Что изучают на информатике в 7 классе

Рабочая программа по информатике (7 класс)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

• наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

• понимание роли информационных процессов в современном мире;

• владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

• ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

• развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

• способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

• готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

• способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

• способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

• владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

• владение информационно-логическими умениями: определять понятия;

• самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

• владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

• ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

• описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;

• кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;

• оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных:

• канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);

• определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);

• определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;

• записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную;

• сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления; записывать логические выражения составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;

• определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;

• использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);

• описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);

• познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;

• использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы).

Обучающийся получит возможность научиться:

• познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;

• узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;

познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах;

• познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов;

• ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов);

• узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации.

Источник

Изучение курса «Информатики и ИКТ» в 7 классе

Изучение курса «Информатики и ИКТ» в 7 классе
общеобразовательной средней школы.

Место учебного предмета в учебном плане.

Настоящая программа по информатике и ИКТ рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 7 класса в течение 34 учебных часов из расчета 1 час в неделю.

Содержание курса
Общее количество часов – 34 часа

1. Информация и информационные процессы. – 9 час.

Правила техники безопасности при работе с персональным компьютером. Правила организации рабочего места. Предмет информатики. Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас.

Информация. Информация и её свойства. Информация и сигнал. Виды информации. Свойства информации. Информационный процесс. Сбор, обработка, хранение и передача информации. Информационные процессы в живой природе и технике.

Представление информации. Знаки и знаковые системы. Естественные и формальные языки. Формы представления информации. Двоичное кодирование. Дискретная форма информации. Измерение информации.

Практика на компьютере:

Практическая работа № 1 «Всемирная паутина как информационное хранилище».

Учащиеся должны знать:

правила техники безопасности и при работе на компьютере;

— виды и свойства информации, виды информационных процессов,

— способы поиска информации в сети Интернет,

— способы кодирования информации, единицы измерения информации.

Учащиеся должны уметь:

— приводить примеры информации разных видов, информационных процессов,

— работать с поисковыми системами Интернет,

— выполнять простое кодирование и декодирование информационных сообщений.

2. Компьютер как универсальное средство для работы с информацией. – 7 час.

Устройства компьютера и их функции. Системный блок. Внешние устройства. Компьютерные сети. Программное обеспечение. Системные, прикладные, инструментальные программы. Файлы и файловые структуры. Каталоги. Полное имя файла. Пользовательский интерфейс. Элементы графического интерфейса.

Практика на компьютере:

Практическая работа № 2 «Работа с файловой структурой».

Практическая работа № 3 «Работа с пользовательским интерфейсом».

Учащиеся должны знать:

назначение основных компонентов ПК и дополнительных устройств,

— приемы работы с объектами ПК,

— виды программного обеспечения

— что такое файл, имена стандартных расширений,

— элементы пользовательского интерфейса.

Учащиеся должны уметь:

— выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера; анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода информации,

— создавать файлы различных типов, создавать, перемещать, удалять каталоги, определять полное имя файла,

— работать с пользовательским интерфейсом.

3. Обработка графической информации. – 4 часа.

Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Виды компьютерной графики. Форматы графических файлов. Графический редактор. Интерфейс и возможности графического редактора.

Практика на компьютере:

Практическая работа № 4 «Работа с графическими фрагментами».

Практическая работа № 5 «Конструирование сложных объектов и графических примитивов».

Практическая работа № 6 «Художественная обработка изображений».

Учащиеся должны знать:

— Инструменты графического редактора.

— Инструменты создания простейших графических объектов.

— Способы исправление ошибок и внесение изменений.

— Принцы работы с фрагментами изображения.

— Устройства ввода графической информации.

Учащиеся должны уметь:

— использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;

— создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами.

4. Обработка текстовой информации. – 9 час.

Текстовые документы и технологии их создания. Структура текстового документа. Технологии подготовки текстовых документов. Создание текстовых документов на ПК. Редактирование текста. Работа с фрагментами текста. Общие сведения о форматировании. Стилевое форматирование. Форматирование страниц документа. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Списки. Таблицы. Графические изображения. Инструменты распознавания текстов. Оценка количественных параметров текстовых документов.

Практика на компьютере:

Практическая работа № 7 «Технология создания текстового документа»

Практическая работа № 8 «Создание текстовых документов».

Практическая работа № 9 «Прямое форматирование».

Практическая работа № 10 «Стилевое форматирование».

Практическая работа № 11 «Работа с таблицами и схемами».

Практическая работа № 12 «Вставка специальных символов и формул в текстовой документ».

Практическая работа № 13 «Оформление реферата История вычислительной техники»

Учащиеся должны знать:

— структурные элементы текстового документа,

— технологии подготовки текстовых документов,

— виды текстовых редакторов и текстовых процессоров,

— различные текстовые форматы файлов,

— программы оптического распознавания документов, компьютерные словари, программы переводчики,

— правила представления текстовой информации в памяти компьютера.

Учащиеся должны уметь:

-задавать параметры страницы, выполнять орфографический контроль, набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов: выделять фрагмент текста, задавать шрифты, его размер, начертание, устанавливать параметры абзаца и его форматирование, выводить на печать,

— создавать таблицу, оформлять таблицу, используя стиль, создавать схемы,

— создавать маркированные и нумерованные списки в текстовом процессоре,

— сохранять созданный текстовый документ в различных форматах,

— определять информационный объем фрагмента текста.

Понятие технологии мультимедиа. Области использования мультимедиа. Компьютерные презентации. Создание мультимедийной презентации.

Практика на компьютере:

Практическая работа № 14 «Создание простых презентаций».

Практическая работа № 15 «Создание презентации История компьютерной техники».

Практическая работа № 16 «Создание мультимедийной презентации».

Учащиеся должны знать:

— понятие мультимедийные технологии, области использования мультимедиа,

— что такое частота и разрядность дискретизации,

— этапы создания мультимедийной презентации.

Учащиеся должны уметь:

создавать мультимедийную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

6. Систематизация и повторение изученных понятий. Итоговое тестирование.- 1 час.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения информатики и информационных компьютерных технологий ученик должен:

сущность понятия «информация», ее основные виды;

вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:

способы представления информации;

программный принцип работы компьютера;

основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;

назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой,

• выполнять поиск необходимой информации с сети интернет,

• создавать информационные объекты, в том числе:

форматировать текст, использовать в тексте таблицы, изображения, создавать документы в различных текстовых форматах,

создавать рисунки, графические представления реального объекта, с использованием основных операций графических редакторов;

создавать мультимедийные презентации;

следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:

создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Перечень практических работ.

Практическая работа № 1 «Всемирная паутина как информационное хранилище».

Практическая работа № 2 «Работа с файловой структурой».

Практическая работа № 3 «Работа с пользовательским интерфейсом».

Практическая работа № 4 «Работа с графическими фрагментами».

Практическая работа № 5 «Конструирование сложных объектов и графических примитивов».

Практическая работа № 6 «Художественная обработка изображений».

Практическая работа № 7 «Технология создания текстового документа»

Практическая работа № 8 «Создание текстовых документов».

Практическая работа № 9 «Прямое форматирование».

Практическая работа № 10 «Стилевое форматирование».

Практическая работа № 11 «Работа с таблицами и схемами».

Практическая работа № 12 «Вставка специальных символов и формул в текстовой документ».

Практическая работа № 13 «Оформление реферата История вычислительной техники»

Практическая работа № 14 «Создание простых презентаций».

Практическая работа № 15 «Создание презентации История компьютерной техники».

Практическая работа № 16 «Создание мультимедийной презентации».

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) должны удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

В кабинете информатики должны быть оборудованы не менее одного рабочего места преподавателя и 12 рабочих мест учащихся, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. При этом основная конфигурация компьютера должна обеспечивать пользователю возможность работы с мультимедийным контентом: воспроизведение видеоизображений, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. Должно быть обеспечено подключение компьютеров к внутришкольной сети и выход в Интернет, при этом возможно использование участков беспроводной сети.

Кабинет информатики комплектуется следующим периферийным оборудованием:

мультимедийный проектор (рекомендуется консольное крепление над экраном или потолочное крепление), подсоединяемый к компьютеру преподавателя;

экран (на штативе или настенный) или интерактивная доска;

устройства для ввода визуальной информации (сканер, цифровой фотоаппарат, web-камера и пр.);

управляемые компьютером устройства, дающие учащимся возможность освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. Д.);

акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;

оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования для подключения к сети Интернет, сервер).

Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Windows, Linux, Mac OS). Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики, должны быть лицензированы для использования на необходимом числе рабочих мест.

Для освоения основного содержания учебного предмета «Информатика» необходимо наличие следующего программного обеспечения:

файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);

почтовый клиент (в составе операционных систем или др.);

браузер (в составе операционных систем или др.);

мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы или др.);

система оптического распознавания текста;

программа интерактивного общения;

виртуальные компьютерные лаборатории;

интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, программу разработки презентаций, систему управления базами данных, электронные таблицы;

растровый и векторный графические редакторы;

система автоматизированного проектирования;

Необходимо постоянное обновление библиотечного фонда (книгопечатной продукции) кабинета информатики, который должен включать:

нормативные документы (методические письма Министерства образования и науки РФ, сборники программ по информатике и пр.);

учебно-методическую литературу (учебники, рабочие тетради, методические пособия, сборники задач и практикумы, сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля и пр.);

научную литературу области «Информатика» (справочники, энциклопедии и пр.);

В кабинете информатики должна быть организована библиотечка электронных образовательных ресурсов, включающая:

комплекты презентационных слайдов по курсу информатики;

информационные инструменты (виртуальные лаборатории, творческие среды и пр.), содействующие переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, развитию умений работы с информацией, представленной в различных формах, формированию коммуникативной культуры учащихся;

каталог электронных образовательных ресурсов, размещённых на федеральных образовательных порталах, в том числе электронных учебников по информатике, дистанционных курсов, которые могут быть рекомендованы учащимся для самостоятельного изучения.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»

Учебно-тематическое планирование 7 класс

Наименование разделов и тем

Информация и информационные процессы.

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией.

Обработка графической информации.

Обработка текстовой информации.

Источник

Информатика. 7 класс

Конспект урока

Что изучает информатика. Правила гигиены и техники безопасности при работе на компьютере

Перечень рассматриваемых вопросов:

Информатика – одна из фундаментальных областей научного знания, изучающая информацию, и информационные взаимодействия в технике природе и обществе.

Информационное общество – тип сообщества, в котором информационные технологии оказывают существенное влияние на основные сферы жизни и общество в целом, информация и знания становятся главными продуктами производства

Информация – это содержание сигналов, воспринимаемых непосредственно из окружающей среды или с помощью специальных устройств. Это содержание расширяет знания об окружающем мире и его процессах.

Цифровизация экономики – это переход всех сфер традиционной экономики в электронный вид при помощи компьютерных технологий

1. Босова Л. Л. Информатика: 7 класс. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2017. – 226 с.

1. Босова Л. Л. Информатика: 7–9 классы. Методическое пособие. // Босова Л. Л., Босова А. Ю., Анатольев А. В., Аквилянов Н.А. – М.: БИНОМ, 2019. – 512 с.

2. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 1. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.

3. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 2. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.

4. Гейн А. Г. Информатика: 7 класс. // Гейн А. Г., Юнерман Н. А., Гейн А.А. – М.: Просвещение, 2012. – 198 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Информация – одно из исключительных понятий, для которого нельзя дать четкого определения, потому что область применения этого термина необъятна.

Упрощённо информация – это содержание сигналов, воспринимаемых непосредственно из окружающей среды или с помощью специальных устройств. Получаемые сигналы расширяют знания об окружающем мире и его процессах.

Нынешний уровень развития информационных технологий позволяет перейти к новой фазе развития человеческого общества, которая получила название «информационное общество», автором термина считается профессор Токийского технологического института Юдзиро Хаяши.

Информационное общество – тип общества, в котором информационные технологии оказывают существенное влияние на все сферы жизни и общество в целом, информация и знания становятся главными продуктами производства и потребления.

Давайте перечислим основные сферы жизни, которые изменяются при переходе в фазу «информационного общества» это:

– культура и искусство.

Основными составляющими «информационного общества» служат средства коммуникации, такие как: телефония, радио, телевидение, сеть Интернет, традиционные и электронные средства массовой информации.

Давайте разберём на примерах, как информационное общество, влияет на нашу жизнь.

