Что известно о детстве христа
Детство Иисуса
Выберите раздел серии
50 заметок о Святой Земле
19: Детство Иисуса
Как оно проходило? Чем юный Богочеловек занимался, чем занималась Его семья? Об этом в Евангелиях ничего не сказано.
Апокрифические (греч. – подложные) евангелия, возникшие в еретических кругах на Востоке и на Западе во II и III веках, много рассказывают нам о юности Иисуса. Галилейский юноша предстает чудотворцем и мудрецом. В одном из таких повествований мальчик Иисус, которого обидели сверстники, возводит глаза к небу и. обидчики падают мертвыми.
Разумеется, что Церковь не могла принять такие фантастические и сказочные версии.
Лишь Лука, по преданию, знакомый с Божией Матерью и даже, как утверждают некоторые авторы, писавший с Нее иконы, сообщает чуть больше, чем другие Апостолы.
И еще один рассказ о детстве Иисуса приводит Лука.
Это рассказ о двенадцатилетнем юноше, отправившемся с родителями на паломничество в Иерусалим и потерявшемся там. Прочитаем евангельский текст:
Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его (Лк. 2, 41-45).
Следует пояснить, что всякий благочестивый иудей ежегодно должен был совершить паломничество в святой город Иерусалим, чтобы принести жертвы в Храме.
До двенадцати лет Иисус считался мальчиком, так что Его оставляли в Назарете с родственниками. В двенадцать лет мальчик сдавал в синагоге устные экзамены и становился «сыном закона», почти взрослым человеком. Он мог участвовать во всех религиозных церемониях и ходить в паломничества, как и взрослые.
Обычно в паломничество отправлялась большая группа людей из окрестных городков и поселков, собиравшихся вместе. Так было безопасней и проще. Впереди шли мужчины, за ними, группой, женщины. И замыкали шествие дети. Вечерами паломники разбредались каждый к своим близким.
После ночевки, с рассветом, продолжали путь.
Путешествие к Иерусалиму прошло удачно. Паломники принесли в Храме жертвы, сделали какие-то покупки…
Праздник окончился, и богомольцы отправились домой.
И только на привале, вечером, Мария с Иосифом увидели, что их Сына нет. Бросились обратно, искали на рынках и площадях. Мы знаем, как страшно потерять ребенка сегодня. В то время, время процветающих невольничьих рынков, изощренных порочных забав восточных богачей, целой индустрии нищенства, потерять ребенка было не менее страшно. Три дня, как сообщает Евангелист, родители искали мальчика. Что пережили они в эти дни. Некоторые ученые подвергают сомнению рассказ о пропавшем двенадцатилетнем мальчике. Но если Лука знал лично Божию Матерь, возможно, общался с Нею, кажется вероятным, что именно Она могла рассказать Луке об этом. Поделиться, как делится мать тем, что навсегда врезалось в память…
Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов (Лк. 2: 46-50).
Почему мы больше ничего не знаем о детстве Христовом? Скорее всего, потому, что это были детство и юность обычного еврейского мальчика. Некоторые предания говорят, что Иосиф умер, когда Иисусу было 19 лет. В таком случае на Его плечи рано легла вся тяжесть заботы о семье. Последние сто лет мелькают сообщения, что Иисус странствовал по миру, был в Индии и на Тибете… Все это не более, чем выдумки. Ни в Учении Иисуса, ни в Его лексиконе, ни в одном жесте нет ничего неиудейского. Он был настоящим иудеем, плоть от плоти, кровь от крови.
Он любил Свой народ, Свою культуру, святыни этого народа. Он любил простых людей, к которым принадлежал Сам и принадлежали Его родители.
Иисус, как и все дети, играл со сверстниками. В то время дети играли в мяч, в каменные шарики, иудейские дети любили имитировать праздники взрослых, играть в свадьбу, в похороны. В окрестностях Назарета находилась развилка Via Maris, или «Приморского пути». Здесь ежедневно проходили длинные торговые караваны, которые направлялись в ближайшую гавань Птолемайс. Назаретские жители, бывало, выносили что-нибудь в надежде продать караванщикам, дети наблюдали, за нарядами и товарами иноземцев, бежали за верблюдами.
Еврейские дети с детства были под присмотром родителей. Днем, дети играли дома или на дворе, и за ними смотрела мать, вечерами отец усаживал малышей на колени и рассказывал им о древней Истории народа Божия.
Это была священная обязанность иудейских родителей, забыть о которой они не могли хотя бы потому, что об этом напоминалось в ежедневной обязательной молитве Шема Исраэль (Слушай, Израиль):
Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем и в душе твоей; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая.
Несомненно, что такие благочестивые люди, как Мария и Иосиф, исполняли повеление боговидца Моисея.
Когда впоследствии Иисус будет с такой любовью говорить о древних героях и подвижниках духа, в немалой степени это будет заслугой Его родителей, научивших Сына любить историю своего народа.
Когда дети подрастали, они начинали работать вместе с родителями. Девочки помогали матери по хозяйству, учились готовить, шить, вязать, прясть, ткать, молоть зерно, печь хлеб, наводить чистоту в доме, ухаживать за маленькими детьми.
Сыновья были с отцами. Они постигали то ремесло, которым владел отец. С самого раннего возраста мальчиков учили ответственности и серьезности. Уже в десять-двенадцать лет мальчик сам уходил в поле пасти большое стадо овец, должен был трудиться, зарабатывая хлеб в поте лица своего. Еврейские мудрецы говорили: «Если ты учишь своего ребенка торговать, то ты учишь его воровству». Ребенку никогда не позволяли попрошайничать или что-то продавать, только трудиться, зарабатывать на пропитание и на жизнь своими руками.
Во многих городках, при синагогах были школы для мальчиков, в которых можно было выучиться писать и читать по-еврейски. Впоследствии религиозное образование можно было продолжить. Христос не получил профессионального богословского образования, однако Ему было открыто больше, чем другим людям. Он проницал тайны мира и еще более таинственные глубины – души человеческие.
Христос был не простым человеком, Он был, как мы сегодня говорим, Богочеловеком. Но Божественная сторона Его природы оставалась скрытой для посторонних глаз. Лишь иногда, как в случае с двенадцатилетним отроком, оставшимся в Иерусалимском Храме и поучавшим мудрецов, это Божественное измерение Его существа могло сверкнуть, но тотчас скрывалось. Для Своих односельчан, друзей, простых людей Иисус был обычным мальчиком, потом юношей, затем молодым человеком и мужчиной. Но Он был не просто человеком. Он был прекрасным Человеком! Невозможно не обратить внимание на высокие и благородные, чисто человеческие, черты Его личности, если мы внимательно почитаем Новый Завет. Невозможно не заметить и не полюбить всей крепостью своей души Этого удивительного Назарянина.
Мы в Назарете, в пятидесяти метрах от Базилики Благовещения. Сейчас мы зайдем в храм, который стоит на месте дома, где, по преданию, жил Иосиф – Обручник Пресвятой Богородицы.
Прекрасный памятник. Он изображает Иосифа в самый сложный для него момент: что произошло с юной Марией? Почему она беременна.
Иосиф размышлял над этим.
. пока Ангел не шепнул ему: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго (Мф. 1: 20).
Ангел изображен позади памятника, неприметно. Сам по себе памятник мне очень нравится. Если бы продавались маленькие сувенирные копии, я бы хотел себе такую приобрести. Этот памятник показывает, что Бог поворачивает жизнь таким неожиданным боком, что нам сложно это принять, с этим согласиться. Но невидимый Ангел шепчет: не бойся.
И рядом – замечательные бронзовые медальоны, изображающие некоторые вехи жизни Христа.
Еще раз не побоюсь повторить: замечательные и очень трогательные, на мой взгляд!
Мы подходим к храму. Здесь расположен женский монастырь. Храм построен на месте дома, где жил Иосиф Обручник.
Вот ужас: фасад храма обрызган кровью. Особенно постарались обрызгать скульптурную композицию «Святое Семейство».
Кто это сделал? Зачем?
Кощунство? или странная религиозная церемония? Я знаю, что кропят кровью жертвенного барана у мусульман во время праздника Курбат-Байрам, но до праздника далеко, да и какое дело мусульманам до христианского храма?
На вопрос, кто это сделал, мне там, в Назарете, никто не ответил.
Входим под своды базилики святого Иосифа. Но самое интересное – в подземном храме, крипте. Спускаемся туда.
Витраж, который напоминает, что мы в месте, где находился дом Иосифа. В этот самый дом к нему явился Ангел, чтобы ободрить его и призвать принять Обручницу, которая имеет во чреве от Святого Духа.
План дома. Можно увидеть верхний этаж – храм, в котором мы недавно были, а потом – нижний этаж, помещение, в котором находимся сейчас.
Главная достопримечательность этого места – каменный бассейн.
Возле каменного бассейна 1-го века. Прежде я много раз видел фотографию этого бассейна в богословской и исторической литературе, и вот – воочию.
Это иудейская микве – купель для ритуальных омовений, впоследствии, в 1-м веке, превращенная в баптистерий, то есть христианскую крещальную купель.
Как доказывают современные исследования, в Назарете в 1-2-м веках была христианская община. Античный христианский историк Юлий Африкан (160 – ок. 240), бывший префектом Эммауса в начале 3-го века, сообщает о родственниках Христа, которых жило немало в Назарете и которые приняли христианство. Вероятней всего, они жили именно здесь.
Комментарий к баптистерию, кому интересно.
Что написано в Евангелие детства Иисуса, и Почему его содержание претит религиозным догмам
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Задолго до религиозных конфликтов между католиками и протестантами, ранняя церковь была разделена по основным догматам и верованиям христианства. Фракции с различными верованиями спорили и иногда ссорились из-за природы Бога, его отношений с человечеством и того, как люди должны поклоняться ему. Из всех ветвей гностики считались одной из самых больших опасностей для православного христианства.
Многие гностические документы были утеряны в ходе последующей борьбы за власть между различными теологиями. С тех пор многое в Библии изменилось, в том числе и то, как изображён Иисус. Таким образом, гностические верования оставались тайной, но собрание в Наг-Хаммади открыло новые сведения о раннем христианстве.
Один из самых шокирующих текстов с сайта Наг-Хаммади называется Евангелие от Фомы, в котором содержится запись о детстве Иисуса. Это Евангелие изображало молодого пророка как человека, незнакомого даже самым преданным христианам: Иисус наказывает людей без причины и не проявляет никакого уважения к своим родителям. Хотя Евангелие младенчества не является канонической частью Нового Завета, оно представляет собой увлекательный взгляд на то, что, по мнению некоторых ранних христиан, могло быть детством Иисуса.
1. Он проклял мальчика
Согласно Евангелию, пятилетний Иисус собирает воду из ручья в небольшие лужицы и совершает чудо. Он лепит из грязи воробьёв, которые оживают и улетают. Однако внезапно появившийся маленький мальчик разгневал Иисуса, используя ветку ивы, чтобы разбить лужи воды, которые создал Иисус.
2. Жестокая расправа с ребёнком и его родителями
3. Скверный характер
После того, как Иисус вновь начал делать злодеяния, Иосиф схватил его за ухо, сильно сжав его, но все попытки отца оказались тщетными. На протяжении всех Евангелий младенчества Иисус противостоит различным учителям и авторитетным фигурам. Он постоянно противоречит и унижает своих учителей, тем самым заставляя современников над многим задуматься, дабы найти его поступкам оправдания.
4. Иисус унижает одного из своих учителей
Евангелие младенчества следует определённой формуле, которую читатели в то время, возможно, сочли типичной. Есть серия из трёх чудес, за которыми следует урок. Чудеса обычно представляют собой аллегорические конструкции, но как правило многие учителя вербализуют их смысл через Слово Иисуса.
Закхей отвечает Иисусу: «Горе мне, несчастному, я смущён. Я навлёк на себя позор, притянув к себе это дитя. Уведи его, умоляю тебя, брат мой Иосиф. Я не могу вынести суровости его взгляда. Я даже готов упасть в обморок и погибнуть из-за этого мальчика, потому что я не могу в этот час смотреть ему в лицо».
5. Он ушёл на три дня без предупреждения
По мере того, как Иисус взрослеет, в Евангелии младенчества, он каждый раз открывается с новой стороны. Его более поздние чудеса включают воскрешение людей, включая исцеление больного ребёнка и строителя, но он продолжает быть антагонистом по отношению к своим родителям. Когда Иисусу исполнилось двенадцать лет, его родители отправились в Иерусалим на праздник Пасхи, как это было принято в то время.
