Что изучает сравнительная педагогика

Сравнительная педагогика, как область науки

Возникновение сравнительной педагогики было отмечено параллельно в нескольких странах. Интерес к воспитанию подрастающего поколения стал наблюдаться еще в древности. В Египте и Вавилоне особый интерес к воспитанию проявлял Геродот. А Тацит, римский историк, изучал особенности воспитания детей у древних германцев.

История рождения сравнительной педагогики

Наиболее важным этапом развития европейской педагогической мысли стал период конца 18 до 19 века. Распространение в масштабах всей Европы получили белл-ланкастерская система и педагогика Песталоцци, идеи свободного воспитания Руссо и теория Канта о нравственном воспитании.

Марк-Антуан Жюльен стал основоположником сравнительной педагогики, первым употребив данное понятие. В формулировку он вкладывал понятие изучения содержания, способов, теории воспитания и обучения в разных странах, а также их сравнительный анализ. В сравнительной педагогике он видел метод улучшения теоретической и практической части образовательного процесса, формирования общей для европейского общества педагогической теории.

Впервые отправился в другую страну с сугубо педагогической миссией В. Кузен. По поручению французского правительства он посетил Пруссию, где изучал местную систему образования.

Хотелось бы отметить работы пионера сравнительной педагогики начала 20 века В. Фриделя «Подготовка учителей в зарубежных странах» и «Педагогика за рубежом». В последнем труде деятель приводит сравнительное описание организации процесса обязательного обучения девяти странах мира.

В Германии 19 века наиболее значимым исследователем в этой области был профессор Ф. Тирш.

Родоначальниками сравнительной педагогики в Англии считаются М. Арнолд и М. Сэдлер. Арнолд в своих трудах стремился выстроить в определенной последовательности факторы обуславливающие развитие образования в Англии и за рубежом. При этом два фактора определялись как главенствующие – это национальный характер и исторические традиции. Именно они и определяют базовые особенности системы образования в разных странах. Сэдлер, в свою очередь, углубил анализ факторов влияющих на развитие образования в разных странах мира.

Г. Манн и Г. Барнард в 19 веке внесли большой вклад в изучение зарубежного опыта развития образования. А в 1898 году студентам педколледжа Колумбийского университета Дж. Расселом был прочитан первый курс по сравнительной педагогике.

В России систематическим анализом систем образования зарубежных стран занимался Константин Ушинский. В его трудах содержатся заметки о народном образовании в Англии, Америке, Франции и Германии, рассказывающие об организационных особенностях работы местных учебных заведений.

Сравнительная педагогика как отдельная область науки

В 1949 году была опубликована книга Н. Хэнса «Сравнительная педагогика: исследование образовательных факторов и традиций». В ней были выделены основные факторы, оказывающие прямое влияние на развитие образования, а именно:

Сегодня сравнительная педагогика, как самостоятельный раздел науки, переживает период своего триумфа.

Объект и предмет сравнительной педагогики

Явлением, или объектом сравнительной педагогики, на который направлен анализ, принято считать следующие элементы:

В качестве предмета сравнительной педагогики рассматривается:

Функциональное значение сравнительной педагогики

В качестве базовых функций сравнительной педагогики принято выделять:

Источник

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

область пед. науки, изучающая преимущественно в сопоставит, плане состояние, закономерности и тенденции развития пед. теории и практики в разл. странах и регионах мира, а также соотношение их всеобщих тенденций, нац. и региональной специфики; выявляет формы и способы взаимообогащения нац. образо-ват. систем путем использования ими заруб. опыта.

Сравнит.-пед. исследования позволяют увидеть достоинства и недостатки отд. систем образования, явления и процессы, к-рые требуют особого внимания и даже реформирования. С. п. исследует широкий круг проблем (теорию, содержание, методы, организацию образования и воспитания). Для С. п. методологически важны объективность, комплексность, конкретно-ист., культурологии., этно-психол. подходы. С. п. призвана учитывать динамику пед. процессов, рассматривать их на основе анализа мн. сходных явлений.

Примеры сравнит, описания состояния образования в разл. странах можно найти в трудах Я. А. Каменского, педагогов 18—19 вв. И. Г. Гарднера, И. П. Бринк-мана (Германия), Э. А. Эверса (Швейцария), И. Нифа, Д. Грисома (США). и др. Но сами по себе сравнения систем образования ещё не означали оформления их в отрасль пед. науки. Только определение целей и практич. задач, собств. проблем и методов изучения превращает отд. исследования в самостоят. область пед. науки.

Первым исследователем, употребившим (1817). термин «сравнительная педагогика», был М. А. Жюльен Парижский (1775—1848). Под С. п. он понимал изучение содержания и способов воспитания и обучения, а также теорию, к-рая явилась бы результатом аналитич. сопоставления практики образования в разл. странах. Жюльен видел в С. п. одно из важнейших средств совершенствования теории и практики образования, выработки общей для всех европ. стран пед. теории, к-рая способствовала бы культурному прогрессу и сплочению народов. Он считал необходимым создать междунар. исследоват. орган для классификации и сравнения содержания и методов обучения в воспитат. учреждениях разл. стран Европы и междунар. пед. журнал.

