Что лежит в основе бытия по мысли демокрита
Трактовка бытия в философии Демокрита
ДОКЛАД
На тему: «Философия Дени Дидро»
по дисциплине «Философия»
Выполнил: студентки группы ГМУ/б-19- 1-з
Ткаченко Антонина Михайловна
№ зачетной книжки 369386
Проверил: д.полит.н, доцент. Максимова Е.Н.
Национальная шкала ______________________
Количество баллов: ____Оценка: ECTS ______
СОДЕРЖАНИЕ
2. Демокрит и его атомистическая теория
3. Трактовка бытия в философии Демокрита
4. Взгляды Демокрита на природу души человека
5. Взгляды Демокрита на человека, общество, мораль и религию
6. Взаимосвязь математики и философии
8. Список используемой литературы
Введение
По мнению, большинства философов, Демокрит родился в 460 г. до н.э.,
умер в 360/370 г. до н.э. Родом из Абдер, считавшихся в Греции не только
глухой интеллектуальной провинцией, но даже просто городом глупцов. Но
именем одного из величайших мыслителей. Демокрит происходил из знатной
семьи и был богат, но богатство забросил, всю жизнь провел в бедноте,
предаваясь исключительно любомудрию.
По преданию, Демокрит был учеником каких-то магов и халдеев, которых
царь Ксеркс предоставил его отцу в качестве учителей, когда гостил у него,
у них-то Демокрит ещё в детстве перенял науку о богах и звездах. У него
были связи с современными учеными. Древние сообщают, что Демокрит был
учеником своего предшественника и друга Левкиппа, общался с Анаксагором,
был знаком с трудами ученых стран Востока.
Существуют сведения, что он совершил путешествие в Египет, Персию и
даже Эфиопию и Индию. Вернувшись из путешествия, он вел скромный и
уединенный образ жизни, занимаясь наукой и ценя её так высоко, что, как
говорят, «сказал, что он предпочел бы одно приличное объяснение сану
персидского царя». Завистники обвинили его в том, что он вопреки абдерским
законам, растратил доставшееся ему наследство; в ответ он «прочитал народу
свой «Большой Мирострой», лучшее из всех его сочинений, и получил за него в
награду пятьсот талантов (много это или мало? Вспомним, что все имущество
Сократа стоило 5 талантов); мало того, в честь его воздвигли медные статуи,
Многочисленные свидетельства и легенды говорят о Демокрите, как о
«смеющемся философе», «настолько несерьезным казалось ему все, что делалось
всерьез». Рассказы о нем свидетельствуют о глубокой житейской мудрости
философа, о его наблюдательности, обширных познаниях. Диоген Лаэрций
приводит список, состоящий из более чем 60 произведений Демокрита, главное
место, среди которых занимают «Великий диакосмос», «Малый диакосмос», «О
логике, или Мерило». От сочинений Абдерита сохранились лишь фрагменты,
перемешанные с фрагментами и пересказами Левкиппа в почти неразличимое
целое. Видимо, немалую роль сыграли в плачевной судьбе произведений
философа мировоззренческие споры: «Аристоксен в своих «Исторических
записках» сообщает, что Платон хотел сжечь все сочинения Демокрита, какие
только мог собрать, но пифагорейцы Амикл и Клиний помешали ему, указав, что
это бесполезно: книги его уже у многих на руках».
Демокрит первым в древнегреческой философии вводит в научный оборот
понятие причины. Случайность он отрицает в смысле беспричинности.
Демокрит и его атомистическая теория
Трактовка бытия в философии Демокрита
Знаменитый греческий философ Демокрит принимает тезис о том, что бытие
означает «нерассекаемое», «неразрезаемое» ). Он дает материалистическую
трактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую, далее не делимую
физическую частицу. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество,
отвергая утверждение Парменида о том, что бытие не множественно.
Демокрит, наряду с Левкиппом, считается одним из основателей
древнегреческого атомизма. На первый взгляд учение атомизма предельно
просто. Начало всего сущего – неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не
возникает из несуществующего и не уничтожается в несуществующее, но
возникновение вещей – есть соединение атомов, а уничтожение – распадение на
части, в пределе на атомы. Все возникает на некотором основании и по
необходимостью. Ощущаем мы потому, что в нас попадают «видики»,
спокойствии и равновесии, не смущаемая ни страхом, ни суеверием, ни какой
бы то ни было другой страстью.
пространстве движутся, сочетаясь между собою, бесконечное по числу и формам
тельца; последние отличаются друг от друга формой, порядком, поворотом.
неделимые тельца, что материя не делима до бесконечности? Левкипп и
Демокрит были внимательными слушателями Зенона и от них не ускользнули ни
сильные ни слабые стороны его рассуждений, в частности, содержание апорий
против множества: если разделить тело на бесконечное число частей, то или
бесконечно велика. Но и то, и другое нелепо. Однако апория не возникает,
Атомы достаточно малы, но ведь простейшее наблюдение показывает, что
материя действительно делима на весьма малые, даже не различимые глазом
частицы. Таковы пылинки, видимые в луче света, падающем в темную комнату. «
Демокрит не говорил, что эти видимые через окно, поднятые (ветром) пылинки
(и есть те частицы), из которых состоит огонь или душа, или что вообще эти
пылинки суть атомы, но он говорил: «Эти пылинки существуют в воздухе, но
так как они не заметны из-за слишком малой величины, то и кажется, что они
не существуют, и только лучи солнца, проникая через окно, обнаруживают, что
они существуют. Подобным же образом существуют и неделимые тела, мелкие и
неделимые из-за слишком малой величины» (Левкипп).
Таким образом разрешены сразу две проблемы. Множественность сущего не
ведет больше к противоречиям: любое тело можно разделить на конечное
множество частиц, имеющих величину, а затем снова из них составить. А
«бытие» элеатов находит воплощение в атоме: он един, неделим, неизменен,
неуничтожим, отвечая всем требованиям парменидова «бытия». Только атомов
много. А для того, чтобы они могли существовать как множество, необходима
пустота, которая отделяла бы один атом от другого и обусловливала
«несуществующее» элеатов, но существующее ничто.
Демокрит, однако, согласен с элеатами, что только бытие познаваемо.
собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их
свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их можно только мыслить. Здесь,
как видим, тоже сохраняется противопоставление «знания» и «мнения». Атомы
Демокрита различаются по форме и величине; двигаясь в пустоте, они
соединяются («сцепляются») между собой в силу различия по форме: у
Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые, заостренные, даже «с
крючками». Так из них образуются тела, доступные нашему восприятию.
Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения
мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное
движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего
сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия,
поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение,
происходящее в чувственном вире. Стремясь найти причину движения, Демокрит
атомов, которые трактует материалистически.
Доказательство существования пустоты у Демокрита и атомистов вообще
сводится к тому, что, во первых, без пустоты не было бы возможно
перемещение, так как наполненное не может восприять в себя еще что-то; во-
вторых, о её существовании говорит наличие таких процессов, как уплотнение
и сгущение, возможные только в том случае, если между телами и их частями
существуют пустые промежутки. Пустота абсолютно однородна и может
существовать как вмещая тела, так и без них. При этом она существует как
вне тел, вмещая их в себя, отделяя их друг от друга, так и внутри сложных
тел, отделяя друг от друга их части. Лишь атомы не содержат пустоты, чем
разрезать атом, или расколоть его.
Что касается числа атомов в мире, то Демокрит признает его бесконечным.
А следовательно, бесконечной должна быть и пустота, ибо конечное
пространство не может вместить бесконечного числа атомов и бесконечного
числа состоящих из них миров. Трудно сказать, что оказывается здесь первым
другое основывается на том аргументе, что как число атомов, так и величина
пустоты «не более такое, чем иное». Распространяется этот аргумент и на
число форм атомов, которое, по Демокриту, также бесконечно.
Бесконечность мира в пространстве влечет вечность во времени и
бесконечность (безначальность) движения. Аристотель сообщает, что Демокрит
утверждал: «вечное и бесконечное не имеет начала, а причина есть начало,
вечное же безгранично, поэтому спрашивать, какова причина какой-либо из
таких вещей, по мнению Демокрита, то же, что искать начало бесконечности».
Таким образом, атомизм признает вечность мира во времени, бесконечность в
пространстве, бесконечность числа атомов и сложенных из них миров.
Учение Демокрита о бытии
Содержание
Глава 1. Становление античной философии. Учение Демокрита о бытии 3-7
Глава 2. Философия Сократа и Платона о сущности человека 7-10
Глава 3. Проблемы бытия, человека и общества в философии Аристотеля 10-14
Список литературы 16
Введение
Философия Древней Греции занимает особое место в истории философской мысли по многообразию течений, школ и учений, идей и творческих личностей, богатству стилей и языка, влиянию на последующее развитие философской культуры человечества. Её зарождение стало возможным благодаря наличию городской демократии и интеллектуальной свободе, отделению труда умственного от физического. В древнегреческой философии отчетливо сформировались два основных типа философского мышления и мировоздания (идеализм и материализм), было осознано предметное поле философии, выявились важнейшие области философского знания. То был расцвет древней философской мысли, бурный всплеск интеллектуальной энергии своего времени.
Глава 1. Становление античной философии.
Учение Демокрита о бытии
Самой первой философской школой Древней Греции принято считать Милетскут. В которой чаще всего звучало имя мудреца Фалеса, который обычно признается первым древнегреческим философом. На первом месте стоял вопрос о поиске гармонии в этом мире. Это была натурфилософия или философия природы.
Фалес исходил из предположения о том, что все существующее в мире возникло из воды. «Все из воды и все в воду», так звучал основой тезис философа. Вода в философской концепции Фалеса является как бы основополагающим принципом. Фалес был известен также и как географ, астроном, математик.
Гераклит в простейшей форме изложил основы диалектики как учения о развитии всего сущего. Он полагал, что все в этом мире взаимосвязано, и это делает мир гармоничным. Во-вторых, все в мироздании противоречиво. Столкновение и борьба этих начал является главным законом мироздания. В-третьих, все изменчиво, даже солнце каждый день светит по-новому. Окружающий мир это река, в которую невозможно войти дважды. Логос открывает свои тайны лишь тем, кто умеет размышлять о нем.
Пифагор основал собственную философскую школу. Он поставил вопрос о числовой структуре мироздания. Пифагор учил, что основой мира является число: «Число владеет вещами». Особую роль пифагорейцы отводили единице, двойке, тройке и четверке. Сумма этих чисел дает число «десять», которое философы считали идеальным.
В школе элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон) было обращено внимание на проблему бытия и его движения. Парменид утверждал, что бытие «неподвижно лежит в пределах оков величайших». Для Парменида бытие не есть порок, а представляет собой застывший лед, нечто завершенное.
Идею неподвижности мира высказывал также и Ксенофан. По его мнению, в окружающем человека Космосе пребывает Бог. Богокосмос един, вечен и неизменен.
Зенон из Элеи отстаивал тезис о единстве и неизменности всего сущего. В своих апориях он старался обосновать отсутствие движения.
Значительное место в ранней греческой философии заняло творчество атомистов (Левкипп, Демокрит).
Демокрит считал, что единичные вещи тленны и распадаются. Сам же человек произошел естественным путем, без участия Творца. Согласно учению Демокрита бытие состоит из атомов, а небытие из пустоты. Атомы — это мельчайшие тела, не имеющие качеств. Атомы неделимы и различаются по форме, порядку и положению. Они находятся в непрестанном движении в пустоте.
Важное место в философии Демокрита занимали проблемы познания. Он рассматривал два рода познания, основанных на различении чувственного (темного) и рассудочного (истинного) знания. По его мнению, с поверхностей предметов отделяются, «истекают» тончайшие образы («идолы» по-гречески), которые улавливаются органами чувств человека, в результате чего возникают ощущения (темное познание). К нему он относил зрение, слух, запах, вкус, осязание. Однако это «темное» познание не способно само по себе дать знания атомов. Поэтому необходимо участие «истинного» познания — разума, который исправляет неполные знания и открывает то, что не воспринимается чувствами. В этих воззрениях Демокрита проявлялась позиция, получившая позднее название материалистической тенденции в философии. Много внимания Демокрит уделял этическим и политическим вопросам. Он считал, что целью жизни человека является земное счастье, понимаемое как разумное удовлетворение потребностей. Состояние души должно быть светлое и спокойное. Достижение такого состояния обеспечивается обучением и воспитанием.
Главная задача политики состоит в обеспечении свободным гражданам условий для хорошего расположения духа. Идеалом Демокрита является жизнь, обеспеченная хорошо управляемым государством, общим законом, порядком.
В атомистическом учении Демокрита была выдвинута идея множественного первоначала, которая позволяла мыслить движение, возникновение и уничтожение вещей. Демокрит исходил из того, что, не только бытие, но и небытие существуют. При этом он представлял бытие в виде атомов (мельчайших, неделимых, невидимых частиц), а небытие как пустоту. Движением атомов Демокрит объяснял те свойства чувственного мира, которые элеаты объявили пустой видимостью — изменчивость всех предметов и явлений.
В концепции Демокрита атом рассматривался одновременно и как материальная причина существования вещей, и как их сущность, не видимая зрением, но постигаемая умом.
На основе атомистической гипотезы предлагалось решение целого ряда философских проблем. Прежде всего объяснялось единство мира — мир един, так как основу его составляют атомы. Далее, давалось решение проблемы множественности вещей и состояний мира. На основе принципа атомизма стало возможным объяснить образование множества разнообразных вещей путем различных сочетаний атомов. Наконец, атомизм объяснял процессы возникновения и уничтожения вещей как процессы соединения и разъединения атомов. Атомы вечны, а их сочетания носят временный, преходящий характер. К концу V в. до н. э. учение атомистов представляло собой последнюю и наиболее теоретически развитую форму классической натурфилософии, которая уже завершала свое развитие и приходила к саморазложению.
Дата добавления: 2015-05-05 ; просмотров: 15 | Нарушение авторских прав
ДЕМОКРИТ
Одним из величайших представителей классической древнегреческой философии является Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.). Его учение – одно из наиболее целостных, последовательных и устойчивых традиций в мировой философии.
Демокрит родился в г. Абдеры. Около десятка лет он провел в путешествиях по Востоку, целью которых было приобретение знаний и обретение мудрости. Долгое время жил в Афинах. Рассказы о нем свидетельствуют о глубокой житейской мудрости философа, о его наблюдательности, обширных познаниях. Демокрит написал несколько десятков сочинений в различных областях знаний, многие из которых дошли до нас лишь как фрагменты или в изложении других мыслителей. Величайшей заслугой Демокрита является разработанная им концепция атомизма. Проблемы атомизма излагались в трудах «Малый мирострой», «Большой мирострой» и др.
Атомизм Демокрита. Как философа Демокрита интересует проблема основ бытия. Первоначала всего сущего – атомы и пустота. Все существующие в мире вещи состоят из атомов и пустоты. Атом (по-гречески – «неделимое») – это неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, не содержащая в себе никакой пустоты, вследствии своей малой величины, невоспринимаемая чувствами частица вещества. Атом является материальной причиной всех вещей. Атом обладает свойствами, которые элеаты приписывали бытию. Он неделим, вечен, неизменен, тождественен самому себе, не имеет частей, внутри него не происходит никаких движений. Бесконечное число форм атомов, объясняет бесконечное разнообразие вещей и явлений окружающего мира. Кроме форм, атомы отличаются порядком и положением, что является причиной разнообразия соединений атомов.
Атомы обладают подвижностью в пустоте. Атомисты первыми стали учить о пустоте как таковой. Пустота неподвижна, беспредельна, едина и бесформенна, она не оказывает ни какого влияния на находящиеся в ней тела. Демокрит вводит пустоту, полагая, что «движение не возможно без пустоты». Атомы парят в пустоте подобно пылинкам, которые мы видим в солнечном луче, сталкиваясь друг с другом и меняя направление своего движения. Движение присуще атомам от природы. Оно вечно. Движение – вечное свойство вечных атомов.
Атомы лишины каких бы то ни было качеств. Качества возникают в субъекте вследствие взаимодействия атомов и органов чувств. Качества существуют лишь по установлению, по природе же существуют только атомы и пустота, утверждает философ. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в ничто. Атомы не превращаются друг в друга. Возникновение и уничтожение вещей – результат сцепления и разделения атомов. Все возникает на некотором основании и по необходимости.
Взгляд Демокрита на существование вечных, неизменных и неделимых атомов как основы чувственного мира был воспринят Эпикуром (ок. 342-271 гг. до н.э.), а затем древнеримским философом и поэтом Титом Лукрецием Каром. Его поэма «О природе вещей», по существу, посвящена развитию и защите учения Эпикура об атомах. В Новое время атомизм оформился в естественнонаучную теорию и до сих пор, хотя и в преобразованном виде, выступает важнейшей составной частью естественнонаучной картины мира.
Космогония. Мир в целом – это беспредельная пустота, наполненная многими мирами, их число беспредельно, поскольку эти миры образованы беспредельным числом атомов, находящихся в «вихреобразном» движении. Миры преходящи. Внутри всеобъемлющего космоса происходит возникновение одних, развитие других, гибель третьих. Это происходит циклично и бесконечно. Никаких сил или стихий, творящих миры, не существует.
Учение о познании. Учение Демокрита о познании непосредственно связано с учением о бытии. Оно основано на различении двух родов познания в соответствии с двумя видами существования. Демокрит различает то, что существует в «действительности», и то, что существует «в общем мнении».
В действительности существуют лишь атомы и пустота. Чувственные качества существуют лишь в общем мнении. Гален (II в.) приводит слова Демокрита: «только считают, что существует – горькое, в действительности – атомы и пустота». Т.е цветовые, вкусовые и другие качества не существуют в действительности, не присущи атомам, а существуют лишь во мнении как результат воздействия атомов на наши чувства.
Двум видам существования соответствуют два вида познания – посредством чувств и посредством мысли. Познание посредством мысли Демокрит называет истинным, законнорожденным и приписывает ему достоверность в суждениях об истине. Познание посредством чувств он называет незаконнорожденным или темным и отрицает его пригодность в распознании истины.
Демокрит подчеркивает, что атомы и пустота, как первоначала мира лежат за пределами чувственного познания, и открыть их можно лишь в результате напряженного размышления. Но такое размышление опирается на эмпирические наблюдения. Демокрит не противопоставлял чувства и разум, а брал их в единстве: разум идет далее чувств, но он опирается на их показания.
Демокрит говорит о сложности и трудности процесса познания, достижения истины, поэтому субъектом познания является не любой человек, а лишь мудрец.
Мышление, так же как и чувственное восприятие, он понимает материалистически. Это подтверждает и Демокритово понимание души, частью которой, согласно его представлениям является разум. Душа – это совокупность наилегчайших атомов, имеющих идеальную шаровидную форму. Душа смертна и погибает вместе с телом. Материалистичность в понимании природы и мира привела Демокрита к атеистическим воззрениям: «Разумом выдумали люди божественные дела».
Взгляды на человека и общество. Подобно всем древнегреческим философам, Демокрит большое внимание уделяет нравственным вопросам. Для человека наиболее важным является то, как, во имя чего человек должен жить. Демокрита волнуют вопросы нравственного основания жизни. «Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость», – говорит Демокрит. Он настаивает на том, что надо обуздывать желания и страсти, воспитывать умеренный характер. Сильные желания, направленные на достижение чего-то одного, делают душу слепой ко всему прочему, подчеркивает Демокрит, которого привлекает полнота жизни. Счастье – в хорошем расположении духа, в его невозмутимости, гармонии, симметрии, в неустрашимости души. Все эти качества объединяются в понятии о высшем благе. Достигнуть такого состояния очень нелегко, поскольку душа и тело ведут непрекращающуюся тяжбу. Особое значение Демокрит придает таким ценностям, как справедливость, честность, истина и утверждает этический идеал человека, устремленного к духовным благам. Его нравственные принципы дошли до нас в виде отдельных афоризмов.
Таким образом, учение Демокрита – это целостная и органичная философская система, которая представлена учением о бытии и познании. Этика Демокрита пронизана идеями гуманизма. Своеобразна концепция религии Демокрита: люди создают богов – таково его заключение. Политическое учение связано с основными принципами Демокритовой этики: судьба общества и судьба индивида едины.
Атомистическая теория Демокрита
Что касается атомов Демокрита, то он их считал мельчайшими, неделимыми частицами, которые носятся в пустоте и отличаются друг от друга лишь формой, величиной и положением. Атомы бесконечны по числу. Сталкиваясь и сцепляясь между собой, они образуют тела и вещи, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни. Окружающие нас вещи, считал Демокрит, мы воспринимаем с помощью чувств, тогда как атомы постигаются разумом, т. е. они находятся на дочувственном уровне бытия.
Неделимость атома аналогична неделимости «бытия» Парменида: деление предполагает наличие пустоты, но внутри атома по определению пустоты нет. Пустота в системе Демокрита выступает как принцип дискретности, множества и движения атомов, а также как их бесконечное «вместилище». Называя пустоту «небытием», Демокрит явно отказался от элейского постулата о несуществовании небытия, однако понятия бытия и небытия включены у него в более общее понятие «то, что на самом деле», благодаря которому реальность признавалась и за пустотой (равной не-бытию).
Как считал Демокрит, огневидные атомы, вихрями носящиеся по Вселенной, могут сами по себе соединяться в образы, способные существовать довольно долго. Именно эти образы люди называют богами, поскольку последние могут влиять на их жизнь в лучшую или худшую сторону. Приближаясь к людям вплотную, эти образы своим видом и звуками предсказывают будущее. А в результате те начинают поклоняться им и приносить жертвы.
Тем не менее, по большому счету, любое восприятие, согласно атомистическому учению, не достигает подлинной сути мира. Из этого известного положения Демокрита, конечно, не следует, что он был скептиком. Ведь, сомневаясь в данных чувств, он уверен в возможностях разума.
Атомизм Демокрита стал суммирующим учением досократовской философии, в котором нашли свое отражение проблемы, поставленные в ионийской натурфилософии, элейской онтологии и пифагорейской числовой метафизике.Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего.
Таким образом, основные положения атомистики Демокрита можно свести к следующему: атомизм демокрит естествознание
1. Из ничего ничего не бывает: ничто из того что есть, не может быть уничтожено. Всякое изменение есть только соединение и разделение частей.
2. Ничто не происходит случайно, но все происходит по некоторой причине и необходимости.
3. Ничего не существует, кроме атомов и пустого пространства, все же прочее есть мнение.
4. Атомы невидимы глазом, бесконечны в числе и бесконечно различны по форме.
5. Различие всех предметов зависит от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке. Качественного различия атомов не существует. Атомы не имеют «внутреннего состояния»; они действуют друг на друга посредством давления и удара.
6. Душа состоит из мелких, гладких и круглых атомов, подобных атомам огня. Эти атомы суть самые подвижные, от их движения, проникающего через все тело, происходят все явления жизни.
7. Все тела по Демокриту состоят из какого угодно большого, но конечного числа атомов.
Взгляд Демокрита на существование вечных, неизменных и неделимых атомов как основы чувственного мира был воспринят Эпикуром (ок. 342-271 гг. до н.э.), а затем древнеримским философом и поэтом Титом Лукрецием Каром. Его поэма «О природе вещей», по существу, посвящена развитию и защите учения Эпикура об атомах. В Новое время атомизм оформился в естественнонаучную теорию и до сих пор, хотя и в преобразованном виде, выступает важнейшей составной частью естественнонаучной картины мира.
При этом атомы, т. е. неделимые, по мысли Демокрита, частицы материи, неизменны; они вечны и находятся в постоянном движении. Они отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Другие свойства, как звук, цвет, вкус и т. д., атомам не присущи. Указанные свойства существуют, по Демокриту, лишь условно, «не по природе самих вещей». Из соединения атомов образуются тела; распад атомов ведёт к гибели тел.
Душа тоже состоит из атомов, а именно огненных; шаровидных и легкоподвижных. Бесконечное множество атомов вечно движется в бесконечной пустоте; перемещаясь в разных направлениях, они иногда сталкиваются друг с другом, образуя вихри атомов. Из вихревого движения атомов происходит бесконечное множество «рождающихся и умирающих» миров, которые не сотворены богами, а возникают и уничтожаются естественным путём, по закону необходимости.