Что кричали в фильме околофутбола после драки
Фильм «Околофутбола»: Сценарий написан по реальным событиям (Видео)
Фанаты «Спартак» Москва
Исполнитель одной из главных ролей в фильме «Околофутбола» Павел Ерлыков рассказал, чему его научило общение с футбольными хулиганами.
— Павел, расскажите, пожалуйста, о том, что представляет собой ваш персонаж.
— Мой персонаж – «Мажор». Это один из лидеров «фирмы». В центре сюжета фильма четверо парней: один автослесарь, другой – учитель в школе, третий – диджей по кличке «Бритва», мой герой – успешный продюсер. Всех этих людей объединяет околофутбол.
— Близок ли вам этот герой?
— Не появилось ли желание побольше узнать и о футболе после участия в проекте?
— Я два года назад окончил школу-студию МХАТ, во время обучения и времени-то не было, чтобы посещать спортивные мероприятия. Но, столкнувшись с этим проектом, я понял, что понять, что такое футбол, можно только оказавшись в чаше стадиона. Когда я вошёл на стадион, ощутил, что это единый организм. Здесь люди существуют как одно целое – это просто непередаваемые ощущения. Когда все вместе кричат «Вперёд, «Спартак», ты как будто на американских горках оказываешься. «Один за всех и все за одного!» — и вы все становитесь как один человек, чувствуете себя уверенными, сильными. После этого я стал симпатизировать московскому «Спартаку». В съемках, кстати, принимали участие болельщики разных клубов – и «Спартака», и ЦСКА, и «Динамо», и «Зенита».
— Какие матчи посещали, чтобы проникнуться атмосферой?
— Как я уже и говорил нас консультировали ребята из разных «фирм», рассказывали истории как у них проходили выезды, как их накрывали, какие были «рубки» и как они поступали в разных ситуациях. Потом мы сходили на первый матч – если не ошибаюсь, это была игра «Спартак» — «Локомотив». Ещё был матч, во время которого шли съемки нашего фильма – «Спартак» — ЦСКА. Потом была игра «Спартака» с «Динамо». Нам показывали, что у них есть отдельный сектор. Я увидел чёткое различие между хулиганами и просто болельщиками.
На матче, который я смотрел, в одной части трибуны стояла толпа наших ребят, а неподалёку – обычные болельщики. Когда «Спартак» ударил мимо ворот, один из болельщиков в сердцах ударил по сиденью. Сиденье отлетело прямо в голову одному из наших. Все сразу развернулись и посмотрели на него. Парень молча поставил сиденье на место. Чуть позже он снова ударил по сиденью и вновь та же ситуация. В одну секунду толпа окружила фаната: «Ты понимаешь, что сейчас прошёл по лезвию ножа? Если ты пришёл на матч, стой спокойно и смотри игру». Он всё понял, и все разошлись. Они даже порядок поддерживают на стадионе. И беспорядков на стадионе я за ними не наблюдал.
— Смотрели ли другие фильмы про футбольных фанатов, чтобы углубиться в тему? Знаю, что есть похожие фильмы о британских болельщиках, например…
— Да, смотрел «Фабрику футбола», «Хулиганы Зеленой улицы». Но могу сказать, что наш фильм отличается от зарубежных аналогов, как русская душа отличается от английского характера.
— В вашем личном представлении о чём этот фильм, в первую очередь? Какова его главная идея?
— Мне часто приходится отвечать на этот вопрос. Думаю, это фильм не просто о таком феномене как «околофутбол», он еще и про жизнь. Сценарий написан по реальным событиям. Мы просто рассказали эту историю. Я уже представил этот фильм в Омске, Новосибирске и Норильке. Представители фан-движений, которые его посмотрели, подошли и сказали: да, этот фильм про нас. А люди старшего поколения подходили и говорили, что их держит этот фильм. На вопрос, почему, они отвечали: «Потому что это правда. Я не знал об этом мире футбольных хулиганов ничего. Слышал о таких случаях по новостям, а откуда растут ноги, не понимал. Теперь я знаю, что у нас есть и такое».
— Чем вас привлёк этот проект? Как получилось, что человек, далёкий от спорта, решил поучаствовать в фильме о фанатах?
— Мне позвонила мой агент и сказала, что компания СТВ и продюсер Сергей Сельянов собирается снимать кино про болельщиков. Он один из лучших продюсеров нашей страны, и если он утверждает какой-то сценарий, значит, это круто, и это будет хороший проект. У него есть чутьё на хорошие проекты. Мне сказали, что на меня хотят посмотреть. Я в тот момент был на Украине, отдыхал после выпуска спектакля «Ричард, Ричард», который играю в театре имени Пушкина. А я тогда был совсем без сил, проспал и не прилетел на пробы. Агент перезвонила: «Ты с ума сошел? Ты пропустил съёмки у лучшего продюсера! Быстро собирайся и прилетай! Тебе назначили повторную встречу». Собираюсь, приезжаю. Спрашиваю, что за персонаж? Отвечают: «Мажор». Я оделся с иголочки, пришёл на пробы – а там сидят реальные фанаты, и я услышал их дружный смех. Оказалось, что если героя зовут «Мажор», это не значит, что он одевается в одежду топовых дизайнеров.
— Вы бы посоветовали посмотреть эту картину человеку, далёкому от футбольной и фанатской сферы?
— Я бы посоветовал. Многие, кто далек от «околофутбола» уже посмотрели фильм и им понравился. Мне кажется, мы рассказали не только о том, как люди рубятся за футбольные клубы, но и том, что нужно помогать друг другу, поддерживать, нести ответственность. Не предавать. Как говорил Чехов, «человеку нужен человек». Должны быть люди, которым в сложную минуту можно позвонить, можно обратиться. У меня в жизни, к сожалению, таких людей не много, чтобы пересчитать хватит пальцев одной руки… Я никого не романтизирую и не оправдываю, но в фильме присутствует всё, что есть в нашей жизни.
Опасная субкультура: почему футбольные хулиганы так агрессивны
Любое спортивное событие часто сопровождается не только искренними переживаниями за любимую команду, радостью от победы и отчаянием от поражения, но и очередными разборками, разрисованными и шумными болельщиками в метро и на улицах. Немногие знают, что это не просто разовое сборище людей, объединенных одной идеей, а сложная субкультура.
Британские хулиганы
Возникновение феномена объясняется довольно просто. У молодежи 50-х годов было мало развлечений: кто-то увлекался музыкой, другие под запрещенными веществами наблюдали за поездами, а большая часть нашла свою отдушину в футболе. Со временем группам уже было недостаточно посещать домашние матчи, они начали организовывать свои клубы на гостевых играх, тогда-то и начались первые стычки и проблемы.
Вскоре большую часть трибун заполонили агрессивные фанаты. Любой матч мог окончиться столкновением одной команды с другой. Ситуация перешла все границы дозволенного и «выехала» за границу вместе с европейскими турнирами. Уже сформированная субкультура бросалась в глаза более спокойным зрителям и постепенно «учила» их как именно нужно поддерживать своих кумиров.
Не удивительно, что в конце концов случилась трагедия, в которой пострадали совершенно невинные люди. Это произошло в 85-м году на финальном матче Кубка европейских чемпионов. Тогда за победу боролся итальянский «Ювентус» и английский «Ливерпуль». Продажа билетов проходила не организованно, так фанаты оказались близко друг к другу, началась потасовка. Болельщики «Ювентуса» не были столь агрессивными и активными, а их численность уступала противникам. Все закончилось тем, что стена, на которую они забрались, обрушилась и унесла 39 жизней.
В ответ на произошедшее, УЕФА отстранил английские команды от участия на несколько лет именно из-за разрушительного поведения фанатов. С тех пор их столкновения происходят вне стадионов, а акции могут планироваться в течение нескольких недель. Словом, они стали незаметными. Однако именно влияние английских фанатов спровоцировало появление отличительной одежды, речевок, песен и агрессивного поведения. Оттуда пришло понятие «околофутбола» и хулиганские настроения, которые утихли далеко не везде.
Российский околофутбол
Количество фанатов росло параллельно с тем, как возрастала популярность футбола во всем мире. В 70-х «Спартаковцы» начали активно выезжать на гостевые игры, а спустя какое-то время к ним присоединились фанаты других московских и ленинградских команд. Новые группировки в СССР вызывали напряжение в силовых структурах, которые даже называли их «антисоветским». Участники сборищ могли лишиться работы или потерять место в университете, но тем не менее продолжали быть частью субкультуры.
