Что лежит в основе любого творческого произведения
Основные понятия тема, идея, сюжет, композиция
Тема любви, её возникновения и развития, а возможно и окончания.
Тема отцов и детей.
Тема противостояния добра и зла.
Тема предательства.
Тема дружбы.
Тема становления характера.
Тема покорения космоса.
И так далее и тому подобное.
Поделим всех авторов на 4 условных категории.
1. Автор садится за роман и пишет всё, что приходит в голову, не задумываясь ни о каких темах литературных произведений.
2. Автор собирается написать, скажем, фантастический роман и отталкивается от жанра. Тема его не заботит, он вообще об этом не думает.
3. Автор холодно выбирает тему для своего романа, скрупулёзно её изучает и продумывает.
4. Автора волнует какая-то тема, вопросы о ней ему спать по ночам спокойно не дают, да и днём он мысленно то и дело возвращается к этой теме.
В результате получатся 4 разных романа.
Каждый автор сам выбирает, к чему ему стремиться, сам выбирает свои ориентиры.
Идея литературного произведения неразрывно связана с его темой и тот пример влияния романа на читателя, что я описал выше в 4 пункте нереален, если автор уделил внимание лишь теме, а об идее и думать забыл. Впрочем, если автора волнует тема, то идея, как правило, осмысляется и прорабатывается им с таким же вниманием.
«Гюстав Флобер ярко выразил свой идеал писателя, заметив, что подобно Всевышнему, писатель в своей книге должен быть нигде и повсюду, невидим и вездесущ. Существует несколько важнейших произведений художественной литературы, в которых присутствие автора ненавязчиво в той мере, как этого хотелось Флоберу, хотя самому ему не удалось достичь своего идеала в «Госпоже Бовари». Но даже в произведениях, где автор идеально ненавязчив, он тем не менее развеян по всей книге и его отсутствие оборачивается неким лучезарным присутствием. Как говорят французы, «il brille par son absence» («блистает своим отсутствием»)» © Владимир Набоков, «Лекции по зарубежной литературе».
Идейная оценка, которую даёт автор, описанным в его произведении явлениям и событиям, бывает двух видов и зависит, разумеется, от авторского мировосприятия.
Если автор принимает описанную в произведении действительность, то такая идейная оценка называется идейным утверждением.
Если автор осуждает описанную в произведении действительность, то такая идейная оценка называется идейным отрицанием.
Соотношение идейного утверждения и идейного отрицания в каждом произведении различно.
Читатель понимает отношение автора к тому или иному благодаря способу выражения мысли художественными средствами.
Есть два основных способа подачи идеи в произведении.
Выбирать вам, как подавать идею, но вдумчивый читатель наверняка поймёт тяготеет автор к тенденциозности или же художественности.
Внимание: сюжет основывается на конфликте, а конфликт разворачивается благодаря сюжету.
А почему такой «рассказ» не рассказ вовсе?
А потому, уважаемый автор, что сюжет имеет ряд составляющих и все они объединены понятием конфликт.
И автору художественной литературы их обязательно нужно знать.
1. Экспозиция.
2. Завязка.
3. Развитие действия.
4. Кульминация.
5. Развязка.
Ох уж эта композиция! Слабое место многих авторов-романистов, а нередко и авторов рассказов.
Монолог персонажа, описание пейзажа, лирические отступления и вставные новеллы, повторы и точка зрения на изображаемое, эпиграфы, части, главы и многое другое.
Композиция подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Базовые элементы произведения. Тема, идея, сюжет, композиция
Есть в литературе понятия, которые служат основой для создания художественного произведения. И без них, конечно, авторы что-то ваяют, но это обычно нечто из разряда графоманского, когда пишут все, что взбредет в голову. Если же собираемся написать что-то стоящее, то с этими понятиями придется познакомиться.
Тема: закладываем фундамент
Первое из них – тема (в пер. с греч., то, что положено в основу). Это предмет авторского изображения, т.е. те явления и события, на которые автор хочет обратить внимание читателя.
Есть так называемые “вечные” темы: противостояния добра и зла; любви; становления личности; дружбы; ревности; предательства; отцов и детей… Почему “вечные”? Потому что они волнуют человечество всегда.
Но каждая эпоха предлагает и свои темы. Например, тема “покорения Космоса” была особенно актуальна в 60-70-е годы прошлого века, “человек и биоробот” – созвучна нашему времени.
Если автор изначально откажется определить тему будущего творения, то на выходе получит пустопорожний текст, бестолково напичканный какими-то событиями, мыслями, описаниями, а то и вовсе графоманским бредом. Здесь же обнаружится множество логических нестыковок, ляпов и непоняток. Ни один уважающий себя читатель не доплывет до конца такого шлака, даже если он будет небольшим по объему.
Допустим, автор, решив не заморачиваться с темой, оттолкнется от жанра. Возьмем любовный роман: герой или героиня влюбились, преодолели препятствия, в финале целуются на фоне рассвета как предвестника новой счастливой жизни. Все заранее предсказуемо. Для легкого чтива в небольших количествах, пожалуй, может сойти. Но это как одноразовый памперс: использовал – выбросил и забыл.
Самые интересные произведения получаются у авторов, которых волнует выбранная тема, на которую они готовы думать день и ночь. Тогда и пишется легко, и читатель проникается эмоциями, а потом долго находится под впечатлением. Классика – из этого разряда. К таким книгам люди возвращаются, потому что они отвечают на их жизненные запросы, влияют на решения, впеатляют.
Конечно, определиться с темой – еще не значит написать сильное произведение. Но ведь и фундамент – еще не дом, а без него приличного дома не возведешь. Поэтому темой как одним из базовых элементов пренебрегать не советую.
Как найти супер-пупер-идею
С чего начинается художественное произведение? Уже догадались: с идеи.
Итак, мы определяем тему (жизненное явление), выбираем проблему и формулируем идею (представляем наш способ решения вопроса).
У разных авторов одна и та же проблема может разрешаться по-разному: один оправдывает убийство из ревности, другой – отрицает.
❗Если нет идеи, произведение представляет собой пустое, банальное, скучное чтиво, где тупо описываются события и явления.
Конечно, идей может быть много, а выбрать-то надо одну. Как выбрать лучшую? А вдруг, когда начнем писать, придет не просто лучшая, а гениальная – переписывать всё с самого начала?
На все подобные вопросы есть один простой ответ: супер-пупер-идеи не существует. Есть идея, лучшая на момент, когда мы продумали сюжет, прорисовали персонажей, набросали план и начали писать. В действии правило, что надо жить здесь и сейчас. А значит, дописываем то, что начали, до финальной точки. Главное, чтобы эта идея с самого начала была интересна вам, резонировала с вашими ценностями.
Что же делать с идеями, которые приходят позже? Записывать в отдельный блокнот. Через какое-то время к ним можно вернуться. Часть из них уже не покажутся такими идеальными и проще от них избавиться. Другая часть может оказаться пригодной для новых историй. Будут и такие идеи, которые и выбросить жалко, и в дело пока не пустишь – значит, пока их время не пришло, пусть еще “зреют”.
Нет сюжета – нет рассказа…
А также нет повести или романа. Хотя теперь многие кропают т. н. «романы», которые на самом деле можно назвать разве что «текстами».
Сюжет – еще один базовый элемент произведения, основа формы: он скрепляет воедино, цементирует историю. Это совокупность событий и отношений между персонажами в произведении, которые разворачиваются во времени и пространстве.
Сюжет характеризуется наличием такого важного явления, как конфликт (о нем подробно мы еще поговорим), и имеет ряд важных составляющих:
Можно, конечно, обойтись без какого-то из этих элементов (к примеру, от развязки) или, например, экспозицию разместить в середину текста. Однако в целом сюжет должен быть завершенным.
Проект «дома» для идей
Композиция – это структура, или построение литературного произведения в соответствии с его жанром, содержанием, назначением. От того, как автор расположит части своего произведения, в какой последовательности и системе, зависит то, донесет ли он идею до читателя и как читатель потом воспримет написанное.
Вряд ли стоит кого-то убеждать, что прежде ч чем строить дом, надо создать проект. Каждый хозяин отнесется к этому серьезно и сто раз подумает, как лучше разместить спальную, обеденную, гостиную и другие зоны. Один отведет под ванную 4 квадратных места, другой – 14, а потом один украсит дом обоями в цветочек, а другой отшпатлюет и покрасит. Наконец, кто-то наполнит дом приятными вещицами и живыми цветами, а кто-то оформит его в спартанском стиле. И всё это мудрый хозяин представит и прорисует в самом начале, чтобы потом не исправлять недостатки.
Странно, что не все авторы заботятся о композиции своего произведения: это ведь проект «дома» для их идей и фантазий! Если сразу не учесть важные составляющие, детали и нюансы, то потом или придется переделывать работу, или оставить как есть и понимать, что произведение слабое.
В композиции литературного произведения авторы по-своему выстроят каждый его элемент, каждое выразительное средство, применят разные приемы. Потому даже если предложить одни и те же тему, идею и сюжет разным авторам,произведения на выходе будут разными.
Каждое произведение имеет свою неповторимую композицию, хотя жанры и предлагают специфические способы изображения. А некоторым традиционным вовсе присущи композиционные каноны: трехкратные повторы и счастливая развязка в сказке, пятиактное строение классической трагедии и драмыи другие.
Композиция бывает:
Возможные ошибки в композиции произведения:
Всё это заставляет читателя скучать и, вероятнее всего, он бросит унылое чтиво.
Выводы
1. Сегодня время такое, когда лучше не открывать «америку», а учиться.
2. Начинающим авторам лучше начинать тренироваться выстраивать сюжет и композицию на малых формах, а затем уже браться за романы.
3. Помнить: слабая композиция не позволит читателю понять, что писатель хотел сказать своим произведением.
Лёгких перьев, коллеги, и замечательных сюжетов!
Тест по психологии творчества
1. Психология творчества как самостоятельная дисциплина возникает:
а) в середине Х I Х века; б) на рубеже Х I Х – ХХ веков; в) в 20-х годах Х I Х века.
а) часть психологии искусства; б) философская дисциплина; в) межпредметная область знаний.
а) часть психологии творчества; б) совокупность нормативных требований, часть ГОСТа; в) эстетическая составляющая проектирования.
а) профессиональное занятие; б) нарушение привычных норм и стереотипов; в) продуктивное отношение человека к миру и к себе.
а) глубинное душевное очищение; б) ажитация при восприятии остросюжетных произведений искусства; в) специфическое переживание древних греков в связи с греческими мистериями.
6. «Творческий тип» человека:
а) вечен и неизменен; б) возникает в эпоху развития капиталистических отношений;
в) историчен и соответствует историческим эпохам
а) идеальный продукт, к которому стремится любое творчество; б) социально одобренное творческое произведение; в) историческая форма продуктов художественного творчества.
8. Дивергентное мышление – это:
а) творческое мышление; б) логическое мышление; в) оба ответа верны
9. Наиболее творческими занятиями в школах и институтах являются:
а) художественные предметы; б) наиболее интеллектуально сложные предметы; в) сам процесс образования и становление личности.
10. Креативность – это:
а) феномен «звездности», б) генетическая аномалия, в) способность к творчеству.
11. Верно ли, что психология творчества включает в себя два основных содержательных раздела: 1) учение о принципах познания; 2) учение о высшей нервной деятельности человека и животных?
12. Верно ли, что способности – это анатомо-физиологические особенности нервной системы?
13. Верно ли, что творчество – целенаправленный сознательный интеллектуальный процесс?
14. Верно ли, что талант – это определённые или выдающиеся способности, которые открываются с приобретением опыта, формируя навык ?
15. Верно ли, что способности – это такие особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности, профессией ?
16. Воображение – познавательный процесс…
а)связанный с мышлением; б) мотивированный потребностями личности; в) имеющий эмоциональную окраску; г) оперирующий образами реальной действительности; д) все ответы верны ; е) все ответы неверны.
17. Воображение – это…
а)создание новых чувственных образов; б) создание новых мыслительных образов; в) преобразование образов; г) трансформация имеющихся представлений в новые; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
18. Задатки как анатомо-физиологические предпосылки развития способностей…
а)формируются прижизненно; б) многозначны; в) направлены на содержание конкретной деятельности; г) приобретаемы в процессе жизнедеятельности ; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1509554
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что лежит в основе художественного творчества?
В широком смысле под искусством понимается художественное творчество. В чем же заключается суть этого вида творчества? Чем оно отличается от научного творчества? Прежде всего, тем, что художественное творчество носит ярко выраженный личностно-эмоциональный характер. Если в естественных науках такой компонент вообще не просматривается, а в гуманитарных проявляется в оценочном (аксиологическом) плане, то в художественном творчестве он выдвигается на первый план. Для художника (в широком смысле) главное не сам познаваемый объект, а чувства и переживания вызываемые им. Именно эти чувства художник и пытается передать другим людям, через свое творчество.
Что же лежит в основе эмоциональных чувств, направляющих художественное творчество? Прежде всего, чувство прекрасного, чувство красоты. А выразить красоту можно через цвет, звук, ритм, движение, слово т.д. Поэтому и возникло множество разнообразных видов искусства: живопись, скульптура, музыка, балет, театр, литература, архитектура и т.д.
Что же такое красота? История эстетики (наука о красоте) представляет собой полный драматизма, поиск эстетически совершенного, красивого. Из анализа этой истории ясно, что понимание красоты периодически меняется и во многом зависит от мировоззрения той или иной эпохи. Отсюда следует, что красота есть эстетическая интерпретация окружающей действительности, на основании господствующих в обществе духовных стереотипов и ценностей.
Эстетика Нового времени главное внимание переносит на человека. Сначала, в эпоху Возрождения, образцом красоты провозглашается человеческое тело, позднее, вследствие развития философии и науки, красота связывается либо с рассудком, либо с чувствами человека. Для примера можно привести такие направления искусства, как классицизм и романтизм.
Новейшее время, с его плюрализмом, взглядов, добавило к существующим течениям огромное количество новых интерпретаций художественной красоты:
Но для нормального функционирования искусства, мало стремиться к выражению своего эмоционального переживания, необходимо еще и уметь это делать. А это умение приобретается только в процессе обучения и постоянной практической деятельности в избранном виде искусства. Подводя итог можно сказать, что искусство есть умение выразить свои эстетические чувства и свое понимание реальности, через художественное творчество.
Когда же появилось искусство?
Почему и как стали возникать первые художественные произведения? Что побудило древнего человека к художественному творчеству?
Существует много гипотез и теорий происхождения искусства: искусство появилось как божественный дар; искусство возникло как результат подражания природе; искусство возникло как результат реализации игровых потребностей; искусство выделилось из религии; искусство возникло в ходе трудовой деятельности.
Вообще духовной культуре первобытного общества присуще тесное переплетение рациональных и иррациональных (прежде всего религиозных) представлений. Так леча больного, первобытный человек обращался и к полезным травам, и к магии, протыкая копьем изображение животного, он одновременно тренировал приемы охоты, и магически обеспечивал ее успех. Поэтому нельзя выводить какое-то явление первобытной культуры, в том числе искусство, из одного источника, будь то религия, труд или игра. Искусство явилось плодом, порожденным природными качествами человека (прежде всего творческими способностями) и всей совокупностью общественных условий первобытной эпохи.
Уже в начальный период своего формирования сложились основные функции искусства, которые имеют большое значение и в современном обществе. Рассмотрим коротко эти функции,
Закругляясь, следует отметить, что искусство не стоит на месте, оно постоянно эволюционирует, и естественно будут развиваться и расширяться его функции.
Философские произведения
Философские произведения, если они действительно осмысливают бытие человека и мира, тоже оказываются личностными, выражающими чувства и переживания философа, и его отношение к действительности. И хотя в философии эмоциональный заряд, как правило, меньше, чем в искусстве, но по сравнению с естественными науками все же достаточно значителен, чтобы считать философию не только наукой, но и искусством. Русский философ 19 века Н.Я.Грот в 1880 году опубликовал статью «Философия как ветвь искусства». Обосновывая свою точку зрения, он отмечал, что художественные и философские произведения всегда удовлетворяют только отдельных лиц, а других не удовлетворяют, а это значит, и те, и другие составляют дело вкуса, тогда как в науке о вкусах смешно было бы говорить. Отсюда и господство различных философских систем в различные эпохи, как и преобладание различных школ в живописи, музыке или определенных направлений в поэзии.
Тем не менее, несмотря на разнообразие и переменчивость вкусов в отношении произведений музыки, поэзии, живописи, философии, все они обладают способностью, если они талантливы, вызывать у нас впечатление чего-то высокого, великого, волновать нас чувством красоты и гармонии. Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Ницше вызывают такие же чувства к своим творениям, как и Софокл, Эврипид, Шекспир, Чайковский. Также Грот отмечает сугубо личностный характер философских произведений, что тоже роднит философию с искусством. И в заключении он предлагает: «Откажемся же от тысячелетней иллюзии, что философия есть наука, и преклонимся перед нею в новой, более идущей к ее лицу одежде, С тем вместе перестанем верить в абсолютную цену ее созданий и ожидать, что она откроет нам тайну мироздания. Этой цели через сотни или тысячи лет достигнет, быть может, настоящая наука в ее медленном поступательном движении.
К вышеизложенному можно добавить, что философия включает в себя и другие компоненты присущие искусству, начиная от собственно эстетических представлений, составляющих весьма значительную часть философского знания, вплоть до так называемой «картины мира», занимающей важное место в философии бытия. Само понятие «картина мира», вроде бы естественнонаучное и включает в себя представление о структурности, системности мира, но в то же время выходит и за пределы научного подхода к познанию мира. Философ всегда стремится охватить мир в целом, а для этого научных знаний явно не достаточно. Поэтому философ дорисовывает мир, на основе интуиции, воображения, фантазии. Общая философская «картина мира» содержит в себе также человеческое, эмоциональное отношение к миру, его оценку с точки зрения судеб человека и человечества.
Родственность философии и искусства, и их взаимопроникновение вплоть до слияния, демонстрируется и тем фактом, что несомненно философские труды нередко обретали форму художественных произведений (Платон, Ницше, Циолковский), а многие выдающиеся литературные труды приобретали философское звучание (Достоевский, Толстой).
Контрольный тест по литературе
1 Искусство по своей природе
В) сочетает в себе и рациональное, и эмоциональное
2 Действующее лицо художественного произведения называется
3 Есть ли разница между понятиями «образ» и «персонаж»?
А) да Б) нет В) в зависимости от жанра
4 Тема произведения – это
Б) объект отражения
В) конкретная описанная ситуация
5 Идея произведения – это
А) то, что хотел сказать автор
Б) нравственный «урок» произведения
В) главная обобщающая мысль произведения
6 Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы
А) да Б) нет В) на этот вопрос нет однозначного ответа
А) последовательность событий и действий
Б) движение произведения от завязки к развязке
В) последовательность частей и элементов произведения
А) момент возникновения или обнаружения конфликта
Б) начало произведения
В) первое появление главного героя
А) основное содержание произведения
Б) последовательность событи и действий
В) последовательность всех элементов произведения
10 В основе сюжетного действия лежит
А) композиция Б) конфликт Б) фабула
Литературный род – это
А) эпос, лирика, драма
Б) роман, трагедия, эпиграмма
В) политический роман, социальная драма, философская элегия
2 Что такое литературные жанры?
А) группы произведений внутри литературных родов, отличающихся общностью формальных и содержательных признаков
Б) результат формальной классификации литературных произведений по различным признакам
В) то же самое, что литературные роды
3. Для определения жанра существенным признаком является
А) проблематика произведения
В) время создания произведения
4. Искусство по своей природе
В) сочетает в себе и рациональное, и эмоциональное
5 Действующее лицо художественного произведения называется
6.Есть ли разница между понятиями «образ» и «персонаж»?
А) да Б) нет В) в зависимости от жанра
7.Тема произведения – это
Б) объект отражения
В) конкретная описанная ситуация
8.Идея произведения – это
А) то, что хотел сказать автор
Б) нравственный «урок» произведения
В) главная обобщающая мысль произведения
9. Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы
А) да Б) нет В) на этот вопрос нет однозначного ответа
10. Композиция – это
А) последовательность событий и действий
Б) движение произведения от завязки к развязке
В) последовательность частей и элементов произведения
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-124117
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.