Для становления С. п. во 2-й пол. 19 в. определённое значение имели работы В. Кузена, Ц. Крузе и Ф. Тирша (Германия), М. Сэдлера (Великобритания), X. Манна, К. Стоу, Ч. Турберга (США), в к-рых исследование заруб. пед. опыта направлялось на совершенствование своих нац. систем образования. Первыми центрами С. п. стали нац. и междунар. информац. и статистич. учреждения, к-рые развернули систематич. подбор, обработку и распространение материалов о состоянии образования: Служба просвещения в Вашингтоне (1866), Музей педагогики в Париже (1879). и др.

В 1-й пол. 20 в. в условиях многочисл. реформ нац. систем образования расширилась сеть орг-ций, занимающихся сравнит.-пед. исследованиями. Роль коорди-нац. центра для них стало играть Международное бюро просвещения. Появились и спец. периодич. издания: «Междунар. ежегодник воспитания и образования» (МБП), «Ежегодник просвещения» (Колумбийский ун-т, США), «Междунар. пед. журнал» (Германия). и др. Разработкой методологии С. п. и конкретными исследованиями углублённо занимались И. Кэндел, П. Монро, В. Рассел, Дж. Каунтс (США), Н. Хэнс (Англия), Ф. Шнайдер (Германия), П. Россельо (Швейцария). и др.

После 2-й мировой войны к разработке вопросов С. п. обратились Об-во С. п. США (1956), Европ. об-во С.п. в Лондоне (1961). с отделениями в Великобритании, ФРГ, Бельгии, Испании, об-ва С. п. в Австрии, Канаде, Японии, Ин-т педагогики в Гамбурге, Ин-т междунар. пед. исследований во Франкфурте-на-Майне (ФРГ), Ин-т С. п. в Зальцбурге (Австрия), Ин-т С. п. при Ун-те Кюсю и Гос. ин-т пед. исследований (Япония), кафедры и отделы С. п. во мн. ун-тах мира. Действуют Европ. об-во С. п. и Всемирный совет об-в С. п., проводятся конгрессы. Издаются журн.: «Сравнительная педагогика» («Comparative Education»), «Обзор по сравнительной педагогике» («Comparative Education Review»), «Международный обзор образования» («International Review of Education»), «Мир образования» («Le Monde Education»). и др.

Развитие проблематики и методов С.п. во 2-й пол. 20 в. связано с трудами таких исследователей, как Д. Лоурайс, Б. Холмс (Англия), Д. Бередей, Р. Кинг-Холл (США), О. Анвайлер, Ф. Хилькер (Германия), М. Дебесс (Франция), Н. Чакыров (Болгария), Б. Суходолеский (Польша). и др. Заметный вклад в развитие рос. С. п. внесли Б. Л. Вульфсон, В. П. Лапчинская, 3. А. Малькова, И. Б. Марцинковский, Н. Д. Никандров, М. А. Соколова и др. Центры сравнит.-пед. исследований работают в системе РАО и нек-рых вузов. В 70—80-х гг. МГПИ изданы неск. сб-ков «Вопросы С. п.» и ряд уч. пособий для студентов.

На Западе большинство специалистов в контексте борьбы с тоталитаризмом строили свои исследования сов школы на основе жесткой критики, доходившей до фальсификации

В качестве уч дисциплины С и используется в системе подготовки и повышения квалификации учителей во мн странах мира. Среди многочисл. задач, стоящих перед С и, актуальны исследования причин и механизмов мирового кризиса образования, особенностей его проявления в разл странах для того, чтобы прогнозировать кризисные явления и по возможности смягчить их влияние Важны сравнит изучение теории и практики непрерывного образования, практики дифференциации образования (с целью прогнозирования возможных пед. и социальных ее последствий), разл вариантов реализации идеи интернационализации образования, в т.ч. «глобального образования» и «поликультурного образования»

Лит Соколова M А, Кузь мина E H, Родионов M Л, Сравнит педагогика, M, 1978, С т о л я p с и к о А М, Сравнит педагогика M 1992, H 11 k с г. F, Vergleichende Padagogik, Munchen, 1962, Bereday G, Comparative method m education, № V, 1964, V e X 11 a r d A, Pedagogie comparee Methodes et problemes, P, 1967, Holmes B, Compara tive education Some considerations of methods L,1981 M Л Родионов

Источник

Сравнительная педагогика: история, этапы развития и задачи

Благодаря сравнительному изучению педагогического опыта, теоретических основ процесса воспитания и обучения в разных странах можно совершенствовать существующие и создавать новые, более рациональные системы образования.

Цель, предмет и задачи

Что изучает сравнительная педагогика

Целью этой науки является объективное изучение и сопоставление международного опыта развития педагогической теории и практики.

Задачи сравнительной педагогики заключаются в изучении процессов, относящихся к сфере образования и воспитания в разных странах, последующем выявлении положительных и отрицательных аспектов педагогических систем, выявлении предпосылок совершенствования отечественных педагогических систем, разработке рекомендаций и коррекции отечественной системы образования.

Что изучает сравнительная педагогика Вам будет интересно: «Предавать» или «придавать» — как правильно?

Что изучает сравнительная педагогика Вам будет интересно: Свет: частица или волна? История развития представлений и корпускулярно-волновой дуализм.

Предметом сравнительной педагогики является все разнообразие образовательных систем разных стран.

Что изучает сравнительная педагогика

Проблема определения

При изучении литературы по сравнительному образованию за последние 100 лет становится ясно, что в отношении ее границ существует «кризис идентичности», и в основном путаница связана с размытыми границами предметного поля. До конца двадцатого столетия несколько авторов работали над разъяснением различий между двумя областями: сравнительным образованием и международным образованием, и на самом деле многие авторы небрежно использовали «сравнительное образование» и «международное образование» либо взаимозаменяемо, либо одновременно без каких-либо различий.

Несомненно, в истории сравнительной педагогики и международного образования существует совпадение, хотя компаративисты, по-видимому, имеют более сильное представление о том, кто их отцы-основатели, каковы ключевые литературные произведения в истории и когда произошли важные сдвиги.

Обоснование сравнения образования

Что изучает сравнительная педагогика Вам будет интересно: История и гибель лайнера «Нормандия» (Normandie)

Уже давно предполагалось, что сравнение имеет положительное значение. Это дает возможность учиться на опыте других. Акт сравнения также является подходящим методом в некоторых обстоятельствах для освещения существенных проблем. В частности, это относится к соотношению обучения и его социально-политического контекста. Многие исследования подтверждают, что преподавание тесно связано с обществом и системой образования, в рамках которых оно существует. Такие исследования показывают, что конкретные политические и экономические системы стран, а также различные системные и подотчетные структуры, в рамках которых учителя работают, порождают различные концепции преподавания и профессионального развития.

Действительно, в таких условиях появляются разные профессиональные идентичности, которые проявляются как в практике, так и в убеждениях учителей. Например, профессиональная идентичность учителей начальной школы в Англии и Франции и, следовательно, их приоритеты и видение их обязанностей связаны с их национальной культурой и образовательными традициями. В обеих странах преподаватели согласуют внешние требования, предъявляемые к ним с точки зрения их культур и традиций для интерпретации приоритетов и желательных занятий в классе, отличающиеся от тех, которые предусмотрены правительственными директивами. Хотя исследования описывают и сопоставляют политический, институциональный и индивидуальный контексты, которые изучает сравнительная педагогика, они также предлагают учителям играть центральную роль в опосредовании влияния каждого внешнего фактора на их практику.

Что изучает сравнительная педагогика

История

Историю сравнительного образования можно разделить на несколько основных этапов развития сравнительной педагогики, основанных на характеристике вида деятельности.

Важно отметить, что этапы, используемые для обозначения изменений в историческом развитии дисциплины, ретроспективны и накладываются друг на друга. Их нельзя рассматривать как точку конкретного или внезапного поворота в истории развития. Все изменения происходили постепенно. При этом переход на новый этап не означал полного разрыва с предыдущим.

Этап путевых заметок

Что изучает сравнительная педагогика Вам будет интересно: Формулы для длины окружности и площади круга и пример их использования

Этот период охватывает время от древности до примерно 1817 г., когда Марк Антуанн Жульен (Парижский) опубликовал свою знаменитую работу «План и предварительные взгляды на работу в сравнительном образовании». До этого времени работы по зарубежным системам образования представляли собой просто описания иностранных образовательных систем лицами, которые совершали поездки по другим странам с совершенно разными целями: для торговли, из любопытства или по причине военного конфликта. Некоторые из таких путешественников, интересуясь воспитанием детей или образованием, изучали то, что происходило в тех общинах, которые они посещали. Основным мотивом для таких работ были любопытство и необходимость сравнения. К работам такого рода относятся труды Ксенофонта, Цицерона, Платона, Тацита, Юлия Цезаря, Марко Поло, Маттео Риччи, Уильяма Петти.

Что изучает сравнительная педагогика

Этап постановки проблемы сравнительной педагогики

Последствия французской революции, промышленная революция, аграрная революция и процесс колонизации характеризовали XIX век в Европе. Большинство реформаторов образования того времени были обеспокоены социальными и политическими условиями революции и реакциями в начале этого столетия. В образовании они увидели возможность морального совершенствования и социального улучшения. Возникла необходимость в создании какого-то способа обмена лучшими идеями и практикой. Это привело к существенному изменению подхода в развитии сравнительной педагогики, предлагающего систематический и всеобъемлющий сбор данных и возможность выборочного заимствования в системе образования.

Особенности развития в XIX веке

Этот период был ориентирован на разработку методологии и систематических правил, которые необходимо было соблюдать при изучении сравнительной педагогики. Начало этому периоду положила работа Марка Антуанна Жульена. Он стремился разработать методологию или систему правил, которые следует соблюдать при изучении иностранных систем образования, найти способ извлечь уроки из иностранных систем с целью заимствования идей. В этот период предпринимались серьезные попытки наблюдения и изучения других систем образования. Теперь исследователи путешествовали не просто из праздного любопытства. Они хотели узнать, что происходит в образовании в других странах, чтобы заимствовать аспекты с целью улучшения своих собственных образовательных систем. В этот период большое значение имела деятельность Петра I, Горация Манна, Джозефа Кея, Меттью Арнольда, Льва Толстого, Константина Ушинского.

Этап сравнения культурного контекста

Публикация в 1900 году коротких эссе Майкла Сэндлера (1861-1943 гг.) открыла новый этап сравнительных исследований в области образования. Хотя намеки на этот подход можно обнаружить в работах писателей в предыдущие годы, в частности, Мэтью Арнольда в Англии, Вильгельма Дильтея в Германии и других, с этого момента открываются новые перспективы для сравнительного образования. Они приобрели более всеобъемлющий, аналитический и объяснительный потенциал.

В рамках этого подхода конкретные образовательные системы, которые изучает сравнительная педагогика, рассматривались как результат идентифицируемого набора исторических и социальных сил и факторов. Школы, как утверждалось, можно было изучать только как интегральную часть общества, в котором они развивались. Отдельные части не могли быть извлечены из образовательного контекста, а школьную систему нельзя было рассматривать отдельно от общей культурной среды. Первые работы, написанные на этом этапе, многократно обращали внимание на историческое и политическое развитие за пределами школы. Тенденции к аналитическим исследованиям взаимосвязи между образованием и обществом стали общепризнанными. В своих исследованиях компаративисты учитывали особенности, существующие в системах образования, с точки зрения сил и факторов, которые их формировали. К этому периоду относится деятельность Уильяма Т. Гарриса, Вильгельма Дильтея, Майкла Сэдлера и других.

Что изучает сравнительная педагогика

Этап развития социальной науки

После 1945 года резко возрос интерес к сравнительному образованию. Особенно это затронуло два основных аспекта.

Что изучает сравнительная педагогика

Современные тенденции

В настоящее время развитие сравнительной педагогики характеризуется двумя одинаково сильными тенденциями.

Во-первых, устойчивостью процесса расширения предметного поля науки. Национальное государство остается наиболее распространенной единицей анализа, однако при этом сфера деятельности расширяется на более крупные (глобальный, региональный) и более мелкие (государственный, районный, классный, индивидуальный) уровни анализа. Во-вторых, парадигма, характерная для периода начала прошлого столетия, остается доминирующей. При этом существует много возможностей для ее расширения не только с точки зрения большего количества уровней анализа, но также с точки зрения методов и тем изучения.

Что изучает сравнительная педагогика

Методологическая основа

Так как данная наука является междисциплинарной, то, соответственно, пользуется практически всем арсеналом методов смежных наук. Можно выделить следующие основные методы сравнительной педагогики.

При использовании описательного метода описывают внешние признаки, черты, характеристики педагогических явлений. Составленное описание должно быть точным, объективным, описанные факты должны быть систематизированы, информация должна быть собрана в достаточном количестве для того, чтобы провести анализ.

При использовании статистического метода анализируются количественные показатели. Определенные трудности при использовании этого метода связаны с тем, что данные национальных статистик плохо поддаются сравнению.

Использование исторического метода предполагает изучение того, как развивалась система образования или ее отдельное звено.

При помощи социологического метода оценивают то, насколько организация образования реализует потребности общества на определенном этапе развития.

В качестве основного метода выступает сравнительный. Он позволяет выявить особенности, свойственные образовательным системам, закономерности и тенденции развития.

Также ученые прибегают к аналитическим методам – анализу, синтезу, обобщению, абстрагированию, индукции, дедукции.

Что изучает сравнительная педагогика

Сравнительная специальная педагогика

Эта наука занимается решением аналогичных общих задач. Однако в рамках этой дисциплины проводятся исследования и решаются специфические задачи, относящиеся именно к специальному образованию. Сравнительная специальная педагогика занимается изучением состояния и тенденций развития специального образования на разных уровнях, включая международный, межкультурный и ретроспективный; занимается изучением структуры, целей, функций, содержания, экономических и социально-­ политических условий, в которых развивается специальное образование.

Источник

Сравнительная педагогика

Объектом внимания сравнительной педагогики как науки является образование и воспитание в современном мире. Естественно, мы имеем в виду, что сравнительная педагогика одновременно национальна и интернациональна. Ученые, исследователи, педагоги — ее представители — рассматривают зарубежный опыт сквозь призму и приоритеты отечественной школы и педагогики (то же самое происходит и с зарубежной сравнительной педагогикой: свое и чужое…).

Что изучает сравнительная педагогика

При определении предмета сравнительной педагогики следует помнить о междисциплинарном характере данной науки. Сравнительная педагогика тесно связана и с философией образования, и с историей педагогики, теорией воспитания и образования, дидактикой и т. д.

В поле ее зрения находятся и нынешние реалии, текущая ситуация и перспективы, и, конечно, прошлое педагогической мысли. Сравнительная педагогика предполагает решение следующих задач: сопоставление педагогических идей и образовательной практики и формулирование на этой основе теоретических подходов универсального, прогностического характера.

Ученые-компаративисты , находясь практически в постоянном поиске методологии и технологии исследований, больше внимания уделяют изучению педагогического опыта стран с ярко выраженными различиями. Особое значение придается преодолению терминологических разночтений. Например, в разных языках вкладывается далеко не одинаковое содержание в понятия «воспитание», «среднее образование», «высшее образование» и т. д.

Имеются серьезные противоречия и разночтения в понимании самого содержания сравнительнопедагогических исследований. Здесь, пожалуй, можно выделить два основных подхода:

Задачей нашего пособия является ознакомление обучающихся с основными тенденциями в развитии образования и воспитания в современном мире — это чрезвычайно важно, поскольку поможет нам приобщиться к общечеловеческим приоритетам в области воспитания и обучения.

Изучение мирового педагогического опыта способствует формированию открытого педагогического мышления, когда, действительно, осваивается все целесообразное, что накоплено в воспитании и образовании. Сравнительная педагогика позволяет приобщаться к ценностям, которые лежат вне корпоративных, узко понимаемых социальных и национальных интересов.

Итак, уточняем: объектом сравнительной педагогики согласно различным мнениям отечественных ученых, можно считать:

Предметом сравнительной педагогики являются:

Основные функции сравнительной педагогики:

Задачи сравнительной педагогики:

Если говорить о методах нашей науки, то к наиболее распространенным в сравнительной педагогике отнесем:

Изучение источников, к которым относятся:

Изучение статистических данных, характеризующих образование, происходит по-разному:

Изучение статистических данных сопровождается:

Изучение литературных и прочих источников, в которых отражаются повседневная жизнь учебных заведений, их проблемы, пути и способы модернизации образования.

Наиболее важные их виды:

И о методах.

Метод наблюдения — один из ведущих в комплексе методов изучения образования других народов.

Типы наблюдения:

Обычное наблюдение осуществляется исследователем со стороны. В зависимости от целей исследования оно может быть:

Включенное наблюдение, когда наблюдающий непосредственно включается в педагогический процесс и наблюдает его «изнутри» в качестве члена коллектива, дает еще более глубокую и точную информацию о жизни учебного заведения.
Беседа и интервью (и обучающихся, и педагогов) дают возможность уточнить неясные для исследователя вопросы, получить информацию о явлениях в области образования из первых рук.

Беседа отличается от интервью большей свободой в организации и содержании, более неформальной атмосферой и отношениями между собеседниками. Но это не значит, что беседа не должна быть организована заранее. В соответствии с поставленной задачей исследователь разрабатывает план беседы, вычленяет ключевые вопросы, применяет средства фиксации беседы.

Сравнительный метод:

Педагоги-компаративисты и ученые исследователи испытывают определенные трудности в использовании понятийно-терминологического аппарата сравнительной педагогики. Возможно, существующая невнятность и препятствует современному развитию науки. Спорными остаются даже основные термины, которыми именована наука, занимающаяся сравнительно-педагогическими исследованиями, в первую очередь, «сравнение», и «сравнительная педагогика».

Стоит учитывать, что не все исследования, опирающиеся на национальные и международные данные, могут оцениваться как сравнительно-педагогические, а часто могут оказаться просто страноведческими или этнографическими, этнопедагогическими. Может быть, надо точно понимать разницу между описанием и объяснением, прогностикой и анализом аспектов образования?

В России чаще используется термин «сравнительная педагогика»: comparative pedagogy, Vergleichende Padagogik, pegagogie comparative. В зарубежных исследованиях, в основном, употребляют термин «сравнительное образование»: comparative education; Vergleichenden Erziehungswissenschaft; education comparative.

Кстати, объясняется это тем, что, по их мнению, термин «сравнительная педагогика» устарел, утратив былую популярность и уступив место термину «сравнительному образованию». Содержательно между терминами «сравнительное образование» и «сравнительная педагогика» особой разницы нет.

Неслучайно, в педагогической компаративистике одновременно в ходу оба термина. Тем не менее, понятийные различия все же существуют. Первый (наш) термин подчеркивает внимание к сфере образования (содержание, способы, управление, результаты и т. п.). Второй — к педагогической мысли (идеи, концепции, теории).

Методологическая проблема сравнительной педагогики — рассогласование/разночтение/несогласование в понимании опорных педагогических терминов и понятий в разных странах, регионах, языках, культурах. Сложности возникают при анализе теоретических вопросов образования. В мировом педагогическом сообществе имеет хождение множество идей, концепций, теорий, научных школ, содержание которых интерпретируется по разным терминологическим критериям.

Компаративисты довольно часто сталкиваются с трудностями при переводе полисемантичных терминов. Так англоязычный термин «education» означает «развитие», «воспитание», «обучение», «образование»; high school — высшее учебное заведение и старшую ступень средней школы; college — заведение среднего образования и университетского типа; bachelor — выпускника высшей школы и т. п.

В компаративистике сегодня явно существует нужда в многоязычных глоссариях педагогических терминов и понятий. Создание универсальных международных педагогических глоссариев, системное решение лингвистических и педагогических трудностей — очень важная задача, ибо унификация понятийно-терминологического аппарата позволит упорядочить педагогическую, научную документацию, ликвидировать разночтения в понимании педагогики отдельных стран и тем самым облегчить изучение зарубежного опыта, повысить качество и эффективность сравнительно-педагогических исследований.

Мы уже говорили о том, что сравнительная педагогика имеет ярко выраженный междисциплинарный характер, отражая как растущую интеграцию, усиление взаимосвязей и взаимопроникновения различных научных дисциплин, на стыках которых возникают новые отрасли наук, и, в то же время, все увеличивающийся объем научных знаний и усложнение методов научного познания исключают возможность универсализма. Непременным условием достижения успеха в научной деятельности является специализация исследователя, ученого.

Процессы дифференциации и интеграции научного знания протекают одновременно. Междисциплинарные области социального и гуманитарного знания приобретают статус самостоятельных наук только тогда, когда складывается значительная сумма фактического материала и теоретических положений о той или иной сфере общественной жизни. Эти науки можно называть пограничными, комплексными, синтетическими, интеграционными — важно, чтобы они не оказались механически соединенными по различным схожим аспектам.

Сравнительное исследование образования требует разработки научно обоснованных критериев. Без этого оно не пойдет дальше простых аналогий, контрастных противопоставлений. Решение такой задачи не под силу какой-либо одной отрасли научного знания — требуется сотрудничество разных наук, хотя это и таит определенные трудности, опасности, возможные заблуждения — в силу различных, неидентичных интересов. Сравнительная педагогика сама осуществляет интегративную функцию и, опираясь на материал разных стран и педагогических парадигм, обеспечивает широкий контекст рассмотрения проблем [представителями разных отраслей науки].

А теперь об аспектах и проблемах, рассматриваемых сравнительной педагогикой.
Большое место в сравнительно-педагогических исследованиях занимает рассмотрение явлений и проблем, относящихся к организации и управлению образованием: формы и методы управления в централизованных и децентрализованных системах образования, финансирование образования, принципы организации сети учебных заведений, функции внутреннего управления и инспектирования, место частных учебных заведений
В системах образования и т. п.

Первостепенное значение проблем управления осознается во всем мире, поскольку становится очевидным, что стихийно развивающиеся и неконтролируемые социальные процессы несут в себе реальную угрозу стабильности общества — на Западе уже несколько десятилетий продолжается так называемая революция менеджмента. Она распространяется, в основном, на экономику, но определенным образом отражается и на решении проблем управления образованием. Поэтому сопоставительный анализ попыток их решения в разных странах составляет одну из существенных задач педагогов-компаративистов.

Выявление глобальных и национальных тенденций развития образования непременно требует обращения к проблемам дидактики. Да просто трудно представить себе полноценное современное дидактическое исследование, игнорирующее концепции крупных зарубежных дидактов или опыт модернизации учебного процесса в школах зарубежных стран.

В последние годы значительное распространение получили исследования объемов и теоретического уровня научных дисциплин в разных странах, показатели успеваемости. Такие исследования дают ценный материал, позволяющий обоснованно характеризовать качество образования в странах мира, что способствует адекватному определению степени эффективности нашей, отечественной системы образования.

Что изучает сравнительная педагогика

В сферу интересов входят содержание и методы нравственного и гражданского воспитания обучающихся, взаимодействие учебного заведения, семьи и церкви в процессе социализации, роль средств массовой информации и т. п. Широкое развитие взаимовлияния национальных культур в современном мире, полиэтнический состав населения ряда государств, рост национального самосознания многих народов со всеми его противоречивыми последствиями на фоне поликультурализма и мультикультурализма вызывает естественный интерес компаративистов к организации и эффективности деятельности учебных заведений по воспитанию молодежи в духе взаимного уважения представителей разных культур, толерантности, борьбы против расизма, ксенофобии, эгоистического и агрессивного этноцентризма.

Пристального внимания компаративистов заслуживает семейное воспитание. Роль семьи в формировании и развитии личности молодого человека сегодня, к сожалению, в известной мере уменьшается вследствие ряда различных причин экономического и социально-психологического характера. Тем не менее, семья остается важнейшим каналом связи между поколениями и существенным фактором социализации молодежи.

Современную семью исследуют многие науки — от психологии и физиологии до социологии и юриспруденции. Каждая из них изучает те или иные стороны развития и функционирования семьи, и все они касаются так или иначе воспитания, но специально проблемы семейного воспитания изучаются в рамках именно педагогики — с широким привлечением материалов смежных наук.

В эволюции семейного воспитания явственно просматриваются некоторые общие или даже глобальные тенденции, хотя и велика специфика менталитета того или иного народа, его традиций, уходящих корнями в далекое прошлое. Вот поэтому анализ соотношения общего и особенного в развитии семейного воспитания в современном мире тоже закономерно входит в сферу интересов педагога-компаративиста.

Да, отметим, что сравнительная педагогика близка к истории педагогики, но в отличие от нее, наибольшее внимание уделяет не прошлому, а современным педагогическим явлениям и процессам. В данном случае под современностью имеются в виду три-четыре последних десятилетия — период бурного развития научно-технической революции, глобализации, интернетизации и пр., предъявившие новые требования к системам образования. В ряде сопоставительных исследований сравнительная педагогика смыкается с всеобщей историей педагогики, то есть просто составляет ее новейший этап.

Что изучает сравнительная педагогика

Обязательно скажем, что педагогическая компаративистика связана с рядом отраслей научного знания, не входящих в круг педагогических дисциплин. Так, эволюция образования должна рассматриваться на фоне социально-экономического, политического и культурного развития изучаемых стран и регионов, поэтому точная характеристика системы образования той или иной страны и ее сопоставление с системами других стран неизбежно требуют выхода за педагогические рамки. Это заставляет обращаться к соответствующим наукам, использовать их содержательные данные и методический инструментарий.

Кроме того, для изучающего сравнительную педагогику важное значение имеет философское осмысление исследуемых проблем. Педагогику практически до начала XX века не считали самостоятельной наукой — лишь прикладным разделом философии. Это уже в прошлом, но проблема взаимосвязи педагогики и философии отнюдь не перестала быть актуальной. Усилившееся нынче внимание педагогов к философским обоснованиям своих концепций связано с тем, что в современном научном знании все большее значение приобретает междисциплинарный подход, и философия, в принципе, призвана служить общеметодологической основой исследований и способствовать синтезу их результатов.

Что изучает сравнительная педагогика

Серьезный сопоставительный анализ общественно значимых проблем образования немыслим без обращения к материалам социологических исследований. Взаимосвязь социологии и педагогики уходит своими корнями в середину XIX в. Уже в трудах основоположников западной социологии О. Конта, Г. Спенсера воспитание и образование молодежи рассматривались как необходимые условия связи времен и поколений, поступательного развития общества.

К. Маркс и Ф. Энгельс осмыслили эти проблемы сквозь призму социальных и политических задач. Позднее Э. Дюркгейм обстоятельно охарактеризовал социальную детерминированность проблем воспитания. Анализу общественных функций образовательных учреждений значительное внимание уделяли Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер и другие западные педагоги прошлого.

Что изучает сравнительная педагогика

В последние годы интенсивно развиваются социология труда, социология науки, социология молодежи, социология семьи и т. п. Исследования, проводимые в рамках этих отраслей социологического знания, нередко соприкасаются с той проблематикой, которую анализирует сравнительная педагогика — например, социология молодежи рассматривает роль учебных заведений в процессе социализации молодого поколения, формы и борьбы. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название «марксизм».

Определенный интерес для педагогакомпаративиста представляют работы по социологии познания, рассматривающие социальные аспекты производства, распространения и использования разнообразных знаний.

Но, пожалуй, ближе всего к педагогической проблематике стоит социология образования. Она начала складываться еще в 30-е гг. прошлого века, но долгое время практически не имела своего собственного научного официального статуса. Теперь социология образования — признанная самостоятельная отрасль социологического знания.

В университетах стран Западной Европы и США (как и в нашей стране) читаются специальные курсы социологии образования, публикуются монографии, сборники, многочисленные статьи. Анализируются социальный состав учащихся разных учебных заведений и динамика его изменения, возможности получения образования выходцами из разных социальных и этнических групп, зависимость успеваемости учащихся от экономического положения и культурного уровня семьи, общественный статус педагогов.

Данные, полученные при изучении проблем образования в рамках социологии, используются в сравнительно-педагогических исследованиях, делают их более глубокими и аргументированными.

В сравнительно-педагогических исследованиях целесообразно использование данных социальной прогностики — важного направления современного обществознания.

Конечно, порой очень хочется заглянуть в будущее — вот одна их причин того, что теория и практика прогнозирования заняла большое место в современной системе научного знания. В 1960-е гг. были созданыдесятки научных центров, специализировавшихся на разработке социальных прогнозов и футурологических сценариев. Многие из них функционируют и сегодня.

В большинстве социальных прогнозов анализируются и перспективы развития образования, поскольку оно закономерно рассматривается как область, где просто по умолчанию существуют наибольшие возможности для вмешательства в будущее путем формирования кадров для производства и граждан нового общества. По содержанию программы и направления исследований довольно разнообразны: это и перспективное планирование, и проблемы эволюции образования, качественные и количественные сдвиги, потребности и цели обучения на всех его уровнях.

Вообще-то определить эвристическую ценность разработок, создающихся в настоящее время и имеющих в виду грядущие десятилетия; любые прогнозы, относящиеся к социальной сфере, фактически носящие гипотетический, вероятностный характер, трудно, поэтому для оценки методологического уровня и степени достоверности прогнозов целесообразно обращение и к тем из них, которые составлялись несколько десятилетий назад. Они предсказывали, как будут строиться и функционировать системы образования на пороге XXI в. — именно в наше время, и теперь мы сможем сверять эти прогнозы с реальностью.

Однозначных ответов на эти вопросы нет. Тем не менее, серьезные прогностические разработки, опирающиеся на объективную оценку реальных тенденций развития образования в прошлом и настоящем, представляют большой интерес для сравнительной педагогики. Сопоставляя их с анализом современной ситуации в разных странах и регионах, педагоги-компаративисты определяют наиболее вероятные пути развития образования в будущем, возможно, предупреждая о таящихся опасностях.

Сопоставляя тенденции развития образования в разных странах, компаративист вторгается [от имени педагогики] в смежные области научного знания. Но, в то же время, и полученные сравнительной педагогикой новые знания используются социологами, политологами, культурологами, историками с целью более глубокого понимания своих проблем.

Сравнительная педагогика естественным образом развивается во взаимодействии с педагогическими отраслями научного знания: общей педагогикой, историей педагогики, дидактикой, экспериментальной педагогикой и т. д. При этом наша наука представляет высокий гносеологический уровень, поскольку охватывает множество феноменов педагогики и образования, вникает в разнообразные образовательные ситуации.

Результаты сравнительных исследований как раз и расширяют и корректируют данные и выводы различных педагогических наук, обеспечивают обратную связь между ними. Междисциплинарный характер сравнительной педагогики позволяет путем сравнения изучать международные и национальные реалии образования в любом контексте, ставя перед собой задачи понимания и способы решения возникающих общих проблем.

Мы уже только что упомянули и экспериментальную педагогику, и это вполне правомерно — часть сравнительно-педагогических исследований — педагогический эксперимент: через наблюдение к описанию и от наблюдения к логическим выводам.
Трансформация и развитие сравнительной педагогики происходит в условиях, когда мир столкнулся с социальными проблемами в образовании, вызванными процессами глобального характера: взрывным ростом среднего и высшего образования, интернационализацией образования, складыванием интернационального рынка образовательных услуг, нарастанием международной мобильности преподавателей и студентов, универсализаций систем, программ и методов обучения (global learning).

Сравнительная педагогика предназначена для педагогического осознания взаимозависимости. Существует объективная необходимость сравнительного изучения и научного прогнозирования образования как следствия глобализации современного мира и важного ресурса устранения национальной обособленности образовательных систем, прогресса общественной и экономической жизни.

Понятие мировое образовательное пространство официально узаконено , по крайней мере, с начала 1990-х годов как совокупность всех образовательных и воспитательных учреждений, научно-педагогических центров, правительственных и общественных организаций по просвещению в разных странах, геополитических регионах и в планетарном масштабе, их взаимовлияние и взаимодействие в условиях интенсивной интернационализации и глобализации разных сфер общественной жизни.

Сравнительная педагогика в условиях новых реальностей стоит перед необходимостью сопоставительного изучения процесса интеграции в мировых педагогической мысли и образовании, прогнозирования последствий такого процесса, делая попытки ответить на вопросы, исчезнет ли национальное многообразие в образовании; возможно ли сосуществование глобальной и национальной педагогических культур без сколько нибудь заметной их интеграции; перспективен ли синтез глобальной и национальных культур и образования и т. д.

Современная сравнительная педагогика видит важное условие эффективной концептуализации парадигмы сравнительно-педагогических поисков в опоре на культурологические исследования — при компаративистском осмыслении педагогики и образования необходим учет национальных культурных традиций. В одной довольно старой шутке говорилось: «Когда речь заходит об образовании, американец спрашивает, что будет уметь, англичанин — какая его ждет карьера, француз — какие будут экзамены».

Надо понять национальный дух, который является ядром культуры, культурных традиций, изучать духовные силы той или иной нации. Особенности любой системы образования в значительной степени предопределяются национальным типом культуры, причем, можно даже определить культурные факторы, которые влияют на специфику национального образования за рубежом (напомним): природные, экономические, религиозные, светские.

Культура не может находиться на периферии сравнительной педагогики, хотя и не служит специальным объектом ее исследования — культурный контекст является фактором интерпретации, который позволяет понять многое в механизмах развития отдельной системы образования и других образовательных систем.

Взаимодействие культуры и образования является неотъемлемым признаком и культуры, и образования. Кстати, ограниченность многих компаративистских педагогических исследований в том, что часто изучается лишь воздействие культуры на образование, но не уделяется достаточного внимания влиянию культуры на отдельные субъекты такого образования (педагогов, родителей учащихся, политических деятелей, звезд шоу-бизнеса и пр.).

В программе Российской Академии образования «Образование в контексте развития культуры на рубеже ХХI века» подчеркивается, что воспитание и обучение не только погружают личность в культурно-исторический опыт жизнедеятельности, но и сохраняют, транслируют, созидают такой опыт. Воспитание и обучение, таким образом, оказываются деятельностью по консервации, передаче, воспроизводству, развитию социально-культурного опыта.

Добавим еще и о культурологии, в которой современная сравнительная педагогика немало почерпнула в плане методологии — был взят на вооружение культурно-антропологический подход, который предполагает такие этапы исследования:

Правда, при обращении сравнительной педагогики к феномену культуры как условию и предпосылке образования возникают методологические трудности из-за крайне многочисленных (от 500 до 1000) и часто противоречащих друг другу трактовок понятия культура.

При сравнении всех трактовок понятия культуры выявляются, однако, общие точки соприкосновения:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *