Что изучают в бизнес школах
Чему учат и не учат в бизнеc-школе
В последние годы бизнес-образование перестало быть редкостью в резюме менеджеров. Оно стало чем-то вроде украшения, знака качества профессионального пути. Опытные топ-менеджеры часто поступают в бизнес-школы, потому что без этого пункта занимать новую должность уже «не солидно».
Ключевыми, традиционными в области бизнес-образования стали программы MBA. Получение этого диплома становится так же естественно, как наличие у управленцев высшего образования. При этом, после MBA процесс обучения, как правило, не заканчивается – через несколько лет менеджер возвращается на более серьезные программы, чтобы получить «следующий уровень». То есть бизнес-образование переходит в категорию life-long-learning.
И дело не в том, какую теорию дает бизнес-школа, а в том, кто будет читать лекции и кто будет их слушать вместе с вами. Результат обучения в бизнес-школе – это не столько полученные знания, сколько новые знакомства, опыт общения с успешно практикующими управленцами-лекторами и такими же успешными менеджерами-студентами.
Программы MBA в целом схожи во всех бизнес-школах. Отличаются по результативности и цене те, где состав педагогов и выпускников включает в себя именитых управленцев. Перенять опыт у гениев менеджмента – лучший сценарий для студентов бизнес-школ.
Чему учат в бизнес-школе, если говорить о конкретных навыках?
На собеседовании в бизнес-школы абитуриентам задают вопрос о цели поступления. Ответ «за знаниями» может не подойти, потому что их можно почерпнуть, например, из книг. База, которую дают педагоги, должна быть известна из курса экономики. Однако, перечень «формальных» предметов в расписании все же есть (например, швейцарская IMD Business School), и с разными названиями этих предметов он может повторяться в других школах.
Чему учат в бизнес-школе
Когда Алексей Ищенко поступал в Гарвардскую школу бизнеса, его на собеседовании спросили, зачем он приехал. «Я ответил как любой российский студент: «За знаниями, конечно!» — рассказывает Ищенко, ныне независимый член совета директоров энергетической компании ТЭСС и еще нескольких компаний, преподаватель Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ, Высшей школы бизнеса МГУ и Высшей школы менеджмента СПбГУ. — И в ответ услышал: «Если нужны знания, купите себе книги на Amazon.com. Мы подскажем какие». Тогда в Гарварде ему объяснили, что во всемирно известные бизнес-школы многие приезжают не столько за знаниями, сколько за знакомствами и интересными встречами. «В Гарварде я учился, например, с членом совета директоров Bank of America и вице-президентом Oracle, управлявшими тысячами сотрудников. Это люди с другим восприятием мира, настоящие лидеры, и у них есть чему поучиться. Они меняют ваше мировоззрение», — говорит Ищенко. После Гарварда он учился еще в нескольких известных бизнес-школах, включая Стэнфордскую и Лондонскую, но своего мнения не изменил.
В лучшие бизнес-школы мира абитуриенты часто поступают не только за знаниями, но и за тем, чтобы учиться у звездных преподавателей, перенимать опыт у звездных менеджеров. Ведь там собирается цвет менеджмента со всего мира, подтверждает Антон Рягузов, эксперт образовательной компании Begin Group. В российских бизнес-школах тоже, конечно, заботятся о нетворкинге, но ситуация немного иная, добавляет он. «В бизнес-школе я получал уже третье по счету высшее образование. Связями, пожалуй, не обзавелся. Зато новые знания заставили на многое взглянуть по-другому, повернули мировоззрение на девяносто градусов», — рассказывает Денис Фураев, гендиректор четырех компаний в группе «У сервис+» и выпускник 2010 г. ВШМБ РАНХиГС.
Поколение прагматичных
Сейчас на российский рынок выходит новая генерация менеджеров, делится своими наблюдениями Сергей Мясоедов, директор бизнес-школы ИБДА и проректор РАНХиГС. «Среди них много молодых людей, которые уже отработали 5-7 лет и сделали первый шаг в карьере. Для дальнейшего роста им нужны знания и диплом брендовой школы, открывающий дорогу в крупные компании», говорит он.
Абитуриенты относятся к выбору школы очень прагматично, выясняя содержание программы и полезность тех знаний, которые они могут здесь получить, рассказывает Юрий Тазов, проректор «Мирбиса». Он неоднократно наблюдал, как на днях открытых дверей поступающие с интересом изучают бизнес-проекты выпускников, листают материалы презентаций, оценивая уровень проведенных исследований и серьезность экономических обоснований. Только после всесторонней оценки абитуриенты принимают решение о поступлении.
Фураев рассказывает, что выбирал программу MBA очень придирчиво: сначала получил рекомендации выпускников, потом выяснил, насколько высоко котируется диплом, и, наконец, посетил день открытых дверей. «Многие поступающие не довольствуются просто рекламными буклетами школы. Они проводят исследование в интернете, встречаются с выпускниками, советуются с коллегами и принимают взвешенное решение», — замечает на это Рягузов.
Правда, добавляет Мясоедов, если школа имеет международную аккредитацию, то ее программа на 80% соответствует установленным международным стандартам. Разница в том, кто и как эти программы преподает. Обычно именно под эгидой известного бренда собираются лучшие преподаватели.
Как зажигают звезды
Выбирая программу MBA, многие интересуются преподавательским составом.
Александр Богза, заместитель гендиректора компании «Евробетон», несколько лет назад окончил Высшую школу бизнеса ГУУ. По его признанию, преподавательский состав был для него критерием номер один при выборе учебного заведения. «Я понимал, что программа может быть замечательной. Но если ее не так преподают, то и учиться не стоит», — говорит он.
У топовых школ уходят десятилетия, чтобы собрать под своей крышей звездных преподавателей и бизнес-лидеров. Чем выше престиж школы, тем охотнее идут туда звезды. В свою очередь, они еще больше повышают престиж бренда школы, рассказывает Мясоедов из РАНХиГС. Однако нередки случаи, когда поступающий, привлеченный брендом материнского университета, лишь предполагает, что в школе могут быть преподаватели высокого уровня, добавляет Тазов из «Мирбиса».
Элемент престижа
«Мне диплом MBA был необходим тоже для престижа — для признания и доверия со стороны совета директоров», — рассказывает Фураев из «У сервис+». Он 10 лет проработал на одном месте и к моменту поступления в бизнес-школу уже входил в топ-менеджмент компании.
Каким бы замечательным ни был диплом российской бизнес-школы, в международном бизнесе с большим доверием относятся к известным мировым брендам, говорит Галина Истомина, директор по маркетингу Unilever. «Я больше 16 лет проработала в международном бизнесе. Для признания мне нужен был известный в мире диплом MBA. Но я не могла надолго уехать за рубеж», — рассказывает она. В итоге Истомина выбрала школу с международной аккредитацией. В ноябре этого года она заканчивает ВШМБ РАНХиГС.
Обучение в брендовых бизнес-школах стоит в 3-4 раза больше, чем тот же курс в менее престижных учебных заведениях, рассказывает Рягузов из Begin Group. «Я платил за себя сам. Но качество было важнее цены. Мои вложения окупились», — рассказывает Фураев. То же самое говорят Богза и Истомина.
Только за последний год набор на программу MBA вырос на 30%, констатирует Мясоедов. «Даже в кризис спрос на качественное образование сильно не падал. Мы в массовом порядке давали рассрочки студентам, чтобы они могли расплатиться», — вспоминает он.
Чему учат в бизнес-школе
В последнее время предпринимательское сообщество захлестнула мода на обучение. Коучи, тренеры, консультанты, инфобизнесмены плодятся и размножаются. Чему же на самом деле, где и как должен учиться предприниматель?
Согласно данным американских исследований, в течение 20 лет выживают только 5 процентов бизнесов. Для России этот показатель, наверное, в два раза ниже. Справедливо поставить вопрос: как выжить, что нужно сделать, чтобы попасть в число счастливчиков?
Понятно, что изначально нужно обладать определенными чертами характера, способностью к самообучению. Способен ты рисковать или нет? Если не способен, то вряд ли из тебя получится успешный предприниматель.
Задатки бизнесмена, знания и большое желание — увы, этого недостаточно, чтобы добиться успеха. Так или иначе, мы находимся в постоянном поиске новых знаний, навыков и решений. Поиск решений — это целая наука: making design. Чуть позже еще скажу об этом.
Обучение бывает разное. База — это бизнес-образование. Общее базовое образование — это как раз MBA, Master of Business Administration; без него, на мой взгляд, предпринимателем быть нельзя. Дальше — DBA, Doctor of Business Administration.
«Может быть, побывав на таких мероприятиях, ты уже изначально откажешься от идеи предпринимательства, поймешь, надо ли тебе вообще заниматься собственным бизнесом? А не пойти ли в наемный труд, где тебе не приходится нанимать других людей, где есть социальные гарантии, тебе платят оклад и все замечательно? »
Чтобы не попасть в неудачники и достичь желаемых целей, нужно развиваться в нескольких направлениях.
ЛИДЕРСТВО
Этому нужно учиться отдельно. Потому что, если ты не лидер, ты не предприниматель и не сумеешь использовать наемный труд. И это не тот модный тимбилдинг, когда вместе ходят на лыжах и играют в снежки. Лидерство это всегда плюс стратегический менеджмент. Предприниматель, с одной стороны, должен знать и теорию, прежде всего психологию, а с другой стороны, уметь вовлечь людей в игру, в совместную деятельность. Это принципиально важно.
Есть множество тестов, благодаря которым можно определить свои способности к этому. Например, есть довольно простые тесты MBTI Майерс — Бриггс. На Западе этот тест очень широко применяют в корпоративном управлении, чтобы понимать, куда и как развивать человека.
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
У бизнесмена должна быть повышенная работоспособность и выносливость, как физическая, так и ментальная, психологическая. Потому что у нас время не делится на «рабочее» и «отдых». Это как в гипермаркете «7/24»: ты всегда включен.
Поэтому важно становление твоего организма с точки зрения физического развития — это тренинги про спорт, питание и так далее. Предприниматель должен быть подтянутым, бодрым и активным.
Следующий важный блок, я назвал его «душа», — тренинги о методах управления умом, чтобы принимать правильные, адекватные, взвешенные и релевантные решения. Бизнесмен обязан развивать мозговую деятельность, постоянно напрягать мозг, заставлять его думать. Полезны тренинги, которые задействуют память: это все, что касается изучения языков и так далее. Умение «отключать» мозг, умение медитировать.
И еще одна очень важная вещь — эмоциональный интеллект, без которого бизнесмен принципиально не может существовать. Занятия танцами, творчеством, путешествия, встречи с друзьями и родными, йога. Обязательно посещать театр, балет, выставки. И этому тоже нужно учиться, чтобы понимать и чувствовать искусство на уровне более высоком, чем уровень обывателя.
На самом деле, большую часть знаний, крайне необходимых для ведения бизнеса, высшая школа не дает вообще. Но этим вещам нужно учиться. Каким именно?
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПЕРЕГОВОРЫ
Первый предмет — это предпринимательство. Крайне интересная наука, где учат рисковать и постоянно придумывать бизнесы. Бизнесмен — это не тот, кто запустил один бизнес и остановился на нем. Нет, он каждый день должен придумывать новые. Не факт, что он будет их реализовывать, но мозг должен все время работать на то, чтобы делать добавленную ценность.
Второе, что очень важно, — переговоры. Вообще, это основная работа бизнесмена: фактически он с утра до вечера ходит на переговоры и большую часть времени с кем-то о чем-то договаривается. Самое главное — со своей командой. Это совещания, советы директоров, подведение итогов, организация стратегических сессий. Защита финансовых планов на будущее.
Встречи с людьми во «внешнем мире» — чиновниками, партнерами, клиентами, инвесторами. И для этого существуют этика переговоров и специальные приемы: как войти в переговоры и как выйти; они бывают жесткие и мягкие, win — win, не win — не win, победитель — не победитель.
Самое главное на переговорах: ты должен понимать, зачем ты сюда пришел, чего хочешь достичь. Я порой на переговорах встречаю людей, которые не знают, чего они хотят, или не могут это выразить.
Из тренеров по переговорам я рекомендую одного — Моти Кристал. Он работал в Палестине, руководил отделом в израильской разведке, отвечал за сбор информации и переговоры с негодяями. Можете посмотреть о нем фильм от National Geographic. Это великий человек, великий с точки зрения переговоров. Он бывает в России, и при желании можно попасть на его тренинг, где он делится тонкостями ведения переговоров.
ЗНАНИЯ И НАВЫКИ
Чтобы быть бизнесменом, надо уметь себя вести на переговорах, а не просто знать теорию. В бизнес-школе вам дают и знания (knowledge), и навыки (skills). Знания часто получают в формате «в одно ухо влетело, из другого вылетело». Навыки в этом смысле гораздо ценнее.
В бизнес-школе и в Академии народного хозяйства я проходил такой тренинг. Сидит 60 человек, задается тема переговоров. Тебя выводят на сцену и дают оппонента. Ты ведешь переговоры, и все это записывается на камеру.
Я вел переговоры якобы с иностранной делегацией. А потом мы четыре дня смотрели и анализировали, что я делал неправильно. Говорят: обратите внимание, как он посмотрел, как поздоровался, как сел, как визитку передал, как что-то записывал, переспрашивал — и так далее.
И в этот момент ты понимаешь, что не умеешь вести переговоры с точки зрения деловой этики. Так за четыре дня ты становишься специалистом — из-за того, что тебе постоянно указывают на твои недочеты и помогают исправить их.
В бизнес-школе и в Академии народного хозяйства я проходил такой тренинг. Сидит 60 человек, задается тема переговоров. Тебя выводят на сцену и дают оппонента. Ты ведешь переговоры, и все это записывается на камеру. Я вел переговоры якобы с иностранной делегацией. А потом мы четыре дня смотрели и анализировали, что я делал неправильно. Говорят: обратите внимание, как он посмотрел, как поздоровался, как сел, как визитку передал, как что-то записывал, переспрашивал — и так далее. И в этот момент ты понимаешь, что не умеешь вести переговоры с точки зрения деловой этики. Так за четыре дня ты становишься специалистом — из-за того, что тебе постоянно указывают на твои недочеты и помогают исправить их.
ФИНАНСЫ
Далее идут финансы.Этому важнейшему блоку мало где учат. Финансы бывают двух видов. Первый — финансы для формальной сдачи отчетов, так называемый бухучет. Это когда главный бухгалтер готовит отчет о твоей деятельности и отдает его в налоговую. Он не делает управленческий учет и даже не знает, что это такое, — не подсказывает, что выгоднее покупать, куда вложить твои деньги и так далее.
РЕКОМЕНДАЦИИ КОНСТАНТИНА ВОЛКОВА:
КНИГИ О ФИНАНСАХ
Асват Дамодаран
«Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов»
Томас Пикетти
«Капитал в XXI веке»
Алексей Молвинский
«Прикладная экономика».Николай Рудык. «Между страхом и алчностью»
ЭКОНОМИКА
Даже в самом маленьком бизнесе обязательно должно быть два финансовых директора. (Не обязательно нанимать этих людей на работу. Бизнесмен должен развивать в себе два разных взгляда). Один занимается кэшем, это «кэшнер»: собирает всю выручку и управляет этими деньгами, готовит бизнес-планы, добивается самых выгодных кредитов, думает, куда бы эти деньги вложить. При этом денег тебе все время не хватает, потому что твой бизнес развивается.
Второй — это «строгий» человек, «контроллер», он занимается контролем. Чтобы получить денег на абсолютно любые расходы, нужно обращаться к нему. Если хочешь купить товар, оборудование, услугу, контролер спросит: «А какое отношение это имеет к бизнесу?» Он бережет твои денежки. Он отвечает за отдачу, наценку, маржу, сроки оборачиваемости, возврат капитала, постоянно борется с затратами (модное выражение — режет косты, от англ. cost).
Дальше идут две очень важные дисциплины — стратегический маркетинг и менеджмент. По большому счету, это одно и то же, одно вытекает из другого. Чтобы в этом разобраться, рекомендую посетить тренинги Константинова из Высшей школы экономики. Я был на них раза четыре. Это вроде как базовая дисциплина, но она на самом деле самая главная.
После них приходит понимание, что ты — бизнесмен и тебе важно постоянно оценивать стоимость своей компании или нескольких компаний, всех своих активов. Сегодня тебе выгодно работать с этими активами, завтра – выгодно продать. Вопрос в тебе, в твоей личной готовности управлять и продавать. И все вопросы — и маркетинга, и менеджмента — лично в тебе. Ведь без тебя никто этим управлять не будет.
После тренинга по стратегическому менеджменту мы определяли горизонт в 15 лет. Общались, обсуждали, что нужно делать в это время. Он ставит планки: вот ноль, первый год получается, пятый год, десятый год. И ты постоянно сверяешься, достиг ты этих целей или нет, размышляешь о них, от каких-то целей отказываешься.
Корректировать свою стратегию нужно каждые три года. Обязательно. В зависимости от фактической ситуации. Это очень серьезная наука.
Может быть, побывав на таких мероприятиях, ты уже изначально откажешься от идеи предпринимательства, поймешь, надо ли тебе вообще заниматься собственным бизнесом? А не пойти ли в наемный труд, где тебе не приходится нанимать других людей, где есть социальные гарантии, тебе платят оклад и все замечательно?
Здесь очень важно развенчать одно серьезное ошибочное заблуждение. Часто приходится слышать от тридцатилетних бизнесменов, что он «отойдет от операционной деятельности и будет отдыхать и заниматься стратегией». Это величайшее заблуждение и первый шаг, чтобы загубить компанию. Или ты живешь своей компанией, своим делом — или запустил механизм саморазрушения.
Ты в ежедневном режиме должен четко контролировать ситуацию в своей компании — затраты, выручка, прибыль. Особенно в период кризиса. В России никто из наемных менеджеров не будет злить собственника, иначе лишишься премии. Если ты отошел от оперативного контроля, тебе будут врать до последнего, что «все хорошо», пока все не рухнет.
Это особенно опасно в бизнесах с коротким жизненным циклом. Ицхака Адизиса еще никто не отменял. Например, в торговле жизненный цикл предприятия 5–7 лет. И если ты через пять лет полностью не реструктуризировал свою компанию, она сдохнет в следующие год-два. А собственник в это время начинает отходить от оперативного управления, он «устал», он «отдыхает» — ездит по заграницам.
Единственный способ выжить в современном мире — это постоянно меняться. Управление изменениями — важнейшая задача бизнесмена сегодня. Твоя компания и ты должны меняться. Это невозможно без твоего личного присутствия и непосредственного участия.
РЕКОМЕНДАЦИИ КОНСТАНТИНА ВОЛКОВА:
КНИГИ О МЕНЕДЖМЕНТЕ
Фредерик Тейлор
«Принципы научного менеджмента»
Paul R. Lawrence, Jay W. Lorsch
Organization and Environment: Managing Differentiation and Integration (Harvard Business School Classics) — классика, которую нужно знать наизусть.
Элияху Голдратт
«Цель», «Иголка в стоге сена» (суть в управлении изменениями) — волшебные книги, наполовину художественные.
И, конечно, книги о новых методах управления — AGILE (SCRUM) и так далее.
Микро- и макроэкономика. Вы должны абсолютно четко понимать, что есть всего две величины: спрос и предложение. И весь бизнес сводится к тому, что вы должны попасть в точку, где они пересекаются. Весь бизнес — это такая работа со спросом и предложением, чтобы точка их пересечения на графике постоянно росла. Больше ничего. И уже отсюда выстраивается все, что есть у тебя в бизнесе — цена, качество, УТП (уникальное товарное предложение) и так далее.
Как это делать — этим и занимается целая наука со своими замечательными толстыми книжками.
По большому счету, макроэкономику можно рассказать за 30 секунд: спрос и предложение, если спрос поднимается, все у вас хорошо, а если падает, то наоборот.
ОБРАЗОВАНИЕ ВНЕ БИЗНЕСА
Прежде всего, нужно развивать память, тренировать мозг. Порекомендую человека, который обучал большинство моих сотрудников — Татьяна Мазина. Она не «учит памяти», она за три дня обучает различным технологиям, которые помогают запоминать больше и качественнее.
Это вещи, которые предпринимателю необходимы. Он должен быть памятливым. Он цифры должен помнить. Если не помнишь цифры, у тебя всегда будут проблемы. Нужно разучиться пользоваться блокнотиком.
Все, что ты записал в блокнот или в телефон, могут использовать против тебя. Особенно конфиденциальную информацию. Все самое ценное должно храниться в голове. Твою голову у тебя ни отнять, ни украсть не могут.
ГРАФИК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А еще в конце каждого тренинга Татьяна доказывает, что каждый человек может значительно больше, чем он думает. Например, вы сможете ходить по битым бутылкам. Или запомнить число Пи — полторы тысячи знаков после него — и ни разу не сбиться. Это фантастически, и этому вас учат в течение 3–4 дней.
Никуда без английского. Я проходил несколько курсов: ITC, IELTS, «Берлиц» и «Свобода слова». «Свобода слова» — это курсы погружения. Восемь дней, интенсив, 128 часов практики: ты начинаешь день в восемь утра с зарядки на английском языке, а заканчиваются занятия в половине одиннадцатого вечера.
Здесь работают по методу Петрусинского, методу избыточной информации, где в тебя сразу «вваливают» по нескольку тысяч слов в день. Примерно на четвертый день, так называемый critical day, у тебя вдруг включается необыкновенный креатив, у тебя по мозгу как будто коготочки скребутся.
БИЗНЕС-ТУСОВКА (Networking)
В бизнесе она значит очень много. Теперь это называется модным словом networking, хотя этот networking и происходит в основном в кафе, ресторане, за бокалом пива, в ночном клубе и после него. То есть это любое неформальное общение в своей деловой среде, открытый обмен мнениями, интересами. Это все, что помогает понять и почувствовать друг друга глубже как личность.
Отдельное сообщество — те, кто учился в Сколково. Как это помогает? Например, ты говоришь: ребята, у меня проблема, не дают разрешение на реконструкцию фасада в Москве. И тебе сразу сваливается огромное количество предложений и контактов.
Ты приходишь и говоришь: «Я из Сколково», — и тебе готовы помочь, отвечают: «Хорошо, я сам из Сколково».
На этой основе создано несколько клубов: клуб строителей, клуб юристов. Если потребуется помощь, лучшие юристы России, которые учились в Сколково, приедут к тебе сами. Все мгновенно откликаются и делают это бесплатно.
По вечерам проходит «английский клуб», соревнования среди маркетологов: ты должен придумать какой-нибудь бизнес и презентовать его на английском. Я все время придумываю бизнесы, которые приносят большую прибыль.
Школе «Берлиц» 120 лет. Они придумали и запатентовали систему Total Immersion: «полное погружение». Это десятидневный курс, где у тебя каждые два дня меняется преподаватель.
Каждый день ты по 10 часов разговариваешь с англичанином и два часа в середине дня с двумя преподавателями. Это как перекрестный допрос. Вечером — обязательный поход в паб с этими же преподавателями. К сожалению, Total Immersion проходит только в Лондоне.
Если говорить о теле, то очень рекомендую — Олег Игоревич Жданов. Это один из бывших сотрудников «Центра подготовки космонавтов». Он читает очень важный тренинг «Стресс-менеджмент». Он написал великолепную книгу «Менеджмент жизни».
Какими бы умными мы ни были, мы постоянно находимся в ситуации, когда может рухнуть все, и нужно уметь выходить из этой ситуации. И это связано, как ни странно, с вашим умом и телом. Он четко разделяет — ум, разум, душа, тело.
ИЗУЧАЕМ БУДУЩЕЕ
DBA преподают такие науки, как, например, Future — то есть тебе преподают будущее. Рассказывают про профессии, которые скоро исчезнут, и советуют срочно бросать эти сферы деятельности. Уже есть программа на 20–30-е годы (она называется «2045») — там уже человек становится вечным, вовсю развивается искусственный интеллект.
Сейчас каждые полгода наука придумывает что-то новое. Человека на 80 процентов уже можно доукомплектовать «запчастями». На эти программы собирается до тысячи человек.
Плюс они обучают современным технологиям программного обеспечения: ты четко знаешь, что такое биткоин и блокчейн. А еще фактически дают понимание, как работать с ценными бумагами и сохранять капитал. То есть ты узнаешь, где и какие акции стоит покупать.
И тут, в связи с инвестициями, тебе показывают самое главное — тебе объясняют, что, если это не твой инвестиционный фонд, то это, условно говоря, надувательство. Если ты не владелец и не управляешь этими процессами, то ты работаешь на кого-то.
Это психофизические практики, совместимые с йогой — то есть телесные практики плюс управление мозгом, сознанием. По большому счету речь идет о развитии осознанности, внимания, целеполагания.
В тренинге Жданова шесть ступеней, и я рекомендую пройти первую и вторую как стресс-менеджмент для бизнесмена. За три дня вас научат нужным навыкам. Занятия начинаются в 8 утра и заканчиваются в 11 вечера, вы занимаетесь в спортивных костюмах на полу, большую часть времени не сидите и не записываете.
При этом удивительно, что учитель 12 часов в день рассказывает — и не пользуется никакими записками, помнит все, хотя там много терминов и цитат на древнеиндийском, санскрите, английском, французском.
Олегу Игоревичу сейчас к семидесяти годам, и он щедро делится своим огромным опытом личностных практик, тем, что он наработал собственной практикой. Таких людей вообще очень мало.
В RMA (Russian Moscow Academy) развивают эмоциональный интеллект, и это тоже важно.Тебя учат истории искусств. Были бизнес-путешествия в рамках обучения, например, в Милан, где нас неделю водили по театрам — тебе рассказывают все нюансы, и ты смотришь ту же «Травиату» по-другому, с пониманием. То же самое с балетом и изобразительным искусством.
И это принципиально важно для бизнесмена — постоянно выходить из своего круга общения, расширять свои горизонты. Вот это и есть настоящий нетворкинг. Тебе постоянно нужна новизна, причем со стороны экстраординарных людей. А в твоем привычном круге общения этого произойти по определению не может.
Самое парадоксальное в теме обучения и развития является то, что она бесконечна, как сама жизнь. Пока ты жив, ты должен учиться всему, что приносит пользу твоему бизнесу и удовольствие тебе. Как только ты перестал развиваться, ты включаешь механизм саморазрушения. А бизнесмен может жить долго и счастливо.