Что изучают на физмате
В настоящее время существует много различных аббревиатур и сокращенных наименований. Нередко люди интересуются, что такое физмат. В данной статье представлены сведения об этом термине, а также приведены примеры того, где есть этот профиль обучения.
Что такое физмат: определение
В толковых словарях можно найти ответ, что это физико-математические факультеты.
Но физмат есть не только в вузах, но и в школах, колледжах и лицеях. Отвечая на вопрос о том, что такое физмат, давайте поближе познакомимся с физикой и математикой. Разумеется, каждый из нас в школе изучал эти науки, но не каждый понимает, зачем они нужны, особенно при углубленном изучении.
Что такое физика
Физика – это наука не только о природе (как гласят определения), но и о технике, ведь благодаря глубоким познаниям в ней появилось множество различных вещей, приборов, построены здания и транспортные системы.
Что такое математика
Математика – царица всех наук. Без нее практически никто не обходится. Рано или поздно приходится производить элементарные вычисления, например проценты или пропорции. Но тем, кто изучает ее углубленно, становится ясна многогранность – алгебра и геометрия дают понять, что все взаимосвязано, все приводит к конечному результату. Различные теории и доказательства при расчетах помогают создавать новые объекты, технологии, прогнозировать явления и ситуации. На одной только математической теории можно предугадать точно какие-либо события.
Говоря о том, что такое физмат, мы сталкиваемся со сложнейшей задачей. Физика и математика – это две очень сложные науки, которые требуют от человека высокого уровня интеллекта, внимательности, усидчивости, желания довести дело до конца.
Где есть физмат
Физмат есть в средних школах для учащихся 10-11 классов, лицеях. Технические колледжи также углубленно изучают эти две науки. В технических университетах не просто углубленно, а обширно изучают высшую математику и физику. Последняя может быть фундаментальной, прикладной, теоретической.
Вы узнали, что такое физмат, какие дисциплины взаимосвязаны и почему. Помните о том, что поступить на отделения с таким профилем могут только те, кто отлично разбирается и в физике, и в математике, хочет продолжать развивать свои знания.
Физико-математический профиль
В 10 классе физико-математического профиля на базовом уровне изучаются следующие предметы:
История России – 1 час (34 часа в год)
Обществознание (включая экономику и право) – 2 часа (68 часов в год)
Биология – 1 час (34 часа в год)
Информатика и ИКТ – 1 час (34 часа в год)
ОБЖ – 1 час (34 часа в год)
Технология – 2 часа (68 часов в год)
На профильном уровне:
Алгебра и начала анализа – 4 часа (136 часов в год)
Геометрия – 2 часа (68 часов в год)
Физика – 5 часов (170 часов в год)
Региональный компонент представлен учебным предметом «Экономика» (1 час в неделю, 34 часа в год)
Часы компонента ОУ распределены следующим образом
Элективные учебные предметы:
№ | Название | Ф.И.О. учителя | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 | Подготовка к ЕГЭ. Особенности русского синтаксиса. | Попова Н.А. | 1* | 34* |
2 | Подготовка к ЕГЭ по физике | Лазарева Т.Т | 1 | 34 |
3 | Решение задач по химии | Хлызова Т.Л | 1* | 34* |
4 | ЕГЭ математика: Решение задач повышенной сложности | Конева Т.А. | 1 | 34 |
10 класс
Универсальное обучение
Федеральный компонент представлен базовыми учебными предметами:
Русский язык – 1 час в неделю (34 часа в год)
Литература – 3 часа (102 часа в год)
Иностранный язык (Английский язык) – 3 часа ( 102 часа в год)
Алгебра и начала анализа – 3 часа (102 часа в год)
Геометрия – 2 часа в год (68 часов в год)
Информатика и ИКТ – 1 час (34 часа в год)
История России – 1,29 часа (44 часов в год)
Обществознание (включая экономику и право) – 2 часа (68 часов в год)
География – 1 час (34 часа в год)
Физика – 2 часа (68 часов в год)
Химия – 1 час (34 часа в год)
Биология – 1 час (34 часа в год)
Технология – 2 часа (68 часов в год)
ОБЖ – 1 час (34 часа в год)
Физическая культура – 3 часа (102 часа в год)
В универсальной группе федеральный компонент используется в полном объеме.
Часы компонента образовательного учреждения распределены следующим образом:
1) Увеличение на 1 час учебных предметов- алгебра и начала анализа, технология для выполнения образовательных программ по предметам.
2) На элективные учебные предметы:
№ | Название курса | Ф.И.О. учителя | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1. | Подготовка к ЕГЭ. Особенности русского синтаксиса | Попова Н.А | 1* | 34* |
2. | Решение задач по химии | Хлызова Т.Л. | 1* | 34* |
3. | Подготовка к ЕГЭ по математике | Конева Т.А | 1 | 34 |
4. | Подготовка к ЕГЭ по химии | Хлызова Т.Л. | 1 | 34 |
5. | Основы экологии | Данилова И.А | 1 | 34 |
6. | Право. Основы правовой культуры. | Завгородний Д.А | 1 | 34 |
7 | Финансовая грамотность | Докшина С.П | 1 | 34 |
Максимальный объём учебной нагрузки учащегося при 6-дневной учебной неделе составляет 37 часов. На совместное изучение предметов отводится 2 1 час.
11 класс
Физико-математический профиль
В 1 1 классе физико-математического профиля изучаются следующие предметы:
№ | Учебный предмет | Количество часов в неделю | Количество часов в год | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Русский язык | 1 | 34 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Литература | 3 | 102 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Иностранный язык (Английский язык, Немецкий язык) | 3 | 102 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Информатика и ИКТ | 1 | 34 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | История России | 1,29 | 44 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Всеобщая история | 0,71 | 24 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Обществознание (включая экономику и право) | 2 | 68 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | География | 1 | 34 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Химия | 1 | 34 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Биология | 1 | 34 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Технология | 2 | 68 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | ОБЖ | 1 | 34 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Физическая культура | 3 | 102 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Астрономия* | 1* | 34 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Алгебра и начала анализа | 4 | 136 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Геометрия – 2 часа | 2 | 68 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Физика – 5 часов | 5 | 170 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ | Название | Ф.И.О. учителя | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 | Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.Особенности русской стилистики | Попова Н.А. | 1* | 34 |
2 | Подготовка к ЕГЭ по физике | Лазарева Т.Т. | 1 | 34 |
3 | Подготовка к ЕГЭ по математике (профильный уровень) | Чухломина Е.И | 1 | 34 |
11класс
Универсальное обучение
Федеральный компонент представлен базовыми учебными предметами:
В универсальной группе федеральный компонент используется в полном объеме.
Региональный компонент представлен предметом «Экономика» (1 час, 34 часа в год)
№ | Учебный предмет | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 | Русский язык | 1 | 34 |
2 | Литература | 3 | 102 |
3 | Алгебра и начала анализа | 3 | 102 |
4 | Геометрия | 2 | 68 |
5 | Иностранный язык (Английский язык, Немецкий язык) | 3 | 102 |
6 | Информатика и ИКТ | 1 | 34 |
7 | История России | 1,29 | 44 |
8 | Всеобщая история | 0,71 | 24 |
9 | Обществознание (включая экономику и право) | 2 | 68 |
10 | География | 1 | 34 |
11 | Физика | 2 | 68 |
12 | Химия | 1 | 34 |
13 | Биология | 1 | 34 |
14 | Искусство (МХК) | 1 | 34 |
15 | Технология | 2 | 68 |
16 | ОБЖ | 1 | 34 |
17 | Физическая культура | 3 | 102 |
18 | Астрономия* | 1* | 34 |
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Особенности русской стилистики. | Попова Н.А | 1* | 34* |
Основы экологии | Данилова И.А | 1 | 34 |
4.1.1.Формы проведения промежуточной аттестации в 10-11 кл.
предмет | 10у | 10фм | 11у | 11фм |
Русский язык | тест | тест | тест | тест |
Литература | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа |
Иностранный язык | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа |
История России | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа |
Всеобщая история | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа |
Обществознание | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа |
Химия | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа |
Биология | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа |
Физическая культура | тест | тест | тест | тест |
Информатика и ИКТ | тест | тест | тест | тест |
География | тест | тест | тест | тест |
ОБЖ | тест | тест | тест | тест |
Технология | тест | тест | тест | тест |
Алгебра и начала анализа | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа |
Геометрия | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа |
Физика | тест | тест | Комплексная работа | Комплексная работа |
Астрономия | Комплексная работа | Комплексная работа | ||
МХК | тест | тест | ||
Экономика | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа |
4.2.Распределение часов для школы 3 уровня
4.2.1. 10 класс (физико-математический профиль)
Учебные предметы
Число учебных часов
Федеральный компонент
Базовые предметы
Профильные предметы
Что изучают на физмате
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Дисциплины, проходимые на специальности «математика». Мехмат.
Ещё на первом курсе хотел составить эту программу, чтобы интересующиеся абитуриенты знали что
вообще такое изучается на мехмате.
Далее приведу название дисциплин и приблизительное их содержание по схеме:
Название предмета:
Его разделы
Длительность курса.
Математический анализ:
Дифференциальное исчисление.
Интегральное исчисление.
Векторный анализ.
Теория рядов.
Элементы общей топологии.
2 года
Основные понятия, общий аппарат.
Теория кривых и поверхностей второго порядка.
1 год
Перестановки. Подробное рассмотрение аппарата матричной записи.
Теория групп.
Линейная алгебра и геометрия
Линейные пространства, унитарные пространства.
Теория линейных операторов в конечномерных пространствах.
Геометрия конечномерных пространств, гиперповерхности второго порядка в конечномерных пространствах.
Алгоритмическое программирование.
Объектно-ориентрованное программирование.
Язык Java. Введение в библиотеки awt и swing языка Java.
Язык C++.
Дискретная математика
Теория графов, ориентрированные графы, сети, теория автоматов.
1 семестр
Дифференциальная геометрия и топология
Общая топология.
Дифференциальная геометрия кривых и поверхностей.
Тензорная алгебра
Теория гладких многообразий.
1 год
Дифференциальные уравнения
Теория обыкновенных дифференциальных уравнений. Начала уравнений в частных производных.
1 год
Теория функций комплексного переменного
Дифференциальное и интегральное исчисление для функций комплексного переменного. Аналитические, голоморфные функции.
1 год
Функциональный анализ
Теория функций вещественной переменной. Теория меры и интеграла Лебега.
Введение в теорию гильбертовых пространств. Введение в теорию операторов.
1 год
Уравнения в частных производных
Теория обобщенных функций. Свёрточная алгебра.
Уравнения в частных производных с обощенными решениями.
Уравнения в частных производных с классическими решениями.
1 год
Теория вероятностей, математическая статистика, теория случайных процессов.
1,5 года
Математическая логика
1 семестр
Методы вычислений
1,5 года.
Вариационное исчисление и методы оптимизации
1 год.
Теоретическая механика
Механика точки, механика абсолютно твёрдых тел. Введение в аналитическую механику.
1 год.
Физика
Электромагнетизм, квантовая механика, статистическая физика.
1 год
История отечества, философия, экономическая теория, психология и педагогика, право.
Каждый по 1 семестру.
Физическое воспитание
4 года.
Кроме этих общих дисциплин есть некоторое количество курсов по выбору. Гуманитарных и естественнонаучных. Их набор меняется год от года. Кроме того есть факультативные (необязательные) занятия. Есть кружок по C#.
После второго и после третего курса есть две небольшие практики, проходимые в университете.
Первая состоит из трёх частей и ставит целью обучение основам работы с Mathematica и ТеХ.
Вторая вводит в курс методов вычислений.
Со следующего года, по всей видимости, возможность обучения в качестве специалистов на факультете исчезнет и останется болонская система. Видимо, в основу бакалавриата войдут пересчисленные выше дисциплины. В рамках магистратуры, видимо, будут изучаться специальные дисциплины, которые ныне читаются с третего курса в качестве так называемых «ДС» (дисциплин специализации). Сейчас на факультете есть следующие специлизации:
Специальность 01.01.01 математический анализ:
Функциональный анализ (кафедра математического анализа)
Комплексный анализ (кафедра математического анализа)
Вещественный анализ (кафедра теории функций и приближений)
Специальность 01.01.02 дифференциальные уравнения:
Дифференциальные уравнения (кафедра дифференциальных уравнений)
Специальность 01.01.04 геометрия и топология:
Геометрия и топология (кафедра геометрии)
Специалньость 01.01.06 Математическая логика, алгебра и теория чисел:
Алгебра (кафедра алгебры и математической логики)
Математическая логика (кафедра алгебры и математической логики)
Точные науки: куда поступать и кем быть, если сдаёте математику, физику и информатику
Какой вуз выбрать и что ожидает будущих студентов после окончания обучения
В этой статье собран материал открытого занятия с участием преподавателей «Фоксфорда» Владимира Шарича, Павла Труфанова, Михаила и Полины Пенкиных. На вебинаре в январе 2020 они рассказали о поступлении и учёбе в ведущих вузах, а также о перспективных профессиях.
Информатика
Павел Николаевич Труфанов — призёр Всероса по информатике, преподаватель олимпиадных сборов.
Ведущие университеты
Московская Вышка стала популярным вузом по направлению «Информатика», когда в 2014 году «Яндекс» предложил НИУ ВШЭ сделать совместный факультет. Так появился факультет компьютерных наук и программа «Прикладная математика и информатика», где сочетаются сильная математика и информатика. Проходной балл складывается из результатов ЕГЭ по трём предметам и индивидуальных достижений.
На второй строчке рейтинга физтех-школа прикладной математики и информатики МФТИ с проходным баллом 301. Чтобы поступить туда, нужно сдать ЕГЭ на максимальные баллы, либо стать призёром олимпиад, и добрать ещё несколько баллов с помощью портфолио.
Проходной балл на факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ — 440 баллов из 510. Абитуриенты сдают 5 вступительных испытаний, и хотя общий балл выглядит внушительно, отдельные экзамены не нужно сдавать на максимальный балл:
4) Информатика и ИКТ (ЕГЭ);
5) Русский язык (ЕГЭ).
В четвёртой строчке таблицы проходные баллы в ИТМО указаны для разных кафедр в рамках одного направления. Чем выше проходной балл, тем популярнее кафедра. Санкт-Петербургский ИТМО является семикратным чемпионом мира по спортивному программированию. Некоторые абитуриенты выбирают ИТМО, чтобы учиться у преподавателей, которые готовят команды к соревнованиям.
Завершают список Петербургский филиал НИУ ВШЭ (бывший университет АУ) и СПбГУ. Питерская Вышка тоже популярна у олимпиадников, поскольку там делают упор на алгоритмистику. В СПбГУ стоит обратить внимание на программу «Математика, алгоритмы и анализ данных». Она открылась в 2019 году при поддержке компаний Яндекс и JetBrains.
Проходные баллы везде высокие, поступить сложно, но это топовые вузы. Если вы понимаете, что ваш балл будет ниже, есть другие хорошие вузы, где учат информатике:
Учёба в вузе
В основном абитуриенты поступают на два направления, но есть и другие. В НИУ ВШЭ на факультете ПМИ (прикладная математика и информатика) готовят специалистов по data science, учат машинному обучению, разработке искусственного интеллекта. Первые два года из информатики будет только алгоритмистика (по сути математика) и какой-нибудь язык программирования. С третьего курса начнутся прикладные дисциплины: распределённые системы, компьютерная безопасность, машинное обучение.
Второе направление — ПИ («Программная инженерия») — более прикладное, где математики меньше и заканчивается она раньше. Здесь учат разрабатывать приложения, программировать десктопные устройства и системы, где нужен качественный код.
Первое направление более престижное: это научная сфера, и зарплата там выше, но лучше выбирать то, что по душе.
Во всех вузах на первых курсах есть математический анализ, аналитическая геометрия, линейная алгебра, общая физика, программирование. Нужно знакомиться с разными направлениями, смотреть, что вам интересно и что из этого востребовано.
Перспективы выпускников
Павел Труфанов: «Лучше начать работать ещё во время учёбы: стажировка, работа с частичной занятостью 20 часов в неделю. Во многих вузах можно успевать совмещать работу и учёбу».
Выбор стажировок не всегда зависит от вуза. Обычно студенты сами ищут и подают заявки на стажировки, «Вышка» сотрудничает с Яндексом — там немного проще устроиться в компанию. Знания, которые дают в вузе, сейчас максимально практические, на рабочем месте вы не услышите «забудьте всё, чему вас учили в вузе и выкиньте диплом».
Чтобы попасть на стажировку, придётся отправить 20-30 писем, прежде чем вас пригласят на собеседование. Инициатива — залог успеха.
Тем, кто задумывается о профессии разработчика игр стоит уделять время и программированию, и физике. Будущие создатели игр изучают искусственный интеллект или занимаются вычислениями на видеокартах, программируют шейдеры.
«Мы с Полиной смотрели вакансии на hh.ru — требуются разработчики компьютерных игр со знанием прикладной физики и информатики», — Михаил Пенкин.
Физика
Михаил Александрович Пенкин — преподаватель кафедры общей физики МФТИ, автор олимпиадных задач.
Полина Васильевна Пенкина — выпускница физфака МГУ, преподаватель и аспирантка кафедры физики НИК ВШЭ, сотрудник МФТИ.
Ведущие университеты
В таблице перечислены вузы, где физическое направление охватывает широкий спектр научных отраслей. Первое место по праву занимает МФТИ: факультеты объединились в физтех-школы, но ничего не поменялось в изучении физики, которую штудируют на 1-3 курсах. Что бы вы ни выбрали, везде будет физика, а по прикладным направлениям вы сможете многому научиться.
Физтех-школа ЛФИ (физические исследования имени Ландау) — результат объединения ФОПФ и ФПФЭ. В плане физики ЛФИ — топовое место, её там больше всего, и помимо базы есть дополнительная теория и практика. ФЭФМ — то, что раньше было «Кванты» (Факультет физической и квантовой электроники).
Ещё стоит выделить физфак МГУ и физфак ВШЭ — там, как и на Физтехе, представлено несколько направлений и фундаментальная физика на хорошем уровне. В ВШЭ физфак появился недавно, там всё в процессе развития, однако в ближайшие несколько лет они могут сравняться и перегнать МФТИ. В этом году планируется первый набор на физфак Вышки в Питере.
«Обычно объявляют балл первой волны, с которым вас точно возьмут. Если людей с оригиналом больше, чем мест, в ВШЭ могут зачислить абитуриентов за счёт средств вуза. То есть у вас будет стипендия, и вы не будете платить за обучение.Официально вы будете числиться на коммерции, просто расходы Вышка берёт на себя.
ВШЭ добавляют места, если олимпиадников много. В прошлом году снизили балл первой волны: набор был 50, а подали 80. Людей взяли за счёт средств ВШЭ, хотя проходной мог быть выше, если бы в приёмной комиссии не перестраховались. В этом году он будет выше», — Полина Пенкина.
Высокий проходной балл в МГУ — 345 — складывается из ЕГЭ и ДВИ.
Для тех, кто любит Санкт-Петербург, отличный вариант — физфак СПбГУ, а у МИФИ открыто 11 региональных филиалов.
Ведущие вузы отличаются высокими проходными баллами и широкими образовательными возможностями. Получить качественное образование можно и в других хороших университетах, например, в НГУ в прошлом году проходной балл составил 243 балла. При этом в НГУ призёров олимпиад 1, 2 и 3 уровня принимали без экзаменов.
В Санкт-Петербургском ИТМО сильная фотоника, они даже называют это подразделение мегафакультетом. В МИРЭА развиваются отдельные направления: «магнетизм», «информатика», «математика».
МГТУ им. Баумана физику преподают по чётным семестрам, например, на 1 и 2 курсе только со второго семестра. По уровню эта дисциплина не сильно отличается от школьной.
«В наш перечень вошли вузы, где будущие учёные могут углублённо изучать физику. Бауманка даёт возможность получить инженерное образование. Там и в ряде других вузов физику изучают как инструмент для погружения в инженерное дело и технические специальности», — Владимир Шарич.
Учёба в вузе
Лабораторные работы
Обычно в школе вся физика теоретическая, а в вузе с первых недель начинаются лабораторные работы. Приходится быстро разбираться, как их оформлять, как считать погрешность, как строить графики.
«Не всегда студенты понимают, для чего нужны лабы, как это в жизни применить. Нужно просто потерпеть», — Михаил Пенкин.
По общей физике лабораторные выполняют на 1-3 курсе. На третьем курсе либо начинаются спецпрактикумы, либо небольшие работы по экспериментальной физике, либо научная работа по вашему направлению на кафедре.
Объём работ разный. В МГУ на физфаке в первом триместре 12 лабораторных по механике и 4 — введение в технику эксперимента. На Физтехе восемь работ за семестр.
«В МГУ ты целыми днями считаешь практические работы — это объёмно и поэтому тяжело. Там ещё и матан! Дают время досдать, но приходится попотеть. Я была в шоке первый месяц. Это тяжело, но вам понравится!», — Полина Пенкина.
В ВШЭ лабораторных еще меньше, чем на Физтехе, но нет описаний, как выполнять работу. Нужно самому собирать установку и программировать: в высокоуровневой среде Labview студенту предстоит соединять ниточками модули, которые могут понадобиться в настоящей работе. Это более творческое занятие, когда приходится с нуля учиться самому собирать всё. Школьникам, знакомым с робототехникой, будет несложно справиться с такой задачей.
На Физтехе лабораторные выполняют на протяжении 3 курсов: темп работы ниже, но объём тоже большой.
Для физики нужна математика, которую расскажут позже
«Уже на первой неделе преподаватели на лекциях будут интегрировать, производные считать направо и налево, будто вы это хорошо умеете. Придётся погружаться в математику, разбираться, что такое интеграл, зачем и как их считать, для чего производная и как провести с ней обоснование. Так будет на протяжении всего обучения в вузе», — Михаил Пенкин.
«Обычно страшно на 2 курсе. Есть такая дисциплина в матанализе — теорпол (теория поля). Там изучают роторы, дивергенции, градиенты и др. Этот «тяжёлый» математический аппарат необходим в электромагнетизме, который, как правило, изучают на 2 курсе. Приходится тратить немало времени на математику, чтобы понять физику», — Михаил Пенкин.
«До некоторых вещей я «дошла» только когда окончила университет. Так что советую студентам ходить на дополнительные курсы, которые вузы начали вводить в последние несколько лет. Например, в Вышке со второго семестра уже начинается термех, поэтому на 1 курсе появился предмет «математический аппарат в физике»», — Полина Пенкина.
Чтобы не сойти с ума от сложных математических вычислений в физике, можно смотреть онлайн-курсы по математике от зарубежных вузов. Так вы сможете понять материал, который на лекциях в вашем вузе будут разбирать нескоро.
Высокий темп подачи материала
Некоторые вузы пробуют новые схемы, но в основном учебный процесс состоит из лекций и семинаров. На лекциях рассказывают теорию, а на семинарах в подгруппах решают задачи. Преподаватели везде разные, и к каждому нужно привыкать.
В крупных вузах много лекторов. Например, на Физтехе может быть восемь лекторов по физике, а семинаристов в десять раз больше. Они не договариваются, кто в какой последовательности рассказывает темы. Если семинарист игнорирует вопросы студентов, имеет смысл менять семинариста или изучать теорию самому.
«Когда вы переходите из школы в вуз, о вас перестают заботиться. Нет классного руководителя, вы сами по себе и только от вас зависит прогресс в учёбе», — Владимир Шарич.
Домашнее задание в вузе не всегда проверяют — это зависит от университета и семинариста.
Михаил Пенкин: «У нас был план на семестр: перечень подтем в «задавальнике» — список всех задач, которые ты должен сделать. Я садился и писал себе план в зависимости от тяжести недели. На семинары ходить — это для решения задач самое важное. Бывает, к одному лектору ходить комфортно, к другому нет. Сходите на несколько лекций. Если никто не понравился, всегда есть книжка или онлайн-курсы».
Несмотря на высокую учебную нагрузку, важно рассчитывать силы, успевать отдыхать, заниматься спортом. Постарайтесь составить своё расписание так, чтобы было время сходить в кино, встретиться с друзьями.
Владимир Шарич: «Если не иметь времени на досуг, кончится запас сил и продуктивность снизится, знания не будут лезть в голову».
Хорошие отметки важны для тех, кто планирует стажироваться и учиться за рубежом. При этом не обязательно быть круглым отличником, важно успевать по предметам своего профиля. При поступлении в магистратуру заграничные вузы смотрят на публикации, а когда их мало, учитывают средний балл студента.
Перспективы выпускников
Студенты физфака во время учёбы занимаются в лабораториях, выбирают направление, ведут научную работу. Со 2-3 курса нужно проявлять инициативу.
Полина Пенкина: «Если вы учитесь на физике, есть академический трек: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Кто-то уезжает за границу, кто-то остаётся здесь. Нужно выбрать научного руководителя, хорошую лабораторию и потихонечку развиваться. В вузах много направлений, так что не надо бояться поменять кафедру, если сразу не получилось выбрать место по душе.
В компаниях есть отделы исследований и разработки. Раньше они были только за границей, но сейчас Samsung и Huawei открыли эти подразделения в России. В Samsung занимаются оптикой, Huawei — связью по оптоволоконным каналам. Так что можно найти работу по специальности и вне академической науки».
Михаил Пенкин: «Мой одногруппник изучал прикладную физику и информатику, а затем уехал получать Phd по математике (степень кандидата наук по российской системе) в США. В результате он оказался в Диснее, работал над мультфильмами «Моана», «Холодное сердце», «Зверополис»: выстраивал физику движения мышц или, например, полёты снежков».
На Физтехе более сотни базовых кафедр и столько же мест для стажировки. При желании любой сможет найти точку приложения своих сил и ума.
Математика
Владимир Златкович Шарич — преподаватель московских олимпиадных сборов, член жюри математических соревнований.
Ведущие университеты
«Чистая математика мало где встречается, и я советую трижды подумать, прежде чем за это браться», — Владимир Шарич.
В перечень вошли вузы, где изучают чистую математику в отличие от прикладной. Прикладные математики — это люди с базовым математическим образованием, которые решают задачи из других сфер. Они могут заниматься моделированием: перекладывать жизненную задачу на язык переменных, формул, графиков, либо заниматься решением этих моделей, например, с помощью вычислительных методов.
Прикладная математика есть почти везде, она применяется и в социально-гуманитарной сфере, например, в психологии и социологии. Проходные баллы разные, что не говорит о качестве обучения. Значок бесконечности в строке матмеха СПбГУ стоит потому, что всех взяли без вступительных испытаний по олимпиадам. Никого не зачислили по баллам, поэтому проходного балла просто нет.
ФМ — это факультет математики ВШЭ, ФПМИ — физтех-школа прикладной математики и информатики. Когда говорят о мехмате и матмехе, под механикой подразумевается раздел физики, а не починка автомобилей.
Учёба в вузе
«Программы обучения мало отличаются в разных вузах, поэтому уровень знаний зависит от усилий самого студента. Можно поступить в крутой вуз и ничего не знать к 3 курсу, а можно в среднем по рейтингам региональном университете стать востребованным специалистом», — Владимир Шарич.
Студента матфака ждут объёмные домашние задания: необходимость прорешивать 100500+ задач. Вместо школьных пятиминуток у доски вам предстоят долгие беседы один на один с преподавателем — сдача задач, когда студент рассказывает свои решения. При этом математика в вузе — это совершенно новый уровень абстракции, так что лучше вникать в определения и теоремы до начала учёбы в университете.
Перспективы выпускников
В математике сейчас востребованы статистика, вероятность, дискретная математика и механика. Любители абстрактной чистой математики могут найти себя в преподавании. Некоторые вузы сотрудничают с Центром педагогического мастерства: студенты помимо основной специальности получают опыт преподавания в школе.
Что запомнить
Информатика
Физика
Математика
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
- храмы брянской области список
- Троекуровское кладбище как доехать на машине