Что изучают в духовной семинарии
Что изучают в Православных Духовных Семинариях
Православные Духовные Семинарии являются высшими учебными заведениями христианской Церкви. Образовательный процесс может длиться четыре года (по системе бакалавриат) плюс еще пару лет (система магистратуры).
В Духовных семинариях основой учебного процесса является изучение традиций православной веры и основных постулатов христианских (догматических и нравственных). Можно сказать, что в семинарии обучают самой христианской жизни. Но нельзя думать, что в таких учебных заведениях ничего, кроме Библии студенты не читают. В каждой семинарии существует несколько кафедр. Среди них выделяют кафедры богословия (теологии), церковно-исторические, филологические (например, классического и зарубежного языкознания), литургические, церковно-практические, отечественной истории и некоторые другии (в зависимости от специфики заведения).
Основными предметами считаются Священное Писание Нового и Ветхого Заветов, догматическое богословие, литургика, патрология, церковная история. Кроме дисциплин сугубо христианских, студенты изучают множество светских наук. Так, преподаванию древних языков (латыни, древнегреческому и древнееврейскому) может уделятся особое внимание. Учащиеся стараются вникнуть в различные виды историй, причем не только церковных, но и светских (отечественная история, всемирная история и другие).
В семинариях преобладают гуманитарные дисциплины. Студенты изучают философию религиозную и светскую, занимаются изучением различных отраслей психологии. Специальные курсы могут читаться по основам работы с заключенными и спецификам преподавания теологии. В некоторых семинариях есть высшая математика, а также такие предметы, как наука и религия и даже физическая культура.
Отдельное место в образовательном процессе занимают изучения вероучения инославных церквей (католических и протестантских) и сектоведение. Умение дискуссировать читается на лекциях по риторике и ораторскому искусству, а на гомелетике студентов учат правильно составлять проповеди.
Получается, что человек, получивший диплом об окончании семинарии, является не только специалистом в области богословия, но и может разбираться в основных гуманитарных науках.
Сколько лет учатся в духовной семинарии
Содержание статьи
После долгих гонений на религию при советской власти Православная Церковь России переживает период возрождения. Восстанавливаются храмы и монастыри, с каждым днем увеличивается количество прихожан. Для правильного воцерковления верующим людям нужны опытные, доброжелательные священнослужители.
Где и сколько учат на священника
Для того, чтобы стать священником в России, нужно закончить духовную семинарию. Обучение длится 4-5 лет, сроки зависят от учебного заведения. После окончания семинарии новоиспеченные священнослужители поступают в распоряжение Церковных Патриархатов Русской Православной Церкви и распределяются по приходам.
Высшее церковное образование делится на два этапа: бакалавриат и магистратуру. Для того, чтобы закончить первую ступень, нужно учиться 4 года. Вторая ступень духовного образования длится 2 года.
Магистратура приравнивается к академическому образованию и возможна только при окончании бакалавриата, то есть семинарии. Духовных семинарий в России много, можно выбрать из большого количества учебных заведений то, которое абитуриенту ближе по расположению и духу.
Семинарии есть в Москве, Санкт-Петербурге, средней полосе России, а также за Уралом и на Дальнем Востоке. Программы обучения в русских духовных семинариях позволяют получить качественное и бесплатное для россиян духовное образование.
Существуют в семинариях и заочные формы обучения. Учатся таким образом 5 лет, существуют ежегодные пожертвования на обучение в размере 4 тысяч рублей и плата за проживание на период сессий.
Как поступить в семинарию
В семинарии принимаются только мужчины в возрасте от 18 до 35 лет, обязательно православного вероисповедания. Поступающие должны закончить полную среднюю школу, иметь аттестат и быть воцерковленными.
В семинарии сдаются вступительные экзамены по Закону Божьему, а также поступающие пишут сочинение на церковно-историческую тематику. Стать священнослужителем в России можно только при наличии до этого духовной жизни в Русской Православной Церкви и очень большого желания служить людям, неся им Слово Божие.
Что изучают в духовной семинарии
Совсем недавно в Саратовской Семинарии закончилась зимняя сессия. Сессия для каждого студента – исключительное явление. Это сложное время, которое просто надо пережить и забыть до следующей сессии. Но сказать мне хотелось не о самом процессе сдачи экзаменов в Семинарии, а о самих предметах, которые мы сдавали, да и вообще изучали в Духовной школе. Желание сделать это появилось давно: после окончания второго курса я встретил своего школьного одноклассника. Мы сразу заговорили о своих учебных заведениях. Когда он услышал, что я учусь в Семинарии, он не сильно удивился и сразу сказал: «Я слышал про Семинарии, там учатся на священников». Но затем он задал вопрос, который поставил меня в затруднительное положение: «А какие у вас предметы изучают?» Казалось бы, не так уж сложно перечислить предметы, но вот объяснить мирскому, не воцерковленному человеку что все эти предметы значат на понятном ему языке – задача не простая.
С тех пор и появилась идея рассказать о семинарских предметах. Всего за 5 лет обучения в Семинарии изучают около 50 дисциплин. Безусловно, нет необходимости объяснять каждую, ведь такие наименования предметов, как: история России, литература, психология, логика, история философии – понятны каждому школьнику. Но в Семинарии изучают много специальных дисциплин, даже названия которых мало кто понимает.
Самое важное значение в учебном процессе Семинарии занимают дисциплины библейские и богословские. Начиная с первого курса студенты изучают Библейскую историю, а затем начинается изучение различных толкований на книги Библии Ветхого и Нового Завета. Отдельный предмет посвящен изучению Библейской археологии.
Все пять лет семинаристы изучают исторические дисциплины. Преподается не только История Русской Церкви, но и истории Поместных и Древних Восточных Церквей. Отдельным курсом изучается история Византийской империи (Византология). Немаловажное место в семинарском образовании уделяется преподаванию языков – древних (греческий, латинский) и новых (английский, французский, немецкий).
Все перечисленные и некоторые другие предметы в совокупности составляют систему семинарского образования. Конечно, необходимо заметить, что все эти предметы довольно тесно связаны между собой, взаимодополняют друг друга и требуют систематичного изучения. Нельзя говорить, что какой-то предмет является самым важным, а другой – вовсе не нужен. Но все же любимые предметы у семинаристов безусловно есть. В Саратовской Семинарии мы провели своеобразный опрос среди студентов 4 и 5 курсов и некоторых преподавателей. Каждый опрошенный называл три любимых предмета за время обучения в Семинарии, начиная с самого любимого. За первое место предмет получал 3 балла, за второе – 2, за третье – 1 соответственно.
Чему учат в духовных семинариях?
Чему учат в духовных семинариях?
Задумывались ли вы уважаемые читатели, встречаясь при посещении храмов, монастырей, участвуя в церковных обрядах, а возможно и лично общаясь на бытовом уровне с выпускниками духовных семинарий русской православной церкви, что они в свое время изучали, в стенах семинарии, какие сдавали экзамены, достигая за годы учебы так сказать главного: посвящения в то или иной церковный чин?
Автору недавно совершено случайно попала в руки книжечка: «Киевская Духовная Семинария БИЛЕТЫ по “Догматическому богословию” для 3-го класса КДС (заочный сектор).
Чтобы понять о чем идет речь сначала подаю небольшой кусочек теории.
Понятие о догматическом богословии
«Термин “богословие” (по греч. — составное слово, состоящее из двух слов: Бог и слово) был заимствован христианами у древних греков, называвших богословом того, кто учил о богах. В христианском восприятии термин “богословие” может быть осмыслен двояким образом.
Во-первых, как слово Бога о Самом Себе. Богословие в строгом смысле — как слово о Боге — стало возможным лишь после сошествия на землю Сына Божия, Который открыл нам истинное учение о Боге.
По мысли святителя Григория Паламы, Бог ради нас не только воплотился, но и стал богословом. Это слово Бога о Себе и о сотворенном Им мире составляет содержание Божественного Откровения.
Во-вторых, в общепринятом значении под богословием понимают учение о Боге Церкви или какого-то богослова. Таким образом, богословие есть осмысление Божественного Откровения — свидетельство о постигнутом в Откровении.
В древней Церкви областью богословия считался вопрос о Святой Троице. Не случайно в богослужебных текстах Божественная Троица именуется “истиннейшим предметом богословия”.
Так святой Апостол Иоанн, святитель Григорий Назианзин и преподобный Симеон именуются Церковью богословами: первый яснее других евангелистов изложил учение о Святой Троице и Божестве Сына; второй ревностно защищал и возвышенно проповедовал троичный догмат; третий воспел соединение человека с Триединым Божеством.
Все остальные части вероучения: о творении мира, о Воплощении Слова, о спасении, о Церкви и ее Таинствах, о Втором Пришествии Христовом и т. д. древние отцы относили к области икономии.
Лишь позднее было принято понимать под богословием все вероучение о Боге и Его Домостроительстве, Его отношениях с миром и человеком.
Ныне богословие — это целая совокупность наук, среди которых различают: догматическое, основное, сравнительное, нравственное и пастырское богословие.
Православное догматическое богословие — наука, в систематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви».
Ознакомившись с содержанием Билетов ( смотри ниже) автор лично для себя сделал несколько «открытий».
Самым парадоксальным было о, что курс «Догматическое богословие», можно было бы назвать «Курсом православной эзотерики».
Ведь если сравнить в вопросы изучаемые учениками 3 класса духовных семинарий, то эти же вопросы изучаются и эзотериками ( к коими церковь относит всяческих магов, волшебников, целителей, духовных проповедников иных культов и.п).
Второе « открытие» состоит в том, что автор, задался невольным вопросом, если «Догматическое богословие» церковью рассматривается как серьезный учебный предмет, то почему выпускники этих семинарий, изучив всю эту великую премудрость, и даже сдав формальный экзамен, не могут впоследствии внятно ответить нам обычным с их положения людям, ни на один из вопросов поставленных в экзаменационных билетах!
Наверно, не хотят делиться «священными и тайными» познаниям?!
Теперь о самих билетах. Вот все 24 билета. Ознакомьтесь.
Билет №1
1.1 Происхождение всего существующего от Бога через творение
1.2 Понятие о промысле Божием, его действие и виды
Понятие о Промысле Божием
Действительность Промысла Божия
Ложные учения о Промысле
Действия Промысла Божия
а) Мирохранение
б) Мироправление
Билет №2
2.1 Творение мира во времени
Билет №3
3.1 Образ Божественного творения
3.2 Естественный и сверхъестественный образы примышления о мире
Естественный образ примышления
Сверхъестественный образ примышления
Билет №4
4.1 Побуждение и цель творения
4.2 Главнейшие возражения против промысла
Билет №5
5.1 Главные виды и порядок творения
5.2 Отношение Бога Промыслителя к духам добрым
Служение ангелов Богу
Билет №6
6.1 Понятие об ангелах
Ангелы в Священном Писании
Возражения против бытия ангелов
6.2 Бытие злых духов
Билет №7
7.1 Время сотворения ангелов
7.2 Падение злых духов
Билет №8
8.1 Природа и свойства ангелов
Свойства ангельской природы
Духовность и бестелесность
Отношение ангелов к пространству и времени
Бессмертие
Совершенство ангельской природы
8.2 Совершенство Творения
Билет №9
9.1 Небесная иерархия
Высшая иерархия:
Серафимы (евр. seraphim)
Херувимы (евр. cherubim)
Престолы (throni)
Средняя иерархия:
Господства (dominationes)
Силы (exercitus)
Власти (potestates)
Низшая иерархия:
Начала (principatus)
Архангелы.
Ангелы.
9.2 Образ и подобие в человеке
Билет №10
10.1 Небесные архистратиги
Михаил, которого имя с еврейского значит: кто яко Бог, или, — кто равен Богу (Дан. 10, 13; 12, 1; Иуд. 9 ст.; Апок. 12, 7-8),
Гавриил — муж Божий, сила Божия (Дан. 8, 16; 9, 21; Лк. 1, 19, 26),
Рафаил — помощь, исцеление Божие (Тов. 3, 16; 12, 12-15),
Уриил — огнь или свет Божий (3 Ездр. 4, 1; 5 20),
Салафиил — молитва к Богу (3 Езфр. 5, 16).
К этим же ангелам причисляют еще
Иегудиил — славитель Бога или хвала Божия, и
Варахиил — благословение Божие, коих имена не встречаются в св. Писании. 10.2 Состав природы человека: дух, душа и тело
Значение тела в составе человеческой природы
Билет №11
11.1 Сотворение мира вещественного, творение общее
История сотворения мира вещественного
Творение общее
11.2 Природа злых духов, число и степени, нравственное их состояние
Нравственное состояние и участь злых духов
Билет №12
12.1 Творение частное
12.2 Отношение злых духов к роду человеческому
Билет №13
13.1 Дни творения частного с несколькими творческими действиями
13.2 Отношение злых духов к каждому человеку
Билет №14
14.1 Различные способы творения мира вещественного
Отношение священной истории мироздания к показаниям о происхождении мира наук естественных
14.2 Промыслительные действия Божия по отношению к злым духам
Билет №15
15.1 О происхождении первых людей
Сущность и смысл Моисеева сказания о происхождении первых людей
15.2 Если Бог предвидел, что человек не устоит в добре, падет и повлечет к погибели всю тварь, то зачем Бог его создал?
Билет №16
16.1 Происхождение рода человеческого
16.2 Мнение о первородном грехе в Римо-Католической и протестантской церкви
Билет №17
17.1 Богоустановленный способ размножения людей
17.2 Наказание людей после падения как действие Промысла Божия
Билет №18
18.1 Происхождение душ человеческих
Мнение о предсуществовании человеческих душ
Мнение о творении человеческих душ
Мнение о рождении человеческих душ
18.2 Цель служения Ангелов. Цель служения Ангелов-хранителей людям
Билет №19
19.1 Ангелы как орудия Промысла Божия
19.2 Вменение первородного греха
Билет №20
20.1 Ангелы-хранители
Ангелы-хранители человеческих обществ
Ангелы-хранители частных лиц
20.2 Первородный грех
Переход греха на весь человеческий род. Первородный грех
Действительность первородного греха, его всеобщность и способ распространения.
Билет №21
21.1 Следствия грехопадения
21.2 В чем выражается служение Ангелов-хранителей людям?
Билет №22
22.1 Свойства первозданного человека и его состояние в раю
22.2 Зачем Бог дал человеку свободу, в которой заключалась возможность греха?
Билет №23
23.1 Грехопадение прародителей
23.2 Зачем Бог допустил в рай искусителя?
Билет №24
24.1 Обзор ложных мнений о происхождении зла
24.2 Зачем Бог дал человеку заповедь в раю?
С июля по августа с абитуриентами проводятся подготовительные занятия.
В канцелярию Семинарии необходимо представить следующие документы:
Духовная семинария: как поступить, стоимость обучения, какие предметы изучают
При выборе будущей профессии и вуза, не стоит ограничиваться только прикладными специальностями. Если вы уделяете много внимания духовной жизни, серьезно относитесь к религии и хотите работать в этой сфере, задумайтесь о религиозном образовании. Мы расскажем, как поступить в православную семинарию и как проходит обучение в ней.
Больше полезной информации для абитуриентов, студентов и выпускников можно найти в нашем телеграм-канале. Его подписчики знают, куда поступать, как легко сдавать экзамены и где искать работу после окончания вуза.
Как поступить в семинарию
Чтобы работать в церкви и быть священником, требуется высшее духовное образование. Получить его можно в православном университете, академии или духовной семинарии, где действуют образовательные программы бакалавриата и магистратуры. Расскажем, что нужно для поступления в семинарию.
Духовная семинария: как поступить мужчине
Поступление в духовную семинарию отличается от поступления в «светские» вузы. Это выражается в гендерном и возрастном цензе: поступать в семинарию могут воцерковленные мужчины 18-35 лет. Им необходимо предоставить следующие документы:
Последний пункт является обязательным. Чтобы получить его, поступающий должен активно участвовать в жизни своего прихода: общаться с настоятелем, помогать священнослужителям: петь в хоре, работать в воскресной школе, ухаживать за храмом или церковной утварью.
Помимо этих документов в некоторых семинариях также могут потребовать:
Поступать в семинарии могут только мужчины, состоящие в первом браке.
Духовное образование для женщин
Женщины на обучение в семинарию не принимаются. Религиозное образование они могут получить в специальных школах или православных университетах (как правило, они могут поступать на любое отделение кроме пастырского).
В церковной иерархии женщины могут быть игуменьями монастыря.
Что нужно для поступления в духовную семинарию: экзамены
Чтобы поступить в духовную семинарию, абитуриенты сдают экзамен по Закону Божьему. Чаще всего им предлагают написать сочинение, связанное с каким-либо событием из истории православной церкви.
После экзамена поступающие проходят собеседования. Члены комиссии выясняют общий культурный уровень абитуриента, а также:
Процедура поступления может отличаться в каждой семинарии, поэтому лучше заранее ознакомиться с правилами приема.
Как поступить в духовную семинарию? Помогать в своем приходе и изучать Библию
Как поступить в духовную семинарию заочно
В большинство семинарий можно подать документы для поступления в электронной форме, но на экзамен и собеседование придется приехать.
Заочная форма учебы также есть во многих заведениях, но поступают туда преимущественно те, кто уже работает в церкви.
Многие семинарии разрешают студентам-заочникам во время испытаний жить в семинарском общежитии.
Стоимость обучения в семинарии
В большинстве семинарий России обучение бесплатное, наличие контрактной формы не предусмотрено. Не во всех семинариях студенты получают и стипендии: наличие материальных выплат зависит от устава учебного заведения.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
При этом студенты находятся на обеспечении семинарии, живут в общежитии при ней, бесплатно питаются в трапезной и занимаются общественно-полезным трудом.
Также семинария обеспечивает трудоустройство выпускников.
Какие предметы изучают в семинарии
Обучение в семинарии длится 4 года на уровне бакалавриата и 2 года на уровне магистратуры. Будущие бакалавры будут учить такие предметы:
Кроме них, семинаристам преподают и общие предметы:
Магистры занимаются углубленным изучением отдельных дисциплин, в зависимости от выбранного профиля.
Предметы, которые изучают в семинарии, могут оказаться достаточно сложными. На помощь придет студенческий сервис: его эксперты помогут студентам любых учебных заведений справиться с рефератами, контрольными, курсовыми.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.