Что изучает синтаксис в русском языке 7 класс ладыженская

§ 83. Синтаксис

Синтаксис — раздел грамматики, в котором изучаются словосочетания, простые и сложные предложения, тексты.

Что изучает синтаксис в русском языке 7 класс ладыженская

Словосочетание. Что такое словосочетание?
Из каких частей оно состоит?
Как связаны слова в словосочетании?

504. Выпишите словосочетания с выделенными словами, обозначая в них главные слова. Сопоставьте словосочетания. Подчеркните те, в которых связь выражена с помощью предлогов.

Внутре(н, нн)ость рощ. влажной от дождя, бе..престанно изм..нялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывал..сь облаком; она то оз..рялась вся, словно вдруг в ней всё улыбнулось: тонкие стволы не слишком частых берёз внезапно принимали нежный отблеск белого ш..лка, лежавшие на земле мелкие лист..я вдруг пестрели и заг..рались червонн..м золотом, а красивые стебли высоких кудрявых папоротников, уже окраше(н, нн)ых в свой осе(н, нн)ий цвет, подобный цвету переспелого винограда, так и скв..зили, бе..конечно путаясь и пересекаясь перед глазами.

Что изучает синтаксис в русском языке 7 класс ладыженская

Предложение
Что называется предложением?
Какие вы знаете члены предложения и чем они отличаются друг от друга?
Какие виды предложений вы знаете по цели высказывания, по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения?

Что изучает синтаксис в русском языке 7 класс ладыженская

Что такое обращение?
Какие члены предложения называются однородными?
Что такое причастный и деепричастный обороты?
Чем простое предложение отличается от сложного? С помощью чего простые предложения связываются в сложном?
Как синтаксически разбирается простое предложение? Сложное?

505. Спишите. Подчеркните как члены предложения выделенные слова.

Дверь поддалась не сразу, затем сладко хрустнула, и в лицо ударил блистательный мороз. Песком, будто рыжей корицей, усыпан был ледок, облепивший ступени крыльца, а с выступа крыши, остриями вниз, свисали толстые сосули, сквозящие зеленоватой синевой. Сугробы подступали к самым окнам флигеля, плотно держали в морозных тисках оглушённое деревянное строеньице. Перед крыльцом чуть вздувались над гладким снегом белые купола клумб.

506. Составьте обобщённую таблицу «Способы выражения главных членов предложения» и заполните её примерами.

Источник

Что такое синтаксис – как дать правильное и понятное определение этому разделу лингвистики и как легко разобраться в сути синтаксиса

Раздел науки о языке. Изучает словосочетание, предложение и текст.

Что изучает синтаксис в русском языке 7 класс ладыженская

Когда учительница спросит вас, что такое синтаксис, вам надо ответить так: «Это раздел науки о языке». Она опять спросит: «А что он изучает?». Ответ: «Синтаксические единицы». «Какие?» – «Словосочетание, предложение, текст».

Всё вместе: «Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает 3 синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст».

Как понять, что изучает синтаксис

С греческого «синтаксис» переводится как «строй», «порядок». Он изучает то, как «строятся» слова для выражения какой-то мысли. Слова могут объединяться в словосочетания, словосочетания – в предложения, предложения – в тексты.

Пару слов скажу о каждом элементе

Словосочетание – это всего лишь два слова. Из них от одного всегда можно задать вопрос к другому. Например: гулять во дворе, читать книгу, красивый дом, очень высоко.

Особенность словосочетаний в том, что они не являются единицей коммуникации (общения). То есть общаемся мы не словосочетаниями, а другими единицами – предложениями.

Предложение – это несколько слов, которые обладают интонационной законченностью. То есть каждое предложение – это законченная, полностью оформленная мысль.

В любом предложении есть грамматическая основа. Она может быть представлена двумя главными членами: подлежащим и сказуемым. А может быть представлена каким-то одним из них: только подлежащим или только сказуемым. Но что-то одно всегда будет.

Текст – это несколько предложений. Но не просто собранных не пойми откуда, а связанный между собой одной темой. Например, бывают тексты об осени, о любви, о правилах нахождения площади треугольника и пр.

Текст, который сейчас перед вами, – о синтаксисе. Все предложения в нем подобраны так, чтобы объяснить вам, что такое синтаксис.

Как разобраться в синтаксисе

Надо разобраться в морфологии. Синтаксис очень тесно связан с морфологией, они вместе образуют грамматику любого языка. Если вы не умеете анализировать слово как часть речи – синтаксис для вас всегда будет темным лесом.

Детям бывает сложно строить схемы предложений как раз потому, что они не разбираются в частях речи. Например, «Я увидел человека, который играл на аккордеоне».

«Который» – какой это член предложения и какая часть речи?

Я только в вузе понял, что это подлежащее, выраженное относительным местоимением. Потому что «который» = «человек» (тот самый, который играет на аккордеоне).

«Он будет работать в госпитале». Почему «будет работать» – простое глагольное сказуемое? Потому что это глагол в будущем времени и его можно заменить одним глаголом «поработает».

Чтобы понимать синтаксис, вот это всё надо держать в голове.

Зачем нужен синтаксис

Чтобы правильно ставить знаки препинания.

В русском языке каждый знак можно объяснить. Да, бывают трудные, запутанные случаи, но обычно на каждый знак есть правило. «Отдыхать, читая книгу, и смотреть в окно» – «читая книгу» выделяется запятыми, потому что это деепричастный оборот. «В парке пели птицы и цвела сирень» – запятой перед «и» нет, потому что у двух простых предложений в составе сложного есть общее обстоятельство места – «в парке». Так объясняется каждая запятая.

И еще синтаксис нужен для того, чтобы учиться правильно излагать свои мысли. Не путаться и не сбиваться.

Когда вы делаете синтаксический разбор, вы следите за мыслью автора, наблюдаете, как он ее выражает через слова. Это развивает ваше собственное логическое мышление и умение высказываться, использовать язык для выражения мыслей и чувств.

Особенно в этом плане полезные сложные предложения классиков. Например, вот такое, из Чехова:

Что изучает синтаксис в русском языке 7 класс ладыженская

Что изучает синтаксис в русском языке 7 класс ладыженская

Полезные материалы по теме статьи

Подпишитесь на обновления сайта. Мы будем присылать вам на почту новые статьи.

Посмотрите подборки курсов по русскому языку. Там есть и бесплатные материалы. Они помогут вам лучше готовиться к контрольным работам и экзаменам:

Под статьей есть форма для комментариев – там можно задать вопросы или покритиковать статью.

Источник

1.Что изучается в синтаксисе? 2.Какие члены предложения составляют грамматическую основу? 3.Какие члены предложения распространяют

Ответ или решение 3

Что изучает синтаксис в русском языке 7 класс ладыженская

1. Синтаксис — это раздел науки о языке, который изучает словосочетания и предложения, правила их построения.

2. Грамматическая основу предложения образуют подлежащее (обозначает предмет речи, кто? что?) и сказуемое (обозначает действие, что делает? каков предмет? что это такое?).

3. Грамматическую основу предложения распространяют второстепенные члены: дополнение (отвечает на вопросы косвенных падежей), определение (обозначает признак предмета) и обстоятельство (выражает характеристику действия, состояния, свойства).

По наличию главных членов предложения делятся на

По наличию второстепенных членов

По цели высказывания предложения бывают

По интонации

5. Пунктуация необходима для:

6. Пунктуационные правила (зависит от класса).

Что изучает синтаксис в русском языке 7 класс ладыженская

1. Синтаксис — это раздел науки о языке, который изучает словосочетания и предложения, правила их построения.

2. Грамматическая основу предложения образуют подлежащее (обозначает предмет речи, кто? что?) и сказуемое (обозначает действие, что делает? каков предмет? что это такое?).

3. Грамматическую основу предложения распространяют второстепенные члены: дополнение (отвечает на вопросы косвенных падежей), определение (обозначает признак предмета) и обстоятельство (выражает характеристику действия, состояния, свойства).

По наличию главных членов предложения делятся на
двусоставные (грамматическая основа включает в себя подлежащее и сказуемое);
односоставные (содержит только один главный член: подлежащее или сказуемое).
По наличию второстепенных членов
распространенные (предложения, кроме главных членов, содержат хотя бы один второстепенный член):
нераспространенные (предложения состоят только из главных членов).
По цели высказывания предложения бывают
повествовательные (передают

Источник

§ 83. Синтаксис (окончание)

507. Прочитайте и проанализируйте предложения. Назовите их виды по цели высказывания. Спишите, над побудительными предложениями поставьте значок V.

1. Чей это конь (не)утомимый бежит в степи (не)обозримой? (А. Пушкин) 2. Ты цвети красой, степь пр..вольная! (А. Кольцов) 3. Шли два приятеля вечернею порой. (И. Крылов) 4. Ручей среди сухих песков куда сп..шит и убега..т? (И. Бунин) 5. Камыши стояли (не)подвижно и как(будто) др..мали. (В. Арсеньев) 6. Мы (с)ним лежали на песке у гр..мадного камня. (М. Горький)

508. Прочитайте стихотворение В. Бондарчука. Как можно его озаглавить? Укажите в нём однородные члены. Какими членами предложения они являются? Спишите, подчеркните основы предложений.

Идёшь ли ты с работы жарк..м летом,
Морозной ли и в..южною зимой,
Заход..шь обязательно за хлебом
И бережно несёшь его домой.
Св..щенен хлеб, в себя вобравш..й солнце,
В себя вместивш..й хлебороба жизнь.
Ты сердцем чист..м до него дотрон..ся
И чистыми руками прик..снись!

509. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Выпишите: а) предложения с однородными членами; б) предложения с причастным и деепричастным оборотом; в) любое сложное предложение.

Композитор Пётр Ильич Чайковский (1840—1893) пользуется мировой известностью. Он — автор многих опер, балетов, романсов, симфоний и т. д.

На самых престижных сценах России и зарубежья звучат его произведения— «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», Четвёртая, Пятая и Шестая симфонии и др.

Призвание у будущего композитора проявилось рано, уже в четыре года он написал музыкальную пьесу. В 22 года П. И. Чайковский поступил в Петербургскую консерваторию, в которой показал себя как один из самых талантливых учеников. Поэтому он был приглашён преподавать в консерваторию, только что основанную в Москве. Обладая необыкновенным музыкальным даром, композитор пополнил сокровищницу мирового искусства своими прекрасными произведениями.

510. Работайте в группах. Подготовьте доклад о каком-либо музыкальном произведении П. И. Чайковского на основе развёрнутого плана. Каким стилем речи вы воспользуетесь?

Источник

§ 1. Синтаксис. Синтаксический разбор

Что изучает синтаксис в русском языке 7 класс ладыженская

Что изучается в синтаксисе?

Чем отличается словосочетание от предложения?

Чем отличаются простые предложения от сложных?

В чём заключается отличие главных членов предложения от второстепенных?

Приведите по два примера на каждый вид предложения по цели высказывания.

7. Составьте словосочетания «прилагательное + Что изучает синтаксис в русском языке 7 класс ладыженская», « Что изучает синтаксис в русском языке 7 класс ладыженская+ существительное», « Что изучает синтаксис в русском языке 7 класс ладыженская+ существительное» и простые и сложные предложения на одну из тем: «Любимый уголок природы», «Мой дом» и т. п. Получился ли у вас текст? Ответ поясните.

8. Прочитайте стихотворение. Попытайтесь передать своими словами описанную поэтом картину осени. Спишите. Сделайте письменный синтаксический разбор первого предложения. (О порядке разбора см. в «Приложении» на с. 205.) Графически обозначьте условия выбора вставленных орфограмм после шипящих.

Меж редеющих верхуш..к
Пок..залась синева. 4
Зашумела у опуш..к
(Ярко)ж..лтая листва.
Птиц не слышно.
Тресн..т мелкий
Обл..мившийся суч..к,
И, хвостом мелькая, белка
Л..гкий делает прыж..к.
Стала ель в лесу заметней —
Береж..т густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шляпу набекрень.

9. Озаглавьте текст. Спишите его. Укажите нераспространённое предложение. • Назовите виды орфограмм в корнях слов на месте пропусков.

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвес(?)но л..жились на сырую тр..ву. 4 Леса м..росили дождём облетевшей листвы. Этот дождь ш..л неделями. Только к концу сентября переле..ки обн..жились и сквозь ч..щу дерев(?)ев стала в..дна синяя даль (с, з)жатых полей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *