Что лежит в основе метода сопряженного воздействия

Что лежит в основе метода сопряженного воздействия

Основным методическим направлением в процессе физичес­кого воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения зак­лючается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют: 1) осу­ществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.); 2) строго регла­ментировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управ­лять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач; 3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки; 4) избирательно воспитывать физические качества; 5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом; 6) эффективно осва­ивать технику физических упражнений и т.д.

В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруп­пы: 1) методы обучения двигательным действиям; 2) методы вос­питания физических качеств.

Методы обучения двигательным действиям. К ним относятся:

1) целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);

2) расчлененно-конструктивный; 3) сопряженного воздействия. Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).

Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движе­ния, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.

Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтро­лируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при ос­воении упражнений со сложной структурой его применение не­желательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу.

Расчлененно-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двига­тельного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

При применении расчлененного метода необходимо соблюдать следующие правила (В. В.Белинович, 1958).

1. Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения.

2. Необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.

3. Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.

4. Выделенные элементы надо по возможности изучать в различ­ных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.

Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объе­динить в целостное двигательное действие.

В практике физического воспитания целостный и расчленен­но-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала присту­пают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают са­мые трудные выделенные элементы и в заключение возвращают­ся к целостному выполнению.

Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не иска­жалась и не нарушалась их целостная структура.

Методы воспитания физических качеств. Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных пе­рестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) на­грузками.

Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организ­ме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и преры­вистым (интервальным).

Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет со­бой непрерывную мышечную деятельность без изменения интен­сивности (как правило, умеренной). Наиболее типичными его раз­новидностями являются: а) равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнении); б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементар­ных гимнастических упражнений).

Метод стандартно-интервального упражнения это, как пра­вило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть раз­личные интервалы отдыха.

Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адапта­ционных изменений в организме. При этом применяются упражне­ния с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.

Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предуп­реждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров». Упражнения с убывающей нагруз­кой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости.

Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы.

Метод переменно-непрерывного упражнения. Он характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяю­щейся интенсивностью. Различают следующие разновидности этого метода:

а) переменное упражнение в циклических передвижениях (пере­менный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);

б) переменное поточное упражнение — серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсив­ности нагрузок.

Метод переменно-интервального упражнения. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками. Типич­ными разновидностями этого метода являются:

а) прогрессирующее упражнение (например, последователь­ное однократное поднимание штанги весом 70—80—90—95 кг и т.д. с полными интервалами отдыха между подходами;

б) варьирующее упражнение с переменными интервалами от­дыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется — 60—70—80—70—80—90—50 кг, а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин);

в) нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке — 800 + 400 + 200 + 100 м с жесткими интер­валами отдыха между ними).

Кроме перечисленных, имеется еще группа методов обобщен­ного воздействия в форме непрерывного и интервального упраж­нения при круговой тренировке.

Круговой метод представляет собой последовательное выпол­нение специально подобранных физических упражнений, воздей­ствующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каж­дого упражнения определяется место, которое называется «стан­цией». Обычно в круг включается 8—10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3 раз (рис. 5).

Что лежит в основе метода сопряженного воздействия

Рис. 5. Метод круговой тренировки

Данный метод используется для воспитания и совершенство­вания практически всех физических качеств.

Более подробно методы воспитания физических качеств рас­сматриваются в седьмой главе «Теоретико-практические основы развития физических качеств».

Источник

Целесообразность применения метода сопряженного воздействия в процессе подготовки баскетболистов в условиях вуза

Гнездилов Михаил Анатольевич,кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания ФГБОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет им Т.Ф. Горбачева», г. Кемерово g1m1a1@yandex.ru

Целесообразность применения метода сопряженного воздействия

в процессе подготовки баскетболистов в условияхвуза

Аннотация.На современном этапе развития общества студенческийспорт является одним из приоритетных направлений деятельности Министерства спорта итуризма Россиии требуетразработки эффективной системы физической подготовкии внедрения инновационных спортивных технологий. В данной статье автор анализирует метод сопряженного воздействия как одного из ведущих методов специальной физической подготовки.Ключевые слова: студенческий спорт,учебнотренировочный процесс, процесс подготовки баскетболистов, метод сопряженного воздействия.

Развитие студенческого спорта является одним из приоритетных направленийдеятельности Министерстваспорта и туризма России, что отражено в «Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 года», утвержденнойПравительством[1]. Усиленное внимание Правительства в отношении студенческого спорта на современном этапе связано с неутешительными показателями анализа, представленногов Стратегииразвития. Так, согласно данным, в сфере физической культуры и спорта страны возник комплекс проблем.Первой проблемой являетсяухудшение здоровья, физического развития ифизической подготовленности населения.В целом в России около60процентов обучающихся имеют нарушения здоровья, при этом только 40 процентовдетей, подростков имолодежизанимаются систематически физической культурой испортом.Существующие ограничения в использовании государственночастного партнерства не позволяют активно развивать спортивнозрелищную индустрию и спортивную промышленность, обеспечивать доступность спортивных и физкультурнооздоровительных услуг[2].Второй проблемой является отсутствие эффективной системы детскоюношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд страны.Проблемы нормативноправового, организационноуправленческого, материальнотехнического, научнометодического, медикобиологического и кадрового обеспечения сдерживают развитие детскоюношеского спорта, не позволяют готовить полноценный резерв для спортивных сборных команд страны.Третьей проблемой является усиление глобальной конкуренции в спорте высших достижений.В Стратегии отмечается, что за последние годы значительно возросла конкуренция намеждународной спортивной арене, и особенно это проявляется на Олимпийских играх, где ведущие мировые державы стремятся использовать весь экономический и политический потенциал для успешного выступления спортсменов. Завоевание высших спортивных наград одна из самых предпочтительных возможностей для всех стран заявить о себе на международном уровне. Высокие спортивные результаты–это отражение социальноэкономического развития страны. Для достижения поставленных целей в спорте требуется использование всего потенциала государства, включая экономику, науку, человеческий и ресурсный капитал. Спортивные победы способствуют созданию положительного имиджа страны на международной арене. Четвертая проблема–значительное отставание от ведущих спортивных держав в развитии и внедрении инновационных спортивных технологий, что существенно затрудняет развитие физической культуры и массового спорта, подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса, негативно сказывается на конкурентоспособности российского спорта.Тем самым, студенческий спорт в условиях вуза также нуждается в пересмотре организационного и научнометодического сопровождения, выявлениипутей и механизмов, повышающих эффективность спортивной подготовкиобучающихся.Стоит отметить, что встуденческой среде наиболее массовымии прогрессивнымисредствами физкультурнооздоровительной и спортивной деятельности являются игровые виды спорта. Игровые виды спорта являютсядинамичными и технически сложными видами двигательной деятельности, где эффективность игровых действий, прежде всего, определяется совершенством технических приемов и высоким уровнем развития специальных физических качеств.

