Что крутится в кабине самолета возле рычагов тяги
Что за штуковина в кабине самолета крутится и щёлкает?
Привет-рулет! Несколько лет, нет нет, да появляется вопрос, что за колесо с белым треугольничком крутится и тарахтит в кабине пилотов. Будем посмотреть чего енто такое.
Между креслами пилота располагается триммер стабилизатора. Триммер стабилизатора работает в автоматическом режиме и служит для компенсации баланса самолета, чтобы пилот не прикладывал постоянные усилия к штурвалу в полете.
Интересуют нас в данный момент большие черные колеса расположенные по бокам. Собственно говоря, они и тарахтят. И крутятся.
Эти самые колеса являются индикатором работы управляемого стабилизатора.
Это горизонтальный стабилизатор, аэродинамическая поверхность, предназначенная для балансировки и обеспечения продольной устойчивости самолета. Так же на самолетах семейства 737 он выполняет роль триммера руля высоты.
Приводится в движение эта штука с помощью винтового механизма:
Слева видна интересная штука, Elevator Feel Computer. Но про нее не в этот раз.
Вот схематичное изображение этого всего, наш пациент в самой середине. Виден и винтовой механизм с электромотором и трансмиссией (Jackscrew и Gearbox), и сам стабилизатор:
Так почему ж все-таки тарахтит?
Управляется стабилизатор тремя способами.
1) Электрически с помощью кнюпелей на штурвале
2) Электрически от автопилота
3) Механически с помощью мускульной силы.
Со вторым способом все понятно, когда Автопилоту взбредет в голову, он посылает сигнал на электромотор и изменяет его положение
И наконец мы подошли к разгадке таких загадочных самостоятельных движений в кабине.
Как видим из раннее упомянутой схемы, на трим актюаторе внизу имеется барабан, на который наматывается трос. Он-то и соединяет тарахтящие колеса в кабине с винтовым механизмом. Для того чтобы в случае необходимости можно было управлять стабилизатором вручную. А поскольку связь у них механическая и постоянная, любое движение стабилизатора приводит к передвижению троса, и как следствие вращению колес.
Вернемся в кабину и посмотри непосредственно на этих колес.
Как видим, колесо гладкое, черное и полосатое. Начнем с конца. Полосатое оно для того, чтобы четко обозначить вращение колеса. Левое и правое колеса устанавливаются так, чтобы между белыми линиями на них был угол 90 градусов. Черное и гладкое оно для эстетизма.
На барабанах есть выдвигающиеся ручки для ручной перекладки стабилизатора при отказе электрического управления.
Левее видны тумблеры отключения автоматического управления триммированием стабилизатора.
Когда надо она откидывается, а когда не надо может больно стукнуть по колену. Поэтому обычно она убрана. Ну, а звук сделан для того чтобы обозначить вращения колеса в условиях недостаточной видимости. Кстати на данном фото хорошо виден индикатор положения стабилизатора. Шкала проградуирована в условных единицах, а зеленой полосой обозначен диапазон взлетных положений стабилизатора, так называемый Green Band.
Ну и напоследок посмотрим, что же делать, если электрическое управление стабилизатором взбесится и начнет крутить его как попало. В правой нижней части квадранта есть два тумблера. В случае если автопилот начинает гнать пургу, то он отключается от управления стабилизатором с помощью правого тумблера. Если же проблема в электрическом замыкании, то электрическое управление отключается с помощью левого тумблера.
Как устроена кабина Boeing-737 (29 фото)
Кабина Боинга-737 будет рассмотрена на примере имевшихся в нашей компании 737-500.
Кабина 737 NG для сохранения преемственности осталась очень похожей, небольшие изменения коснулись некоторых панелей. Поэтому для пилотов эти самолёты даже не считаются разными типами и переучивания с Классики на NG или вообще не требуется, или нужно несколько дней.
Можно сразу же глянуть на главный руль.
За штурвалом, спереди, находится приборная доска с основными пилотажными приборами
Далее находятся два дисплея:
На нижнем (навигационном) дисплее отображается план полёта, отметки ближайших самолётов от системы предупреждения столкновений TCAS, картинка от метеорадара и ещё кое-что.
Такая же приборная доска есть и у второго пилота.
Тут уже заметен наметившийся переход к электронному отображению показаний приборов. Но пока тут «будильники» заменены лишь светодиодными индикаторами.
И ещё чуть правее, ближе ко второму пилоту, торчит брутальная ручка выпуска-уборки шасси.
Гидравлический кран.
Снизу этой ручки есть скоба (красная) для преодоления механической блокировки ручки (если понадобится). Блокировка снимается электрически по сигналам положения самолёта на поверхности или в воздухе. Но при неисправности можно преодолеть блокировку вручную.
Механическая тросовая проводка аварийного выпуска шасси (при отсутствии давления в гидросистемах) оканчивается рукоятками, находящимися в лючке в полу при входе в кабину пилотов (с их стороны двери 🙂 ).
Ниже центральной приборной доски находятся два MCDU (многофункциональные дисплеи) для ввода маршрута полёта.
Ещё дальше назад, на пути к центральному пульту, находится наше всё:
Здесь находятся органы управления двигателями, механизацией крыла, противопожарной системой и ещё всякостей.
Всё можно дёргать (а кое-что даже само ездит), и всё связано конкретно стальными тросами с разными частями самолёта.
Ниже на этом же пульте с обеих сторон есть барабаны, связанные с тросами управления перекладкой стабилизатора:
На барабанах есть выдвигающиеся ручки для ручной перекладки стабилизатора при отказе электрического управления.
Левее видны тумблеры отключения автоматического управления триммированием стабилизатора.
Панель противопожарной системы:
Центральный пульт.
Спереди назад.
Далее, центральный пульт (далее назад по полёту):
От тут они (конструкторы) и оттянулись по части торчащих тумблеров, переключателей и кнопок 🙂
В нижней части панели находится управление внешним светом:
Слева направо:
посадочные внешние (на крыле) и внутренние фары,
фары освещения рулёжки вбок,
рулёжная фара на передней ноге,
переключатель запуска и выключения ВСУ,
переключатели запуска двигателей и выбора режима работы системы зажигания,
стробы, навигационные огни, проблесковые маяки, освещение крыла, освещение ниш шасси.
Левая нижняя часть потолочной панели:
Сверху вниз левая часть:
сигнал эвакуации,
панель управления подключения запасной гидросистемы на питание альтернативным управлением закрылками, рулём направления, спойлерами. Включение демпфера рыскания.
управление радионавигацией и переключение индикации на исправную инерциальную навигационную систему при отказе второй,
переключение ещё чего-то на исправное 🙂
Правая верхняя часть потолочной панели:
Самая нижняя и самая правая часть потолочной панели:
Пилотское кресло (клёпано из настоящей жести настоящими металлическими заклёпками)
И, наконец, непосредственно над пилотами/