Что курили казаки до появления табака в россии

Что курили казаки

Из сборника «Спас: памятки казачьей старины…»

Непременным атрибутом запорожского казака, помимо «шаблюки» (сабли) и «ратыща» (пики), была также «люлька» (трубка). Народные «парсуны» (портреты) казаков всегда изображают их с трубкой: на коне ль в походе, или сидя с кобзой – а люлька всегда в зубах. В известной украинской народной песне «Ой, на горі женці жнуть» гетману Петру Сагайдачному даже приписывают такие слова:

«Мені з жінкою не возиться,
А тютюн та люлька
Козаку в дорозi знадобиться…»

Особенную любовь к трубке и табачному зелью сечевиков отмечают все современники и историки Запорожского Коша. Вот, например, как это описывает Яворницкий:

«Чашка» трубки чаще всего лепилась из глины и обжигалась на огне, однако сохранилось много образцов «чашек», выточенных из вулканического туфа или других, преимущественно мягких горных пород. По внешнему ободу «чашки» нередко наносились сакральные узоры – т.н. «карбы», имевшие также место на кобзах-бандурах, тростях-насеках и посохах-костурах. И уже только в саму чашу трубки вставлялась «втулка», выточенная из дерева (вишни, липы или груши). «Чубук» изготавливался также нередко деревянным, из клена. Но чаще всего материалом для чубука служил полый внутри «очерет» (тростник), коим заросли на сотни верст днепровские плавни. Такие чубуки практически никогда не чистили – и когда в чубуке накапливались смолы, его попросту выбрасывали, меняя на новый, благо материал для него всегда был под рукой.

А вот что пишут исследователи про курительные трубки из другого региона Украины:
«Трубки как объект народного искусства сохраняются еще до сих пор на Гуцульщине, там они изготавливаются из мосяжной и мельхиоровой бляхи, изредка встречаются и отлитые люльки. Интересным образцом является трубка-«путиловка», которая изготавливается в селе Путили Черновецкого уезда. Место соединения крышки с трубкой иногда украшено плоским гребнем или венчиком. Венчики обычно заканчиваются головкой птицы или коника. Крышки трубки также бывают с украшением, сделанным из узенького пояска бляхи «кучерями», изготовленными очень мастерски…» (см. Воропай О. Обычаи нашего народа: Этнографический очерк (укр.). – К. – 2005г., с. 489).

Помимо самой люльки, сечевики с особыми чувствами относились и к другим трубочным атрибутам – т.н. «причиндальям». К ним, прежде всего, относились кисеты-«капшуки» для хранения табака, нередко искусно вышитые матерями или нареченными казаков, а также стальные «кресала» для добывания огня, часто выкованные в форме стилизованных животных – волков, коней, птиц и змей. А некоторым «причиндальям» запорожцы, только с им присущим чувством юмора, дали весьма колоритные названия – «затычка» (чтоб забивать табак в трубку) и «протычка» (чтоб прочищать ее); они изготавливались из металла, а в старину из кости или рога, и также богато украшались орнаментом. Люльку и сопутствующие ей «причиндальи» запорожец носил чаще всего или в своем широченном поясе, используя его вместо карманов, или в накладном мешке-«гамане», крепившемся также к поясу, или прятал за отворот своей знаменитой смушковой шапки-«бирки».

Помимо трубки как предмета личного обихода запорожцы знали и трубки как предмет ритуальный, использующийся для коллективных действий:

«У запорожцев кроме того, что каждый козак имел у себя люльку, а то была еще «обчеська» люлька, очень больших размеров, обсаженная монистами, дорогими камнями, разными бляхами,, иногда исписанная надписями вроде «козацька люлька – добра думка»; и с такой люльки потягивало целое общество или собрание, когда обдумывало какое-нибудь предприятие или замышляло против кого-нибудь поход…» (см. Яворницкий, там же).

Упомянутые историком большие размеры «обчеськой» люльки относятся прежде всего не столько к чашке трубки, сколько к длине самого чубука – такие трубки с длинными чубуками были еще в ходу у черноморцев, где и были запечатлены уже в 19в. на фотографиях и рисунках исследователей кубанской казачьей старины.

«Люльки, однако, не исключали и употребление нюхательных рожков: нюхари были преимущественно старые деды, которые, избегая слишком большой затраты времени около люльки, предпочитали ей рожок с табаком: “Поки її наложеш, поки її запалиш, поки її накриєш та поки її насмокчешся, єретичої душі, а то смикдьорг! Утер носа та й готов. ” А некоторые употребляли и то, и другое: “Люлька душу услаждає, а ріжок мозок прочищає”…» (см. Яворницкий, там же).

«Курии» и «нюхари» порой нередко добродушно насмехались друг над другом. Главным поводом для насмешек над «нюхарями» была неопрятность последних – на одежде часто бывали видны остатки нюхательного табака. Однако «нюхари», например, Старобельского уезда весело отвечали, что кто нюхает и не утирается – тот и не грешит вовсе: с него смеются люди и осуждают его, а тем самым берут его грех на себя. А в Белгородском уезде рассказывали легенду, что на нюханье табака благословила сама Пресвятая Богородица, с помощью нюхательного табака избавившаяся от головной боли.

Наиболее полное собрание легенд и преданий о происхождении табака и курения мы находим у известного украинского этнографа конца 19в. Георгия Булашева. Согласно этим народным преданиям, украинский народ видел в курении происки бесовщины, как, например, рассказывали селяне Черниговского уезда:

«…когда Бог разгневался на чертей и начал их скидывать с неба, то один черт летел-летел да и напоролся… на суховерхий дуб. Висел черт на нем до тех пор, пока начала с него труха сыпаться. Стала падать труха на землю, а из той трухи начала расти табачная рассада. Люди стали ее брать там, курить и нюхать, а потом и у себя на огородах развели» (см. Мифы Украины. По книге Георгия Булашева «Украинский народ в своих легендах, религиозных взглядах и верованиях» (укр). – К. – 2003г., с.286).

В других легендах также рассказывается о «нечистом» происхождении табака – например, в Александровском уезде считали, что начало курения связано с началом распития водки и происходит от того пустынника, которого искусил на это бес; в других же местах считали, что черти заманили селянина, идущего в церковь, в лес, подарили ему трубку и научили курить. Бытовало также мнение, что табак вырос из тела той блудницы, которая сняла Предтече голову.

А в легенде из Чигиринского уезда рассказывается, как черти, дабы отвлечь монаха от молитвы, стали его искушать, подпалив растущий рядом дуб. Монах молитвой застиг и обездвижил черта в самом дубе – дуб рос-рос и раздавил черта: вот из этой бесовской крови, пролившейся на землю, и вырос табак (см. Мифы Украины, с.286-291).

Из самых известных на Украине махорочных сортов «самосада» сеяли чаще всего такие как «самсон» и «дюбек». Вот в них-то, чтобы отбить махорочный смрад, и добавляли различные душистые травы, обратившись к опыту народных целителей, знахарей-травников. Пастернак среди прочих трав выделяет следующие:

— материнку ( или душицу лекарственную) – в ней содержатся тимол и карвакол, успокаивающие нервную систему, а также терпены, противодействующие болезням желудка;
— любисток – его «молодица» (девушка на выданье) мешала в табак, чтобы «…привязать к себе казака», а также сберечь его в пути; в нем содержатся фурокумарин, псорален, бергаптен, обладающие антисептическим и противоопухолевым действием;
— мяту – ее добавляли не только в курительную смесь, но также и в смеси для нюханья табака; мята содержит вещества, положительно влияющие на тонус, бодрость, рассудительность, спокойствие, оказывающие благотворное воздействие на работу мозга;
— тирлич (или горечавку желтую) – как говорили старики: «…чтоб руки-ноги не выкручивало», т.е. от ревматических болей в суставах;
— падуб – предупреждающий болезни горла, ангину, воспаления десен, укрепляющий эмаль зубов (см. Пастернак, с.77, а также: Иванишин Д.С., Катина З.Ф., Рыбачук И.З., Иванов В.С., Бутенко Л.Т. Лекарственные растения Украины. – К. – 1974г., с.101, 128).

Помимо вышеозначенных растений, обладающих сугубо лекарственным воздействием, в народной среде в курительные смеси добавляли также травы, имеющие сомнительное с точки зрения практической медицины значение, но имевшие большое значение для самих казаков, согласно народным верованиям, в связи с их специфической деятельностью. Считалось, например, что:
— для очищения крови после ранения нужно курить терновые листья и его сушеные цветы;
— для того, чтобы отогнать «черные мысли», курили с табаком сушеную полынь;
— казаки-«могильники», несшие неусыпную «варту» (стражу) на степных могилах-курганах, для улучшения зрения курили высушенную тырсу, т.е. ковыль.

Одной из самых интересных трав, употреблявшихся в курительных смесях, был буркун (или донник желтый), который курили старые рыбаки, находившиеся в силу своего промысла долгое время чуть не по пояс в воде. Сушеные верхушки с листьями и цветами буркуна (донника) содержат в себе в больших количествах вещество кумарин, обладающее противосудорожным воздействием. Однако то же самое вещество, кумарин, угнетает нервную систему и обладает к тому же еще и наркотическим, а точнее, галлюциногенным, эффектом (см. Губергриц А.Я., Соломченко Н.И. Лекарственные растения Донбасса. – Донецк – 1968г., с.71). Запорожские казаки, зная этот побочный эффект, курили табак с примесью буркуна после боя, если сечевик «…не мог забыть вида гибнувшего врага или умирающего побратима» (см. Пастернак, с.77). Интересное подтверждение этому находим и на страницах романа Шолохова «Тихий Дон», когда донской казак Григорий Мелехов, главный герой повествования, чтобы развеять тоску, курил: «…пригоршню смеси: сухой донник и корешки недозрелого самосада – «дюбека» (см. Шолохов М.А. Тихий Дон. – М. – 1980г., т.2, с.153).

Источник

Что курили казаки до появления табака в россииchispa1707

chispa1707

1860 год. По учетным записям Виржинии и Северной Каролины в этих штатах находится 348 фабрик, производящих жевательный табак, и только 6 из них выпускают курительный табак, как побочный продукт из отходов основного производства.

ИТАК, в 1860 году в центре мирового табачного производства лишь 1,7 % фабрик выпускают курительный табак; 98,3 % мощностей ориентированы на жевательный.

«Крепко курнули козаки его и прокурили свою долю. Кто проснулся связанный во вражьих руках, кто, и совсем не просыпаясь, сонный перешел в сырую землю…»

«. случилось такое зло; но отчего оно случилось, курнули ли оставшиеся запорожцы, по козацкому обычаю, и пьяными отдались в плен…»

По наркоте у меня есть кое-что здесь:

Re: гммм

Re: гммм

Да. По наркоте у меня есть кое-что здесь:

Re: гммм

Думается,

Re: Думается,

Re: Думается,

Бритва Оккама, знаете ли.

Edited at 2013-08-06 05:54 (UTC)

Re: Думается,

Re: Думается,

Вела.
в Китае.
Как-то немного далековато от казачьих станиц, нет?

И, back to our muffles, я высказал ИМХО, что казак, как любой нормальный человек, не будет искать лишних сложностей в деле «потащиться» и использует самый простой и очевидный вариант.

Re: Думается,

А доедет это колосе до Москвы?
До Москвы, я думаю, доедет,
А до Казани не доедет.
До Казани не доедет.

у горожанина в статье «Люди предотвратят апокалипсис» есть и другое применение жевательного табака «

И почему это, после нюханья табакерок красавицы падали в обморок прямо на спектакле Мариинского Театра?
Говорят, от корсетов из китового уса.
А я думаю, от «донника» в табаке.
«Донник» был прямо от Симона Боливара.
——
К стати, ЗЫ.
Во первых, монеты, их физический анализ показал, что серебро из Америки появилось в Европе в конце ВОСЕМНАДЦАТОГО века.
Во вторых, древесный анализ показал, что минимум 2 века лишних, т.е. сейчас 1813, а не 2013 год.
В третьих, главное, во время Второй мировой небольшая американская эскадрилья приземлилась в Гренландии на ледник. Лётчиков спасли, самолёты оставили. За 70 лет самолёты погрузились в лёд на СЕМЬДЕСЯТ МЕТРОВ.
До одного самолёта добрались с помощью кипятка и вынули по частям.
Это хоронит ВСЮ ГЛЯЦИОЛОГИЮ, ВСЕ ИХ сведения о погоде миллион лет тому назад,
все их диссеры, все их «научные» степени,
всю их «хронологию».
Вот такие пироги! Продолжаем мстить за курс истории в школе. Сидел, слушал, получал пятёрки и думал: «Вот же брешешь ты,сука!»
Традиков к позорному столбу.

Источник

Что курили на руси до табака

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что курили казаки до появления табака в россии

Допетровское «дьявольское зелье»

Первый табак попал в Россию на кораблях английских моряков в 16 веке. К русским берегам случайно причалил мореплаватель Ричард Ченслор, что и положило начало морскому торговому сотрудничеству с Англией. Курение на какое-то время приживается среди знати.

Что курили казаки до появления табака в россии

Несмотря на то, что и сам Иван Грозный позволял себе курить табак, по отношению к простому люду были установлены жесткие запреты. Нарушителям угрожали не только большими штрафами, но и телесными наказаниями. Еще радикальней обозначил свое отношение к табаку Михаил Федорович Романов. Согласно царскому указу 1634 года курение «дьявольского зелья» каралось кнутом и вырыванием ноздрей, а продажа – смертной казнью. Столь суровые меры последовали за крупным московским пожаром, официальной причиной которого посчитали неосторожное курение табака.

В 1646-м Алексей Михайлович решил заработать на курильщиках, введя монополию на торговлю табаком с отчислением прибыли в казну. Однако по настоятельному требованию патриарха-реформатора Никона, имевшего влияние на правителя, возвращаются карательные меры против любителей «богомерзкого зелья». Русские антитабачные традиции набирают прежние обороты, и в 1649 году Земским собором подтверждается действовавший ранее указ о полном запрете табака.

Табачные симпатии Петра I и принудительное курение

Первую широкую пропаганду курения в России принято связывать с Петром I. Причем поначалу он продолжал традиции запрета табакокурения и наказывал отступников штрафами, битьем и даже ссылками. Но все изменила поездка Петра в Европу в 1697-м, где он погрузился в английскую табачную культуру.

Что курили казаки до появления табака в россии

По приезду император подписывает указ о праве англичан экспортировать в Россию табак. Соответственно, становилось легальным и его употребление. Стоит заметить, что петровский указ поначалу разрешил только курение через трубки. Пристрастившись к табаку, Пётр Великий заставлял курить и своих бояр. Царь лично разработал единый российский стандарт качества табака, приказав начать пробное разведение культуры на первых плантациях Малороссии. В 1716 году там же основана и первая в истории российская табачная фабрика. Еще две чуть позже открылись в Санкт-Петербурге и Москве.

Законодательница нюхательных традиций

Бурного роста табачное предпринимательство достигло при Екатерине, которая одобрила открытие иностранцами табачных мастерских в Петербурге. Крошеный табак производился в ограниченных объемах с использованием привозного сырья.

Параллельно с курительным табаком в екатерининский период становится популярным табак нюхательный, на много лет вперед завоевавший предпочтения петербуржцев. Местный табак пытался всерьез конкурировать с привозным, но самым модным в высшем свете считался гишпанский, французский и немецкий продукт. Главным среди российских сортов считался так называемый аммерсфордский табак, или попросту махорка.

Что курили казаки до появления табака в россии

Употребление табака становится показателем высокого положения в обществе, правилом хорошего тона, обязательной составляющей встреч и праздников. У представителей русской знати появляется обычай приходить в гости со своим мундштуком, чтобы компанией раскурить одну трубку. В начале XVIII века в Петербурге появляются первые табакерки с искусными орнаментами и металлическими гравюрами. Стали открываться отдельные табакерочные производства, и вскоре удобные и привлекательные футляры для нюхательного табака украсили туалетные столики петербуржцев. Самой доступной считалась табакерка из папье-маше, выложенная изнутри миллиметровым слоем олова либо черепаховой пластиной для надежной сохранности аромата табака.

Табачный бум XIX века. Папироса

К XIX веку процветала прямая российско-кубинская торговля. Главный импортируемый русскими товар того периода – сахар, а вот второе место занимал табак, вытеснив даже кофе. На протяжении десятков лет кубинский табак удерживал позиции стабильного импортного товара. Со временем был начат выпуск множества марок сигар, производимых специально для русских. На упаковках таких сигар изображались популярные русские мотивы.

Что курили казаки до появления табака в россии

В первое десятилетие XIX века в Москве работали четыре фабрики, на которых трудились тысячи человек. По всей же России число табачных предприятий достигало пятисот. К концу века начинается эра папирос, о чем впервые упоминается в циркуляре Министерства финансов Российской Империи от 1844 года. На табачных предприятиях произошли глобальные изменения. Производства переоборудовались специальными сигаретозакаточными механизмами, выдававшими до 100 тысяч папирос в сутки. Новый табачный продукт обходился дешевле, существенно облегчалась его транспортировка. Курение набирало обороты, покоряя все без исключения слои общества. В это время появляется запрет курить на улицах, связанный с участившимися пожарами от множества брошенных окурков.

Известные русские противники табака

На всех этапах популяризации табачной культуры находились в интеллектуальной элите России и ярые противники курения. Например, мнение Льва Толстого, имевшего большой вес в обществе, было однозначным. В резонансной статье «Для чего люди одурманиваются» от 1890 г. классик утверждал, что влияя на человеческий разум, табак способен подтолкнуть человека к убийству или грабежу, картёжным играм и прелюбодеяниям.

Что курили казаки до появления табака в россии

Антон Павлович Чехов, в свою очередь слывший лучшим русским писателем, в 1886 году создал сцену-монолог в одном действии «О вреде табака». Однозначным было мнение о курильщиках великого русского мыслителя Виссариона Белинского, утверждавшего, что любители сигар являются его естественными врагами.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Внимание. Данный пост является сугубо личным философским мнением автора сайта и не ставит целью пропагандированием чего-либо.

Всем привет. В предыдущем посте про уничтожении славянской истории писал, что раскрою тему алкоголизма и курения в древности.

Все знают, что водка появилась на Руси совсем недавно. Более того, все знают что ее не пили, а употребляли как лекарство (омывали раны с целью обеззараживания). Это есть в любой литературе, даже в школьных учебниках истории. Диву даешься, откуда стереотип о России – что водка у нас народный напиток, ведь раньше на Руси никто не бухал. Более того – у нас это было запрещено законом.

Но сегодня пост не об этом. А пост о том, чего вы точно не знаете. Как же наказывали в древней Руси за употребление алкоголя и табака.

Сразу отмечу – что данная информация вызовет у вас эмоции и отвержение. Оно и правильно – социальная политическая инженерия через мораль сделала вас лояльными к бухарям и курильщикам. Будете удивлены, но в конце поста вы можете поменять свое мнение. Вообще, скоро будет про мораль отдельный пост, больно интересная тема.

Так вот – за систематичное употребление алкоголя на Руси отрубали голову. И не хоронили, а сжигали тела и использовали их как удобрения.

За употребление табака – вырывали мужикам ноздри, чтобы все видели, что это курильщик.

Дело в том, что в отличии о современного лояльного ко всем грязным порокам мира – на Руси очень ценили свою божественную суть.

Наши предки знали (не верили, а очень точно и достоверно знали), что во времена переселения атлантов (их называли богами) с крайнего севера – те ассимилировались с местным населением и подарили им знания и технологии. Получился гордый и самодостаточный народ, который звался славяне.

Наши предки СЛАВили Богов за эти знания, но в отличии от других рас – ничего у них не просили. По той простой причине, что нам эти боги даровали все инструменты для реализации своих желаний.

Древнее Славяне настолько ценили эти божественные корни – что любое их загрязнение каралось смертью. Подтекст такой – если ты не ценишь в своем теле божественную суть – то ты достоин смерти, и сгодишься после сожжения разве что на удобрение.

Ни о каком продолжении рода такими людьми не было и речи! Алкашам сразу отрубали голову. А курильщикам – вырывали ноздри, чтобы все девушки видели, что от этого субъекта нельзя рожать детей.

Чистота генов была потрясающая. Никто не болел, не было инвалидов и даунов. Было здоровое и процветающее общество.

Сравните сейчас. Роспотребнадзор приводит данные, что на последних стадиях алкоголизма сейчас в России 5 млн. человек. Ежегодно от бухла умирают 500 тыс. человек. Периодически бухает процентов 90 населения. Болеет разными заболеваниями 2/3 страны. Число даунов шизофреников зашкаливает. Кстати, от табака ежегодно умирает 400 тыс. человек в России, чуть меньше чем от алкоголя.

Да чего уж греха таить, большая часть зачатых детей молодежью в возрасте до 25 лет делается по пьяне или по залету. Ни о каком здоровье у современной молодежи естественно говорить не приходиться.

Задумайте вот над чем. Какая из моралей более действенная.

Так какое общество более просвещенное и развитое?

Исторический экскурс

Но сначала следует узнать, как курение этого растения появилось в Европе. Ведь именно европейцы были теми, кто привез табак в Россию. Открытие Колумбом Нового Света принесло Старому Свету множество экзотических продуктов и сокровищ.

Осенью 1492 года достигшие берегов Сан-Сальвадора европейцы увидели высушенные листья табака и курящих аборигенов. Вскоре двое испанцев из команды Колумба пристрастились к вдыханию ароматного дыма, став первыми курильщиками Старого Света.

Причины популярности табака

Потребовалось совсем немного времени, чтобы курение стало модным занятием в Европе. Курили все слои населения, от королей и вельмож до торговцев и подмастерьев. Все, у кого на это хватало денег. Популярность табачных листьев обуславливалась несколькими факторами, ими же чуть позже воспользуются те, кто привез табак в Россию, вот основные из них:

Существует довольно устойчивый, но ошибочный домысел, что впервые табачные листья появились в России благодаря Петру Первому. На самом деле, это случилось задолго до правления царя-реформатора. Также есть некоторая путаница по поводу страны, откуда никотиновое зелье впервые попало в Российское государство. По разным версиям табак привезли в Россию из США, Европы или Латинской Америки.

Русские люди познакомились с курением чуть позже западных европейцев. Это произошло во второй половине 16 века во времена Ивана Грозного. Историю появления табака в России начали английские купцы, которые преподнесли двору новую забаву в качестве дара.

Запрет

Во время Смуты увеличилось количество людей, привозивших табак в Россию. Это были купцы, иностранные путешественники, наемные военные. Понемногу курение табака завоевывало все больше поклонников среди русских.

К началу и середине семнадцатого века отношение властей к этому продукту поменялось с нейтрального на крайне негативное. Правда, царские запреты курения вызывались не заботой о здоровье подданных, а многочисленными пожарами, которые выжигали целые кварталы деревянных городов и зачастую происходили из-за курильщиков.

Царь Михаил Федорович поставил табак вне закона. Поначалу запреты были довольно мягки: штрафами и изредка телесно наказывались лишь торговцы, найденный табачный лист уничтожался. Но данные меры показали низкую эффективность.

После сильного пожара в столице в 1634 году законы значительно ужесточились. За курение и продажу табака полагалась смертная казнь, которая на практике обычно заменялась отрезанием губ или носа и ссылкой на каторгу. Однако эти меры не смогли побороть уже укоренившуюся на Руси вредную привычку.

Поэтому следующий царь Алексей Михайлович попробовал упорядочить употребление табака через государственную монополию на его продажу, но столкнулся с непримиримым неудовольствием Церкви во главе с авторитетнейшим патриархом Никоном. Табачное «богомерзкое и бесовское» зелье было вновь тотально запрещено.

Царь Петр

Все изменилось с приходом к власти Петра, в феврале 1697 года он отменил запреты и подписал закон о свободной торговле табаком. Затем царь отправился с Великим Посольством в Европу, откуда и привез табак в Россию вновь и страстную любовь к нему.

Некоторые историки считают, что к курению Петр пристрастился еще в юности, когда стал постоянным гостем в Немецкой Слободе, но окончательно решил, что табак – это хорошо для России, во время посещения Голландии, Венеции, Англии. Именно английским купцам царь дал монопольное право на ввоз табака в Россию в течение шести лет.

Вскоре табачные деньги стали исправно наполнять казну, помогая Петру осуществлять многочисленные реформы и вести длительные войны. Курение пропагандировалось, сам царь не расставался со своей трубкой и очень любил курить, чем подавал ясный пример подданным.

От Екатерины до наших дней

При Екатерине политика правящих кругов не изменилась. Курение пополняло казну и было популярным во всех кругах общества от царицы до крестьянина. Специально для государыни привозили качественные сигары, обернутые шелковыми ленточками, которые защищали нежную кожу царицы от прикосновения с грубым табачным листом.

Екатерина поощряла табачный бизнес, им активно занимались как отечественные, так и иностранные купцы. Интересный факт: в екатерининские времена нюхательный табак был более популярен, чему курительный.

Никотин окончательно вошел в жизнь русского человека. В правление Александра I производство российского курительного табака возросло в шесть и более раз по сравнению с екатерининской эпохой. Его курили, нюхали, жевали, использовали трубки, сигары, самокрутки, даже кальяны.

Во второй половине 19 века в моду вошли фабричные папиросы. Во время Первой мировой войны табачное производство переживало настоящий бум, так как махорка и папиросы обязательно входили в офицерские и солдатские пайки.

Пришедшие к власти большевики отняли у собственников табачные фабрики, национализировав их, но о прекращении производства не было и речи. Во время ВОВ все фабрики были эвакуированы и продолжали исправно работать, ведь табак стал стратегическим продуктом, без него невозможно было представить пайки советских воинов.

После великой победы советские табачные фабрики только наращивали мощности. За распадом СССР последовала вереница банкротств предприятий, выпускающих подобную продукцию. Без государственного заказа они не смогли выжить и стали частью более крупных компаний, как правило, иностранных. Сегодня россиян обеспечивают табачной продукцией обширные транснациональные компании.

Печальная статистика

Уже несколько лет российские власти ведут антитабачную кампанию и тратят на нее немалые средства, табачной рекламы меньше в телевизоре и СМИ, все чаще можно увидеть антитабачную рекламу или пропаганду здорового образа жизни.

Хочется верить, что приоритеты государства меняются, и теперь здоровье нации становится важнее. Ведь урон, который наносит курение России, огромен и с трудом подвергается осмыслению и подсчету. Вот лишь несколько показательных фактов:

Теперь вы знаете, кто привез табак в Россию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *