личности, чем, например, методы наблюдения и эксперимента;
-получаемая информация объективна;
-с тестами может легко работать человек, имеющий относительно
-небольшую формальную подготовку;
-тесты обычно обладают большей надежностью по сравнению с другими методами.

Недостатки:
-не защищены от преднамеренного обмана;
-не защищены от влияния эталонов социальной желательности и установочного поведения.
Метод эксперимента.
В отличие от других подходов, экспериментальный метод позволяет исследователям не только контролировать и предсказывать определенные феномены, но и давать им объяснение.
Требование этических принципов проведения эксперимента (Л. Хьелл, Д. Зиглер, 1997):
-принцип осведомленного согласия;
-принцип безопасности для жизни и здоровья испытуемых;
-конфиденциальности.

Преимущества:
-позволяет изолировать отдельные переменные и манипулировать ими по своему усмотрению.
-устанавливает причинно-следственные связи: позволяет делать выводы о причинах.
-сбор данных, их запись и анализ объективизированы.

Недостатки:
-круг феноменов, которые можно изучать, ограничен по этическим соображениям;
-искусственные лабораторные условия могут ограничивать возможность распространить закономерности поведения в экспериментальной ситуации на поведение в иных, не тестовых условиях;

На изменение изучаемой переменной могут оказывать влияние экспериментальные артефакты (например, представление о социально желательном или нежелательном поведении, требуемые характеристики, пристрастие экспериментатора).

Экспериментальные методы исследования

Метод изучения клинических случаев.
-Метод изучения истории болезни обеспечивает возможность глубокого анализа отдельной личности.
-Этот метод направлен, прежде всего, на диагностику и лечение индивидуумов, страдающих эмоциональными расстройствами.
-Кроме того, изучение клинических случаев имело значение при создании ряда теорий личности и при изучении здоровых индивидов на протяжении многих лет.
При описании прошлого клиента (описании клинического случая)
используются разные методы: биографические и автобиографические очерки, личностные опросники и проективные тесты, интервью, а также информация, полученная от тех людей, которые хорошо знают данного человека.
Хотя истории болезни представляют собой ценный источник знаний о людях, этот метод не свободен от некоторых недостатков, связанных с тем, что объектом изучения здесь является конкретный человек.

Оценка метода изучения клинических случаев:
1. Преимущества:
-показывает сложность и уникальность индивида.
-свободен от искусственных и надуманных лабораторных условий.
2. Недостатки:
Не обеспечивает надежной основы для формулирования общих принципов поведения.
Рассматриваемые случаи слишком частные.
Результаты могут отражать интересы и личные склонности исследователя.
Не позволяет выделить причинно-следственные отношения между переменными.

Проективные методы.
Термин «проективный метод» предложил Л. Франк (L. K. Frank, 1939) для обозначения методов оценки, в которых испытуемым дают неопределенные стимулы, содержание которых не предполагает четких, обусловленных данной культурой ответов.
Подобные методы, представляющие собой скорее непрямой подход к оценке личности, позволяют людям «проецировать» на неопределенный материал свои чувства, потребности, установки и отношение к жизни.
Предполагается, что в ответах на тестовые стимулы обнаруживаются признаки подавленных импульсов, защитные механизмы личности и другие ее «внутренние» аспекты.

Преимущества:
-Тестовые стимулы относительно неоднородны и неоднозначны, благодаря чему испытуемый не знает, какую психологическую интерпретацию получат его ответы.
-Непрямой способ подачи тестового материала не приводит в действие психологические защитные механизмы испытуемого, что дает возможность получать информацию о таких аспектах личности, которые скрыты от наблюдения.
Недостатки:
-Недостаточно стандартизированы.
-Отсутствует четкая процедура их проведения, оценки и интерпретации.
-Имеют низкую надежность и валидность.
-Интерпретация слишком часто зависит от догадок и интуиции психолога, а это не способствует повышению научной ценности проективных тестов.

