Что лежит в основе навыка вождения автомобиля у опытного водителя

7 навыков вождения, которые выдают опытного водителя

Умеет человек водить машину или нет — это выясняется только на практике, а не по его рассказам о себе. Как только мастер вождения садится за руль, слов не требуется, всё и так видно.

Знакомая бизнесвумен попросила меня помочь ей найти толкового водителя. Она решила, что её время дорого стоит, и во время поездок ей лучше работать. Но главное: чтобы этому человеку можно было доверить двоих её детей — развозить их по школам и кружкам.

Самостоятельно она уже пыталась нанять, но ничего хорошего из этого не вышло: с одним чуть сразу в ДТП не попала, у другого был такой вид, будто он после 15 лет лагерей. В общем, я обещал помочь.

Приехал на очередные «смотрины», а у «бизнесменши» моей лицо уже сходу недовольное. Говорит: кандидат сильно молодой, 26 лет. Типа, ну что он умеет, как с ним детей можно куда-то отправить?

Я не стал спешить с выводами, сказал, что надо сначала посмотреть, и чудеса бывают.

Мы сели в машину, но проехали немного. Минут через 10 я велел ему возвращаться на исходную точку, а встревоженной нанимательнице показал глазами, что всё просто отлично.

Как отличить бывалого водителя от новичка

То, что парень за рулём давно, и водит очень уверенно, я понял практически сразу. Пока ехали, я делал вид, что копаюсь в телефоне, а сам наблюдал за водителем. И вот что отметил:

Это окончательно убедило меня в его квалификации.

Может, кто-то подумал: конечно, человек хотел получить эту работу, значит, старался изо всех сил и показывал себя с лучшей стороны, будто он на экзамене в автошколе. А как только наймут, так он и расслабится, и в телефоне будет торчать, и про поворотники забудет.

Забегая вперёд, скажу — нет, работает парень замечательно, никаких нареканий. Позже я ещё пару раз с ним ездил и убедился, что не ошибся в кандидате. Если бы он пытался пустить пыль в глаза, то в каких-то моментах обязательно бы прокололся. Произошло же совсем наоборот: человек показал, что не только водит, как дышит, но и устройством автомобиля активно интересуется.

В общем, когда приехали и вышли из машины, я потихоньку сказал «бизнесменше», чтобы брала его и даже не думала, парень — отличный водитель. А что молодой, так это же не навсегда!

Источник

Что лежит в основе навыка вождения автомобиля у опытного водителя

Чаще всего страшит то, что неведомо и неизвестно. Сев впервые за руль автомобиля, иной человек испытает лишь легкое смущение и робость, а кто-то может всерьез испугаться. Однако не поборов свой страх, человек вряд ли сможет перейти из разряда пешехода в статус водителя. Тем более, что при правильном походе страх вождения авто, так же как и другие человеческие фобии, преодолим.

Что лежит в основе навыка вождения автомобиля у опытного водителя

Кто боится больше?

Вне зависимости от половой принадлежности и возраста, большая категория людей, пройдя курс обучения вождению, никогда не сможет сесть за руль по причине банальной боязни ездить на авто. Не справившись со своим страхом, имея в багаже автомобиль, а в бумажнике водительское удостоверение, человек остается напуган как видом самого авто, так и мыслью о том, чтобы сесть в него и поехать по улице.

Есть и другая категория начинающих водителей, которые сумев заставить себя сесть за руль, водят автомобиль с большой нерешительностью и прячут в себе страх вождения. Эта несовместимость человека с автомобилем, скованное поведение на дороге никогда не даст такому человеку стать полноценным водителем и совершенствовать свои навыки вождения.

Чаще всего в такую категорию традиционно относят женщин. Им свойственно не только с трудом познавать премудрости водительского ремесла, но и немного поднаторев в деле вождения, быть нерешительными и медлительными за рулем. По большому счету такое поведение в первую очередь определяется биологическими особенностями женского организма, в частности мозга, зрения. Но когда к таким свойствам, характерным женскому организму и психике, добавляется непосредственно страх вождения, тогда и возникают анекдоты про блондинку за рулем. Однако с уверенностью можно сказать, что если женщина справилась со своим страхом и начала «чувствовать» дорогу и автомобиль, то шанс стать опытным водителем ей определенно гарантирован.

Но не стоит думать, что «водительский» страх обходит стороной мужчин. Стрессу, связанному с вождением авто, подвержен и сильный пол. Принято считать, что мужчине не престало демонстрировать свой страх, эмоции и переживания. Такое суждение из разряда заблуждений играет злую шутку, ведь на психику такое сдерживание оказывает крайне вредный эффект. Не имея выхода, эмоции «бьют» по физическому здоровью, подвергая опасности пищеварительную и нервную системы, работу сердца. Не случайно и по этой причине в том числе, продолжительность жизни среди мужчин намного ниже, чем среди женщин.

Чего чаще всего боятся

Страхи индивидуальны и могут возникать там, где их меньше всего ожидаешь, и продолжать жить сколь угодно долго. Страхи, связанные с вождением авто, также разнообразны: начиная со страха перед самим автомобилем, заканчивая страхом перед возможностью попасть в аварию, произвести наезд на человека. А вспомним еще, что начинающему водителю приходится выдерживать стресс, связанный с началом обучения, восприятием новой информации, осваиванием навыков вождения. Последующий стресс возникает во время экзамена.

Оказавшись впервые за рулем автомобиля без инструктора, новоиспеченный водитель может банально испугаться даже завести авто и тронуться с места. Автомобиль – средство передвижения, использование которого сопряжено с риском для жизни. Вполне логично, что осознавая это, человек понимает также и всю меру ответственности, которую он несет за свою жизни и жизнь своих пассажиров.

Этот страх порой усиливается и тем, что во время практических занятий инструктор мог делать резкие замечания относительно ошибок при вождении. Так оставаясь за рулем один, водитель может испытывать неуверенность, не последнюю роль в появлении которой сыграет прежняя негативная оценка инструктора.

Нагнетать нервозность может и бурная реакция других водителей на неуверенные действия новичка за рулем. Замешкавшись на светофоре или на повороте, такой водитель может услышать за своей спиной «недовольные» сигналы гудков соседних автомобилей. При этом кроме досады на свою нерасторопность, такой нерешительный водитель боится услышать нарекания и нелестные слова со стороны, которые также могут пошатнуть его самооценку.

Страх вождения может запросто появиться у водителя, который несколько лет не садился за руль. Сомневаясь в своих силах и мастерстве, такой человек так же скорее всего станет излишне осторожничать на дороге.

Бояться можно и встреч с сотрудниками ГИБДД, в особенности когда речь идет о водителе по натуре своей застенчивом и нерешительном. Впрочем, такие люди могут испытывать затруднения при общении с любым другими малознакомым им людьми.

Но пожалуй самыми «популярными» страхами являются страх попасть в аварию или совершить наезд на пешехода.

Бесследно страхи не проходят. Усиливаясь и усугубляясь, страх приводит к состоянию постоянного стресса. Человек, который не может справиться с такими фобиями, пребывая в все время в напряженном состоянии, скорее всего «наживет» себе не один недуг, станет нервным, может быть даже агрессивным или наоборот замкнется в себе. И скорее всего, за руль автомобиля такой водитель не сядет никогда.

Как побороть в себе страх вождения?

Что же делать такому горе-водителю? Для начала непременно стоит понять и осознать, а действительно ли вы хотите водить автомобиль, или все-таки на уровне подсознания в вас присутствует неприятие самого факта вождения. Ведь появление такого противоречия: «хочу» (со стороны разума) и «не хочу» (со стороны) подсознания как раз и приводит к тому, что психика отвечает реакцией отторжения, страхом или стрессом.

Психологи связывают страх вождения автомобиля с низкой самооценкой водителя. Конечно, взрослея человеку все трудней и трудней становится изменить свое видение себя, однако повышать самооценку можно и нужно вне зависимости от возраста.

Совет 1: идите путем маленьких обед. Ваши достижения, заметные порой только вам, могут создать общий позитивный настрой, дать вам возможность повысить вашу самооценку. Психологи советуют также почаще улыбаться себе в зеркало и заняться аутотренингом.

Начать работать со своим страхом стоит с признания самому себе в том, что страх есть, что это конкретно страх вождения, а никакой иной. После этого уже можно менять свое отношение к сложившейся ситуации и работать над воспитанием в самом себе уверенности.

Совет 2: разговаривая мысленно с собой, постарайтесь избегать употребления отрицательной частицы «не». Ученые уверены, что наша психика не воспринимает такое слово и тогда вроде бы отрицательная фраза «Я не боюсь» становится вполне утвердительной «Я боюсь». Попробуйте найти для самого себя правильно сформулированные установки. Возможно, для своей большей уверенности произносите их слух, если стесняетесь, делайте это наедине с собой.

Совет 3: измените фон ваших мыслей с упадническо-негативного на позитивный и постарайтесь поддерживать его в таком тоне максимально долгое время.

Совет 4: если вы боитесь конкретно какого-либо события, допустим, автомобильной аварии, попробуйте прибегнуть к методу визуализации. Мысленно «инсценируйте» опасный момент на дороге и представьте, что действуете четко и правильно, умело выходите из сложившейся ситуации. А впрочем, для «профилактики» лучше визуализируйте моменты вашего уверенного и мастерского вождения, и оно таковым и станет впоследствии.

Совет 5: поможет вам и прием визуализации, реализованный непосредственно в самих «декорациях». То есть вы можете сесть за руль автомобиля, не включая газа, постараться представить себя непосредственно в процессе самого движения, видеть как переключаете коробку передач, набираете скорость, в нужный момент притормаживаете.

Совет 6: если уже совсем туго и от страха избавиться не удается, попросите кого-нибудь из умелых водителей, кого-то из ваших родных или близких составить вам компанию во время поезди на авто. Возможно присутствие рядом опытного человека поможет вам закрепить навыки, полученные в автошколе, а слова одобрения поднимут вашу самооценку и вдохнут в вас новые силы. Только привыкать к такому эскорту все же не стоит, ведь вам впредь нужно будет рассчитывать исключительно только на свои силы и умение.

Совет 7: постарайтесь изменить угол восприятия себя и учитесь правильно себя преподнести. Даже если вы только начали учиться водительскому мастерству, говорите о себе не как о неопытном, а как о набирающемся опыта водителе. Ваша собственная уверенность в себе передастся и окружающим вас людям, которые, видя такое спокойствие, станут уважительно относится к вам, не взирая на ваши случайные ошибки.

Понять проблему – это чаще всего означает почти решить ее. Поняв причину своего страха вождения, вы скорее всего найдете адекватный, приемлемый исключительно для вас рецепт по устранению этого «врага». В определенных случаях вам может также помочь квалифицированная помощь умелого психолога.

Источник

9 навыков вождения, которые выдают опытного водителя за рулем

Что лежит в основе навыка вождения автомобиля у опытного водителя

-Опытный водитель старается не допускать, что автомобиль дергался при разгоне и остановке. Во первых это плохо для всех систем автомобиля, ну и конечно не комфортно пассажирам.

-Водитель с большим стажем вождения, при спуске не включает нейтральную передачу, ради экономии топлива, так как это опасно. При длительном спуске на тормозах, они нагреваются и становятся менее эффективные. А вот спуск на передаче прерогатива человека разбирающегося в автомобилях.

-Опытный водитель старается полностью контролировать ситуацию на дороге и не создавать помех, друг водителям, как он это делает? Все просто. Постоянное наблюдение во все три зеркала. Он не поворачивает голову постоянно, это делается взглядом. Просто посмотрите внимательно на водителя, он постоянно наблюдает по всем трем зеркалам, это уже привычка.

-Опытный водитель всегда объезжает препятствия с правой стороны! Этот навык тоже не так уж легко выработать, иногда так и хочется объехать яму по встречной полосе, даже если на ней никого нет. Но запомните, нельзя этого делать, иначе вы можете привыкнуть и машинально объехать яму по встречной полосе, а там может оказаться автомобиль, будьте осторожны.

-При остановке, для поворота, опытный водитель никогда не выкручивает руль в сторону поворота, заранее. Это может быть очень опасно для вас. Дело в том, что если вдруг, кто-то случайно подтолкнет вас в заднюю часть авто, вы мигом окажетесь на стороне встречного движения! А были бы колеса ровно, просто слегка прокатились бы вперед. Об этом частенько не упоминают в автошколе, почему-то.

-Опытный водитель, стоя на светофоре, если машина с механической КПП, выключает передачу и стоит на нейтральной. Многие начинающие водители, боясь того, что они могут не успеть во время включить передачу или возникнут проблемы, стоят на светофоре с выжатым сцеплением и включенной передачей, сцепление авто, в таком случае, долго не протянет.

-Опытный водитель не пренебрегает включение поворотников! Даже если вы думайте, что впереди и сзади вас никого нет, вы можете ошибаться, возможно другая машина в слепой зоне… В общем я бы не стал доверять водителю, который через раз включает сигналы поворотов.

-Опытный водитель не обращает внимания на свои движения, они у него отработаны до автоматизма. Он может спокойно разговаривать с пассажирами, при этом иногда даже на них посматривать.

-Опытные водители знают, насколько опасны гаджеты за рулем, поэтому если вдруг пришла смс как они не стараются бегом ее прочитать, прочесть можно и на светофоре, уже остановившись. А переписываться за рулем, это просто очень глупо и опасно, так могут делать, только чересчур уверенные в себе «новички» на дороге.

Источник

Опытные водители и новички на дорогах: чем они отличаются?

Что лежит в основе навыка вождения автомобиля у опытного водителя

Умение хорошо водить автомобиль – это ценный навык в современных условиях. Никто, наверное, не решится отрицать, что опытный водитель на дороге чувствует себя более уверенно, чем даже самый старательный новичок. Но означает ли это, что в большинстве случаев ДТП провоцируют неопытные водители? Статистические данные опровергают это предположение. В чем состоят основные отличия, которые разделяют мир автолюбителей на «профи» и «учеников»?

Адаптационный период: первые шаги начинающего водителя

Опыт приходит с практикой. Водитель может считать себя профи только после того, как он овладел навыками вождения автомобиля и на бездорожье, и в многочисленном городском трафике, и в непогоду, и на скользкой заснеженной дороге. Только экстремальные и непривычные условия могут продемонстрировать, насколько человек хороший водитель. Практика показывает, что при малейших отклонениях от привычной ситуации вождения новички теряются и начинают паниковать.

Впервые садясь за руль автомобиля, практически каждый человек переживает колоссальный стресс. Самыми сложными и напряженными являются первые дни либо даже недели вождения. В этот период люди неуклонно стараются следовать правилам вождения, учитывать дорожные знаки и разметку. Водитель-новичок практически стабильно чувствует напряжение и страх, поэтому поездки утомляют его.

Через несколько недель постоянного вождения, если за этот отрезок времени на дороге не случалось неприятных ситуаций, наступает следующий этап: водитель обретает определенную уверенность в собственных действиях, привыкает к габаритам автомобиля. Он немного расслабляется. Примерно через месяц либо через два человек обретает необходимый опыт для уверенного вождения. Он свыкается с ролью водителя, и путешествия за рулем начинают приносить ему удовольствие.

Для новичка главная сложность состоит в том, что ему необходимо одновременно выполнять несколько действий. У некоторых людей на начальных этапах адаптации даже пропадает желание управлять машиной. По мере того как нарабатывается навык синхронно крутить руль, нажимать педали и переключать скорость, приходит уверенность и любовь к вождению. Главное, не перегружать себя слишком длительными поездками. Дистанция, которую без проблем преодолеет водитель-профи, для новичка может оказаться слишком трудной и утомительной. Объясняется это тем, что у него наступает состояние пресыщения: слишком много новых раздражителей быстро утомляют нервную систему. При появлении первых признаков пресыщения следует отдохнуть.

Начинающий водитель за рулем: психологические особенности

Главная отличительная черта начинающих водителей – страх. Это может быть боязнь сделать лишнее движение либо увеличить скорость езды. Другое отличие состоит в том, что новички медленно принимают решения, особенно в нестандартной обстановке. Опытные шоферы на любые ситуации реагируют мгновенно, что делает их вождение более гибким и «удобным» для дорожного движения, ведь они быстро и адекватно реагируют даже на нестандартные ситуации. Нарабатывается подобное умение благодаря практике.

Нервное напряжение практически всегда становится причиной нарушения восприятия, внимания, мышления, памяти, что провоцирует временную потерю координации. Это то, с чем на начальном этапе борются водители-новички. Для опытных автолюбителей это нехарактерно.

Автоматизм вождения – прерогатива опытных автомобилистов

Специалисты утверждают, что главное, чем водители-профи отличаются от начинающих, – это автоматизм движений (или стереотипизация поведения – в психологии и социологии действие, реализуемое без непосредственного участия сознания). Впервые садясь за руль самостоятельно, человек контролирует каждое движение, взвешивает каждое решение. Он выполняет тяжелую сознательную работу, что приводит к существенному замедлению реакций. Новичок на дороге может думать исключительно о том, как же правильно переключить передачу, какую педаль нажать, с какой скоростью двигаться, чтобы не столкнуться с едущим впереди авто.

У опытного водителя движения доведены до автоматизма. Он не концентрируется на мелочах, вся работа выполняется на подсознательном уровне. Это дарит чувство уверенности и расслабленности. Он умеет правильно интерпретировать поведение других водителей, что позволяет совершать маневры на дороге. Новичку сложно взаимодействовать с другими водителями, поэтому он может стать причиной затрудненного движения.

Умение водить автомобиль «на автомате» связано с массой преимуществ. Однако не всегда оно играет положительную роль. Ученые установили, что людям сложно объективно оценивать привычную ситуацию. Актуальные обстоятельства они склонны трактовать, исключительно учитывая свой предыдущий опыт. Наработав непродуктивные модели вождения, от них трудно избавиться. Наличие жестких установок может привести к серьезным ошибкам на дороге и даже послужить причиной возникновения аварийных ситуаций.

Избежать столь негативных последствий поможет постоянное совершенствование техники вождения. Для этого следует, например, учитывать мнение пассажиров, которые могут оценить ситуацию объективно. Также можно пройти курсы экстремального вождения или контраварийную подготовку.

Личностные характеристики водителя

Умение управлять транспортным средством зависит не только от опыта вождения, но и от индивидуальных характеристик личности. Основную роль здесь играет самооценка. Слишком уверенный в себе водитель, даже имея огромный опыт, может спровоцировать более серьезную ситуацию на дороге, чем новичок с адекватным восприятием собственных возможностей. Для водителя нежелательной является и завышенная, и заниженная самооценка. В первом случае он будет вести себя слишком неаккуратно, а во втором – слишком неуверенно.

Еще на начальных этапах овладения мастерством вождения необходимо научиться объективно оценивать собственные возможности на дороге. Это поможет стать более умелым водителем.

Высшим мастерством вождения является автоматизм движений и свежее восприятие актуальной ситуации на дороге. Как опытным водителям, так и новичкам следует учиться осознанному автовождению с пониманием того, какие действия и в какой момент предпринять, а также осознанием уровня риска в каждый момент времени. Как это делать – читайте в следующем номере.

Источник

Этапы становления водителя профессионала

Что лежит в основе навыка вождения автомобиля у опытного водителя

Глядя на проносящиеся мимо потоки автомобилей на улицах города, каждый хоть раз в жизни задумывается над вопросом: “До каких пор человек за рулем считается новичком?”. Столько машин пролетает мимо за какие-то считанные секунды, за рулем которых водители различных категорий от “А” до “Е. Но все ли из них могут похвастаться первоклассным умением управления автомобиля.

Этапы становления профессионала, как стать профессионалом,водители профессионалы
Для того чтобы стать прекрасным водителем, несомненно, нужно обладать определенным даром: быстро реагировать на происходящую ситуацию и принимать единственно верное решение от которого, зачастую, зависит жизнь и здоровье людей. У кого-то этот дар врожденный, как говорят “водитель от бога”, а кому-то приходится этот навык у себя вырабатывать.

Но, не смотря на то врожденные это навыки или приобретенные, зарубежные психологи выделили несколько этапов поведения, через которые проходит каждый водитель на пути достижения им высокого уровня безопасной езды. Они интересны и актуальны еще и тем, что, знакомясь с ними, становится видна типичность данной проблемы для всех автолюбителей.

1 ЭТАП. Преодоление чувства постоянного присутствия опасности. Этот этап длится первые дни, иногда недели вождения. Эта стадия требует большого психического напряжения. У новоявленного водителя преобладает новизна решаемых задач, для овладения которыми нет ни знаний, ни опыта. Поэтому на первом этапе он старается, по возможности, избегать не только критических, но даже конфликтных ситуаций.

2 ЭТАП. Переоценка безопасности. Здесь чувство опасности принижено по сравнению реальностью. В результате уклонений от критических обстоятельств на первом этапе водителю не приходилось лично сталкиваться с грубыми формами дорожного поведения или попадать в ДТП. Но это обстоятельство он может ложно принять за собственное водительское умение. Поэтому такой водитель ведет автомобиль в более рисованной манере, попадая или создавая критические ситуации.
2 этап становления может длиться 3,5-4 тыс. км пробега.

3 ЭТАП. Коррекция повышенного чувства безопасности. На этом этапе накопление практического опыта вождения постепенно снижет чувство безопасности. Но одновременно это чувство все еще остается обманным.

4 ЭТАП. Объективная оценка опасности. На этом этапе проявляются все навыки, приобретенные в результате всего опыта вождения, что помогает не забывать об опасностях на дорогах.

5 ЭТАП. Снижение чувства безопасности. Оно соответствует первым 3-4 годам вождения и считается наиболее опасным. Соответствует примерно 100 тыс. км пробега.

Это интересный феномен, так как он ставит под сомнение непосредственно положительное влияние стажа вождения на надежность дорожного поведения. Психологи объясняют этот факт так. Высокий уровень профессионально умения водителей может сыграть негативную роль – может притупиться бдительность и произойдет потеря осторожности. Статистика говорит, что самые тяжелые ДТП часто происходят именно у опытных водителей. Но все же эта негативная сторона не идет в сравнение с положительным влиянием опыта вождения.

Отмечается, что с увеличением стажа вождения существенно падает количеств ошибок в исполнительской деятельности, в оценках пространственно-временных показателей ситуации, улучшаются пространственно-временные показатели движения. Но возрастает количество ошибок в результате отвлечения от управления, нарушения внимания, неправильно принятых решений.

Результаты исследований немецких психологов позволяют говорить, что в среднем 7-8 лет соответствует фазе, после которой не происходит повышения водительских способностей. Результаты исследований российских психологов показали, что после 5-6 лет уже не происходит повышения способностей водителя.

Интересный результат был получен в исследованиях американских психологов. Так, американские профессиональные автогонщики при своем поведении в обычных условиях дорожного движения имели больше ДТП дорожных правонарушений, чем соответствующая выборка обычных водителей. Этот результат говорит в пользу того, что на безопасность движения влияет не столько опыт вождения, сколько другие качества, связанные с психологией самих водителей.

Этапы становления профессионала, как стать профессионалом,водители профессионалы
Немецкий психолог Клебельсберг приводит следующие качества профессионала с точки зрения безопасности поведения на дорогах:

— знание взаимосвязей факторов дорожной ситуации;
— понимание окружающей обстановки;
— предусмотрительность;
— уверенное принятие решений;
— умение замечать обманчивость “спокойной” ситуации;
— динамика чувства опасности (т.е быт готовым к опасности);
— способность видения периферическим зрением;
— способность управлять автомобилем с малой амплитудой движения руля.

Российский психолог Котик добавляет:

— быстрое восприятие ситуации;
— быстрая ориентировка в ней;
— адекватная оценка собственных возможностей.
Эти перечисленные качества являются признакам профессионального водителя автомобиля.

Конечно, можно родиться отличным водителем или приобрести эти навыки, но все-таки в большей мере мастерство вождения зависит от усердия и настойчивости человека во время обучения вождению. И не последнюю роль в процессе обучения играет инструктор по вождению, которого Вы себе выберете.

Как же найти первоклассного специалиста среди большого числа автоинструкторов?

Для начала просто задайте вопросы и пообщайтесь с инструктором. Если ответы на Ваши вопросы будут не сухими, шаблонными фразами, а внятными разъяснениями с желанием помочь и научить, то Вы сделали правильный выбор! Не стесняйтесь задавать вопросы, ведь от правильного ответа в дальнейшем зависит Ваша жизнь и жизни других людей!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *