Что легче площадка или город

Новые экзамены для водителей. Плюсы и минусы объединения «площадки» и «города»

Автоэксперты уверены, что в таком случае нагрузка придётся на автошколы, число которых существенно сократилось в России в последние годы.

Фото: © РИА Новости/Павел Лисицын

В МВД России планируют в начале следующего года направить в Правительство РФ проект постановления, которым будет предусмотрено объединение для водителей «площадки» и «города» во время экзамена в ГИБДД. Лайф разобрался, как будет выглядеть экзамен, почему такие перемены могут произойти и не отразится ли это негативно на качестве подготовки водителей.

Как это будет выглядеть

«Площадку» не уберут полностью, отмечает ТАСС со ссылкой на инициаторов проекта. Как пояснили в МВД, предусмотрено объединение экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством, который проводится на площадке, и экзамена в условиях дорожного движения. При этом о полном исключении «площадки» речи не идёт.

Партнёр аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто рассказал Лайфу, что экзамен будет проходить следующим образом: водитель около получаса ездит по городу, но его могут попросить в любой момент показать свои навыки и на площадке.

Что легче площадка или город

Фото: © РИА Новости/Павел Лисицын

— ГАИ видит как: что за счёт этого можно сильно сократить расходы, силы и время. Экзамен подразумевает поездку в городе, минут 30. Во время неё проверяются все навыки у кандидата. А если возникают вопросы, инспектор может попросить водителя продемонстрировать навыки, например, парковки, — отметил Моржаретто.

Координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов уверен, что с точки зрения логики это абсолютно правильная реформа, так как ГИБДД выпускает людей на дорогу.

— То есть не парковаться на площадке закрытой, а именно на дорогу, — подчеркнул Шкуматов.

Председатель Союза автошкол Москвы и России Александр Ачкасов отметил, что в данной инициативе нет ничего революционного. Сами автошколы давно предполагали введение подобного новшества.

— Что касается самого экзамена, это идёт улучшение образовательного процесса. Мы давно к этому готовы. В каждой нормальной автошколе есть внутренний экзамен, после которого отправляем в ГИБДД. Мы, когда отправляем, знаем, что человек сдаст. Сейчас ГИБДД предлагает объединить — пожалуйста, почему нет. Теперь не будет дублирования просто, да и всё, — пояснил Ачкасов.

Что легче площадка или город

Фото: © РИА Новости/Виталий Белоусов

Он также отметил, что автошколы будут, в свою очередь, тщательнее относиться к обучению слушателей, готовить водителей и к площадке, и к городу. По его мнению, на дороги будет выходить более подготовленный водитель.

Пётр Шкуматов отметил, что таким образом будет оптимизирован процесс. Однако число автошкол, напомнил он, сократилось. А сейчас именно на них ложится основная подготовка. Напомним, в августе сообщалось, что в РФ за последние пять лет число автошкол сократилось в два раза, до 6 тысяч. Об этом говорил на VI Международном евразийском форуме «Такси» президент союза автопрофессионалов «Гильдия автошкол» России Сергей Лобарев.

Получается, что теперь водители должны отправляться на экзамен настолько наученными, чтобы в ГИБДД максимум пришлось говорить о недочётах, а не указывать на ошибки. Ведь человек, который только получил права, сдав экзамен по новой схеме, выедет на дорогу на общих основаниях.

Что легче площадка или город

Фото: © РИА Новости/Павел Лисицын

Если нововведения примут — основная нагрузка ляжет на автошколы, напоминают эксперты.

— С точки зрения логики человек, который приходит сдавать экзамен, должен быть готов к езде в городе. И автошкола должна была его подготовить, чтобы он мог проехать предлагаемый маршрут без нарушений ПДД. Если человек площадку не умеет сдавать, не может припарковаться, ему в ГИБДД делать нечего. Поэтому с точки зрения здравого смысла такие элементарные вещи, как подъём в горку, должны проверяться автошколами. Это их экзамен, они должны понимать, кто перед ними стоит и можно ли этого человека отправлять в ГИБДД, — говорит Шкуматов.

При этом он предложил увеличить число автошкол, чтобы они тщательнее контролировали каждого водителя.

— Площадка — давняя история, не совсем понятная. С ГИБДД надо снимать площадку и переносить её на уровень автошкол. А в ГИБДД чтобы принимали только город, — предложил эксперт.

В автошколах уверены: к нововведениям такого рода на практике не готовы. Причём сами автошколы могут научить должным образом, а вопрос скорее в безопасности движения и российских дорогах.

— В автошколах говорят, что этого недостаточно. Перед тем как выпустить на дорогу, надо детально проверять умение припарковаться с поворотом или проехать змейкой. Это не всегда возможно продемонстрировать в условиях города, — отметил Игорь Моржаретто.

Что легче площадка или город

Фото: © РИА Новости/Павел Лисицын

Кроме того, эксперт напомнил, что на автодроме есть разметка, которая даёт стандарты, чтобы проверить необходимые навыки.

— А в городе при отсутствии ориентиров жёстких вписался/не вписался в поворот — это может превратиться в «нравится/не нравится» со стороны экзаменатора, — подчеркнул эксперт.

Также Игорь Моржаретто отметил, что, по мнению представителей автошкол, однозначно нельзя сводить два экзамена в один для водителей автобусов и грузовиков. Дело в том, что в условиях города не всегда есть возможность проверить некоторые навыки — их необходимо смотреть на автодроме.

С ним согласен и директор автошколы «Drive Самара» Михаил Скочилов.

— Я считаю, что это нововведение не поменяет ничего и что тот, кто это придумал, преследует какую-то другую, неведомую нам всем цель, хотя в общих чертах нам сообщают, что это повысит уровень вождения и статистику сдавших, я с этим полностью не согласен, — заявил он в комментарии Лайфу.

При этом эксперт выразил мнение, что на данный момент российские дороги не готовы к такого рода нововведениям. Например, нет отдельной полосы для тех, кто только сдаёт экзамен. Кроме того, Скочилов не исключил, что другие участники дорожного движения могут быть подвергнуты опасности во время таких экзаменов.

Источник

Как сдавать новый экзамен на права: в ГИБДД ответили на все вопросы

Что легче площадка или город

Что легче площадка или город

С 1 апреля 2021 года изменятся правила проведения практических экзаменов в ГИБДД. Новый административный регламент уже опубликован. Самым важным изменением станет объединение двух частей тестирования в одно: вместо экзаменов сначала на закрытой площадке, а потом в городе останется только испытание в условиях реального дорожного движения. Накануне вступления изменения в силу в Госавтоинспекции ответили на самые популярные вопросы будущих водителей.

Отдельно демонстрировать навыки вождения на закрытой площадке или территории автодрома теперь не придется. Все задания адаптированы для проверки в условиях дорожного движения — то есть на обычной улице. Речь идет об участках, где нет транзитного транспорта. Если окажется, что дорожная обстановка не позволяет проверить определенные навыки, инспектор может принять решение переместиться в более подходящее место. Например, если на пути возникнет пробка, кандидату предложат заехать на территорию с ограниченным доступом, где нет интенсивного трафика.

«Предусматривается использование закрытых площадок и автодромов, в том числе автоматизированных, территорий, имеющих твердое покрытие, ограниченных для движения транспортных средств и пешеходов, или участков дорог с малоинтенсивным движением, тупиковых участков дорог, преимущественно за пределами жилой застройки», — уточнили в МВД России в ответ на запрос Autonews.ru.

Что легче площадка или город

Нет, кандидаты не смогут заучить возможные маршруты следования до приема экзамена. В открытом доступе разместят только перечень дорог и территорий, на которых будут принимать практику. Такой подход, по задумке ГИБДД, полностью исключит натаскивание будущих автомобилистов на езду исключительно на знакомых улицах. Кандидатам придется доказать, что они уверенно чувствуют себя даже на новых для себя направлениях. Как рассказали Autonews.ru в МВД России, это «поможет изменить подход автошкол к обучению практическому вождению, сделав заучивание учебных маршрутов бесполезным».

Проверяемые сейчас на закрытой площадке навыки по парковке, развороту в ограниченном пространстве и началу движения на подъеме адаптированы для их проверки в условиях дорожного движения.

«Инспекторы ГИБДД не будут отдельно проверять упражнение «змейка», в условиях города его проверить просто невозможно, — рассказал начальник управления надзорной деятельности ГАИ МВД России Роман Мишуров в эфире радио «Комсомольская правда».

По его словам, также исчезнет поворот на 90 градусов. Останутся четыре обязательных упражнения: движение на уклоне, разворот в ограниченном пространстве, въезд в бокс задним ходом и параллельная парковка. Все эти навыки можно проверить в движении по городу. Экзамен будет считаться сданным только при выполнении всех элементов.

В условиях города выполнять такие упражнения небезопасно, поэтому проверять их на экзамене не будут. Главное, что нужно продемонстрировать кандидату — это навыки считывания дорожной обстановки.

«Никаких экстремальных маневров исполнять от кандидатов не будут — разгон и торможение проверять не будут», — заверил представитель Госавтоинспекции Роман Мишуров.

Что легче площадка или город

Доработанный перечень ошибок и нарушений, как и прежде, предусматривает выставление штрафных баллов. Для получения положительной оценки кандидату нужно набрать менее 5 штрафных баллов.

Ошибки и нарушения разделены на подгруппы: по одному, двум или трем штрафным баллам в зависимости от степени влияния на безопасность движения. При этом грубые ошибки, при совершении которых экзамен завершится сразу, вынесены в отдельный блок.

Например, если кандидат не пристегнет ремень безопасности или будет использовать во время движения телефон, экзамен будет считаться несданным. Также в числе грубейших 5-балльных нарушений: действия, которые вызвали необходимость экзаменатора вмешаться, чтобы избежать ДТП, проезд на красный сигнал светофора, превышение скорости.

Список нарушений, после которых экзамен в ГИБДД сразу будет считаться несданным:

Есть и более легкие нарушения: штраф в размере 1 балла полагается, если водитель, например, несвоевременно подал сигнал поворота или неправильно оценил дорожную обстановку.

Что легче площадка или город

Согласно регламенту, на экзамен выделено 30 минут и еще 20 минут — на подготовку. Если кандидат ездит уверенно, то закончить он может и быстрее — кататься после выполнения всех заданий не придется. А вот тех, кто работает чуть медленнее, но у него все получается, в ГИБДД успокоили: ровно через 30 минут выгонять из-за руля такого кандидата никто не будет.

«30 минут — это то время, которое водителю выделяют в среднем. Можно продлить экзамен, если кандидат уверенно выполняет задания, но не хватает времени. Никто по окончании 30 минуты не будет включать таймер. Не будет считаться, что экзамен не сдан», — заверил Роман Мишуров.

Принципиальным нововведением станет возможность присутствия наблюдателей в автомобиле Это могут быть другие кандидаты в водители, ожидающие своей очереди на экзамен, представители общественных организаций, автошкол. В ГИБДД объяснили, что участие наблюдателей поможет повысить прозрачность экзамена и разрешить возможные спорные ситуации.

Если кандидат против такой компании, например, он сильно волнуется, и наблюдатели его отвлекают, он имеет полное право отказать сдавать экзамен в их присутствии. Тогда в машине останутся только инспектор ГИБДД и, если машина закреплена за автошколой, инструктор.

Что легче площадка или город

Все автомобили застрахованы по ОСАГО, и страховая компания возместит полученный вред, уточнили в ГИБДД.

Весь процесс сдачи экзаменов, как и сейчас, будут снимать на видео. Записи будут храниться 30 дней. В открытом доступе их размещать не будут — все-таки речь идет о персональных данных. Однако если кандидат не согласится с неудовлетворительным результатом по итогам тестирования, он может подать жалобу и ее будут хранить до разрешения спора. Материалы будет анализировать специальная комиссия. Если окажется, что кандидат был прав, результат аннулируют и водителю нужно будет сдать только оставшуюся часть экзамена.

В ГИБДД объяснили, что сданные до 1 апреля элементы на площадке перепроверять заново после вступления изменений в силу не будут. Экзамен таким образом не усложнится. При поездке в город нужно будет сдать только те упражнения, которые не проверяли на площадке.

«Если водитель сдал площадку до 1 апреля, то во время переходного периода городской этап пройдет для них в упрощенном режиме», — уточнил Мишуров.

На подготовку для пересдачи увеличили временной лимит — после неудачи теперь можно прийти на экзамен не позднее чем через 60, а не 30 суток. Минимальный срок проведения повторных экзаменов остался без изменений — семь суток. В случае трех неудачных попыток следующий повторный экзамен, как и сейчас, будет назначаться не ранее, чем через 30 дней.

Источник

«Слетают через 100 метров». Что говорят те, кто сдавал на права по-новому

Что легче площадка или город

Что легче площадка или город

С 1 апреля в России действуют новые правила сдачи экзамена на права. Площадки как отдельной части испытания больше нет: все задания ученики должны выполнять в городе, то есть в условиях постоянного потока других автомобилей. Такая схема должна отучить автошколы от механического заучивания упражнений и помочь водителям лучше ориентироваться в незнакомом пространстве.

Экзамен проводят на специальном маршруте, который подразумевает возможность выполнения нескольких обязательных упражнений. На выполнение экзамена дается около 30 минут. Кандидаты в водители уже вовсю делятся первыми впечатлениями от экзамена по новым правилам в соцсетях. Autonews.ru собрал несколько историй из разных городов России.

Дмитрий Созонов: «Москва, ЮЗАО, после теории сразу в город, площадки нет. Перечень улиц пока не поменялся. Где ездили, там и продолжают. Претенденты вылетают через 100 метров. Уж не знаю, какие им задания дают. Но сейчас действительно страшно. Наблюдал, как вчера экзаменационная машина парковалась между автомобилями в городе. После неудачной попытки инспектор вышел и в один вдох выкурил сигарету».

Вероника Дуболазова: «Проходит экзамен сначала на площадке. Эстакада (остановка только на уклоне, дальше без остановки), затем параллельная парковка и заезд в бокс (теперь без линий разметки и как повезет, левым бортом или правым заезд), все это обязательно с ремнем и поворотниками. Если все ок, то сразу оттуда в город и обязательное выполнение всех остальных упражнений. Сегодня из примерно 300 желающих, выехало с площадки 5 человек. Сдали дальше или нет, неизвестно. Теперь если косяк на площадке или в городе, то пересдача всего комплекса, а не по отдельности».

Игорь Нилов: «Тольятти: на автодроме сдают горку, въезд в гараж, параллельную парковку. Остальное — город. Но на автодроме инспекторы не могут до конца определиться, когда и где включать указатели поворота. Одни требуют включать везде при выполнении упражнений. Другие требуют включать только при движении между упражнениями».

Что легче площадка или город

Яна Кобылинская: «Город Дзержинск, Нижегородская область. Сдавали по новому регламенту. Начали движение от здания ГИБДД. Нас выгнали на улицу, ждали инспекторов 1,5 часа. Сразу поехали по городу, на начальном этапе уже отсеялось человек 5. Нужно было делать перестроение с опережением, обгон, разворот в ограниченном пространстве, разворот с прилегающей территории, ехать со скоростью 56-59 км/ч. Самые частые задания: поворот налево, направо, проезд перекрестков.

Кто сдал город, едут на площадку автодрома, там «горка», «парковка» и «гараж». Теперь на горке остановка не только на подъеме, но и на спуске. Остановка по требованию инспектора. Сказали нам это, конечно же, на самом экзамене. Включение поворотников на автодроме при любом движении. На упражнения дается две попытки, по усмотрению инспектора. Одной ученице не дали возможности заехать второй раз на парковку. Все в недоумении от новых правил, и инспектора, и школы. Инспекторам тупо выдали бумажки, и они по ним гоняют учеников, ничего сказать не могут, как выше дали указания, так и делают. В целом сдать реально, маршруты типичные. Многие завалились на развороте в условиях города. Как нам сегодня сказали, мы подопытные крысы, пока на нас новую систему испытывают. В мае топаю на пересдачу».

Коля Федоров: «Сдавал сегодня в Москве, в Северном Бутово. Как я понял, маршруты остались примерно такими же, то есть как угодно по ограниченному району. Но только в городе дополнительно к обычным заданиям добавляется параллельная парковка, гараж (могут попросить заехать во двор, там искать место), разворот в ограниченном пространстве. Вот на нем я, как и трое передо мной, завалились. Чтобы на узкой улице без помех попутным и встречным это выполнить, надо это тренировать заранее, а мы только на площадке делали такой разворот в три приема. Увы, из тех, у кого я узнавал на месте (человек 7), все не сдали».

Что легче площадка или город

Андрей Миронов: «Не сдал. Питер. Приехали с автошколой в ГИБДД в 7:45. В аудиторию для сдачи теории зашли в 9:00. Большинство успешно сдали и ожидали практической части. Около 11:30 начался инструктаж. У нас было определено начинать экзамен с упражнений на площадке. Первое упражнение — эстакада, заезжаем на подъем и фиксируем машину, далее проезжаем вперед и фиксируем на спуске. Почти сразу идем на разворот и попадаем на параллельную парковку. Я не сдал, причина была — пересечение боковой линии разметки. Сейчас площадка короче и конусов поменьше. Из тех, с кем я ездил (20 человек), никто не сдал».

Владимир Рудачихин: «Вопросов по новому регламенту, больше чем ответов. Составлял его человек, который вообще не в теме. Начиная вопросом об ответственности, заканчивая некоторыми обязательными элементами. В маленьких городах зачастую водителям невозможно без нарушения выполнить обгон или опережение, а это обязательный элемент всех категорий. А на вопрос, кто является владельцем ТС во время экзамена, у нас в областном ГИБДД ответить не могут».

Татьяна Тарасова: «Наконец-то на 6-й раз я сдала! Делюсь радостью. В экзаменационном листе теперь не пишут марку и номер машины, ко мне приехал Solaris, до меня парень сдавал на Ford. Начала трогаться и заглохла, стартовать, видимо, на этом автомобиле лучше с газом, за это получила отметку в листе. Припарковалась почти там же, где начала. Все! Фамилию инспектора не знаю, но он был очень приятный, немного подсказывал и напоминал команды. У меня это была последняя попытка перед истечением срока действия теории, потом бы все заново. Площадку сдала следом за теорией еще в ноябре со второго раза. Ну и как видите, элементы площадки у меня не спрашивали вообще».

Что легче площадка или город

Анна Давиденко: «Сегодня сдала! Вторая попытка. Первая попытка была с автошколой в феврале, сдала теорию и площадку. Город завалила. Открепилась от автошколы. Два месяца ожидания своей записи. Сразу в экзаменационный лист инспектор поставил галочки, что элементы площадки выполнены, это еще до начала экзамена. На маршруте даже заднюю передачу не пришлось включать, чему я несказанно рада. Машина была заведена, фары включены, когда пристегивалась, инспектор тоже пристегнулся, просить не пришлось. Катались полчаса».

Сергей Зимацкий: «Вести с полей, Санкт-Петербург. Народ повально валится на площадке из-за отсутствия адаптации к новым условиям. Везде нужен поворотник. Будьте внимательны! На новой площадке разметка больше ничего не значит, просто расставлены элементы (эстакада, разворот в три приема, гараж, параллельная парковка)».

Источник

Экзамен на права: что поменялось и стало ли труднее

Что легче площадка или город

1. Отменили площадку

Раньше практическую часть экзамена сдавали в два этапа: сначала упражнения на площадке, затем вождение в городе. С 1 апреля их объединили в один. Теперь навыки управления автомобилем, включая параллельную парковку, разворот, эстакаду и въезд в бокс задним ходом, проверяют в реальных условиях.

Эту новость многие ученики восприняли скептически, ведь неопытный водитель может устроить ДТП или задеть на парковке чужую машину. Однако опытные инструкторы считают, что такие страхи излишни.

Александр Цветков инструктор по вождению

Экзаменационный маршрут в ГИБДД подбирают так, чтобы сложные элементы не пришлось выполнять среди машин. Для этого либо ищут малолюдное место, либо заранее организовывают специальные участки. К примеру, на время экзамена переоборудуют технологический проезд для «заезда в бокс». Там, где этого сделать не получается, отдельные упражнения по-прежнему выполняют на площадке.

По сути изменилось лишь то, что между городом и автодромом убрали перерыв, считает инструктор. А некоторые упражнения выполнить стало даже легче. К примеру, если на автодроме при спуске с эстакады нужно было остановиться за метр до стоп-линии, то в городе такой отметки зачастую нет. Инспекторы проверяют только, может ли ученик тронуться в гору.

Игорь Тимошин инструктор по вождению

Парковку в городе тоже сдавать проще, потому что на автодроме границы участка отмечались конусами и нужно было опускать зеркала, чтобы их видеть. В городе все объекты расположены выше. Достаточно знать правильную траекторию движения и соблюдать минимальную скорость.

Что легче площадка или город

2. «Засекретили» маршрут

Второе важное изменение коснулось маршрутов сдачи. Раньше ученик знал, по какой дороге он поедет на экзамене. А значит, мог нанять инструктора, который заранее натаскивал на маршрут, обращал внимание на дорожные знаки и сложности на пути. Сейчас известен только общий список улиц, на которых может пройти экзамен.

Это нововведение помещает водителя в реальные дорожные условия. А значит, увеличивает нагрузку при подготовке. Теперь мало просто проработать конкретный участок — нужно научиться чувствовать себя уверенно на любых дорогах.

Александр Цветков инструктор по вождению

Шансы, что попадётся нестандартная ситуация на экзамене, увеличились. И поверхностного знания ПДД стало недостаточно. Теперь нужно подробно изучить основы управления автомобилем, которые складываются из трёх критериев: безопасности дорожного движения, техники управления авто и экономии ресурсов. Обо всём этом можно прочитать в учебниках, которые есть в автошколе. Раньше мало кто это делал, а зря: только у педали сцепления есть 50 вариантов использования.

Профи для любой задачи

3. Увеличилась длительность экзамена

По новым правилам время экзамена в городе выросло с 15 до 30 минут. Это значит, что у инспектора ГИБДД будет больше возможностей проверить ваши навыки вождения.

Специалисты отмечают, что многие будущие водители надеются обезопасить себя от ошибок, все полчаса двигаясь со скоростью 30 км/ч. Рассчитывать на такой метод сдачи не стоит. Во-первых, проверяющий может дать команду держать скорость по знакам. Во-вторых, часто именно несоблюдение скоростного режима приводит к ошибкам, за которые начисляются штрафные баллы. Лучше ещё на этапе подготовки научиться ездить в ритме, комфортном для города.

Александр Цветков объясняет основной принцип: скорость движения машины не должна превышать вашу скорость анализа дорожной ситуации. Не нужно плестись как черепаха, но и гнать тоже не стоит. «Увидели пешехода — притормозите, остановитесь и ждите, пока он не перейдёт дорогу. Видите впереди светофор — сбавьте скорость. Рассчитайте время так, чтобы подъехать к перекрёстку на красный. И тогда во время вынужденной остановки у вас будет несколько минут, чтобы оценить траекторию движения для следующего манёвра».

Александр Цветков инструктор по вождению

Нужно чётко понимать, чего не имеет права делать участник движения. Если кратко, основных нарушений всего два: создание помехи и конфликтной ситуации. Помеха — это когда вы необоснованно снижаете скорость или выскакиваете перед кем-то. Конфликт — если нарушаете траекторию движения и попадаете на траекторию другого авто.

Инструктор советует: если вы вовремя не заметили препятствие на полосе, не лезьте в поток, остановитесь, пропустите другие авто. Не пытайтесь втиснуться на узкий участок дороги, если перед вами остановился автобус: ваши зеркала в этом случае могут оказаться на встречке. Подождите, пока посадка будет закончена, и спокойно езжайте за общественным транспортом.

Что легче площадка или город

4. Инспектор сел на переднее сиденье

В новых правилах прописано, что теперь на дублирующие педали во время сдачи будет нажимать не ваш инструктор, а инспектор ГИБДД. Эксперты отмечают, что на практике так чаще всего происходило и раньше. Поэтому будьте готовы к тому, что на переднем сиденье может оказаться незнакомый человек.

Игорь Тимошин инструктор по вождению

Сразу настраивайтесь на 5 попыток и не ожидайте от себя результата на первой сдаче. По моему опыту, ровно столько заходов нужно, даже если человек готов к экзамену. Постепенно вы расслабитесь, и внимание экзаменатора перестанет вас отвлекать.

Если справиться самостоятельно не получается, не стесняйтесь попросить о помощи. Многие инструкторы наряду с обучением вождению предлагают ещё и «психологическую поддержку» и помогают побороть страх дороги. Первое время боятся все, объясняют специалисты, независимо от возраста или пола. В среднем на то, чтобы перешагнуть психологический барьер, уходит около 10 занятий. «Важно начать ездить самому, сделать этот первый шаг и набраться собственного опыта методом проб и ошибок, — добавляет Александр Цветков. — И ещё один совет новичкам: не бойтесь других участников движения. Помните: у вас такие же права, как и у других».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *