Что известно о боинге малазийском
Появилась «американская» версия исчезновения малайзийского «Боинга»: новое расследование
Французская журналистка заподозрила ВВС США в гибели рейса MH370
Новая теория заговора предполагает, что американские ВВС сбили рейс MH370 при неудавшейся попытке перехватить его и захватить электронное оборудование на пути в Китай. С такой удивительной версией выступила Флоранс де Шанжи, французская автор книги о расследовании таинственного исчезновения 8 марта 2014 г. малайзийского «Боинга». Загадка пропавшего без вести лайнера до сих пор не раскрыта, порождая самые разнообразные гипотезы.
США несут ответственность за исчезновение в 2014 году рейса MH370, на борту которого находились 239 человек, утверждается в новой книге французской журналистки Флоранс де Шанжи «Акт исчезновения: невозможный случай MH370». Согласно выдвигаемой в книге версии, американские военные якобы использовали технологию электронных помех, чтобы заставить малайзийский «Бионг» исчезнуть с экранов радаров, прежде чем наконец сбить его после неудачной попытки изменить маршрут и захватить высокочувствительное электронное оборудование, направлявшееся в Китай.
Как пишет Daily Mail, Флоранс де Шанжи начала расследовать историю пропавшего самолета с марта 2014 года. В своей 400-страничной книге журналистка-расследовательница и дальневосточный корреспондент французской газеты Le Monde углубляется в многочисленные теории, выдвинутые для объяснения тайны исчезновения лайнера.
Как пишет де Шанжи, «Боинг 777 не мог […] просто исчезнуть». Она иронично называет таинственное исчезновение «величайшей загадкой в истории авиации», что, по ее мнению, является ее самым большим обманом.
Автор подробно рассматривает и развенчивает ряд выдвинутых теорий – что самолет был угнан; что капитан лайнера сошел с ума; что на борту произошел пожар; что в салоне произошло что-то с кислородом. Собственную гипотезу Флоранс де Шанжи выдвигает в эпилоге книги.
Она предполагает, что рейс MH370 был сбит ВВС США после неудачной попытки перехватить самолет и захватить партию «электронного оборудования», следовавшую в Пекин, и что США не хотели, чтобы Китай получил этот груз.
По словам де Шанжи, в месяцы, последовавшие за крушением авиалайнера, была развернута кампания по отвлечению внимания и дезинформации.
По словам журналистки, ее гипотеза основана на семи годах исследований на нескольких континентах, которые она вспоминает в книге, но это чисто ее собственная теория того, что случилось с рейсом MH370.
С первого дня, когда самолет исчез, когда летел из Куала-Лумпура в Пекин, но исчез с радаров, де Шанжи говорит, что была поражена «некомпетентностью» малайзийских властей, их вопиющим пренебрежением к фактам и очевидным желанием не рассказывать ничего важного.
Подробности того, что произошло, были воссозданы методом проб и ошибок и «собраны, как паззл, в течение последующих недель, месяцев и лет в свете информации, которая была разрознена и по большей части разбавлена океаном лживых или неточных данных», – пишет она.
Известно, что самолет вылетел из Куала-Лумпура в 12:21 в субботу, 8 марта 2014 года. Он должен был приземлиться в Пекине в 6:30 утра того же дня. На борту Boeing 777-200ER находились 227 пассажиров и 12 членов экипажа.
Последний раз самолет видели на гражданском радаре в 1:21 ночи над океаном, где Южно-Китайское море встречается с Сиамским заливом. Предполагаемая траектория полета должна была пролегать над Южно-Китайским морем и Вьетнамом.
Но официальные лица утверждают, что самолет был отслежен на военном радаре над Малаккским проливом – узким участком воды между Малайским полуостровом и индонезийским островом Суматра.
Официальные лица заявляют, что в 2:25 ночи военный радар обнаружил то, что могло быть авиалайнером, в 200 милях к северо-западу от острова Пенанг, что позволяет предположить, что самолет повернул на север, в сторону Андаманских островов.
Было запущено то, что стало самой масштабной и дорогой поисковой миссией в истории авиации, которая, по утверждению де Шанжи, была совершенно бессмысленной и выполнялась для того, чтобы скрыть реальность.
Журналистка утверждает, что когда фокусник выполняет трюк, то для его успеха требуется прежде всего одна тактика: отвлечение. Она утверждает, что в случае с MH370 отвлекала внимание широко распространенная дезинформация.
«В случае с MH370 одновременно было задействовано множество различных средств, – пишет она. – Продвижение истины было остановлено с первого дня».
Анализ движения самолета выявил поисковую зону площадью 23 000 квадратных миль (60 000 квадратных километров) в южной части Индийского океана, примерно в 1200 милях к западу от Перта, города на юго-западе Австралии.
17 марта Австралия взяла на себя ответственность за поиски, которые, как утверждает де Шанжи, проводились в тысячах миль от того места, где фактически был сбит самолет.
Операция оказалась невероятно дорогой (103 млн фунтов стерлингов) и провалилась. Ничего не было найдено, даже ремня безопасности. «Когда дело дошло до искусства неудачной поисковой операции и предоставления преднамеренной или случайной дезинформации, Австралия оказалась рядом с Малайзией», – пишет де Шанжи.
Де Шанжи утверждает, что самое простое объяснение – крушение MH370 в Южно-Китайском море вскоре после того, как его в последний раз видели по региональным сигналам, – было «отменено и подделано в рекордно короткие сроки», несмотря на подтверждающие доказательства того времени.
Пилот «Боинга» Захари Ахмад Шах также вызвал подозрения и предположения, что он мог быть самоубийцей. Однако де Шанжи утверждает, что ни один пилот не знает, как заставить самолет полностью исчезнуть, как это произошло с рейсом MH370.
Она также отмечает, что на протяжении десятилетий военные пытались создать самолеты-невидимки, которые не могли бы обнаружить другие. «Это не так-то просто», – пишет она. Кроме того, автор говорит, что даже если теория, по которой Шах намеренно разбил авиалайнер, и верна, то до сих пор не раскрыта тайна местонахождения огромного самолета, на борту которого находилось 239 человек.
Куски самолетов начали появляться на пляжах по всему региону. Наилучшей надеждой был закрылок, выброшенный на берег острова Реюньон недалеко от Мадагаскара. Французы, которые вели расследование, заявили, что они «почти уверены», что он – от MH370. Но флаперон потерял идентификационную табличку, а они так надежно прикреплены, что этого действительно не должно было случиться. Де Шанжи обнаружила, что идентификационные таблички обычно удаляются при переработке деталей лайнера, поэтому флаперон мог быть взят с любого старого самолета. Она думает, что его могли даже подбросить.
После сотен страниц рассказа об истории своего расследования и опровержения многочисленных теорий, выдвинутых в качестве объяснений, де Шанжи предлагает свою гипотезу.
По ее словам, в «Боинге-777» находилось 2,5 тонны «плохо документированного электронного оборудования Motorola». Автор предполагает, что оно принадлежало США и что Китай хотел заполучить его. Де Шанжи пишет, что груз не прошел надлежащую проверку безопасности.
В то время США при администрации Барака Обамы выводили войска из Афганистана. Некоторые считают, что загадочный груз – это остатки сбитого в Пакистане беспилотника или военное оборудование, захваченное боевиками.
Де Шанжи предполагает: что бы это ни было, Пекин – под новым в то время руководством Си Цзиньпина – хотел заполучить это и направил через Куала-Лумпур, чтобы его доставили в Пекин ночным пассажирским самолетом. Но когда США узнали об этом заговоре, предположила де Шанжи, то конкурирующая сверхдержава разработала план по перехвату, принудительному приземлению MH370, конфискации груза и отправке самолета в Пекин с двухчасовой задержкой.
В то время, как утверждает де Шанжи, США участвовали в операции противовоздушной обороны в этом регионе, и план мог быть замаскирован под учебную операцию. Кроме того, путевая точка IGARI – точка «передачи управления», когда управление воздушным движением Малайзии передается своим вьетнамским коллегам на маршруте, выбранном MH370, – контролируется Сингапуром, союзником США.
На этом этапе полета де Шанжи предполагает, что два американских самолета дальнего радиолокационного обнаружения (Awacs) могли зажать MH370 сверху и снизу, полностью блокируя его магнитное поле и все коммуникации, делая его невидимым.
В этот момент, по версии де Шанжи, американцы должны были приказать пилоту Захари Ахмаду Шаху посадить самолет на ближайшей авиабазе – вероятно, У-Тапао в Таиланде.Однако при планировании не учитывался отказ пилота выполнять такие приказы – вместо этого, возможно, он сказал, что будет продолжать курс на Пекин, пока ему не сообщат иное от авиакомпании.
Возможно, что пилот и второй пилот попытались срезать путь, чтобы быстрее достичь китайского воздушного пространства, предполагает де Шанжи, но их попытка вырваться из тисков американских самолетов не удалась.
«Сбитие могло быть ошибкой, – пишет она, – но также могло быть последней мерой, чтобы самолет и его специальный груз не попали в руки китайцев».
По словам де Шанжи, США с их огромным военно-морским присутствием в регионе – под прикрытием распространявшейся в то время дезинформации – могли очистить место крушения, пока международный поиск самолета проводился за тысячи миль оттуда.
Затем журналист подробно описывает, как США и Китай отреагировали на последствия катастрофы, описывая, как она была поражена нехарактерной осмотрительностью со стороны официальных лиц США на протяжении всего кризиса – страны, которая известна своей поддержкой в случае стихийных бедствий.
Она также отмечает, что США никогда не делали «ни малейшего упрека властям Малайзии за такую катастрофу», где участвовал самолет Boeing американского производства и на борту которого находились граждане США.
Также не секрет, пишет журналистка, что США имеют обширное спутниковое покрытие в регионе, однако никакой помощи в виде спутниковых снимков с многочисленных позиций страны над Южно-Китайским морем не предложили.
По словам де Шанжи, США также не предоставили помощь и ресурсы в поисках пропавшего самолета. Несмотря на это, она указывает на записи разговоров между Бараком Обамой и Си Цзиньпином после этого, подробности которых не были полностью раскрыты, и предполагает, что пара могла быть в курсе того, что случилось с MH370.
Но почему Китай согласился с этим, если большинство пассажиров были китайскими гражданами? В условиях этого кризиса, по словам де Шанжи, Китай, вероятно, увидел возможность. По ее мнению, у нового китайского руководства возник выбор: либо раскрыть ответственность США за катастрофу, либо использовать ее для заключения сделки. В последующие месяцы и годы Китай начал агрессивную экспансию в Южно-Китайском море, при этом США в основном закрывали глаза, оказывая небольшое сопротивление, пишет расследовательница в подкрепление своей теории. По ее словам, другие страны тоже молчали по различным причинам.
Хотя репортер неоднократно делает оговорку, что ее гипотеза надуманна, она поддерживает свое опровержение других выдвинутых теорий. «Я установила, что MH370 не разворачивался, не пролетал над Малайзией и, в общем, никогда не разбивался в южной части Индийского океана. Множество улик указывают на ужасную неудачную попытку тайного перехвата, когда в 2:40 между Вьетнамом и Китаем произошел несчастный случай со смертельным исходом», – цитирует ее выводы Daily Mail.
Что на самом деле случилось с исчезнувшим малайзийским Боингом (часть 3/3)
Не претендую на лавры товарища five, но мне кажется, что цикл статей прервался на самом интересном месте, и позволю себе восполнить этот пробел.
5. Возможный сценарий
Во-вторых, несмотря на гипотезы, управление самолетом не было захвачено из аппаратного отсека, пространства под кабиной пилотов. На объяснение могут уйти страницы текста, но самолёт всё же управлялся из кабины. Перехват управления произошёл в 20-минутный период с 1:01 утра, когда самолет выровнялся на высоте 35000 футов до 1:21 утра, когда он исчез с экрана вторичного радара. В течение этого же периода автоматическая система телеметрии отправила стандартный получасовой отчёт через спутник в отдел обслуживания авиакомпании. В нём была информация об уровне топлива, высоте, скорости и географическом положении, ни один из параметров не был необычным. Значит, спутниковая система связи в тот момент работала.
К тому времени, когда самолет ушёл из поля зрения вторичного радара (читающего метку транспондера), вполне вероятно — учитывая неправдоподобность того, что оба пилота действовали согласованно — что один из них был недееспособен или погиб, или был заперт вне кабины. Логи первичных радаров — как военных, так и гражданских — позже указали, что тот, кто управлял рейсом MH370, должно быть, выключил автопилот, потому что поворот борта на юго-запад был настолько острым, что наверняка был выполнен вручную. Обстоятельства позволяют предположить, что кто бы ни был за штурвалом, он сознательно устроил разгерметизацию самолёта. (прим. пер.: как? Я не очень понимаю, как пилот из кабины может разгерметизировать салон) Примерно в то же время почти все электрические системы были намеренно отключены. Причины отключения не известны. Но одним из его последствий была временная потеря связи со спутником.
Инженер-электрик по имени Майк Экснер из города Боулдер, штат Колорадо, который участвовал в работе Независимой группы, активно изучал радиолокационные данные. Он считает, что при выполнении поворота самолёт поднялся до высоты 40 000 футов, на границе практического потолка для данного типа. Во время маневра пассажиры испытали бы некоторые перегрузки — ощущение вдавливания спиной в кресло. Экснер полагает, что подъем был нужен для ускорения эффекта от разгерметизации самолета, чтобы в результате люди в салоне, как минимум, утратили способность активно действовать.
Пассажиры в салоне стали бы недееспособны в течение нескольких минут, потеряли сознание, и мягко умерли, без удушья или иных эффектов.
Умышленная разгерметизация была бы очевидным способом — и, пожалуй, единственным — упокоить потенциально агрессивных пассажиров в самолете, который должен был бы лететь ещё несколько часов. В салоне этот манёвр мог бы остаться незамеченным, за исключением внезапного выпадения кислородных масок и, возможно, использования бортпроводниками нескольких портативных устройств аналогичной конструкции (баллон с кислородом, соединённый с маской, немного похожий на небольшой огнетушитель — прим. пер.). Маски в салоне не были рассчитаны более чем на 15 минут использования при экстренном снижении ниже 13000 футов; при следовании на высоте 40 000 футов они вообще не имели никакой ценности. Эта сцена была тускло освещена аварийными огнями; мёртвые пассажиры сидели пристёгнутыми на своих местах, на их лицах, вероятно, были надеты бесполезные кислородные маски, подвешенные на трубках к потолку.
6. Капитан
В случае с MH370 второй пилот не очень похож на преступника. Он был молод и оптимистичен и, по сообщениям, планировал жениться. Про его жизнь не было известно каких-либо неприятностей, он не был замечен в протестных настроениях или неуверенности. Он не был немцем, который сделал не слишком удачный выбор своей жизни в стагнирующей отрасли бюджетных авиакомпаний, обеспечивающий не слишком большой заработок и ещё меньший авторитет. Он летал на отличном Боинге-777 в стране, где национальная авиакомпания — предмет гордости, а её пилоты до сих пор считаются довольно успешными людьми.
Зато капитан Захари вызывает опасения. Первым предупреждением является его изображение в официальных отчётах как безупречного человека — хорошего пилота и спокойного семьянина, который любил играть в симуляторы полётов. Это образ, продвигаемый семьей Захари, но он противоречит многочисленным признакам проблем, которые были слишком заметным образом подтёрты.
Официальное заявление полиции Малайзии опровергает то, что уже было известно о капитане Захари. Никто не был удивлен.
Полиция обнаружила некоторые аспекты жизни Захари, которые должны были заставить их копать глубже. Сделанные следователями формальные выводы были неадекватными. Официальный отчет, говоря о Захари в роли КВС, гласит:
КВС Захари, по сообщениям из авиакомпании, обладал хорошей стрессоустойчивостью. Он не был замечен в беспокойности, апатии либо раздражительности. Не было никаких существенных изменений в его образе жизни, у него не было межличностных конфликтов или семейных стрессов… Не было никаких поведенческих признаков социальной изоляции, изменения привычек или интереса… При изучении поведенческого шаблона КВС Захари на камерах [в аэропорту] в день полета и предыдущих 3 полетов, не наблюдалось никаких существенных изменений в поведении. На всех записях видеонаблюдения внешний вид был похожим, то есть ухоженным и одетым. Его походка, осанка, выражение лица и манеры были нормальными.
Это противоречило тому, что известно о Захари. После разговора в Куала-Лумпуре с людьми, которые были с ним знакомы или знали что-нибудь о нём, я узнал, что Захари часто бывал одинок и расстроен. Его жена ушла от него и жила в другом доме. По его собственному признанию друзьям, он проводил много времени, расхаживая по пустым комнатам, убивая время между рейсами. Он также бывал романтичен. Известно, что он устанавливал отношения с замужней женщиной и ее тремя детьми, один из которых был инвалидом. Он также был увлечён двумя молодыми интернет-моделями, с которыми он столкнулся в социальных сетях и чьих страницах в Facebook он оставлял комментарии, по-видимому, не вызвавшие отклика. Некоторые были неприкрыто сексуальными. Например, в одном из комментариев он упомянул, что одна из девушек — она была в халате на опубликованной фотографии — выглядела так, словно только что вышла из душа. Захари, кажется, несколько оторвался от своей прежней, устоявшейся жизни. Он общался со своими детьми, но они выросли и жили отдельно. Отрешённость и одиночество, которые могут сопровождать использование социальных сетей, едва ли помогли ему справиться со своими проблемами — а Захари много сидел в социальных сетях. Следователи из отдела авиакатастроф и энтузиасты сходятся в том, что сильно подозревают его в депрессии.
Если бы Малайзия была страной, в которой от официальных лиц можно ожидать услышать истину, то полицейский портрет Захари как здорового и счастливого человека имел бы некоторый вес. Но Малайзия к ним не относится, и официальное отсутствие доказательств обратного лишь подчёркивает, что у Захари были психологические проблемы.
Экспертиза симулятора Захари показала, что он моделировал полёт, примерно совпадающий с маршрутом MH370 — путь лежал на север вокруг Индонезии, за которым последовал длинный перелет на юг, который заканчивался исчерпанием топлива над Индийским океаном. Малайзийские следователи утверждают, что это один из нескольких сотен полётов, которые были пройдены в симуляторе. Это утверждение в целом правдиво, однако не полностью. Виктор Яннелло, ещё один выдающийся член Независимой группы, инженер и предприниматель из города Роанок, штат Вирджиния, провёл обширный анализ симулятора полётов. Его заключение подчёркивает то, что проигнорировали малазийские следователи. Из всех полётов, извлечённых из симулятора Захари, его отличало следующее. План полёта, соответствующий траектории MH370, был единственным, который Захари не выполнял непрерывно — другими словами, взлетал на симуляторе и позволял компьютеру моделировать полёт час за часом, пока самолёт не достигнет аэропорта назначения. Вместо этого он несколько раз прыгал по шкале времени вручную, передвигая самолёт вперёд и вычитая топливо по мере расходования. Яннелло считает, что Захари ответственен за диверсию. Вряд ли Захари что-то новое мог бы узнать по технической части полёта, репетируя действия в похожем на игру продукте от Microsoft для широкой публики. Яннелло подозревает, что цель этих полётов — оставить предсмертной записку, прощальную улику. «Это как если бы он имитировал симуляцию» — так говорит Яннелло о Захари, комментируя полёт MH370. Без объяснения причин аргументы Захари узнать невозможно. Но данные из симулятора невозможно отмести как случайное совпадение.
