Что изучают в художественном училище
Современное художественное образование в России: виды и разница. Часть I.
Иногда обилие учебных заведений сбивает с толку начинающего художника, а разобраться во всей этой огромной системе и выбрать то, что подходит именно вам, с учётом поставленных целей и задач, и совсем не представляется возможным.
Остаётся выбирать художественную школу методом рекомендаций (в лучшем случае) или просто наобум. А это не самый лучший вариант, правда? Давайте разбираться во всей системе Российского художественного образования постепенно: от высшего профессионального художественного образования до развлекательных мастер-классов по живописи.
Сложившаяся в 70-80-х годах прошлого века трёхуровневая система художественного образования (детская художественная школа, художественное училище, Вуз) сохранилась до сих пор, но с каждым годом она теряет популярность среди студентов художников из-за тяжеловесности и временной длительности. И напрасно. Классическую академическую изобразительную грамоту можно получить только так, а тем более, качественно освоить профессию художника и дизайнера. Ни одни курсы или мастер-классы не смогут заменить цельной, стройной, академической системы обучения рисованию. И русская академическая школа, в этом плане, лучший образец – именно в России сохранены традиции всех европейских академий, знания и навыки, преломленные через национальные особенности и культуру, и всё это закреплено годами и даже столетиями художественной практики. И как из песни не выбросить слова, так из этой системы художественного образования не вынуть ни одного сегмента – гармония нарушится, результата не будет. Не становятся художником за 3 часа или даже за 3 месяца. Не верите? Почитайте биографии великих мастеров прошлого.
1) Академия художеств: классическая академическая школа рисования.
Академия трёх знатнейших искусств была основана в 1757 году – это была самая крупная школа профессиональных художников в России. Академическая программа обучения рисунку, живописи, композиции, истории искусств, скульптуре и другим классическим предметам, связанным с рисованием, основывается на чётком последовательном методе обучения. Первоначальные учебные программы Академии не сохранились или сохранились частично, поэтому современный академический подход к рисованию допускает некоторые вариации в разных учебных заведениях, но об этом позже. До сегодняшнего дня Российская Академия художеств укрепляет традиции и принципы русской художественной школы и представляет собой уникальную отечественную организацию по развитию и сохранению художественной культуры, воспитания и гуманизации народа России. Это крупнейший центр русской художественной культуры и единственный в мире тщательно организованный комплекс творческо-педагогических, научно-исследовательских и музейных учреждений.
2) Структура Российской Академии Художеств (РАХ) и учебные заведения при РАХ.
В структуру РАХ входят 13 отделений: живописи, графики, скульптуры, декоративного искусства, театрально- и кинодекорационного искусства, архитектуры, дизайна, искусствознания, отделение Урал, Сибирь и Дальний Восток, отделение Поволжья, Южное региональное отделение, фотоискусства и мультимедийных технологий, отделение новейших художественных течений.
Творческие мастерские РАХ существуют в 5 городах страны – это высшая ступень трёхуровневой системы академического художественного образования (своеобразная 3-летняя творческая аспирантура).
В Москве: мастерские живописи, графики, скульптуры, театрально-декорационного искусства, архитектуры, дизайна.
В Санкт-Петербурге: мастерские монументальной живописи, скульптуры, живописи, графики.
В Казани: мастерская живописи.
В Красноярске: мастерские живописи, графики, скульптуры.
В Ростове: мастерские живописи, графики, скульптуры, архитектуры, дизайна, монументально-декоративного искусства.
В тесной связи друг с другом находятся 2 художественных института и 2 лицея при РАХ . Это самые крупные и старые академические художественные Вузы России – Московский Государственный Академический художественный институт имени В.И. Сурикова при РАХ (Москва) и Санкт-Петербургский Государственный Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при РАХ (Санкт-Петербург).
Московский Академический художественный лицей при РАХ и Санкт-Петербургский Государственный Академический художественный лицей имени Б.В. Иогансона при РАХ – учреждения среднего общего образования (общеобразовательная школа), которые помимо основной школьной программы помогают подросткам подготовиться и по творческим дисциплинам (рисунку, живописи, композиции и другим) для поступления в художественные Вузы.
Художественные колледжи: особенности поступления, куда поступить в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России
Если у вас хорошо складывается отношения с карандашом и кистью, а также развито воображение, рекомендуем обратить внимание на художественные колледжи и училища России после 9 класса. Список учебных заведений мы приведем ниже. Но помимо того, чтобы знать, куда поступать, нужно владеть другой полезной информацией, которая поможет сэкономить время, нервы и деньги.
Кстати, на нашем телеграм-канале есть информация и для других специальностей. А в группе вы найдете интересные предложения со скидками и акциями, так что не стесняйтесь – заходите.
А пока переходим к основному: что нужно, чтобы поступить в художественное училище или колледж, какие документы нужны, кем работать после этого.
Кем можно стать после колледжа с художественным уклоном?
После окончания художественных колледжей и училищ Москвы, СПб и других городов России можно стать:
Экзамены: рисунок
Как поступить в художественное училище/колледж? Конечно же, сдать рисунок. Это обязательное испытание, которое покажет, есть ли у вас изобразительные способности.
Как научиться рисовать? Можно пройти:
Как проходят вступительные экзамены в художественном училище
Основной предмет – это рисунок. Для подтверждения своего художественного опыта нужно предъявить диплом/свидетельство об окончании специальных курсов или художественной школы.
Обязательно принесите свои работы. Если они впечатлят комиссию, вам могут засчитать их как успешную сдачу графического испытания/тестирования.
Если у вас нет рисунков для колледжа с художественным направлением, придется на общих основаниях сдавать специальный экзамен по рисунку. Задание каждый год одинаковое: рисование геометрических тел (фигуру выбирают посредством жребия).
Некоторые колледжи предлагают дополнительно выполнить натюрморт с натуры, чтобы на рисунке было 3-5 предметов.
А вот тему вы узнаете только в день испытания. Стандартные направления – пейзаж, формальная композиция, декоративный узор, человек, технический объект.
Вот основная информация по испытанию:
Технические моменты на экзамене
Тщательно изучите информацию о том, как проходит экзамен – это самое необходимое из того, что нужно для поступления в художественный колледж.
Например, когда вытягиваете билет с геометрической формой, которую нужно рисовать, сам предмет вам не дают. Абитуриент срисовывает ее не с натуры или с другого эскиза, а использует для этого собственную фантазию, тщательно продумывая образ и перенося его на чистый лист. Также самому придется определить тон, фактуру, материал, масштабы предметов и их расположение относительно друг друга, освещенность.
Обратите внимание, что черновик тоже является документом и сдается в конце экзамена вместе с готовой работой.
С обратной стороны ватмана абитуриент проставляет дату проведения работы, ставит свою подпись и указывает точное время сдачи работы на проверку.
Если черновой лист вдруг будет испорчен, можно попросить новый. В этом случае испорченный вариант изымают, выдавая вместо него новый промаркированный лист. Но дополнительное время на исправление вы не получите.
Если у комиссии возникнут сомнения по поводу выставления итоговой оценки, они могут использовать черновые листы в качестве ориентира.
Оценку выставляют по 5-балльной системе. Хоть оценки часто субъективные, проверяющие все же ориентируются на определенные параметры:
Если работа не проходит по одному из критериев, оценку снижают.
Советы по поступлению в художественные колледжи
Самое основное, без чего не стоит даже пытаться идти в художку – ежедневные тренировки. Рисовать нужно каждый день и по несколько часов – только так удастся отточить основные навыки, без которых на учебе не пробиться.
Опытные художники сходятся во мнении, что добиться хорошего уровня мастерства можно только отрисовывая по 30 набросков в день
Итак, мы собрали самые полезные советы от тех, кто уже отучился, для тех, кто только собирается:
Помните, что рисунки с экзаменов абитуриентам не возвращают.
Документы для поступления в художественный колледж
В зависимости от требований учебного заведения список может меняться. Вот примерный пакет документов, который может понадобиться поступающему:
Где и кем работать после художественного училища, во многом зависит от того, куда поступите и какую специальность вы будете осваивать. Переходим к изучению специальных художественных заведений после 9 и 11 класса.
Лучшие художественные колледжи и училища России
В наш рейтинг лучших художественных училищ России попали следующие учебные заведения:
Художественные колледжи Москвы
Художественные колледжи в Санкт-Петербурге
Художественные колледжи в Питере славятся своими выпускниками. Еще бы, культурная столица!
Надеемся, среди этой информации вы найдете полезную и поступите в желанный колледж. А насчет учебы не переживайте, ведь у вас есть надежный помощник – студенческий сервис, которому все по плечу.
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Сколько стоят материалы для студента-художника
Что купить на первом курсе и как сэкономить
Даже если учиться на художника на бюджете, траты на материалы никто не отменял.
Я с детства любила рисовать. В старших классах училась в художественной школе, но потом поступила на ветеринара. А через четыре года поняла, что живопись мне все-таки ближе, и решила поступать в Свердловское художественное училище в Екатеринбурге.
С первой попытки я на бюджет не прошла. В 2018 году платила за учебу 10 000 Р в месяц. К тому же нужны были деньги на бумагу, карандаши, краски и холсты. В общем, через пять месяцев я бросила учебу, нашла работу помощником повара и стала готовиться к бесплатному поступлению.
Моя мечта исполнилась: сейчас я учусь на бюджете. В 2020 году окончила первый курс отделения «Станковая живопись». Это живопись на станках — так раньше назывались мольберты.
Теперь я экономлю на платном обучении, но приходится покупать материалы. Если вы или ваш ребенок мечтаете стать художником, эта статья для вас. Я расскажу, что нужно художнику-первокурснику и сколько все это стоит. А еще посоветую, как и на чем сэкономить.
Какие предметы я изучаю
В художественное училище поступают после девятого или одиннадцатого класса. Специальные дисциплины там преподают для всех, они напрямую относятся к профессии художника. Но у тех, кто поступил после девятого класса, есть еще общеобразовательные предметы: русский язык, литература, математика и другие.
Я окончила 11 классов и посещаю только физкультуру и специальные дисциплины. На моем отделении это рисунок, живопись, композиция, цветоведение, технология живописи, скульптура и черчение.
На рисунке мы работаем графическими материалами: карандашами и углем. На живописи — пишем акварельными и масляными красками. А на композиции — темперными. Эти предметы взаимосвязаны. Чтобы написать натюрморт на живописи, нужно построить предметы карандашом, как на парах рисунка. И гармонично разместить их на холсте, как на парах композиции.
На цветоведении мы учимся работать с цветом, а на технологии живописи — писать масляными красками и готовить холсты. Со скульптурой и черчением все ясно из названия.
Какие материалы нужны на первом курсе
Я покупаю материалы только для трех предметов: рисунка, живописи и композиции. И кое-что для домашних работ. Для цветоведения и технологии живописи нужно только немного темперных и масляных красок, бумаги и картона. Отдельно я их не покупаю. Для черчения подходит бумага, которой пользуемся на рисунке. А пластилин и инструменты для скульптуры нам дают в мастерской.
Я перечислю то, что мне понадобилось на первом курсе. Для тех, кто не ходил в художественную школу, некоторые названия будут незнакомыми. Но дальше я подробно обо всем расскажу.
Для занятий по рисунку:
Для занятий по композиции:
Домашние работы по композиции — это маленькие эскизы на заданную тему. А по рисунку и живописи — натюрморты. Для натюрмортов нужны посуда, овощи, фрукты и драпировки. Из посуды я использую чугунки, корзины, пиалы, кружки, бутылки, вазы и чайники. Овощи и фрукты беру любые, лишь бы смотрелись гармонично.
Драпировки создают фон, для них подходит любая ткань. У меня в запасе теплые и холодные, темные и светлые ткани — чтобы создавать гармоничную цветовую гамму.
Где я покупаю материалы
Товары для художников продаются в магазинах для творчества и в книжных. «Салон „Художник“», «А-салон», «Маэстрия», «Рукоделкино», «Дом книги» работают только в Екатеринбурге. «Лавка художника» есть еще в Новосибирске, Омске, Красноярске и Барнауле. А «Леонардо» и «Читай-город» — по всей России.
В перечисленных магазинах нет только ткани двунитки и мебельного степлера — они нужны, чтобы подготовить холст. Двунитка продается в магазине тканей, а степлер есть в строительных магазинах.
Также из мелочевки в Екатеринбурге невозможно найти формопласт — специальный ластик для работы с графическими материалами. Его я заказываю в интернет-магазине «Передвижник». А еще мне пришлось купить этюдник в магазине «Подольские товары для художников». Это такой переносной ящик для занятий живописью.
На предметы для натюрмортов я не трачусь: прошу у бабушки самовары, крынки и корзинки из кладовки. Когда нет ничего интересного, собираю постановки из подручных материалов: ищу прекрасное в обыденном. А драпировки можно покупать в магазинах тканей, но я просто подбираю дома полотенца и простыни нужного цвета.
Сколько стоили мои материалы
Поначалу я покупала самые дешевые материалы, но они часто оказывались некачественными. Я поняла, что на первом курсе стоит брать самое лучшее: неопытному художнику тяжело работать с плохими материалами. Например, с плохой бумаги акварель стекает и не задерживается на ней с первого раза. Приходится по сто раз мазать по одному и тому же месту и вытирать капли. В итоге на бумаге появляются катышки, а несколько слоев краски превращаются в грязь.
У непрофессиональной акварели еще неестественные цвета. Это потому, что вместо натуральных пигментов в ней синтетические. Такие краски не подходят для профессиональных художников.
А если писать дешевой кистью, она будет терять волоски. И есть еще нюанс: когда беличью кисть обмакиваешь в воду, кончик должен заостриться. Если кисть осталась круглой — она плохая. Ею не получится писать детали.
Еще студенты-художники часто экономят на разбавителе для масляных красок. Используют самый дешевый вариант — обесцвеченное подсолнечное масло. Но с ним масляные краски долго сохнут, и работа может смазаться от случайного прикосновения. К тому же нельзя будет наложить второй слой: он смешается с первым. Чтобы краска сохла быстрее, нужно добавлять к маслу испаряющийся разбавитель.
В общем, я поняла, что лучше сразу покупать хорошие материалы. Расскажу, какие фирмы что производят и сколько это стоит.
Карандаши. Самые качественные карандаши из черного графита — фирмы Koh-i-Noor : у них не ломаются стержни. Лучше сразу купить набор из 10—12 штук разного индекса мягкости. Индекс В на карандаше означает, что он мягкий, а Н — что твердый. 5В — очень мягкий карандаш: линия яркая при малейшем нажатии. А 5Н — очень твердый, он оставляет едва заметную линию.
Художник использует карандаши разной мягкости, чтобы придать рисунку нужный тон. Темные предметы штрихует мягкими карандашами, светлые — твердыми. Если темный предмет штриховать твердым карандашом, придется сильно на него давить или делать много слоев штриховки. Это отнимает много сил и времени, а многослойная штриховка портит рисунок.
я потратила на карандаши за год
По моему опыту, не стоит покупать карандаши брендов «Конструктор», Attomex, Brauberg, Erich Krause, Bic Evolution. У них ломаются стержни и непонятная мягкость: индекс часто не соответствует привычному индексу хороших карандашей.
Рисовальный уголь — это обожженные деревянные палочки. Он бывает прессованным и непрессованным. Прессованный уголь твердый, почти не крошится и оставляет менее яркий след на бумаге. Мы рисуем непрессованным: он мягкий, легко крошится и даже при легком нажатии оставляет яркий след. А еще он легко растушевывается мягкой тряпочкой или растушевкой.
я заплатила за набор из 10 палочек угля
Угольные работы я фиксирую лаком для волос, чтобы рисунок не стирался от прикосновений. Одного флакона за 150 Р мне тоже хватило на весь год.
Обычным ластиком не только стирают линии, но и рисуют. Если его разрезать по диагонали на две части, можно убирать лишнюю карандашную штриховку и имитировать бесцветный штрих.
Ластик должен быть мягким: жесткий, «резиновый», оставляет следы на бумаге. При покупке мягкость не определить — нужно заранее знать хороший бренд. Преподаватель советовал нам только ластик «Кох-и-нур» : он точно мягкий и не портит бумагу. За год я потратила 3 ластика за 82,5 Р — покупала их в «Салоне „Художник“».
Клячка нужна, чтобы ослаблять тон штриховки в каком-то месте, но оставлять сам штрих. Клячкой не трут по бумаге, а прокатывают ею по поверхности рисунка.
На занятиях по живописи мы рисуем акварельными и масляными красками, а на композиции — темперными. Для масляных еще используем разбавитель, масленку и мастихин.
Акварельные краски продаются в тюбиках и кюветах — маленьких пластиковых емкостях. Кюветы удобнее: краска в них высушенная и при разбавлении водой ровно ложится на бумагу. А еще кюветы хорошо складывать в пластиковый пенал.
Лучше брать светостойкие и высокопигментированные краски. Светостойкость указывает, как долго краска не будет выцветать на свету. На упаковке она обозначается звездочками:
*** — высокая светостойкость, от 100 лет.
Лучше брать краски с тремя звездочками.
Высокопигментированные краски — те, в которых высокая концентрация цветовых пигментов. Если сильно разбавить такие краски водой, они не потеряют насыщенность. Но количество пигмента не пишут на упаковках красок, о ней нужно читать на сайтах производителей.
Я покупаю акварель «Белые ночи» и «Ленинград». У них максимальная светостойкость и высокая концентрация пигмента. Никогда не покупаю краски «Сонет»: вместо натуральных пигментов в них синтетические аналоги, из-за этого цвета получаются неестественными.
Темперные краски еще называют темперой. По консистенции она напоминает гуашь, но после высыхания почти не меняет цвет. А в отличие от масла и акварели, темпера очень быстро сохнет: второй слой краски никогда не смешивается с первым. И темперой удобно перекрывать цвет: не нужно соскабливать краску с холста, если что-то не получилось, как в масляной живописи. Все это позволяет быстро работать над картиной.
Масляные краски — это смесь пигментов и наполнителей в растительных маслах или олифах. У них очень вязкая, густая консистенция, как у зубной пасты. В отличие от других красок, масляные не смываются водой. Если запачкаться, стереть краску можно тряпочкой с растворителем.
Преподаватель по живописи дала нам список из 20 цветов. Их используют чаще всего, и из них можно намешать другие оттенки. Вот этот список:
Мастихин — обязательная вещь при работе маслом. Он выглядит как металлическая лопатка на деревянной ручке. Нужен, чтобы соскабливать масляные краски с холста, если что-то пошло не так. Им же чистят палитру, а иногда даже пишут картины — накладывают краску ровным слоем или рельефными мазками. Я покупала маленький мастихин фирмы «Малевич» за 106 Р в «Салоне „Художник“». Можно выбирать и другие бренды.
Разбавитель для масляных красок необходим, чтобы ими было удобно писать. У всех разбавителей одна функция — сделать краску более жидкой. Можно разбавлять одним только маслом, но тогда картина будет долго сохнуть. Поэтому для учебных работ обычно рекомендуют «тройник» — смесь масла, лака и скипидара. Скипидар позволяет краске быстро сохнуть, лак делает ее прочной, а рисунок — блестящим. Минусов у тройника два: он сильно и неприятно пахнет и дорого обходится. 220 мл в «Салоне „Художник“» стоят 284 Р — этого хватает всего на 2—3 недели.
С самодельным растворителем так же удобно работать, как и с тройником. Уайт-спирит испаряется и подсушивает краску, как скипидар в тройнике. И благодаря ему растворитель не так сильно пахнет. В самодельном растворителе нет только лака, но для учебных работ он не обязателен.
Из уайт-спирита «Тиккурила» и обесцвеченного подсолнечного масла я сама делаю разбавитель
Масленка. Я разбавляю масляные краски с помощью масленки. Лучше покупать двойную — с двумя чашками и пластиковыми крышками. Это удобно, когда одна кисть нужна под два разных цвета и ее приходится мыть во время работы. Я покупала масленку за 153 Р в «Салоне „Художник“».
Я наливаю разбавитель в обе чашечки масленки. Выдавливаю нужные краски на палитру, обмакиваю кисть в масленку и потом в краску. В результате краска становится более жидкой. Чем сильнее я обмакну кисть в разбавитель, тем более жидкой получится краска. Вторая чашечка масленки служит для мытья кистей во время работы.
Для живописи маслом, акварелью и темперой нужны разные кисти. Я пользуюсь кистями из щетины, синтетики, меха белки и колонка — зверька вроде куницы.
Для масляной живописи я покупаю «щетину» марки Pinax и «синтетику» Vista Arista. Если вовремя очищать эти кисти от краски, из них не выпадают волоски. А если оставить краску на кистях и она высохнет, волоски начнут обламываться.
Щетина и синтетика выполняют разные функции. Щетина дешевле, но жестче, поэтому царапает холст. Я использую ее для подмалевка — это первый этап работы, когда я наношу композицию, раскладываю основные пятна цвета и грубо прорабатываю объем и форму. А для живописи на картоне вообще не пользуюсь щетиной: картон слишком гладкий для жестких волосков. На нем работаю только мягкими кистями — синтетикой или колонком.
Больше всего мне нравятся ощущения от письма щетиной: она грубая, хорошо захватывает краску и уверенно кладет ее на холст. При этом слышен звук царапания холста. Работа щетиной делается свободными, размашистыми движениями. А мягкими кистями я делаю более тонкую и детальную работу.
Вот такой стартовый набор кистей для масляной живописи советует мой преподаватель:
Номера обозначают толщину кистей. А по форме кисти бывают четырех видов: плоские, овальные, плоско-овальные и круглые. Плоскими кистями я укладываю на холст густую краску, которая как паста. Ими можно писать крупные области широкими мазками, а можно торцом кисти проводить тонкие линии. Еще уголком кисти можно прописывать мелкие детали. В общем, мазок такой кисти может быть самых интересных форм.
Чтобы кисти долго служили, я тщательно смываю с них масляные краски сразу после работы. Иначе они посыпятся, как волосы от недостатка витаминов. Сначала убираю излишки краски тканью. Потом наливаю разбавитель, который делаю сама, в чашечку масленки и прополаскиваю их там. А после этого мою теплой водой с мылом. Процесс может показаться рутинным и долгим, но я уже привыкла и делаю это на автомате.
я потратила на краски на первом курсе
Кроме бумаги для учебы нужны холсты, грунтованный картон и холсты на картоне.
Холсты используют для масляной живописи. Полотно должно быть прочным, потому что перед началом работы его проклеивают и грунтуют, а потом натягивают на подрамник. Непрочный натянутый холст может порваться.
я потратила на самодельные холсты
Холсты бывают льняные и хлопковые. Первые — самые прочные и дорогие, вторые — похуже, но для учебы подойдут. Некоторые студенты покупают только льняные холсты, но большинство не чувствуют разницы и покупают те, что подешевле.
В магазинах есть и готовые холсты, но я готовила их сама. Лен — дорогой материал, поэтому вместо него я использовала ткань двунитку. По прочности она напоминает лен, а по цене — хлопок.
Чтобы изготовить четыре холста, мне потребовалось:
Чтобы сделать один холст, я брала метр двунитки, натягивала ее на подрамник и крепила степлером. Потом проклеивала холст пищевым желатином — хватало пакетика 10 г. Затем разводила грунт водой в соотношении 10:1 и грунтовала. Полулитровой банки грунта хватило на все четыре холста.
Проклейку и грунт я наносила широкой флейцевой кистью по два слоя. Весь процесс занимал два дня: проклейка и грунт должны были хорошо просохнуть. Делать это было нетрудно, но приходилось ждать полного высыхания каждого слоя.
Грунтованный картон нужен для домашних работ по масляной живописи. Грунт не дает картону впитать масляные краски. Картон продается и готовый, но для надежности его все равно перегрунтовывают. Причем расходы на грунт выходят одинаковые. Поэтому я покупала обычный и грунтовала сама с нуля.
Этюдник — это переносной ящик для занятий живописью. Он стоит на треноге и раскрывается, как чемодан. На верхнюю, вертикальную, часть крепят холст, а на нижнюю, горизонтальную, кладут кисти и тюбики с красками.
я заплатила за этюдник
Планшеты делают из гипсокартона на деревянных подрамниках. На них крепят бумагу большого формата и ставят на мольберт. Бумага для рисунка крепится малярным скотчем, а для живописи и композиции — мебельным степлером, потому что натягивается на планшет. Все это нужно, чтобы при работе красками бумага не съежилась от влаги. А когда я работаю карандашом, крепить бумагу не нужно.
я потратила на планшеты
- участники земского собора 1649
- Что лучше есть при панкреатите