Что изучают в 8 классе по литературе коровина

Какие произведения проходят в 8 классе по литературе

Что изучают в 8 классе по литературе коровина

В 8 классе на уроках литературы происходит активное взаимодействие с другими предметами эстетического цикла: музыкой, ИЗО, МХК. А также учащиеся привлекаются к творчеству, развивают свои способности в изложении материала и владении словом. Причем изучаются различные виды стихотворного творчества, рифм и ритмов. Происходит знакомство с национальным стихотворным творчеством Японии, Англии. Что читают дети в 8 классе?

Задача литературы — нравственное становление человека, его стремление к самосовершенствованию. Задача учителя и родителей — приобщение подростка к систематическому грамотному чтению и пониманию художественного произведения, его целей, тематики и проблематики, а это может быть только при постоянном и умело направленном знакомстве с мировой художественной литературой

УМК по литературе В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. П. Полухина, В.И. Коровина, И.С. Збарского предлагают реализацию следующей концепции: построить изучение литературы в школе в системе — от мифов к устному народному творчеству, от него к древнерусской литературе, от древнерусской литературы к литературе XVIII, XIX, XX веков.

Какие произведения изучают в 8 классе?

Повторение ранее изученного, как обычно, начинается с произведений устного народного творчества. В 8 классе на уроках литературы в российских школах знакомятся с историческими и лирическими народными песнями, преданиями и легендами. Более подробно изучается житийная литература.

В 8 классе продолжается и расширяется знакомство с писателями и поэтами середины XX века: М.И. Зощенко, А. Платоновым, А. Твардовским.

Довольно широко представлена зарубежная литература:

Также на уроках литература учащиеся знакомятся со своеобразными произведениями японских поэтов — хокку и танка, и лимериками, английскими шуточными стихотворениями.

Об авторе: Бакай Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы.

Источник

Рабочая программа по литературе 8 класс Коровина В.Я.

Ростовская область Тарасовский район х. Россошь

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Туроверо-Россошанская основная общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей естественно-математического цикла

Протокол № 1 от 28.08.2019 г.

Руководитель МО __ __ (Липодаева Ю.А.)

с заместителем директора по УВР Тимошенко Т.И.

на заседании Педагогического Совета

Протокол № 1 от 28.08.2019 г.

Председатель _______ ___

Приказ от 28.08.2019 г. № 82

Уровень общего образования, класс: основное общее, 8 класс

Количество часов в неделю: 2 часа

Квалификационная категория: первая

2019-2020 учебный год

РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена с учетом основных нормативных правовых документов:

— Федерального Закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

— Областного закона от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС).

— Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).

— Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

— Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

— Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»;

— Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

-Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Туроверо-Россошанской основной общеобразовательной школы;

-основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Туроверо-Россошанской ООШ;

— Положение о порядке утверждения и структуре рабочих программ учебных курсов (предметов) дисциплин (модулей) МБОУ Туроверо-Россошанской ООШ;

— Учебный план МБОУ Туроверо-Россошанской ООШ на 2019-2020 учебный год;

— Годовой календарный учебный график МБОУ Туроверо-Россошанской ООШ на 2019-2020 учебный год;

Курс литературы 8 класса направлен на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

подхода в обучении литературе

Технология интенсификации обучения на основе схемных моделей

Технология развития критического мышления

Технология проблемного обучения

Технология разноуровневого обучения

Обучение в сотрудничестве

Технология творческих мастерских

Место курса в учебном плане

В учебном плане МБОУ Туроверо-Россошанской ООШ на изучение литературы в 8 классе основной школы отводится по 2 часа в неделю. Данная программа рассчитана на 70 часов, предусмотренных в Федеральном базисном (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации, но с учетом того, что 24.02, 9.03, 4.05 и 11.05 праздничные дни, программа составлена на 67 часов.

Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «литература»

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;

Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;

Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ:

содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

историко-культурный контекст изучаемых произведений;

общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

-основные теоретические понятия: литература как искусство слова ( углубить представления), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм ( начало представления), романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация(углубление понятия), трагедия как жанр драмы(развития понятия), психологизм художественной литературы (начальные представления), психологический роман (начальные представления), понятие о герое и антигерое, понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть (развитие понятия), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубления понятия), силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

Выпускник получит возможность научиться

— прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;

-определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

— определять идейную эстетическую позицию писателя;

-анализировать произведение литературы с учётом особенностей художественного метода и жанровой специфики;

-оценивать проблематику современной литературы в соотнесении с идейными исканиями художников прошлого;

— анализировать произведения современной литературы с учётом преемственности литературных жанров и стилей;

-различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

-осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

-сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

-использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.все

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (проекта) и оценивания его;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, словари, энциклопедии, телевидение, интернет-ресурсы).

РАЗДЕЛ 3 . СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Беседа, комментированное чтение, работа с учебником, работа в парах сильный-слабый с дидактическим материалом; работа в группах (составление устного или письменного ответа на вопрос

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

Личностные: формирование «стартовой» мотивации к обучению

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная. », «Вдоль по улице метелица метет. », «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком. ». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Сообщения, пересказ, характеристика героев, сравнительный анализ, работа с репродукциями;

Коллективная работа (составление тезисного плана к устному и письменному ответу на проблемный вопрос); работа в парах сильный-слабый (выразительное чтение с его последующим рецензированием).

Характеристика героя, составление плана, беседа, групповая практическая работа. Выразительное чтение, устное или письменное рецензирование, составление тезисного плана.

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и многообразии природы, народов, культур и религий

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая г к. весть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Беседа, сообщение, чтение и анализ,

запись, самостоятельная работа, работа в парах сильный-слабый (устные и письменные ответы на вопросы), практическая работа (анализ текста «Поучения…» с использованием цитирования)

Работа в парах сильный-слабый по теме «Отражение исторических событий и вымысел», самостоятельная работа, выразительное чтение, рецензирование ответов, чтения

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием

Регулятивные: уметь анализировать текст жития, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Выявление в комедии характерных для русской литературы XVIII века тем, образов и приёмов изображения человека.

Подбор примеров из текста комедии, иллюстрирующих понятие «классицизм».

Составление речевых характеристик главных героев комедии.

Анализ эпизода комедии (по выбору учителя).

Участие в коллективном диалоге.

Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт

Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения

Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

«Туча». К*** («Я помню чудное мгновенье. »). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к шорчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. «История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Мцыри». Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск. Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа..

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений).

«После бала». Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы А. С. Пушкин. «Цветы последние милей. », М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами. ».

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Устный рассказ о писателе и истории создания произведения на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Выразительное чтение думы (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

Устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.

Участие в коллективном диалоге.

Формулирование вопросов по тексту произведения.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Письменный анализ эпизода комедии.

Составление плана и создание письменного ответа на проблемный вопрос.

Сообщение ученика, комментированное чтение, анализ отрывка, определение жанра произведения, конкурс выразительного чтения, работа со словарём; групповая работа по тексту поэмы, практическая работа.

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта.

Выразительное чтение фрагментов поэмы (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

Формулирование вопросов по тексту произведения.

Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Характеристика сюжета пьесы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Составление плана (в том числе цитатного) характеристики героя, устный и письменный рассказ о герое по плану.

Составление плана групповой характеристики героев, устный и письменный рассказ о героях.

Устная и письменная групповая характеристика героев и средств создания их образов.

Подбор цитат из текста литературного произведения по заданной теме.

Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства.

Составление плана анализа фрагмента драматического произведения, письменный анализ эпизода по плану.

Составление плана ответа на проблемный вопрос.

Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

И. С. Тургенев. «Певцы».

Составление лексических и историко-культурных комментариев.

Подбор цитат из текста рассказа по теме «Внешний облик и внутреннее состояние певцов в момент исполнения песен».

Определение художественной функции русской песни в композиции произведения.

Устная и письменная характеристика образа повествователя и средств создания его образа.

Конкурс на лучший пересказ или рассказ о герое произведения.

Викторина на знание текстов и их художественных особенностей

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя.

Выразительное чтение рассказов.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики

Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач

Личностные: формирование навыков самодиагностики исследовательской деятельности

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом»» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют. »; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок. »; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия. ».

Письменный ответ на проблемный вопрос: Каков нравственный смысл историй любви в рассказах русских писателей?

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Подготовка докладов и рефератов по русской литературе XX века.