В Куала-Лумпуре я встретился с одним из давних друзей Захари, также капитана Boeing 777. Его имя опущено из-за возможности неприятных последствий для него. Этот человек также согласился, что Захари виновен в исчезновении рейса, хотя пришёл к этому выводу крайне неохотно. Он описал тайну рейса MH370 как широкую пирамиду в основании, но на вершине её лишь один человек. То есть, расследование могло начаться со многих возможных объяснений, но закончилось единственным верным. Он сказал: «Это невозможно. Это не укладывается у меня в голове. Но это — единственный возможный вывод». Я спросил, как мог Захари разобраться со своим компаньоном в кабине, вторым пилотом Фариком Хамидом. — «Легко. Захари был инструктором. Ему достаточно было попросить пойти проверить что-нибудь в каюте, и парня уже не было бы». На вопрос, что могло быть мотивом такого действия, он понятия не имел. По его словам, Захари испытывал проблемы в семейной жизни, он недавно переспал с несколькими стюардессами. «И что? Все мы так делаем. Вы летаете по всему миру, за спиной у вас красивые девушки. Но его жена об этом узнала.» Он почти уверен, что в одиночку это не должно привести к такому срыву, но эмоциональное состояние Захари явно могло быть одним из факторов.
Говорит ли отсутствие всех этих деталей в официальном отчёте о том, что Захари покрывают малайзийские следователи? Интрижки, специфические настройки его симулятора, не говоря уже о не складывающихся в единую картину технических подробностях? На данный момент мы не можем сказать. Мы знаем кое-что из того, что следователи знали, но решили не раскрывать. Скорее всего, они обнаружили гораздо больше фактов, которые мы ещё не знаем.
Возвращаясь к гибели MH370. Можно представить себе Захари в конце полёта, пристёгнутого к мега-удобному креслу в кабине, в коконе мягкого света от панелей знакомых приборов; осознающего, что после всего сделанного им пути назад нет, и чувствующего, что спешить некуда. Скорее всего, он давно восстановил давление и температуру в салоне. Вокруг стоял гул работающих двигателей, на дисплеях с плоским экраном светятся прекрасные пиктограммы, выключатели и тумблеры мерцают тщательно продуманной подсветкой, тихо свистит воздух снаружи. Кабина — самый глубокий, самый защищенный, самый личный его дом. Около 7 утра солнце взошло над горизонтом на востоке, слева от самолета. Через несколько минут оно осветило и океан далеко внизу. Захари умер во время полёта? В какой-то момент он мог снова сбросить давление и покончить с жизнью, но это весьма спорно. Проведённая следователями симуляция показывает, что самолет, если бы его просто оставили в покое, не полетел бы вниз так стремительно, как видно на спутниковых данных, — другими словами, перед крушением кто-то был за пультом управления, активно помогая разбить самолет. В любом случае, где-то на седьмом повороте в течение всего маршрута, после того, как двигатели остановились из-за нехватки топлива, самолет вошел в неуправляемое спиральное пике, снижаясь со скоростью свыше 15 000 футов в минуту. С этой скоростью самолет буквально рассыпался в конфетти, коснувшись воды — что подтверждают обломки Блейна Гибсона.
7. Истина
Официальные расследования на данный момент прекратились. Австралийцы сделали то, что смогли. Китайцы хотят копать дальше и подвергают цензуре любые новости, которые могут всколыхнуть семьи погибших. Французы уехали во Францию, заново анализируя спутниковые данные. Малайзийцы просто хотят, чтобы эта тема перестала волновать людей. Прошлой осенью я присутствовал на мероприятии в городе Путраджайя, где Грейс Натан и Гибсон стояли перед камерами с министром транспорта Энтони Лоуком. Министр официально принял пять новых обломков, собранных за лето. Он был настолько жалок, что злился на себя. Он почти не говорил и не отвечал на вопросы прессы. Натан буквально кипела от такого отношения со стороны министра. В тот вечер за ужином она настаивала, что правительству нельзя так легко уйти от этой темы: «Они не следовали протоколу. Они не следовали процедуре. Я думаю, что это ужасно. Можно было сделать гораздо больше. В результате бездействия военно-воздушных сил — всех сторон, которые не следовали протоколу, дежуривших в первый час после первых замеченных проблем со связью — мы сейчас вынуждены тратить огромные усилия. Каждый из них нарушил протокол один раз, несколько раз. Каждый человек, нёсший в то время ответственность за какие-то действия, не сделал то, что он должен был сделать. В разной степени тяжести. По отдельности некоторые могут показаться не такими уж и плохими парнями, но если вы посмотрите на ситуацию в целом, каждый из них внёс стопроцентный вклад в то, что самолет не был найден».
Каждый из них был государственным служащим. Натан надеялась, что Ocean Infinity, недавно обнаружившая пропавшую аргентинскую подводную лодку, вернется к поиску, опять же, на безвозмездной основе. Компания предложила возможность сделать это ранее на этой неделе. Но правительство Малайзии должно было бы подписать контракт. Натан опасается, что это не будет сделано по политическим и культурным мотивам — и до сих пор этого не было сделано.
Если обломки когда-либо будут найдены, они положат конец всем теориям, которые игнорируют спутниковые данные или тот факт, что самолет продолжал сложный управляемый полёт после первоначального поворота с направления на Пекин, а затем оставался в воздухе ещё шесть часов. Нет, он не загорелся, он оставался в воздухе все это время. Нет, он не стал «призрачным полетом», будучи способным к ориентированию в пространстве, выключению и повторному включению систем. Нет, он не был сбит после долгих размышлений военными какой-то из оставшихся под ним стран, которые висели на хвосте, прежде чем нажать на курок. И нет, это не произошло где-то в Южно-Китайском море, и он не стоит нетронутым в замаскированном ангаре в Центральной Азии. Общая черта таких объяснений — они противоречат достоверной информации, которой располагают следователи.
Кроме того, обнаружение обломков и двух черных ящиков мало что может сделать. Голосовой самописец работает в двухчасовом цикле, который, вероятно, будет содержать только звуки последних сигналов тревоги, если только тот, кто находился за пультом управления, не был жив и в настроении дать объяснения потомкам. Другой «чёрный ящик», регистратор полётных данных, предоставит информацию о функционировании самолета на протяжении всего полёта, но он не выявит какой-либо сбой соответствующей системы — потому что никакой сбой не может объяснить то, что произошло. В лучшем случае он ответит на некоторые относительно несущественные вопросы, например, когда именно давление на самолете было сброшено и как долго оно оставалось низким, или как именно спутниковая связь была отключена, а затем снова включена. Интернет-сообщество будет бурлить, но вряд ли это то событие, которого все ждут.
Важные ответы, вероятно, находятся не на дне океана, а на суше, в Малайзии. Это основное направление исследований. Если, конечно, малазийская полиция знает больше, чем осмелилась заявить, если они не столь некомпетентны, как военно-воздушные силы и воздушные диспетчеры. Загадка может иметь простое решение, и оно может быть разочаровывающим. Ответы вполне могут быть рядом, но их сложнее найти, чем любой чёрный ящик. Если Блейн Гибсон хочет настоящего приключения, он может потратить год на прогулку по Куала-Лумпур.