Что кладут в приданое невесты у чеченцев
ТРАДИЦИИ ЧЕЧЕНСКОЙ СВАДЬБЫ
1. Особенность чеченских свадебных традиций заключается в том, что их соблюдают с щепетильной точностью, учитывая все пункты, передаваемые предками из поколения в поколение. С небольшими изменениями сохранились эти праздничные обряды и в современном чеченском обществе. На фото: родные и близкие фотографируют невесту на память в родительском доме в селе Ачхой-Мартан перед предстоящей свадебной церемонией в городе Грозном.
2. Когда приходит время проститься с отчим домом, многие невесты не могут удержаться от слез. Несмотря на сложившийся стереотип о чеченских браках, надо сказать, что они являются очень демократичными. Насильно девушку никто замуж не выдает. Это в первую очередь противоречит религиозным канонам. У чеченцев к девушкам вообще деликатное отношение, будь то дочь, сестра или просто знакомая. Все мужчины обязаны относиться к ней с уважением, соответственно, уважать ее выбор.
3. В назначенный день, как правило, к полудню, за девушкой приезжают родственники и друзья мужа, молодые и старики, среди которых обязательно есть мулла. Он должен обратиться к отцу девушки (или его доверенному лицу) с вопросом о согласии на этот брак. После разговора с отцом мулла идет с тем же вопросом к девушке. Мулла должен разговаривать с девушкой в присутствии женщин, которые выступают в качестве свидетельниц. Желательно, чтобы они были взрослые и замужние. После согласия девушки на брак представитель духовенства просит повторять за ним суры из Корана. Позже он также разговаривает с женихом и свидетелями с его стороны. Именно таким образом и заключается брак.
4. Родители невесты на свадьбу не едут и в торжестве у себя дома принимают минимальное участие. Свадьба дочери для них довольно грустное событие.
5. Приданое и подарки, приготовленные невестой для новой семьи, забирают родственники со стороны жениха и отвозят их в новый дом девушки.
6. Жених на свадьбе не показывается. Он сидит в специально отведенной для него и его друзей комнате и веселится с ними там. В лучших традициях он не должен показываться даже своим родственникам, не говоря о родителях, поэтому невесту выводит его друг или близкий родственник.
7. Обычно родственники невесты задерживают свадебный кортеж, перегораживая путь буркой или протянутой через улицу веревкой — нужно заплатить выкуп, чтобы проехать. Соседские дети всячески пытаются заполучить свою часть выкупа, мешая автомобилям покинуть двор невесты.
8. Друзья жениха устраивают целые представления по пути на свадьбу.
9. Современные чеченские свадьбы чаще устраивают в ресторанах, а не дома у жениха. Торжество продолжается три дня и три ночи, первый день из которых — в ресторане.
10. Только во время свадебной церемонии девушка знакомится почти со всеми родственниками со стороны жениха. До этого дня она чаще общается только с сестрами будущего мужа.
11. Неотъемлемая часть праздника — застолье и национальные танцы, которые продолжаются все три дня свадьбы.
12. Гости на мероприятие приходят с подарками для молодоженов. Женщины дарят всё необходимое в хозяйстве, вплоть до постельного белья, посуды, а также отрезов материи, ковриков. Мужчины, как правило, вместо подарков дают невесте денег. Это отдельный обряд, который, по всей видимости, никогда не покинет чеченское общество.
Свадебный багаж: что берет чеченская невеста в новый дом
Фотография из свадебного альбома Амины
У чеченской свадьбы особый церемониал, который неукоснительно соблюдается и бережно хранится. Отношение к этому событию настолько трепетно, что, несмотря на передачу традиций из поколения в поколение, написали даже специальный кодекс. И хотя в нем про приданое не говорится прямо, девушки с детства знают, что в новый дом нужно готовить целый воз вещей. Некоторые невесты ограничиваются несколькими чемоданами, другие не отказывают себе почти ни в чем. Но любая придерживается правила: приданого должно хватить минимум на год.
Специально для «Это Кавказ» грозненка Амина, свадьба у которой была не так давно, согласилась поделиться воспоминаниями, как она готовилась к самому важному дню в жизни, и показать, что же входит в среднестатистический must-have чеченской невесты.
Лента для Амины
Фотография из свадебного альбома Амины
Мы закончили съемки, разобрали приданое по шкафам, и в руках у Амины осталась только коричневая шелковая лента — из тех, которыми оформляют подарки. Вспоминаю, что свои чемоданы я украшала точно такой же.
— Я так долго искала именно коричневую, чтобы подходила и к сундукам, и к пакетам, и к чемоданам. Два раза ездила из-за нее в Хасавюрт (расположенный в 80 км от Грозного). Только во второй раз нашла, — говорит Амина.
— В Хасавюрт за лентой?
— Понимаешь, замуж ведь один раз в жизни выходят, и я хотела, чтобы все было именно так, как я хочу.
В приданом Амины было пять чемоданов, три сундука, девять бумажных пакетов (для пальто, курток, плащей и другой верхней одежды), одна корзина с косметикой и сундучок с драгоценностями.
— Когда мы начали готовиться к свадьбе, мама продала квартиру, которая досталась ей от ее родителей, а я составила список нужных вещей. В нем не осталось ничего не зачеркнутого, но и от денег тоже ничего не осталось.
Сборы на год вперед
По вайнахским обычаям, девушка должна взять с собой в дом жениха столько приданого, чтобы его хватило на целый год. Это одежда, обувь, белье и аксессуары на четыре сезона. Невеста может покупать все, что захочет, если это укладывается в рамки менталитета и бюджета, но есть список базовых вещей, без которых она рискует прослыть бесприданницей, а это — позор не только для девушки, но и для всех ее родных. Поэтому семья невесты старается, чтобы было куплено все. Вот почему, прежде чем отправиться за покупками, невеста составляет список. И первая в нем — шуба.
В Чечне очень теплые зимы. К примеру, за последние три месяца только один раз выпал снег. Минусовая температура была всего несколько раз. Но в Чечне очень многие женщины носят шубы. Не потому что этого требует погода и не потому что очень хочется. Просто все должны знать, что она есть. Тем более если девушка собирается выйти замуж.
Никаких «Горько!»: как устроена чеченская свадьба
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Брак в Чечне — это не просто союз мужчины и женщины, это объединение двух семей, а семьи в регионе большие. Так что молодожены никак не могут заявить, что свадьба — их личное дело. Нет, это дело общественное и даже политическое. Может, именно поэтому чеченские свадьбы чаще других попадают в новости.
Знакомство
Современная чеченская молодежь знакомится в вузах, на работе, на свадьбах.
Фото: Сергей Узаков/ТАСС
— Чтобы молодых знакомили родители, это большая редкость, — говорит этнограф, кандидат исторических наук Залпа Берсанова. — Раньше парень и девушка могли присмотреться друг к другу на коллективных работах (белхи) и на вечеринках (синкъелрам). Белхи созывались, когда нужна была помощь сельчан — построить дом, перекрыть крышу, обработать урожай чеснока или кукурузы. Хозяин готовил для помощников угощение, устраивал танцы — это был настоящий праздник труда. А синкъелрам — это «праздник души», где молодежь танцевала, знакомилась, соревновалась в остроумии. Сейчас традиции почти угасли, встречаются очень редко, в самых патриархальных селах. Теперь молодежь все чаще знакомится и общается по интернету.
Объявление о намерениях
Решив пожениться, парень и девушка сообщают об этом родственникам. Парень приносит своей матери кольцо или платок, который девушка дала ему в знак согласия.
Будущая свекровь идет к матери невесты и сообщает радостную весть. Та, как правило, уже все знает, но этикет есть этикет, и она, взмахнув руками, говорит что-то в духе «какая неожиданность, но так тому и быть».
Фото: Игорь Кубединов/ТАСС
— Этот досвадебный визит не считается обязательным, если молодые договорились между собой и семьи тоже не против их брака, — отмечает Залпа Берсанова. — А вот если избранница не соглашается идти замуж или у ее семьи есть сомнения, мать парня идет к матери девушки с дипломатической миссией.
Договорившись, матери семейств сообщают о решении детей своим мужьям. С этого момента запускается сложный механизм под названием «Подготовка к свадьбе», в нем участвуют даже дальние родственники.
Сватовство
Сватать невесту идут старейшины рода — два-три уважаемых человека из родственников жениха.
— Они его поручители, и, если брак разрушится по его вине, они скажут, что он их опозорил. Прежде старейшины действительно держали ответ за судьбу невестки перед ее родными, сегодня их функция скорее формальная, — говорит этнограф.
Фото: Елена Афонина/ТАСС
Старейшины рода сватают невесту
Сваты обычно приходят не к родителям девушки, а в дом старейшины ее рода. Если хозяин посчитает нужным, он приглашает к разговору отца невесты. При первом визите сватов обычно вежливо выпроваживают под тем предлогом, что нужно поговорить с девушкой. О ее мнении узнают при помощи женщин: матери, сестры, снохи. Если она согласна, при втором визите сватов назначается день свадьбы.
У чеченцев, придерживающихся традиций, не принято неволить девушку. Она свободна в выборе. Но бывает, что ей приходится подчиняться решению родителей вопреки своим чувствам.
Сбор чемоданов
Фото: Елена Афонина/ТАСС
Пока семья жениха подсчитывает потенциальных гостей и ищет ресторан для торжества, невеста приступает к самому ответственному предсвадебному делу — сбору чемоданов. Выражение «собирать чемоданы» в Чечне используется именно для описания процесса покупки и упаковки приданого. Не путать с Дагестаном — там чемодан для невесты собирает и дарит сторона жениха.
Приданое состоит из предметов одежды, драгоценностей и подарков для родственников будущего мужа. Раньше, во времена отсутствия моды и наличия дефицита, приданое собирали с самого рождения дочери. Золотые украшения, отрезы тканей, верхняя одежда — все это покупалось или принималось в виде подарков от ближайшей родни.
Сейчас процесс упростился, зато уровень чемоданной конкуренции сильно возрос. Вся Чечня обсуждает, одежду какой марки купила в приданое дочь таких-то, сколько шкатулок с золотом было упаковано и где она приобрела шубу.
— Недавно мы выдавали замуж племянницу, — рассказывает жительница Грозного. — У нее было 7 чемоданов и 12 огромных подарочных пакетов. Правда, невесте было около 30 лет, она после вуза, работает в хорошем месте, сама купила себе все, что хотела. Понятно, что к 16 годам невеста вряд ли соберет столько вещей. Она вообще может быть бесприданницей. Но подарки свекру, свекрови, братьям и сестрам жениха должна принести обязательно.
Свадебный наряд
Отдельная статья расходов — свадебное платье. Цены за его прокат — от 30 тысяч до бесконечности. Средней считается сумма 100 тысяч рублей.
И не надо думать, что это пустая заносчивость, стремление поразить окружающих.
Фото: Валерий Матыцин/ТАСС
— Большая семья должна блюсти свою репутацию. И дорогие свадьбы — не хуже, чем у соседа, — тоже работают на образ семьи. Это неплохо, ведь хорошая репутация семьи — это и экономический ресурс, и брачный. Если ты богат, все готовы отдать своих дочек за твоего сына, — отмечает Екатерина Капустина, заведующая отделом этнографии Кавказа Музея антропологии и этнографии РАН.
Калым
Если приданое — вещь хотя и нужная для престижа, но не обязательная, то выкуп за невесту должен быть непременно.
Фото: Сергей Карпов/ТАСС
— В прошлом году я женила своего младшего брата, — рассказывает чеченка Аза. — В калым вошли 50 тысяч рублей, 25 пачек чая «Гринфилд», 25 пачек сахара, 5 кг лучших конфет. Сейчас решением муфтията калым ограничили. Это сделано, чтобы даже безработные парни могли создать семью. Денег должно быть до 30 тысяч рублей, продукты и вовсе исключены из калыма. Но все же людям хочется угодить новым родственникам, и они прилагают к деньгам и чай, и сахар, и конфеты. Также в калым может входить и баран, но он должен быть красивым, с крутыми рогами. Над хилым бараном люди будут смеяться и говорить, что родители жениха — скупердяи.
Заключение брака
В давние времена свадьбы игрались осенью и зимой — после сбора урожая. Сейчас сезон свадеб в Чечне длится круглый год, прерываясь только на время священного поста в месяц Рамадан.
Регистрировать брак в загсе именно в день свадьбы в Чечне не принято. Молодые пойдут туда только через какое-то время. Есть семьи, в которых муж с женой так и не поставили заветные штампы в паспорта, но это никого не смущает. Ведь главный свидетель создания новой семьи — общество.
И, конечно, духовенство.
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Муллы читают молитвы в доме жениха во время празднования чеченской свадьбы
— Законность брака закрепляется обрядом никях. Мулла по отдельности спрашивает у невесты и у жениха, по согласию ли вступают они в этот брак или нет. По нормам шариата, никях производится в присутствии одного свидетеля с каждой стороны. Недавно появилось новшество: мулла требует от жениха и невесты справки, что они не инфицированы ВИЧ. Без этих документов брак не заключается, — рассказывает Залпа Берсанова.
Свадьба
В день свадьбы родственники и друзья жениха собираются и едут за невестой. В кортеже может быть до 20−50 машин. Количество их не всегда зависит от благосостояния жениха. Он может быть бедным, но иметь много друзей и родственников, и они все обязательно приедут на свадьбу.
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
В дом невесты едет только молодежь. Усадив девушку и ее ближайшую родственницу в самую лучшую машину, процессия направляется к месту проведения торжества, где невесту встречает свекровь. Родственников невесты на свадьбе не бывает.
— Для них это вовсе не такой праздник, как для стороны жениха. Раньше невесту нередко провожали со слезами: ведь она уходит в чужой дом, иногда в чужое село, — поясняет этнограф.
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Гости танцуют лезгинку, затем прерываются передохнуть и подкрепиться, затем снова танцуют. Так продолжается до вечера. Невеста все это время стоит в специально отведенном для нее месте в стороне от танцев, выслушивает родственников жениха, которые походят поздравить ее, пожелать счастливой семейной жизни и сфотографироваться с ней.
Невеста не танцует. Она может улыбаться, но не должна разговаривать. Всем своим видом должна демонстрировать максимальную скромность.
Жених все торжество проводит в отдельной комнате с друзьями. Главная его задача — не попасться на глаза старшим мужчинам из своего рода.
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Жених со своими родственниками соблюдает обычай избегания
— Это обычай избегания, — поясняет Залпа Берсанова. — Молодым людям предписано стыдиться того, что им предстоит совместная жизнь. Все, что может хоть как-то намекнуть на их близость, считается неприличным. Это важнейшая норма поведения, и не только на свадьбе. Девушке никогда не придет в голову рассказывать парню о других мужчинах, которые обращали на нее внимание или сватались к ней, — это нескромно. Друг парня никогда не похвалит красоту его невесты и тем более не выскажет ей комплимент — для него она нечто настолько запретное, что он и помыслить не может о ней как о женщине. Поэтому невеста и не танцует — мужчины не должны любоваться ею в отсутствие ее жениха.
Развязывание языка
Раньше свадьбы длились три дня. Сейчас, когда их принято проводить в банкетных залах, — один. После застолья невесту привозят в дом жениха. Свекровь вручает ей конфету, чтобы отношения были сладкими. Потом невесте дают подержать ребенка — обычно мальчика, чтобы у нее родились сыновья.
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Обряд «развязывания языка»
Все это время девушка должна молчать — пока вечером не состоится обряд «развязывания языка». Родственники и друзья жениха преподносят невесте подарки — чаще всего деньги, задают вопросы, просят у нее стакан воды и разрешения выпить эту воду — в общем, делают все, чтобы девушка заговорила. Поведение невесты зависит от ее характера и выдержки — она может не подать воду, пока мужчина не положит ей на поднос желаемую сумму, а может дать напиться за символический подарок. Обычно старшим родственникам воду подают по первой просьбе и желают «напиться воды во благо», а друзьям жениха приходится раскошеливаться и долго просить разрешения выпить воды.
Вот только не надо подозревать невесту в жадности: собранные деньги она все равно отдаст свекрови.
Поход к роднику
На второй или третий день, когда гости разойдутся, новые родственники веселой толпой ведут невесту к роднику, если, конечно, такой есть поблизости. В городе этот ритуал по понятным причинам не проводится, а в селах все еще популярен.
Фото: Елена Афонина/ТАСС
В воду бросают лепешку, и один из родственников жениха должен выстрелить в нее.
Знакомство с родителями
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Знакомство с родителями
Но свадебные ритуалы на этом не заканчиваются. Через месяц, а иногда и через два-три, молодая жена в сопровождении свекра и свекрови отправляется в отчий дом с подарками для своих родителей и родственников. Вечер проходит в беседах за праздничным столом. Это официальное знакомство родителей, и лишь после него девушка может посещать отчий дом и гостить у родных.
И, наконец, визит молодого мужа к родителям жены. Дата назначается принимающей стороной, гость не имеет права просить перенести встречу на другое время. В день Х зять приходит в сопровождении сестры, брата и близкого друга. Он проходит в комнату, где накрыт стол для мужской половины родственников, но не может присоединиться к застолью, пока не услышит приглашения от старшего родственника жены. Мужчины могут подтрунивать над зятем, и он должен все стойко и молча снести. Отведав угощение, он оставляет на столе подарок, чаще всего деньги.
Все это время женщины в другой части дома ждут, когда зятя приведут знакомиться с ними. Мужчину ждет нелегкое испытание. Ему могут подложить пересоленную еду, связать шнурки ботинок или заявить: «Мы думали, ты красивее».
— В прежние времена мужчины ни в коем случае не подшучивали над зятем, только женщины, — рассказывает Залпа Берсанова. — Они могли вместо дома, где накрыт стол, отвести его в курятник, могли налить в его обувь мед. Поэтому установилось правило, что зять может не снимать обувь. Он должен очень сдержанно реагировать на все эти издевательства. Ведь проверяется его терпение и выдержка, столь необходимые в семейной жизни. Но можно отшучиваться, и зятья стараются давать остроумные ответы на все замечания «гостеприимных» родственниц.
Хорошо забытое новое
«Семья мужа — твои хозяева» Жестокое воспитание, похищения и изнасилования — как свадебные традиции на Кавказе побеждают законы
Фото: Магомед Чабаев / «Коммерсантъ»
Не так давно глава Чечни Рамзан Кадыров поручил выделить двум сотням женихов, столкнувшимся с финансовыми трудностями из-за коронавируса, средства на выкуп невест. Цену невесты установили в 50 тысяч рублей. Это одна из многих свадебных традиций, которые до сих пор популярны на российском Кавказе. Есть и другие, гораздо более жестокие — от похищения невесты против ее воли до изнасилования, чтобы она не могла вернуться домой. По просьбе «Ленты.ру» журналистка Лидия Михальченко записала монологи женщин из Чечни и Ингушетии, чтобы узнать больше об их свадебных обычаях и нравах кавказских женихов.
«Муж должен обращаться «эй», а не по имени»
Зарема, 25 лет, Ингушетия
Меня украли в 2013 году. Я была не против выйти за него замуж, была влюблена, но не знала, что он планирует украсть, ругала его. После того как меня украли, с моими родителями шли многочасовые переговоры. Сторона мужа и я сама убеждали отца дать согласие — без него я не могла сделать этот шаг. Отдельная история была потом примирить родных с мыслью, что я замужем, и наладить дипломатические связи.
У ингушей очень сильные обряды избегания (по традиции, жених должен избегать встреч с будущими тещей и тестем — прим. «Ленты.ру»), и родственники со стороны мужа и жены начинают общаться друг с другом только после официального действа, которое называется мероприятием сватов.
На свадьбе я стояла в уголке зала пять с половиной часов подряд, как положено, чтобы вся родня мужа подошла ко мне и что-то пожелала. Ноги затекли, ломило спину, было жарко и дышать тяжело. Сестра свекрови сказала, что отведет меня куда-то отдохнуть, но ее отвлекли, и она забыла. Тут пришла новая порция родни, я осталась стоять. Как мумия, вся закутанная в белое. Как памятник. Проявлять активность не положено.
Фото: Елена Афонина / ТАСС
Гости решили мне «развязать язык». Такой свадебный обычай — добиться, чтобы невеста заговорила. Например, суют деньги — надо принять, или, такое на свадьбах нередко бывает, подходит гость со стаканом воды для повода и спрашивает: «Ты мне даешь разрешения выпить эту воду?» И она тогда вынуждена ответить: «Пей на здоровье». У моих родственниц было, что родственники мужа на свадьбе вуаль поднимали невесте и ее рассматривали. Мне надарили денег, которые я должна была отдать свекрови.
Вечером все по новой. Пришли друзья жениха, меня опять отвели в угол стоять на три часа. Некоторые гости заявляли, что я страшная — прямо вслух. Говорили, что жених красивее меня, что я «загубила парня». Я тогда поразилась: о чем они, какого парня? Я была едва после школы, а ему за тридцать, это был его третий брак! Но потом я узнала, что это обычная практика. Юным девушкам, даже если засватал лысый пятидесятилетний разведенец, тоже говорят «сгубила парня».
Наутро после свадьбы и у чеченок, и у ингушек есть обязанность подмести двор, еще до зари. Желательно свой и соседский, как Тимур и его команда. Встать надо раньше свекрови в любом случае. За поведением младшей невестки пристально следят. Я просто не ложилась спать в ночь свадьбы.
У бывшего был очень властный отец, дома его все слушались, и меня он переименовал. Ему нравилось имя Хава, а меня зовут иначе. Родственники, зовущие меня прежним именем, навлекали на себя гнев свекра, и я всех предупредила, что при нем ко мне лучше обращаться просто «ты». Ему никто не смел перечить. Глава клана все-таки, это много значит. Я помню свое чувство безысходности от несправедливости, не могла это принять. А потом свекровь убедила мужа, что в Коране, в какой-то суре, упоминается мое оригинальное имя — значит, оно достойное. Он согласился. Я ликовала, что мне вернули частичку себя.
По традиции, супруг не имеет права называть жену по имени, особенно в присутствии посторонних. Он должен обращаться «эй», либо «женщина», некоторые говорят «зуда» — в переводе «жена». И женщина не имеет права по именам называть родню мужа. Придумываются какие-то прозвища. Если у мужа несколько братьев, надо их как-то по-разному называть. Допустим, «старший», либо как-то трансформировать имена. У мужа была сестра Марина, а я ее называла «малинушкой». Других сестер я звала по-ингушски «красивая девушка», «хорошая девушка», «добрая девушка» либо тоже «старшая», «младшая» — такой этикет.
Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС
Две тети моего мужа говорили мне, что я страшная. Это не только мой случай — соседке, молодой невестке, то же самое приходилось слышать, и моим подругам от семей мужей. Хотя грубое обращение с невесткой ингушский эздел (свод традиционных правил — прим. «Ленты.ру») резко порицает. Прямых оскорблений я не слышала, гнобят по-другому: воспитывают, придираются, требуют порой противоположных вещей, чтобы было чем попрекнуть. Если за девушкой кто-то есть, за это может прилететь — если у нее мощный клан, родные впрягутся, ведь это не только ее, а всю семью оскорбляют. А если за ней никого нет, чего угодно можно ждать.
Когда я пожаловалась своей семье на супруга, никто не вмешался. Родные братья живут далеко, а двоюродный сказал, что теперь семья мужа — мои хозяева. Уживайся или разводись.
Мало того что на нас лежат эти повинности, в традиции нет каких-то благ для новобрачной. Например, нет медового месяца и свадебного путешествия. Сейчас это практикуют состоятельные люди — куда-то ездят. Но не сразу после свадьбы. Это не принято, неприлично. Первые дни молодая жена должна стесняться, она присесть не имеет права, надо стоять все время, особенно перед старшими. Невестка не имеет права на собственное время, не может сама определять, когда отдохнуть, когда зайти в свою комнату. Она — бесплатный трудовой ресурс, да. Патриархат именно в этом: молодые женщины на самой низшей ступени и всех должны обслужить.
Девочкам внушается, что чем скромнее у нее запросы, тем более она богоугодна. А мужчина может безнаказанно свалить в закат, даже не разводясь. Или позвонить старшим родственникам жены и просто на словах объявить развод по телефону. Такое бывает в Ингушетии, даже если у них уже шесть детей и семья без крыши над головой. Причем все годы брака он может запрещать ей работать и учиться.
Мне муж с ходу зарядил пощечину уже на третий день моей жизни в их доме, когда увидел одежду, которую я привезла. «Что ты привезла? Я разрешаю только длинные юбки, длинные рукава и большой платок». Но я даже не успела ничего из этого поносить. До свадьбы он меня видел в привычном облике — юбка до колен, тонкая полоска косынки на распущенных волосах, блузка с рукавами по локоть.
Я смешливая была очень в юности. Однажды я смеялась, болтая с его родственницей и ее сыном во дворе. Муж подошел ко мне с каменным лицом и сжал локоть до синяка. Потом объяснил: громко смеялась.
Сколько раз я простужалась, когда бегала зимой от дома к кухне, которая у мужа была отдельным флигельком во дворе, — готовка, стирка, все там! Подавать мужу и его родителям надо горячее и сейчас приготовленное. Поэтому бегаешь сотню раз через этот двор. Разве что они решат поесть в кухне, тогда проще.
Фото: Магомед Чабаев / «Коммерсантъ»
Мой брак длился два года. Муж мне прислал развод по СМС. Я осталась ни с чем. Мне и правда было неудобно чего-то требовать, хотя я работала в браке и вкладывалась в общее имущество. По шариату в случае развода женщине полагается очень много, а вот получит ли она это — зависит от ее родителей: насколько они могут показать характер и потребовать исполнения условий. Муфтият может встать на сторону женщины, но не вправе принудить, наложить санкции. У них нет инструментов.
Я всегда боялась, выйдя замуж, что будут дети, а я даже не успела окончить колледж, только школу. Накоплений и недвижимости у меня нет. Дом деда отошел брату — ему надо семью заводить, так мама сказала. Поэтому поступила в университет сразу после развода.
Теперь я дипломированный социолог, учусь в аспирантуре и изучаю нашу культуру изнутри. У нас тут смешались все виды патриархата. Например, патриархат сыновей — он проявляется в том, что мужчины хотят все «ништяки» предыдущих патриархальных поколений и при этом не хотят нести никакой ответственности, которую несли предыдущие поколения мужчин. Патриархат отцов подразумевает обязанность мужчин обеспечивать семью, брать на себя тяжелую работу, а патриархат сыновей другой — они хотят полного подчинения женщины и обслуживания, но не хотят быть обязанными взамен. Например, когда речь заходит о домашней работе, забывают, что по исламу она мужчине не чужда, и сразу прыгают на вайнахские традиции, где мужчине зазорно взять на руки ребенка, пойти с женой в магазин, развесить постиранное белье.
«Палил в воздух в честь молодоженов — попал в плечо сестре»
Обо мне произошел довольно простой разговор. Есть фиксированная муфтиятом сумма выкупа — 40 тысяч рублей. Все, что сверху, дают по возможности. Поэтому не было долгих торгов, а была принятая в таких случаях дипломатическая беседа: отдают или нет. Мой отец сказал «да», и сваты еще покушали и попили чаю. Если отец невесты отказывает, угощение им не предлагают.
Пришлось прятаться. У вайнахов, когда девушку сватают, она нигде не фигурирует, сидит у себя в комнате. Мужчины решают, за сколько выкупают, девушка не свидетель этого. Меня засватали по исламу, и я его знала, мы обоюдно хотели пожениться.
Свадьбы играют в двух актах. Первая свадьба — в доме невесты, а другая, когда невесту забрали, в доме жениха. В каждом роду есть активные женщины, которые постоянно организуют свадьбы, находят ресторан, артистов зовут, готовят дом для торжества.
Фото: Саид Царнаев / Reuters
Многие этого не одобряют, но явление не изжило себя. Начинаешь спорить, поборники всего традиционного говорят: «Ты пытаешься разрушить нашу идентичность, наше славное прошлое, ты раздуваешь единичные случаи». Очень сложно понять, что заставляет людей держаться за такую привычку, когда на чаше весов безопасность близких и их собственная. Разве одна сохраненная жизнь не стоит отказа от такой «русской рулетки»?
За мной на свадьбу ехали в село. Есть обычай в Ингушетии и Чечне — перекрывать дорогу кортежу, который едет за невестой. Дети просят выкуп за проезд, им дают какую-то мелочь. Если в это время кто-то торопится, может, в больницу или роддом, может попасть в эту пробку.
Есть еще забава, уходящая корнями во времена гужевого транспорта, когда всадники из семьи жениха конкурировали за место в кавалькаде рядом с повозкой невесты, что считалось признаком особой удали. Наездники состязались, кто поедет рядом с невестой и кто дольше продержится. В XXI веке вместо лошади автомобиль, и часто слышишь о ДТП со смертельными исходами на свадьбах. Защитники традиций взяли манеру бороться и за этот обычай. Хотя сам факт, что он создает угрозу, уже достаточное основание, чтобы избавиться от него. В этом смысле мне повезло: были аварийные ситуации в кортеже, но всерьез никто не пострадал.
Самым сложным для меня было соблюдение бытового этикета после свадьбы. Например, спать ложиться не раньше, чем ляжет свекровь. Особенно это тяжело через три-четыре месяца после свадьбы, когда ходишь с первой беременностью. Слабость, токсикоз, но готовка, уборка и демонстрация уважения ко всем родным — само собой.
У нас любая проблема лечится женитьбой. В Чечне, по-моему, это национальный спорт — всех переженить. Парень наркоман? Родителям будут советовать его срочно женить. Алкоголик — женить, шляется непонятно где — то же самое! Девушкам советуют замужество от хандры, от проблем с родителями, от экономических сложностей и безработицы. И почему наши люди так уверены, что вступление в брак — решение всех проблем? Мне повезло — мой муж не диктатор и не тиран, мы благополучно выехали из Чечни и живем теперь в другом регионе. Но некоторые мои подруги попали в семьи, где мать мужа всем заправляет, а муж не спорит с мамой — делай с невесткой что хочешь.
Вообще, пока на Кавказе не поймут и не научатся ставить человеческую жизнь, права и свободы выше всех этих представлений, так и будут шокировать себя и других всем этим безобразием. Когда наши мужчины ввязываются на пустом месте в драку или стрельбу, мы говорим или пишем про это в соцсетях: «дебилы». Но если критикуешь любую традицию, на тебя сыплются упреки: «Ты что, хочешь быть как русская?».
«В позднесоветские времена давали десять рублей за невесту»
Патимат, сваха, Чечня — Ингушетия, 56 лет
Фиксированная такса выкупа — не новое явление. В позднесоветские времена давали десять рублей за невесту. По исламу сумма может быть минимальной, хотя бы символической. На Кавказе деньги обычно идут на покупку вещей для невесты.
Выкуп невесты — это не купля-продажа, это деньги, которые отдаются невесте. Есть квота — муфтият установил 40 тысяч, официальный потолок, несколько лет назад. Сейчас урду (выкуп) в Чечне и Ингушетии колеблется от 25 до 40 тысяч рублей. Но, например, мой брат дал полмиллиона рублей за девушку. Невесте дал — и отдельно калым 40 тысяч.
Это ритуал. Старики рода жениха вручают деньги отцу невесты, а потом так, чтобы старики не видели, отец или дядя жениха отдают, сколько хотят, невесте или ее матери в руки.
Обычно от этого момента до свадьбы проходит месяц. Потом назначают день, обычно воскресенье, и едут на красивых машинах, нарядные, забирать девушку. В Ингушетии целая вереница машин, а в Чечне Кадыров наложил ограничения: только два автомобиля.
Меня саму украли, а уже потом отдали отцу калым. Мой муж сказал, чтобы мои родители ничего не привозили, никакого приданого. Он был состоятельный человек, полностью обеспечил. Другие придираются, смотрят, что девушка привезла с собой, оценивают.
Невесту ведут на место, где она будет стоять все время празднования чеченской свадьбы
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
В исламе женщина вправе требовать махр — имущество, которое жених дает невесте и при разводе оно остается у нее. Я бы так сказала: на Кавказе это — пародия на махр. Согласно религии, это подушка безопасности для женщины. Например, в Пакистане это 600 граммов золота. Половину мужчина выплачивает при заключении брака. А если случается развод, муж обязан заплатить вторую половину. Это обязанность по закону. То есть не захочет сам — суд его принудит. А у нас на Кавказе наши набожные авторитеты любят говорить про финик в качестве махра или даже косточку от финика. В мечетях на Кавказе на проповедях говорят: та девушка благонравна, которая в качестве махра просит косточку финика.
На Кавказе считается, что девушка может попросить деньги у будущего мужа, но о гарантиях говорить не принято, не оценят, засмеют. Брачного договора не существует. После мусульманской женитьбы кто хочет — тот идет в загс. Но это если документы какие-то нужны. В целом юноши, мужчины чаще ищут возможность вступить в брак, чем девушки.
Молодежь выкручивается как умеет. Кто-то до сих пор ворует невест, кто-то уезжает и ищет девушек в других регионах. Но чаще всего невесту крадут не из-за того, что нет денег на выкуп, а потому, что родители ее не отдают. В наши дни если похитил девушку — обяжут платить штраф, миллион рублей в мечеть. Это рассматривается как похищение, преступление.
Родители могут не согласиться на брак дочери, потому что сами хотят выбрать жениха. У них свои виды на претендентов. У нас говорят «нашел дочке хорошее место», имея в виду замужество. Еще особенность — говорят, прямо переводя на русский, «она за ними» замужем, но не «за ним». То есть предполагается, что за целой семьей, что женщина растворяется там, в тейпе мужа. К сожалению, не все семьи дают дочерям настоящую свободу выбора. По исламу запрещено на девушку давить. Сейчас чаще выдают за того, за кого девушка хочет, отказов почти не бывает.
В мои 17 лет ко мне сватался 40-летний друг дяди. Я отказала. А потом меня украл будущий муж. Его самого я потом неделю не видела, зато сразу пришли старики и спрашивают, согласна я или нет. Я молчу, потому что нельзя вслух говорить «да», неприлично. Молчание — знак согласия. Меня верно поняли. Если девушка отказывается, ее отвозят домой.
В некоторых случаях ее снова похищают, и тогда это может плохо кончиться. Были инциденты со стрельбой и убийствами. В отношении похитителя могут возбудить уголовное дело, сейчас очень серьезно к этому относятся. Поэтому парень должен тысячу раз подумать, прежде чем красть. Сейчас этого практически не делают даже по сговору.
В последние год-два я не слышала, чтобы кто-то воровал невест. Хорошо, что это запретили. В каждом селе — имамы, которые несут ответственность за это. В Чечне с этим особенно строго. Могут даже выдворить из села семью, которая удерживает девушку. Если в итоге ее забрали родители, то похититель платит 200 тысяч рублей. А если девушка все-таки осталась в этой семье, то это уже миллион. К сожалению, девушка может принять решение остаться еще и в том случае, если ее изнасиловали после похищения. Тогда вернуться — позор. Кто хочет все сделать по традиции, сам не приближается к девушке. Ее крадут родственники жениха, а в доме она находится с его сестрами.
В Ингушетии очень важно, чтобы жених не виделся с родителями невесты. Даже бабушек и дедушек со стороны невесты обязан избегать. С сестрами и братьями жены может общаться. В Чечне проще. Зять может видеться с тещей и тестем. В семье моего мужа были строгие порядки, никаких вольностей. Жене не разрешалось садиться за стол с мужем. Мои родители придерживались более либерального образа жизни.
Что было и остается неизменным — девственность. Это самый важный критерий выбора невесты. Если девушка не девственница, ее с позором отправляют домой. В Чечне и Ингушетии проверок перед свадьбой не делают. В Дагестане это практикуют — приводят девушку к гинекологу.
В Ингушетии у баталхаджинцев практикуется женское обрезание. Необрезанную в их обществе замуж не возьмут. Это страшно. Их авторитеты говорят, что девушка не должна «получать страсти» с мужчиной, поэтому удаляют самое чувствительное место. Это африканский обряд — превращение человека в тело для рождения детей. Бедные девочки, которым пришлось это пережить!
У нас сейчас молодежь делится на ваххабитов (салафитов) и традиционных мусульман. Салафиты — это новая волна. Они вообще не спрашивают взрослых. Идут и женятся, старики у них не пользуются авторитетом. Они заявляют, что подчиняются только религиозным нормам. В этом смысле жена обязана слушаться мужа, но не родителей. Салафиты не хотят жить с родителями после женитьбы. Они подражают арабам в образе жизни. Часть молодежи обучалась в исламских университетах Ближнего Востока и привезла оттуда их ценности. Они могут отметить свадьбу в ресторане, но без музыки. Суфии же празднуют по старинке — с музыкой и плясками. Обычно на свадебный банкет уходит от 450 до 500 тысяч рублей. Бывает очень интересно и весело.
Я хочу, чтобы остались полезные традиции. Например, в Ингушетии строго придерживаются правила, что младший или единственный сын женится и остается с родителями. По правилам он должен жениться последним, вслед за старшими братьями. Соответственно, когда родители стареют, он и его жена за ними досматривают. Если младший хочет жениться раньше братьев, те должны ему разрешить. Впрочем, мне известны семьи, где родители сами отделяют всех женатых сыновей.
Честно говоря, в последние годы ситуация не радует. В Чечне и Ингушетии безработица, молодежь не работает, у людей материальная неустроенность. Кто побогаче, стараются взять вторую жену. Причем первая может об этом и не знать. Из-за этого драмы с драками бывают, но ни муфтият, ни имамы этого не осуждают.
Развитие свадебных вайнахских тенденций идет сейчас двумя путями. Первый — в сторону европейской раскрепощенности, второй — в подражание арабам, в религиозность. Примерно 50 на 50. Вот только в загс у нас вообще почти не ходят. Помнится, лет десять назад в Ингушетии власть взялась внедрять женитьбу во дворцах бракосочетания после визита к мулле. Но не прижилось. Народ не понял.