Что известно о боге

Откуда мы знаем о Боге

Что известно о боге

Откуда мы знаем о Боге? По Его творениям и делам, а также по тому, что Он Сам открыл о Себе людям. Эти знания о Боге так и называются Откровением, или Священным Писанием, они записаны святыми людьми, через которых вещал Сам Бог. Знания о Боге содержатся в книге, которая называется Библия. Нам еще предстоит изучить эту великую книгу.

Что известно о боге

Эта книга называется Евангелие, что в переводе с греческого означает Благая весть. Весть о спасении людей. Учениками Спасителя были написаны и другие книги. Все они вместе с Евангелием составляют Новый Завет. Новый Завет является частью Библии, для нас он особенно важен и ценен как для людей Нового Завета, новой эры, которая настала после того, как Господь Иисус Христос сошел на землю. Книги Библии, написанные до воплощения Иисуса Христа, называют Ветхим Заветом, они готовили людей к Его приходу в мир.

Весь опыт, принятый Церковью через апостолов от Самого Бога, называется Священным Преданием. Оно включает не только вероучительные истины, которые Бог открыл святым людям, но и весь духовный опыт Церкви, не вошедший в Священное Писание. Святой апостол Павел ясно говорит о важности Предания: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес 2, 15). В Предание также вошел богословский и духовный опыт святых отцов, запечатленный в их творениях.

Источник

16 доказательств бытия Бога

Что известно о боге

Публикуя этот материал, мы во многом рискуем. Рискуем потому, что сегодня как многие верующие, так и неверующие, согласны с тем, что рационально доказать существование Бога нельзя. Правда, по разным причинам. Если первые считают, что это невозможно, так как Бог открывается сердечной чистоте, а не хитросплетениям разума, то вторые убеждены, что раз научно засвидетельствовать факт существования Бога нельзя, то и Бога нет, т.к. лишь наука объективна. Однако не все знают, что в христианской культуре существует многовековая традиция доказательств бытия Бога. В эпоху Средневековья такие доказательства стали популярны благодаря католическим богословам-схоластам, прежде всего Ансельму Кентерберийскому и Фоме Аквинскому. Правда, свои аргументы схоласты, как правило, обращали не к атеистам — какие атеисты в средние века! — а к верующим, для того, чтобы рациональным способом подтвердить веру. Поскольку существование Бога представлялось очевидным, «разумным», то и в мире, в жизни философы стремились отыскать очевидные, разумные тому подтверждения. Да и современному человеку как «Фоме неверующему» иногда хочется вложить перста в язвы, чтобы убедиться в подлинности христианства.

Редакция

Интересно отметить, что в православной традиции не возникло подобной школы «доказательств бытия Бога». Православие исходило и исходит из иного понимания соотношения веры и разума (хотя ни православные, ни католики, как правило, не противопоставляют разум и веру). Главным доказательством в православии был и остается сам человек, в сердце своем встретившийся с Богом. И если этой встречи не произошло, как можно уверовать! А если она случилась, то любящему сердцу уже не нужны еще какие-то аргументы!

Но ведь многие из нас обучались именно западной философии. И само мышление наше приобрело такой западный «привкус». Сколько раз нам приходилось слышать: а вы докажите, рационально обоснуйте, что Бог есть! И если по большому счету подобные доказательства вряд ли способны привести человека к Богу (такова позиция редакции), то это не значит, что они абсолютно бесполезны. Ведь для кого-то они могут стать первым шагом на пути к вере…

Мы сегодня живем не в средневековой Византии или Руси, но и не в средневековой западной Европе. Много воды утекло с тех пор, но верующий разум не переставал пытливо искать рациональные основания своей веры, находя новые и новые доказательства присутствия в мире Творца.

Нижеследующая статья — попытка перечисления и (для начала) краткого описания поисков в этой области. Конечно, не со всеми аргументами можно согласиться, и если кого-то заинтересует то или иное доказательство, редакция готова предоставить как автору, так и его оппонентам возможность для дискуссии.

1. Первое доказательство, которое можно назвать «экзистенциальным» (то есть «доказательством от существования»), формулируется так: Почему все, что есть, скорее есть, чем нет?

Ведь как создавать что-либо, так и поддерживать существование чего бы то ни было куда сложнее, чем вообще ничего не иметь. Попробуйте, например, самостоятельно спроектировать коттедж, выбрать для него подходящее место, построить и постоянно поддерживать в нем порядок… Или, к примеру, чтобы Ваш огород был действительно огородом, его нужно регулярно вскапывать, засаживать, пропалывать, поливать и т.д. Если этого не делать, огород тут же зарастет сорняками, одичает и превратится в обыкновенное поле без какого-либо следа разумного попечения.

Другими словами, существование любой вещи или структуры требует непрерывных затрат энергии; когда ее внутренний запас истощается или прекращается ее приток извне, структура разрушается. Поэтому вечное бытие Вселенной противоречит, например, второму началу термодинамики, согласно которому все звезды во Вселенной должны были бы давно погаснуть и даже атомы — распасться, если бы, как утверждают материалисты-атеисты, природа существовала вечно.

Так почему же она все-таки существует как БЫТИЕ, как прекрасный и чудесный Космос? Несомненно, только потому, что была Кем-то сотворена и с тех пор поддерживается Им.

Этот Творец — Бог, о котором сэр Исаак Ньютон (1642-1727), сформулировавший законы всемирного тяготения и движения, открывший дифференциальное исчисление, сказал: «Он пребывает вовеки; присутствует везде; Он конституирует длительность времени и пространство».

2. Второе доказательство звучит следующим образом:

Почему все, что есть, закономерно и поразительно упорядочено, несет на себе несомненный отпечаток разумного плана устройства целого? Ведь такой план не может не предполагать существования сверхчеловеческого по своим возможностям Ума, подлинно божественного Планировщика (так как закономерность — свойство разума)?

Так, Николай Коперник (1473-1543), создавший теорию о том, что в центре универсума находится Солнце, а Земля только вращается вокруг него, полагал, что эта модель демонстрирует мудрость Божию в мироздании, ибо «кто еще мог бы поместить эту лампу (Солнце) в иную или лучшую позицию?»

Когда часовщик собирает механизм часов, он скрупулезно прилаживает одну деталь к другой, берет пружину точно рассчитанной длины, определенных размеров стрелки, циферблат и т.д. В результате получается прекрасный механизм, который уже самим фактом целесообразности и рассчитанности своего устройства указывает на создавший его ум.

Но насколько же сложнее, гармоничнее и разумнее устройство всей окружающей нас Вселенной, этого прекрасного Космоса!

Альберт Эйнштейн (1879-1955), сформулировавший теорию относительности, так выразил эту мысль: «Гармония естественного закона открывает столь превосходящий нас Разум, что по сравнению с ним любое систематическое мышление и действие человеческих существ оказывается в высшей мере незначительным подражанием».

Вселенная, как говорили еще древние греки, является «Космосом», то есть прекрасно упорядоченной и гармоничной комплексной системой, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых подчинена особым законам, а все в целом управляются комбинацией общих законов, так что преследование какой-либо частной цели удивительным образом способствует достижению общей цели целого.

Поэтому невозможно допустить, чтобы все это было делом случая, а не разумного Провидения, то есть Промысла Божия.

3. «Космологическое доказательство» бытия Бога было разработано еще древними (в частности, Аристотелем) и чаще всего встречается в следующем виде: каждая вещь в мире и все, вся Вселенная в целом имеет причину своего существования, но продолжать эту последовательность, цепочку причин до бесконечности нельзя — где-то должна быть Первопричина, которая уже не обусловливается никакой иной, иначе все оказывается безосновательным, «повисает в воздухе».

О такой Причине говорят не только философы, но и многие естествоиспытатели и ученые. Так, знаменитый Луи Пастер (1822-1895), разработавший, между прочим, всемирно известный процесс очищения молока, который с тех пор носит его имя, часто упоминал «космическую асимметричную Силу», которая создала жизнь. Он полагал, что понятие ПРИЧИНА «следовало бы резервировать для единственного Божественного импульса, который сформировал эту Вселенную».

Понятно, что такой беспричинной причиной является Бог: «Бог не человек» — Он духовен («идеален», как мысль), то есть находится вне времени и пространства, поэтому не возникает, а существует вечно, являясь не причиной в физическом значении этого слова, но Создателем видимой Вселенной и ее законов.

4. «Антропный принцип Вселенной» как доказательство существования разумного плана устройства Вселенной и Бога был — наверное, невольно — выдвинут современной наукой, которая внезапно выяснила, что жизнь на Земле, появление человека и развитие цивилизации возможны только при наличии и сочетании чрезвычайно жестких и парадоксально маловероятных условий, которые как бы изначально заложены в самой природе: фиксированного расстояния от Солнца (немного ближе к нему — и живые организмы сгорели бы, немного дальше — замерзли, превратившись в бесчувственные глыбы льда); наличие вращения Земли, без которого на одной половине планеты царила бы невыносимая жара, в то время как другая была бы скована вечным льдом; существование у нее определенных размеров спутника, обеспечивающего сложную систему циркуляции водных потоков; полезные ископаемые и ресурсы: уголь, металлы, нефть, воды и т.п., без которых не могла бы возникнуть и развиваться техногенная цивилизация, и т.д.

Более того, у современных ученых складывается впечатление, что вся Вселенная расположена и ориентирована таким образом, чтобы на нее можно было смотреть человеческими глазами! Существующая координация, взаимосвязанность и взаимозависимость этих факторов такова, что возможность ее «случайного» появления полностью исключается.

5. Следующее доказательство созданности Космоса разумной волей также сформулировано на переднем крае современной космологии и физики, которые обратили внимание на парадоксальность существования Вселенной в том виде, в каком она существует: выяснилось, что только по четырем основным базовым физическим константам, без которых она не могла бы длительно существовать в качестве структурно организованного целого, вероятность их «случайного» возникновения и координации между собой равна примерно 10 в минус 100-й степени. А ведь базовых констант не четыре, а еще больше…

6. Следующее «телеологическое» (от греч. «телос» — исполнение, результат) доказательство бытия Бога в общем виде известно со времен античности, когда Аристотель впервые заметил наличие в организме некоторых животных и в природе явно выраженных целесообразностей. Однако только современные открытия в биологии бесспорно доказали системный характер этих телеологических механизмов и их необходимость для существования и выживания практически всех видов живых существ.

Разновидностью деятельности этих механизмов является, например, «предустановленная гармония» развития различных живых организмов, которым еще в эмбриональном состоянии как бы заранее известно, с чем им придется столкнуться после рождения.

И, — чего уже совершенно не в состоянии объяснить дарвиновская эволюционная теория, — исследования ископаемых организмов показали, что многие из них обладают органами, на тысячелетия предвосхищающими внешние условия среды, органами, которые в актуальных условиях существования этих животных абсолютно бесполезны, но действительно понадобятся данному виду через сотни поколений, когда условия существования радикально переменятся!