В конце разговора о психологии личности представим одну из полезных методик изучения личности.

Методика «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» (А.В.Либин)
Инструкция:
«Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги и квадраты.
Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности.
Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти.
Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, а если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие.
Выполните рисунок по данной инструкции».

Эти трехзначные цифры составляют так называемую формулу рисунка, по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам.
Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трёхзначных чисел, где сотни обозначают количество треугольников, десятки ; количество кругов, единицы количество квадратов. Эти трёхзначные цифры ; составляют так называемую «формулу рисунка», по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам.
Интерпретация результатов:
Исследования психологов показали, что соотношение различных элементов в конструктивных рисунках не случайно.
Анализ позволяет выделить 8 основных типов (типыэто наиболее сильно ; различающиеся между собой характеристики индивидуальности, подтипы, входящие в тот или иной тип, в общих чертах соотносятся с характеристиками типа, однако имеют и свои специфические особенности), которым соответствуют описанные ниже типологические характеристики.

I тип «руководитель».
Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей ; и организаторской деятельности.
Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития.
Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определённых границах.
Обычно выбирают зелёный цвет (по М. Люшеру ) и рисуют «ёлку» в тесте «Дерево». Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.
Наиболее жёстко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820;
ситуативно у 703, 712, 721, 730;
при воздействии речью на ; людей вербальный руководитель или «преподавательский подтип» 604, 613, ; ; 622, 631, 640.
Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития.
При высоком уровне развития индивидуальные черты развиты, реализуемы, достаточно хорошо осознаются.
При низком уровне развития могут не выявляться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.

II тип «ответственный исполнитель» обладает многими чертами типа ; «руководитель», являясь рядоположенным ему, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания.
Данный тип людей более ориентирован «на умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.
Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

IV тип «учёный». Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают ; «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать «на все» свои теории.
Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают своё поведение.
Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370. Подтип 316 характеризуется способностями создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу; 325 подтип, ; характеризующийся большой увлечённостью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной.
Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.

V тип «интуитивный». Люди этого типа обладают сильной чувствительностью ; нервной системы, высокой её истощаемостью.
Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые возможности.
Обладают повышенной чувствительностью к новизне.
Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что даёт возможность заниматься техническими видами творчества.
Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства на их свободу. Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.

Подтип 235 часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии;
244 обладает способностью литературного ; творчества;
217 обладает способностью к изобретательской деятельности;
226 большая потребность к новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя.

VI тип «изобретатель, конструктор, художник».
Часто встречается среди лиц с ; «технической жилкой».
Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются самыми различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества.
Чаще интровертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля.
Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.
Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046.
Подтип 019 ; встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией;
118 тип с наиболее ; сильно выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям.

VII тип «э ; мотивный». Обладает повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело переживают «жестокие кадры фильма», могут надолго быть «выбитыми из колеи» и быть потрясёнными от жестоких событий.
Боли и заботы других людей находят у них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей. Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

VIII тип обладает противоположной тенденцией э ; мотивному типу.
Обычно не чувствует переживаний других людей или относятся к ним с невниманием и даже усиливают давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным.
Иногда для него характерна «чёрствость», которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.
Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109.

Дифференциальная психология — раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп.
Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики, а также количественно оценивает эти различия в разных сферах.

В качестве задач дифференциальной психологии выступают следующие:
1. Выделение наиболее существенных, информативных психологических характеристик человека и изучение их структуры.
2. Изучение пределов, в которых психологические признаки изменяются (межиндивидуальная вариативность).
3. Изучение различий между группами людей.
4.Выявление факторов, лежащих в основе индивидуальнопсихологических различий.

Дифференциальная психология обязана своему появлению педагогической, медицинской и инженерной практикам.

Основополагающую проблему дифференциальной психологии Штерн характеризовал как триединую:
-природа психологической жизни человека и социологических групп, степень их различий;
-факторы, определяющие различия и воздействие на ни;
-чем проявляются различия.
Наибольшее внимание в дифференциальной психологии уделяется психологическому тестированию.
Первоначально это были индивидуальные тесты, а затем для определения умственных различий прибегли к групповым.
Позднее появились проективные тесты, которые помогали лучше понять интересы людей, их жизненные установки, эмоциональные состояния и реакции.
Путём обработки тестов выявляются факторы, выявляющие общие свойства (параметры, измерения) интеллекта или личности.
На основании полученных результатов определяются количественные вариации в особенностях психологии конкретного человека, которые как раз и помогают максимально задействовать его потенциал, раскрыть его творческие способности.
В настоящее время дифференциальная психология изучает качества человека, касающиеся его индивидуальности, духовности, общего мировоззрения, предметно-содержательные качества, особенности самосознания, характерный стиль личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональная, учебная, общение и др.).
Совершенствуются и разрабатываются новые методики и подходы, как экспериментальные, так и математические.
Всё больше уделяется внимания изучению различий в творческие и организаторские способности в общей структуре личности, в мотивационной сфере.
Данная область знания имеет широкое практическое применение:
-подбор и обучение персонала.
-диагностика развития склонностей, способностей индивидов.
-выбор профессии.
-мотивация персонала и др.

История возникновения дифференциальной психологии

Рождением дифференциальной психологии принято считать 1900 год, когда вышла книга Уильяма Штерна «О психологии индивидуальных различий: идеи к дифференциальной психологии».
Именно У. Штерн предложил термин и название дисциплины — «дифференциальная психология».
Это не значит, что до него никаким образом не исследовались индивидуальные различия людей.
С древнейших времен философы и ученые обращали свое внимание на то, что люди разные, и более того — их можно классифицировать определенным образом относительно их психологических особенностей и поведения. У. Штерну удалось собрать имеющиеся к тому времени представления о различиях между людьми в целостную концепцию.
Предыстория создания концепции, в первую очередь, связана с развитием ряда эмпирических направлений, которые отличались использованием метода наблюдения, невысоким уровнем обобщения, а также попытками связать некоторые анатомо-физиологические и психологические особенности человека.
К концу XIX века в связи внедрением в психологию экспериментального метода изучение различий переходит на качественно новый уровень, предполагающий измерение и последующий анализ индивидуальных и групповых признаков.
К ключевым событиям этого периода, которые послужили предпосылками для оформления дифференциальной психологии в отдельную науку, относят открытие В. Вундтом в 1879 году психологической лаборатории, где он начал в экспериментальных условиях изучение психических процессов;
-открытие феномена времени реакции;
-использование методов статистического анализа;
-использование данных психогенетики.

А. Анастази рассматривает дифференциальную психологию скорее не как отдельную область знания, а как подход, актуальный для проведения любого психологического исследования.

Главная цель дифференциальной психологии, так же как и психологии вообще, замечает он, — понять поведение. Дифференциальная психология подходит к этой проблеме через сравнительный
анализ поведения в меняющихся условиях.
Методология дифференциальной психологии

Дифференциальная психология в своих изысканиях чаще всего использует:
1.Общенаучные методы:
а) наблюдение;
б) эксперимент.

2.Психогенетические методы:
а) генеалогический метод;
б) метод приемных детей;
в) близнецовый метод.

3.Математические методы:
а) дисперсионный анализ;
б) индуктивная статистика;
в) корреляционный анализ.

4.Исторические методы (методы анализа документов):
а) биографический метод;
б) дневниковый метод;
в) автобиография.

5. Методы теоретического анализа:
а) моделирование;
б) реконструкции;
в) типология.

Закрытая типология, как правило, сама является целью исследования и демонстрирует общую закономерность в перечне ее проявлений.
Иногда этот вид типологии применяют для раскрытия отдельной свойства, существует как совокупность форм, в каждой из которых представлено различное соотношение исследуемых признаков.
Для такой типологии важные количество признаков и типов, характер распределения средних и крайних типов, их взаимодополняемость, по которой описывается закономерность в целом.
Примером закрытой типологии е типология специфически человеческих типов темперамента И. Павлова, по которой всех людей разделены на «художников» и «мыслителей» по критерию преобладание первой или второй сигнальной системы.
Открытая типология.
При исследовании высших психических функций используют открытую типологию (прогрессивную, или конструктивную), не имеет полного набора заранее установленных признаков, исчерпывающе характеризует типы. Если исходить из того, что различным уровням организации психического должны отвечать различные типологии, то высшем (личностном) уровню может быть адекватной именно открытая типология. Начиная с низшего (темпераментальные) уровня, где количество типов ограничено (закрытая типология четырех типов темперамента И. Павлова), наблюдается тенденция к индивидуализации личностных структур, на уровне характера проявляется в увеличении количества типов (например, типология акцентуаций характера подростков А. Личики насчитывает 10 типов).

Принцип типологизации заключается в интеграции двух тенденций психологического исследования:
-индивидуализации изучаемой личности
— унификации содержания психического.

Основные характеристики открытой типологии:

-Характеристика, связанная с прогрессивным, процессуальным способом построения типологии, когда каждый следующий этап ставит ряд операциональных и теоретических вопросов, требующих обобщения и определения в типологии;
— Характеристика, предполагает раскрытие особенностей каждого типа в системе всех остальных, отражает системный подход к исследованию психических явлений как многомерных и многоуровневых феноменов.

В дифференциальной психологии типологический метод имеет такую методику реализации:
1) выбор основ типизации и содержательное определение их как характерных признаков явления типизации исследуемого объекта.
Так, в типологии темпераментов И. Павлова основой типизации является свойства нервной системы человека: сила нервных процессов, их уравновешенность, подвижность процессов возбуждения и торможения.
В каждом конкретном исследовании психолог выбирает основы типизации исследуемого явления, руководствуясь построенной теоретической моделью предмета исследования.
Типизации подлежат как свойства, характеристики конкретных явлений, так и закономерности, условия, динамические характеристики процессов, однако каждому классу типизированных явлений должен соответствовать конкретный вид типологии;
2) выбор модели типизации, которая будет воспроизводить сущностные и динамические особенности явления и определять логику обобщения сущностных признаков предмета в тип.
В психологическом исследовании используют различные модели типизации. При их выборе следует учитывать уровень родства сущности типизированного явления и логики типизации, которую воспроизводит модель.
Так, если основы типизации находятся в диалектическом зависимости друг от друга, то применяют модели типизации «прогрессивная дихотомия» и «динамическая модель типизации».
Если основы типизации избраны в онтологическом соотношении, то адекватным будет использование онтологически ориентированных моделей типизации;

3) выделение типов и построение типологии изучаемого явления.
Типизация должна отражать структурную и содержательную зависимость, должна доказывать эмпирическое исследование;

4) подтверждение истинности построенной типологии с помощью анализа и содержательного обобщения данных эмпирического исследования.
На этом этапе осуществляют необходимую коррекцию элементов построенной типологии, а определение типов дополняют эмпирическими характеристиками их проявлений;

5) завершающая стадия реализации типологического метода.
На этом этапе построенную типологию, а также заложенную в ней модель типизации используют как средства анализа и интерпретации результатов проведенного исследования поскольку они целостно воспроизводят не только познавательную логику исследовательских действий психолога, но и сущностную построение предмета исследования как многомерного и многоуровневого явления.

Типология является завершающим этапом познания предмета изучения и воплощает его содержательный и структурно-организационный результат в дифференциальной психологии.

В данной работе мы разобрали две разновидности психологии как два различных направления: психологию личности и дифференциальную психологию.
Рассмотрели методологию этих двух научных направлений.
А также рассмотрели краткую историю возникновения личностной психологии и дифференциальной психологии.
Кроме того, определили понятия и необходимость этих направлений в современной психологии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *