Что кричат когда танцуют лезгинку
«Когда кавказцы танцуют — у них земля горит под ногами»
Кажется, российская столица переживает бум кавказских танцев: в Москве насчитывается больше 60 школ лезгинки. Мода не обошла стороной и Северную столицу. За 10 лет через петербургский ансамбль «Имамат» прошло более тысячи человек.
Его руководитель Нурмагомед Гаджиев рассказал корреспондентам «Это Кавказ», с чего начинается лезгинка и почему нужно чтить традиции, но не бояться нового.
Нурмагомед Гаджиев — основатель и художественный руководитель детско-юношеского хореографического ансамбля «Имамат» при представительстве Республики Дагестан в Санкт-Петербурге; заслуженный артист республики Дагестан
«В Дагестане дети рождаются с криком „Асса!“»
— Обучить танцевальным движениям можно любого — даже неуклюжего человека без музыкального слуха. Рано или поздно он затвердит ковырялку или гасму (элементы кавказских танцев. — Ред.) и сможет попадать в ритм. А вот вызвать у ребят яркие, искренние эмоции, азарт, научить их показывать кавказский характер во время танца — гораздо труднее. В Дагестане не возникает таких проблем. Кажется, там дети рождаются с криком «Асса!» Когда кавказцы танцуют — у них земля горит под ногами. А в Петербурге у людей совсем другой темперамент: и взрослые, и дети здесь сдержанные, скупые на эмоции. Недавно я проводил мастер-класс в Академии балета Бориса Эйфмана. Мы со студентами разучили дагестанский танец всего за час: они прекрасные профессиональные танцоры. Но заставить их сменить актерскую постановочную улыбку на сумасшедший выплеск энергии я не смог. Не было огня. А без него кавказские танцы — это не танцы, а просто набор движений.
У нас два концертных состава — 20 детей (от 4 до 16 лет) и 30 взрослых (от 16 до 25 лет). И еще где-то 70 учеников. В нашей школе полный интернационал: есть русские, дагестанцы, азербайджанцы, чеченцы, осетины, ингуши — всех не перечислить. Солистка детского ансамбля Полина Иванова, например, русская, коренная петербурженка, на Кавказе никогда не была, а танцует лучше всех.
Раньше о нас узнавали с помощью сарафанного радио. Сейчас подключились соцсети. А еще мы очень много выступаем на разных городских площадках. В ноябре детский состав «Имамата» дал около 20 концертов. После каждого выступления ко мне подходят зрители, спрашивают, как к нам можно попасть. Ребята приезжают на занятия даже из пригородов Петербурга — Гатчины, Сестрорецка, Пушкина, Сертолово. Их не останавливают ни расстояния, ни то, что занятия у нас платные. Но у малышей есть стимул: взрослый концертный состав занимается бесплатно. Хотя именно на них уходит больше всего времени и сил.
Победа, вызов, страсть, кинжал, осел и демоническая сила
Лезгинка похожа на сам Кавказ. Все о ней слышали, многие мнят себя знатоками, а присмотришься — ускользает, оборачивается скопищем небылиц. То, что казалось старым как мир, было придумано недавно, а современные байки подчас основаны на правде.
Осел, козел и аварский староста
Парадоксы начинаются с самого названия «лезгинка». Его придумали в первой половине XIX века русские, служившие на Кавказе. Так они окрестили множество местных танцев — с разными стилями и названиями. Просто их видели в Дагестане, а дагестанцев тогда всех без разбора называли лезгинами. Ирония судьбы в том, что настоящие лезгины — народ, живущий на юге республики, — предпочитали совсем другие танцы, больше похожие на азербайджанские пляски или русский хоровод. Лезгинку они называли «авар кавха» — «танец аварского старосты».
Фото: Айдемир Даганов
Знающие люди легко определяют, какому народу принадлежит лезгинка, — по четким, стремительным движениям чеченцев и плавной манере табасаранцев, распростертым рукам даргинок или поднятым к голове — у кумычек. Проще всего различить танцы южного и западного Дагестана. В первых больше свободы, во вторых главенствуют осанка и собранность. В горах движения резче, на равнине — плавней. Балетмейстер Федор Лопухов объяснял это тем, что шаг горца короче. На крошечном годекане развернуться негде, вот и приходится компенсировать недостаток места выразительностью жестов.
Многие представляют лезгинку преимущественно как парный танец. Мужчина в черкеске парит, подражая горному орлу, а девушка в длинном платье плавно ускользает, словно лебедушка. В действительности танцевали в основном раздельно — особенно во времена имама Шамиля, наказывавшего музыкантов и запрещавшего парные танцы. Зато мужская лезгинка в ту пору оттачивалась до совершенства, нередко становясь состязанием в силе и выносливости. До сих пор агулы и рутульцы вызывают друг друга на «танцевальный батл» под азартные хлопки друзей.
Из животных танцующие дагестанцы подражали, как правило, ослам и козлам. От последних, по мнению некоторых исследователей, грузинская и кумыкская мужская лезгинка унаследовали танец на носках — след древних мистерий, когда плясуны делали вид, что у них есть копыта.
Победный танец горянки и мужской стриптиз
Танцы кавказских девушек далеко не везде были смирными. Путешественник, побывавший в конце XIX века в Осетии, вспоминает: «Женщины танцуют гораздо бравурнее мужчин. В их движениях, в особенности в движениях рук, больше смелости и энергии, и смотрит женщина (собственно, девушка, потому что женщина не танцует) во время танца отважней, как побеждающая, а не побеждаемая…» Платья горянок часто заканчивались чуть пониже колена и не скрывали ножки в шароварах. Дагестанки перебирали ими с ловкостью, которой позавидует иная профессиональная танцовщица. У многих народов уйти с круга раньше партнерши было неприлично, и порой девушки сознательно доводили парней до изнеможения.
Фото: Владимир Севриновский
Лезгинка танцует лезгинку
В окрестностях Шатоя чеченки в белых рубашках с палками в руках плясали ночами, пугая людей в подражание демонице Алмасты. До сих пор в некоторых горных районах движения девушек далеки от плавных и кротких, а в лакском танце кьиссу женщина ведет мужчину.
Фото: Владимир Севриновский
Полярный исследователь Фритьоф Нансен, гостивший в ауле Тарки, увидел в лезгинке привет с далекой родины: «Мужчина в кавказской форме, в шапке из овечьей шкуры, вращался некоторое время короткими ритмичными шагами, вытянув руки в обе стороны. Потом он приглашал из круга зрителей партнершу. Она семенила перед ним с серьезным видом, со слегка опущенной головой и кокетливой стыдливостью, мужчина следовал за ней, пританцовывая, а девушка „увиливала“ от него. Танец изображает домогательство мужчины. Движения целомудренны и без всякой дикости. Оба танцора, каждый по-своему, обаятельны: у него мужская сила, у нее — стыдливая женственность. Ноги двигались легко и живо, как барабанные палочки, в такт музыке, тело при этом оставалось спокойным. Сходство с норвежскими быстрыми танцами налицо. У мужчины та же энергичная гибкость, у девушки — грациозность и нежность. Только ритм и движения ног иные. Кроме того, в лезгинке мужчина не обнимает партнершу. На востоке близкий публичный контакт двух полов невозможен».
Опасная папаха
Этот запрет, как и всякие ограничения, будил изобретательность. Чеченцы рассказывают, что в старину парень, желавший понравиться девушке, приближался к ней в танце вплотную и перекидывал папаху из руки в руку за спиной избранницы. Но стоило случайно коснуться партнерши, и его убивали оскорбленные родственники девушки. Так юноша показывал, что готов рискнуть за красавицу жизнью. Существовал ли такой обычай в действительности, сложно судить, но чеченцы, аварцы и кумыки действительно порой обхватывали партнершу, не касаясь ее. А если девушка сама проводила рукой над головой парня, будто сбивая с него шапку, это считалось оскорблением и грозило тяжкими последствиями.
Впрочем, чтобы присмотреться к избраннице, необязательно было танцевать с ней самому.
Кто хочет стать миллионером? 18 декабря 2021 Ответы
Ответы Кто хочет стать миллионером? 18 декабря 2021
Ответы Кто хочет стать миллионером за сегодня 18.12.2021. Стас Пьеха и Илона Броневицкая, Роман Будников и Жанна Эппле. Здравствуйте, уважаемые дамы и господа. Сегодня у нас на календарях суббота 18 декабря 2021 года. На Первом канале идет телевикторина «Кто хочет стать миллионером?». Спринт-Ответ уже который год подряд знакомит читателей и посетителей сайта с правильными ответами в игре.
В студии находятся игроки и ведущий Дмитрий Дибров. В статье на сайте Спринт-Ответ можно узнать ответы в игре Кто хочет стать миллионером? 18.12.2021. Чаще всего программа состоит из двух частей, реже из одной или трех частей. Давайте же узнаем, сколько выиграют гости телеигры «Кто хочет стать миллионером?» сегодня, а возможно участники передачи уйдут из студии ни с чем? Это мы и узнаем в статье ниже.
Кто хочет стать миллионером? 18 декабря 2021
В первой части игры участвуют Стас Пьеха и Илона Броневицкая, которые выбрали 200 000 рублей в качестве несгораемой суммы, сообщает sprintotvet.ru. Во второй части игры участвуют Роман Будников и Жанна Эппле, которые выбрали в качестве несгораемой сумму в 200 000 рублей. Сайт Спринт-Ответ начинает текстовую трансляцию телевикторины.
Напомним, что в игре появилась новая подсказка «Замена вопроса». Игра проходит без зрителей в студии, поэтому подсказки «Помощь зала» нет. Зато в 2021 году появилась подсказка «Помощь ведущего» («Помощь Диброва»). Поскольку сегодня по московскому времени будет идти прямая спортивная трансляция, то передача показана не будет. А по часовым поясам, кроме Москвы и +2, будет показан повтор выпуска за 2018 год, тогда зрители в студии присутствовали. А значит и подсказки немного другие.
Уникальные факты о лезгинке
Лезгинка – один из самых известных и зажигательных танцев в России. Причем его популярность распространилась далеко за пределами нашей родины. Лезгинка пользуется известностью и за границей. Её танцуют во время праздничных мероприятиях в кругу семьи и на профессиональной сцене. Азартные ритмы покоряют сердца не только горячих и темпераментных горцев, но и чопорных англичан. Давайте поближе познакомимся с чудесным искусством.
Немного истории
Под термином лезгинка объединены все быстрые танцы народов Кавказа. В каждой культуре для них имеется собственное название. Лезгинка танцуется под ритмичную музыку с тактом 6/8. Ее часто исполняют на праздничных мероприятиях, свадебных торжествах и на сцене. Историки и хореографы едины во мнении, что доказать со 100% точностью, кто придумал зажигательный танец, невозможно.
Исследователи считают, что ее зарождение произошло в древние времена, когда горцы Кавказа перед сражением или охотой исполняли ритуальные обряды. Русское наименование хореография получила от слова «лезгин». Именно так до революции ошибочно именовали все народы республики Дагестан.
Разбираемся в метафорах
Бытует мнение, что определение «лезгин» восходит истоками к корню «лек», означающему «орел». По этой причине зажигательную хореографию часто именуют танцем орла. Мужчина-исполнитель, словно гордая птица-хищник, а его раскинутые руки – символ сильных крыльев. В парной лезгинке барышня превращается в «лебедя», т. е. в символическую добычу, которую в танце рано или поздно настигает орел.
Есть еще одна версия происхождения. Основа «лак» или «лек» используется для обозначения горного козла тура. Историки уверяют, что многие кавказские народности, такие как дагестанцы, считают «рогатого» тотемным зверем. Его регулярно изображают на разнообразных рисунках и одомашнивают. Исполнитель, приподнимаясь на носочках, имитирует стойку тура на задних ногах. Рука, протянутая в сторону, символизирует рог козла.
Всемирная слава
Мировую популярность и любовь лезгинка получила в 1935 году. Именно тогда на фестиваль национального танца поехал коллектив из Тбилисского театра. Ансамбль произвел настоящий фурор. Зал зашелся в овациях, даже меланхоличные британцы, забыв про этикет, вскакивали с мест и кричали «браво».
Больше всего зарубежную публику поразил танец Владимира Хетагурова с острыми кинжалами. Ему и популярному исполнителю Илико Сухишвили дали особые награды во время бала, организованного в честь окончания фестиваля. |
Как правильно танцевать
Лезгинку могут исполнять не только представители сильного пола, но и девушки. В одиночку они редко выступают. Самый зрелищный и популярный вариант – парная лезгинка. Когда зажигательную хореографию исполняют двое, она превращается в своеобразный диалог между юношей и девушкой. С помощью изящных и плавных движений они без слов могут продемонстрировать свои чувства и эмоции.
Главное правило парной лезгинки – мужчине запрещено должен касаться девушки. Даже трогать ее платье нельзя, это считается дерзостью по отношению к женщине и вызывает порицание. Барышня, в свою очередь, потупив взор, лишь должна томно взирать на партнера из-под пышных ресниц, но не смотреть ему прямо в глаза.
Чеченская лезгинка
Каждая народность Кавказа по-своему танцует лезгинку. С сумасшедшей эмоциональностью, под неповторимые мотивы и с удивительными правилами исполнения. Например, чеченский парный танец наполнен страстью и очень быстрый. Начинает хореографию парень, а завершает барышня.
Партнер не имеет права покинуть «заколдованный» круг раньше девушки, независимо от того, сколько длится танец. Даже если парень сильно устал, он будет держаться до конца. Ведь сдаться и уйти раньше женщины считается позором и слабостью.
Костюмы
Традиционно для исполнения лезгинки артисты облачаются в национальные одеяния. Однако, наряды танцоров из разных регионов, несмотря на идентичный силуэт, слегка отличаются. Например, мужской костюм чеченца состоит из черкески, бешмета и рубахи. Он выдержан в сдержанных и спокойных тонах, без каких-либо узоров. Черкеска доходит до кисти, в отличие от аналогичной вещи кабардинцев или осетинцев. У них она полностью прикрывает руки.
Женское одеяние воздушное, в нем разрешено использовать орнаменты и декоративные элементы. Однако, фасон все равно остается довольно-таки скромным и сдержанным. Чеченские барышни не используют громоздкие головные уборы. Чтобы прикрыть волосы, они надевают легкий платок (чухта). В наряде осетинок и ингушек обязательной деталью костюма является массивный головной убор.
Лезгинка на сцене
Профессиональные коллективы из Северного Кавказа зажигают под национальные ритмы не только на домашних праздниках. Часто они принимают участие в театрализованных постановках, где с помощью хореографии повествуют о традициях своего народа.
Например, в репертуаре ансамбля «Вайнах» из Чечни есть танец «Под небом вайнахов». Сюжет постановки основан на старинном обычае народа. Когда две враждующие стороны собирались вступить в кровавую схватку, в самый опасный момент появлялась барышня, срывала с волос покров и бросала между соперниками.
Этот символичный жест помогал прекратить конфликт раз и навсегда. Если спустя годы кто-то из враждующих сторон вновь пытался вернуться к войне, его покрывали несмываемым пятном позора.
Еще одна постановка ансамбля посвящается романтическому обряду. Когда парень хотел взять в жены возлюбленную, он делала ей предложение руки и сера возле горного родника. В ответ девушка вручала юноше платочек или кольцо, которые означали её согласие на брак. Пара хотела связать свою судьбу возле родника, поскольку считалось, что тогда их совместная жизнь будет такой же чистой и прекрасной, как горная вода.
Заключение
На Кавказе живет больше сотни народностей. Культура этого региона невероятно богата и разнообразна. Лезгинка является одним из ярчайших проявлений характера кавказского народа и их традиций. Завораживающий и динамичный танец не способен оставить равнодушным. Ноги сами отправляются в пляс, услышав зажигательные ритмы лезгинки.
Посмотрите видеоролик и убедитесь в волшебстве и неповторимости кавказского танца.
Когда танцуют лезгинку
Лезгинка знакома всем. Этот танец танцуют на концертах, городских площадях, на свадьбах и просто на дороге. И все-таки лезгинку нельзя танцевать, когда попало. Для нее нужен особый настрой.
У народов Кавказа есть множество общих черт, обуславливаемых их генетическим сродством – начиная от знаменитого «горского темперамента», заканчивая языковой и культурной близостью. Один из самых известных общих символов культуры народов Кавказа – это танец лезгинка, традиционно символически выражающий все многообразие горского мировосприятия.
Танец существует под разными названиями у балкарцев и карачаевцев, осетин, дагестанцев, абхазов, калмыков, кубанских казаков, ногайцев, кабардинцев, черкесов, абазин, адыгейцев, чеченцев грузин, армян, азербайджанцев и многих других народов.
Танцу сопутствует ритмичное и ускоряющееся музыкальное сопровождение в размере 6/8, в оркестр входят гармошка, даурбас (ударный инструмент), аккордеон, зурна, трещотки, горская скрипка, арфа, трехструнная балалайка. Музыка и танец обязательно сопровождаются хлопаньем в ладоши.
Лезгинка существуют во множествах вариаций, и каждый народ танцует ее оригинально. Можно выделить три типа танца, каждый из которых отличается своим неповторимым исполнением.
Первый и самый распространенный – мужская одиночная лезгинка. Его исполняют как на свадьбе, так и перед боем.
Второй – это женская одиночная лезгинка, гораздо более редкая. Здесь девушка подражает движениям лебедя: пластика рук медленна и грациозна, а взгляд немного направлен вниз.
Третьей разновидностью лезгинки является парный танец, в котором орел как бы парит над лебедью, символизируя любовное стремление.
Как правило, происхождение лезгинки связывают с племенными танцами, обрядами охоты и древними тотемическими ритуалами. Само слово «лезгин», как считается, восходит к слову орел (лекь), который, очевидно, был у лезгин и некоторых других кавказских народов тотемным знаком. Танец охотника, представляющий собой особый обряд перед охотой или боем, имитировал движения тотемного животного – орла, бросающегося на добычу (девушку).
Со временем ритуальный танец мог превратиться в соревнование джигитов. Неслучайно, что лезгинку любили и любят исполнять на свадьбах – в том символическом пространстве, где «орлам» необходимо завоевывать своих «лебедей» с помощью демонстрации удали и изящества.
Танец был своеобразным способом показать свою симпатию понравившимся партнерам, ведь девушка в танце могла указать направлением полета на понравившегося юношу, а он, в ответ, мог попытаться не отпустить ее от себя, при этом не касаясь даже платья девушки. Очевидно, что танец воспринимался символически как выражение любовной страсти, и потому перейти границу дозволенного в рамках публичного пространства было недопустимы.
Источник