Возникает правомерный вопрос, на который у современной эволюционной теории нет ответа: откуда у лишенного разума тела может быть такое удивительное предзнание грядущих перемен и как оно может само вызывать в себе требуемые благоприятные мутации?!

Этот поразительный факт однозначно указывает на наличие в мире определенной и разумной программы развития, то есть Провидения, которое и называется Промыслом Божьим.

7. «Трансцендентальное» доказательство существования идеального мира и Бога отчасти было открыто Кантом и может быть представлено следующим образом: существует мир вне пространства и времени — духовный мир, мир интеллекта, мысли и свободы воли, — что доказывается наличием в каждом человеке мыслей, которые могут относиться к прошлому и будущему, то есть «путешествовать» в прошлое и будущее, а также мгновенно переноситься в любую точку пространства.

Каждый из нас, обратив сознание к источнику возникновения своих мыслей, может без труда заметить, что они появляются как бы откуда-то извне, мысль оказывается как бы проецируемым откуда-то духовным лучом, который освещает материальное бытие как солнечный зайчик — его никак, никому и никогда не удается накрыть рукой, он всегда оказывается сверху…

Таким образом человеческая мысль, якобы рождающаяся в мозгу, оказывается одновременно внутри и вне материи — она будто бы возникает благодаря нейрофизиологическим процессам в тканях мозга, окружена костями черепа, но, одновременно, принципиально существует вне любой материи, вне пространства и времени.

Благодаря этому человек ясно сознает, что обладает духовной природой, которая принципиально иная, чем физический мир, который его окружает. Но из этого следует, что эта иная природа, этот Дух, проявлением которой является человек, так же обладает и разумом, и свободой воли, как сам человек.

8. Следующее доказательство можно было бы, наверное, назвать «креационистским» — оно основывается на факте существования в природе организмов и живых систем, которые принципиально не могут развиться в подобное целое из частей эволюционным путем так, как считает дарвинизм, а могут быть только созданы вместе, как именно такое органическое целое.

К ним, например, может быть отнесена взаимосвязанная система сердца, легких и кровообращения у живых существ: невозможно представить, чтобы сначала, предположим, появилось одно только кровообращение без сердца, затем к нему постепенно «приставилось» сердце и начало перекачивать кровь и только после этого начали развиваться легкие.

9. Доказательство существования Бога и духовного мира из личного опыта — большинство людей встречалось в своей жизни со «странными» проявлениями божественного и сверхчеловеческого: как благотворного, Божественного, так и зловредного, демонического, или, наверное, чаще всего, того и другого вместе.

Чтобы не касаться для многих сомнительных «преданий старины глубокой», расскажу о случае, который произошел с моим коллегой. Он происходил из верующей семьи, но в свое время много лет преподавал «научный атеизм» в ВУЗе и, как большинство советских интеллигентов, вел отнюдь не благочестивый образ жизни. Пережив несколько личных трагедий, он осознал порочность своей жизни и решил пойти в храм.

— Когда батюшка, — рассказывал он мне, — прочитал над моей головой молитву, отпускающую грехи, и я стал вставать на ноги, какая-то неведомая сила внезапно стала бросать меня из сторону в сторону так, что я не мог стоять на ногах: прихожане поддерживали меня с обеих сторон, у меня тряслись колени и, в довершение всего, меня неожиданно охватила странная слабость. Так я впервые на самом себе ощутил демонов, находящихся в грешнике, — заключил он.

Подобных примеров можно было бы привести довольно много.

10. Доказательство от существования у ВСЕХ наций и народов представлений о Боге и сверхчеловеческих силах в той или иной форме; если индивидуумы-атеисты и встречаются у многих народов, то «атеистических» наций на Земле не бывает.

11. Доказательство от веры в Бога большинства выдающихся гениев человечества. Например, абсолютного большинства Нобелевских лауреатов.

Следует также помнить, что все ученые, способствовавшие своими открытиями появлению и развитию современной науки (Коперник, Кеплер, Ньютон, Бойль, Бэкон, Пастер, Эйнштейн) верили в Бога.

Так, родоначальник современной химии Роберт Бойль (1627-1691) начинал каждый день с молитвы; более того, 2/3 доходов его имения в Ирландии шли на помощь бедным и поддержку Церкви, а 1/3 — на распространение христианства и миссионерскую деятельность среди индейцев.

Френсис Коллинз, один из основателей генетики, говорил: «Когда мы узнаем о человеческом геноме что-то новое, я каждый раз испытываю чувство благоговения от того, что человечество теперь знает нечто такое, что до сих пор знал только лишь Бог. Я не верю в то, что научные исследования могут как-то угрожать Богу. Напротив, я думаю, что Бог только выигрывает от нашего любопытства».

12. Несомненным доказательством бытия Бога является также регулярное появление в истории человечества великих святых и религиозных деятелей, которые непосредственно имеют духовные откровения свыше и свидетельствуют тем самым о Его бытии.

Это не только такие пророки, как, например, Моисей, Исайя, Иезекииль, постоянно общавшиеся с Богом, но и праведники, озарявшие и направлявшие своим светом жизнь людей во все времена.

Возможно, достаточно будет просто напомнить читателю о таких великих русских святых, как Серафим Саровский или Иоанн Кронштадский, чтобы понять, что Бог и сейчас так же часто обращается к нам, как и в далекие библейские времена, — были бы глаза, чтобы видеть и уши, чтобы слышать.

Бог всегда с нами, это мы, по своей немощи, то удаляемся, то вновь пытаемся возвратиться к Нему.

13. Доказательство от противного: трагическая судьба проектов (и, часто, собственной жизни и судьбы) выдающихся атеистов. Самым ярким примером здесь может быть пример «дела Ленина-Сталина» и их последователей, впервые в истории попытавшихся построить атеистическое государство на «научной основе» как на территории России, так и других стран Европы и Азии.

14. Широко известно и «этическое доказательство» бытия сверхчувственного мира, которое исходит из объективного существования морали и этических законов, регулирующих поведение человеческих существ.

Исследования многих философов указывают на то, что события и воздействия окружающей среды только до определенной степени могут предопределять поведение людей и принуждать их к тем или иным поступкам: как бы ни было сильно давление извне, у человека всегда есть возможность разорвать причинно-следственную связь, которой подчиняется неразумная природа и поступить как свободное существо, то есть как существо иного, нездешнего мира!

Для иллюстрации этого можно привести простой пример: почему одни люди подают милостыню, а другие нет? Казалось бы, последние поступают вполне логично и разумно — зачем же расставаться со своими средствами, деньгами, заведомо зная, что вы не получите никакой компенсации?!

Так что же принуждает первых все-таки подавать милостыню, иногда даже в значительных размерах? В физическом мире, в природе нет ничего, что могло бы объяснить подобное «нелогичное» поведение — это объяснение лежит вне этого, в сверхчувственном мире, где находятся великие нравственные идеи любви, добра и милосердия.

К этому же типу доказательств бытия Бога относится и знаменитое рассуждение Иммануила Канта, ясно показавшего, что человек в своих поступках и действиях руководствуется ценностями, которые не принадлежат материальному миру.

15. Большое распространение получило также доказательство бытия Бога под названием «эстетический аргумент», которое гласит: в природе существует удивительная сверхъестественная красота звездного неба, закатов и рассветов, Северного сияния, гармоничных картин природы, совершенного устройства прекрасных тел живых существ и т.д., которая будто специально предназначена для эстетического наслаждения разумного существа — человека — потому что помимо него в самой природе созерцать ее просто некому.

Уже упоминавшийся Роберт Бойль испытывал такое благоговение перед красотой природы, что часто говорил: «Когда я изучаю книгу природы… то часто принужден воскликнуть вместе с псалмопевцем: О, сколь многообразны Твои творения, Господи, в мудрости Твоей Ты создал их всех!»

16. Доказательство бытия Бога «от реального к абсолютному совершенству», его выдвинул Фома Аквинский: в природе существует ясно наблюдаемая градация совершенства внутри различных видов бытия, которая может быть понята только при наличии абсолютно совершенного Существа, то есть Бога.

Это доказательство сначала может показаться довольно сложным, но простой пример поможет понять его суть: если у вас есть линейка, предположим, длиной в 30 сантиметров, а у вашего коллеги — в 50 см, если существуют свернутые в рулончики метры и другие средства измерения, то все это есть только потому, что реально существуют размерность пространства (его протяженность в разных направлениях) и идея длины.

Точно так же можно было бы привести аналогичные примеры с мерами веса, времени и т.п. Но в природе наблюдаются и более сложные виды градаций, среди которых уникальное место принадлежит «восходящей лестнице» совершенства как в неживой и живой природе, так и в человеческом обществе, а также среди самих людей: есть, к примеру говоря, кривые и уродливые деревца, есть обычные, ничем не примечательные, есть «просто» красивые, но встречаются и необычно прекрасные, совершенные экземпляры. И так не только среди различных видов деревьев, но и среди различных пород рыб, зверей, внутри человеческих рас и т.д. — повсюду можно найти более и менее совершенные особи. Но эти разные степени совершенства в неживой природе (например, среди камней!), между отдельными видами предметов, живых существ и т.п., не могли бы существовать, если бы для них не было реально существующей меры абсолютного совершенства, которую, правда, мы не находим в материальном мире, но которая не может не существовать, и это совершенство — Бог!

В этом и заключается суть данного доказательства.

Таким образом, мы видим, что откуда бы и как бы мы ни начали рассматривать окружающий человека мир, все дороги неизбежно ведут к Тому, Кто его создал и украсил, Кто его постоянно поддерживает и направляет, и без Кого он бы не мог просуществовать и мгновения — к Богу.

Источник

Что известно о боге

Бог — Творец все­лен­ной, Отец наш Небес­ный. Бог есть Чистей­ший Все­со­вер­шен­ней­ший Дух, выше и совер­шен­нее Кото­рого никого и ничего нет и быть не может.

Что известно о боге

Видев­ший Меня видел Отца ( Ин.14:9 )

Боже­ствен­ное откро­ве­ние учит пони­мать духов­ность Божию как то, что Бог:

Бог как Дух отли­ча­ется от всех прочих существ вообще тем, что они все огра­ни­чены и по бытию и по силам и, сле­до­ва­тельно, более или менее несо­вер­шенны, а Он есть Дух неогра­ни­чен­ный или бес­пре­дель­ный во всех отно­ше­ниях, иначе – все­со­вер­шен­ный.

… Все прочие суще­ства:

Таким обра­зом глав­ные свой­ства, при­над­ле­жа­щие Богу по суще­ству:

Бес­пре­дель­ность или все­со­вер­шен­ство
Назы­вая Бога бес­пре­дель­ным, мы разу­меем, что Он не только сво­бо­ден от вся­кого огра­ни­че­ния и недо­статка, в каком бы то ни было отно­ше­нии, но вместе обла­дает всеми воз­мож­ными совер­шен­ствами и притом в высо­чай­шей сте­пени или без всякой сте­пени и меры.

Само­быт­ность
Само­быт­ным Бог назы­ва­ется потому, что не обязан бытием Своим какому-либо дру­гому суще­ству, а имеет и бытие, и все, что ни имеет, от Самого Себя.

Неза­ви­си­мость
Под именем неза­ви­си­мо­сти в Боге разу­ме­ется такое свой­ство, по кото­рому Он и в суще­стве, и силах, и в дей­ствиях Своих опре­де­ля­ется только Сам Собою, а не чем-либо сто­рон­ним, и есть само­до­воль­ный, само­власт­ный, само­дер­жав­ный. Это свой­ство Божие выте­кает уже из преды­ду­щего. Если Бог есть Суще­ство само­быт­ное, и все, что ни имеет, имеет только от Себя: то, значит, Он ни от кого и не зави­сит, по край­ней мере, по бытию Своему и силам.

Неиз­ме­ри­мость и вез­де­при­сут­ствие
Неиз­ме­ри­мость при­пи­сы­ва­ется Богу в том смысле, что Он как Дух чистей­ший и притом бес­пре­дель­ный во всех отно­ше­ниях не под­ле­жит, в част­но­сти, ника­кому огра­ни­че­нию и про­стран­ством или местом, но напол­няет Собою все, a вез­де­при­сут­ствие – в том, что, напол­няя Собою все, Он есте­ственно нахо­дится во всяком месте и присущ вся­кому суще­ству.

Веч­ность
Когда гово­рится, что Бог вечен, это значит, что Он не имеет ни начала, ни конца Своего бытия и вообще сво­бо­ден от всех усло­вий вре­мени.

Неиз­ме­ня­е­мость
Неиз­ме­ня­е­мость в Боге есть такое свой­ство, по кото­рому Он всегда пре­бы­вает один и тот же и в Своем суще­стве, и в Своих силах и совер­шен­ствах, и в Своих опре­де­ле­ниях и дей­ствиях.

Свой­ства ума Божия

Все­ве­де­ние
Это свой­ство выра­жа­ется в том, что Бог по есте­ству обла­дает все­со­вер­шен­ным зна­нием: знает Себя, Свою сущ­ность, Свои свой­ства и дей­ствия; знает всё воз­мож­ное и дей­стви­тельно суще­ству­ю­щее; знает при­чины и цели созда­ния каж­дого тво­ре­ния; знает их сущ­но­сти и осо­бен­но­сти; знает всё про­шлое, насто­я­щее, гря­ду­щее; знает наме­ре­ния каж­дого чело­века, каж­дого ангела; знает о всех грехах и о всех добрых делах; знает, что для какого тво­ре­ния полезно, а что вредно или губи­тельно.
В отли­чие от чело­ве­че­ского веде­ния, пред­став­ля­ю­щего собой сумму раз­но­сто­рон­них накоп­лен­ных знаний, Боже­ствен­ное все­ве­де­ние пред­став­ляет про­стое, вне­вре­мен­ное созер­ца­ние всего суще­ству­ю­щего и условно воз­мож­ного разом, во всей пол­ноте.
Все­ве­де­ние Божье отно­си­тельно буду­щих собы­тий миро­вой исто­рии име­ну­ется пред­ве­де­нием.

Высо­чай­шая Пре­муд­рость
Под пре­муд­ро­стью Божьей ( Рим.14:26 ) под­ра­зу­ме­ва­ется та сто­рона Боже­ствен­ного все­ве­де­ния, кото­рая отно­сится к Боже­ствен­ным дей­ствиям. Пре­муд­рость Божия про­яв­ля­ется в том, что Богу известны и лучшие пути к дости­же­нию Своих целей, и лучшие сред­ства. Опти­мально исполь­зуя эти сред­ства для осу­ществ­ле­ния Своего замысла, Он всегда и везде дей­ствует без­упречно, наи­луч­шим обра­зом.

Свой­ства воли Божьей

Высо­чай­шая сво­бода
Сво­бода Боже­ствен­ной воли усмат­ри­ва­ется в том, что Бог не зави­сит ни от кого и ни от чего в при­ня­тии Своих реше­ний и опре­де­ле­ний, не нуж­да­ется в посто­рон­них сове­тах, дей­ствует, руко­вод­ству­ясь исклю­чи­тельно соб­ствен­ным разу­мом. Никто и ничто не может влиять на чистоту и само­сто­я­тель­ность Боже­ствен­ных реше­ний.
Кроме того, это свой­ство про­яв­ля­ется в том, что воля Божья сво­бодна от каких-либо внут­рен­них коле­ба­ний и про­ти­во­ре­чий.

Все­мо­гу­ще­ство
Все­мо­гу­ще­ство при­пи­сы­ва­ется Богу в том смысле, что Он обла­дает неогра­ни­чен­ною силою все про­из­во­дить и над всем вла­ды­че­ство­вать, – от чего назы­ва­ется без­раз­лично и все­мо­гу­щим или все­силь­ным, и Все­дер­жи­те­лем.
архи­епи­скоп Мака­рий (Дог­ма­ти­че­ское Бого­сло­вие)

Бог един, но не оди­но­кий, потому что Бог един по Cвоему суще­ству, но тро­и­чен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой, – един­ство Трех, бес­ко­нечно любя­щих друг друга лиц: Бог есть любовь ( 1Ин. 4:16 ).