В экономике: происходит цифровизация экономики, иначе можно сказать, что все данные переносят в электронную систему, информация используется как услуга, товар, получает развитие электронный бизнес. Например: использование банковских карт, вместо бумажных денег, покупка и продажа через сеть интернет, пропадает необходимость ехать в магазин, появляется возможность работать удаленно, например, создавая программное обеспечение для компьютера.

В государственной сфере: появляется возможность в электронном виде выразить свое мнение по тому или иному вопросу, возможность оформлять документы удалённо.

В образовательной деятельности: информация становится доступным каждому ресурсом. Появляется возможность учиться, не выходя из дома, например, получать образование заочно, находясь далеко от школы

В медицине: внедрение системы электронных медицинских карт и телемедицины (пациент получает консультацию по аудио/видеосвязи).

Культура и искусство испытывают не меньшее влияние информационных технологий, исчезает необходимость держать дома многотомные энциклопедии, достаточно ввести соответствующий запрос в сети Интернет, также в музеях по всему миру постепенно появляется возможность посетить виртуальную экскурсию.

Информатика, это не только теоретическое изучение информации, но также работа непосредственно с компьютером и его программным обеспечением.

Однако, до начала работы с компьютером необходимо узнать технику безопасности и правила работы с ним. Давайте повторим их.

Техника безопасности включает следующие пункты:

– не размещать на рабочем месте посторонние предметы;

– не включать/выключать компьютер без разрешения учителя;

– не трогать провода, разъемы соединительных кабелей;

– работать с клавиатурой чистыми руками;

– не бегать и не делать резких движений рядом с рабочим местом.

Для того чтобы избежать вредного влияния при работе за компьютером необходимо выполнять следующие правила:

– экран монитора должен находиться на расстоянии 50–70 см от глаз;

– монитор должен находиться на уровне глаз, чтобы при работе не было необходимости сутулиться или вытягиваться.

– каждые 5 минут старайтесь отводить взгляд от экрана и расслаблять глаза, каждые 45 минут прерывайтесь и делайте зарядку для глаз.

Исходя из сказанного, становится понятно, что изучение информатики важно для продуктивной деятельности внутри развивающегося «информационного общества». Разберём, составляющие информатики и дадим ей определение.

Информатика – одна из фундаментальных областей научного знания, изучающая информацию, и информационные взаимодействия в технике природе и обществе.

В 1996 году на международном конгрессе ЮНЕСКО, проходившем в Москве, была предложена следующая структура информатики:

– фундаментальные основы информатики, которые включают изучение общих свойств информации.

– теоретическая информатика, которая включает изучение процессов сбора, хранения, поиска, передачи, преобразования и использования информации в различных сферах жизни.

–технические и программные средства информатики представляют собой разработку правил проектирования программного обеспечения.

– информационные технологии: область, занимающаяся разработкой программного обеспечения или других информационных технологий для решения практических и научных задач

– социальная информатика: разработка методов работы человека с компьютером и его программным обеспечением.

Подведем итог, объектами изучения информатики являются: информация, процессы её сбора хранения и преобразования с помощью систем обработки информации, компьютер, включая его механические части и программное обеспечение.

Разбор заданий тренировочного модуля.

1. Что из перечисленного не является предметом изучения информатики:

– разработка программного обеспечения;

– разработка правил техники безопасности;

Объяснение: обратимся к материалу урока, мы уже знаем, что объектами изучения информатики являются информация, процессы её сбора хранения и преобразования с помощью систем обработки информации, компьютер, включая его механические части и программное обеспечение. Исходя из определения, мы исключаем все варианты ответов кроме: «разработка правил техники безопасности».

Ответ: разработка правил техники безопасности.

2. Назовите, какие черты характерны для «информационного общества»?

– общество, которое использует примитивные технологии и ручной труд;

– общество, которое занимается сельским хозяйством;

– общество, которое использует информацию во всех сферах жизни.

Объяснение: обратимся к материалу урока, в нем сказано, что Информационное общество – это такой тип сообщества, в котором информационные технологии являются неотъемлемой частью сообщества и оказывают существенное влияние на основные сферы жизни и общество в целом, информация и знания становятся главными продуктами производства. Исходя из определения, выбираем ответ:

–общество использует информацию во всех сферах жизни.

Ответ: общество использует информацию во всех сферах жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *