Что изучает возрастная анатомия и возрастная физиология
Возрастная анатомия
Вы будете перенаправлены на Автор24
Предмет и методы возрастной анатомии
Возрастная анатомия — это наука, которая изучает изменения строения человеческого организма в процесс индивидуального формирования при прохождении различных возрастных периодов.
Анатомия – это наука, которая изучает строение человеческого организма и исследует закономерности его развития в связи с процессом взаимодействия между ним и окружающей средой.
Анатомия рассматривает организм с позиции целостности и единства между ним и окружающей средой. Также анатомия обращает внимание на становление человеческого организма в филогенезе (процессе исторического развития органического мира).
Возрастная анатомия является комплексной наукой, которая использует знания из нескольких областей:
Весьма популярным в возрастной анатомии является такой метод исследования, как параллельное изучение тех или иных черт строения органов у представителей различных возрастных групп. Сопоставление выявленных особенностей позволяет проанализировать отклонения и систему нормативного развития детей различных возрастных групп.
Возрастная анатомия рассматривает все периоды развития организма в течение жизни, а именно:
Для того, чтобы получить полноценные сведения об описанных выше периодах онтогенеза, необходимо использовать данные эмбриологии и геронтологии.
Задачи возрастной анатомии
Основными задачами, которые реализует возрастная анатомия являются:
Готовые работы на аналогичную тему
Возрастная анатомия тесно связана с возрастной физиологией и многими другими науками из цикла биологических. Например, для понимания закономерностей формирования функций органа в тот или иной возрастной период, необходимо знать особенности развития его составных частей.
Возрастная анатомия является очень важной наукой, поскольку знания о жизнедеятельности организма и строения органов дает возможность сформировать комплексные представления о каждом возрастном этапе становления организма. Также данные возрастной анатомии дают возможность предотвратить многие соматические и вегетативные заболевания, возникающие у детей, тем самым укреплять их здоровье с самого раннего возраста.
Факты из истории развития возрастной анатомии
В нашей стране развитие возрастной анатомии было связано с открытием школ для детей из богатых семей. Основы понимания важности внедрения анатомических знаний в процесс воспитания внедрил М. В. Лесгафт, а также М. В. Ломоносов и другие ученые.
Одним из основоположников возрастной анатомии называют И.И. Мечникова, который сформулировал теорию старения и смерти, как результата отравления организма человека различными продуктами гниения белков внутри кишечника.
Серьезным прорывом в области возрастной анатомии стало открытие кафедры гигиены в Петербургской медико-хирургической академии. Таким образом, в полной мере научное изучение возрастных анатомических особенностей организма начинается только во второй половине 19 века. Развитие, происходящее в прошлые периоды можно охарактеризовать как накопительный этап знаний об анатомическом строении организма.
Как самостоятельное учение возрастная анатомия начала развиваться в 20 веке. Ее основоположником называли Н. П. Гундобина, который первым уделил должную степень внимания анатомо-физиологическим особенностям детского организма.
Центром изучения организма подростков и детей в нашей стране стал Институт школьной гигиены и физического воспитания АПН РСФСР.
Также данные возрастной анатомии чрезвычайно важны для гигиены с целью разработки санитарно-гигиенических требований организации жизни. Также возрастная анатомия позволяет понять, каким образом можно организовать учебные занятия, также занятия физической культурой, определить режим труда и отдыха.
Особенно важны данные возрастной анатомии для изучения функциональных возможностей организма. Поэтому возрастная анатомия также помогает развивать педагогическую науку, психологию, физиологию питания, труда и спорта.
Возрастная анатомия позволяет также является очень важной сферой знаний для работников дошкольных и школьных образовательных учреждений. Это происходит потому, что в этот период для организма очень важна правильная организация условий жизни и обучения. При нарушении этих тенденций возникает большое количество патологий, нарушения функций центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы.
Сегодня возрастная анатомия находится на позитивной стадии развития. Она позволяет повысить качество обучения, сделать его значительно более безопасным для детей различных возрастов. Методы обучения и воспитательного воздействия должны быть адекватны возрастным физиологическим особенностям школьников и дошкольников.
Педагогическая эффективность определяется так же с соответствием условий организации учебного процесса возможностям детей и подростков. Особого внимания заслуживают периоды развития ребенка с повышенной чувствительностью и пониженной сопротивляемостью организма. В связи с этим возрастная анатомия и физиология являются необходимы компонентом знаний молодого специалиста, работающего с детьми: воспитателя, учителя, психолога, социального педагога, социального работника, гигиениста.
Возрастная анатомия, Физиология, гигиена.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Возрастная анатомия, Физиология, гигиена.
ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ ВОЗРАСТНОЙ АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ, ГИГИЕНЫ Анатомия и физиология – важнейшие биологические науки о строении и функциях организма человека. Анатомия человека – это наука о формах и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов. Анатомия человека изучается, как правило, путем рассмотрения различных органов. Физиология – наука, изучающая закономерности функционирования живых организмов, их отдельных систем, органов, тканей и клеток, взаимосвязь и изменение функций в разных условиях окружающей среды и при различных состояниях организма.
Возрастная анатомия изучает телосложение человека, его органов, в разные периоды жизни. Возрастная физиология – это наука, которая изучает особенности процесса жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза. Она является самостоятельной ветвью физиологии человека и животных, в предмет которой входит изучение закономерностей становления и развития физиологических функций организма на протяжении его жизненного пути от оплодотворения до конца жизни. Предметом изучения возрастной анатомии и физиологии является изучение анатомо-физиологических особенностей детей и подростков в процессе их индивидуального развития.
Основными задачами изучения возрастной физиологии являются следующие: изучение особенностей функционирования различных органов, систем и организма в целом; выявление экзогенных и эндогенных факторов, определяющих особенности функционирования организма в различные возрастные периоды; определение объективных критериев возраста (возрастные нормативы); установление закономерностей индивидуального развития.
Гигиена – медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность, и разрабатывающая оптимальные требования к условиям жизни и труда. Гигиена создает основы текущего и предупредительного санитарного надзора, санитарных мероприятий по оздоровлению условий труда и отдыха человека. Одной из задач гигиены является экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода. Современная гигиена разрабатывает нормативы воздушной среды населенных мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания, материалов одежды, обуви с целью сохранения здоровья человека и предупреждения заболеваний для увеличения продолжительности жизни. Гигиенические нормативы, необходимые для сохранения здоровья человека, создаются на основе знаний анатомии и физиологии.
Из общей гигиены выделились ее разделы: коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена труда, гигиена детей и подростков (или школьная гигиена), военная гигиена, радиационная гигиена и др. Гигиена детей и подростков наука, изучающая взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья. Гигиена, как и любая другая наука, прошла долгий путь развития. Известны санитарные предписания в своде законов Древней Индии, в которых указывалось на необходимость смены белья и одежды, ухода за кожей и зубами, запрещение в излишествах пищи.
ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. Физиологи и врачи давно пытались для установления особенностей развития детского организма на каждом этапе его жизнедеятельности выделить несколько возрастных периодов. В основу деления брали такие признаки, как прорезывание зубов, сроки окостенения отдельных частей скелета, особенности роста, психического развития и др. В настоящее время утверждена схема возрастной периодизации, согласно которой выделяют следующие этапы: новорожденность – до 1 мес. жизни; грудной возраст – от 1 мес. до 1 года; раннее детство – от 1 года до 3 лет; первое детство – от 4 до 7 лет; второе детство: мальчики – от 8 до 12 лет; девочки – от 8 до 11 лет; подростковый возраст: мальчики – от 13 до 16 лет; девочки – от 12 до 15 лет; юноше- ский возраст: юноши – от 17 до 21 года; девушки – от 16 до 20 лет.
ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В настоящее время при комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков используются 4 критерия: наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; уровень функционального состояния основных систем организма; степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям; уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности (для оценки состояния здоровья ребенка последний критерий имеет особенно большое значение, так как детский организм находится в процессе непрерывного роста и развития). Наличие или отсутствие заболеваний определяют при осмотре врачи-специалисты. Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях специальных проб. Степень сопротивляемости организма определяют по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболеваний (в том числе и обострений хронических болезней) за предыдущий год. Уровень психического развития обычно устанавливает детский психолог, принимающий участие в осмотре. Уровень и степень гармоничности физического развития определяют с помощью антропометрических исследований, опираясь на региональные стандарты физического развития. Достигнутый уровень физического развития определяют путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности – использованием оценочных таблиц (шкал регрессии).
В зависимости от состояния здоровья, дети подразделяются на следующие группы: Здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций. Сюда относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие уродств, увечий и функциональных отклонений. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. Сюда же следует относить детей, перенесших инфекционные заболевания, и детей с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии и со значительным дефицитом массы тела, а также часто (4 и более раз в год) болеющих. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии у детей весьма незначительна. Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения раннего или сильного утомления во время бодрствования огромное значение имеет правильная организация режима их жизни. Правильный режим – это рациональная продолжительность и чет- кое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Режим должен предусматривать достаточное время (с учетом возрастных особенностей) для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулки, занятия и пр.) и при этом на протяжении периода бодрствования предохранять его организм от чрезмерного утомления. Строгое соблюдение режима дня, проведение всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время способствует возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, в результате все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.
Цели и задачи возрастной физиологии. Основные понятия возрастной физиологии.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цели и задачи возрастной физиологии. Основные понятия возрастной физиологии.
Анатомия человека – раздел биологии, изучающий морфологию человеческого организма, его систем и органов. Предметом изучения анатомии человека являются форма и строение, происхождение и развитие человеческого организма. Анатомия изучает организм человека по системам.
Физиология – наука о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов и болезненных отклонений от нее.
Возрастная физиология – наука, изучающая особенности процесса жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза.
Предмет: изучение закономерностей, становления и развития физиологических функций организма на протяжении его жизненного пути от оплодотворения до конца жизни.
Периоды изучения возрастной физиологии :
— возрастная физиология мышечной деятельности и двигательной функции
— возрастная физиология обменных процессов, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, систем пищеварения и выделения, физиологию эмбрионального развития, физиологию детей грудного возраста, физиологию детей и подростков, физиологию зрелого возраста, геронтологию (науку о старении)
Основные задачи изучения возрастной физиологии:
— изучение особенностей функционирования различных органов, систем и организма в целом
— выявление экзогенных и эндогенных факторов, определяющие особенности функционирования организма в различные возрастные периоды
— определение объективных критериев возраста (возрастные нормативы)
— установление закономерностей индивидуального развития
Организм – сложнейшая, иерархически организованная система органов и структур, обеспечивающих жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой. Элементарной единицей организма является клетка. Совокупность клеток, сходных по происхождению, строению и функции образует ткань. Ткани образуют органы, выполняющие определенные функции.
Функция – специфическая деятельность органа или системы.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Анатомия человека – раздел биологии, изучающий морфологию человеческого организма, его систем и органов. Предметом изучения анатомии человека являются форма и строение, происхождение и развитие человеческого организма. Анатомия изучает организм человека по системам. Физиология – наука о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов и болезненных отклонений от нее. Возрастная физиология – наука, изучающая особенности процесса жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза.
Общая информация
Похожие материалы
Отчет «Неделя по Хабаровскому краю»
Сценарий выступления агитбригады по ПДД
Сказка «Как зайчик хвостик искал»
Презентация к докладу «Профориентационная работа в школе»
Сценарий выступления агитбригады МБОУ СОШ №163
Программа театральной студии «Вдохновение» с учетом ФГОС
2 февраля 1943 года: разгром немцев в Сталинграде советскими войсками
Классный час «Турнир смекалистых»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5396615 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Предмет, задачи и методы исследований возрастной анатомии, физиологии и гигиены
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Предмет, задачи и методы исследований возрастной анатомии, физиологии и гигиены
Целью дисциплины « Возрастная а натомия и физиология » является формирование знаний о функциях организма человека на различных этапах онтогенеза для правильной организации работы с разными возрастными группами населения и повышения ее эффективности и качества на основе индивидуального подхода.
1. Формирование основных представлений об уровнях строения и жизнедеятельности организма человека, его целостности и особенностях взаимодействия с окружающей средой.
4. И зуч ение гигиенически х средств и метод ов сохранения и укрепления здоровья детей.
Естественный эксперимент – проводится в естественных условиях. Например, исследование влияния различных педагогических технологий на развитие когнитивных функций или влияния применения оздоровительных технологий на здоровье детей и подростков.
Лабораторный эксперимент – изучение функций организма в специально организованных условиях.
— Антропометрия – это измерение морфологических характеристик тела для оценки физического развития. Масса и длина тела, окружность грудной клетки и талии, обхват плеча и голени, толщина кожно-жировой складки измеряются с помощью медицинских весов, ростомера, антропометра и других специальных приспособлений.
— Физиометрия — определение параметров функциональных возможностей организма и динамике протекания тех или иных функциональных процессов в нем. Например, измерение жизненной емкости легких, запись дыхательных движений (спирограмма) – важнейшие приемы исследования функции дыхания. Работу сердца изучают с помощью электрокардиографии, эхокардиографии. Для измерения кровяного давления используют специальные манометры, а скорость протекания крови по сосудам тела измеряют с помощью механических или электрических плетизмографов. Огромный прогресс в исследованиях функции мозга достигнут благодаря изучению электроэнцефалограммы – электрических потенциалов, вырабатываемых клетками мозга в процессе их жизнедеятельности. В исследовательских целях применяют рентгеновские, ультразвуковые, магниторезонансные и другие методы. Современные физиологические приборы обычно оборудованы специализированными компьютерами и программным обеспечением, которые значительно облегчают работу исследователя и повышают точность и надежность получаемых результатов.
— Биохимические методы позволяют изучать состав крови, слюны, мочи и других жидких сред и продуктов жизнедеятельности организма. С помощью биохимических и гистохимических методов удается выяснить возрастные изменения содержания и активности многих ферментов непосредственно в тканях организма.
— Функциональные пробы . Применяются для исследования физиологической системы в процессе ее функциональной активности. Например, дозированные нагрузки (умственные – для выяснения механизмов умственной работоспособности, физические – для оценки мышечной работоспособности и ее физиологических механизмов); пробы с произвольной активацией или задержкой дыхания – при исследовании дыхательной функции; водные и солевые нагрузки – при оценке функциональных возможностей выделительной системы; температурные воздействия – при изучении механизмов терморегуляции и т.п. Важнейшее значение функциональные пробы имеют при изучении системной организации деятельности головного мозга, поскольку именно в процессе решения тех или иных задач как раз и проявляются возрастные особенности организации взаимодействия мозговых структур.
4. Моделирование экспериментальное и математическое. Естественный эксперимент не способен обеспечить решение всех задач, возникающих в процессе изучения физиологических закономерностей роста и развития. В связи с этим экспериментатор вынужден использовать различного рода модели. Например, изучение закономерностей ростовых процессов у лабораторных животных представляет собой экспериментальную модель, с ее помощью выявляются многие аспекты развития, которые нельзя изучать при исследовании детей. В частности, анализ возрастных преобразований на тканевом и клеточном уровне проводится почти исключительно на экспериментальных моделях с использованием лабораторных животных.
В тех случаях, когда теоретическая схема протекания того или иного процесса позволяет описать его на языке математических алгоритмов, используют математические модели. Такое моделирование позволяет прогнозировать результаты воздействий, которые невозможно или крайне сложно осуществить в реальной жизни. Математические модели, как правило, не позволяют добыть новые научные факты, но дают возможность исследователю убедиться, насколько верна логика, которую он выстроил для объяснения наблюдаемых эффектов. Кроме того, математические модели позволяют вычислять предельно допустимые параметры тех или иных воздействий, а также параметры максимальных ответных реакций организма на разного рода экстремальные воздействия. Таким образом, математические модели не могут заменить физиологический эксперимент, но позволяют сделать его безопасным, не несущим риска для здоровья испытуемого.
Статистические методы и системный анализ . Все количественные показатели и все научные выводы в физиологии развития носят статистический характер, т. е. отражают наиболее вероятное протекание событий или наиболее вероятный уровень измеряемого показателя. Для работы с подобными вероятностными величинами разработаны специальные математические приемы, которые основаны на теории вероятности и называются статистическими методами. Статистический анализ позволяет вскрывать наиболее существенные закономерности, функциональные связи и строить математические модели происходящих процессов. Особое значение в физиологии развития имеют методы системного анализа, позволяющего рассматривать организм не как набор отдельных органов и физиологических систем, а как единую систему, саморегулирующуюся и способную приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды.
Организм человека как единое целое
Организм человека представляет собой сложно организованную систему многочисленных взаимосвязанных элементов, объединенных в несколько структурных уровней. В настоящее время в организме человека принято различать клеточный, тканевый, органный и системный уровни организации.
Структурной единицей организма человека, как и любого живого существа, является клетка. В основе жизнедеятельности организма лежат такие важные функции клеток, как обмен веществ, рост, развитие, движение, раздражимость, размножение. Кроме того, клетка является хранителем генетической информации. Совокупность клеток, сходных по строению, имеющих общее происхождение и выполняющих одинаковые функции образует ткань.
По выполняемым функциям ткани подразделяют на четыре группы: эпителиальные, соединительные, мышечные и нервные.
1. Эпителиальные ткани образуют наружные покровы тела и выстилают многие полости внутренних органов (слизистая оболочка внутренних органов, кожный эпителий, железы внешней и внутренней секреции).
а). Покровный эпителий. Занимает пограничное положение, отделяя внутреннюю среду от внешней, выполняет функцию обмена веществ между организмом и внешней средой и защитную функции.
В них клетки плотно прилегают друг к другу, поэтому межклеточного вещества очень мало. Такое строение ткани затрудняет проникновение в организм микробов, вредных веществ. Часто клетки эпителиальной ткани располагаются многочисленными слоями, надежно защищая расположенные под ними органы.
б). Железистый эпителий образует эпителиальные железистые клетки, синтезирующие и выделяющие секреты.
2. Соединительные ткани . К собственно соединительным тканям относятся: а). рыхлая волокнистая ткань – заполняет промежутки между органами, окружает кровеносные сосуды.
б). плотная волокнистая (неоформленная и оформленная) ткань – образует сухожилия и связки.
Кроме того, выделяют ткани со специальными свойствами:
а). ретикулярная ткань – образует ткань кроветворных органов;
б). жировая ткань (белый жир и бурый жир) – обеспечивает терморегуляторную, трофическую, формообразующую функции;
в). твердые скелетные ткани – костная и хрящевая. Костная ткань обеспечивает опорно-двигательную и кроветворную функции.
— эластический хрящ (ушная раковина, хрящи гортани);
— волокнистый хрящ ( межпозвоночные диски, суставные диски и мениски).
3. Мышечные ткани . Основным свойством мышечной ткани является способность к сокращению, которая осуществляется за счет сократимых белков (актина и миозина). Различают поперечно-полосатую и гладкую мышечные ткани.
Поперечнополосатые мышечные ткани образуют скелетную мускулатуру. Они состоят из мышечных волокон, длина которых может составлять от нескольких миллиметров до 10-12 см. В функциональном отношении они относятся к произвольным мышцам, т. е. сокращаются по воле человека. Гладкие мышечные ткани образуют мускулатуру внутренних органов (стенки сосудов, кишечника, бронхов, мочевого пузыря, мочеточников и т. д.). Это веретенообразные клетки, в цитоплазме которых имеются одно палочковидное ядро и миофибриллы. Гладкие мышцы сокращаются непроизвольно, для них характерны длительные тонические сокращения и относительно медленные движения.
Глиальные клетки: эпендимоциты (обеспечивают циркуляцию спинно-мозговой жидкости), астроциты (выполняют опорную функцию, трофическую и экскреторную функции, создают гематоэнцефалический барьер), олигодендроциты (образуют миелиновую оболочку), микроглия (выполняют защитную функцию, уничтожают токсические вещества и погибшие нейроны).
Ткани образуют органы – структуры, занимающие определенное положение, имеющие особое строение и выполняющие определенную функцию.
Органы, совместно выполняющие сложные акты деятельности, объединяются в физиологические системы :
Взаимосвязанная и нормальная жизнедеятельность всех составных частей организма человека возможна только при условии сохранения относительного физико-химического постоянства его внутренней среды, т.е. гомеостаза.
На постоянном уровне поддерживаются следующие физико-химические показатели внутренней среды :
Изоволемия – постоянный объем крови.
Изоосмия – постоянное количество осмотически активных веществ. Осмотическое давление крови создается в основном NaCl (0,9%).
Постоянное онкотическое давление крови. Онкотическое давление крови обеспечивается белками плазмы крови – альбуминами, глобулинами.
рН крови поддерживается на уровне 7,37 – 7,43 ед.
Изотермия – поддержание постоянной температуры.
Регуляция функций в организме
На основе принципа обратной связи в организме поддерживается на относительно постоянных величинах уровень артериального давления, температура тела, концентрация глюкозы, физико-химические показатели крови и др.
Гуморальная регуляция – филогенетически более древняя форма регуляции функций. Осуществляется через жидкие среды организма (кровь и лимфу) с помощью биологически активных веществ. К биологически активным веществам относятся гомоны эндокринных желез, нейрогормоны нервной системы (адреналин, норадреналин, эндорфины, энкефалины), гормоны желудочно-кишечного тракта.
Нервная регуляция – обеспечивает наиболее адекватные и быстрые реакции на любые внешние и внутренние раздражители. Любые физиологические процессы, в том числе сдвиг параметров гемеостаза регистрируется баро-, хемо-, механо-, терморецепторами организма, информация передается в центральную нервную систему (ЦНС), которая анализирует поступающую информацию, принимает решение и передает сигналы на исполнительные органы.
Нервный и гуморальный механизмы регуляции взаимосвязаны, т.е. в организме существует единая нервно-гуморальная регуляция функций, осуществляемая через гипоталамо-гипофизарную систему (гипоталамус – отдел промежуточного мозга, гипофиз – центральная эндокринная железа). Образование и поступление во внутреннюю среду гормонов и биологически активных веществ контролируется нервной системой. В свою очередь, биологически активные вещества оказывают влияние на нервные клетки, изменяя их функциональное состояние.
3. Рост и развитие организма детей и подростков
Онтогенез, т.е. индивидуальное развитие организма – совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем (1866).
В онтогенезе выделяют два относительно самостоятельных этапа развития: пренатальный и постнатальный. Первый начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка, второй – от момента рождения до смерти человека. Пренатальный этап в среднем длится 280 дней. Продолжительность второго для всех людей различна и в нем выделяют следующие периоды развития: ранний, зрелый и заключительный (период старения).
Развитие – качественные изменения, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и органов и процессов их регуляции. Развитие включает в себя 3 основных процесса: рост, дифференцировку органов и тканей и формообразование.
Рост – увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков. Рост осуществляется за счет процессов гиперплазии – увеличения числа клеток и количества составляющих их органических молекул, а также за счет гипертрофии – увеличения размеров клеток.
Процессы гиперплазии наиболее интенсивно протекают в период внутриутробного развития и менее интенсивно после рождения. В постнатальный период некоторые клетки теряют способность к делению. Так, образование новых мышечных клеток возможно только первые 4 месяца после рождения. После рождения новые нервные клетки не образуются. Дальнейшее увеличение массы и объема головного мозга происходит в основном за счет образования огромного количества нервных отростков и синаптических контактов.
Дифференцировка – приобретение клетками и тканями специфичности и специализации.
Формообразование – приобретение организмом характерных, присущих ему форм.
Закономерности роста и развития
К общим закономерностям роста и развития относят:
1. Генетическая детерминированность.
Наследственность – способность живых организмов накапливать, хранить и передавать потомству наследственную информацию. Передача и хранение наследственных признаков обеспечивается ДНК и РНК. Участок молекулы ДНК, хранящий информацию определенного признака, называется геном. Каждая молекула ДНК включает в себя сотни генов и представляет программу развития многих признаков и свойств организма. Комбинации этих признаков могут быть самые разные. Комбинация унаследованных признаков определяет «генный портрет» человека – его генотип. Совокупность свойств организма, приобретенных в процессе жизни, определяет фенотипический портрет человека – его фенотип. Таким образом, каждому человеку присуща индивидуальная генетическая программа развития.
Стадийность. Рост и развитие индивидуума протекает стадийно. При этом последовательность стадий определяется генетически.
Неравномерность развития. Длина тела и его масса являются интегральными показателями, позволяющими судить о физическом развитии человека. Организм ребенка развивается неравномерно: существует 2 скачка интенсивного роста детского организма. Первый наблюдается до 7 лет, затем наблюдается задержка роста и вновь бурный скачок роста с 12-13 лет. Эти скачки связаны с тем, что после рождения на ребенка действует огромное количество раздражителей, которые стимулируют рост. Постепенно, к 7-ми годам, ребенок адаптируется ко всем раздражителям окружающей среды, поэтому происходит замедление в его развитии. В 12 лет в организме начинается пубертатный период, связанный с интенсивным выделением гормонов. Эти раздражители являются стимуляторами роста.
Гетерохронность – неодновременное созревание функциональных систем. Учение о гетерохронии выдвинул П.К. Анохин. Эта закономерность лежит в основе системогенеза.
Согласно учению системогенеза, функциональные системы созревают неравномерно, включаются в работу поэтапно, обеспечивая организму приспособление в различные периоды онтогенетического развития.
Прежде всего развиваются и совершенствуются те органы и системы, функционирование которых жизненно необходимо организму. Системогенез особенно четко выявляется на стадии эмбрионального развития. Например, сердце уже начинает функционировать на 3-ей неделе пренатального развития, а почки формируются значительно позднее и вступают в действие только у новорожденного ребенка.
Наряду с гармоничностью развития существуют особые этапы наиболее резких скачкообразных анатомо-физиологических преобразований. В постнатальном периоде выделяют 3 таких критических периода или «возрастных криза».
Первый критический период наблюдается в возрасте от 2 до 3,5 лет, т.е. период, когда ребенок начинает активно двигаться. При этом резко возрастает сфера его общения с внешним миром, происходит интенсивное формирование речи и сознания. В этот период велика возможность перенапряжения нервной системы и появления различных психических заболеваний.
В этот период онтогенеза важно принять меры по предупреждению детского травматизма, т.к. около 40% смертных случаев при детских бытовых и транспортных травмах приходится на первое 4-х летие ребенка.
Второй критический период приходится на возраст 6-8 лет. В этом возрасте заканчивается сенситивный (благоприятный) период для развития речи и формирования памяти. В 6-8 лет хорошо осваивается тонкая моторика – лепка, игра на музыкальных инструментах, спортивные упражнения. Дети, воспитанные в условиях изоляции (в кладовках, подвалах) теряли сенситивные периоды и в последующем они с большим трудом выучивали несколько слов и осваивали сложные движения.
Третий критический период – пубертатный. Связан с изменением в организме гормонального баланса, созреванием половой системы. В этот период происходит интенсивное физическое развитие и формирование интеллектуальных способностей. Характеризуется повышенной ранимостью нервной системы – «переходный возраст».
Под акселерацией понимается ускорение темпов роста и развития детей и подростков, а также абсолютное увеличение размеров тела взрослых. Этот термин был предложен Е.Кохом (1935). Акселерация была отмечена при сопоставлении антропометрических данных, полученных в начале 20-х годов XX века с данными 30-х годов XIX века, когда начали проводить антропометрические исследования детей.
В настоящее время выделяют акселерацию эпохальную и внутригрупповую.
Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. Она проявляется уже на стадии внутриутробного развития. У современных новорожденных длина тела больше на 0,7-1 см, а вес на 60-100 г. По мере роста эти различия возрастают. У современных детей раньше происходит становление репродуктивных функций. Существуют доказательства акселерации развития сердечно-сосудистой, дыхательной и двигательной систем.
Внутригрупповая акселерация – ускоренное физическое развитие отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. Внутригрупповые акселераты характеризуются более высоким ростом, большей мышечной силой и возможностями дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание и раньше заканчиваются процессы роста. Таким образом, внутригрупповая акселерация часто сочетается с повышением физиологических возможностей организма.
Однако, индивидуальная акселерация нередко сопровождается дисгармоническим развитием различных систем и функций, что приводит к физиологической дезинтеграции и снижению функциональных возможностей. У детей с повышенными темпами развития чаще наблюдаются эндокринные расстройства, хронический тонзиллит, нервные расстройства, кариес зубов, повышенное артериальное давление.
После 60-70-х годов стали проявляться негативные явления акселерации. В первую очередь, диспропорциональность физического развития, особенно в сторону избыточности массы тела. Вторым негативным явлением акселерации является уменьшение жизненной емкости легких и снижение мышечной силы. Причиной дисгармоничности физического развития современных детей и подростков является низкая двигательная активность.
Биологические механизмы акселерации:
1. В первую группу входят физико-химические гипотезы. Е.Кох считал, что современные дети подвергаются более интенсивному воздействию солнечных лучей, являющихся, по его мнению, стимулятором роста. По мнению Тайбера, стимулирующее влияние на рост и развитие оказывают электромагнитные волны, возникающие при работе многочисленных радиостанций. Д’Руддер связывает акселерацию с возможным изменением уровня радиации. Но большинство исследователей склоняются к гипотезе о стимулирующем влиянии отходов промышленного производства. Промышленные отходы, оказываясь в воздушной среде, попадая с питьевой водой, продуктами питания в небольших дозах обладают мутагенными свойствами и поэтому способны оказывать биостимулирующий гетерозисоподобный эффект.
2. Во вторую группу входят гипотезы, объясняющие акселерацию изменением социальных условий: улучшение питания (Н.Ленч), медицинского обслуживания (М.Кривогорский) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития.
3. Третья группа – это гипотезы, согласно которым акселерация является результатом циклических биологических изменений гетерозиса и других явлений. Эффект гетерозиса связан с широкой миграцией современного населения и увеличением количества смешанных браков. При этом потомство первого поколения обладает временным преимуществом в физическом развитии.
Ретардация – явление, противоположное акселерации, – замедление физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.
Причины ретардации.
Различные наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе органические нарушения. Причиной отставания могут явиться и перенесенные заболевания, но они приводят к временной задержке роста и после выздоровления темпы роста становятся выше, т. е. генетическая программа реализуется за более короткий срок.
Различные факторы социального характера.
Существенное отрицательное влияние оказывают социальные факторы: в меньшей степени – низкий материальный доход семьи и в большей – отрицательный эмоциональный микроклимат, окружающий ребенка в семье или в детских учреждениях. Дети, воспитывающиеся в условиях недостаточного внимания со стороны родителей и дети, воспитывающиеся в детских домах и школах-интернатах, отстают в своем развитии на 1,5-2 года от сверстников.
4. Возрастные особенности развитие нервной системы
Нервная система:
1. Координирует и регулирует деятельность всех органов и систем обеспечивая функционирование организма как единого целого.
2. Осуществляет связь организма с окружающей средой.
3. Осуществляет адаптацию организма к изменениям окружающей обстановки.
4. Поддерживает постоянство его внутренней среды.
5. Обеспечение сознания и всех видов психической деятельности.
Строение нервной системы
Центральная нервная система
Периферическая нервная система
Соматическая нервная система
Вегетативная нервная система
Симпатическая нервная система
Парасимпатическая нервная система
Строение и функции центральной и периферической нервной системы
Периферическая нервная система
Соматическая нервная система – обеспечивает
Восприятие внешних раздражений сенсорными системами.
Двигательные реакции, осуществляемые скелетной мускулатурой.
Вегетативная нервная система включает два морфологически и функционально отличающихся отдела: симпатический и парасимпатический.
Функции : 1. Обеспечивает афферентную иннервацию всех внутренних органов, сосудов и потовых желез, а также трофическую иннервацию скелетной мускулатуры.
2.Регулирует обмен веществ в организме.
3. Обеспечивает размножение и развитие
Центральная нервная система
Спинной мозг. Функции спинного мозга:
Проводниковая функция – по восходящим путям информация от рецепторов передается в отделы головного мозга, по нисходящим путям – из головного мозга к исполнительным органам.
Рефлекторная функция – нервные центры контролируют безусловные двигательные рефлексы (коленный рефрекс, ахиллов рефлекс), координируют работу мышц-антагонистов (сгибатели и разгибатели), контролируют вегетативные рефлексы (сосудодвигательные, потоотделение, половые рефлесы и др.).
Продолговатый мозг. К моменту рождения он вполне развит как в анатомическом, так и функциональном отношении. Его масса достигает 8 г у новорожденного. По мере развития плода размеры нервных клеток продолговатого мозга увеличиваются, а размеры ядра с ростом клетки относительно уменьшаются. С их развитием связано становление в онтогенезе регуляторных механизмов дыхания, сердечно-сосудистой, пищеварительной и др. систем.
Мозжечок. В эмбриональном периоде развития сначала формируется древняя часть мозжечка – червь, а затем – его полушария. На 4-5-м месяце внутриутробного развития разрастаются поверхностные отделы мозжечка, образуются борозды и извилины. Наиболее интенсивно мозжечок растет в первый год жизни, особенно с 5-го по 11-й месяц, когда ребенок учится сидеть и ходить. К 3 годам размеры мозжечка приближаются к его размерам у взрослого. Полное формирование клеточных структур мозжечка осуществляется к 7-8 годам.
Нейроны мозжечка контролируют координацию тела в пространстве, обеспечивают согласованную деятельность мышц.
Варолиев мост. Развитие моста связано с формированием ножек мозжечка и установлением связей мозжечка с другими отделами центральной нервной системы. Внутреннее строение моста у ребенка не имеет отличительных особенностей по сравнению с взрослым человеком. Ядра расположенных в нем нервов к периоду рождения уже сформированы.
Средний мозг. Его форма и строение почти не отличаются от взрослого. Красное ядро и черная субстанция обеспечивают регуляцию мышечного тонуса и координацию движений. Нейроны верхних бугров четверохолмия организуют зрительные ориентировочные рефлексы, нейроны нижних бугров – слуховые ориентировочные рефлексы. Ядро глазодвигательного нерва обеспечивает поднятие верхнего века, регулирует движение глаз вверх, вниз и к носу, ширину зрачка и кривизну хрусталика. Ядро блокового нерва обеспечивает опускание верхнего века.
Промежуточный мозг. Состоит из таламуса, или зрительного бугра, эпиталамуса, или надбугорной области и гипоталамуса, или подбугорной области. Ядра гипоталамуса созревают в разное время, в основном к 2-3 годам. К моменту рождения структуры серого бугра еще полностью не дифференцированы, что приводит к несовершенству теплорегуляции у новорожденных и детей первого года жизни. Дифференциация клеточных элементов серого бугра заканчивается позднее всего – к 13-17 годам. Таламус обеспечивает обработку и интеграцию практически всех сигналов, идущих в кору головного мозга, принимает участие в регуляции и определяет функциональное состояние организма в целом.
Гипоталамус обеспечивает интеграцию вегетативной, соматической и эндокринной регуляции. Имеет центры терморегуляции, организации пищевого поведения, полового поведения, эмоционального поведения.
Кора больших полушарий. К 5 месяцам внутриутробного развития образуются основные борозды. Вторичные борозды появляются после 6 месяцев.
К моменту рождения кора больших полушарий имеет такое же количество нервных клеток (14-16 млрд.), как и у взрослого. Но нервные клетки новорожденного незрелы по строению, имеют простую веретенообразную форму и очень небольшое количество отростков. Кора больших полушарий относительно тоньше, корковые слои слабо дифференцированы, а корковые центры недостаточно сформированы. После рождения кора больших полушарий развивается быстро.
В развитии коры больших полушарий сохраняется общий принцип: сначала формируются филогенетически более старые структуры, а затем более молодые. На 5-м месяце, раньше других появляются ядра, регулирующие двигательную активность. На 6-м месяце появляется ядро кожного и зрительного анализатора. Позже других развиваются филогенетически новые области: лобная и нижнетеменная (на 7-м месяце), затем височно-теменная и теменно-затылочная. Причем филогенетически более молодые отделы коры больших полушарий с возрастом относительно увеличиваются, а более старые, наоборот, уменьшаются.
Высшая нервная деятельность – совокупность безусловных и условных рефлексов, а также высших психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение в изменяющихся природных и социальных условиях.
Учение о ВНД было создано И.П. Павловым, который показал, что в нижележащих отделах нервной системы рефлекторные реакции осуществляются безусловными рефлексами, а в высших отделах нервной системы – условными рефлексами.
Различия безусловных и условных рефлексов
1. Врожденные, наследственно передающиеся.
1. Приобретенные организмом в процессе индивидуального развития.
2. Являются видовыми, т.е. свойственны всем представителям вида.
3. Функционируют постоянно от рождения до смерти.
3.Образуются условиями жизни и могут отменяться.
4. Осуществляются на адекватные раздражители, приложенные к определенному рецепторному полю.
4.Образуются на любые раздражители любого рецепторного поля.
5. Реализуются по анатомически определенным путям.
5.Реализуются по функционально образующимся временным нервным связям.
6. Имею центры в спинном и стволе головного мозга.
6.Формируются с участием коры больших полушарий.
7. Обеспечивают жизненно важные функции.
7.Вырабатываются на базе безусловных, способствуют адаптации к окружающей среде.
Безусловные рефлексы – индивидуальные и видовые, генетически закрепленные стереотипные реакции организма на внешние и внутренние раздражители.
Классификация безусловных рефлексов
Название по функции
Центры в нервной системе
Продолговатый мозг, гипоталамус, миндалина
Ядра миндалевидного комплекса, гиппокамп, лобная кора
Гипоталамус, обонятельная кора, лобная кора, гиппокамп.
Условные рефлексы – индивидуально приобретенные системные приспособительные реакции, возникающие на основе образования временной связи между условным раздражителем и безусловнорефлекторным актом. В отличие от безусловных реакций, условные рефлексы могут возникать на любые раздражители, действующие на разные рецептивные поля, и являются преимущественно функцией коры больших полушарий.
Классификация условных рефлексов
По характеру подкрепления различают :
1. Рефлексы первого порядка – условные рефлексы, образованные путём сочетания условного сигнала с безусловным раздражителем.
2. Рефлексы второго порядка – рефлексы, образованные на базе другого условного рефлекса
По природе условного сигнала различают :
1. Натуральные рефлексы – образуются на естественные признаки безусловного раздражителя, например, вид и запах пищи.
2. Искусственные условные рефлексы – рефлексы на безразличный раздражитель, например, свет, звук.
По времени действия различают:
1. Рефлексы одновременного действия
2. Следовые условные рефлексы
а) отставленные – подкрепление через 5-30 секунд
б) запаздывающие – подкрепление через более длительное время
Основные этапы развития высшей нервной деятельности
Низшая и высшая нервная деятельность ребенка формируются в результате морфофункционального созревания всего нервного аппарата. Нервная система, а вместе с ней и высшая нервная деятельность у детей и подростков достигают уровня взрослого человека примерно к 20 годам. Весь сложный процесс развития ВНД человека определяется как наследственно, так и многими другими биологическими и социальными факторами внешней среды. Последние приобретают ведущее значение в постнатальном периоде, поэтому на семью и учебные заведения ложится основная ответственность за развитие интеллектуальных возможностей человека.
ВНД ребенка от рождения до 7 лет. Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов, рефлекторные дуги которых начинают формироваться на 3-м месяце внутриутробного развития. Тогда у плода появляются первые сосательные и дыхательные движения, а активное движение плода наблюдается на 4-5-м месяце. К моменту рождения у ребенка формируется большинство врожденных рефлексов, которые обеспечивают ему нормальное функционирование вегетативной сферы.
Возможность простых пищевых условных реакций возникает уже на 1-2-е сутки, а к концу первого месяца развития образуются условные рефлексы с двигательного анализатора и вестибулярного аппарата.
Со 2-го месяца жизни образуются слуховые, зрительные и тактильные рефлексы, а к 5-му месяцу развития у ребенка вырабатываются все основные виды условного торможения. Большое значение в совершенствовании условно-рефлекторной деятельности имеет обучение ребенка. Чем раньше начато обучение, т. е. выработка условных рефлексов, тем быстрее идет их формирование впоследствии.
К концу 1-го года развития ребенок относительно хорошо различает вкус пищи, запахи, форму и цвет предметов, различает голоса и лица. Значительно совершенствуются движения, некоторые дети начинают ходить. Ребенок пытается произносить отдельные слова, и у него формируются условные рефлексы на словесные раздражители. Следовательно, уже в конце первого года полным ходом идет развитие второй сигнальной системы и формируется ее совместная деятельность с первой.
На 2-м году развития ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности, и продолжается формирование второй сигнальной системы, значительно увеличивается словарный запас; раздражители или их комплексы начинают вызывать словесные реакции. Уже у двухгодовалого ребенка слова приобретают сигнальное значение.
2-й и 3-й год жизни отличаются живой ориентировочной и исследовательской деятельностью. Этот возраст ребенка характеризуется «предметным» характером мышления, т. е. решающим значением мышечных ощущений. Эта особенность в значительной степени связана с морфологическим созреванием мозга, так как многие моторные корковые зоны и зоны кожно-мышечной чувствительности уже к 1-2 годам достигают достаточно высокой функциональной полноценности. Основным фактором, стимулирующим созревание этих корковых зон, являются мышечные сокращения и высокая двигательная активность ребенка.
Период до 3-х лет характеризуется также легкостью образования условных рефлексов на самые различные раздражители. Примечательной особенностью 2-3-летнего ребенка является легкость выработки динамических стереотипов – последовательных цепей условно-рефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке. Динамический стереотип это следствие сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей (условный рефлекс на время – прием пищи, время сна и др.).
Возраст от 3-х до 5-ти лет характеризуется дальнейшим развитием речи и совершенствованием нервных процессов (увеличивается их сила, подвижность и уравновешенность), процессы внутреннего торможения приобретают доминирующее значение, но запаздывательное торможение и условный тормоз вырабатываются с трудом.
К 5-7 годам еще более повышается роль сигнальной системы слов и дети начинают свободно говорить. Это обусловлено тем, что только к семи годам постнатального развития функционально созревает материальный субстрат второй сигнальной системы – кора больших полушариев.
ВНД детей от 7 до 18 лет. Младший школьный возраст (с 7 до 12 лет) – период относительно «спокойного» развития ВНД. Сила процессов торможения и возбуждения, их подвижность, уравновешенность и взаимная индукция, а также уменьшение силы внешнего торможения обеспечивают возможности широкого обучения ребенка. Но только при обучении письму и чтению слово становится предметом сознания ребенка, все, более отдаляясь от связанных с ним образов, предметов и действий. Незначительное ухудшение процессов ВНД наблюдается только в 1-м классе в связи с процессами адаптации к школе.
Особое значение для педагогов имеет подростковый (с 11-12 до 15-17 лет) период. В это время нарушается уравновешенность нервных процессов, большую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижности нервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условных раздражителей. Ослабляется деятельность коры, а вместе с тем и второй сигнальной системы. Все функциональные изменения приводят к психической неуравновешенности и конфликтности подростка.
Старший школьный возраст (15-18 лет) совпадает с окончательным морфофункциональным созреванием всех систем организма. Повышается роль корковых процессов в регуляции психической деятельности и функций второй сигнальной системы. Все свойства нервных процессов достигают уровня взрослого человека, т. е. ВНД старших школьников становится упорядоченной и гармоничной. Таким образом, для нормального развития ВНД на каждом отдельном этапе онтогенеза необходимо создание оптимальных условий.
Типологические особенности ВНД ребенка. В ВНД ребенка на основе силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, взаимоотношений коры и подкорковых образований, соотношения между сигнальными системами, выделяется 4 типа нервной деятельности в детском возрасте.
1.Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип. Характеризуется быстрым образованием прочных условных рефлексов. Дети этого типа имеют хорошо развитую речь с богатым словарным запасом.
2.Сильный, уравновешенный, медленный тип. У детей этого типа условные связи образуются медленнее и прочность их меньше. Дети этого типа быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий.
3. Сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают. Дети такого типа отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью. Их речь быстрая с отдельными выкрикиваниями.
4. Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Дети этого типа не переносят сильных и продолжительных раздражений, легко утомляются.
Существенные различия основных свойств нервных процессов у детей, относящихся к разным типам, определяют их разные функциональные возможности в процессе обучения и воспитания, но пластичность клеток коры больших полушарий, их приспособляемость к меняющимся условиям среды является морфофункциональной основой преобразования типа ВНД. Так как пластичность нервных структур особенно велика в период их интенсивного развития, педагогические воздействия, корригирующие типологические особенности, особенно важно применять в детском возрасте.
Возрастные особенности психофизиологических функций
Восприятие. Ему принадлежит важнейшая роль в обеспечении контактов с внешней средой и в формировании познавательной деятельности. Восприятие – сложный активный процесс, включающий анализ и синтез поступающей информации.
Постепенность и неодновременность созревания областей коры в процессе онтогенеза определяют существенные особенности процесса восприятия в различные возрастные периоды. Определенная степень зрелости корковых зон к моменту рождения ребенка создает условие для осуществления приема информации и элементарного анализа качественных признаков сигнала уже в период новорожденности. В течение первых месяцев жизни усложняется анализ сенсорных стимулов в коре, что свидетельствует о начале сенсорного воспитания.
Качественный скачок в формировании системы восприятия отмечен после 5 лет. К 5-6 годам существенно облегчается опознание сложных, ранее незнакомых предметов, сличение их с эталоном. Это дает основание рассматривать дошкольный возраст как сенситивный период развития зрительного восприятия. В школьном возрасте формируется произвольное избирательное восприятие, существенные изменения которого отмечены к 10-11 годам. Заключительный этап развития воспринимающей системы обеспечивает оптимальные условия для адекватного реагирования на внешние воздействия.
Внимание является одной из важнейших психофизиологических функций, обеспечивающих оптимизацию процессов воспитания и обучения. Внимание – сложный системный акт, в котором принимают участие различные структуры мозга. Признаки непроизвольного внимания обнаруживаются уже в период новорожденности в виде элементарной ориентировочной реакции на раздражитель. Критическим периодом в формировании непроизвольного внимания является 2-3-месячный возраст, когда ориентировочная реакция приобретает черты исследовательского характера. В грудном, так же как и в младшем дошкольном возрасте, произвольное внимание характеризуется эмоциональным аспектом, т. к. внимание ребенка в основном привлекают эмоциональные раздражители.
По мере формирования системы восприятия речи формируется социальная форма внимания, опосредованная речевой инструкцией. Однако вплоть до 5-летнего возраста эта форма внимания легко оттесняется непроизвольным вниманием, возникающим на новые привлекательные раздражители. В 6-7-летнем возрасте существенно возрастает роль речевой инструкции в формировании произвольного внимания. Вместе с тем в этом возрасте еще велико значение эмоционального фактора. Качественные сдвиги в формировании внимания отмечены в 9-10 лет. В начале подросткового периода (12-13 лет) внимание ослабляется, а к концу – процесс внимания соответствует таковому взрослого.
Память. Важнейшим свойством нервной системы является способность накапливать, хранить и воспроизводить поступающую информацию. Память, основанная на хранении следов возбуждения в системе условных рефлексов, формируется на ранних этапах развития. Относительная простота системы памяти в детском возрасте определяет устойчивость, прочность условных рефлексов, выработанных в раннем детстве. По мере структурно-функционального созревания мозга происходит значительное усложнение системы памяти. Это может привести к неравномерному и неоднозначному изменению показателей памяти с возрастом. Так, в младшем школьном возрасте объем памяти достоверно возрастает, а скорость запоминания уменьшается, увеличиваясь затем к подростковому возрасту. Созревание высших корковых центров с возрастом определяет постепенность развития и совершенствования словесно-логической абстрактной памяти.
Мотивации, потребности и эмоции. Мотивации – активные состояния мозговых структур, побуждающие совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей. С мотивациями неразрывно связаны эмоции. Достижение цели и удовлетворение потребности вызывает положительные эмоции, обратное приводит к отрицательным эмоциям.
Роль эмоций особенно велика в детском возрасте. У них очень велика потребность в новизне. Удовлетворение этой потребности способствует положительным эмоциям, и те, в свою очередь, стимулируют деятельность ЦНС. Тесная связь эмоций с потребностями определяет необходимость учета возрастных особенностей эмоциональной сферы ребенка в процессе воспитания. Эмоции детей из-за слабости контроля со стороны высших отделов ЦНС неустойчивы, их внешние проявления несдержанны. Ребенок легко и быстро плачет и так же быстро от плача может перейти к смеху. С возрастом сдержанность эмоциональных проявлений возрастает. В этом немалую роль играют воспитательные воздействия, направленные на совершенствование внутреннего торможения.