Что изучают на истфаке
Что изучают на истфаке
Направление 46.04.01 История, магистратура
Профиль подготовки «Теория и практика современного исторического образования»
Методика преподавания исторических дисциплин
Существует расхожая фраза – «нет лучше способа освоить что-то новое, чем научить этому другого». Методика преподавания исторических дисциплин позволяет понять, каким образом можно преподавать и изучать историю. Умение научить другого позволяет совершенствовать и собственные навыки в овладении новыми знаниями.
Музейная педагогика
Профиль подготовки «История культурного наследия России и Болгарии»
Защита и сохранение культурного наследия России и Болгарии
Специальный курс, в ходе которого каждый из вас узнает историю уникальных историко-культурных объектов России и Болгарии, научится разбираться в тонкостях охранного законодательства, станет автором проекта о памятниках культурного наследия двух славянских народов. Завершается курс выездной практикой на базе университета свв. Кирилла и Мефодия г. Велико Тырново (Болгария).
История Болгарской православной церкви
Культурно-исторические ресурсы Болгарии
Эту дисциплину студенты осваивают на втором году обучения в магистратуре. Она знакомит с различными видами культурно-исторических ресурсов Болгарии, включая памятники истории и культуры (археологические и архитектурные памятники) и музеи. Курс снабжен большим количеством видео и фотоматериала, позволяющего более углубленно знакомиться с особенностями культурного наследия Болгарии. Студенты изучают актуальные практики Болгарии по сохранению и эксплуатации культурного наследия, которые являются весьма успешными – ведь Болгария занимает второе место в Европе по количеству объектов, включенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Курс актуализирует знания, полученные студентами в ходе зарубежных практик. Мы используем в рамках курса и технологии без данных и геоинформационные технологии, учимся работать с различными компьютерными программами и ресурсами, пишем статьи для русскоязычного сегмента Википедии (не только по Болгарии), внося свою лепту в дело актуализации культурного наследия.
Традиционная культура Болгарии
С традиционной культурой Болгарии магистранты знакомятся на втором году обучения. В фокусе дисциплины – комплекс архаичных форм образа жизни населения Болгарии, сформировавшийся на протяжении столетий. Внимание уделяется как материальной культуре – объектам ремесла, домостроительства, костюма, так и нематериальному культурному наследию Болгарии – фольклору, обычаям, семейным традициям и системам воспитания. Студенты учатся анализировать процессы формирования отдельных элементов традиционной культуры, оценивать их значение и ресурсы для современного человека. Мы уделяем большое внимание сравнительному анализу, ищем общность культурных форм у разных этносов и культур.
Основы реставрации
Что изучают на истфаке
Учебный процесс в университете сильно отличается от школьного, потому и стоит поподробнее рассказать Вам, дорогие абитуриенты, что Вас ожидает ближайшие годы.
И сразу же стоит сказать, что университет по-началу может вскружить Вам голову свободой, ведь здесь уже не будут как в школе заставлять ходить на уроки. Но не стоит предаваться этому искушению, т.к. потом это может обернуться для Вас же большими проблемами. Кроме того, лекции, которые Вам будут читать, порой настолько уникальны, что больше нигде Вы не услышите подобной информации. Не упустите такой шанс.
А теперь подробнее о самом процессе обучения. Он состоит из посещения Вами лекций, работы на семинарах, как языковых, так и семинаров по отечественной и зарубежной истории, прохождении различных практик. Обо всем этом подробнее ниже.
Первые два года Вы будете обучаться в языковых группах (принцип распределения на группы смотрите в соответствующей теме), на третьем курсе Вам предстоит выбрать специализацию на какой-либо из кафедр факультета, заниматься после этого Вы будете, соответственно с Вашими товарищами по кафедре.
Кроме семинаров по отечественной и зарубежной истории, Вы будете посещать языковые занятия. На первом и втором курсе четыре пары основного языка в неделю. Их может вести как один преподаватель, так и несколько, разделяя в этом случае задачи занятий. На первом курсе, помимо основного языка, обязательным для всех является латинский.