Зарубежные трагедии и их последствия не затронули российскую субкультуру болельщиков, в отличие от распада СССР. Формировавшаяся десятилетиями инфраструктура футбольной лиги развалилась. Фанаты стали свободнее, их больше никто не контролировал. Кроме того, в общество пришла информация о том, какой образ жизни ведут зарубежные поклонники и отечественные болельщики частично переняли их методы поддержки. Уже в конце 80-х произошла крупная драка между «Динамо» и «Спартаком». Еще через некоторое время они проявили себя в Праге с местной «Спартой».
В 90-х околофутбол в России был сильно похож на английский, однако в нем все еще доминировали идеи национализма, чего за рубежом уже не было. Самая шумная история произошла на Чемпионате Европы в 2016 году, тогда отличились многие, в том числе и русские, которые сцепились с англичанами и практически во всех столкновениях одержали победу. Тогда Россию даже требовали отстранить от участия. Конечно, дисквалификации не произошло, но без последствий не обошлось. Некоторые фанаты попали в тюрьму, а Всероссийское объединение болельщиков прекратило свою деятельность. После этого они и обзавелись репутацией «жестоких бойцов».
Специфика и «требования»
Подобное поведение объясняют нехваткой агрессивности и духа соперничества на поле, которые и восполняются фанатскими столкновениями. С другой стороны, явление объясняют отголосками традиций кулачных боев. Главное понимать, что не все заинтересованные в футболе — часть агрессивной субкультуры. Это отдельная ниша, которая состоит из больших групп от 10 до 40 человек. Всех поклонников разделяют на несколько категорий:
Фанаты организовывают свои собственные СМИ. Например, у «Спартака» есть издания «Ультра Ньюс», «Гладиатор», а у «Динамо» — «Вайлд-вест сторис».
Сегодня ситуация в целом намного спокойнее. Чаще всего фанаты мелькают в кликбейтных новостях. Болельщики на матчах ведут себя в большинстве случаев совсем незаметно.
Что кричали в фильме околофутбола после драки
«Около футбола»: почему они дерутся?
Очень любопытной была премьера фильма в московском кинотеатре «Октябрь». Дело в том, что в создании картины активное участие принимали футбольные фанаты. И вот их вызывают на сцену – вместе с актерами, осветителями, художниками. А в зале – сидят друзья героев и радостно кричат!
История о самой закрытой части футбольных болельщиков — околофутбольных хулиганах. Кем бы они ни были в обычной жизни — студентами или банкирами, музыкантами или автомеханиками, на самом деле все они — одна «фирма». Попасть в «фирму» очень сложно, но если ты в ней оказался — это на всю жизнь.
«Около футбола» трейлер
В фильме снимались актеры Александр Ратников, Павел Ерлыков, Григорий Иванец, Иван Фоминов, Дарья Мингазетдинова, а так же Никита Кукушкин, Юлия Маньковская, Сергей Шнырев, Максим Павлов, Владимир Колосов, Евгений Березин, Валерий Баринов, Елена Симонова, Николай Шрайбер, Олег Байкулов, Станислав Лесной, Иван Турист, Игорь Гринякин, Алексей Чугреев.
А что говорят о картине те, благодаря кому был снят фильм?
Елена Быкова, исполнительный продюсер: «С самого начала мы хотели привлечь к съемкам реальных фанатов из действующих группировок футбольных клубов Спартака, ЦСКА, Динамо, Торпедо, Зенит. Об этом не хотели слышать продюсеры других кинокомпаний, и говорили о
том, что все съемки эти отморозки сорвут, поэтому кино надо снимать с массовкой и каскадерами. На что мы никак пойти не могли, так как хотели снять честное кино с настоящими живыми людьми, такими, какие они есть на самом деле. Ведь в том, как фанаты ходят, одеваются, разговаривают, их манеры поведения и общения резко отличают их от простых людей. И любой фанат видит фаната издалека, и не потому,
что на нем шарфик того или иного клуба. Сергей Сельянов не возражал против реальных бравых ребят, а даже с самого начала был за эту идею обеими руками».
Антон Борматов, режиссер:
«В околофутбола нет другого критерия, по которому человек попадает туда, кроме того, что внутри он – воин, и он хочет эту свою силу как‐то реализовывать. Брутальность этих людей навевает такую мысль, что они отдельные от всего привычного общества люди. А на самом деле это не так. Они работают на нормальных работах, кто автослесарь, кто учитель в университете. Мы хотели, чтобы фильм получился
аутентичным для людей в теме, и захватывающим – для обывателя».
Околофутбольный сленг
Фирма, моб, банда, контора, бригада – огранизованная группа фанатов.
Движ – организованное боление, участие в деятельности фирм.
Дерби – игра с принципиальным соперником.
Железо, аргумент, дерьмо, арматура – палки, камни, бутылки, кастеты и другое
вооружение для драки, используется только по согласованию обеих сторон.
Заряд – кричалка, речевка.
Casuals, кэжуалс, кэшлс – фанаты в «цивильной» одежде, без клубных цветов.
Пионер, карлик, фантомас, фантик, фантом – молодой фанат.
Кузьмич, лох – малопонимающий в фанатской культуре и болении человек.
Махач, забивон, стрела – организованная драка между фанатами с определенными
условиями, например, численностью человек.
Перфоманс – шоу на трибунах.
Роза, розетка – фанатский шарф с клубной символикой.
Слоган ‐ кричалка, речевка
Стадик ‐ стадион
Сачок ‐ ворота
Сфера ‐ каска ОМОН’овца
Собака ‐ пригородная электричка
Хулс, хулз – хулиганы.
Хардкор (англ. hardcore)‐ фанаты, которые непосредственно ведут боевые действия
Фэнзин – печатное фанатское издание о любимой команде.
Фёстлайн (англ. firstline) — в массовой драке — первые ряды, находящиеся на острие
атаки и состоящие из самых опытных и/или крупных и сильных бойцов.
Шиза ‐ активная поддержка команды на трибуне или беспредел
Шедвел ‐ проникновение фанатов на сектор враждебных фанов с целью драки
Обозначения фанатов по клубной принадлежности
«Спартак» — мясо, свиньи.
«Цска» – кони, лошади.
«Зенит» — бомжи, крысы, мешки.
«Торпедо» — торпедоны.
«Динамо» — динамики, мусора.
«Локомотив» — паровозы, локомоты.
«Амкар» — аммиачные, навозники.
«Крылья советов» — крысы, перья.
«Ростов» — сельпо, комбайнеры, сельмаш.
«Рубин» — тюбетейки.
«Анжи» — даги, анжуйцы.
«Кубань» — арбузники, куба, подсолнухи.
«Краснодар» — быки.
Информацию подготовила
Ханна tuteyshaya Андрушевич, редактор LiveJournal
Фильм «Околофутбола»: Реальная история реальных людей
Фанаты «Спартак» Москва
Прокат скандального фильма «Околофутбола» заканчивается. Самое время узнать, что о нем думают люди из футбольной и артистической среды, а также хулиганы. Одного из бывших «фирмачей» мы случайно встретили на сеансе в обычном московском кинотеатре.
Вместе со мной в большом зале фильм смотрели семь человек – молодые ребята. После сеанса знакомимся. Александр, невысокий и щуплый, 32 года, два высших образования, по первому – специалист по оптико-электронным волокнам, по второму – экономист. Занимается организацией мероприятий – вечеринки, презентации и так далее. Бывший футбольный хулиган, дрался с 16 лет. Завязал в 23.
«Драться перестал, когда отец умер»
– За «Спартак» болею, – рассказывает Саша. – В «фирме» состоял прямо в основе. У нас были сборы – это когда перед матчем собирался костяк. В 1998–1999 годах спартачей приходило человек триста: Flints crew, Mad butchers, «Гладиаторы» – шесть-семь группировок. Скауты (разведчики) ездили по городу. Если кого-то видели – сообщали, и происходила драка. В 1998‑м «кони» приехали к нам на сбор в «Сокольники», тогда рубились около ледового дворца.
Сейчас уже не тот околофутбол, что раньше. Позвонили, договорились – 20 на 20, встретились на опушке. Если у одной стороны бойцов больше, могут убрать несколько человек. Привлекают людей, занимающихся боевыми искусствами, фэйр-плей, только на кулаках. А тогда в ход шли арматура, ножки от табуреток.
– Вы сильно получали в драках?
– Три сотрясения мозга. Однажды бутылкой голову пробили. В другой раз арматурой получил по лбу. Можно было огрести и камнем, и кирпичом. Помню драку против «Зенита» на Щелковской, там многие получили арматурой – рядом стройка была.
– Хоронили кого-нибудь?
– Нет, чтоб кто-то в драках погиб – такого не было. У «Зенита» с «динамиками» была драка, и там одного порезали. Темная история. Кажется, так не нашли, кто пырнул.
– А почему завязали?
– Насколько фильм правдивый?
– Правдивый, но скучноватый. Можно было поинтереснее сделать. Я, например, от своих часто получал предупреждения, за то что пью в баре с друзьями-»конями» из околофутбола.
С чем не согласен в фильме – что хулиганам нужно только подраться. Неправда, мы и команду поддерживали от и до, орали на трибунах. Едва не голодали, чтобы скопить денег на выезд. Да и сейчас ситуация такая же.
– А игру ОМОНа как оцениваете?
– На моей памяти вне стадиона не было драк, которые бы накрывал ОМОН. Что действительно правдиво – герои фильма едут на выезд, и чтобы сбить со следа полицию, в пути меняют автобус. Мы такое тоже проворачивали.
«Получив в первой стычке, люди часто уходят»
– Как считаете, нужно снимать такое кино?
– Да. Многие совершенно не знакомы с этой историей. Люди, интересующиеся футболом, должны ее знать. Часто идешь на футбол (мы всегда без атрибутики), и мужики с шарфами спрашивают: «А кто вы вообще? За кого?».
– А то, что в фильме показана ненависть к неславянам?
– Так это всегда было. Не все повально скинхеды, но в каждой группировке по нескольку человек состояли в националистических организациях. И в то же время с нами ездил один армянин – участвовал во всех стрелках и сборах. Разные были люди. У нас один товарищ получал тысяч 10–15 долларов. По тем временам – очень много. Кормил-поил, в кабаках накрывал шикарные поляны, оплачивал автобусы для выездов. Были музыканты, диджеи, люди с музыкальным образованием, выпускники МГУ – всякие.
– Фильм романтизирует эту среду? 12‑летние пацаны посмотрят – и пойдут записываться в хулиганы.
– Как показывает практика, получивший в первой драке чаще всего от этой идеи отходит. А уж если получил и это не остановило, тогда пойдет дальше. Многие знакомые завязали с появлением семьи либо после того, как против них возбуждали уголовное дело.
– Так романтизирует или нет?
– Думаю, да. Многие сейчас попытаются пролезть в околофутбол.
– Жизнь хулиганов в фильме приукрашена?
– Так ее толком и не показали. У нас, например, было много ребят из неблагополучных семей. Один товарищ, у которого родители пили, по нескольку месяцев у меня жил. Много разных историй. Говорю же – интереснее можно было сделать.
Много богатеньких было, как Мажор из фильма, человек пятнадцать. Нескольких уже в живых нет. Кто от наркотиков умер, кто в автокатастрофе погиб. Нас другие «фирмы» подкалывали, мол, такие богатые, что можем несколько банков открыть.
«Может, молодежи понравится, как красиво там дрались»
Ренат (21 год), Никита (23), Дима (23). Фанаты, а не хулиганы. Болеют за «Спартак». Покупали абонементы в «Лужники» на сектор В.
– Наш приятель состоял в спартаковской «фирме», – говорят ребята. – Недавно в армию ушел и одновременно с этим вышел из околофутбола.
– Почему?
– Пару раз получил по башке. Очень сильно. А знакомый боксер входил в другую «фирму». Была большая стычка, кто-то из своих же подставил – и полиция накрыла. Он и сказал, мол, на фиг мне это надо. Из «фирмы» еле вышел – свои же избили так, что еле до дома дошел. Месяц валялся, в себя приходил.
– Как вам фильм?
– Ничего. Сюжет почти один в один с американского «Хулиганы Зеленой улицы». Многовато массовых драк, обычно дерутся 10 на 10, 20 на 20. Молодежь посмотрит и подумает: красиво, круто, давайте тоже начнем. А потом как получат по башне! Да, в конце одного хулигана сажают, двое погибают, но вы уверены, что молодежь запомнит именно это и сделает выводы? Может, им больше понравится, как красиво дрались.
– Показан национализм хулиганских группировок. Как вам это? – интересуюсь мнением парня с нерусским именем Ренат.
– Нормально, мы к этому вопросу примерно так же относимся, – удивляет он. – Не очень воспринимаем детей гор. Сами-то москвичи.
– Я не против таджиков и узбеков, – встревает Никита. – Ненавижу молодых, которые здесь свои порядки устанавливают, особенно чеченцы, дагестанцы. Пальцы веером, разъезжают на «Порше кайенах». Взрослое поколение у них совсем другое, кто в районе сорока и старше – спокойные и умные люди. Россия – многонациональная страна. Я ко всем нормально отношусь, пока ко мне нормально относятся.
«Честный фильм»
Найти известных болельщиков, уже посмотревших фильм, оказалось непросто.
Актеры Алексей Маклаков и Артур Смольянинов пока не видели. Как и пародист Михаил Грушевский. Всемирно известный пианист Денис Мацуев сказал, что не собирается смотреть: «Хочется чего-то доброго, хорошего». Комментаторы Алексей Андронов и Константин Генич также не видели. А вот актриса Ирина Рахманова («9 рота», «Питер FM», «Жара» и др.) была на показе «Околофутбола».
– Фильм достаточно честно снят по отношению к фанатам, – считает Рахманова. – Снят людьми, знающими, о чем идет речь, мне это всегда импонирует. Но для многих зрителей это будет шоком.
«За такой любовный треугольник нужно расстреливать»
Эксперт в хулиганской теме, автор книг «Я фанат» и «Фирма» Алекс Маннанов, о фильме отзывается сдержанно.
– Проблема любого кино о молодежной субкультуре заключается в том, что фильм обязан варьировать между объяснимым художественным вымыслом и суровой правдой жизни, – говорит Маннанов. – Если ставить задачу отделения зерен от плевел, то, конечно, можно увидеть некоторые нестыковки: дебютная массовая акция в метро невозможна в сегодняшних реалиях. Откровением стало, что в картине Антона Борматова нет места политике, тогда как речь ведется как раз о чрезвычайно политизированной среде: кавказцев, само собой, бьют, но по другим причинам.
У каждой «фирмы» свои правила, и с этой точки зрения Skullhead Crew ничем, в принципе, не выбивается из общей канвы, за исключением, пожалуй, того обстоятельства, что люди из разных социальных миров редко находят общий язык.
В принципе, если предварительно расстрелять автора сценария за худший любовный треугольник в истории мирового кинематографа, «Околофутбола» смотреть можно. С художественной точки зрения это совершенно среднее российское кино, но приятно, что хотя бы о фанатах.
«Вероятно, Мажора тоже убьют или посадят»
Исполнитель роли Мажора Павел Ерлыков говорит, что судьба его персонажа вполне может стать трагичной.
– Получил много отзывов, «ВКонтакте» приходит по 900 сообщений в день, – рассказывает Ерлыков. – Люди благодарят, пишут теплые слова. Удивлен, что фильм так зацепил. Люди видят в этих историях себя, говорят, в жизни все так и происходит.
Хулиганы говорят, что фильм на 80 процентов о них. Но это художественное кино, есть момент творчества и фантазии. Кто-то написал: «Такая проникновенная история, я плакала». Или: «Это о нас, о мужской дружбе, о том, что в мире сейчас забыто».
– А кто-то ругал фильм?
– Нет, такие не пишут. Зато появились такие, кто от моего имени начал бизнес, стал продавать какие-то футболки. Люди отправляют им деньги и ничего не получают.
– Ну это успех! Как считаете, фильм романтизирует хулиганов?
– Нет там никакой романтизации. В финале мой персонаж, лидер фирмы, остается один: без любимой девушки, одного друга убили, другого посадили. Что дальше – непонятно. Может, через три секунды его тоже убьют или посадят… Просто рассказана реальная история реальных людей.
Режиссер и актеры должны были смотреть на эту историю отстраненно. Однако все мы оказались душой подключены. Вы не представляете, что творилось на площадке, на четыре месяца я забыл обо всем – настолько нравилось! Видимо, тогда и произошла романтизация, потому что мы полюбили своих героев. Но мы не хотели никого ни к чему призывать. На проекте я обрел новых друзей и со старыми сейчас не общаюсь, неинтересно.