Что ледоколы делают летом

КАК ЖИВЕТ И ЧЕМ ПИТАЕТСЯ КОМАНДА АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА.

1. Атомный ледокол «Вайгач».
Что ледоколы делают летом

На атомном ледоколе «Вайгач» 90 членов экипажа. Все они живут по одному, количество кают позволяет расселить всех с максимальным комфортом. Как видите, спальных мест тут больше. Помимо кроватей в каюте есть все необходимое.

2. Стандартная каюта для членов экипажа.
Что ледоколы делают летом

Самая большая каюта, разумеется, у капитана. Это логично.

3. Помимо кают есть множество мест для отдыха и полезной активности.
Что ледоколы делают летом

4. Или, например, библиотека с зелеными растениями. В месяцы, когда за бортом только суровые льды и снега, они согревают душу.
Что ледоколы делают летом

5.Обратите внимание, что книги на полках дополнительно закреплены рейками. Все-таки это море, а работа у ледокола тяжелая.
Что ледоколы делают летом

Большой неожиданностью для меня стало наличие на борту ледокола спортзала. Не тренажерки, а настоящего спортивного зала, в котором можно поиграть даже в баскетбол.

6. Спортивный зал.
Что ледоколы делают летом

7. После посещения спортзала удивляться наличию бассейна даже не приходится.

Что ледоколы делают летом

В тот день, когда я посещал ледокол, бассейн был пуст. Об этом предупреждала табличка, которая может стать поводом для шуток, но техника безопасности требует ее наличия.

8.
Что ледоколы делают летом

9. Сауна на ледоколе тоже есть:
Что ледоколы делают летом

Как видите, условия для экипажа созданы очень достойные.

10. Ледокол «Вайгач».
Что ледоколы делают летом

Спросите, ну, а как кормят?

С этим там тоже все неплохо, но… строго: дресс-код…
Экипаж ледокола – 90 человек, плюс еще на борту порядка 10 стажеров. Дисциплина на ледоколе – железная. Поэтому в столовой действует дресс-код.

11.
Что ледоколы делают летом

Столовая выглядит как ресторан. Вот так она выглядит перед обедом, столы накрыты скатертями и сервированы. Меня удивило, что каждому на обед дают литровый пакет сока.

12.
Что ледоколы делают летом

13. На входе висит меню на неделю.
Что ледоколы делают летом

Давайте посмотрим меню поближе. В день – 4 приема пищи. Еда совершенно обычная.

Для примера рассмотрим понедельник:
Завтрак: омлет с беконом, рулет бисквитный, чай с лимоном.

Обед: рассольник, шницель рубленый с картофельным пюре, салат из свежих овощей, морс, фрукты.
Полдник: сыр, колбаса, чай с лимоном.
Ужин: поджарка из свинины, пшено, морс.
14.
Что ледоколы делают летом

Так что кормят на ледоколах очень хорошо и разнообразно.

Источник

Принцип работы и устройство ледокола

История ледоколов

«Предком» современных ледоколов стал деревянный колесный пароход «City Ice Boat No. 1», построенный в Филадельфии в 1837 году, который был приспособлен для колки льда в местной гавани.

И все же первым ледокольным судном по праву считается российский пароходный буксир «Пайлот». В 1864 году в Кронштадте по указанию судовладельца Михаила Бритнева его переделали в ледокол, срезав носовую часть под углом 20 градусов по отношению к килю. В результате судно, наползая на лед, взламывало его всей своей тяжестью.

Позже в 1871 году по чертежам «Пайлота» в Германии был построен ледокол «Айсбрехер-1». Характерно, что основным заказчиком ледокольных судов в начале ХХ века была именно Россия. Так английская компания «Armstrong Whitworth» построила для России ледоколы «Байкал», «Ангара» и «Ермак», которые эксплуатировались до 1964 года. В 1917 году в Англии спущен на воду ледокол «Святогор» (с 1927 г. «Красин»). С 1921 по 1941 гг. на Балтийском заводе было построено 8 ледоколов, а с 1956 по 1958 гг. – еще 10 речных ледоколов. С 1959 г. началась эра атомного ледокольного флота с введением в строй первого в мире атомного ледокола «Ленин».

Устройство ледокола

Специфика работы ледоколов определяет его конструкцию. Чтобы противостоять толстым паковым льдам, корпус ледокола обшивают стальными листами, а днище делают закругленным.

Каким способом ледокол ломает лед зависит от его толщины. При незначительной толщине ледокол разрезает его носовой частью, а затем раздвигает, создавая позади себя свободное пространство. Мощный ледовый покров ледокол преодолевает, наползая на льдины и разламывая их за счет своего веса. Существует несколько приемов создания проходов во льдах, в частности, с помощью крена и балластной цистерны.

Для современных российских атомных ледоколов класса «Арктика» совершенно не имеет значения какой толщины лед. Им под силу преодолевать 5-метровые торосы и трехметровый лед на скорости до 20 км/ч.

В настоящее время эксплуатируются ледоколы двух типов дизель-электрические и атомные. Движение судна осуществляется по следующей схеме: судовой двигатель приводит в действие электрогенератор, а тот в свою очередь – электродвигатель, от которого вращаются гребные винты.

Гребная установка ледокола также имеет ряд особенностей, поскольку ей приходится работать в гораздо более жестких условиях по сравнению с обычными судами. Для ледокольных двигателей характерны резкие перепады нагрузки, что связано с заползанием ледокола на лед и отходом назад. Двигатели в этих условиях должны быстро набирать полные обороты.

Что ледоколы делают летом

Современные ледоколы могут иметь три и даже четыре винта. При четырехвинтовой схеме два находятся в задней и два в передней части. Так передние винты, вращаясь как бы выкачивают воду из-подо льда, тем самым ослабляя опору и обеспечивая его более быстрое разрушение.

Ледокольный флот России

В настоящее время Россия располагает самым многочисленным и мощным ледокольным флотом, состоящим из 55 судов, 4 из которых – это атомные ледоколы (плюс атомный лихтеровоз «Севморпуть»). Для сравнения, у США всего четыре тяжелых дизель-электрических ледокола, причем два из них эксплуатируются более 30 лет.

Источник

Зачем женщине ледокол: опыт

Что ледоколы делают летом

В мире всего пять действующих атомных ледоколов. И все они принадлежат России. Есть у нас и еще один рекорд: впервые в старшем командном составе атомного ледокола появилась женщина. Сегодня Диана Киджи – старший помощник капитана.

А началось все с Питера – родного города Дианы. Город на воде зародил любовь к морю, суровый характер северных морей не пугал, скорее закалял и манил. В 2010 году Диана целенаправленно поступила в Государственную морскую академию имени адмирала С. О. Макарова – ныне Государственный университет морского и речного флота, и именно на судовождение. «Мама переживала, но отговаривать даже не пыталась, зная мой характер, упертость и категоричность, – говорит Диана. – Я благодарна маме за поддержку в сложные периоды. Сейчас она уже мною гордится».

Что ледоколы делают летом

Первую свою практику Диана Киджи проходила на парусном судне «Мир», следующие – на танкерах. А перед выпуском из академии случайно попала на фестиваль ледоколов, вдохновилась этими огромными мощными судами. И захотелось попробовать. Сначала трудилась на дизельном ледоколе «Иван Крузенштерн», а в 2018 году Диану пригласил на работу Росатомфлот. И уже по итогам 2019 года Диана победила в отраслевой программе «Человек года Росатома» – в номинации «Восходящая звезда».

Киджи соглашается, что на судне непросто. «Первые практики, палубная работа – это физически тяжелый труд, – рассказывает Диана Киджи. – Я не хотела слышать, что, мол, пришла женщина на флот, а работать другие будут. Пошла на флот – будь добра, работай». Сама она уже успела потрудиться матросом, после выпуска из академии – в должностях четвертого, третьего, второго помощника капитана. Теперь, в свои 27 лет, Диана – старший помощник капитана атомного ледокола «50 лет Победы».

На ледоколе, поясняет Киджи, у капитана есть три старших помощника, у каждого, помимо вахты и управления судном в ледовых условиях, свое заведование. «Можно сказать, что ледокольное судовождение – это не наука, а искусство, и в нем можно расти бесконечно». В обязанности Дианы входит контроль и поддержание в работоспособности всего пожарного оборудования и снаряжения ледокола, а также подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна. Задача ледокола – проложить путь для других кораблей.

Что ледоколы делают летом

Сегодня в зимне-весенний период это работа в западном секторе Северного морского пути: Карское море, Обская губа, Енисейский залив, порты Сабетта, Дудинка… В будущем, считает Диана Киджи, Северный морской путь может стать круглогодичным транзитным маршрутом: в последние годы льда в океане становится меньше.

К тому же Россия активно строит новые ледоколы: ледокол «Арктика» поднял флаг год назад, строятся «Сибирь» и «Урал», на Дальнем Востоке уже заложили киль ледокола «Лидер» – и работа им найдется. А летом ледокол, на котором работает Диана, возит туристов в круизы на Северный полюс. Или участвует в научных экспедициях.

«Обычно судно находится в рейсе 5–6 месяцев, экипаж меняется прямо в рейсе – по графику четыре месяца через четыре. Бытовые условия на современных судах хорошие – уже давно у каждого члена экипажа своя личная каюта со своим санузлом. На борту есть спортзал, сауна», – говорит Киджи.

Но, безусловно, на всех членов экипажа влияет обстановка: замкнутое пространство, суровые условия. К концу рейса накапливается апатия, раздражительность, усталость. Как с этим справляется женщина?

«Эмоции в работе на ледоколе не помогут, – говорит Диана. – Ты не можешь давать волю чувствам. Зацикливаться нельзя, надо менять вид деятельности. Я стараюсь находить время на спортзал, читаю книги. В последнее время увлеклась алмазной мозаикой. На берегу возможностей больше – для меня это верховая езда, прогулки верхом. Люблю водить автомобиль, люблю путешествовать в отпуске. А сейчас появился интерес к восточным боевым искусствам». А еще Диана планирует завершить работу над диссертацией.

Море и работа, признается Киджи, конечно, накладывают свой отпечаток: «Наверное, одно из самых лучших качеств человека, которое здесь ценится, – самодостаточность. Друзья, конечно, есть, но чаще всего складывается коллектив из коллег: люди, работающие в море, говорят на одном языке».

Для женщины провести всю жизнь в море непросто. И Диана не исключает для себя в будущем перехода на берег. Но пока 90% ее времени занимают работа и учеба. «Если все будет в порядке, я планирую продолжать работать в море, пока не дойду до логической высшей карьерной точки в плавсоставе – это должность капитана. Ну а для начала надо стать хорошим старпомом».

Источник

Современные российские ледоколы

Что ледоколы делают летом

Что ледоколы делают летом

Еще несколько лет назад Балтийский завод в Санкт-Петербурге испытывал серьезные трудности и был на грани остановки, а этим летом со стапелей предприятия был спущен на воду корпус новейшего атомного ледокола «Арктика» — тезки ушедшего на покой прославленного советского корабля. Это новейшее судно с двухреакторной ядерной установкой сконструировано двухосадочным, то есть сможет осуществлять проводку транспортных судов как на глубоководных, так и мелководных участках Северного морского пути. Однако кроме атомных левиафанов вроде «Арктики» и его грядущих систершипов «Сибири» и «Урала», в наших высоких широтах востребованы и не столь мощные суда более скромных размеров. У этих ледоколов тоже есть свои задачи.

Ледоколу тесно

Словосочетание «скромные размеры» — последнее, что приходит в голову в цеху Выборгского судостроительного завода, где происходит монтаж блоков будущего ледокола. Огромные охристого цвета конструкции высотой с трех-четырехэтажный дом уходят под самый потолок полутемного заводского помещения. Временами то тут, то там вспыхивает голубоватое пламя сварки. Новая продукция ВСЗ не очень вписывается в старые габариты предприятия. «Нам пришлось переделать всю логистическую цепочку производства, — говорит Валерий Шорин, заслуженный работник предприятия, старший специалист по бизнес-проектам ВСЗ. — Раньше корпуса судов собирали на стапеле, а затем они поступали в док-камеру, которая заполнялась водой. Вода опускалась, оставляя корабль в специальном канале, через который открывался выход в море. Теперь это невозможно. Камера способна принять суда не шире 18 м».

Что ледоколы делают летом

Сейчас на ВСЗ заканчивают строительство дизель-электрического ледокола «Новороссийск», относящегося к серии 21900 М. Два систершипа — «Владивосток» и «Мурманск» уже переданы заказчику, в качестве которого выступает «Росморпорт». Это, конечно, не суперсилачи типа «Арктики» (60 МВт), но энерговооруженность кораблей проекта 21900 М тоже впечатляет — 18 МВт. Длина ледокола — 119,4 м, ширина — 27,5. Док-камера по-прежнему на месте. Ее серые бетонные стены, в швах которых поселилась мелкая растительность, теперь гостеприимно принимают на ремонт заводской буксир и другие не слишком габаритные суда. Ледокол туда уже не поместится. Вместо возведения второй, более широкой камеры на заводе нашли иное решение. За десять месяцев была построена баржа «Атлант», внушительных размеров сооружение длиной 135 и шириной 35 м. Баржа представляет собой плавучую площадку, по углам которой возвышаются технологические башни белого цвета — на них нанесена разметка. Теперь готовые блоки доставляются на баржу из цеха на сверхмощных трейлерах (самый большой из них способен перевозить детали массой до 300 т). На «Атланте» происходит сборка корпуса, и, как только он будет готов к спуску на воду, баржу отводят буксиром на глубокое место в море и заполняют водой ее балластные камеры. Площадка уходит под воду, а глубина ее погружения отслеживается как раз по меткам на технологических башнях. Будущее судно оказывается на плаву. Его отводят к пристани, после чего работы продолжаются. Баржа освобождается для нового корабля.

Что ледоколы делают летом

Набегом против льдов

Что делает ледокол ледоколом? В принципе, ломать лед может любое судно, даже весельная лодка. Вопрос лишь в том, какой толщины этот лед. В Морском регистре существует классификация судов, которые имеют специальные свойства для преодоления льдов. Самая «слабая» категория — это Ice 1−3 (неарктические суда), затем следует Arc 6−9 (арктические суда). Но только корабли, попадающие под категорию Icebreaker, могут с полным правом считаться ледоколами. В категории четыре класса. Высший класс — девятый — принадлежит атомным ледоколам, которые способны непрерывным ходом преодолевать поле ровного льда толщиной до 2,5 м. А если лед толще? Такое вполне может быть в постоянно замерзших арктических морях, где лед не тает по весне, а нарастает годами. Осложняют прохождение и торосы. В этом случае от ломки льда непрерывным ходом приходится отказываться. Если ледоколу не хватает мощности для преодоления льдов, используется методика «набегов». Судно отходит от препятствия на несколько корпусов назад, а затем снова устремляется вперед и «с разбега» вскакивает на льдину. Также существует метод ломки льда кормой, куда для увеличения массы, воздействующей на лед, перекачивается балластная вода из других частей корпуса. Возможен и обратный вариант, когда вода перекачивается в нос судна. Или в резервуар на одном из бортов. Это работа креновой и дифферентной систем, помогающих ледоколу ломать лед и не застревать в проделанном канале. Четвертый метод доступен лишь уникальному в своем роде первому в мире асимметричному ледоколу «Балтика», который за счет нестандартной формы корпуса может двигаться боком, ломая при этом лед и образуя канал такой ширины, который прочим ледоколам недоступен.

Источник

Как работают атомные ледоколы и почему Россия лидирует в этом направлении

Так уж устроена земная твердь, что существует такое понятие, как ”Северный морской путь”. Это транспортная артерия, проходящая далеко на севере. Там просто невозможно проходить обычным судам. Для этого они сопровождаются огромными атомными монстрами, которые называют ледоколами. Одна такая машина может ломать лед толщиной до нескольких метров и создавать свободный ото льда проход шириной в десятки метров. Это позволяет судам в несколько раз быстрее проходить путь из Азии в Европу и экономить такие объемы топлива, что вся эта затея действительно имеет смысл. Скоро в России построят новый, самый большой в мире ледокол. А вообще, вы знали, что все атомные ледоколы мира построены в СССР или России?

Что ледоколы делают летом

Ледоколы вызывают большое уважение.

Самый большой ледокол в мире

На данный момент самыми большими ледоколами в мире являются те, что имеют класс ЛК-60Я. Правда, ни один их них не введен в строй, но их строительство постепенно близится к завершению и в течение пары лет три таких ледокола спустят на воду.

Если говорить только о тех ледоколах, что сейчас находятся в промышленной эксплуатации, то это суда класса ”Арктика”. На данный момент в строю только два из них — это ”Ямал” (введен в строй в 1993 году) и ”50 лет победы” (введен в строй в 2007 году).

Ледоколы этого класса имеют следующие характеристики:

Для сравнения, атомные ледоколы класса ЛК-60Я имеют суммарную мощность турбин 70 800 КВт (против 55 160 КВт у «Арктики»), ломают лед до трех метров и имеют экипаж всего 70 человек.

Сколько в мире ледоколов

В мире на данный момент насчитывается 10 атомных ледоколов. Если говорить более точно, то можно даже сказать, что 9,5. Нельзя считать полноценным ледоколом атомный лихтеровоз (единственный в мире) с ледокольным носом. Из этих кораблей сейчас только пять в строю, но, что интересно, все 10 были спроектированы в СССР или России.

Что ледоколы делают летом

Так ледоколы прокладывают себе путь.

Семь из них были построены на Адмиралтейских верфях и Балтийском заводе в Ленинграде. Еще два были построены в Финляндии, но ядерные энергоблоки на них поставили в Ленинграде. Только тот самый лихтеровоз был построен на керченском заводе ”Залив”.

Лихтеровоз (иногда называется ”баржевоз”) — специализированное судно для перевозки груза в лихтерах или баржах, контейнерах. Имеет в конструкции козловой кран для более удобной погрузки. Часто используется для перевозки больших объемов рыбы в контейнерах.

Весь атомный ледокольный флот сейчас принадлежит России и базируется он в порту города Мурманск.

Как работает ледокол

Суть работы ледокола заключается в том, что он с ходу наваливается своей массой на лед и ломает его. Это самый простой способ, так как снизу всегда есть куда проломить лед, да и сила тяжести помогает. Поэтому они такие тяжелые.

Что ледоколы делают летом

Немного информации о ледоколах

Несмотря на кажущуюся простоту процесса, обычный корабль просто не сможет выполнить эту роль. Для того, чтобы ломать лед толщиной до трех метров, нужна очень мощная энергетическая установка и прочнейший корпус с защитой от истирания, чтобы корабли служили как можно дольше. Они стоят слишком дорого, чтобы быть одноразовыми.

Корабль викингов пролежал под землей 1 000 лет. Теперь его хотят достать.

Чтобы лучше наваливаться на толщу льда, днище носовой части ледокола сделано бочкообразным. Это помогает в борьбе со льдом, но сильно мешает в обычном плавании. Из-за такой формы днища ледоколы очень сильно раскачиваются даже от небольших волн. При этом, качнуть его может очень резко.

Что ледоколы делают летом

Суда следуют за ледоколом, как утята за уткой.

В задней части ледоколов есть м-образное углубление. Оно нужно для того, чтобы буксировать другое судно ”на усах”. Так называют способ, когда нос корабля как бы входит в корму ледокола. В этот момент тот корабль, который находится сзади, может не только буксироваться, но и подталкивать ледокол за счет своих винтов, помогая ему проходить препятствия.

Мало кто задумывался об этом, но винты ледоколов приводятся в движение электродвигателями, которые получают энергию от атомного реактора на бору. Такая компоновка очень удобна, а главное, позволяет надолго уходить в автономное плавание, так как электродвигатели не требуют частого обслуживания, а запас ядерного топлива позволяет долгое время обходиться без дозаправки.

Что ледоколы делают летом

Дизельный ледокол больше похож на обычный корабль. На фото российский ледокол «TOR»

Когда построят новые атомные ледоколы

В ближайшие 7 лет планируется сдать в эксплуатация не только три атомных ледокола класса ЛК-60Я, но и один класса ЛК-100Я. Правда, его только начинают строить и должны ввести эксплуатацию к 2027 году. Зато это будет настоящий царь-ледокол.

Американский корабль уничтожил летательный аппарат при помощи мощного лазера

Согласно проекту, его мощность будет составлять 120 000 КВт (в два раза больше нынешнего максимума). В движение великан будет приводиться четырьмя винтами, его длина составит больше двухсот метров, а лед он будет ломать толщиной до 4 метров.

Что ледоколы делают летом

Таким может быть новый ледокол «Лидер».

Рассматривается вариант строительства четырех таких ледоколов, но пока строится только один. Остальные должны появиться к 2033 году. Когда они появятся, мы расскажем об этом в нашем новостном Telegram-канале.

Зачем нужны ледоколы

В первую очередь, ледоколы освобождают путь для торговых судов, в том числе и нефтяных танкеров. Кроме этого, ледоколы используются для самостоятельной доставки грузов в труднодоступные районы Арктики (и Антарктики), а так же спасательных и поисковых операций.

Что ледоколы делают летом

Атомный ледокол «Ямал».

Самый большой флот ледоколов сейчас у России — 40 судов (включая дизельные). Это не удивительно, учитывая огромную береговую линию Северного ледовитого океана. Действующих атомных ледоколов в России 4 — это ”Ямал”, ”50 лет Победы”, ”Таймыр” и ”Вайгач”. В том числе и эти ледоколы внесли очень большой вклад в развитие Северного морского пути, как одной из крупнейших транспортных артерий мира.

Что ледоколы делают летом

Новости, статьи и анонсы публикаций

Свободное общение и обсуждение материалов

Что ледоколы делают летом

В туннелях глубоко внутри гранитной скалы в Дайя-Бей, на ядерном реакторе в 55 километрах от Гонконга, чувствительные детекторы уловили намек на существовани…

Что ледоколы делают летом

Под самым опасным ледником в Антарктиде ученые обнаружили аномальный источник тепла, который плавит его изнутри. Это может привести к быстрому его исчезновению и резкому повышению уровня мирового океана. Уже сейчас ледник Туэйтса повысил уровень воды на 4%.

Что ледоколы делают летом

Существование самого известного континента, воспетого в легендах, песнях, романах, фильмах и комиксах, как это ни странно, вызывает сомнения ученых. Дело в т…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *