Что кельты носили на шее
Кельтские украшения
Добрый день, уважаемые подписчики и гости моего «Сундучка со сказками».
К сожалениию, художественное наследие древних кельтов нельзя назвать многочисленным, потому что в хорошем состоянии сохранились в основном изделия из благородных металлов, золота, серебра и бронзы. Многие предметы из дерева, железа, кожи и ткани исчезли.
То, что пощадило время, было отчасти разрушено человеком: что-то в спешке зарыто без надежды отыскать вновь, что-то украдено и использовано для украшения зала какого-нибудь лорда или монастырского алтаря. Некоторые изделия были сломаны или разделены между членами шайки грабителей в качестве трофеев; другие были расплавлены и исчезли навеки в слитке металла. Но то, что до нас дошло, представляет неоспоримую художественную ценность и проливает свет на особенности цивилизации кельтов.
Три подвески из Британского Музея: 6-7 вв. Филигрань,позолота, вставки гранат, цветное стекло.
Диодор Сицилийский сообщает нам в своих записках, что кельты очень любили украшения, и его сведения находят массу подтверждений в кельтской литературе Ирландии. Среди украшений наибольшей любовью пользовались фибулы и торквесы (гривны).
Торквес
Торквес был чрезвычайно популярным украшением кельтов и предоставляет исследователям много хорошо датируемых вариаций. В отличие от фибул, торквесы были мало распространены в Европе гальштаттского времени, и их массовое производство падает именно на латенский период. Их находят почти исключительно в женских погребениях, хотя на многих изображениях, как кельтских так и античных, мы видим украшенных ими мужчин.
Посидоний при описании кельтских народов так же отмечал их пристрастие к показной роскоши, которая в первую очередь иллюстрируется искусно сделанным, детально разработанным, толстым и тяжелым торквесом (торк). Ожерелье из бронзы, золота, драгоценных металлов, которое кельты носили вокруг шеи, талии, поперек груди, как браслеты. В живописи и скульптуре торк является идентификатором «кельтского мира».
Древнегреческий историк Полибий писал, что римские войска испытывали смятение при столкновении с кельтскими воинами, у которых на шее были торквесы из золота, а на руках браслеты. Торк был известен египтянам, персам, ранним народам британских островов, римлянам через памятники и кельтские монеты, что означало, что торквес в кельтском мире являлся значительным символом, олицетворявшим силу и власть. Кроме того, он нес на себе следы не вполне ясной нам сейчас религиозной символики. Его нередко приносили в дар божеству, а с некоторыми богами он прямо ассоциировался как непременный их атрибут.
Наиболее ранние гривны имеют очень простые формы и сделаны из изогнутой бронзовой трубки или цельного куска бронзы. Наконечники их невелики сравнительно с более поздними образцами. Редко встречаются очень красивые гривны, украшенные ложным двойным плетением. Чем дальше, тем украшение становится все более сложным, включает рельефный орнамент и даже антропоморфные и зооморфные мотивы. Среднелатенский период характеризуется гладкими или витыми торквесами, с массивными печатевидными наконечниками, скреплявшимися Т-образными застежками. От этого же времени до нас дошло несколько драгоценных золотых гривн очень тонкой работы. С ними сосуществуют самые простые экземпляры с полыми наконечниками, которые выходили из крупных ремесленных центров северо-востока Франции. Позднейшие гривны становятся все более массивными.
Торквес из захоронения, найденного в Норфолке, датируется 1 веком до Н.Э.
В контексте битв и сражений большие, подчёркнуто роскошные торквесы, очевидно, воплощали королевское достоинство, могущество. Естественно, они являлись хорошими трофеями в случае поражения кельтов на поле боя. Так, видный римский политический деятель Тит Манлий Торкват получил своё прозвище от золотого торквеса, снятого с убитого им в единоборстве галла.
Кельтские мифы обращаются не только к вере во власть торквеса самих кельтов. В одном мифе рассказывается о провозглашении императором Юлиана Отступника. Во время церемонии кельтский воин по имени Маурсус снял со своей шеи торквес и возложил его на голову нового императора. Таким поступком он продемонстрировал признание Юлиана в качестве властителя и, соответственно, утвердил, что император может рассчитывать на поддержку кельтов.
В одной из многочисленных легендах о Святом Брендане Клонфертском также говорится о кельтской безграничной вере в мистические возможности торка. Король Тары, которого в легенде не упоминают по имени, увидел во сне ангелов. Они сняли с короля его торквес и отдали незнакомцу. Когда позже пути короля Тары и Св.Брендана пересеклись, король узнал в том незнакомца из сна. Согласно интерпретации рассказчиков, король вынужден вскоре был отказаться от власти.
С введением христианств, торк наделялся многими характеристиками, а в некоторых случаях считался пережитком языческой веры. Британский церковный историк и писатель Гиральд Камбрийский в 12 веке рассказывал о торке, когда-то принадлежавшем Мо-Хоноку, почитаемому валлийскому мученику, сыну легендарного короля Брихана, правившего в пятом веке королевством Брихейниог (Уэльс). Торк из золота состоял из четырех секций, спаянных вместе и разделенных посередине декоративной головой собаки, у которой была оскалена пасть. Гиральд Камбрийский пишет, что клятву, данную перед торком, люди боялись нарушить, веря в неизбежное возмездие. На торке, якобы, осталась вмятина из-за произведенного удара железным молотком. Это работа человека, который польстился на золото. Но он, как продолжает историк, был наказан полной слепотой и остаток своей жизни провел в одиночестве и полной темноте.
Итак, для древних кельтов торк являлся символом мощи, власти, защиты в схватках с противником, принадлежности к избранному народу. В христианстве он претерпел изменения в значениях и был наделен божьими полномочиями, освящать клятвы и карать неверующих.
Кельтские украшения: брошь
Если торквес как драгоценное украшение олицетворял форму высшей власти, то броши являлись для кельтов самым популярным и любимым украшением. Их носили как женщины, так и мужчины. Брошь, объединявшая в себе декоративную и утилитарную функцию, в то же время могла содержать и магический подтекст, выступать в качестве амулета.
Фибулы являлись в кельтском мире массовой продукцией, изменение стиля которой так же, как и в случае с торком, дает историкам и культурологам надежные хронологические точки отсчета.
Фибулы в своей эволюции продолжают развитие, начавшееся в гальштаттский период. Фибулы раннелатенского стиля весьма разнообразны и неоднородны стилистически. В их украшении начинают искусно воплощаться зооморфные и антропоморфные мотивы, иногда применяется декор из коралловых бусин. Затем тип фибул несколько меняется: дужка их становится менее изогнутой, количество витков на пружине уменьшается, а на оконечности дужки часто помещается украшенный диск.
Фибулы этого типа переходят во второй период латена, и здесь их дужка часто утолщается посередине и украшается геометрическим узором. Именно такие фибулы приобрели общекельтский характер и встречаются в итоге на огромных территориях от Богемии до запада Франции. Постепенно фибулы получаютт все более функциональные формы и, начиная с III в. до н. э., часто изготовляются просто из куска бронзовой проволоки, хотя во все времена встречаются железные и серебряные экземпляры.
Кельтская брошь с булавкой, 8-9 век Н.Э., Ирландия
В Великобритании был распространен тип броши, имевшей форму почти сомкнутого кольца (у него был лишь маленький промежуток) с прикрепленной длинной булавкой, скользившей вокруг кольца. У исследователей нет однозначного мнения о происхождении формы. Кто-то считает, что она развилась от провинциальных римских моделей. Другие уверены, что это родная для Ирландии и Великобритании форма, существовавшая в неизменном виде с железного века.
Кельты на территории Ирландии и Великобритании носили броши в форме почти сомкнутого кольца приблизительно с третьего столетия, на плечах или груди. Броши могли быть маленькими и большими. Их делали из бронзы, железа или меди, украшали драгоценными камнями и позолотой.
В самой своей простой форме брошь напоминала все тот же торк, но с дополнением в виде вертящейся булавки. В христианские годы украшения стали сложнее, головка булавки расширилась, её часто инкрустировали драгоценностями. Кроме того, концы броши увеличились, формируя намного более широкую дугу, чем верхняя часть кольца. В некоторых случаях кольцо было полностью замкнуто, и брошь присоединялась к одежде посредством булавки.
Кельтская брошь Хантерстоун
Из твердого серебра с детализированной золотой и серебряной филигранной работой и янтарными гвоздиками, которые указывают, что брошь была, скорее всего, из королевства Дал Риада (на западном побережье Шотландии), где янтарь был очень популярен. Было предположение и о том, что эта бhошь – работа англосаксонского художника, произведенная для кельтского заказчика. Строгие детали, внимание к математической пропорции указывает на то, что её автор был хорошо знаком с германской технологией обработки металлов.
Брошь Тара
Согласно популярным историям, брошь, лежавшую в деревянной коробке, нашли два мальчика, игравшие на берегу. Их мать продала её за гроши местному часовщику, тот в свою очередь перепродал брошь ювелиру Джорджу Уотерхаусу.
Брошь кольцеобразной формы полностью замкнута. Изготовленная из позолоченного серебра с декорированием янтарем, цветным стеклом и медью, она украшена филигранным орнаментом из сложных завитков, пастей и хвостов невероятных животных по всей поверхности.
Миниатюрная работа дополнена четырьмя лепными «головками» из янтаря. Орнаменты на броши часто сравнивают с мотивами из Линдисфарнского Евангелия, одним из щедро иллюстрированных кельтских рукописей. Мотивы в значительной степени абстрактны, не содержат характерной для кельтского искусства прямой языческой ссылки. Подобное декоративное оформление можно увидеть на ассимилированных в христианский период кельтских крестах, Книге Келлс, на Чаше Ардагх.
Отмечено, что первоначально, нижняя сторона была из ряда красной меди на серебреном фоне. Относительно недавно брошь восстановили в лабораториях Британского Музея, в результате были идентифицированы мелкие подробности эскизов человеческих лиц.
Брошь Тара олицетворяет высочайшее качество ирландских брошей Раннего Средневековья. Она служит прекрасным примером навыков восьмого века, и была скопирована неисчислимое количество раз. Брошь Тара – одна из двух брошек, которые носили в паре, чтобы, связав их цепью, удерживать плащ на плечах.
Есть чуть менее известные, но, на мой взгляд, не менее прекрасные клановые броши, которые я тоже очень хочу вам показать.
Аргалийские броши
Разумеется, сохранились и другие украшения периода расцвета кельтской цивилизации, но самые яркие и известные мы только что рассмотрели.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Кельтские украшения: торквес, броши
Посидоний при описании кельтских народов отмечал их пристрастие к показной роскоши, которая в первую очередь иллюстрируется искусно сделанным, детально разработанным, толстым и тяжелым торквесом (торк). Ожерелье из бронзы, золота, драгоценных металлов, которое кельты носили вокруг шеи, талии, поперек груди, как браслеты. В живописи и скульптуре торк является идентификатором «кельтского мира».
Кельтский бог опознан как Цернуннос на Гундеструпском котле по торквесам вокруг шеи и на руке. Древние авторы, в том числе и Посидоний, упоминали отличительные торквесы кельтов. Древнегреческий историк Полибий писал, что римские войска испытывали смятение при столкновении с кельтскими воинами, у которых на шее были торквесы из золота, а на руках браслеты. Торк был известен египтянам, персам, ранним народам британских островов, римлянам через памятники и кельтские монеты, что означало, что торквес в кельтском мире являлся значительным символом, олицетворявшим силу и власть.
В ходе археологических раскопок на землях когда-то принадлежащим кельтам было обнаружено много торквесов, изготовленных их разных металлов, различных форм, многообразно декорированных.
Кельты не только наслаждались красивыми украшениями, как говорит Посидоний, но и верили в мистические полномочия торквесов.
Изображение кельтских воинов в искусстве и их описание в исторических источниках свидетельствует о том, что кельты носили торквесы на полях сражений. Торквес на статуе из Гальштата (Австрия, Гальштатскую культуру, 900-400, связывают с кельтской культурой) подтверждает статус воина изображения. Королева Боудика кельтского народа иценов, которая повела свой народ против римлян, носила большое золотое ожерелье по описаниям древних авторов.
Торквесы сложной работы из драгоценных металлов принадлежали особам королевских кровей, что подтверждают и археологические исследования, в то время как простые кельтские воины носили бронзовые ожерелья. Есть предположения, что кельты носили торки вокруг головы или «связывали» ими волосы, как символ царской принадлежности.
В контексте битв и сражений большие, показные торквесы очевидно воплощали королевское достоинство, могущество. Торквесы являлись хорошими трофеями, в случае поражения кельтов. Свое прозвище видный римский политический деятель Тит Манлий Торкват получил от золотого торвеса, снятого с убитого им в единоборстве галла. Исторический эпизод подтверждает значение кельтского ожерелья для древних народов.
Кельтские мифы обращаются не только к вере во власть торквеса самих кельтов. В одном мифе рассказывается о провозглашении императором Юлиана Отступника. Во время церемонии кельтский воин по имени Маурсус снял со своей шеи торквес и возложил его на голову нового императора. Таким поступком он продемонстрировал признание Юлиана, как властителя и соответственно утвердил его в том, что император может рассчитывать на поддержку кельтов.
В одной из многочисленных легендах о Святом Брендане Клонфертском также говорится о кельтской безграничной вере в мистические возможности торка. Король Тары, которого в легенде упоминают по имени, увидел во сне ангелов. Они сняли с короля его торквес и отдали незнакомцу. Когда позже пути пути короля Тары и Брендана пересеклись, король узнал в Брендане незнакомца из сна. Согласно интерпретации рассказчиков, король вынужден вскоре был отказаться от власти.
С введением христианства торк наделялся многими характеристиками, а в некоторых случаях считался иногда пережитком языческой веры. Британский церковный историк и писатель Гиральд Камбрийский в двенадцатом веке рассказывал о торке, когда-то принадлежавшем Мо-Хоноку (почитаемому мученику валлийскому), сыну легендарного короля королевства пятого века Брихейниог (Уэльс) Брихана (Святой Брихан). Торк из золота состоял из четырех секций спаянных вместе и разделенных посередине декоративной головой собаки, у которой была оскалена пасть. Гиральд Камбрийский пишет, что клятву, данную перед торком, люди боялись нарушить, веря в неизбежное возмездие. На торке, якобы осталась вмятина из-за произведенного удара железным молотком. Это работа человека, который польстился на золото. Но он, как продолжает историк, был наказан полной слепотой и остаток своей жизни провел в одиночестве и полной темноте.
Итак, для древних кельтов торк являлся символом мощи, власти, защиты в схватках с противником, принадлежности к избранному народу. В христианстве он претерпел изменения в значениях и был наделен божьими полномочиями, освящать клятвы и карать неверующих.
Если торквес как драгоценное украшение олицетворял форму высшей власти, то броши являлись для кельтов самым популярным и любимым украшением. Их носили как женщины, так и мужчины. Брошь, объединявшая в себе декоративную и утилитарную функцию в то же время могла содержать и магический подтекст, выступать в качестве амулета.
В Ирландии и Великобритании был распространен тип броши, имевшей форму почти сомкнутого кольца (у броши был лишь маленький промежуток) с прикрепленной длинной булавкой, скользившей вокруг кольца. У исследователей нет однозначного мнения о происхождении формы. Кто-то считает, что она развилась от провинциальных римских моделей. Другие уверены, что это родная для Ирландии и Великобритании форма, существовавшая в неизменном виде с железного века.
Кельты на территории Ирландии и Великобритании носили броши в форме почти сомкнутого кольца приблизительно с третьего столетия, на плечах или груди. Броши могли быть маленькими и большими. Их делали из бронзы, железа или меди, украшали драгоценными камнями и позолотой. В самой своей простой форме брошь напоминала все тот же торк, но с дополнением в виде вертящейся булавки. В христианские годы украшения стали сложнее, головка булавки расширилась, её часто инкрустировали драгоценностями. Кроме того, концы броши увеличились, формируя намного более широкую дугу, чем верхняя часть кольца. В некоторых случаях кольцо было полностью замкнуто, и брошь присоединялась к одежде посредством булавки.
Кельтская брошь Хантерстоун
На обратной стороне броши добавленные через 200 лет рунические надписи, которые называют имя владельца, норвежского викинга. Брошь демонстрирует синтез ирландских, англосаксонских и пиктских художественных элементов. Стиль броши, роскошно украшенной орнаментами животных, напоминает представления пиктов о зооморфических существах. В центре броши две головы абстрактных птиц, каждая с большим глазом и крючковатым клювом, окружающие прямоугольную группу с вырезанным кельтским крестом.
Миниатюрная работа дополнена четырьмя лепными «головками» из янтаря. Филигранной работы орнамент, проходящий по поверхности. Орнаменты на броши часто сравнивают с мотивами из Линдисфарнского Евангелия, одним из щедро иллюстрированных кельтских рукописей. Мотивы в значительной степени абстрактны, не содержат характерной для кельтского искусства прямой языческой ссылки. Подобное декоративное оформление можно увидеть на ассимилированных в христианский период кельтских крестах, Книге Келлс, на Чаше Ардагх.
Брошь Тара олицетворяет высочайшее качество ирландских брошей Раннего Средневековья. Она служит прекрасным примером навыков восьмого века, и была скопирована неисчислимое количество раз. Брошь Тара – одна из двух брошек, которые носили в паре, чтобы, связав их цепью, удерживать плащ на плечах.
Рубрики: | история фото мифология |
Метки: Кельтские броши торквес культура раннесредневековой Европы ювелирные украшения кельтов Hunterstone брошь Тара кельтская культура
Процитировано 18 раз
Понравилось: 27 пользователям
Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Про искусство
Main Menu
Ювелирное искусство древних ирландцев, кельтов
Ирландия
Древнейшие изделия из металла, обнаруженные в Ирландии, относятся к эпохе раннего бронзового века (ок. 2000 г. до н.э.) — украшения, котлы, ножи, лезвия топоров и др., изготовленные из меди и золота, позднее из бронзы (при производстве бронзы использовалось привезенное из Корнуолла олово). Среди ювелирных произведений — золотые лунулы (листовые нагрудные украшения с застежками), декорированные абстрактными геометрическими узорами (более 60 образцов). К эпохе позднего бронзового века принадлежат шейные кольца (торквесы) различной формы, например торквес из витой золотой ленты с застежкой (обнаружен близ Белфаста; Национальный музей Ирландии, Дублин) или широкий и плоский торквес с двумя декоративными дисками из Глениншина (графство Клэр). Как и некоторые торквесы, золотая застежка для плаща из Клонса (графство Монахан) в форме двух вогнутых дисков, соединенных полуциркульной трубкой, декорирована орнаментом из концентрических кругов.
Среди типичных памятников, выполненных в стилистике средне- и позднелатенской эпохи (IV в. до н.э.- I в. н.э.),- ножны и покрытия для щитов, диски, ковши, а также ритуальные трубы и др., в основном изготовленные из бронзы. Для них характерно применение абстрактного спиралевидного орнамента, который покрывал поверхность изделия наподобие сетки. Аналогичная декорация сохранилась на костяных пластинах из Лохкрю (графство Мит) (I в. по Р. Х. (?)) и на ряде памятников камнерезного искусства, которые датируются периодом между II в. до н.э. и V в. н.э.
Произведения латенской культуры в Ирландии, в основном обнаруженные на севере острова, близки к памятникам из Британии, но представляются более примитивными. В их декоративной обработке заметна эволюция от комбинаций несложных спиралей до причудливого орнамента, включающего зооморфные мотивы (птичьи головы) и плетенку. Большинство латенских произведений из Ирландии не поддаются точной датировке, так как их, как правило, находят вне археологического контекста (случайные находки в болотах, вотивные приношения в реках и т. д.). Одним из ранних произведений ювелирного искусства является золотой на железной основе торквес, обнаруженный в болоте близ Клонмакнойза. Торквес близок к континентальным украшениям эпохи Латен B2 (IV-II вв. до н.э.). Среди известных произведений — т. н. корона Питри (I-II вв. н.э. (?); Национальный музей Ирландии, Дублин), ритуальный головной убор. Корона состоит из бронзовой ленты сложной конфигурации, к которой с помощью заклепок присоединены 2 чаши, охватывавшие голову, и конические рога (сохранился 1 рог). Все детали короны украшены спиралевидным орнаментом (оконечности спиралей оформлены в виде птичьих голов) с выемками, ранее содержавшими эмалевые вставки.
Среди изделий из золота известны предметы, входящие в состав Бройтерского клада (обнаружен в 1896 на территории графства Лондондерри), — модель лодки с веслами и мачтой, чаша, витое шейное кольцо, ожерелья и торквесы. Более сложными орнаментами из спиралей, концентрических кругов и плетенки украшены раннесредневековые произведения (находки из графства Мит — бронзовая пряжка из краннога Лагор (VII-VIII вв.) и бронзовое со стеклянными вставками дверное кольцо из Донора (нач. VIII в.)). В этот период получили распространение фибулы (известно более 50), среди которых тонкостью отделки и богатством орнамента выделяется т. н. брошь из Тары (ок. 700), изготовленная из посеребренной бронзы и
украшенная вставками из золота, янтаря и хрусталя. Заметное в подобных произведениях стремление заполнить всю доступную поверхность, а также филигранные золотые вставки обычно приписывают англосаксонскому влиянию. Сложный орнамент и зооморфные детали (львиная голова на кольце из Донора) сближают их с оформлением т. н. Книги из Дарроу (кон. VII — нач. VIII в.).
В раннесредневековых юридических трактатах неоднократно упоминается о квалифицированных кузнецах, литейщиках и ювелирах, которые пользовались привилегированным положением в ирландском обществе (см.: Kelly F. A Guide to Early Irish Law. Dublin, 20055. P. 62-63). Следы литейных и ювелирных мастерских обнаружены при раскопках резиденций правителей, например в укреплении Гаррейнс (графство Корк) и в кранноге Лагор. Однако самые известные произведения были созданы мастерами, работавшими по заказам церковных учреждений. В этот период особенно ценились яркие, красочные и блестящие изделия, при изготовлении которых использовались техники литья, гравировки и резьбы по металлу, применялись вставки из разноцветных эмалей и стекла (техника миллефиори). Для предметов церковной утвари характерна полихромность, достигавшаяся благодаря использованию разных металлов (золота, серебра, бронзы, меди, олова) и усложненному филигранному орнаменту. Клад, обнаруженный в 1868 г. в Ардаге (графство Лимерик), состоял из большой серебряной чаши (потира) с 2 ручками, малой чаши из бронзы и 4
Сеттон-Ху. Кошельковая крышка украшена сценами, показывающими хищных птиц, атакующих утиных птиц, и героическим изображением человека, стоящего между двумя животными.
фибул, вероятно, входивших в состав церковного облачения. Широкая серебряная чаша (VIII в.) отличается контрастом между полированной серебряной поверхностью и деталями, выполненными в технике филиграни из нескольких слоев золотой проволоки с использованием вставок из бронзы, олова и эмалей.
Обнаруженный в 1980 г. клад из Дерринафлана (графство Типперэри; VIII-IX вв.) состоял из патены (дискоса), сита с длинной ручкой, чаши и обода неясного предназначения, прикрытых бронзовым котелком. Орнаментальные пояса на чаше и патене включают не только плетенку, но и условные изображения коленопреклоненных человеческих фигур и животных.
Фрагмент пряжки из Сеттон-Ху, VII в. Лондон, Британский Национальный музей
В Британии раньше получают распространение полихромные изделия из серебра или золота, украшенные вставками эмали и цветных камней.
Богатейшей находкой произведений ювелирного искусства саксов является раскопанное в 1933 году в Южной Англии в Сеттон-Ху погребение в корабле, датируемое 625-633 годами.
В нем были найдены предметы бытовой утвари, а также многочисленные изделия из золота со вставками эмали и камней. Полагают, что это захоронение короля Восточной Англии Рэдвольда (ум. 624), главы одного из восьми королевств, на которые были поделены завоеванные англосаксами земли. Такие захоронения в кораблях были распространены также в Скандинавии, но по своим размерам корабль в Сеттон-Ху превосходит найденные в Скандинавии. По характеру погребенных предметов захоронение это типично для языческих обычаев, вполне соответствуя описанному в «Беовульфе» обряду похорон отца Беовульфа Скальда.
Однако, при всем языческом характере захоронения, в Сеттон-Ху были найдены и предметы, явно связанные
Фрагмент чаши из Ардага, VIII в. Дублин, Национальный музей
с христианской верой, — ложки с именами «Савл» и «Павел», изображения «Даниила во рву львином». Беда Достопочтенный рассказывает, что Рэдвольд принял крещение, но затем отказался от христианства и вернулся к язычеству и что он поместил в храме два алтаря — один, посвященный Христу, другой для языческих обрядов. Подобное смешение язычества и христианства не является исключением для этого времени. Так, например, ларец англосаксонской работы, облицованный резными пластинами из моржовой кости (VII в., Лондон. Британский музей), украшен изображениями из истории персонажа Скандинавских саг кузнеца Вёланда, с которыми соседствует сцена «Поклонение волхвов».
Распятие Христово. Пластина книжного переплета (?). VIII в. (Национальный музей Ирландии. Дублин)
Несколько позднее техника полихромного ювелирного искусства проникает и в Ирландию, где широко используется для изготовления предметов церковной утвари. Примером может служить знаменитая серебряная чаша
из Ардага (конец VIII в.), украшенная вставками золота, цветного стекла, эмали и сложнейшим филигранным орнаментом.
Примером характерного совмещения лишенных декора участков поверхности с орнаментальными вставками (панели и округлые выпуклости со спиралевидным и с плетеночным орнаментом, а также антропоморфные изображения) является алтарный крест из Туллилоха (графство Роскоммон; VIII-IX вв.), изготовленный из бронзовых листов на деревянной основе. Редким образцом изображения людей в раннесредневековом ювелирном искусстве является бронзовая накладка на книгу или реликварий со сценой Распятия, обнаруженная в Раннагане (графство Уэстмит; VIII в.). Изображения Христа в тунике, воинов и ангелов выдержаны в условной манере, одежды персонажей и поверхность креста покрыты орнаментом.
Реликварии
В раннее средневековье широкое распространение получили реликварии. Как правило, реликварий состоял из бронзовых панелей на деревянной основе, его форма варьировалась в зависимости от содержимого; в реликварии могли помещать крупные железные или бронзовые колокольчики, книги, посохи, предметы одежды. Среди самых ранних образцов — фрагменты небольшого бронзового реликвария в форме церкви из Клонмора (обнаружен в р. Блэкуотер, графство Арма), украшенного спиралевидным орнаментом и вставками из синего стекла (кон. VII в. (?); Ольстерский музей, Белфаст).
Хорошей сохранностью отличаются 2 небольших реликвария в форме дома — из Имли (Музей изящных искусств, Бостон) и из аббатства Сан-Сальваторе (пров. Сиена, Италия). Поверхности этих реликвариев полностью покрыты геометрическим орнаментом с крупными медальонами; гребень «крыши» оформлен «коньками» в виде стилизованных птичьих голов. Подобные реликварии в форме церкви, которые, вероятно, были похищены викингами из ирландских церковных поселений, обнаружены в скандинавских погребениях (напр., 2 реликвария в Музее естественной истории и археологии, Тронхейм).
Среди ранних произведений выделяется бронзовый реликварий в виде пояса со вставками из серебра, синего и белого стекла, красной и желтой эмали, украшенный англосаксонским зооморфным орнаментом (VIII в.; обнаружен в болоте Мойлох, графство Слайго). Характерную прямоугольную форму имеют реликварии, предназначенные для хранения книг, их особенностью является большой крест на лицевой стороне. Самым ранним считается бронзовый реликварий из оз. Лох-Кинейл (графство Лонгфорд; нач. IX в.). На лицевой панели, покрытой спиралевидным орнаментом, помещен сложной формы крест с 5 округлыми объемами и 4 медальонами между «рукавами» креста. Среди более поздних образцов — «Евангелие Молассе» (Soiscél Molaisse; реликварий IX в., оформление нач. XI в.), где крупный кельтский крест делит лицевую панель на ряд компартиментов, заполненных пластинами с прорезным орнаментом и со стилизованными изображениями евангелистов, а также реликварий для Миссала Стоу (1-я пол. XI в., добавления до XIV в.); его серебряные пластины покрыты растительным орнаментом, совмещенным с фигурами людей и животных.
Крест из Конга. 2-я четв. XII в. (Национальный музей Ирландии, Дублин)
В XI-XII вв. ирландское ювелирное искусство претерпело изменения под скандинавским и континентальным (романским) влиянием. Сложный зооморфный орнамент, восходящий к урнесскому стилю, совмещался с традиционными спиралями и плетенкой. Образцом подобной декорации является реликварий колокола св. Патрикия, изготовленный ок. 1100 г. в Ард-Махе. О времени и об обстоятельствах создания реликвария сообщается в надписи, помещенной на оборотной стороне: «Молитва за Домналла О`Лохланна, благодаря которому сделан этот колокол, и за Домналла, наследника Патрикия, у которого он был сделан, и за Каталана О`Маэлхаллана, хранителя колокола, и за Ку Дулига О`Инманена с его сыновьями, которые украсили его». Составляющие реликварий 4 панели в форме трапеции имеют различное оформление. В декорации передней панели доминирует вписанный в прямоугольник крест с крупными вставками из хрусталя и полудрагоценных камней. Поверхность разделена на компартименты, заполненные филигранным орнаментом, в котором плетенка и спирали сочетаются с мотивами скандинавского происхождения. Поверхность боковых панелей декорирована растительным орнаментом, крепления колец для ношения реликвария сделаны в виде крупных медальонов. Заднюю стенку покрывает крестообразный геометрический орнамент, округлое навершие в духе урнесского стиля орнаментировано сложным растительным рисунком, сочетающимся со стилизованными фигурами птиц. Полихромность достигается за счет наложения прорезных серебряных, частично позолоченных орнаментальных панелей на бронзовую основу, а также вставок из разноцветных камней. Как и многие другие ирландские реликварии, до XIX в. колокол св. Патрикия передавался по наследству в роду хранителей святыни (семейство О’Меллан), после чего был выкуплен и подарен Королевской Ирландской академии (ныне хранится в Национальном музее, Дублин).
Реликварий св. Манхана. XII в. (церковь в Боэре, графство Оффали)
Влияние гиберно-романского стиля прослеживается на примере нескольких крупных реликвариев, в т. ч. раки св. Манхана, изготовленной в XII в. для церковной общины Лиат-Манхан (ныне Леманахан; хранится в приходской церкви в Боэре (графство Оффали)). Рака выполнена из дерева и покрыта декоративными панелями из позолоченной бронзы, имеет форму трапеции (боковые стенки треугольные), установлена на 4 ножках. В оформлении лицевой и оборотной панелей доминирует крест, составленный из 5 крупных выпуклых объемов, которые покрыты филигранным растительным орнаментом, а их соединения — геометрическим орнаментом. Вероятно, фон также был заполнен растительным орнаментом (сохранился только на боковых панелях). На краях панелей — накладки, из которых боковые украшены филигранным растительным орнаментом, нижние — геометрическим, с заливкой из светло-зеленой эмали. На передней панели под рукавами креста помещен ряд человеческих фигурок, выполненных в условной манере (сохранилось 11 фигур). Более выразительными представляются фигуры святых в развевающихся одеждах, с длинными волосами и бородами, размещенные на бронзовых панелях «Пестрого (реликвария) св. Маэдока» (ирл. Breac Maedhóg) (XII в.).
С XIII в. в памятниках ирландского ювелирного искусства прослеживается значительное влияние готики. Образцами для ирландских мастеров служили привозные изделия, такие как медное навершие посоха с эмалевыми вставками, изготовленное в нач. XIII в. в Лиможе и обнаруженное в Кашеле (графство Типперэри). С английских и францкзских образцов скопированы изображения на печатях (напр., печать Томаса Баррета, еп. Элфина (1372-1404), с фигурой Богоматери с Младенцем на престоле). Митра и серебряный с эмалями посох Корнелия (Конхобара) О’Ди, еп. Лимерика (1400-1426), близки к французским образцам «пламенеющей» готики. Декоративные панели, добавленные в XIV-XV вв. к оформлению более ранних реликвариев (напр., в реликварии для Миссала Стоу, переделанном в 70-х гг. XIV в.), украшены изображениями Распятия и человеческих фигур с S-образным силуэтом ( «готическая кривая»). На панелях реликвариев изображение Распятия, фланкированное человеческими фигурами в нескольких регистрах, сочетается с традиционными крупными вставками из хрусталя или драгоценных камней (колокол св. Коналла Каэла (XV в.), Британский музей). Декоративный орнамент, ранее отличавшийся тонкостью и изяществом исполнения, становится грубым и тяжеловесным, а затем вовсе исчезает. Попытки мастеров совместить прежние формы изделий с готическим декором, в т. ч. с изображениями человеческих фигур, заметны в реликварии зуба св. Патрикия (3-я четв. XIV в.) и в процессиональном кресте из Клоэра (XIV в., Музей графства Монахан). По форме крест напоминает ранний крест из Туллилоха, однако отличается бедным и несложным орнаментом в сочетании с грубыми антропоморфными изображениями.
Кладдахские кольца
Кладдахское кольцо (также встречается кольцо Кладдах, кладдаское кольцо, кольцо Кладда (англ. Claddagh ring)) — тип традиционного ирландского кольца, которое преподносится в знак дружбы, а также используется в качестве обручального кольца. Первое кольцо в таком оформлении было сделано в ирландской рыбацкой деревне Кладдах в графстве Голуэй. Кольцо изготавливается в форме пары рук, которые держат сердце, увенчанное короной. Сердце символизирует любовь, руки — дружбу (доверие), а корона — верность (лояльность).
На ирландских обручальных кольцах зачастую располагают надпись на ирландском языке «Grá, Dilseacht, agus Cairdeas» (любовь, верность и дружба); порою её размещают и на кладдахских кольцах, являющихся одним из олицетворений этого девиза.
Во время ирландского картофельного голода многие ирландцы были вынуждены покинуть свою страну, и кладдахское кольцо вместе с эмигрантами распространилось по Соединённым Штатам Америки. В настоящее время кольцо Кладдах широко известно за пределами Ирландии.
Разновидности
Дублинская версия (кольцо Фениев)
В дублинской версии кольцо состоит из двух рук и двух сердец, но без короны. Оно пользуется популярностью среди ирландцев, выступающих за независимость Ирландии от Великобритании (именно поэтому в дублинском кольце Кладда отсутствует корона; существует также версия, что именно в таком варианте было первое кольцо с потерпевшего крушение испанского корабля было найдено на побережье Ирландии, а корона на нём появилась позднее по приказу Королевы Елизаветы). Это кольцо стало известным как
«кольцо Фениев» (англ. Fenian Claddagh).
Кольца Феде являются, в свою очередь, разновидностью кольца Гиммель (англ. Gimmel Rings, joint-ring), подвида «колец-головоломок» (англ. puzzle rings). Такие кольца использовались на помолвках и свадьбах с начала XV века. Их отличительная особенность состоит в том, что пара или тройка таких колец способна сложиться в одно (одно кольцо при этом принадлежит мужу, второе — жене, третье — свидетелю). Название кольца происходит от третьей буквы еврейского алфавита.
В случае, когда соединение между кольцами образует рукопожатие, кольцо Гиммель может одновременно являться кольцом Феде; если, помимо рукопожатия, в элементах такого сборного кольца есть сердца, оно будет дублинской версией кладдахского кольца, если конструкция из двух сцепленных рук и сердца ещё и будет увенчана короной, такое кольцо будет одновременно являться классическим кладдахским кольцом.
Прочие
Томас Диллон упоминает также некоторые ранние «версии» — например, с короной-митрой, или же выплавленные из монет, похожее кольцо из Бретани, «Мунстерское» кольцо, и даже некоторые испанские кольца, имеющие определённые сходства с тем, что принято считать за кладдахский стандарт.
Оклады книг и кумдачи. Ирландские
Кумдач — сложно орнаментированная коробка или корпус, использовалась как рака для книг, расцененных как мощи святых. Использовали их в раннесредневековой Ирландии. Они, как правило, создавались позже, чем книга, которую они содержат, часто на несколько столетий, — первые ирландские рукописи датируются от ирландского монашества до 800 года, а сохранившиеся кумдачи датируются после 1000.
Обычная форма — это дизайн, основанный на кресте на лицевой стороне, с использованием больших драгоценных камней, горного хрусталя или других полудрагоценных камней, оставляя промежутки между крестами креста для более разнообразного декора. Несколько из камней были перенесены на цепочку или шнур, часто подвешенный на шее, который, как полагали, поместив их рядом с сердцем, приносил духовные и медицинские преимущества (то же самое было сделано с Святым Катбертским Евангелием в кожаной сумке в средневековом Дареме). Они также использовались для заключения контрактов. У многих книг были наследственные хранители из числа семей, которые были связаны с монастырями. Большинство сохранившихся окладов находятся в Национальном музее Ирландии («NMI»).
Осталось только пять ранних образцов, в том числе книги Диммы и Книги Муллинга в Тринити-колледже
Оклад Миссала Стоу
Дублина, Катах Св. Колумбы и Миссале Стоу в Королевской ирландской академии (бывший кумдач находится в Национальном музее Ирландии ). Сохранился кумдач для Евангелий Святой Молеи, а книга потеряна, но чаще всего случалось обратное.
Известно, у других книг, таких как «Келлская книга», «Книга Армы» и «Книга Дарроу», когда-то тоже были либо кумдачи, либо оклады, или и то, и другое, но с их ценными драгоценными металлами они стали мишенью для мародеров и воров. Церковь в Ирландии подчеркивала, что реликвии — это те предметы, которые часто использовались в монашеской жизни и богослужениях, а не части тела святых, которые предпочитали другие церкви.
Кумдачи следует отличать от реликвариев, которые создавались для самых великих литургических книг того периода. Однако дизайн мог быть очень похож; лучший сохранившийся островной пример — нижняя обложка евангелий Линдау в Библиотеке Моргана в Нью-Йорке: также на основе большого креста, окруженного панелями.
Плетенка (Орнамент)
О происхождении плетёнки велись споры – одни учёные связывали её происхождение с коптским Египтом, другие – с сирийским искусством. Действительно, между Ирландией и этими областями существовали связи, и какие-то из приемов мастеров Востока могли быть взяты ирландцами, но мотив переплетающейся линии был настолько широко распространен, что вывести какой-то один центр его распространения практически невозможно – «плетенки» встречаются уже в неолитическом искусстве, в украшениях коптских храмов, в армянских и грузинских церквях, в искусстве ислама.
Классические кельтские плетенки, воспринимаемые как обычное украшение и окантовка сложных орнаментов, символизируют Путь, земной и духовный. Мастер, создавая узор в ознаменование какого-то деяния, мог в плетенке заложить “запись” не только о том, сколько героев приняли участие в свершении, каков был их путь, но и кто, какие силы помогали или препятствовали героям.
Клевер (трилистник, трикветр)
В бронзовом веке трикветр был одним из символов движения Солнца, олицетворяя основные положения светила (соответственно, на восходе, в зените и на закате). Высказывались предположения о связи символа с лунными фазами и обновлением жизни. Знак был весьма распространен среди северных народов Европы — кельтов, фризов, скандинавов. В частности, знак присутствует на кельтских крестах, где, как считается, символизирует триаду и является символом морского бога Мананнана.
Трискаль
Трискелион (также трискель, трискел, трискеле, от греч. τρισκελης — трёхногий) — символ в виде трёх
Змеиный трискелион, латенская культура, Британский музей
бегущих ног, выходящих из одной точки. Исторически символ встречается у разных народов. В настоящее время является официальным геральдическим символом Сицилии и острова Мэн.
В VI в трискелион — изображение трех бегущих ног, выходящих из одной точки, стал одним из наиболее распространенным символом в кельтском искусстве. Постепенно абстрактные элементы в орнаменте стали использоваться все меньше — в пользу более натуралистических форм. Например, чередование растительных и зооморфных мотивов, которые на протяжении веков будут представлять собой самую эффектную особенность кельтского орнамента. Наряду с трискелионом по прежнему были популярны спирали.
Как символ трискелион представляет собой игру кривых и контркривых линий — результат преобразования кельтами традиционного мотива лиры, а также сочетания спиралей и мотива волн или сочетания запятых, расположенных вокруг центральной оси.
Для Ирландского трискелиона характерно изменение цветовой гаммы и использование нескольких трискелионов в узоре. Королева Виктория была особенно неравнодушна к броши из Тары (VIII в.), которую увидела у ювелира Уотерхауса, и даже заказала с нее копию. С ее легкой руки в конце XIX в. в Великобритании началось массовое увлечение украшениями с кельтскими орнаментами.
Кельтский крест. В Ирландии существует легенда, что кельтский крест появился на острове благодаря св. Патрику — священнику, обратившему в V в. Ирландию в христианство. Согласно ему, кельтский крест — это объединение креста, символа христианства, и круга, символа солнца — чтобы соединить для обращённых в христианство из язычества идею о важности креста с идеей языческого солнечного божества. Кельтский крест часто покрывали орнаментом-«плетенкой» и христианскими символами. И на современных ювелирных кельтских крестах есть знаменитая «плетенка».
Лунулы — разновидность пекторали, особый тип шейных украшений эпохи раннего бронзового века в виде полумесяца, выполненного из золота, бронзы или другого металла.
Золотая лунула, Блессингтон, Ирландия
Чаще всего золотые лунулы находили во время раскопок на территории Ирландии, однако иногда они встречались и в других частях Европы, в частности, на территории Великобритании. Хотя датировка ни одной из лунул не установлена точно, на основании сравнения с другими артефактами предполагается, что они изготавливались в период около 2200—2000 гг. до н. э. К настоящему времени известно около 200 найденных лунул.
Декоративный орнамент на лунулах сильно напоминает орнамент на колоколовидной керамике, соответствующей археологическим слоям той же эпохи. Естественным образом они также напоминают немного более поздние янтарные и гагатовые ожерелья.
Крест святой Бригитты (st. Brigid’s kross) — покровительницы Ирландии и основательницы первого ирландского монастыря в Килдере (родилась в 450 г н.э.) Крест связывали из камыша или соломы для охраны от огня, голода и вообще от зла. По легенде, Бригитта связала его у постели умирающего для того, чтобы рассказать о кресте и принести мир его душе, в результате чего он принял христианство. С тех пор 1 февраля этот крест помещается над входом в дома. Позднее этот популярный ирландский символ стал использоваться и в ювелирных изделиях.
Ну и спиральки разные. Они и так узнаваемы.
Кельты
Искусство кельтов прослеживается от гальштатской культуры (900—400 годы до н. э.), имеет заимствования из искусства иберов, иллирийцев, фракийцев и других племён, с которыми кельты имели контакты, а также из древнегреческого искусства и искусства этрусков. Наиболее характерно кельтское искусство представлено латенской культурой (с V века до н. э), распространённой по всей Центральной и Западной Европе (Франция, Швейцария, Испания), на Балканах, Малой Азии, Британии и Ирландии.
Золотые бусины — кулоны, хальштатская культура, 6 век до н.э. Швейцарский национальный музей, Цюрих
Возникновение кельтского искусства и самые древние археологические находки обнаружены в районе Хальштатта в Центральной Европе, на территории нынешней Австрии (отсюда — «хальштатская или гальштатская культура«). Хальштатский период относят приблизительно к 8 веку до н. э. Одной из первых находок этой культуры стало захоронение вождя. Уже тогда существовали знаменитые кельтские торквесы, встречались геометрические или круговые орнаменты, зооморфные изображения буйволов, коров, водоплавающих птиц — чувствовалось влияние эстетики средиземноморских культур — греческой, этрусской и финикийской.
Самые ранние археологические раскопки кельтских поселений датируются примерно 800—450 годами до н. э. Однако кельтские рисунки не отличались своей уникальностью и представляли искусство, типичное для народов данного региона и в нём наблюдалось влияние искусства других народов, с которыми протокельты вступали в контакт. В Ирландии и Европе были найдены изделия эпохи бронзового века, а именно золотые лунулы, большие воротники и аналоги шейных гривен времён железного века. В бронзовый век кельты стали изготавливать разные металлические украшения с узорами и создавать ювелирные изделия.
В V в. до н.э. часть кельтов мигрируют на территорию Испании и Восточной Турции. Следующая
Подвеска-брошь в виде лунницы с подвесками, хальштатская культура, 6 век до н.э., 17 см, Музей естественной истории, Вена, Австрия
археологическая культура, связанная с кельтами — латенская. Постепенно появляются, собственно, кельтские мотивы, включающие в узоры элементы движения, самый узнаваемый из которых — трискелион. В IV в до н.э. кельты жили по всей территории Европы, от Балкан до Британских островов.
Для кельтских произведений характерен орнамент, выполненный на металле. Изначально нанесение орнамента осуществлялось гравировкой, позднее стали изготавливаться рельефные изображения. В орнаменте использовались геометрические, растительные и зооморфные элементы. Одним из наиболее развитых направлений стало изготовление ювелирных изделий, украшенных характерным орнаментом.
Сохранился ряд крупных брошей (фибул). Многие из них хранятся в Национальном музее Ирландии, другие — в Британском музее, Национальном музее Шотландии и местных музеях на Британских островах. Дизайн каждой броши индивидуален, выполнен по разных техникам, но в превосходном качестве. Во многих элементах дизайна можно прямо увидеть сходство с элементами манускриптов. В островной работе по металлу использовались почти все известные техники. Частично уцелели полудрагоценные камни, использовавшиеся для украшений, а именно янтарь и горный хрусталь, иногда
Торквесы кельтов в Британском музее
также — гранат, кроме того, использовалось также цветное стекло, эмаль и стекло миллефиори (вероятно импортируемое).
Самые знаменитые ювелирные украшения кельтов — торквесы, их название произошло от латинского слова, означающего «крутить», их делали, скручивая кольца из золотой или другой металлической проволоки, и носили на шее.
Современность
Шотландия является родиной возрождения моды на кельтские украшения. Hebridean Jewellery была основана в 1974 году и специализируется на производстве этнических украшений кельтов из серебра и золота.
Компания Solvar была создана в 1941 году в самом сердце Ирландии, в Дублине. Начиналось все с небольшого семейного бизнеса по производству ювелирных украшений. Следуя многовековым традициям, для дизайна украшений, компания Solvar выбрала извечные ирландские символы — Трилистник, Ирландский крест и Кладдахское кольцо.
Откуда есть пошла…