Несомненно, что одним из самых популярных игровых видов спортав условиях вуза можно считать баскетбол. Уровень студенческого баскетболана современном этапе требует поиска эффективных средств и методов спортивной тренировки, позволяющих значительно повысить эффективность процесса подготовки. Период обучения студентов в вузе совпадает с этапом углубленного спортивного совершенствования,который характеризуется максимальной реализациейиндивидуальных возможностей. В этот период значительно увеличивается доля средств специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы, а также соревновательнойдеятельности.Достигают максимума суммарные величины объема и интенсивности тренировочной работы, значительное место занимают занятия с большими нагрузками, число занятий в недельных микроциклах может достигать 1520 и более. В этот периодрезко возрастает объем специальной психологической, тактической и интегральной подготовки.Принципиально важным моментом является обеспечение условий, при которых период максимальной предрасположенности баскетболистовк достижению наивысших результатов совпадает с периодом самых интенсивных и сложных в координационном отношении тренировочных нагрузок. При таком совпадении баскетболистуудается добиться максимально возможных результатов,в противном случае,они оказываются значительно ниже.В процессе игровой деятельности баскетболистов,особенно на этапе спортивного совершенствования ведущая роль принадлежит физической подготовке, поскольку игра протекает в непрерывно изменяющихся условиях, контакте с соперником и при внезапно возникающих двигательных задачах,требующих проявления высокого уровня физических способностей.Качественное формирование и совершенствование специальной подготовки баскетболистовв период обучения в высшем учебном заведении во многом зависит от рационального применения форм, средств и методов спортивной тренировки,позволяющих одновременно развивать физические качества и совершенствовать техникотактическиенавыки. В замкнутой системе тренировочного процесса ни один процесс, ни одно действие ее элементов не может протекать изолированно, самостоятельно. В ответ на локальное изолированное включение в работу ее составляющих(развитие физических качеств или совершенствование технических приемов игры)вовлекаются в большей или меньшей степени и другие процессы и элементы. Поэтому в упражнениях, направленных на развитие определенных двигательных качеств, формируются соответствующие взаимосвязи этих качеств и требуемые соотношения их уровней и одновременно технических навыков их использования. Этим неразрывным и сопряженным процессом взаимосвязи физической, технической и тактической подготовки спортсменовбаскетболистов в известной степени можно управлять для получения нужных количественных и качественных характеристик взаимосвязей параметров двигательной деятельности. На этом основано применение метода сопряженных воздействий[3]. Согласно В.М. Дьячкову, среди методов, наиболее полно соответствующих особенностям специальной физической подготовки, выделяется сопряженный метод, которыйхарактеризуется целесообразным подбором средств и методов, обеспечивающихвозможность развития специальной физической подготовки и совершенствования спортивной техники [4].ПоЮ.В. Верхошанскому,метод сопряженного воздействияприменяется в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках бросает или ведет утяжеленный мяч, прыгает в длину или высоту с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей. При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура [5].В работахА.Я. Гомельского указано, что результативному освоению современных навыков игры в баскетбол на определенном этапе обучения содействуетметод сопряженных воздействий. Его сущность состоит в создании оптимальных условий для взаимосвязанного комплексного совершенствования игровых приемов и необходимых для их эффективного выполнения физических качеств. Это достигается благодаря серийному повторению элементов техники игры с повышенной интенсивностью, а также конструированию упражнений с чередованием заданий на совершенствование технических приемов и акцентированное развитие специальных физических качеств в логической последовательности, присущей баскетболу [6].Тем самым, воснове метода сопряженных воздействийзаложена возможность успешно решать задачу развития двигательных способностей занимающихся в сочетании с совершенствованием техники игровых приемов путем подбора специальных упражнений на стыке двух видов подготовки. Применительно к занятиям по баскетболу сущность метода сопряженных воздействий проявляется также в создании условий для взаимосвязанного совершенствования элементов техники и тактики игры, физических качеств и тактических умений, техникотактических навыков и специальных физических кондиций, устанавливая между ними рационально и целесообразно необходимые количественные и качественные соотношения, адекватные специфике игровой деятельности. Сопряженный метод придает занятиям эмоциональную окраску, позволяет экономить время и приближает обучение к специфическим требованиям самой игры.При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.При конструированииупражнений с чередованием заданий необходимо учитывать особенности тактического ведения игры, например,последовательное моделирование в одном упражнении защитных действий, перехода от защиты к атакующим действиям, что позволяет одновременно совершенствовать физические качества необходимые в данном техникотактическом взаимодействии.Выделяютсяследующиевозможныевариантысопряженных воздействий на различные стороныспортсменов в игровых видах спорта, в частностипри подготовкебаскетболистов: физическая –техническая, физическая –тактическая, техническая –тактическая.

Тренировка с преимущественным сопряженным воздействием на физическую и техническую подготовку баскетболистов осуществляется в двух основных формах:1.Выполнение легкоатлетических упражнений в сочетании с техникой владения мячом: беговые упражнения в сочетании с ведением мяча,специальные упражнения в защитной стойке баскетболистав сочетании с передачами мяча, выполнение разнообразных кувырков (вперед, назад, через правое и левое плечо)в сочетании с выполнением передач и броскови т.п.2.Выполнение упражнений по совершенствованию техники владения мячом в нестандартных условиях: совершенствование техники ведения мяча на дорожке стадиона,на парковой дорожке,

при подъеме и спуске по ступенькам и т.п.

Тренировки с преимущественным сопряженным воздействием на физическую и тактическую подготовку представляют собой вариант, когда осуществляются скоростные тактические взаимодействия в двойках, тройках, пятерках на увеличенной площади: в парах или в тройках на футбольном поле,в парахилив тройках по дорожке стадионаи т.п.Техническая и тактическая подготовка квалифицированных игроков сливается в целое техникотактическое мастерство. При этом практически любое упражнение по совершенствованию техники или тактики обладает сопряженным эффектом:1.Выполнениеупражнений на совершенствование индивидуальныхтехникотактических действий. 2.Выполнение упражнений на совершенствование приемов освобождения от опеки защитника для получения мяча.3.Выполнение упражнений на совершенствование групповых действий в нападении и защите (взаимодействия в двойках или в тройках).4.Выполнение упражнений,направленных на совершенствование командного нападения и защиты (быстрого прорыва и позиционного нападения, зонной и личной защиты и т.п.). Итак,метод сопряженных воздействий является инновационнымспортивнымметодом подготовки спортсменов. Его применение в процессе подготовки баскетболистов в условиях вузавносит значительный вклад в систему общей и специальной спортивной подготовкии позволяет в некоторой степени решить проблемы организационноуправленческого, научнометодического имедикобиологического обеспечения эффективной системы студенческогоспорта.

Ссылки на источники

1.Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020года / Утверждена распоряжением Правительства от 7 августа 2009 г. № 1101р.–31 с.2.Там же. –С. 2.3.Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. –М., 2000. –С. 56.4.ДьячковВ.М. Точка отсчета // Высоте нет предела.–М.: Физкультура и спорт, 1980.–232с.5.ВерхошанскийЮ.В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле // Теория и практика физической культуры. –1991. № 2. –С. 2430. 6.ГомельскийА.Я. Метод сопряженных воздействий // Спортивные игры. –1982. № 3. –С. 811.

Источник

Методы строго регламентированного упражнения

Что лежит в основе метода сопряженного воздействия

Сущность этого метода заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой. Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями, они позволяют: 1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе; 2) строго регламентировать нагрузку по объёму и интенсивности, а также управлять её динамикой по ходу занятия; 3) точно дозировать интервалы отдыха между упражнениями; 4) избирательно воспитывать физические качества.

В пpaктике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы: 1)методы, направленные на обучение и совершенствование двигательных действий; 2) методы, направленные на воспитание физических качеств.

1. Методы, направленные на обучение и совершенствование двигательных действий.

В процессе освоения структуры двигательного действия применяются следующие методы:

2) расчлeнено-конструктивный метод;

3) сопряжённого воздействия.

Целостный метод. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной свей структуре без расчлeнения на составные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например: бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т. п.).

Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путём акцентирования внимания занимающихся на необходимых частях техники.

Расчлeнено-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчлeнение целостного двигательного действия, преимущественно со сложной структурой, на отдельные фазы или элементы с поочерёдным их разучиванием и последующим соединением их в единое целое.

При применении расчлeнённого метода необходимо соблюдать следующие правила:

• Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия. А затем, в случае необходимости, выделять из него элементы, требующие более тщательного освоения.

• Необходимо расчлeнять разучиваемое действие без существенного искажения основных его хаpaктеристик

• Все выделенные элементы двигательного действия по мере их освоения затем сводятся в целостное действие

• Выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.

• В пpaктике физического воспитания целостный и расчлeнено-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают выделенные элементы и в заключении возвращаются к целостному выполнению.

Метод сопряжённого воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной стороны, то есть результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжелённое копьё или диск, прыгает в длину с утяжелённым поясом и т. п. В этом случае одновременно происходит совершенствование, как техники движения, так и физических способностей. При применении сопряжённого метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.

2. Методы, направленные на воспитание двигательных качеств.

Структуру этих методов определяет хаpaктер выполнения упражнений – непрерывность или прерывистость (дискретность). По этому признаку, методы, направленные на воспитание двигательных качеств можно подразделить на две группы: 1) методы выполнения упражнения в режиме непрерывной нагрузки (непрерывный метод); 2) методы интервального упражнения (интервальный метод).

1) Непрерывный методхаpaктеризуется однократным непрерывным выполнением физических упражнений при отсутствии пауз отдыха. Непрерывный метод можно применять в двух вариантах:

Первый вариантметод равномерного длительного упражнения, в основном связанный с выполнением циклических упражнений (ходьба, бег, плавание, велоезда и т. п.).

Такого рода методы направлены преимущественно на воспитание выносливости. Аналогичные методы можно применять при выполнении движений ациклического хаpaктера, которым придаётся искусственно-циклический хаpaктер путём слитных повторений (например, многократные, без пауз отдыха приседания, наклоны, отжимания в упоре лёжа, поднимание отягощений и т. д.).

2) Интервальный методпредусматривает выполнение упражнений с регламентированными паузами отдыха. Выполняемая нагрузка прерывиста, чередуется с нормированными интервалами отдыха.

Интервальный метод можно использовать в двух вариантах:

Первый вариантметод стандартно-повторного упражнения – хаpaктеризуется повторным выполнением заданных двигательных действий, без существенных изменений скорости или мощности выполняемых упражнений, длительности интервалов отдыха. Примером стандартно-повторного упражнения может служить многократное пробегание заданного отрезка дистанции(200, 400 метров и др.) с постоянной, непредельной, но достаточно высокой скоростью и с регламентированными интервалами отдыха (2 минуты спокойной ходьбы). Аналогичным образом могут быть нормированы нагрузки в гимнастических упражнениях, в упражнениях с отягощениями.

Второй вариантметод вариативного интервального упражнения – отличается направленным изменением воздействующих факторов по ходу выполнения тренировочной программы. Это достигается различными путями: 1) изменением параметров движений (скорости, длительности, темпа); 2) сменой способов выполнения действий (путём варьирований интервалов отдыха, внешних условий выполнения упражнений, дополнительных отягощений или сопротивлений).

Примеры методических приёмов вариативного интервального упражнения:

• в переменном режиме;

• с увеличением или уменьшением скорости (мощности) выполняемых упражнений;

• с увеличением или уменьшением длины отрезков дистанции или времени выполнения упражнений;

• с сокращением или увеличением пауз отдыха между выполняемыми упражнениями;

• комбинирование методических приёмов.

3. Организационно-методическая форма занятий – «круговая тренировка».

Круговая тренировка включает ряд частных методов строго регламентированного упражнения.

Основу круговой тренировки составляет серийное (с интервалами отдыха или слитное) повторение нескольких видов упражнений заранее подобранных и объединённых в комплекс.

Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». Обычно в круг включается 8 – 10 станций, которые оснащаются соответствующим оборудованием или символом упражнения, изображенным на рисунке. Большинство упражнений имеет относительно локальную направленность, то есть воздействует на определённую мышечную группу, но есть, как правило, и 1 – 2 упражнения общего воздействия.

Число повторений на каждой станции можно определять индивидуально, в зависимости от теста, который называется «максимумом повторений» (М. П.). Этот тест проводится предварительно на максимально доступное число повторений на каждой станции, а затем в качестве тренировочной нормы можно определять число повторений индивидуально для каждого упражнения (50%, 70%, 90%, или 1/3, 1/2, 2/3 и т. п.).

В комплекс круговой тренировки включают технически сравнительно не сложные и предварительно хорошо разученные общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения, а также упражнения с отягощениями или сопротивлениями.

Весь круг в отдельном занятии проходят от 1 до 3-х раз слитно или интервально, дозируя общее время прохождения или интервалы отдыха, а также число повторений.

Круговая тренировка имеет ряд методических вариантов, рассчитанных на комплексное воспитание физических качеств. Круговая тренировка по типу непрерывного длительного упражнения, преимущественно направлена на развитие выносливости. Круговая тренировка по типу интервального упражнения с полными интервалами отдыха, преимущественно направлена на развитие скоростно-силовых способностей.

Круговая тренировка по типу интервального упражнения с неполными интервалами отдыха, преимущественно направлена на развитие силовой и скоростно-силовой выносливости.

Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *