Что изучает синтаксис в русском языке 7 класс ладыженская
§ 83. Синтаксис
Синтаксис — раздел грамматики, в котором изучаются словосочетания, простые и сложные предложения, тексты.
Словосочетание. Что такое словосочетание?
Из каких частей оно состоит?
Как связаны слова в словосочетании?
504. Выпишите словосочетания с выделенными словами, обозначая в них главные слова. Сопоставьте словосочетания. Подчеркните те, в которых связь выражена с помощью предлогов.
Внутре(н, нн)ость рощ. влажной от дождя, бе..престанно изм..нялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывал..сь облаком; она то оз..рялась вся, словно вдруг в ней всё улыбнулось: тонкие стволы не слишком частых берёз внезапно принимали нежный отблеск белого ш..лка, лежавшие на земле мелкие лист..я вдруг пестрели и заг..рались червонн..м золотом, а красивые стебли высоких кудрявых папоротников, уже окраше(н, нн)ых в свой осе(н, нн)ий цвет, подобный цвету переспелого винограда, так и скв..зили, бе..конечно путаясь и пересекаясь перед глазами.
Предложение
Что называется предложением?
Какие вы знаете члены предложения и чем они отличаются друг от друга?
Какие виды предложений вы знаете по цели высказывания, по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения?
Что такое обращение?
Какие члены предложения называются однородными?
Что такое причастный и деепричастный обороты?
Чем простое предложение отличается от сложного? С помощью чего простые предложения связываются в сложном?
Как синтаксически разбирается простое предложение? Сложное?
505. Спишите. Подчеркните как члены предложения выделенные слова.
Дверь поддалась не сразу, затем сладко хрустнула, и в лицо ударил блистательный мороз. Песком, будто рыжей корицей, усыпан был ледок, облепивший ступени крыльца, а с выступа крыши, остриями вниз, свисали толстые сосули, сквозящие зеленоватой синевой. Сугробы подступали к самым окнам флигеля, плотно держали в морозных тисках оглушённое деревянное строеньице. Перед крыльцом чуть вздувались над гладким снегом белые купола клумб.
506. Составьте обобщённую таблицу «Способы выражения главных членов предложения» и заполните её примерами.
Что такое синтаксис – как дать правильное и понятное определение этому разделу лингвистики и как легко разобраться в сути синтаксиса
Раздел науки о языке. Изучает словосочетание, предложение и текст.
Когда учительница спросит вас, что такое синтаксис, вам надо ответить так: «Это раздел науки о языке». Она опять спросит: «А что он изучает?». Ответ: «Синтаксические единицы». «Какие?» – «Словосочетание, предложение, текст».
Всё вместе: «Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает 3 синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст».
Как понять, что изучает синтаксис
С греческого «синтаксис» переводится как «строй», «порядок». Он изучает то, как «строятся» слова для выражения какой-то мысли. Слова могут объединяться в словосочетания, словосочетания – в предложения, предложения – в тексты.
Пару слов скажу о каждом элементе
Словосочетание – это всего лишь два слова. Из них от одного всегда можно задать вопрос к другому. Например: гулять во дворе, читать книгу, красивый дом, очень высоко.
Особенность словосочетаний в том, что они не являются единицей коммуникации (общения). То есть общаемся мы не словосочетаниями, а другими единицами – предложениями.
Предложение – это несколько слов, которые обладают интонационной законченностью. То есть каждое предложение – это законченная, полностью оформленная мысль.
В любом предложении есть грамматическая основа. Она может быть представлена двумя главными членами: подлежащим и сказуемым. А может быть представлена каким-то одним из них: только подлежащим или только сказуемым. Но что-то одно всегда будет.
Текст – это несколько предложений. Но не просто собранных не пойми откуда, а связанный между собой одной темой. Например, бывают тексты об осени, о любви, о правилах нахождения площади треугольника и пр.
Текст, который сейчас перед вами, – о синтаксисе. Все предложения в нем подобраны так, чтобы объяснить вам, что такое синтаксис.
Как разобраться в синтаксисе
Надо разобраться в морфологии. Синтаксис очень тесно связан с морфологией, они вместе образуют грамматику любого языка. Если вы не умеете анализировать слово как часть речи – синтаксис для вас всегда будет темным лесом.
Детям бывает сложно строить схемы предложений как раз потому, что они не разбираются в частях речи. Например, «Я увидел человека, который играл на аккордеоне».
«Который» – какой это член предложения и какая часть речи?
Я только в вузе понял, что это подлежащее, выраженное относительным местоимением. Потому что «который» = «человек» (тот самый, который играет на аккордеоне).
«Он будет работать в госпитале». Почему «будет работать» – простое глагольное сказуемое? Потому что это глагол в будущем времени и его можно заменить одним глаголом «поработает».
Чтобы понимать синтаксис, вот это всё надо держать в голове.
Зачем нужен синтаксис
Чтобы правильно ставить знаки препинания.
В русском языке каждый знак можно объяснить. Да, бывают трудные, запутанные случаи, но обычно на каждый знак есть правило. «Отдыхать, читая книгу, и смотреть в окно» – «читая книгу» выделяется запятыми, потому что это деепричастный оборот. «В парке пели птицы и цвела сирень» – запятой перед «и» нет, потому что у двух простых предложений в составе сложного есть общее обстоятельство места – «в парке». Так объясняется каждая запятая.
И еще синтаксис нужен для того, чтобы учиться правильно излагать свои мысли. Не путаться и не сбиваться.
Когда вы делаете синтаксический разбор, вы следите за мыслью автора, наблюдаете, как он ее выражает через слова. Это развивает ваше собственное логическое мышление и умение высказываться, использовать язык для выражения мыслей и чувств.
Особенно в этом плане полезные сложные предложения классиков. Например, вот такое, из Чехова:
Полезные материалы по теме статьи
Подпишитесь на обновления сайта. Мы будем присылать вам на почту новые статьи.
Посмотрите подборки курсов по русскому языку. Там есть и бесплатные материалы. Они помогут вам лучше готовиться к контрольным работам и экзаменам:
Под статьей есть форма для комментариев – там можно задать вопросы или покритиковать статью.
1.Что изучается в синтаксисе? 2.Какие члены предложения составляют грамматическую основу? 3.Какие члены предложения распространяют
Ответ или решение 3
1. Синтаксис — это раздел науки о языке, который изучает словосочетания и предложения, правила их построения.
2. Грамматическая основу предложения образуют подлежащее (обозначает предмет речи, кто? что?) и сказуемое (обозначает действие, что делает? каков предмет? что это такое?).
3. Грамматическую основу предложения распространяют второстепенные члены: дополнение (отвечает на вопросы косвенных падежей), определение (обозначает признак предмета) и обстоятельство (выражает характеристику действия, состояния, свойства).
По наличию главных членов предложения делятся на
По наличию второстепенных членов
По цели высказывания предложения бывают
По интонации
5. Пунктуация необходима для:
6. Пунктуационные правила (зависит от класса).
1. Синтаксис — это раздел науки о языке, который изучает словосочетания и предложения, правила их построения.
2. Грамматическая основу предложения образуют подлежащее (обозначает предмет речи, кто? что?) и сказуемое (обозначает действие, что делает? каков предмет? что это такое?).
3. Грамматическую основу предложения распространяют второстепенные члены: дополнение (отвечает на вопросы косвенных падежей), определение (обозначает признак предмета) и обстоятельство (выражает характеристику действия, состояния, свойства).
По наличию главных членов предложения делятся на
двусоставные (грамматическая основа включает в себя подлежащее и сказуемое);
односоставные (содержит только один главный член: подлежащее или сказуемое).
По наличию второстепенных членов
распространенные (предложения, кроме главных членов, содержат хотя бы один второстепенный член):
нераспространенные (предложения состоят только из главных членов).
По цели высказывания предложения бывают
повествовательные (передают
§ 83. Синтаксис (окончание)
507. Прочитайте и проанализируйте предложения. Назовите их виды по цели высказывания. Спишите, над побудительными предложениями поставьте значок V.
1. Чей это конь (не)утомимый бежит в степи (не)обозримой? (А. Пушкин) 2. Ты цвети красой, степь пр..вольная! (А. Кольцов) 3. Шли два приятеля вечернею порой. (И. Крылов) 4. Ручей среди сухих песков куда сп..шит и убега..т? (И. Бунин) 5. Камыши стояли (не)подвижно и как(будто) др..мали. (В. Арсеньев) 6. Мы (с)ним лежали на песке у гр..мадного камня. (М. Горький)
508. Прочитайте стихотворение В. Бондарчука. Как можно его озаглавить? Укажите в нём однородные члены. Какими членами предложения они являются? Спишите, подчеркните основы предложений.
Идёшь ли ты с работы жарк..м летом,
Морозной ли и в..южною зимой,
Заход..шь обязательно за хлебом
И бережно несёшь его домой.
Св..щенен хлеб, в себя вобравш..й солнце,
В себя вместивш..й хлебороба жизнь.
Ты сердцем чист..м до него дотрон..ся
И чистыми руками прик..снись!
509. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Выпишите: а) предложения с однородными членами; б) предложения с причастным и деепричастным оборотом; в) любое сложное предложение.
Композитор Пётр Ильич Чайковский (1840—1893) пользуется мировой известностью. Он — автор многих опер, балетов, романсов, симфоний и т. д.
На самых престижных сценах России и зарубежья звучат его произведения— «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», Четвёртая, Пятая и Шестая симфонии и др.
Призвание у будущего композитора проявилось рано, уже в четыре года он написал музыкальную пьесу. В 22 года П. И. Чайковский поступил в Петербургскую консерваторию, в которой показал себя как один из самых талантливых учеников. Поэтому он был приглашён преподавать в консерваторию, только что основанную в Москве. Обладая необыкновенным музыкальным даром, композитор пополнил сокровищницу мирового искусства своими прекрасными произведениями.
510. Работайте в группах. Подготовьте доклад о каком-либо музыкальном произведении П. И. Чайковского на основе развёрнутого плана. Каким стилем речи вы воспользуетесь?
§ 1. Синтаксис. Синтаксический разбор
Что изучается в синтаксисе?
Чем отличается словосочетание от предложения?
Чем отличаются простые предложения от сложных?
В чём заключается отличие главных членов предложения от второстепенных?
Приведите по два примера на каждый вид предложения по цели высказывания.
7. Составьте словосочетания «прилагательное + », «
+ существительное», «
+ существительное» и простые и сложные предложения на одну из тем: «Любимый уголок природы», «Мой дом» и т. п. Получился ли у вас текст? Ответ поясните.
8. Прочитайте стихотворение. Попытайтесь передать своими словами описанную поэтом картину осени. Спишите. Сделайте письменный синтаксический разбор первого предложения. (О порядке разбора см. в «Приложении» на с. 205.) Графически обозначьте условия выбора вставленных орфограмм после шипящих.
Меж редеющих верхуш..к
Пок..залась синева. 4
Зашумела у опуш..к
(Ярко)ж..лтая листва.
Птиц не слышно.
Тресн..т мелкий
Обл..мившийся суч..к,
И, хвостом мелькая, белка
Л..гкий делает прыж..к.
Стала ель в лесу заметней —
Береж..т густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шляпу набекрень.
9. Озаглавьте текст. Спишите его. Укажите нераспространённое предложение. • Назовите виды орфограмм в корнях слов на месте пропусков.
Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвес(?)но л..жились на сырую тр..ву. 4 Леса м..росили дождём облетевшей листвы. Этот дождь ш..л неделями. Только к концу сентября переле..ки обн..жились и сквозь ч..щу дерев(?)ев стала в..дна синяя даль (с, з)жатых полей.