Работа с учебником, комментированное чтение, анализ рассказа; индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, групповая лабораторная работа (анализ, выразительное чтение, рецензирование)

Комментированное чтение, работа по содержанию текста, аналитическая беседа, работа со словом, самостоятельная работа с литературоведческим материалом, групповая работа (составление тезисного плана рассказов), выразительное чтение

Самостоятельная работа с литературоведческим материалом, лабораторная работа в парах (подбор цитат, иллюстрирующих понятия лирический герой, ритм, рифма

Выразительное чтение стихотворения, словарная работа, работа с лексикой, составление письменного ответа на проблемный вопрос, групповая работа

Выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ, групповая работа (устный или письменный ответ на проблемный вопрос), работа в парах (анализ различных форм выражения авторской позиции), рецензирование

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью. », «Увы, мой стих не блещет новизной. ».

Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события.

Выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ, групповая работа (устный или письменный ответ на проблемный вопрос), работа в парах (анализ различных форм выражения авторской позиции), рецензирование

Выразительное чтение хокку, анализ их философского содержания, рецензирование, творческая работа, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом Индивидуальная и

парная работа с дидактическим материалом. Групповая практическая работа (подбор цитат, иллюстрирующих понятия герой повествования, тема, идея).

Выразительное чтение любимых отрывков из произведений, индивидуальная работа с дидактическим материалом, парная работа с литературоведческим материалом, групповая работа (рецензирование)

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в многообразии способов решения задач

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

Раздел 4 . КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Из русской литературы XIX века

РР Сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Р.Р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Произведения русских писателей ХХ века

Тема раздела. Тема урока.

Литература и история. Интерес русских писателей к прошлому народа.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2)

Русские народные песни. Частушки

Подготовить текст или аудиозапись песни

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2)

«Житие Александра Невского». Житийная литература как особый жанр.

Особенности житийной литературы

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события.

Прочитать комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль».

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ X VIII ВЕКА (3+1)

Д.И. Фонвизин «Недоросль». Понятие о классицизме.

Проблема воспитания и образования в комедии. Образ Митрофанушки.

Характеристика героев комедии

Сатирическая направленность комедии. Речевые характеристики героев

Наблюдение за речью героев

РР Сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ X IX ВЕКА (30+2)

Прочитать басни и подготовить их анализ

Вн.чт. И.А.Крылов – поэт и мудрец.

К.Ф. Рылеев. Думы К.Ф. Рылеева. Характерные особенности жанра

Историческая справка о Ермаке

Дума «Смерть Ермака» и её связь с историей

Рассказ о Петре Гриневе

Формирование характера Петра Гринева.

Прочитать 3 – 5 главы повести

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести.

Прочитать 7 – 12 главы повести

Падение Белгородской крепости. Изображение народной войны и её вождя.

Характеристика Петра Гринева

Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений».

Образ Маши, отметить эпизоды

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести

Ответить на вопросы

РР Сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Вн. чт.: Историзм в произведениях А.С. Пушкина

Подготовить викторину по повести

М.Ю.Лермонтов. Судьба поэта. История создания поэмы «Мцыри»

М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Своеобразие поэмы, тема, идея, композиция

М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Образ Мцыри в поэме

Н.В.Гоголь. Слово о писателе и драматурге. Идейный замысел комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

«Парад» действующих лиц.

Чтение отдельных явлений

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества

в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Письменный ответ на вопрос

Растерянный Хлестаков и испуганный городничий. Хлестаков и хлестаковщина.

Триумф Хлестакова. Образы чиновников в комедии

Дочитать до конца комедии

Лестница славы и позор городничего.Финал комедии и его идейно-композиционное значение

Групповая работа по темам к сочинению

Р.Р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Вн. чтение. Н.В.Гоголь «Шинель». Тема «маленького человека»

Сообщение о произведении

М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывок) «как сатирическое произведение

И.С.Тургенев. Автобиографический характер повести «Ася».

Письменный ответ на вопрос .

История любви как основа сюжета повести. Образ героя-повествователя. Образ тургеневской девушки

Образ тургеневской девушки в моем представлении

Нравственные проблемы рассказа Н.С.Лескова «Старый гений»

Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала».

Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания

Выразительное чтение и анализ стихотворений

А.П.Чехов. Тема «футлярной жизни» в рассказах.

Прочитать рассказ «Невеста»

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (20+1)

А.И.Куприн.. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

М.Горький. «Явление босяка» в творчестве писателя

Прочитать рассказ «Челкаш»

М.Горький «Челкаш». Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье.

А.А.Блок. «На поле Куликовом», «Россия». Историческая тема в творчестве писателя.

История создания поэмы

С.Есенин. «Пугачев» – поэма на историческую тему

Отметить фантастическое и реальное рассказе «Пенсне»

М.А.Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне

Сообщение о журнале «Сатирикон»

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий.

Сатира и юмор в рассказе Н.Тэффи «Жизнь и воротник».

«Смех сквозь слезы» в рассказе М.Зощенко «История болезни».

Вн.чт.: Юмористические рассказы М. Зощенко и Тэффи.

Наизусть отрывок из главы «Переправа»

Героика и юмор в поэме «Василий Теркин». Характеристика Теркина

Выразительное чтение стихотворений о ВОв наизусть; песни о ВОВ

Великая Отечественная война в стихотворениях поэтов и песни военных лет

Муса Джалиль. Бессмертный подвиг поэта-патриота.

Прочитать рассказ Астафьева

Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.

Поэты Русского Зарубежья о Родине. «Мне трудно без России…»

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5)

У.Шекспир «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви».

Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера» как сатира на государственный строй

В. Ч.Вальтер Скотт «Айвенго» как исторический роман

Отзыв о прочитанном

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

Раздел 5. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ и КИМы

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений должен быть примерно таким:

V класс — 1-1-5 тетрадные страницы

Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, также как превышение объема не ведет к повышению отметки.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в V—VIII и 10 дней в IX классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность.

В V— IX классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

— Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

— Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

— Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

— Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемыхв классе и прочитанных самостоятельно.

— Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.

— Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам:

V класс— 100—11О слов в минуту,

VIкласс—110—120 слов в минуту,

VII класс— 120—130 слов в минуту, считая это средней скоростью в последующих классах.

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Критерии и нормативы оценки сочинений

Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:

— соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

— полнота раскрытия темы;

— правильность фактического материала;

— последовательность и логичность изложения;

— правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

— богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

— стилевое единство и выразительность речи;

— правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки сочинения:

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразные употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки,

или 3 орфографические и 5 пунктуационных,

или 7 пунктуационных при отсутствии орфографичес-ких (в 5 кл. 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматических ошибки

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, частые случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок

или 6 орфографических и 8 пунктуационных,

или 5 орфографических и 9 пунктуационных,

или 9 пунктуационных,

или 8 орфографических и 5 пунктуационных,

а также 7 грамматических ошибок

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

Оценка творческих работ

Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.

С помощью творческой работы проверяется:

умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);

соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;

широта охвата источников и дополнительной литературы.

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия тема;

правильность фактического материала;

При оценке речевого оформления учитываются:

разнообразие словарного и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число языковых ошибок и стилистических недочетов.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается

правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;

реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;

широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Критерии оценивания презентаций

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе PowerPoint. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». – Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2008

— общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики и не противоречит содержанию презентации;

— диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

— текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

— списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

— ссылки – все ссылки работают

Средняя оценка по дизайну

— раскрыты все аспекты темы;

— материал изложен в доступной форме;

— систематизированный набор оригинальных рисунков;

— слайды расположены в логической последовательности;

— заключительный слайд с выводами;

— библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

Средняя оценка по содержанию

— речь учащегося чёткая и логичная;

— ученик владеет материалом своей темы;

Средняя оценка по защите проекта

Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

Критерии оценивания публикации (буклет)

Наличие фактической информации, идеи раскрыты, материал доступен и научен, литературный язык, цитаты.

Наличие дидактической информации, материал доступен, но идеи не совсем раскрыты.

Информация не достоверна, идеи раскрыты плохо.

Эффективно использовано пространство, ярко представлен иллюстративный материал, публикация легко читается.

Публикация легко читается, но пространство использовано не совсем эффективно.

Неэффективно использовано пространство, бедный иллюстративный материал.

Максимальная оценка – 10 баллов

Критерии оценивания коллективной работы над проектом

Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общее продвижение класса в той или иной сфере литературного развития

Итоговый тест по литературе за курс 8 класса

Из раздела «Устное народное творчество»

А) устное народное творчество;

Б) художественная литература;

Г) жанр устного народного творчества.

А) народные песни, в которых рассказывается об исторических событиях;

Б) народные песни, в которых рассказывается о жизненных историях;

В) произведение древнерусской литературы о военных походах, сражениях, нашествиях, подвигах воинов;

Г) небольшие лирические песни, обычно имеющие форму четырёхстрочного рифмованного куплета.

«Из древнерусской литературы»

Житие – это описание…

А) жизни народного героя;

Б) исторического деятеля;

Г) рассказы о жизни Иисуса Христа.

А) произведение фольклора;

Б) произведение древнерусской литературы;

В) произведение современной литературы;

Г) произведение литературы XIX в.

«Из русской литературы XVIII века»

Каково название произведения Фонвизина?

Кому принадлежат слова: «Да разве светлиц у меня мало? Для неё одной отдам угольную с лежанкой … Коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый, то жене найду светёлку».

«Из русской литературы XX века»

Кто возглавлял крестьянское восстание, описанное в «Капитанской дочке « А.С. Пушкина?

В) Кондратий Булавин;

Где происходят события поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

Что означает мцыри?

А) неслужащий монах, послушник;

Что случилось с Мцыри в финале поэмы?

А) убежал из монастыря;

Б) остался в монастыре;

Г) поступил на военную службу.

Кто подарил сюжет «Ревизора» Н.В. Гоголю?

Кто не является действующим лицом комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?

А) важный чиновник из Петербурга;

Г) мелкопоместный дворянин.

Что высмеивает автор в «Ревизоре»?

А) чиновничий беспредел;

Кто автор романа «История одного города»?

Б) М.Е. Салтыков-Щедрин;

К какому произведению высказывание Ф. Ларошфуко «Гений лет не имеет – он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы» служит эпиграфом?

А) «Капитанская дочка»;

В) «История одного города»;

Каким стихотворным размером написано стихотворение А.Н. Майкова «Поле зыблется цветами, // В небе льются света волны…»

Кто является рассказчиком в произведении А.П. Чехова «О любви»?

«Из литературы ХХ века»

Какое средство художественной выразительности используется С.А. Есениным в следующих строках: «Словно яблоко тяжёлое, / Виснет с шеи твоя голова»?

Какое средство художественной выразительности используется А.А. Блоком в словосочетаниях: река раскинулась, течёт, грустит лениво?

Какой приём использовал А.Т. Твардовский в поэме?

Б) каждая глава имеет законченный сюжет;

В) поэма не имеет сюжета;

Г) притчевое содержание каждой главы.

Какое второе название имеет поэма «Василий Тёркин»?

24. Соотнесите названия военных песен и авторов стихов.

25. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» относится к произведениям:

«Из зарубежной литературы»

29. Соотнесите названия произведений зарубежной литературы и их авторов.

«Мещанин во дворянстве»

«Путешествия… Лемюэля Гулливера»

ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

1. Эволюция образа Пугачёва в фольклоре, романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и в поэме С. А. Есенина «Пу-

2. Историческая правда и художественный вымысел в сатирической повести «Шемякин суд».

3. Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

4. Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» как исторический портрет российского общества XVIII века.

6. «Думы» К. Ф. Рылеева и их историческая основа.

7. Изображение Пугачёвского восстания в историческом труде А. С. Пушкина «История Пугачёва» и его романе «Ка-

8. Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и фольклор.

10. Конфликт мечты и действительности в поэме «Мцыри» как отражение исторической трагедии поколения М. Ю. Лермонтова.

11. Историческая картина нравов в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор».

12. Социально-исторические предпосылки появления и развития темы «маленького человека» в русской литерату-

13. «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина как пародия на официальные труды русских историков.

14. Историческая картина юридических порядков в России в рассказах Н.С. Лескова «Старый гений» и «Простое средство».

15. Исторический портрет русской армии в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого и его рассказе «После бала».

16. История России в лирическом цикле А. А. Блока «На поле Куликовом».

17. Сатирическое изображение исторических событий в журнале «Сатирикон».

18. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».

19. Стихи и песни о Великой Отечественной войне как зеркало души воина-освободителя.

20. Своеобразие изображения истории в одном из произведений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *