Что изучает тифлопсихология как наука
Тифлопсихология
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность, предмет и методы тифлопсихологии
Тифлопсихология – это раздел специальной психологии, изучающий особенности психического развития слабовидящих и слепых людей, пути и способы его коррекции.
Изначально, тифлопсихология, как наука, включала в себя только лишь изучение особенностей психологии слепых людей. На современном этапе своего существования она занимается изучением особенностей психического развития людей с косоглазием, амблиопией и иными глубокими нарушениями зрения.
В настоящее время тифлопсихология занимается изучением:
Предметом современной тифлопсихологии являются слепые люди, лица с глубокими нарушениями зрения, дети с косоглазием и амблиопией.
Основные задачи, решаемые тифлопсихологией на современной этапе своего существования:
Исследование зависимости психического развития от характера, степени и времени возникновения дефекта зрения.
Разработка психологических основ действительно эффективной коррекционной психолого-педагогической помощи людям, имеющим недостатки зрения.
Разработка социально-психологических основ эффективной интеграции лиц, имеющих различные нарушения зрения в окружающий социум.
Готовые работы на аналогичную тему
Тифлопсихология, как относительно «молодая» наука, заимствует методы из общей психологии. Данные методы подвергаются модификации в зависимости от потребностей тифлопсихологии.
К основным методам, используемым тифлопсихологией, относятся:
История тифлопсихологии
Первая попытка осуществить анализ психики слепых людей была сделана Д. Дидро, в его труде «Письмо о слепых в назидание зрячим». После выхода данной книги тенденции в исследовании психики слепых начинают активно развиваться и приобретают актуальность.
В России появление тифлопсихологии относится ко второй половине XIX века, когда начинает активно развиваться психологическая наука. Исследованием психики слепых и слабовидящих людей начинают заниматься педагоги, психологи и врачи. Впервые в периодических изданиях поднимается вопрос, касающийся психического развития людей, имеющих различные нарушения зрения. Авторами поднимаются и обсуждаются темы, касающиеся возможной компенсации, выявленного типа нарушения зрения.
В начале ХХ века, вопросы, которые исследует тифлопсихология, значительно расширяются. Так, в периодических изданиях печатается целый ряд статей, которые касаются изучения:
Таким образом, на этапе своего становления и развития, тифлопсихология была направлена на исследование особенностей психики слепых людей, развитости у них отдельных способностей, чувств и личных качеств, и сравнение психики слепых людей и психики людей с нормальным зрением.
Оформление тифлопсихологии, как самостоятельной науки, произошло в советский период. Это было связано с тем, что именно в это время выходит ряд фундаментальных работ советских тифлопсихолгов. В данных работах осуществляется подробный анализ психики людей, имеющих разнообразные виды и типы нарушений зрения. На основании проведенного анализа разработаны и предложены пути компенсации каждого отдельного типа и вида зрительного нарушения.
К фундаментальным исследованиям советского период относятся труды:
В настоящее время, тифлопсихология, как наука «не стоит на месте», она постоянно развивается, занимается исследованием достаточно широкого круга проблем и вопросов, касающихся особенностей развития психики слабовидящих и слепых людей, путей их компенсации и успешной адаптации в окружающее общество.
К современным фундаментальным работам относятся следующие труды:
Тифлопсихология
Тифлопсихология (от греч. τυθλος — слепой) — раздел специальной психологии, который изучает психическое развитие слепых и слабовидящих людей, пути и способы ее коррекции. Как наука, тифлопсихология сначала включала в своё содержание лишь психологию слепых. В настоящее время тифлопсихологии изучает и особенности людей с глубокими нарушениями зрения и с амблиопией и косоглазием.
Содержание
Объект и предмет тифлопсихологии
Объект
Ведущий специалист в области отечественной тифлопсихологии А.Г. Литвак называет объектом тифлопсихологии лиц с нарушениями зрительных функций в диапазоне остроты зрения от 0 (тотальная или абсолютная слепота) до 0,2 включительно на лучше видящем глазу (верхняя граница слабовидения), а также лица с резко суженным полем зрения (до 10°).
Предмет
А.Г. Литвак называет предметом тифлопсихологии психику лиц с глубокими нарушениями зрения.
Задачи тифлопсихологии
Методы тифлопсихологии
Тифлопсихология заимствует методы из общей психологии и модифицирует их с учётом своих потребностей. К методам относятся: лабораторный и естественный эксперимент, наблюдение, изучение продуктов деятельности, социометрия.
История тифлопсихологии
В XIX-XX веках
Первые попытки анализа психики слепых делает Д. Дидро в работе «Письмо о слепых в назидание зрячим». После этого выявляется тенденция в работах о психике слепых. Эти работы пишут сами слепые на основе рефлексии. Среди этих работ наиболее известна работа М. Сизерана «Слепец о слепых».
Появление отечественной тифлопсихологии связано с развитием психологической науки во второй половине XIX века. Проблемы изучения людей с нарушением зрения начинают разрабатываться в России в конце XIX века в работах педагогов, психологов, врачей. В периодических изданиях появляются первые работы, касающиеся психического развития людей с нарушением зрения. Среди них значительными являются работы:
Авторы поднимают разные проблемы психического развития людей с нарушением зрения и говорят о возможностях компенсации. Г.П. Недлер отмечает глубокое своеобразие психического развития слепых. По его мнению, лишение человека какого-либо важного из внешних чувств влечёт за собой невозможность достижения той степени интеллектуального развития, на которую способен человек с сохранными органами чувств.
М. Дюфур рассматривает в своей работе некоторые особенности психофизического развития слепых. Анализируя проблему определения слепыми препятствий на расстоянии, автор отмечает, что это становится возможным в результате активизации слуховой рецепции у слепых.
Известный русский психолог Г.И. Челпанов в своей работе приводит результаты экспериментального исследования остроты слуха у слепых и способности их к локализации звука в пространстве. В результате эксперимента было выявлено, что у слепых пороги слуховой чувствительности ниже, чем у нормально видящих. Повышение порогов слуховой чувствительности при слепоте в определённых случаях автор объясняет повышенной, по сравнению с нормой, интенсивностью внимания. По мнению Г.И. Челпанова, у слепых преимущественно развиваются внимание и память, в то время как: «Круг идей у них ограничен областью звука и осязания, и это должно класть совершенно особенный отпечаток на характер его умственных построений, которые для нас остаются непостижимыми».
В начале XX века в периодических изданиях появляется целый ряд статей, которые отражают состояние процесса изучения людей с нарушением зрения. Рассмотрим наиболее значимые и характерные работы. В. Мекер в работе «Эстетическое воспитание слепых» (1903) указывает на то, что слепым вполне доступны осязательные восприятия пространственных и материальных признаков объектов. Автор анализирует психические состояния и свойства личности слепых. По его мнению, у людей с нарушением зрения чаще всего подвергаются изменению чувства и характер. Чувства у слепых развиваются быстрее и достигают большей полноты и глубины, чем у зрячих.
Ряд работ по проблеме психологии слепых в разные годы выпускает К.К. Лейко: «Факты и мысли» (1903), «Привычка и её значение» (1905), «Психическая энергия и психический темп у слепых» (1908), «Психология слепых» (1908). К.К. Лейко солидаризируется со взглядами В. Мекера на развитие чувств у слепых. В своих работах он объясняет изменения в области характера слепых сокращением психической энергии и снижением психического темпа. По мнению К.К. Лейко, ряд психических процессов развивается у слепых значительно лучше, чем у видящих. Среди них он называет внимание, воображение, мышление. В исследованиях автора показано, что привычки у слепых возникают значительно быстрее, чем у зрячих. Причину этого явления он видел в высоко развитых волевых качествах личности.
Изучения осязания у слепых касаются работы: С. Геллера «Способность слепых приспособляться к жизни» (1911) и Г.П. Недлера «Первоначальное воспитание слепого ребёнка» (1914). С. Геллер, на основе изменения порогов кожной чувствительности, проводил исследования осязания. Г.П. Недлер исследовал его путём собственных наблюдений над слепыми. Исследователи приходят к схожим выводам о повышении у слепых чувствительности данной модальности по сравнению с нормой.
Из приведённого анализа статей, посвящённых особенностям психики слепых людей, виден большой интерес к разработке этой проблемы со стороны врачей, педагогов и психологов. Более глубоко проблема изучения людей с нарушением зрения разработана в ряде трудов врачей и психологов, написанных в начале века. Это работы: А.А. Крогиуса, В.И. Руднева, Г.И. Сурова. Исследования перечисленных авторов значительно отличаются друг от друга. Работа А.А. Крогиуса является фундаментальным исследованием в области психологии слепых. Остальные две работы представляют собой краткое описание результатов исследования слепых, проведённого авторами.
Рассмотрим основные положения этих работ. В работе доктора медицины В.И. Руднева «Психология слепого» (1910) автор на примере одного слепого рассматривает особенности психики, характерные для людей с нарушением зрения. В исследовании приводятся положения разных авторов, они сравниваются с результатами исследования конкретного слепого и либо подтверждаются, либо опровергаются. В результате детального исследования ослепшего в 8 месяцев пациента, на момент исследования взрослого мужчины, автор делает следующие выводы: 1. Главным анализатором для пациента является слух. 2. Воображение его отличается совершенно от воображения зрячего. В воображении преобладают слуховые и мышечно-осязательные образы.
По мнению исследователя, необходимо отличать чувство пространства от идеи пространства у слепого. Понятие «бесконечность» у слепого обусловлено ощущением. Чувство расстояния до объекта у слепого обусловлено слуховыми ощущениями.
Г.И. Суров в своей работе «Краткий очерк физиологических особенностей слепых» (1912) кратко суммирует свои наблюдения над психофизическим развитием слепых. Основной вывод работы состоит в том, что, по мнению автора, слепота это такой физический недостаток, который коренным образом отражается на психофизическом развитии человека. Он затрагивает телесную, умственную и нравственную стороны развития организма.
В 1909 году выходит фундаментальная работа А.А. Крогиуса «Из душевного мира слепых». А.А. Крогиус был известным психологом в начале XX века, активно участвовал в педологических исследованиях, сделал ряд докладов на съездах по педагогике и психологии. Его исследования психологии слепых поддерживали крупнейшие представители педологического движения в России того времени: Б.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев. В своей работе А.А. Крогиус отмечает глубокую заинтересованность и поддержку со стороны названных учёных. В работе представлены результаты многолетних экспериментально-психологических исследований автора, проводимых над слепыми людьми разного возраста. Ряд исследований носит сравнительный характер. Исследуется состояние психических процессов у слепых в сравнении со зрячими.
Работа А.А. Крогиуса касается исследования разных сторон психического развития человека с нарушением зрения. Автор исследует особенности слухового восприятия слепых людей. В экспериментальном исследовании сначала определялся пространственный порог слуховых раздражений, в виде раздражений выступали свисток и счёт вслух. Исследование велось по методу наименьших изменений, т. е. экспериментатор менял расстояние между раздражениями до тех пор, пока испытуемый не определял верно их относительно положения. Для каждого положения делалось 10 определений порога и бралась средняя величина его.
Второй ряд экспериментов по тому же вопросу был проведён по методу Бинэ, в качестве раздражителя брался электрический звонок, быстро и бесшумно передвигаемый по дуге. В результате исследований слухового восприятия, автор приходит к выводу о том, что у слепых оно совершеннее, чем у зрячих. По мнению автора, слепые большей частью люди не двигательно-осязательного типа, а слухового типа.
В работе много места уделено исследованию так называемого «шестого чувства» слепых, т. е. возможности ощущать препятствия на расстоянии. Автор детально рассматривает подходы зарубежных и отечественных исследователей и высказывает свою гипотезу, подтверждённую его исследованиями. По мнению автора, слепые ощущают препятствия на расстоянии в результате деятельности одного из сохранных органов чувств. А.А. Крогиус считает, что этим сохранным чувством является температурная рецепция. Именно она даёт возможность слепым ощущать предметы на расстоянии.
Много места в исследовании уделено изучению осязательных и осязательно-двигательных восприятий. Автор исследует точность представлений слепых, образованных с помощью двигательно-осязательных ощущений. Исследователь применяет методы воспроизведения и сравнения. Во время эксперимента ощупывались прямые различной длины, углы и кривые (зрячим при этом завязывались глаза).
Ощупывание производилось тремя способами:
В результате исследований А.А. Крогиус делает вывод о том, что представления, составленные с помощью осязательно-двигательных ощущений, отличаются у слепых меньшей точностью, чем у зрячих. Помимо анализируемого труда, А.А. Крогиус выпускает ряд статей, в которых приводит результаты своих исследований познавательных возможностей слепых. В этом направлении важной является его работа «О некоторых особенностях душевной жизни слепых» (1904). Работа касается особенностей памяти и свойств личности слепых. А.А. Крогиус исследовал процесс запоминания у слепых по методу Г. Эбингауза. По его наблюдениям слепые во всех случаях заучивают тексты лучше, чем зрячие. Автор объясняет это повышенным вниманием, высоким развитием слухового восприятия, а также ограниченным количеством получаемых из внешнего мира раздражений, вследствие чего «… вторжение в фиксационную точку сознания» других групп ощущений происходит гораздо реже, чем у зрячих, что способствует максимальному сосредоточению на определённом материале. В работе приводится анализ психических состояний и особенностей личности слепых. Автор отмечает изменения в области чувств и характера. Чувства у слепых развиваются, по мнению автора, быстрее, чем у зрячих, что связано со средоточением взгляда слепых на внутреннем мире, это поддерживает веру в сохранение духовных ценностей. Данные исследования позволяют говорить о попытке проникновения в психику слепого человека с целью усовершенствований в области воспитания данные попытки стали предпосылками формирования отечественной тифлопсихологии.
В советский период
В советский период тифлопсихология оформилась как отдельная наука. Это связанно с фундаментальными работами, советских тифлопсихологов в которых проанализированы особенности психики лиц с нарушениями зрения и показаны пути компенсации зрительных нарушений.
К этим работам относятся фундаментальные исследования:
В наше время
В современной России также написан целый ряд фундаментальных работ которые определяют развитие тифлопсихологии среди них:
Статья: Тифлопсихология, как наука о закономерностях психического развития лиц с глубокими нарушениями зрения
Тифлопсихология, как наука о закономерностях психического развития лиц с глубокими нарушениями зрения.
Изучение механизмов компенсации слепоты и слабовидения;
Выявление потенциальных возможностей лиц с нарушениями зрения;
Разработка психологических основ коррекционно-педагогической работы с людьми с нарушениями зрения;
Разработка психологических основ интеграции лиц с нарушениями зрения в общество.
Тифлопсихология заимствует методы из общей психологии и модифицирует их с учётом своих потребностей. К методам относятся: лабораторный и естественный эксперимент, наблюдение, изучение продуктов деятельности, социометрия.
Первая попытка дать характеристику психической деятельности при отсутствии зрения была предпринята французским просветителем Д.Дидро в книге «Письма о слепых в назидании зрячим».В середине 80-х годов XIX в. Осуществляются первые экспериментальные исследования психики слепых. В 30-ых годах XXвека было дано обоснование тифлопсихологии как самостоятельной отрасли психологической науки.
Значительный вклад в тифлопсихологию послевоенного периода внесла М. И. Земцова. В ее работе «Пути компенсации слепоты» был обобщен накопленный к этому времени фактический материал, сделан ряд принципиально важных выводов о влиянии слепоты на психическое развитие и закономерности компенсации возникающих отклонений, показана диалектика взаимоотношений двух основных факторов компенсации биологического и социального.
Профессор А.Г.Литвак разрабатывает теоретические основы тифлопсихологии, теорию компенсации зрительного дефекта и его последствий, раскрывает особенности реабилитации поздноослепших.
В современной России также написан целый ряд фундаментальных работ которые определяют развитие тифлопсихологии среди них:
Кручинин В.А. «Теоретические основы формирования пространственной ориентировки у слепых детей в процессе школьного обучения»;
Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного учреждения;
Фильчикова Л.И. Основы ранней психологической коррекции сенсорного развития детей с нарушенным зрением.
Проективные методы исследования личности.
Впервые для обозначения определенной группы методов понятие проекции стало использоваться Л. Франком (1939). В основе проективного исследования личности лежат три принципа.
1. Исследование направленно на уникальное в структуре личности. В отличие от традиционных психометрических процедур личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень способностей или черт.
2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.
3. Эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, «формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую систему в структуру внутреннего мира индивида».
Отличительные признаки проективных методик:
• неопределенность стимульного материала или инструкции к заданию, благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения;
• деятельность испытуемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора. Этот момент, а также то, что испытуемый обычно не знает, что в его ответах диагностики значимо, приводят к максимальной проекции личности, не ограничиваемой социальными нормами и оценками;
• проективные методики измеряют не ту или иную психическую функцию в отдельности, а своего рода модус личности в ее взаимоотношениях с социальным окружением.
Характерными особенностями проективных методов являются и три отличия их интерпретации:
1) отсутствие фиксированной однозначной шкалы нормативов при оценке результатов;
2) многозначность каждого отдельного показателя, и необходимость сведения всех показателей в единую психологически осмысленную структуру;
3) опора на понятие проекции, обозначающее факт привнесенности в любую психическую деятельность собственных личностных особенностей.
В настоящее время существует целый ряд классификаций, отражающих многообразие проективных методик. Остановим свое внимание на классификации Л. Франка. С точки зрения автора можно выделить восемь видов проективных методик.
1. Конституитивные методики — структурирование, оформление стимулов придания им смысла (тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков).
2. Конструктивные методики — создание из оформленных деталей осмысленного целого (тест Мира).
3. Интерпретативные методики — истолкование какого-либо события, ситуаций (тематический апперцептивный тест — ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди).
4. Катартические методики — осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях (психодрама, проективная игра).
5. Экспрессивные методики — рисование на свободную или заданную тему (тест «Дом — дерево — человек», тест «Несуществующее животное»).
6. Импрессивные методики — предпочтение одних стимулов другим, обусловившее их отбор как наиболее желательных (тест Люшера).
7. Аддитивные методики — завершение предложения, рассказа, истории (метод незаконченных предложений, ассоциативный тест Юнга).
8. Рефрактивные методики — непреднамеренные изменения (нарушения) в устной или письменной речи (графические пробы).
2. Фрустрационный тест С. Розенцвейга (адаптирован в НИИ им. В. М. Бехтерева)
Методика предложена С. Розенцвейгом в 1945 г. на основе разработанной им теории фрустрации. Методика состоит из 24 рисунков, на которых изображены люди, находящиеся во фрустрационной ситуации. Инструкция: «На каждом рисунке изображены два или несколько человек. Человек слева всегда изображен говорящие какие-то слова. Вам надо на листе ответов под номером, соответствующим рисунку, написать первый пришедший на ум ответ на эти слова. Не старайтесь отделаться шуткой. Действуйте по возможности быстрее». Ситуации, представленные в тексте, можно разделить на две основные группы:Ситуации «препятствия», Ситуация «обвинения».Каждый ответ оценивается с точки зрения двух критериев: направления реакции и типа реакции.
3. Тест руки (HAND-TEST)
Предназначен для диагностики агрессивности. Методика может использоваться для обследования как взрослых, так и детей. Стимульный материал – стандартные 9 изображений кисти руки и одна без изображения (подобно пустой карточке в Тематическом Тесте Апперцепции), при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия.
Изображения предъявляются в определенной последовательности и положении.
При нечетком и недвусмысленном ответе просят пояснения, спрашивают: «Хорошо, а что еще?», но не навязывают никаких специфических ответов.Число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, чтобы вызвать сопротивление испытуемого. Желательно получить четыре варианта ответов. При обработке полученных результатов каждый ответ испытуемого относят к одной из 11 категорий: Агрессия, Указание, Страх, Эмоциональность, Коммуникация, Зависимость, Демонстративность, Увечность, Активная безличность, Пассивная безличиость, Описание.
Графические методы, относясь к классу проективных, дают человеку возможность самому проецировать реальность и по-своему интерпретировать её. Поэтому естественно, что полученный результат в значительной мере несёт на себе отпечаток личности: её настроения, состояния, чувства, особенности представления, отношения и т.д. Рисуночные тесты, как особая разновидность психографических методов, часто используются в практической диагностике и нередко служат единственным средством развития общения между психологом и консультируемым: в рисунках содержится обилие «сигналов» для психолога, которые можно использовать для построения диалога с консультируемым. Последний, в свою очередь, в процессе общения с психологом использует не только слова, но и образы. Рисунки, как показывает опыт, имеют яркие индивидуальные различия, что принципиально позволяет построить на их основе естественные психологические классификации и типологии, и это достигается значительно быстрее, чем при использовании других методов. Анализ рисунков, письма, «изобразительного языка», человека в целом (в том числе языка жестов и поз) не только расширяет диагностические возможности, но и способствует более глубокому пониманию всего душевного состояния человека, его видение мира и социальной ориентации. Графические методы: рисунок человека – тест Ф.Гудинаф, тест «Дерево» К.Коха, «Дом-дерево-человек» Д.Бука, рисунок семьи В.Вульфа. В отечественной практике получила распростанение диагностическая методика «Пиктограмма», первоначально предложенная А.Р.Лурия как приём изучения особенностей опосредованного запоминания.
Реферат «Тифлопсихология»
Мария Гагарина
Реферат «Тифлопсихология»
1. Предмет тифлопсихологии.
2. Задачи тифлопсихологии, ее значение и связь с другими науками.
3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения.
В настоящее время перед психологией слепых и слабовидящих среди ряда задач на первый план выступает разработка проблемы управления психическим развитие нормального ребенка. До недавнего времени вопросы развития аномальных детей решались преимущественно в плане коррекции и компенсации дефекта. На современном уровне развития тифлопсихологии и тифлопедагогики во главу угла следует, очевидно ставить задачу управления развитием личности аномального ребенка в целях предупреждения возникновения вторичных дефектов. Такое управление, как показывают многочисленные исследования, вполне возможно.
Разумеется, такая постановка вопроса не снимает проблемы коррекции и компенсации нарушенных функций, однако в случае успешного решения проблемы развития аномального ребенка центр тяжести коррекционно-компенсаторных воздействий может переместиться в область первичных дефектов, значительно облегчив тем самым работу педагогов, так как спонтанное влияние соматического дефекта (нарушения зрительного анализатора) будет в значительной части блокировано. И, что еще более важно, это поможет сблизить, свести пути развития аномального и нормального ребенка. Такой подход будет способствовать реабилитации инвалидов по зрению, их интеграции в обществе зрячих.
Слабовидение является пограничным состоянием между нормальным зрением и слепотой. Поэтому во многих проявлениях психической деятельности слабовидящие практически от нормы ничем не отличаются.
1. Предмет тифлопсихологии
Тифлопсихология (от греческого typhlos — слепой) в буквальном переводе —психология слепых, однако в настоящее время значение этого термина значительно расширилось и обозначает психологию не только слепых, но и слабовидящих.
Тифлопсихология — это самостоятельная отрасль психологической науки. Как любая наука, тифлопсихология имеет свой предмет, которым является психика лиц с глубокими нарушениями зрения (слепых и слабовидящих). Необходимо отметить, что на первых этапах развития тифлопсихологии предметом ее изучения являлась психика тотально слепых. В настоящее время центр тяжести исследования перемещается на частично зрячих и слабовидящих. Это вызвано сокращением контингента абсолютно слепых и относительным увеличением числа частично зрячих и слабовидящих.
Психика слепых и слабовидящих является, как и в норме, единством субъективного и объективного. В ней отражается объективная действительность, специфически преломляющаяся в сознании каждого индивида. Действительно, любое событие, любая мысль, любое чувство преломляются в сознании людей по-разному, субъективно, в зависимости от опыта, знаний, установок, потребностей, психического и физического состояния. И в то же время возникающие в сознании образы, мысли, чувства отражают более или менее адекватно объективную реальность. Изучение психики слепых и слабовидящих осложняется по сравнению с изучением психики нормально видящих тем, что, помимо общечеловеческой субъективности ее проявлений, на последние оказывают существенное влияние разнообразные аномальные факторы (нарушения зрения, маскирующие и зачастую искажающие проявления основных закономерностей психических процессов, состояний и свойств личности. Особенно осложняется процесс выявления общих закономерностей и специфических особенностей психики слепых и слабовидящих при усложнении дефектов зрения патологическими изменениями в других частях организма. Среди дефектов, сопутствующих слепотой слабовидению, широко распространены нарушения двигательной системы, снижение остроты слуха и осязания, нарушения речи. У слепых и слабовидящих достаточно часто встречаются также грубые нарушения интеллекта, нервно-психические отклонения, психофизический инфантилизм. При этом в процентном отношении число случаев слепоты и слабовидения, осложненных другими дефектами, имеет тенденцию к повышению. С одной стороны, это объясняется сокращением числа случаев нарушений функций зрения в результате травм и ряда общих и инфекционных заболеваний. С другой стороны, оно обусловлено относительным увеличением случаев нарушений зрительной функции вследствие различных заболеваний центральной нервной системы, врожденной и наследственно обусловленной патологии зрения. В настоящее время врожденные и наследственные формы патологии зрения являются причиной слепоты примерно в 90% случаев.
Сложность изучения психики слепых и слабовидящих заключается также и в том, что контингент лиц, подпадающих под данное определение, весьма разнообразен как по характеру заболеваний, так и по степени нарушения основных зрительных функций (острота зрения, поле зрения и др.).
Под остротой зрения подразумевается способность глаза видеть раздельно две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения принимается способность различать детали объекта под углом зрения, равным одной минуте. В зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу при использовании обычных средств коррекции (очки)выделяются:
1) слепые—острота зрения от 0 до 0,04 включительно;
2) слабовидящие — острота зрения от 0,05 до 0,2. Среди лиц, относящихся к категории слепых,принято выделять:
1) абсолютно или тотально слепых;
2) частично или парциально слепых, имеющих либо свето-ощущение (способность различать свет и тьму, либо форменное зрение (возможность различения форм, т. е. выделения фигуры из фона, острота которого варьируется от 0,005 до 0,04.
Другим важнейшим условием нормального видения является поле зрения, т. е. пространство, все точки которого видны одновременно при неподвижном взгляде. В норме поле бинокулярного зрения для белого цвета по горизонтали равно 180, а по вертикали—110градусам. Для красного, синего и зеленого цвета поле зрения постепенно сужается, еще большее его сужение наблюдается при предметном зрении. Обычно резким снижениям остроты зрения сопутствует нарушение поля зрения, однако и самостоятельные серьезные нарушения поля зрения ведут к слепоте и слабовидению. Например, лица с сужением поля зрения до 10 градусов относятся к практически слепым (инвалиды 1 группы, так как этот дефект существенно затрудняет их деятельность.
Большое значение для развития психики имеет время наступления слепоты. Временной параметр настолько важен,что слепые дифференцируются по нему на две группы: слепорожденные и ослепшие. К первой группе относят лиц, потерявших зрение до становления речи, т. е. приблизительно до трех лет, и не имеющих зрительных представлений, ко второй — ослепших в последующие периоды жизни и сохранивших в той или иной мере зрительные образы памяти. Совершенно очевидно, что, чем позже нарушаются функции зрения, тем меньшим оказывается влияние аномального фактора на развитие и проявление различных сторон психики. Но вместе с тем изменяются, ограничиваются в связи с возрастным снижением пластичности и динамичности центральной нервной системы возможности компенсаторного приспособления.
2. Задачи тифлопсихологии, ее значение и связь с другими науками
Предмет тифлопсихологии достаточно четко определяет ее основную задачу —изучение психики слепых и слабовидящих в ходе накопления фактического материала, установление закономерностей ее развития и проявлений, механизмов психической деятельности при дефектах зрения.Указанные задачи должны решаться в следующих аспектах:
а) раскрытие основных закономерностей развития и проявлений психики, присущих как нормально видящим, так и лицам с дефектами зрения;
б) раскрытие специфических закономерностей психических явлений, свойственных только слепым и слабовидящим;
в) установление зависимости развития и проявлений психики от степени и характера патологии зрения и времени возникновения дефекта;
г) выявление особенностей, характерных для аномального развития в целом.
Решение этих основных проблем осуществляется в ходе изучения ряда стоящих перед тифлопсихологией частных теоретических и практических вопросов. К ним относятся такие задачи, как, например, выяснение зависимости отдельных психических процессов и особенностей их протекания от функционального состояния зрительного анализатора, определение роли сохранных анализаторов в психической деятельности слепых и слабовидящих, нахождение оптимальных условий для познавательной и трудовой деятельности при сужении сенсорной сферы, изучение влияния слепоты на формирование отдельных свойств личности и межличностные отношения, исследование групп и коллективов в специальных учреждениях для лиц с дефектами зрения и т. д. Разумеется, перечисленные вопросы отражают только незначительную часть актуальных проблем, которые призвана решать тифлопсихология. Но даже это перечисление показывает, какое важное значение имеет накопление и теоретическое осмысление тифлопсихологических знаний не только для создания научной системы, но и для практики обучения и воспитания слепых и слабовидящих, проведения с ними реабилитационной работы на самых различных уровнях (дошкольные учреждения, школы, учебно- производственные предприятия). Одновременно следует отметить, что, несмотря на явный прогресс в области тифлопсихологических исследований, круг нерешенных вопросов еще настолько широк, что и по сей день еще имеет место некоторое отставание тифлопсихологии от требований, предъявляемых ей жизнью. Только сокращение разрыва между теорией и практикой воспитания и обучения позволит программировать процессы психического развития аномальных детей и управлять ими.
Одной из важнейших задач, которые решает тифлопсихология, является теоретическое обоснование педагогических воздействий, т. е. методов и средств обучения и воспитания, на детей с аномалиями зрительного анализатора. В связи с наличием огромных различий в контингенте слепых и слабовидящих по остроте зрения, состоянию поля зрения и цвето и свето различения, а также по характеру дефекта и времени его появления, в настоящее время на первый план выдвинута задача изучения соотношения аномальных, индивидуально-типологических и возрастных особенностей, различно проявляющихся и различно влияющих на развитие и протекание отдельных психических функций.
Стоящие перед тифлопсихологией задачи определяют ее значение для воспитания и обучения слепых и слабовидящих, реабилитационной работы с ними. Они же определяют и связь тифлопсихологии с другими науками, в первую очередь с тифлопедагогикой и специальными методиками преподавания.Связь этих наук неразрывна и взаимо- обусловлена: с одной стороны, тифлопсихология призвана дать психологическое обоснование методов обучения и воспитания слепых и слабовидящих, реабилитационной работы с ними, а с другой стороны, подлинно научная тифлопедагогика может совершенствовать свои дидактические принципы и методические приемы только исходя из групповых (обусловленных аномальными факторами, возрастных и индивидуальных особенностей слепых и слабовидящих, изучаемых тифлопсихологией. Нужно подчеркнуть, что, для того чтобы эта связь была действенна, тифлопсихологические исследования должны опережать исследования в тифлопедагогике и тем самым оказывать эффективное влияние на практику обучения и воспитания слепых и слабовидящих.
Изучая возрастные и индивидуальные особенности слепых и слабовидящих и специфику развития и проявлений их психики в зависимости от состояния зрительного анализатора, характера заболевания, времени возникновения дефекта и т. д., тифлопсихология становится тем самым одной из тех наук, знание которых жизненно необходимо учителю и воспитателю, тифлопедагогу дошкольного учреждения, реабилитологу. Только овладев обще и тифлопсихологическими знаниями, дефектолог может активно и творчески включиться в процесс обучения и воспитания детей с дефектами зрения и добиться плодотворных результатов в деле формирования полноценной личности слепого или слабовидящего.
Существенное значение имеет тифлопсихология и для тифлотехники, так как, только опираясь на знание психических особенностей лиц с дефектами зрения (порогов чувствительности, свойств восприятия, скорости реакций и т. п., можно создавать приборы, при помощи которых для инвалидов по зрению открываются новые каналы поступления информации из окружающего мира.
Очевидно, что основная задача тифлопсихологии — изучение психики слепых и слабовидящих, раскрытие ее закономерностей — может быть успешно решена только при опоре на достижения общей, возрастной и педагогической психологии, которые должны служить отправным пунктом для тифлопсихологических исследований. Ряд закономерностей, раскрытых в общей психологии, находит свое подтверждение в развитии и проявлениях психики слепых и слабовидящих. Так, закономерности ощущения, свойства восприятия, условия продуктивного запоминания, основные закономерности формирования представлений, основных устойчивых свойств личности и т. д. являются общими как для нормально видящих, так и для лиц с нарушенными функциями зрения. Разумеется, применение общепсихологических положений в тифлопсихологии в каждом отдельном случае требует их экспериментальной проверки с целью выявления общих тенденций и специфики проявления. Использование знаний, накопленных в общей психологии и ряде отраслей, способствует, таким образом, ускоренному развитию тифлопсихологии.
Психология слепых и слабовидящих, так же как и общая психология, тесно связана с рядом социальных и естественных наук, и, прежде всего с марксистско-ленинской философией, вооружившей ее самой прогрессивной современной методологией —диалектическим материализмом.
Особо важное значение для тифлопсихологии имеет связь с рядом отраслей медицины, в первую очередь с анатомией, физиологией, патологией органов зрения, а также физиологией и патологией высшей нервной деятельности.
Таким образом, тифлопсихология, оставаясь самостоятельной отраслью психологической науки, имеет широко разветвленные связи с рядом общественных и естественных наук, что является существенным фактором ее развития.
Фундаментальной основой перечисленных междисциплинарных связей является общность объекта изучения, которым является человек и его деятельность во всем многообразии ее проявлений, детерминированная социальными, физиологическими, психологическими и многими другими факторами.
3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения
Особенности развития познавательной сферы:
Практически все качества внимания, такие, как его активность, направленность, широта (объем, распределение, возможность переключения, интенсивность, или сосредоточенность, устойчивость оказываются под влиянием нарушения зрения, но способны к высокому развитию, достигая, а порой и превышая уровень развития этих
качеств у зрячих. Ограниченность внешних впечатлений оказывает отрицательное влияние на формирование качеств внимания. Замедленность процесса восприятия, осуществляемого с помощью осязания или нарушенного зрительного анализатора, сказывается на темпе переключения внимания и проявляется в неполноте и фрагментарности образов, в снижении объема и устойчивости внимания.
Для успешного выполнения того или иного вида деятельности требуется развитие соответствующих свойств внимания. Так, при учебной деятельности важным условием является произвольность организации внимания, сосредоточенность на учебном материале при выполнении заданий, умение не отвлекаться, т. е. развитие сосредоточенности и устойчивости внимания. В то же время в такой специфической деятельности, как пространственная ориентация, а также в трудовой деятельности условием эффективности и результативности является распределение внимания, умение переключать его в соответствии с решением конкретных практических задач. Слепому и слабовидящему необходимо для компенсации зрительной недостаточности активно использовать информацию, поступающую от всех сохранных и нарушенных анализаторов; концентрация же внимания на анализе информации, получаемой от одного из видов рецепции, не создает адекватного и полного образа, что приводит к снижению точности ориентировочной и трудовой деятельности. Чтобы адаптироваться в современных условиях технического прогресса, от слепых и слабовидящих требуется большая самостоятельность и активность, а это связывается с развитием таких качеств, как произвольность организации деятельности, устойчивость и интенсивность деятельности, широта объема внимания, умение его распределять и переключать в зависимости от условий и требований деятельности. Таким образом, развитие внимания связано с формированием волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств личности, протекает в условиях активной деятельности и имеет те же закономерности, что наблюдаются и у нормально видящих.
Особенности развития личности:
Таким образом, мы можем говорить о том, что такие глубокие нарушения зрения, как слепота и слабовидение, оказывают влияние на формирование всей психологической системы человека, включая и личность. Однако это влияние нивелируется коррекционным воздействием и условиями развития как в семье, так и в воспитательных учреждениях.
В связи с этим особенно остро стоит вопрос о выделении тех психолого-педагогических условий, которые оказывают коррекционно-развивающее влияние на формирование личности ребенка, имеющего глубокие нарушения зрения.
Особенности развития эмоционально-волевой сферы:
1. Представление о жестах находятся на низком уровне. Вследствие снижения остроты зрения они пользуются жестами в случаях уточнения информации, указания направления действия, то есть в качестве вспомогательного средства. Спонтанно, на основе подражания жесты без словесных обозначений усваиваются и используются детьми очень медленно и некачественно, что указывает на возможность и необходимость обучения детей жестам.
2. У детей с нарушением зрения наблюдается бедность мимики. Выражение эмоций и определение их модальностей у таких детей находящихся на более низком уровне, чем у нормально видящих сверстников. Это свидетельствует о том, что они имеют малый чувствительный опыт переживания эмоциональных состояний. У них наблюдается амимичность лица, отсутствие ощущений выразительных движений.
3. Дошкольники с неполноценным зрением, плохо ориентируясь в элементах выразительных движений тела и не умея использовать крупную моторику для выражения своего настроения, своих желаний, не обращают внимания на пантомимику других людей. Они видят в движениях и позах лишь практические действия, направленные на выполнении какой-либо деятельности.
В деятельности (прежде всего, ведущей в данный период развития) формируются новые психические образования, она создает зону ближайшего развития ребенка. Для детей с глубокими нарушениями зрения характерно замедленное формирование различных форм деятельности. Дети нуждаются в специально направленном обучении элементам деятельности и, главным образом, исполнительной ее части, так как двигательная сфера слепых и слабовидящих детей наиболее тесно связана дефектом и его влияние на двигательные акты оказывается наибольшим. Наиболее трудным компонентом остается исполнительская функция, основывающаяся на мануальных способностях слепых, в то время как для них характерно несовершенство предметных действий. Наблюдается значительное расхождение между пониманием функционального назначения предмета и возможностью выполнить конкретное действие с предметом. Овладение предметным действием в этом возрасте в значительной степени основывается на совместном действии слепого ребенка и взрослого, в котором элемент содействия взрослого является ведущим. Отсутствие зрительного подражания компенсируется за счет усвоения и повторения пассивных движений, т. е. двигательного подражания. Организационно-волевая сторона учебной деятельности является наиважнейшей в компенсации зрительной недостаточности. Именно активность слепого в познании, умение добиваться результатов, несмотря на значительные трудности практического выполнения деятельности, обеспечивают успешность ее выполнения. У детей с нарушениями зрения имеется сложное соподчинение мотивов, от более общего — хорошо учиться, к конкретному — выполнить задание. Готовность к осуществлению учебной деятельности проявляется в эмоционально-волевом усилии, в умении подчинить свои действия, связанные с выполнением задания, требованиям учителя. В этом нет различий между слепыми и зрячими.Различия возникают в осуществлении самого процесса учебной деятельности: она протекает в более замедленном темпе, особенно в первые периоды ее становления, поскольку только на основе осязания или на основе осязания и остаточного зрения вырабатывается автоматизм движения осязающей руки, контроль за протеканием и результативностью деятельности. Целенаправленность и умение регулировать свое поведение, связанные со способностью преодолевать препятствия и трудности, характеризуют волю человека. Воля играет важную роль в самоопределении личности слепого и слабовидящего и его позиции в обществе. Этим людям приходится преодолевать большие трудности, чем зрячим, в обучении и приобретении в том же объеме и того же качества профессиональных знаний. В тифлопсихологии существуют два противоположных взгляда на развитие воли у лиц с нарушениями зрения. В соответствии с одним — слепота оказывает негативное влияние на развитие волевых качеств, приверженцы другого взгляда утверждают, что преодоление трудностей формирует сильную, крепкую волю. Волевые качества слепого ребенка развиваются в процессе деятельности, характерной для каждого из возрастов и соответствующей потенциальным, индивидуальным возможностям ребенка. Мотивы поведения, сформированные адекватно его возрасту и уровню развития, будут стимулировать и его активность.
Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М. И. Земцовой и др. М., 1967. гл. I—III.
Зотов А. И. Итоги и задачи комплексного изучения познавательной деятельности аномальных школьников. — Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1970, т. 420.
Литвак А. Г. Тифлология как система наук. — Наша жизнь, 1979, № 7.
Литвак А. Г. Тифлопсихология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 “Дефектология”.— М. : Просвещение, 1985.
Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей. — Дефектология, 1971, № 6.