Свя­тость
Свя­тость Божья ( Ис.6:3 ) выра­жа­ется в том, что Бог абсо­лютно чужд какого-либо зла, неиз­менно пре­бы­вает в нрав­ствен­ной чистоте, дей­ствует на осно­ва­нии совер­шен­ных побуж­де­ний к Добру, одоб­ряет в разум­ных созда­ниях то, что соот­вет­ствует Его запо­ве­дям и закону и осуж­дает то, что про­ти­во­ре­чит Добру.

Бла­гость
Бла­гость Божья ( Пс.144:9 ) есть такое суще­ствен­ное свой­ство, согласно кото­рому Бог Сам в Себе — бес­пре­дель­ное Добро, желает и подаёт всем Своим тво­ре­ниям столько добра, сколько каждое может вос­при­нять в соот­вет­ствии с есте­ствен­ными и инди­ви­ду­аль­ными спо­соб­но­стями.
При­ме­ни­тельно к разным слу­чаям и обсто­я­тель­ствам бла­гость Божия обо­зна­ча­ется осо­быми наиме­но­ва­ни­ями: щед­рость, милость, про­ще­ние, освя­ще­ние и т. д.

Пра­вед­ность
Пра­вед­ность Божья ( Втор.32:4 ) состоит в том, что Бог и Сам всегда дей­ствует в рамках Добра, и тре­бует от разум­ных созда­ний испол­не­ния нрав­ствен­ного закона; не лице­при­ятно оце­ни­вает их мысли, наме­ре­ния и поступки, воз­даёт каж­дому по делам.

Свой­ства чувств (ощу­ще­ний) Божьих

Любовь
Боже­ствен­ная любовь про­яв­ля­ется в вечной без­гра­нич­ной любви Лиц Пре­свя­той Троицы к Себе и Друг к Другу; в любви ко всем тво­ре­ниям (даже ко греш­ни­кам). Кроме того Бог, как Бог Любви, Бог-Любовь ( 1Ин.4-8 ), спо­соб­ствует про­яв­ле­нию любви в тех из Своих созда­ний, кото­рые обла­дают спо­соб­но­стью любить.

Все­б­ла­жен­ство
Все­б­ла­жен­ство Божие состоит в том, что будучи бес­пре­дель­ным, все­со­вер­шен­ным, Бог не имеет ни в чём недо­статка, нико­гда не испы­ты­вал и не испы­ты­вает ощу­ще­ний внут­рен­ней неудо­вле­тво­рен­но­сти; непре­станно пре­бы­вает в состо­я­нии без­гра­нич­ной внут­рен­ней радо­сти, сча­стья, доволь­ства ( Пс.15:11 ).

Согласно опре­де­ле­нию, дан­ному Апо­сто­лом и еван­ге­ли­стом Иоан­ном Бого­сло­вом, Бог есть любовь. Но Бог есть любовь не потому, что Он любит мир и чело­ве­че­ство, то есть свое тво­ре­ние, – тогда Бог не был бы вполне Собой вне и помимо акта тво­ре­ния, не имел бы совер­шен­ного бытия в Себе, и акт тво­ре­ния был бы не сво­бод­ным, но вынуж­ден­ным самой «при­ро­дой» Бога. Согласно хри­сти­ан­скому пони­ма­нию, Бог есть любовь Сам в Себе, потому что бытие Еди­ного Бога – это собы­тие Боже­ствен­ных Ипо­ста­сей, пре­бы­ва­ю­щих между собой в «вечном дви­же­нии любви», по слову бого­слова VII века пре­по­доб­ного Мак­сима Испо­вед­ника.

«В ( Исх.3:14 ) Гос­подь откры­вает Свое имя как «Сущий» – по-сла­вян­ски «Сый». Вот как тол­кует зна­че­ние этого имени свт. Гри­го­рий Бого­слов (цитата эта встре­ча­ется в двух Словах свт. Гри­го­рия, 38 и 45): «Сим именем име­нует Он (Бог) Сам Себя, бесе­дуя с Мои­сеем на горе, потому что сосре­до­то­чи­вает в Себе Самом все­це­лое бытие, кото­рое не начи­на­лось и не пре­кра­тится». Из этих слов мы заклю­чаем, что Бог, во-первых, явля­ется Лич­но­стью и, во-вторых, заклю­чает в Себе без­гра­нич­ную пол­ноту бытия».
Олег Давы­ден­ков (Дог­ма­ти­че­ское Бого­сло­вие. Курс лекций)

«Помя­туй о Боге, чтобы Он всегда памя­то­вал о тебе».
cв. Исаак Сирин

Бог наш бес­те­лес­ный и неве­ще­ствен­ный, и потому Дух наи­чи­стей­ший. Так сви­де­тель­ствует о Нем Святое Писа­ние: «Бог есть Дух» ( Ин.4:24 ). Если Святое Писа­ние при­пи­сы­вает члены тела, то не Ему соб­ственно при­пи­сы­вает, но по снис­хож­де­нию к немощи и сла­бо­сти пони­ма­ния нашего, поскольку мы не можем иначе понять Его дей­ствий, про­яв­ле­ний Его силы. Так, руки, Ему при­пи­сы­ва­е­мые, озна­чают Его все­мо­гу­щую силу, очи – все­ви­де­ние Его, уши – слы­ша­ние всего, так как от Него ни слово, ни дело, ни наше сер­деч­ное помыш­ле­ние не ута­ятся – как всех людей, так и вся­кого чело­века: что делал, гово­рил, мыслил, и с какой целью делал это, и что делает, гово­рит и мыслит, и с какой целью, и что будет делать, гово­рить, мыс­лить, и с какой целью все Ему совер­шенно явно. Он не имеет рук, но все что хочет творит единым жела­нием и мано­ве­нием. Не имеет очей, но все тво­ря­ще­еся и в сокро­вен­ных местах, и в глу­бине сердца наблю­дает и видит; не имеет ушей, но всякое слово, голос, пение плохое и хоро­шее слышит.
Слово Божие являет нам Бога еди­но­сущ­ным, но Трии­по­стас­ным, непо­сти­жи­мым, и потому не надо Его испы­ты­вать. Слово Божие являет Его все­мо­гу­щим, и потому надо искать помощи у Него одного. Слово Божие являет Его про­мыш­ля­ю­щим обо всем, и потому надо на Него наде­яться. Слово Божие являет Его нелож­ным, и потому надо Ему несо­мненно веро­вать. Слово Божие являет Его пра­вед­ным и воз­да­ю­щим каж­дому по делам его, и потому надо Его бояться. Слово Божие являет Его вели­ким, и потому надо пред Ним сми­ряться. Слово Божие являет Его вез­де­су­щим и наблю­да­ю­щим все дела, слова и помыш­ле­ния наши, и потому надо ходить пред Ним со всяким стра­хом и осто­рож­но­стью и делать, и гово­рить, и думать угод­ное воле Его. Слово Божие являет Его пре­б­ла­гим, и потому надо любить Его. Слово Божие являет Его мило­сти­вым к греш­ни­кам каю­щимся, и потому надо при­хо­дить к Нему с пока­я­нием и сожа­ле­нием. Слово Божие являет Его гря­ду­щим судить живых и мерт­вых, и потому надо гото­виться к суду Его.
свя­ти­тель Тихон Задон­ский

Гос­поди, Боже наш, Отче, Сыне и Дух Святой! Ты, не име­ю­щий образа, для созер­ца­ния же пре­крас­ней­ший, Своей неизъ­яс­ни­мой кра­со­тою помра­ча­ю­щий всякое виде­ние! Ты более пре­кра­сен, чем может вос­при­нять зрение, ибо Ты пре­вос­хо­дишь все, без­мер­ный в свой­ствах, види­мый для тех, кому Ты поз­во­ля­ешь видеть, Сущ­ность пред­веч­ная, неве­до­мая и Анге­лам, ибо бытие Твое они познают от Тебя. Ведь Ты назвал Себя Самого Сущим ( Исх.3:14 ), это мы и зовем Сущ­но­стью, ипо­ста­сью, вои­по­стас­ным именуя Того, Кото­рого никто нико­гда не видел, Трии­по­стас­ного Бога, единое без­на­чаль­ное Начало. Иначе как посмеем мы назвать Тебя Сущ­но­стью или про­слав­лять в Тебе три раз­дель­ных ипо­стаси? И каково соеди­не­ние, кто это совер­шенно постиг­нет? Ибо если Отец в Тебе и Ты во Отце Твоем, и от Него про­ис­хо­дит Святой Дух Твой, и Сам Ты, Гос­поди, и Дух Твой, Дух же Гос­по­дом назван и Богом моим, и Отец Твой есть Дух и назы­ва­ется Духом, то никто ни из Анге­лов, ни из людей нико­гда не видел, не созер­цал этого и не познал. Да и как изречь это? Как выра­зить? Как дерз­нуть назвать раз­де­ле­нием или соеди­не­нием, сли­я­нием или сме­ше­нием, или рас­тво­ре­нием? Как единое (назвать) тремя и три­еди­ным? Поэтому, Вла­дыко, на осно­ва­нии того, что Ты сказал и чему научил, всякий верный верует и сла­во­сло­вит дер­жаву Твою, так как все в Тебе совер­шенно, непо­сти­жимо, неве­домо и невы­ра­зимо для Твоих созда­ний. Ибо непо­сти­жимо уже бытие Твое, так как Ты суще­ству­ешь несо­здан­ным, равно как и родил Ты (несо­зданно). Да и как создан­ный ура­зу­меет образ бытия Твоего или Рож­де­ние Сына Твоего, Бога и Слова, или исхож­де­ние Боже­ствен­ного Духа Твоего? Чтобы и соеди­не­ние Твое он познал и раз­де­ле­ние постиг и изучил? Никто еще не видел ничего из того, о чем я сказал…
Но Ты Сам в Себе Самом суще­ству­ешь как один Бог Троица. Один, зная Себя Самого, Сына Твоего и Духа, и Ими одними познан­ный, как соесте­ствен­ными. Прочие же видят как бы лучи солнца, про­ни­ка­ю­щие в дом, и то, если у них хоро­шее зрение, — солнца же этого совер­шенно не видят. Так видят очи­щен­ным умом свет Славы Твоей и оза­ре­ния Твои от всей души ищущие Тебя. Каков же Ты по суще­ству и как Ты родил одна­жды или вечно рож­да­ешь и не отде­ля­ешься от Рож­да­е­мого от Тебя, но Он весь в Тебе, все напол­ня­ю­щий Боже­ством? Ты же, Отец, весь пре­бы­ва­ешь в Самом Сыне и имеешь исхо­дя­щего от Тебя Боже­ствен­ного Духа, все­ве­ду­щего и все испол­ня­ю­щего, — как Бог по суще­ству и Он не отде­ля­ется от Тебя, ибо от Тебя исте­кает. Ты – источ­ник благ, всякое же благо – Сын Твой, через Духа уде­ля­ю­щий и Анге­лам, и людям достойно, мило­сердно и чело­ве­ко­лю­биво. Никто, нико­гда ни из Анге­лов, ни из людей не увидел или не познал бытия Твоего, ибо Ты – несо­здан­ный. Ты сотво­рил все, и может ли сотво­рен­ное Тобою знать, как Ты рож­да­ешь Сына Твоего и как всегда исто­ча­ешь? И как про­ис­хо­дит от Тебя Твой Боже­ствен­ный Дух? И Ты отнюдь не рож­да­ешь когда-либо, родив, конечно, одна­жды. Но исто­чая – Ты не потер­пел оску­де­ния или ума­ле­ния, ибо Ты пре­бы­ва­ешь пре­ис­пол­нен­ным, неоску­де­ва­ю­щим, пре­выше всего, напол­ня­ю­щим Собою мир, види­мый и мыс­ли­мый, и в то же время нахо­дишься вне виде­ния и мыш­ле­ния. Боже мой, совер­шенно не допус­кая ни при­ра­ще­ния, ни убав­ле­ния, всегда пре­бы­вая недви­жи­мым, про­яв­ле­ни­ями Своими – Ты в вечном дви­же­нии. Ибо и Ты, Отец, непре­станно дей­ству­ешь, и Сын Твой содей­ствует спа­се­нию всех и Про­мыс­лом Своим усо­вер­шен­ствует, содер­жит, питает, живо­тво­рит и воз­рож­дает Духом Святым. Ибо как Сын видит Отца тво­ря­щим, так же и Сам творит, как сказал Он ( Ин.5:19 ).
пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов

О Ты, Кото­рый пре­выше всего! Что иное поз­во­лено мне изречь о Тебе? ибо Ты невы­ра­зим ника­ким словом. Как воз­зрит на Тебя ум? Ибо Ты непо­сти­жим ника­ким умом. Ты один неиз­ре­чен, потому что про­из­вел все, выра­зи­мое словом! Ты один непо­зна­ваем, потому что про­из­вел все, объ­ем­ле­мое мыслью. Тебе воз­дает честь все ода­рен­ное разу­мом! К Тебе устрем­лены общие жела­ния, Тебя жаждут все сердца, к Тебе все вос­сы­лает моле­ния, Тебе все, пости­га­ю­щее Твои пове­ле­ния, изре­кает без­молв­ную хвалу. Тобою единым все пре­бы­вает, к Тебе все стре­мится, Ты (Начало) и конец всего.
О, Все­име­ну­е­мый! Как назову Тебя, еди­ного Неиме­ну­е­мого? Да и какой небес­ный ум про­ник­нет сквозь заоб­лач­ные покровы? Будь мило­сер­ден, о Ты, Кото­рый пре­выше всего! ибо что иное поз­во­лено мне изречь о Тебе?
Боже­ство бес­пре­дельно и непо­зна­ва­емо. В Нем совер­шенно пости­жимо только одно – Его бес­пре­дель­ность … Когда разум устре­мит взор свой на горнюю бездну и не нахо­дит, на чем оста­но­виться или где поло­жить предел своим пред­став­ле­ниям о Боге, тогда бес­пре­дель­ное и неис­сле­ди­мое он назы­вает без­на­чаль­ным. А когда, устре­мив­шись в доль­нюю бездну, испы­ты­вает нечто подоб­ное, тогда назы­вает Его бес­смерт­ным. Когда же сводит в един­ство то и другое, тогда име­нует вечным, ибо веч­ность не есть ни время, ни часть вре­мени, потому что она неиз­ме­рима (14, 155).
Един есть Бог без­на­чаль­ный, бес­при­чин­ный, не огра­ни­чен­ный ничем, ни прежде бывшим, ни буду­щим, объ­ем­лю­щий веч­ность, бес­пре­дель­ный; вели­кий Отец бла­гого, вели­кого Еди­но­род­ного Сына, Кото­рый в рож­де­нии Сына не потер­пел ничего свой­ствен­ного телу, потому что Он – Ум. Един есть Бог иной (по ипо­стаси), но не иной по Боже­ству-Слово Бога, живая печать Бога, живая печать Отчая, единый Сын Без­на­чаль­ного и Един­ствен­ный Един­ствен­ного, во всем равный Отцу (кроме того, что Один все­цело пре­бы­вает Роди­те­лем, а Другой – Сыном). Осно­ва­тель и Пра­ви­тель мира, Сила и Мысль Отца. Един Дух – Бог от бла­гого Бога…
свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов

Без воз­духа можно про­жить мак­си­мум 5 минут, с воз­ду­хом в сред­нем 80 лет, без воды можно про­жить мак­си­мум 5–7 дней, с водой можно про­жить в сред­нем 80 лет, без еды можно обой­тись в тече­ние 40–50 дней, а с едой можно про­жить в сред­нем 80 лет, без Бога можно про­жить в сред­нем лет 70–80, а с Богом можно про­жить веч­ность.
архи­манд­рит Мел­хи­се­дек Артю­хин

Во всех обще­ствах при­сут­ствует виде­ние Бога, только иска­жен­ное суе­ве­ри­ями этого обще­ства.
свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *