Что карта рисков позволяет
Приложение N 2. Карта риска
Общий подход к построению карты рисков:
Карта рисков представляет собой схематичное отображение классификации рисков по степени их значимости и вероятности реализации.
Значимость представляет собой характеристику степени возможного ущерба от рискового события (прямые финансовые потери, упущенные возможности и косвенные финансовые потери, невыполнение поставленных целей и задач и др.). Значимость может быть измерена в денежном выражении как оценка возможных потерь от рискового события, но недопустимо использовать денежную оценку в качестве единственной меры существенности риска.
Вероятность реализации риска определяет вероятность наступления рискового события, приносящего ущерб. Вероятность может оцениваться при помощи статистических моделей или методов экспертной оценки.
В карте рисков анализируемые риски группируются в зависимости от степеней значимости и вероятности их реализации. Рекомендуется выделять низкую, среднюю и высокую степень значимости риска и вероятности его реализации.
В карте риска формируется 9 сегментов, в которых группируются риски, имеющие равные оценки значимости и вероятности реализации. Деление рисков по этим сегментам производится с целью дифференциации подходов к управлению рисками, имеющими различный уровень значимости и вероятности реализации.
Наиболее опасными признаются риски, сгруппированные в сегментах, соответствующих одновременно высокой степени значимости и высокой вероятности реализации, высокой степени значимости и средней степени вероятности реализации, средней степени значимости и высокой степени вероятности реализации.
Управление рисками проекта
Причиной возникновения рисков являются неопределенности, существующие в каждом проекте. Риски могут быть “известные” — те, которые определены, оценены, для которых возможно планирование. Риски “неизвестные” — те, которые не идентифицированы и не могут быть спрогнозированы. Хотя специфические риски и условия их возникновения не определены, менеджеры проекта знают, исходя из прошлого опыта, что большую часть рисков можно предвидеть.
Реализуя проекты, имеющие высокую степень неопределенности в таких элементах, как цели и технологии их достижения многие компании уделяют внимание разработке и применению корпоративных методов управления рисками. Данные методы учитывают как специфику проектов, так и корпоративных методов управления.
Американский Институт управления проектами (PMI), разрабатывающий и публикующий стандарты в области управления проектами, значительно переработал разделы, регламентирующие процедуры управления рисками. В новой версии PMBOK (принятие которого ожидается в 2000 году) описаны шесть процедур управления рисками. В данной статье мы предлагаем краткий обзор процедур управления рисками (без комментариев).
Управление рисками — это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий.
Процесс управления рисками проекта обычно включает выполнение следующих процедур:
Все эти процедуры взаимодействуют друг с другом, а также с другими процедурами. Каждая процедура выполняется, по крайней мере, один раз в каждом проекте. Несмотря на то, что процедуры, представленные здесь, рассматриваются как дискретные элементы с четко определенными характеристиками, на практике они могут частично совпадать и взаимодействовать.
Планирование управления рисками
Планирование управления рисками — процесс принятия решений по применению и планированию управления рисками для конкретного проекта. Этот процесс может включать в себя решения по организации, кадровому обеспечению процедур управления рисками проекта, выбор предпочтительной методологии, источников данных для идентификации риска, временной интервал для анализа ситуации. Важно спланировать управление рисками, адекватное как уровню и типу риска, так и важности проекта для организации.
Идентификация рисков
Идентификация рисков определяет, какие риски способны повлиять на проект, и документирует характеристики этих рисков. Идентификация рисков не будет эффективной, если она не будет проводиться регулярно на протяжении реализации проекта.
Идентификация рисков должна привлекать как можно больше участников: менеджеров проекта, заказчиков, пользователей, независимых специалистов.
Идентификация рисков — итерационный процесс. Вначале идентификация рисков может быть выполнена частью менеджеров проекта или группой аналитиков рисков. Далее идентификацией может заниматься основная группа менеджеров проекта. Для формирования объективной оценки в завершающей стадии процесса могут участвовать независимые специалисты. Возможное реагирование может быть определено в течение процесса идентификации рисков.
Качественная оценка рисков
Качественная оценка рисков — процесс представления качественного анализа идентификации рисков и определения рисков, требующих быстрого реагирования. Такая оценка рисков определяет степень важности риска и выбирает способ реагирования. Доступность сопровождающей информации помогает легче расставить приоритеты для разных категорий рисков.
Качественная оценка рисков это оценка условий возникновения рисков и определение их воздействия на проект стандартными методами и средствами. Использование этих средств помогает частично избежать неопределенности, которые часто встречаются в проекте. В течение жизненного цикла проекта должна происходить постоянная переоценка рисков.
Количественная оценка рисков
Количественная оценка рисков определяет вероятность возникновения рисков и влияние последствий рисков на проект, что помогает группе управления проектами верно принимать решения и избегать неопределенностей.
Количественная оценка рисков позволяет определять:
Количественная оценка рисков часто сопровождает качественную оценку и также требует процесс идентификации рисков. Количественная и количественная оценка рисков могут использоваться по отдельности или вместе, в зависимости от располагаемого времени и бюджета, необходимости в количественной или качественной оценке рисков.
Планирование реагирования на риски
Планирование реагирования на риски — это разработка методов и технологий снижения отрицательного воздействия рисков на проект.
Берет на себя ответственность за эффективность защиты проекта от воздействия на него рисков. Планирование включает в себя идентификацию и распределение каждого риска по категориям. Эффективность разработки реагирования прямо определит, будут ли последствия воздействие риска на проект положительными или отрицательными.
Стратегия планирования реагирования должна соответствовать типам рисков, рентабельности ресурсов и временным параметрам. Вопросы, обсуждаемые во время встреч, должны быть адекватны задачам на каждой стадии проекта, и согласованы со всеми членами группы по управлению проектом. Обычно требуются несколько вариантов стратегий реагирования на риски.
Мониторинг и контроль
Мониторинг и контроль следят за идентификацией рисков, определяют остаточные риски, обеспечивают выполнение плана рисков и оценивают его эффективность с учетом понижения риска. Показатели рисков, связанные с осуществлением условий выполнения плана фиксируются. Мониторинг и контроль сопровождает процесс внедрения проекта в жизнь.
Качественный контроль выполнения проекта предоставляет информацию, помогающую принимать эффективные решения для предотвращения возникновения рисков. Для предоставления полной информации о выполнении проекта необходимо взаимодействие между всеми менеджерами проекта.
Целью мониторинга и контроля является выяснить, было ли:
Контроль может повлечь за собой выбор альтернативных стратегий, принятие корректив, перепланировку проекта для достижения базового плана. Между менеджерами проекта и группой риска должно быть постоянное взаимодействие, должны фиксироваться все изменения и явления. Отчеты по выполнению проекта должны формироваться регулярно.
Использование карты рисков для их выявления
Упрощенно технология управления в концепции приемлемого риска воспринимается как последовательность трех больших этапов выявления, оценки и минимизации. Предположим, что в ходе реализации первого этапа руководством сформулированы цели и поставлены задачи риск-менеджмента компании. Следующим шагом предстоит выявить и идентифицировать основные угрозы текущей и перспективной деятельности. Одним из действенных и наглядных инструментов такой работы является карта рисков.
Этап картографирования рисков
Самостоятельная борьба с рисками в бизнесе, как правило, начинается с традиционного SWOT-анализа и описания угроз. К этому подключается анализ документации: нормативной, финансовой, управленческой, маркетинговой, договорной. Исследуются действующие политики, регламенты, результаты сессионной стратегической деятельности. В ходе исследований и коллегиальной работы формируется состав внешних и внутренних факторов, способных оказать влияние на уровень рисков.
В результате выявленные угрозы подлежат сведению в единую таблицу, представляющую собой систему факторов риска с их перечнем, иногда именуемым профилем факторов риска. Помимо сводной таблицы целесообразно также разработать классификационную схему факторов с выделенными взаимосвязями между ними. Более конкретной формой выявления факторов служит их идентификация. Идентификация рисков предполагает выявление самых значимых качественных и количественных их характеристик, в состав которых входят:
Иными словами, риск необходимо сопоставить с указанными параметрами. В момент, когда мы начинаем осмыслять размер ущерба, возникает переход на второй этап технологии управления – стадию оценки. Измерение риска в рамках идентификации факторов и первичной оценки инструментально производится сначала качественно, а затем количественно.
Вторым инструментом измерения является картографирование. Когда мы только начинаем работу с факторами, мы стремимся описать их на уровне: вероятно – не вероятно, опасно – не опасно и насколько опасно. На этой основе можно осуществить построение карты с осями абсцисс, по которой выстроена шкала опасности, и ординат, с размещением на ней шкалы вероятности риска. Факторы находят отражение на созданном поле и получают на нем визуальное позиционирование.
Каждая компания сама устанавливает понятие опасности и единицы ее измерения. Для руководителей одной компании под ней понимается упущенная прибыль, для других – доход. Для примера можно предположить, что опасность в пределах потери прибыли до 33% является неопасной, в диапазоне от 33% до 67% опасность допустима, а свыше 67% уже неприемлема. Некоторые авторы полагают, что опасным может быть фактор, если он может привести к потерям прибыли полностью (100%). Диапазон вероятности от 0 до 1 делится на три или более группы, предположим:
Представленный выше пример разбиения диапазонов не является догмой, в каждом конкретном случае подход индивидуален. Далее ответственные сотрудники, взяв данные заполненной таблицы факторов риска (форма размещена ниже), переносят каждый фактор на карту риска с учетом вероятности и опасности. В зависимости от сектора матрицы, в который попадают факторы, можно увидеть на карте, к какой зоне риска они принадлежат.
Анализ карт рисков
Построение или коррекцию карты рекомендуется делать один раз в квартал. Каждый раз после такой работы следует проводить анализ. Он позволяет отсечь группу рисков, являющихся опасными (выше проведенной красной линии на карте). Кроме того, очевидными становятся неопасные риски, попавшие в квадранты ниже синей прочерченной линии. Карта рисков в ходе анализа дает возможность сделать следующие выводы.
Выше показан пример иного представления карты. Внутри кругов проставлены значения вероятности фактора. В самой верхней части карты мы наблюдаем два риска, которые можно с уверенностью назвать ключевыми. Под ключевыми рисками следует понимать такие угрозы, которые способны нанести непоправимый, катастрофический ущерб бизнесу. Среди ущерба подобного типа можно назвать остановку непрерывного производства в условиях рисков техногенных катастроф, например, в металлургии, или даже потерю самого бизнеса при угрозе появления так называемых «убийц технологий».
Карты рисков могут быть сформированы не только в графической, но и в табличной форме. Ниже вашему вниманию представлен пример такой карты. По строкам размещены факторы риска, а шкалы вероятности и степени опасности последовательно размещены в столбцах. Таблица заполняется путем проставления «+» в ячейках, соответствующих факторам риска по двум основным параметрам оценки. В зону самых опасных рисков попадают факторы, имеющие отметку в каждом третьем столбце. В нашем примере это «рост себестоимости производства продукции». Контролируемые риски, наоборот, имеют отметки в каждом первом столбце. В примере к таким относятся «рост запасов» и «текучесть персонала».
При построении карты рисков возникает резонный вопрос: «Можем ли мы ошибаться?». Конечно! Ошибка может заключаться в выборе экспертов. И сами эксперты способны совершать ошибки, разворачивая ситуацию в субъективной оценке факторов. Но делая оценку регулярно и вводя ее результаты в фокус своего внимания, лица, принимающие решения, раз за разом учатся выявлять застарелые проблемы и находить новые угрозы. Помимо этого, формируется навык грамотно расставлять приоритеты и своевременно минимизировать риски. В любом случае, настоящий инструмент эффективен сам по себе.
КАК СОСТАВИТЬ УДОБНУЮ ДЛЯ СЕБЯ И ПОЛЕЗНУЮ ДЛЯ РАБОТНИКОВ КАРТУ ОЦЕНКИ ПРОФРИСКОВ?
Карта оценки профрисков решит для службы охраны труда сразу несколько задач: поможет защитить себя от претензий ГИТ, упорядочить работу по оценке профрисков, ознакомить работников с ее результатами и снизить травматизм. Как правильно составить этот документ и чем он полезен работникам, узнаете в статье.
Воспользуйтесь образцами карт, которые коллеги уже успешно применяют в работе.
Чем карта поможет службе охраны труда
Карты оценки профрисков нужны, чтобы проинформировать каждого работника об условиях труда на конкретном рабочем месте. Знать о рисках для здоровья и принятых мерах защиты от них – это право работника (ст. 21, 219 ТК).
В законе нет прямого требования вести карты оценки профрис- ков, но работодатель обязан создать и поддерживать на пред- приятии СУОТ. Инспекторы ГИТ проверяют по чек-листу, есть ли на предприятии Положение о СУОТ. В Положении необходимо указать, в какой форме и в каком порядке информируют работников об условиях труда и уровнях профрисков на их рабочих местах (подп. «г» п. 8, п. 41 Типового положения, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 No 438н). Если организацию оштрафуют за нарушение этого требования, то это говорит о серьезных недостатках работы службы охраны труда.
Чтобы подтвердить факт, что персонал ознакомили с опасностями на их рабочих местах, в документах с результатами оценки профрисков должны стоять реальные подписи работников. Не запрещен и электронный документооборот, но такой метод требует дополнительных затрат и доступен не многим предприятиям. Когда нет доказательств, что работника ознакомили, накажут по части 1 статьи 5.27 КоАП (решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 10.06.2019 No 12-82/2019).
Не запрещено ознакомить персонал с полным отчетом по оценке профрисков и не разрабатывать отдельные карты, но на практике это неудобно. Если проводите процедуру поэтапно, придется постоянно собирать подписи со всех работников, когда вносите изменения в общий отчет. Чтобы этого не делать, внедряют карты оценки профрисков для каждого рабочего места. В этом случае повторно подпись работника получают, только если в карту оценки профрисков для его рабочего места внесли изменения.
50 000 руб. – минимальный штраф, который заплатит работодатель, если не ознакомит работника с результатами оценки профрисков (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП)
Почему карта полезна для работников
Если разработаете карты оценки профрисков и разместите их на рабочих местах, у сотрудников будет к ним постоянный доступ наравне с инструкциями по охране труда. Перечень потенциальных опасностей поможет работникам обратить внимание на риски их здоровью, о которых они даже не задумывались.
Например, сотрудники часто ходят по офису с горячими напитками и не обращают внимания на лужи в уборной или в помещениях после влажной уборки. В таких ситуациях есть риск обжечься или поскользнуться и получить травму.
Полезную для себя информацию работники найдут в графе о мерах по снижению риска. С ее помощью они смогут исключить опасное поведение. Например, напротив опасности «получить ожог» укажите на «запрет пить горячие напитки на ходу».
Рядом с опасностью «поскользнуться в офисе» порекомендуйте не спешить при ходьбе, а для клининговых организаций предусмотрите следующие мероприятия: проводить уборку помещений во внерабочее время, устанавливать таблички «мокрый пол», определить дополнительные зоны уборки и пр.
Как разработать форму карты оценки профрисков
Отсутствие обязательной формы позволяет вносить в карту любую информацию, которая поможет в работе. Например, чтобы легко ориентироваться, вносите в «шапку» документа не только наименование рабочего места или должности, но и структурное подразде- ление. Укажите оборудование, которое используют работники, так как оно может отличаться даже у тех, кто трудится на аналогичных должностях.
Обязательны для карты графы, которые докажут инспектору, что работник знает о профрисках, а работодатель понимает, как ими управлять:
Остальные графы и обозначения вводите исходя из особенностей своего предприятия. Например, данные об уровне профриска можно сопроводить знаками, которые помогут понять, какими последствиями грозит нарушение правил. Чтобы работники легче усваивали информацию, маркируйте цветом уровни риска: наиболее опасные ситуации обозначьте красным, наименее опасные – желтым.
Внесите в карту меры, которые должны обеспечить служба охраны труда и непосредственные руководители – например, проведение своевременных инструктажей, размещение плакатов о соблюдении требований охраны труда и пр. Покажите, как снижается риск, если применять СИЗ. На с. 35 (полная версия статьи доступна для просмотра по ссылке ниже) есть два образца, которые успешно используют коллеги, выберите наиболее удобный для себя.
Карта
оценки профессионального риска № 1
1. Наименование структурного подразделения: Финансовый департамент
2. Рабочее место (профессия/должность): Специалист 1-го разряда
3. Используемое в работе оборудование: ПК
No | Наименование потенциальной опасности для работника | Вероят- ность наступ- ления | Тяжесть послед- ствий | Пока- затель риска | Уровень риска | Требуемые меры по снижению риска |
1 | Падение вследствие поскальзывания на льду в зимний период | 3 | 1 | 3 | Низкий | Не спешить при ходьбе, соблюдать личную осторожность |
2 | Падение вслед- ствие спотыкания при переноске габаритного груза | 2 | 2 | 4 | Средний | Переносить грузы с сохранением обзора по ходу движения |
3 | Заболевание/ травма мышц спины и связок из-за пере- мещаемых тяжестей | 2 | 2 | 4 | Низкий | Переносить не более установленных норм в одиночку за раз. При ухудшении само- чувствия сообщить руководителю |
4 | Порез канцелярским ножом, ножницами | 3 | 2 | 6 | Средний | Не спешить при работе. Работать канцелярским ножом всегда в направлении «от себя». Соблюдать личную осторожность |
5 | Порез бумагой | 3 | 1 | 3 | Низкий | Не спешить при работе. Соблюдать личную осторожность |
6 | Поскальзывание в уборной из-за мокрого пола | 2 | 1 | 2 | Низкий | Сообщение о необходимости уборки клининго- вой организации |
7 | Травмы при проведе- нии эвакуации | 2 | 2 | 4 | Низкий | Участвовать в тренировках по эвакуации. Изучить схемы эвакуации и расположение пожарных выходов |
8 | Неучастие в эвакуа- ции работников в помещениях | 2 | 4 | 8 | Средний | |
9 | Дискомфорт позво- ночника, суставов при длительной работе | 3 | 1 | 3 | Низкий | Перерывы в течение рабочего дня |
10 | Перегрузка зритель- ного аппарата | 3 | 1 | 3 | Низкий | Перерывы в течение рабочего дня. Гимнастика для глаз |
11 | Отравление приоб- ретенными пище- выми продуктами (столовая) | 3 | 1 | 3 | Низкий | Соблюдать личную осторожность, при подозрениях о некачественной продукции сообщить в ООТ |
12 | Падения, поскаль- зывания на входе в здание | 3 | 2 | 6 | Средний | Не спешить при ходьбе. Соблюдать личную осторожность |
13 | Падение снега и сосулек с крыши на находящихся внизу людей | 2 | 4 | 8 | Высокий | Не проходить в огороженную опасную зону, соблюдать осторожность |
14 | Ожог при переме- щении с горячими напитками по терри- тории офиса | 2 | 2 | 4 | Средний | Употреблять напитки в установленном месте. Не перемещаться с горячими напитками по территории |
15 | Поражение электри- ческим током при работе с электро- приборами: принтер, ксерокс, компьютер | 1 | 3 | 3 | Средний | Использовать только оборудование, предоставленное работодателем.Соблюдать требования инструкций по электробезопасности |
Заключение: Среднее значение уровня риска на рабочем месте 4,26, что соответствует среднему уровню риска
Дата составления: 05.09.2020
Пример карты оценки рисков со знаками можете найти в полной версии статьи:
Источник: Журнал “Справочник специалиста по охране труда”, 11-2020
Риски проекта: анализ, оценка и стратегии управления
Эту статью мы написали вместе с Анастасией Борисюк, руководителем проектной группы в Актион Технологии. Вот ее телеграм-канал.
Мэри работает проджект-менеджером. Она управляет разработкой мобильного приложения с элементом блокчейна. Все шло хорошо, но за месяц до релиза главный разработчик заболел, а кроме него в технологии блокчейна никто не разбирается.
Мэри не знает, что делать. Нужно искать другого разработчика, сдвигать дедлайны, увеличивать бюджет. Заказчики недовольны, конкуренты вот-вот выпустят похожий продукт.
На месте Мэри может оказаться любой проджект. Чтобы этого не произошло, нужно не забывать работать с рисками проекта.
Время на чтение: 9 минут
Что будет в статье:
Какие бывают источники рисков
Шаблон реестра рисков
Как выбрать стратегию управления рисками
Что такое риски
Прежде чем понять, как работать с рисками, давайте проговорим, что это такое и какие они бывают.
Риски — это негативные события, которые могут произойти и повлиять на проект. Например, государство выпустит новый закон или разработчик временно не сможет работать над проектом.
Риски можно делить на внешние и внутренние.
Внешние риски находятся в окружении проекта — поставщиках, подрядчиках и клиентах, государстве, окружающей среде. К ним относятся срыв сроков подрядчиками, стихийное бедствие или новый закон.
Внутренние риски — это все потенциальные проблемы организации и проектной команды. Например, кто-то неожиданно уволится или команда начала использовать новую технологию и заложила недостаточно времени на ее изучение и эксперименты с ней.
Также можно категоризировать риски по этапам проекта.
Например, типовой риск на стадии дизайна — заказчики не утвердили макет. После разработки может оказаться, что они по-другому их представляли. Тогда придется потратить время на внесение изменений, а для этого нужны дополнительные ресурсы.
Чем раньше проджект выявит и проработает риск, тем дешевле и проще будет его компенсация или предотвращение. Если детально изучить требования и обсудить непонятные моменты, то на этапе тестирования будет меньше проблем.
В статье вы встретитесь с терминами, которые могут быть вам незнакомы. Их использует в своей работе Анастасия Борисюк в Актион Технологии. Давайте введем определения, чтобы говорить на одном языке.
Предоценка — это грубая оценка работы тимлидом. Она проводится после ДОДинга и используется для планирования и выставления сроков работы проектной команды. Для этого тимлид берет время на то, чтобы еще раз все прочитать и продумать технические аспекты реализации.
В следующем блоке вы погрузитесь в будни джуниор проджект-менеджера. Представьте, что вы работаете в компании по разработке мобильных приложений.
Как работать с рисками
Рабочая неделя начинается с проверки Google-календаря. На сегодня у вас стоит созвон с Оливией — опытным проджектом, которая давно работает в компании и будет вашим ментором.
Вы заходите в Google Meet
Вы открываете почту, переходите по ссылке и погружаетесь в чтение.
Как анализировать риски
Работа с рисками начинается с их анализа. Он включает три этапа: выявление проблем, определение причин возникновения этих проблем и систематизация причин.
Рассмотрим подробнее каждый этап.
Как выявлять проблемы
Анализ рисков начинается с выявления проблем. Для этого можно использовать три способа: вспомнить старые проблемы, обсудить проект с командой, опросить экспертов, продактов и представителей бизнеса.
Вспомнить старые проблемы. Выпишите все проблемы, с которыми вы уже встречались в предыдущих проектах. Например, команда регулярно не вписывается в сроки или сдает не то, что нужно заказчику.
Обсудить проект с командой. Опытные разработчики подскажут, что может произойти в зависимости от целей проекта, используемых технологий, объема ресурсов. Например, если проект подразумевает внедрение незнакомой технологии, нужно учесть время на изучение и заложить риски в оценку на внедрение.
Опросить экспертов, продактов и представителей бизнеса. Они могут обнаружить проблемы, связанные с рынком, конкурентами, целевой аудиторией, законодательством. Например, при разработке банковского сервиса будет полезно проконсультироваться с юристом в сфере финансовых вопросов, чтобы не нарушить действующие или будущие законы.
Вы решаете начать работу над заданием от Оливии в процессе изучения документа. Так как проект на начальной стадии и команда еще с ним не знакома, вы отталкиваетесь от старых проблем.
Вы вспоминаете, с чем уже сталкивались: иногда тимлид дает предоценку без декомпозиции или с высокоуровневой декомпозицией. Это приводит к тому, что команда не укладывается в сроки.
Как определять причины проблем
Чтобы предотвратить проблемы, нужно определить их триггеры — причины возникновения. Для этого можно воспользоваться методом “5 почему”.
Метод “5 почему” заключается в том, чтобы постепенно отвечать на вопрос “Почему это произошло?” Вопросов не обязательно должно быть пять — их может быть как больше, так и меньше. Главная задача — добраться до корневой причины.
Например, проблема в том, что команда не попала в оценку:
Так за три вопроса мы добрались до истинной причины. Если лучше изучать технологии, которые используются в проекте, оценка сроков может стать более реалистичной и команда будет чаще укладываться в дедлайны.
Этот пример натолкнул вас на еще один возможный триггер неправильной оценки в SportLife — команда плохо разбирается в технологии и может неправильно оценить, сколько ресурсов потребуется. Вы обратились к продакту и узнали, что приложение должно синхронизироваться с фитнес-браслетами и пульсометрами. Команда никогда не разрабатывала аналогичный проект, и этот риск может стать проблемой.
В статье об ошибках в управлении разработкой вы найдете десять примеров, как стоит управлять разработкой, а как — нет. Также мы даем шаблон для распределения времени команды в спринте.
Как систематизировать причины
Причины, полученные с помощью метода “5 почему”, следует включить в реестр рисков — документ, в котором собраны все риски. Чем масштабнее, длительнее и сложнее становятся проекты, тем труднее контролировать ситуацию. Без централизованного мониторинга рисков вы можете что-то забыть или упустить.
Для удобства можно группировать риски по этапам работы над проектом — например, дизайн, снятие требований, оценка, планирование, разработка, тестирование и приемка. На каждом этапе могут возникать разные риски. Находясь на этапе дизайна и зная типовые риски этого этапа, проджекту легче их обнаружить и начать работать с ними.
Задание
Как вы думаете, какие риски относятся к этапу “Разработка”?
Реестр рисков можно вести в Google-таблицах. Нужно зафиксировать риск, его триггер и оценку. Затем прописать действия, которые можно предпринять, чтобы снизить вероятность появления риска. Также нужно продумать план на случай, если риск станет проблемой.
Вы вносите в реестр риски и их триггеры.
Как заполнять документ дальше пока непонятно, поэтому вы переходите к следующему блоку документации. Там говорится о том, как оценивать риски и управлять ими.
Бесплатный курс по проджект-менеджменту
За 5 часов вы узнаете, какие 5 soft skills необходимы для работы в проджект-менеджменте и как их развить
Как оценивать риски
Невозможно отрабатывать все риски подряд. Нужно сосредоточить свои силы только на наиболее важных. Для этого нужно провести оценку рисков, ответив на два вопроса:
Риски принято делить на три группы: высокий, средний и низкий:
Высокие риски нужно прорабатывать в первую очередь, так как они представляют наибольшую опасность для проекта.
С рисками из средней группы можно работать двумя способами:
1. Снизить их влияние и переместить в низкие
2. Переместить в высокие и составить план их отработки
Рисками из низкой группы можно пренебречь и мониторить их состояние. Их вероятность и влияние на проект не такие существенные.
Оценка рисков обычно субъективна, на нее влияет контекст проекта. Одни и те же риски в двух проектах с разной вероятностью становятся реальной проблемой и по-разному влияют на результат.
У вас пока нет опыта в оценке рисков, но вы понимаете, что неизвестная технология с большей вероятностью может стать проблемой и сильно повлияет на результаты работы. Предоценка без декомпозиции или с высокоуровневой декомпозицией скорее всего не так критичны. Вы расставляете в реестре рисков вероятности и степень влияния.
Осталось разобраться с тем, как работать с этими рисками.
Читайте лучшие статьи о запуске и росте продуктов
Раз в неделю будем отправлять свежий дайджест вам на почту. Наc читает 12000 человек 🚀
Как управлять рисками
Когда мы выявляем риск, то понимаем, какую он несет угрозу проекту: срокам, качеству, бюджету, целям. Но этого недостаточно. После анализа и оценки рисков нужно придумать план, как превратить их из неопределенности в управляемые элементы. Для этого нужно:
Составить план действий, чтобы риск не произошел.
Определить, что делать, если риск станет проблемой.
Чтобы понять, что делать с риском, надо выбрать одну из четырех стратегий:
Далее рассмотрим каждую стратегию подробнее — что она значит, как ее применять и в каких случаях рекомендуется использовать.
Стратегия «Принять риск»
Суть стратегии. При использовании данной стратегии проджект-менеджер принимает то, что риск станет проблемой, и сразу планирует ее решение.
Когда используется. Эта стратегия подходит для рисков, когда вероятность негативного события низкая или последствия на проект незначительные. Например, переход на удаленную работу, небольшие доработки в проект, новые баги.
Пример. Когда в команде разработчиков появляется джун, скорость работы над проектом уменьшается. То, что обычно команда делала за один спринт, может растянуться на полтора. В таком случае проджект закладывает дополнительный запас времени в проект.
Задание
Как вы думаете, какой риск можно принять?
Стратегия «Уклониться от риска»
Суть стратегии. При использовании стратегии уклонения проджект предпринимает действия, чтобы событие не произошло. Для этого он старается ограничить влияние внешних факторов и взять под контроль внутренние.
Когда используется. Эта стратегия подходит для рисков, причина которых предсказуема и ее можно устранить. Например, болезни сотрудников, долгие согласования с другими отделами, изменение требований к продукту.
Пример. Есть риск, что приемка фичи у заказчика затянется. Значит, следует поставить четкий срок по приемке. В этом случае цель фича будет выполнена вовремя, так как проджект ограничил влияние внешних факторов.
Стратегия «Снизить влияние»
Суть стратегии. При использовании данной стратегии проджект-менеджер планирует такие мероприятия, чтобы степень влияния и вероятность снизились.
Когда используется. Эта стратегия подходит для рисков, у которых высокая вероятность того, что события произойдут, и высокое влияние на проект. Например, недостаток экспертизы или изменения в рабочих процессах.
Пример. Нужно перенести систему для бухгалтерского учета на другую платформу. При этом есть риск, что у команды недостаточно экспертизы в технологии, по которой работает эта система — только один разработчик имеет релевантный опыт. С высокой вероятностью этот риск станет проблемой и повлияет на сроки проекта.
Проджект не может полностью избавиться от этого риска, но может снизить его влияние. Для этого можно привлечь команду к разработке плана реализации. Так разработчики заочно погрузятся в проект. Также можно заложить время на погружение в технологию и мониторить риск еженедельно. С увеличением знаний у команды можно корректировать оценки.
Стратегия «Передать другому»
Суть стратегии. Эта стратегия подразумевает передачу задачи и связанные с ней риски заказчику или другим исполнителям.
Когда используется. Стратегия используется в тех случаях, когда нет ресурсов и знаний для решения проблемы, которая может возникнуть. Например, команда может не разбираться в искусственном интеллекте или технологии распределенных вычислений.
Пример. Команде нужно подключить к продукту электронную цифровую подпись. У компании нет экспертизы и возможности заниматься этой задачей и бюрократическими вопросами. Проджект исключает этот пункт из контракта и договаривается, что заказчик отдает эту фичу другим подрядчикам и сам несет за нее ответственность.
Вы дочитали документ Оливии, теперь нужно определить стратегию действий для каждого риска. Но сначала вы делаете небольшой перерыв, чтобы переварить информацию.
Проработка рисков для SportLife
После чашки кофе вы приступаете к выбору стратегии управления выявленными рисками.
❌ Стратегия «Принять риск». Все ваши риски на этапе оценки достаточно значимы. Вы не можете просто принять их.
❌ Стратегия «Передать другому». Передать задачу другому тоже не получится — по договору все задачи по проекту лежат на вашей проектной команде.
✅ Стратегия «Уклониться от риска». От рисков, связанных с декомпозицией задач, можно уклониться. Они предсказуемые, и вы можете сделать так, чтобы риск не стал проблемой.
Риск предоценки без декомпозиции можно предотвратить, заранее попросив тимлида декомпозировать задачу на более мелкие шаги и проверив, как у него это получилось. Если же риск все-таки станет проблемой, нужно посмотреть, можно ли убрать что-то из скоупа и вынести в следующий спринт.
Чтобы предотвратить риск слишком крупной декомпозиции, нужно прописать, из каких этапов будут состоять решение и работы. На груминге фичи нужно сравнить предоценку и оценку. Если же риск станет проблемой, нужно занести в реестр рисков, какие работы не были учтены. Это поможет не допустить такого с другой фичей.
✅ Стратегия «Снизить влияние». Для управления риском неправильной оценки из-за неизвестной технологии можно использовать стратегию снижения влияния. Для этого нужно заранее провести рисерч, чтобы лучше разобраться, какие работы потребуется провести в проекте. На ретро нужно обсудить, вписывается ли команда в оценку. Если окажется, что команда выбивается из сроков, нужно заложить дополнительное время на разработку и правки.
Вы вносите план действий в реестр рисков и спешите показать Оливии результат.