6. Исцеление и демонстрация силы
Первые три чуда Иисуса связаны с убийством двух детей, ослеплением двух взрослых и унижением пожилого человека. Иосиф постоянно сетует, что действия его сына заставили весь город относиться к ним с презрением. Однако, высмеяв школьного учителя Закхея, Иисус резко обращает вспять весь нанесённый им ущерб.
И когда он перестал говорить, тотчас же все они были исцелены, попавшие под его проклятие. И никто после этого не осмеливался провоцировать его, чтобы он не проклял его и не искалечил. Иисус совершает этот подвиг как демонстрацию своих великих способностей.
7. Предназначение Евангелие
По словам Барта Эрмана, учёного, специализирующегося на изучении Нового Завета, рассказчики этого времени не делились историями, чтобы показать характер, встречающий вызовы и растущий как личность. Вместо этого истории сосредотачивались на персонажах, чьи черты были постоянными на протяжении всего времени: от момента рождения до самой смерти.
8. Мужество
Почему существует противоречивая история о враждебном мальчике Иисусе, который становится мирным целителем? Возможно, автор текста пытался смоделировать то, что римляне считали мужскими добродетелями. Римская мужественность вращалась в значительной степени вокруг понятия virtus.
Virtus (доблесть, или же богиня Виртута) имел много значений, которые менялись на протяжении долгой жизни империи под влиянием её взаимодействия с людьми, которых она завоевала, особенно греками. Римская мужественность означала господство над врагами и способность добиваться полного повиновения от женщин, детей и иностранцев.
Некоторые учёные настоятельно рекомендуют современным читателям рассмотреть Евангелие младенчества в этом контексте. Понятие добродетели может повлиять на непослушание Иисуса и неуважение к его отцу. Стать высшим человеком в римском обществе означало не подчиняться ничьей власти. Иисус не может повиноваться своему отцу или своим учителям, потому что он выше всех других людей.
9. Некоторые современные учёные считают, что Евангелие было сатирическим произведением
Хотя Евангелие является апокрифическим текстом, учёные испробовали множество подходов, чтобы примирить библейского Иисуса с импульсивным и агрессивным Иисусом из Евангелия младенчества. Эти подходы позиционируют текст как ветхозаветный, греко-римский по своей природе или просто отрывок гностицизма.
Теолог Джеймс Уодделл считает, что нехристианин написал Евангелие как сатирическую атаку. Он указывает на то, что автор Евангелия младенчества, по-видимому, мало знал или мало заботился о еврейских традициях во времена жизни Иисуса. Это, вероятно, указывает либо на греческого автора, либо на еврейского писателя, который ещё не принял христианство или не попал под его влияние.
Во-вторых, Уодделл утверждает, что напряжённость между новыми христианами и традиционным еврейским народом возросла бы, поскольку христиане, по-видимому, ослабили иногда строгие заповеди иудаизма. Христианство всё ещё считалось сектой иудаизма, и смелые изменения в вере, проповедуемые такими фигурами, как апостол Павел, несомненно, раздражали ортодоксальный еврейский народ.
Таким образом, многочисленные прегрешения Иисуса, включая убийство, нарушение субботы и отказ почтить своих старших, послужили бы для того, чтобы ткнуть сатирическим пальцем в глаза тем, кто возвысил бы Иисуса до статуса божества, сделав божественного Иисуса не лучше языческого бога.
10. Многие из деяний Иисуса в Евангелии младенчества упоминаются в Коране
Иисус является главным пророком в Коране, появляясь около тридцати пяти раз. Многие из этих явлений перекликаются с историями об Иисусе, которые происходят не только из Библии, но и из гностических текстов, включая Евангелие младенчества.
История о том, как Иисус вдохнул жизнь в глиняных птиц, например, повторяется в Коране в отрывке, который гласит: «Я пришёл к вам со знамением от вашего Господа. Я делаю для вас из глины фигурку птицы, затем я вдыхаю в неё, и она становится птицей с божьей помощью ».
11. Евангелие было написано спустя два-три столетия после событий
Новый Завет, как и Ветхий Завет, представляет собой разрозненное собрание религиозных свитков и историй. Понадобились религиозные расколы, рушащиеся империи и сотни лет теологии, чтобы сформировать современный канон. Учёные расходятся во мнениях относительно точных дат составления книг Нового Завета, но в целом сходятся во мнении, что он начался с посланий апостола Павла около 30 года н. э.
В первом и втором веках пересказы были в Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Поскольку Евангелие младенчества в значительной степени ссылается на канонические Евангелия, некоторые полагают, что его самая ранняя возможная дата составления может быть 80 годом н. э. По-видимому, она была написана не позднее 185 года н. э., поскольку влиятельный отец церкви Ириней ссылался на неё в тексте. Однако даже эта дата вызывает подозрения, поскольку эти истории, вероятно, передавались в течение многих лет как часть устной традиции, и Ириней, возможно, ссылался на эти истории, а не на письменное Евангелие.
12. Евангелие в Римской империи
Первые отцы церкви вели постоянную теологическую оппозицию гностикам и другим еретикам, опровергая их в письмах и проповедях. Власть и влияние гностиков резко упали после обращения Константина.
Христианские епископы нашли власть в бюрократической структуре Римской империи, используя её для запрета некоторых сект христианства и книг, которые поддерживали эти верования. Среди запрещённой литературы, возможно, было Евангелие младенчества от Фомы.
13. Существует несколько версий Евангелие
Хотя все канонические Евангелия содержат рассказы о младенчестве и детстве Иисуса, ни одно из них не считается истинным Евангелием младенчества. Однако в гностических текстах Фома не единственный автор, который посвящает всё Евангелие исключительно юности Иисуса. В библиотеке Наг-Хаммади хранится Евангелие от Иакова, относящееся к тому же периоду жизни Иисуса.
Хотя Евангелия от Фомы и Иакова наиболее широко читаются, они далеко не единственные Евангелия младенчества. За пределами Библиотеки Наг-Хаммади существует сирийское Евангелие младенчества, история Иосифа плотника и жизнь Иоанна Крестителя.
На волне распространения христианства по всей Римской империи ранние христиане поглощали любую литературу, связанную с Иисусом, жаждя новых текстов, касающихся их Господа. Как и большая часть Нового Завета, эти тексты были написаны по меньшей мере через сто лет после смерти Иисуса. Многие из них заимствованы из канонических Евангелий.
В то время люди понимали это не как плагиат или узурпацию, а скорее, как поздний вклад в растущую устную традицию. Только в течение многих веков споров и путаницы Новый Завет объединился в текст, который мы знаем сегодня.
Читайте в следующей статье также о том, кто на самом деле написал Библию и почему на этот счёт по сей день ведётся спор.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Детство и отрочество Иисуса Христа. Воспитание и образование
В издательстве Сретенского монастыря вышла первая в серии из шести книг под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение» митрополита Илариона (Алфеева). Основным центром этого уникального труда является личность Иисуса Христа, Его облик. Полемизируя с разными течениями западной новозаветной науки, автор возвращает нас к евангельскому тексту – единственному достоверному источнику, свидетельствующему о Господе Иисусе Христе. Представленный в книгах исторический контекст помогает лучше представить события евангельской истории. Первый том посвящен событиям от предыстории рождения Спасителя до Его выхода на проповедь.
Детские годы Иисуса прошли в Назарете. Об этих годах мы знаем очень мало. Матфей не говорит о них ни слова, а Лука весь период жизни Иисуса до достижения Им двенадцатилетнего возраста умещает в одну фразу: Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем (Лк. 2, 40). Что стоит за этой фразой?
Чтобы понять, как был воспитан Иисус, Сын Человеческий, мы должны представить себе жизнь благочестивой семьи среднего достатка из скромного галилейского города. Если верить предположению о том, что у Иосифа было шестеро детей от первого брака, то весьма вероятно, что все они жили в одном доме и что Иисус воспитывался среди Своих сводных братьев и сестер, которые были значительно старше Его.
В то же время следует отметить, что греческое слово τέκτων, которым обозначена профессия Иосифа, означает не только «плотник», но и «строитель»: термин применялся не только к тем, кто работал по дереву, но и к тем, кто строил из дерева или камня. Строительные метафоры нередки в речи Иисуса, и мы можем предположить, что Он был хорошо знаком со строительным мастерством. Примером могут послужить Его слова о доме, построенном на камне, и о доме, построенном на песке (см. Мф. 7, 24–27).
Профессия плотника или строителя предполагала вовлеченность в коммерческую деятельность, поскольку плотники продавали свои изделия, а строители получали плату за свой труд. Иисус был хорошо знаком с законами коммерции, с системой договорных отношений между продавцами и покупателями, заимодавцами и должниками. В Своих поучениях Он неоднократно использовал образы из этой области, в частности, в притче о двух должниках (см. Мф. 18, 23–35), о талантах (см. Мф. 25, 14–30; Лк. 19, 12–27) и во многих других.
Сельскохозяйственные образы, часто встречающиеся притчах Иисуса, свидетельствуют о том, что Он был хорошо знаком с трудом Своих соплеменников: здесь мы встречаем и сеятелей, и жнецов, и виноградарей. с некоторыми ремеслами Иисус мог познакомиться уже в раннем детстве, наблюдая за тем, как трудятся Его соотечественники.
Какое образование получил Иисус? Его старший современник, александрийский философ-иудей Филон, рассказывает, из каких наук состоял в его времена цикл общего образования:
Описанный здесь цикл наук составлял среднее образование в эллинской школе времен Иисуса, однако не имел ничего общего с тем образованием, которое Иисус мог получить в родном городе. Здесь не преподавалась ни грамматика, ни музыка, ни геометрия, ни риторика, ни диалектика. Из того, что мы знаем о Галилее времен Иисуса, мы даже не можем с уверенностью утверждать, что в городе, где Он воспитывался, была школа. Во всяком случае, мы можем не сомневаться в том, что первыми учителями Иисуса были Иосиф и Мария, у которых Он был в повиновении (Лк. 2, 51). Возможно, братья Иисуса, если они были старше Его, также принимали участие в Его воспитании и обучении.
В чем состояло обучение в галилейской семье времен Иисуса? Прежде всего в изучении Торы — Пятикнижия Моисеева, которое было Священным Писанием для всех евреев и пользовалось непререкаемым авторитетом. Тора была не просто сборником повествований об истории израильского народа: она включала в себя и законы, по которым жил еврейский народ, и нравственные предписания, считавшиеся незыблемыми и обязательными для исполнения. Любой ребенок, воспитывавшийся в еврейской семье, должен был знать Тору.
Каким образом изучали Писание? Его учили совсем не обязательно по письменному тексту. Большинство сверстников Иисуса не умело читать и библейские тексты воспринимали на слух, заучивая их наизусть. Из Евангелия мы знаем, что Иисус умел читать: об этом свидетельствует рассказ о том, как Он проповедовал в назаретской синагоге. Этот рассказ имеется у всех синоптиков, но только Лука уточняет, что, войдя в синагогу, Иисус начал читать по книге:
«И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него, и Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. и все засвидетельствовали Ему это, дивились словам благодати, исходившим из уст Его, говорили: не Иосифов ли это сын? Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, тó, чтó, мы слышали, было в Капернауме, и сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лк. 4, 16–24).
Рассказ Луки подтверждает, что Иисус умел читать на иврите. Но почему тот факт, что Он взял книгу (точнее, свиток) и, раскрыв, начал читать, вызывает у Его соотечественников такое изумление, что они устремляют глаза на Него еще до того, как Он, закрыв книгу (то есть свернув свиток), начинает комментировать прочитанное? и почему, услышав Его поучение, они спрашивают: Не Иосифов ли это сын? Очевидно, именно потому, что в доме Иосифа Иисус, по их мнению, не мог получить такое образование, которое позволяло бы Ему свободно читать на иврите и толковать слова пророков. Его слушатели хорошо знали условия, в которых Он воспитывался, и не могли представить себе, что сын плотника превратится в учителя, способного читать Священное Писание и толковать его.
Нам известно, что Иисус прекрасно знал Ветхий Завет, и мы не сомневаемся в том, что с библейскими книгами Он познакомился еще в детстве. В отрочестве главным центром обучения помимо родного дома могла быть для Него местная синагога — та самая, которую Он посетит много лет спустя, уже будучи взрослым. Именно здесь, участвуя в субботних молитвенных собраниях вместе со Своими родителями, отрок Иисус мог слышать слова Священного Писания, присутствовать при обсуждении их взрослыми, впитывать в Себя священные тексты, слова псалмов, молитв и песнопений.
О том, как происходили молитвенные собрания в синагогах времен Иисуса, пишет Филон Александрийский:
Филон не случайно называет синагогу школой: чтение Писания и его толкование опытным наставником составляли основную часть субботнего синагогального собрания. Судя по всему, никакую иную школу, кроме назаретской синагоги, Иисус в отрочестве не посещал. Нет сведений о том, чтобы Он учился у какого-либо известного раввина, или в философской школе, или при Иерусалимском храме. Иудеи, слышавшие Его в храме Иерусалимском, недоумевали: Как Он знает Писания, не учившись? (Ин. 7, 15). Слова не учившись указывают на отсутствие у Него формального образования, каким обладали книжники и фарисеи Его времени. Говоря современным языком, Иисус был самоучкой, и когда Он выступил в роли учителя, это вызвало недоумение не только в Его родном городе, где все знали об отсутствии у Него образования, но и в Иерусалиме, где Его считали пришельцем и чужаком, непонятно по какому праву вторгшимся в закрытую корпорацию учителей и книжников.
Отсутствие формального образования не исключает эпизодических контактов отрока Иисуса с учителями. Один такой эпизод сохранило для нас Евангелие от Луки. Здесь говорится о том, что каждый год родители Иисуса ходили в Иерусалим на праздник пасхи (см. Лк. 2, 41). Обычай посещать Иерусалим на пасху был широко распространен, и многие благочестивые евреи ему неуклонно следовали. Сам Иисус сохранял этот обычай до конца Своих дней. Евангелист повествует:
«И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! чтó Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов, и Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них, и Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лк. 2, 42–52).
Откуда евангелист мог узнать об этом эпизоде? Единственный возможный источник — Дева Мария, Которая рассказала о нем самому Луке или кому-либо из апостолов (Петру?), с чьих слов Лука его и записал. Многие детали повествования свидетельствуют о том, что вся сцена здесь изложена со слов Матери Иисуса: мы как бы видим эту сцену Ее глазами. В словах евангелиста о том, что все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его, мы слышим любящий материнский голос, пересказывающий этот эпизод много лет спустя. Тот же голос слышится в эмоциональных словах Матери Чадо! чтó Ты сделал с нами? Заключительная фраза повествования (И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем) также неопровержимо указывает на источник: никто, кроме Матери, не мог сохранить в сердце этот эпизод и слова, которые на тот момент были Ей непонятны, но которые Она поняла уже после того, как «оружие» прошло Ее сердце.
Достигнув зрелости и выйдя на проповедь, Иисус будет много говорить о Своем Небесном Отце. Между тем уже в двенадцать лет Он знает о том, что Его Отцом является Бог и что храм Иерусалимский принадлежит Его Отцу. Нам трудно предположить, что Мария могла рассказать двенадцатилетнему мальчику о том, что Иосиф не является Его отцом. Тем менее можно было бы ожидать подобного рассказа от Иосифа. Слова двенадцатилетнего Иисуса, обращенные к Его родителям и не понятые ими, но сохраненные в сердце Его Матери, свидетельствуют о том, что уже в раннем возрасте Он знал о Своем богосыновстве.
Трогательный эпизод, рассказанный Лукой, — единственный в Евангелиях, относящийся к отрочеству Иисуса. В следующий раз Иисус появится в Евангелии от Луки уже тридцатилетним. Между этим эпизодом и появлением Иисуса на берегах Иордана — около двадцати лет, которые Лука вмещает в одну фразу: Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков (Лк. 2, 52). Об этих годах жизни Иисуса мы не знаем ничего и можем лишь догадываться, что внешне Его жизнь ничем не отличалась от жизни обычных людей, Его сверстников и соотечественников. По всей видимости, до тридцатилетнего возраста Он продолжал жить в повиновении родителям, плотничать и изучать Священное Писание.
Мог ли Иисус в молодости получить образование где-либо в ином месте, за пределами Израиля? Нельзя исключить, что до тридцатилетнего возраста Он путешествовал по разным странам. Однако, если бы это имело место, почему бы евангелисты единодушно умолчали об этом? Если бы Иисус имел разностороннее философское образование, почему это не нашло никакого отражения ни в Его речи, ни в повествованиях о Нем? Ни одно Евангелие не дает даже намеков на то, что Иисус мог получить образование вне Своей страны.