Что изучают на истфаке? Всеобщая история
История Древнего мира
Преподаватель — заведущая кафедрой всеобщей истории, доктор исторических наук Анна Валерьевна Белова
«История Древнего мира», первых цивилизаций – захватывающий этап исторического развития человечества. Уже в древности мир Востока и Запада отличался. Древние египтяне, шумеры, вавилоняне, хетты, этруски, греки, финикийцы, римляне приоткроют свои тайны тем, кто задаст им свои вопросы из дня сегодняшнего, кто захочет понять и интерпретировать их сложные тексты, кто осмелится разгадать их загадки.
История средних веков
Преподаватель – профессор кафедры всеобщей истории, доктор исторических наук Ирина Геннадиевна Воробьева.
На втором курсе студенты изучают «Историю средних веков» и узнают, кем были люди Средневековья, чем они отличались от нас и чем были на нас похожи, каким видели мир, как относились к власти, воевали, строили города и возводили соборы, какие писали книги, чему учили детей, почему создали инквизицию и сжигали еретиков на кострах.
Новая и Новейшая история
Преподаватели – доценты кафедры всеобщей истории, кандидаты исторических наук Наталья Александровна Лучинина иОльга Игоревна Лисицына.
Дисциплина «Новая и Новейшая история» читается на 3 (в 5 и 6 семестре) и на 4 (в 7 семестре) курсах. Дисциплина посвящена истории стран Европы и Северной Америки в Новое и новейшее время. В 5 семестре изучается история раннего Нового времени – от первых буржуазных революций до наполеоновских войн. В 6 семестре – период от окончания наполеоновских войн до Первой мировой войны. 7 семестр посвящён Новейшей истории стран Запада – от окончания Первой мировой войны до сегодняшних дней. Преподавание курса построено на чтении лекций и проведении практических занятий. Географические рамки курса определяются территорией зарубежной Европы и Северной Америки. В ходе занятий студенты знакомятся с такими историческими процессами, как переход от феодализма к капитализму, складывание колониальных империй, формирование научной картины мира, развитие индустриального производства, переход к массовому обществу, поляризация политических идеологий, переход к информационному обществу и многое другое.
История южных и западных славян
Преподаватель – профессор кафедры всеобщей истории, доктор исторических наук Ирина Геннадиевна Воробьева.
История России начинается со славян, утверждают историки. Славянский мир во всем его единстве и многообразии – предмет учебной дисциплины «История южных и западных славян».
История стран Азии и Африки в Новейшее время
Преподаватель – доцент кафедры всеобщей истории, кандидат исторических наук Ольга Игоревна Лисицына.
Дисциплина читается на 4 курсе (в 7 семестре) и посвящена политическому и социально-экономическому развитию стран Азии Африки в условиях нарастающего кризиса колониализма и последовавшего за ним крушения колониальных империй. Курс посвящён специфике развития различных стран Азии и Африки в XX – начале XXI в. Уделяется внимание национально-освободительной борьбе и процессу становления государственности после обретения независимости, а также роли стран Азии и Африки в мировых экономических процессах XX – начале XXI в.
История стран Латинской Америки
Преподаватель – доцент кафедры всеобщей истории, кандидат исторических наук Ольга Игоревна Лисицына.
Дисциплина читается на 3 курсе (в 5 семестре) и посвящена политическому, социально-экономическому и культурному развитию стран Латинской Америки от завоеваний конкистадоров до сегодняшних дней. Курс посвящён политической специфике и культурному своеобразию латиноамериканских стран, особенностям складывания и функционирования экономик этих государств, а также роли Латинской Америки в мировом историческом процессе Нового и Новейшего времени.
Что изучают на истфаке? Специальные исторические дисциплины
Мы продолжаем серию публикаций, посвященных содержанию учебного процесса. Кроме базовых курсов по всеобщей и отечественной истории студенты бакалавриата направления «История» изучают различные исторические дисциплины, от этнологии и социальной антропологии до палеографии и вспомогательных исторических дисциплин. Без них невозможно понимание исторических источников и исторических процессов.
Этнология и социальная антропология
Преподаватель – заведующая кафедрой всеобщей истории, доктор исторических наук Анна Валерьевна Белова.
Знакомство с историческими дисциплинами начинается с изучения «Этнологии и социальной антропологии». Мир широк и разнообразен, люди, его населяющие, чем-то похожи, но многим различаются. Единство человечества заключено в его многообразии. Богатство культур, народов, религий и конфессий, представлений о мире и способов жизнеобеспечения – увлекательное пространство узнавания себя и исследования «других». В это познавательное путешествие вы отправитесь с доктором исторических наук по специальности этнография, этнология и антропология, заведующей кафедрой всеобщей истории Анной Валерьевной Беловой.
Историческая география
Преподаватель – профессор кафедры всеобщей истории, доктор исторических наук Ирина Геннадиевна Воробьева.
История человечества реализуется во времени и пространстве, потому студенты-историки изучают «Историческую географию» и выясняют, как человек осваивал первозданную природу, и как природа влияла на людей, их занятия, образ жизни и картину мира.
Палеография
Преподаватель – доцент кафедры отечественной истории, кандидат исторических наук Юлия Владимировна Степанова.
Текстология летописей
Целями освоения дисциплины являются:
– ознакомление студентов с базовыми принципами, понятиями, приёмами текстологического исследования;
– формирование у студентов навыка текстологического анализа и умения использовать данные и методы современной критики текста в конкретно-историческом исследовании.
Задачами освоения дисциплины являются:
– знакомство студентов с понятийным аппаратом текстологического исследования;
– освоение студентами процедуры текстологического анализа;
– приобретение навыков текстологического анализа, фиксации, корректного истолкования и использования полученных результатов;
– знакомство студентов с литературой по теории и практике текстологического исследования;
– формирование у студентов профессиональных навыков критического восприятия и анализа исторических текстов разных жанров и эпох.
Вспомогательные исторические дисциплины
Преподаватель – старший преподаватель кафедры отечественной истории, кандидат исторических наук Дмитрий Александрович Беговатов.
Дисциплину «Вспомогательные исторические дисциплины» студенты бакалавриата изучают на первом году обучения. Данный курс посвящён знакомству с комплексом специальных, порой относительно небольших наук, которые помогают исследователю в изучении прошлого. Знание базовых методов этих наук, их потенциала, специфики источников разного типа и вида необходимо для будущих историков, потому что современные исследования всегда проводятся с привлечением комплексной источниковой базы. Будущий историк должен иметь представление, как работать с монетой, орденом, древней печатью, знаменем, генеалогической таблицей, конвертом и т.д. В рамках курса основное внимание уделено истории возникновения и развития той или иной дисциплины, особенностям её источников и связанному с ними понятийному аппарату. Практическая часть курса подразумевает работу студентов с собственной родословной, актовым материалом, флагами их родных городов и районных центров Тверской области, с наградным и нумизматическим материалом.
Экскурсоведение
Дисциплину «Экскурсоведения» студенты бакалавриата изучают на втором году обучения. Экскурсоведение – представляет собой комплексную дисциплину, раскрывающую теорию, методологию и методику экскурсионной деятельности, историю экскурсионного дела и обобщающую практику туристско-экскурсионных учреждений, функции, выполняемые экскурсией. Активное развитие внутреннего и внешнего туризма делает изучение данной дисциплины весьма актуальным. Практическая составляющая курса весьма высока. Студенты учатся не только составлять методическую документацию, но и проводить экскурсии, что является значимым при трудоустройстве. После изучения дисциплины предусмотрена музейно-экскурсионная практика. Студенты направления «История» проходят практику как на территории России (обязательный компонент), также возможно прохождение практики за рубежом на условиях самофинансирования (определяется руководством университета). Студенты исторического факультета в ходе музейно-экскурсионной практики посещали ведущие музеи Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Новгорода, Ярославля, Владимира, Торжка и других городов.
Историческая информатика
При освоении дисциплины студенты на углубленном уровне усваивают знания и навыки применения методов статистического анализа данных массовых источников, обучаются умениям выбирать и применять адекватные информационные технологии для решения научно-исследовательских, педагогических и информационно-аналитических задач профессиональной деятельности, применять адекватные методы статистического анализа данных исторических источников. Одна из задач дисциплины – изучение и освоение других методик анализа исторических источников и процессов (технология баз данных, компьютерное картографирование (ГИС), работа с визуальными источниками, создание имитационных моделей).
Математические методы и модели в исторических исследованиях
Дисциплина формирует систему знаний, умений и навыков, связанных с применением основных методов экономико-математического моделирования в ходе анализа развития социально-экономических систем в различных сферах и предметных областях. При освоении дисциплины у студентов формируются:
— современное научное представление о математических методах и моделировании социально-экономических процессов и систем в исторических исследованиях;
– умения проводить анализ и давать адекватную оценку протекающих социально-экономических процессов на основе методов математического моделирования.
А также вырабатывается навык применять полученные знания и умения на практике в ходе исторических исследований.
Изучаемые предметы и формы занятий
В рамках занятий на курсах работа со слушателями ведется по нескольким направлениям:
Подготовка к дополнительному вступительному испытанию МГУ по истории, развитие навыков и умений для обучения на гуманитарных факультетах вузов:
Проводятся в большой (поточной) аудитории для всех слушателей, записавшихся на данный вид занятий. Формируют навыки восприятия информации на слух, написания конспектов, умения грамотно сформулировать вопрос лектору, позволяют упорядочить информацию по курсу истории России.
Проводятся в группах по 10-15 человек. Закрепляют информацию, полученную на лекциях, формируют навыки устного ответа, написания конспектов, умения грамотно формулировать вопросы и давать развернутые ответы как в устной, так и в письменной форме, позволяют упорядочить информацию по курсу истории России. На занятиях осуществляется индивидуальный контроль за процессом усвоения абитуриентом необходимой информации и получением необходимых навыков работы с ней.
Проводятся в группах по 10-15 человек. Занятия курса проводятся по специальной программе рассчитанной на два учебных года по 8 месяцев. В первый год внимание уделяется усвоению фактического материала, отрабатывается навыки устного ответа, систематизации информации, поиск причинно-следственных связей и навыки работы с историческим источником. Слушатели работают с периодом истории России IX – XVIII вв. Второй год подготовки ориентирован на практическое применение своих знаний и практическом выполнении заданий ЕГЭ и ДВИ. Изучаемый материал второго года: История России XIX – XXI вв. На занятиях осуществляется индивидуальный контроль за процессом усвоения абитуриентом необходимой информации и получением необходимых навыков работы с ней.
Читается курс «История русского искусства» (архитектура, скульптура, живопись, графика). Программа курса подразумевает знакомство абитуриентов с историей русского искусства в соответствии с периодизацией, начиная с периода Киевской Руси, заканчивая первой половиной ХХ века, знакомство с ключевыми памятниками искусства и архитектуры, с основной проблематикой и терминологией. Лекции формируют навыки восприятия информации на слух, написания конспектов.
Список рекомендованной литературы:
Закрепляют информацию, полученную на лекциях, формируют навыки устного ответа, навыки описания и анализа памятников архитектуры и искусства, умения грамотно формулировать вопросы и давать развернутые ответы как в устной, так и в письменной форме, позволяют упорядочить информацию по курсу истории русского искусства. На занятиях осуществляется индивидуальный контроль за процессом усвоения абитуриентом необходимой информации и получением необходимых навыков работы с ней.
Список рекомендованной литературы:
Экспресс курс подготовки абитуриентов к выпускным экзаменам и дополнительному вступительному испытанию МГУ по истории. На занятиях формируются навыки устного ответа, написания конспектов, умения грамотно формулировать вопросы и давать развернутые ответы как в устной, так и в письменной форме, позволяют упорядочить информацию по курсу истории России. На занятиях осуществляется индивидуальный контроль за процессом усвоения абитуриентом необходимой информации и получением необходимых навыков работы с ней.
Летние экспресс курсы предназначены для абитуриентов программ бакалавриата гуманитарных факультетов МГУ, при поступлении на которые предусмотрено ДВИ по истории, а также для поступающих на направление «История искусств» исторического факультета МГУ. Мы также приглашаем на занятия учащихся 10 классов, желающих ознакомиться с особенностями поступления в МГУ и стремящихся заранее спланировать свою подготовку.
Подготовка к участию в олимпиадах по истории:
Специально разработанный курс подготовки слушателей к участию в Олимпиадах школьников по истории в период проведения отборочных испытаний. (Всероссийская олимпиада школьников по истории, олимпиады «Ломоносов», «Покори Воробьевы горы»). Под руководством преподавателей, имеющих большой опыт организационной и методической работы на олимпиадах, слушатели курса разберут задания и варианты их выполнения за прошлые годы, научатся самостоятельно выполнять основные виды олимпиадных заданий (историческое эссе, исторический проект, различного рода тесты, устное выступление).
Период проведения занятий: октябрь-январь.
Подготовка к ЕГЭ по истории, обществознанию, русскому и английскому языкам:
В каждом мини-блоке слушатели познакомятся со спецификой заданий ЕГЭ соответствующего периода, критериями их оценивания, смогут повторить материал и потренироваться в выполнении заданий.
Настоящий практический курс направлен на повторение слушателями основных особенностей культурного процесса и ключевых тенденций развития отечественной культуры в IX – XX в. и связанных с ними основных событий и имен. Курс будет полезен при подготовке к выполнению заданий по культуре в формате ЕГЭ и ДВИ, а также поможет при написании олимпиад по истории. Курс рассчитан на 16 часов.
Период проведения занятий: декабрь-январь.
На занятиях будут рассматриваться все задания, входящие в 1 часть ЕГЭ, в свете изменений в структуре и содержании экзамена по русскому языку. Особое внимание будет уделено работе над сочинением-рассуждением (часть 2).
Занятия в группах ЕГЭ основаны на материалах учебников:
Все учебники можно приобрести в известном книжном магазине «Библио-Глобус» на Мясницкой, 2-ой этаж.
Аудиторная работа предполагает тщательный разбор лексического и грамматического материала, выявление и исправление ошибок, аудирование. Домашняя работа – проработка уже выполненных заданий в аудитории, подготовка к сдаче устных и письменных работ на базе пройденного материала.
В группах предоставляются дополнительные материалы: выполняются упражнения по словообразованию и фразовым глаголам; эссе, письмо.
Подготовка к ОГЭ по истории, обществознанию, русскому и английскому языкам:
На занятиях будет проводиться комплексная подготовка слушателей к Основному государственному экзамену (ОГЭ), участию в олимпиадах школьников. Помимо этого будут отрабатываться навыки письменного и устного ответа, систематизированы знания по истории России. На занятиях осуществляется индивидуальный контроль за процессом усвоения слушателями необходимой информации и получением необходимых навыков работы с ней.
Частота занятий – раз в неделю, 3 часа (по пятницам с 18.00 до 21.00).
На занятиях ведется комплексная подготовка к ОГЭ по русскому языку для учащихся 9 классов.
На занятиях в группах 5-8 человек ведется комплексная подготовка к ОГЭ по английскому языку.
Занятия в группах ОГЭ основаны на материалах учебников:
Все учебники можно приобрести в известном книжном магазине «Библио-Глобус» на Мясницкой, 2-ой этаж.
Аудиторная работа предполагает тщательный разбор лексического и грамматического материала, выявление и исправление ошибок, аудирование. Домашняя работа – проработка уже выполненных заданий в аудитории, подготовка к сдаче устных и письменных работ на базе пройденного материала.
В группах предоставляются дополнительные материалы: выполняются упражнения по словообразованию и фразовым глаголам; эссе, письмо.