Что изучают на информатике в 7 классе
Рабочая программа по информатике (7 класс)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
• наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
• понимание роли информационных процессов в современном мире;
• владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
• ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
• развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
• способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
• готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
• способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
• способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
• владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
• владение информационно-логическими умениями: определять понятия;
• самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
• владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
• ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
• описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;
• кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
• оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных:
• канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
• определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);
• определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;
• записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную;
• сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления; записывать логические выражения составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;
• определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
• использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
• описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);
• познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;
• использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы).
Обучающийся получит возможность научиться:
• познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
• узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах;
• познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов;
• ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов);
• узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации.
Изучение курса «Информатики и ИКТ» в 7 классе
Изучение курса «Информатики и ИКТ» в 7 классе
общеобразовательной средней школы.
Место учебного предмета в учебном плане.
Настоящая программа по информатике и ИКТ рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 7 класса в течение 34 учебных часов из расчета 1 час в неделю.
Содержание курса
Общее количество часов – 34 часа
1. Информация и информационные процессы. – 9 час.
Правила техники безопасности при работе с персональным компьютером. Правила организации рабочего места. Предмет информатики. Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас.
Информация. Информация и её свойства. Информация и сигнал. Виды информации. Свойства информации. Информационный процесс. Сбор, обработка, хранение и передача информации. Информационные процессы в живой природе и технике.
Представление информации. Знаки и знаковые системы. Естественные и формальные языки. Формы представления информации. Двоичное кодирование. Дискретная форма информации. Измерение информации.
Практика на компьютере:
Практическая работа № 1 «Всемирная паутина как информационное хранилище».
Учащиеся должны знать:
— правила техники безопасности и при работе на компьютере;
— виды и свойства информации, виды информационных процессов,
— способы поиска информации в сети Интернет,
— способы кодирования информации, единицы измерения информации.
Учащиеся должны уметь:
— приводить примеры информации разных видов, информационных процессов,
— работать с поисковыми системами Интернет,
— выполнять простое кодирование и декодирование информационных сообщений.
2. Компьютер как универсальное средство для работы с информацией. – 7 час.
Устройства компьютера и их функции. Системный блок. Внешние устройства. Компьютерные сети. Программное обеспечение. Системные, прикладные, инструментальные программы. Файлы и файловые структуры. Каталоги. Полное имя файла. Пользовательский интерфейс. Элементы графического интерфейса.
Практика на компьютере:
Практическая работа № 2 «Работа с файловой структурой».
Практическая работа № 3 «Работа с пользовательским интерфейсом».
Учащиеся должны знать:
— назначение основных компонентов ПК и дополнительных устройств,
— приемы работы с объектами ПК,
— виды программного обеспечения
— что такое файл, имена стандартных расширений,
— элементы пользовательского интерфейса.
Учащиеся должны уметь:
— выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера; анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода информации,
— создавать файлы различных типов, создавать, перемещать, удалять каталоги, определять полное имя файла,
— работать с пользовательским интерфейсом.
3. Обработка графической информации. – 4 часа.
Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Виды компьютерной графики. Форматы графических файлов. Графический редактор. Интерфейс и возможности графического редактора.
Практика на компьютере:
Практическая работа № 4 «Работа с графическими фрагментами».
Практическая работа № 5 «Конструирование сложных объектов и графических примитивов».
Практическая работа № 6 «Художественная обработка изображений».
Учащиеся должны знать:
— Инструменты графического редактора.
— Инструменты создания простейших графических объектов.
— Способы исправление ошибок и внесение изменений.
— Принцы работы с фрагментами изображения.
— Устройства ввода графической информации.
Учащиеся должны уметь:
— использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;
— создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами.
4. Обработка текстовой информации. – 9 час.
Текстовые документы и технологии их создания. Структура текстового документа. Технологии подготовки текстовых документов. Создание текстовых документов на ПК. Редактирование текста. Работа с фрагментами текста. Общие сведения о форматировании. Стилевое форматирование. Форматирование страниц документа. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Списки. Таблицы. Графические изображения. Инструменты распознавания текстов. Оценка количественных параметров текстовых документов.
Практика на компьютере:
Практическая работа № 7 «Технология создания текстового документа»
Практическая работа № 8 «Создание текстовых документов».
Практическая работа № 9 «Прямое форматирование».
Практическая работа № 10 «Стилевое форматирование».
Практическая работа № 11 «Работа с таблицами и схемами».
Практическая работа № 12 «Вставка специальных символов и формул в текстовой документ».
Практическая работа № 13 «Оформление реферата История вычислительной техники»
Учащиеся должны знать:
— структурные элементы текстового документа,
— технологии подготовки текстовых документов,
— виды текстовых редакторов и текстовых процессоров,
— различные текстовые форматы файлов,
— программы оптического распознавания документов, компьютерные словари, программы переводчики,
— правила представления текстовой информации в памяти компьютера.
Учащиеся должны уметь:
-задавать параметры страницы, выполнять орфографический контроль, набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов: выделять фрагмент текста, задавать шрифты, его размер, начертание, устанавливать параметры абзаца и его форматирование, выводить на печать,
— создавать таблицу, оформлять таблицу, используя стиль, создавать схемы,
— создавать маркированные и нумерованные списки в текстовом процессоре,
— сохранять созданный текстовый документ в различных форматах,
— определять информационный объем фрагмента текста.
Понятие технологии мультимедиа. Области использования мультимедиа. Компьютерные презентации. Создание мультимедийной презентации.
Практика на компьютере:
Практическая работа № 14 «Создание простых презентаций».
Практическая работа № 15 «Создание презентации История компьютерной техники».
Практическая работа № 16 «Создание мультимедийной презентации».
Учащиеся должны знать:
— понятие мультимедийные технологии, области использования мультимедиа,
— что такое частота и разрядность дискретизации,
— этапы создания мультимедийной презентации.
Учащиеся должны уметь:
— создавать мультимедийную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
6. Систематизация и повторение изученных понятий. Итоговое тестирование.- 1 час.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения информатики и информационных компьютерных технологий ученик должен:
сущность понятия «информация», ее основные виды;
вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
способы представления информации;
программный принцип работы компьютера;
основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой,
• выполнять поиск необходимой информации с сети интернет,
• создавать информационные объекты, в том числе:
форматировать текст, использовать в тексте таблицы, изображения, создавать документы в различных текстовых форматах,
создавать рисунки, графические представления реального объекта, с использованием основных операций графических редакторов;
создавать мультимедийные презентации;
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Перечень практических работ.
Практическая работа № 1 «Всемирная паутина как информационное хранилище».
Практическая работа № 2 «Работа с файловой структурой».
Практическая работа № 3 «Работа с пользовательским интерфейсом».
Практическая работа № 4 «Работа с графическими фрагментами».
Практическая работа № 5 «Конструирование сложных объектов и графических примитивов».
Практическая работа № 6 «Художественная обработка изображений».
Практическая работа № 7 «Технология создания текстового документа»
Практическая работа № 8 «Создание текстовых документов».
Практическая работа № 9 «Прямое форматирование».
Практическая работа № 10 «Стилевое форматирование».
Практическая работа № 11 «Работа с таблицами и схемами».
Практическая работа № 12 «Вставка специальных символов и формул в текстовой документ».
Практическая работа № 13 «Оформление реферата История вычислительной техники»
Практическая работа № 14 «Создание простых презентаций».
Практическая работа № 15 «Создание презентации История компьютерной техники».
Практическая работа № 16 «Создание мультимедийной презентации».
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) должны удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
В кабинете информатики должны быть оборудованы не менее одного рабочего места преподавателя и 12 рабочих мест учащихся, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. При этом основная конфигурация компьютера должна обеспечивать пользователю возможность работы с мультимедийным контентом: воспроизведение видеоизображений, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. Должно быть обеспечено подключение компьютеров к внутришкольной сети и выход в Интернет, при этом возможно использование участков беспроводной сети.
Кабинет информатики комплектуется следующим периферийным оборудованием:
мультимедийный проектор (рекомендуется консольное крепление над экраном или потолочное крепление), подсоединяемый к компьютеру преподавателя;
экран (на штативе или настенный) или интерактивная доска;
устройства для ввода визуальной информации (сканер, цифровой фотоаппарат, web-камера и пр.);
управляемые компьютером устройства, дающие учащимся возможность освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. Д.);
акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;
оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования для подключения к сети Интернет, сервер).
Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Windows, Linux, Mac OS). Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики, должны быть лицензированы для использования на необходимом числе рабочих мест.
Для освоения основного содержания учебного предмета «Информатика» необходимо наличие следующего программного обеспечения:
файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
почтовый клиент (в составе операционных систем или др.);
браузер (в составе операционных систем или др.);
мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы или др.);
система оптического распознавания текста;
программа интерактивного общения;
виртуальные компьютерные лаборатории;
интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, программу разработки презентаций, систему управления базами данных, электронные таблицы;
растровый и векторный графические редакторы;
система автоматизированного проектирования;
Необходимо постоянное обновление библиотечного фонда (книгопечатной продукции) кабинета информатики, который должен включать:
нормативные документы (методические письма Министерства образования и науки РФ, сборники программ по информатике и пр.);
учебно-методическую литературу (учебники, рабочие тетради, методические пособия, сборники задач и практикумы, сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля и пр.);
научную литературу области «Информатика» (справочники, энциклопедии и пр.);
В кабинете информатики должна быть организована библиотечка электронных образовательных ресурсов, включающая:
комплекты презентационных слайдов по курсу информатики;
информационные инструменты (виртуальные лаборатории, творческие среды и пр.), содействующие переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, развитию умений работы с информацией, представленной в различных формах, формированию коммуникативной культуры учащихся;
каталог электронных образовательных ресурсов, размещённых на федеральных образовательных порталах, в том числе электронных учебников по информатике, дистанционных курсов, которые могут быть рекомендованы учащимся для самостоятельного изучения.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»
Учебно-тематическое планирование 7 класс
Наименование разделов и тем
Информация и информационные процессы.
Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией.
Обработка графической информации.
Обработка текстовой информации.
Информатика. 7 класс
Конспект урока
Что изучает информатика. Правила гигиены и техники безопасности при работе на компьютере
Перечень рассматриваемых вопросов:
Информатика – одна из фундаментальных областей научного знания, изучающая информацию, и информационные взаимодействия в технике природе и обществе.
Информационное общество – тип сообщества, в котором информационные технологии оказывают существенное влияние на основные сферы жизни и общество в целом, информация и знания становятся главными продуктами производства
Информация – это содержание сигналов, воспринимаемых непосредственно из окружающей среды или с помощью специальных устройств. Это содержание расширяет знания об окружающем мире и его процессах.
Цифровизация экономики – это переход всех сфер традиционной экономики в электронный вид при помощи компьютерных технологий
1. Босова Л. Л. Информатика: 7 класс. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2017. – 226 с.
1. Босова Л. Л. Информатика: 7–9 классы. Методическое пособие. // Босова Л. Л., Босова А. Ю., Анатольев А. В., Аквилянов Н.А. – М.: БИНОМ, 2019. – 512 с.
2. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 1. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
3. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 2. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
4. Гейн А. Г. Информатика: 7 класс. // Гейн А. Г., Юнерман Н. А., Гейн А.А. – М.: Просвещение, 2012. – 198 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Информация – одно из исключительных понятий, для которого нельзя дать четкого определения, потому что область применения этого термина необъятна.
Упрощённо информация – это содержание сигналов, воспринимаемых непосредственно из окружающей среды или с помощью специальных устройств. Получаемые сигналы расширяют знания об окружающем мире и его процессах.
Нынешний уровень развития информационных технологий позволяет перейти к новой фазе развития человеческого общества, которая получила название «информационное общество», автором термина считается профессор Токийского технологического института Юдзиро Хаяши.
Информационное общество – тип общества, в котором информационные технологии оказывают существенное влияние на все сферы жизни и общество в целом, информация и знания становятся главными продуктами производства и потребления.
Давайте перечислим основные сферы жизни, которые изменяются при переходе в фазу «информационного общества» это:
– культура и искусство.
Основными составляющими «информационного общества» служат средства коммуникации, такие как: телефония, радио, телевидение, сеть Интернет, традиционные и электронные средства массовой информации.
Давайте разберём на примерах, как информационное общество, влияет на нашу жизнь.
В экономике: происходит цифровизация экономики, иначе можно сказать, что все данные переносят в электронную систему, информация используется как услуга, товар, получает развитие электронный бизнес. Например: использование банковских карт, вместо бумажных денег, покупка и продажа через сеть интернет, пропадает необходимость ехать в магазин, появляется возможность работать удаленно, например, создавая программное обеспечение для компьютера.
В государственной сфере: появляется возможность в электронном виде выразить свое мнение по тому или иному вопросу, возможность оформлять документы удалённо.
В образовательной деятельности: информация становится доступным каждому ресурсом. Появляется возможность учиться, не выходя из дома, например, получать образование заочно, находясь далеко от школы
В медицине: внедрение системы электронных медицинских карт и телемедицины (пациент получает консультацию по аудио/видеосвязи).
Культура и искусство испытывают не меньшее влияние информационных технологий, исчезает необходимость держать дома многотомные энциклопедии, достаточно ввести соответствующий запрос в сети Интернет, также в музеях по всему миру постепенно появляется возможность посетить виртуальную экскурсию.
Информатика, это не только теоретическое изучение информации, но также работа непосредственно с компьютером и его программным обеспечением.
Однако, до начала работы с компьютером необходимо узнать технику безопасности и правила работы с ним. Давайте повторим их.
Техника безопасности включает следующие пункты:
– не размещать на рабочем месте посторонние предметы;
– не включать/выключать компьютер без разрешения учителя;
– не трогать провода, разъемы соединительных кабелей;
– работать с клавиатурой чистыми руками;
– не бегать и не делать резких движений рядом с рабочим местом.
Для того чтобы избежать вредного влияния при работе за компьютером необходимо выполнять следующие правила:
– экран монитора должен находиться на расстоянии 50–70 см от глаз;
– монитор должен находиться на уровне глаз, чтобы при работе не было необходимости сутулиться или вытягиваться.
– каждые 5 минут старайтесь отводить взгляд от экрана и расслаблять глаза, каждые 45 минут прерывайтесь и делайте зарядку для глаз.
Исходя из сказанного, становится понятно, что изучение информатики важно для продуктивной деятельности внутри развивающегося «информационного общества». Разберём, составляющие информатики и дадим ей определение.
Информатика – одна из фундаментальных областей научного знания, изучающая информацию, и информационные взаимодействия в технике природе и обществе.
В 1996 году на международном конгрессе ЮНЕСКО, проходившем в Москве, была предложена следующая структура информатики:
– фундаментальные основы информатики, которые включают изучение общих свойств информации.
– теоретическая информатика, которая включает изучение процессов сбора, хранения, поиска, передачи, преобразования и использования информации в различных сферах жизни.
–технические и программные средства информатики представляют собой разработку правил проектирования программного обеспечения.
– информационные технологии: область, занимающаяся разработкой программного обеспечения или других информационных технологий для решения практических и научных задач
– социальная информатика: разработка методов работы человека с компьютером и его программным обеспечением.
Подведем итог, объектами изучения информатики являются: информация, процессы её сбора хранения и преобразования с помощью систем обработки информации, компьютер, включая его механические части и программное обеспечение.
Разбор заданий тренировочного модуля.
1. Что из перечисленного не является предметом изучения информатики:
– разработка программного обеспечения;
– разработка правил техники безопасности;
Объяснение: обратимся к материалу урока, мы уже знаем, что объектами изучения информатики являются информация, процессы её сбора хранения и преобразования с помощью систем обработки информации, компьютер, включая его механические части и программное обеспечение. Исходя из определения, мы исключаем все варианты ответов кроме: «разработка правил техники безопасности».
Ответ: разработка правил техники безопасности.
2. Назовите, какие черты характерны для «информационного общества»?
– общество, которое использует примитивные технологии и ручной труд;
– общество, которое занимается сельским хозяйством;
– общество, которое использует информацию во всех сферах жизни.
Объяснение: обратимся к материалу урока, в нем сказано, что Информационное общество – это такой тип сообщества, в котором информационные технологии являются неотъемлемой частью сообщества и оказывают существенное влияние на основные сферы жизни и общество в целом, информация и знания становятся главными продуктами производства. Исходя из определения, выбираем ответ:
–общество использует информацию во всех сферах жизни.
Ответ: общество использует информацию во всех сферах жизни.