Что лежит в основе неравномерности и гетерохронности развития физических способностей

Неравномерность и гетерохронность развития физических качеств

Эта закономерность развития моторики человека проявляется в ко­лебательном характере отдельных элементов двигательной системы, формирующем биологический ритм развития движений. Сущность его состоит в неравномерном и неодновременном развитии двигательного аппарата, что проявляется в последовательной смене периодов уско­ренного развития периодами консолидации отдельных элементов мо­торики. Реализация этой биологической закономерности важна при раз­витии физических способностей и выражается общим правилом: пара­метры нагрузки должны соответствовать текущему состоянию человека и соизмеряться с естественным ритмом его двигательной функции (В.К. Бальсевич, 1988).

Совершенно очевидно, что период жизни до 20 лет является самым активным этапом формирования жизненно важных физических спо­собностей, но наиболее интенсивным является период полового созре­вания, в котором каждая физическая способность имеет свой сенситив­ный период. Важно учитывать, что и здоровый, и больной ребенок про­ходят все этапы онтогенетического развития, но разными темпами. Дети с отклонениями в развитии отстают от здоровых сверстников на 1-3 года и больше.

6. Обратимость показателей развития физических способностей.

Прогрессивные структурно-функциональные перестройки в орга­низме человека, достигнутые в результате систематических занятий физическими упражнениями, имеют тенденцию к регрессу при пере­рывах или прекращении занятий. Детренированность проявляется, в первую очередь, в ухудшении функционального состояния, снижении двигательных возможностей, обратимости приобретенных физических способностей, т.е. возвращению их к исходному уровню. Сначала теря­ются скоростные способности, затем силовые, а позднее выносливость.

7. Перенос физических качеств.
Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность чаще всего требуют не одного, а целой совокупности физических качеств. Например, в спортивном плавании, которым занимаются инвалиды разных нозологических групп, в условиях соревнований необходимо:

— отреагировать на стартовый сигнал и выполнить стартовое ускоре­ние (быстрота реакции, время одиночного движения, начальная скорость);

— поддерживать высокую скорость на всей дистанции (темп и длина «шага»);

— проявлять оптимальные усилия в каждом цикле движения (мышечная сила);

— выполнять движения с необходимой амплитудой (подвижность в суставах);

— проплыть всю дистанцию, преодолевая утомление (выносливость).

Из приведенного примера видно, что в одном упражнении (плава­нии) требуется сочетание разных физических способностей. Каждая из них относительно независима, имеет свою структуру и методику разви­тия и вместе с тем оказывает влияние на общий результат и друг на друга. Такое явление, когда направленное развитие одной физической способности влечет за собой позитивные изменения другой, называет­ся положительным переносом. Положительный перенос может быть пря­мым и опосредованным, взаимным и односторонним, однородным и разнородным (Ю.Ф. Курамшин, 1999).

Редко, но в практической деятельности встречается отрицательный перенос, когда развитие одного физического качества тормозит разви­тие другого. Методика одностороннего развития какого-либо качества или его отрицательное влияние на другое приводит к дисгармоничному развитию и снижению результатов.

Контрольные вопросы и задания

1.Перечислите основные закономерности развития физических ка­
честв в адаптивной физической культуре.

2.Какой ведущий фактор развития физических способностей?

3.В чем особенности единства и взаимосвязи между двигательными
умениями и физическими способностями?

4.Раскройте взаимосвязь между физическими способностями и дви­гательными режимами.

5.В чем проявляется сущность этапности развития физических спо­собностей?

7.Проиллюстрируйте на примере закономерность переноса физи­ческих качеств.

Источник

Четвертая закономерность: неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития способностей

Что лежит в основе неравномерности и гетерохронности развития физических способностей Что лежит в основе неравномерности и гетерохронности развития физических способностей Что лежит в основе неравномерности и гетерохронности развития физических способностей Что лежит в основе неравномерности и гетерохронности развития физических способностей

Что лежит в основе неравномерности и гетерохронности развития физических способностей

Что лежит в основе неравномерности и гетерохронности развития физических способностей

Неравномерность развития означает, что прирост показате­лей физических способностей на одних этапах может быть более значитель­ной, чем на других.

Как правило, наибольший прирост физических способностей наблюдается в начальный период занятий физическими упражнениями. С повышением уровня раз­вития какой-либо способности темпы ее прироста уменьшаются. Поскольку развитие физических способностей связано с уменьшением темпов их при­роста, то на каждом последующем этапе развития для достижения необхо­димых сдвигов требуется все больше времени.

Гетерохронность развития физических способностей означает несовпадение во времени моментов, соответствующих началу интенсивного прироста от­дельных физических способностей.

В определенные возрастные периоды жизни человека имеются благоприятные возможности для воздействия на разви­тие способностей, так как темпы прироста некоторых из них будут более высокими, чем в иные возрастные этапы. Эти периоды обычно называют сенситивными(чувствительными) или критическими, потому что они иг­рают особую роль в развитии организма.

Установлено, что наибольший эффект в раз­витии отдельных способностей достигается в период их бурного естествен­ного развития. Эффективность педагогических воздействий в другие воз­растные периоды для данной способности может быть нейтральной или даже отрицательной. Поэтому при развитии конкретных физичес­ких способностей очень важно не упустить наиболее благоприятные возраст­ные периоды, поскольку впоследствии сделать это будет намного сложнее. Каждая отдельных физических способностей имеет свой сенситивный период. Временные границы этих периодов у мальчиков и девочек неодинаковы. Обычно на момент начала интенсивного развития большинства способностей девушки обгоняют подростков на 1—2 года.

Необходимо отметить, что в научно-методической литературе у раз­ных авторов можно встретить различные сенситивные периоды развития той или иной способности. Подобные различия могут быть обусловлены несколькими причинами:

Применением неодинаковых тестов для измерения какой-либо способности.

Использованием различных подходов и формул для определения
темпов прироста показателей физических способностей.

3. Неоднородностью обследуемой выборки испытуемых (разным чис­лом обследуемых людей, различиями в уровне их физического развития, подготовленности, общего режима деятельности и т.д.). Посмотреть разновидности из Гуревича.

Что лежит в основе неравномерности и гетерохронности развития физических способностей

Источник

Неравномерность и гетерохронность развития физических качеств

Что лежит в основе неравномерности и гетерохронности развития физических способностей Что лежит в основе неравномерности и гетерохронности развития физических способностей Что лежит в основе неравномерности и гетерохронности развития физических способностей Что лежит в основе неравномерности и гетерохронности развития физических способностей

Что лежит в основе неравномерности и гетерохронности развития физических способностей

Что лежит в основе неравномерности и гетерохронности развития физических способностей

Эта закономерность развития моторики человека проявляется в ко­лебательном характере отдельных элементов двигательной системы, формирующем биологический ритм развития движений. Сущность его состоит в неравномерном и неодновременном развитии двигательного

аппарата, что проявляется в последовательной смене периодов уско­ренного развития периодами консолидации отдельных элементов мо­торики. Реализация этой биологической закономерности важна при раз­витии физических способностей и выражается общим правилом: пара­метры нагрузки должны соответствовать текущему состоянию человека и соизмеряться с естественным ритмом его двигательной функции (В.К. Бальсевич, 1988).

Совершенно очевидно, что период жизни до 20 лет является самым активным этапом формирования жизненно важных физических спо­собностей, но наиболее интенсивным является период полового созре­вания, в котором каждая физическая способность имеет свой сенситив­ный период. Важно учитывать, что и здоровый, и больной ребенок про­ходят все этапы онтогенетического развития, но разными темпами. Дети с отклонениями в развитии отстают от здоровых сверстников на 1-3 года и больше.

6. Обратимость показателей развития физических способностей.

Прогрессивные структурно-функциональные перестройки в орга­низме человека, достигнутые в результате систематических занятий физическими упражнениями, имеют тенденцию к регрессу при пере­рывах или прекращении занятий. Детренированность проявляется, в первую очередь, в ухудшении функционального состояния, снижении двигательных возможностей, обратимости приобретенных физических способностей, т.е. возвращению их к исходному уровню. Сначала теря­ются скоростные способности, затем силовые, а позднее выносливость.

7. Перенос физических качеств.
Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность чаще

всего требуют не одного, а целой совокупности физических качеств. Например, в спортивном плавании, которым занимаются инвалиды разных нозологических групп, в условиях соревнований необходимо:

— отреагировать на стартовый сигнал и выполнить стартовое ускоре­
ние (быстрота реакции, время одиночного движения, начальная ско­
рость);

— поддерживать высокую скорость на всей дистанции (темп и длина
«шага»);

— проявлять оптимальные усилия в каждом цикле движения (мы­
шечная сила);

— выполнять движения с необходимой амплитудой (подвижность в
суставах);

— проплыть всю дистанцию, преодолевая утомление (выносливость).

Из приведенного примера видно, что в одном упражнении (плава­нии) требуется сочетание разных физических способностей. Каждая из них относительно независима, имеет свою структуру и методику разви­тия и вместе с тем оказывает влияние на общий результат и друг на друга. Такое явление, когда направленное развитие одной физической способности влечет за собой позитивные изменения другой, называет­ся положительным переносом. Положительный перенос может быть пря­мым и опосредованным, взаимным и односторонним, однородным и разнородным (Ю.Ф. Курамшин, 1999).

Редко, но в практической деятельности встречается отрицательный перенос, когда развитие одного физического качества тормозит разви­тие другого. Методика одностороннего развития какого-либо качества или его отрицательное влияние на другое приводит к дисгармоничному развитию и снижению результатов.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите основные закономерности развития физических ка­
честв в адаптивной физической культуре.

2. Какой ведущий фактор развития физических способностей?

3. В чем особенности единства и взаимосвязи между двигательными
умениями и физическими способностями?

4. Раскройте взаимосвязь между физическими способностями и дви­
гательными режимами.

5. В чем проявляется сущность этапности развития физических спо­
собностей?

Что лежит в основе неравномерности и гетерохронности развития физических способностей

7. Проиллюстрируйте на примере закономерность переноса физи­
ческих качеств.

20.2. Принципы развития физических способностей

Когда говорят о принципах развития физических способностей, то имеют в виду построение системы физической нагрузки, ее объема, интенсивности, распределения во времени, прогнозирования и дос­тижения конкретных результатов педагогического воздействия за счет изменения функционального состояния человека. В адаптивной физи­ческой культуре могут быть применены не все принципы. Например, только в адаптивном спорте и реабилитации лиц после ампутации и спинальных травм реализуется такой принцип, как предельное и мак­симальное наращивание физической нагрузки. При этом в каждом виде спорта есть свои нормы и ограничения, связанные с медицинскими противопоказаниями. В системе адаптивного физического воспитания первостепенной задачей является обеспечение моторной деятельнос­ти, активизирующей коррекцию и компенсацию двигательных нару­шений, в процессе которой и развиваются физические способности.

Поэтому главная особенность всех видов адаптивной физической куль­туры состоит в том, что каждое упражнений и нагрузка в целом несут коррекционную направленность, а их многократное повторение — раз­вивающую.

1. Принцип сопряженного развития координационных и кондиционных
физических способностей.

Исследования, проведенные в специальных образовательных уч­реждениях детей с нарушением речи, зрения, слуха, интеллекта, сви­детельствуют о том, что наиболее серьезные отклонения моторики распространяются на сферу координационных проявлений (В.В. Во-ронкова, 1994; Н.В. Карпова, 1997; Л.В. Харченко, 1999; И.Ю. Горская, 1999-2001 и др.). Эти отклонения являются одной из главных причин, затрудняющих формирование двигательных умений, развитие физи­ческих способностей. Неблагоприятные показатели общефизического статуса учащихся, вторичные отклонения в развитии соматической и двигательной сферы, нарушение гармонии в физическом развитии ха­рактерны для всех типов аномалий (Б.В. Сермеев, 1976; М.С. Певзнер, 1982; Н.А. Козленке, 1991; Е.М. Мастюкова, 1992).

При проведении занятий необходимо учитывать одно из главных ме­тодических положений: оптимальное сочетание координационных упраж­нений с направленным развитием физических качеств (С.ЗНепеЬе!, 1973; К.Ми11ег, 1988; В.И. Лях, 1992; А.М. Пидоря, М.А. Годик, А.И. Воронов, 1992; В.Н. Платонов, М.М. Булатова, 1992). Для сопряженного воздей­ствия на координационные и кондиционные физические способности применяются в различных сочетаниях обще- и специально-подготови­тельные координационные упражнения. Примеры соединения силовых, скоростно-силовых и координационных способностей: метание мяча (пра­вой, левой рукой) на расстояние, равное ‘/2, У3 или ‘/4 от максимальной дальности метания; чередование метаний (бросков в цель) при исполь­зовании снарядов (мячей) разной массы; прыжки в длину или вверх с полную силу, в ‘/2, ‘/3 силы и т.д. Варианты соединения скоростных и координационных способностей: чередование бега с максимальной ско­ростью на короткие отрезки с бегом со скоростью 30—70% от максималь­ной (с обязательным определением времени пробегания отрезка самим учащимся и коррекцией бега педагогом); чередование пробегания рав­ных отрезков по прямой с преодолением их при изменении направления движения, темпа, скорости бега, длины шага и т.п. Примерами упражне­ний, соединяющих развитие выносливости и координационных способ­ностей, являются: продолжительный бег с препятствиями или измене­ниями направления и скорости по сигналу. Координационные упражне­ния, в которых гармонически соединены требования к гибкости и коор­динационным способностям, упражнения, выполняемые с предметами (палкой, мячом, обручем), на гимнастической стенке, в парах, эле­менты акробатики, аэробики, танца и др.

Источник

Всероссийская олимпиада школьников по предмету «Физическая культура»

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

по предмету «Физическая культура»

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП 2010год

Задания объединены в 2 группы:

Задания в закрытой форме, то есть с предложенными вариантами ответов. Задания представлены в форме незавершенных утверждений, которые при завершении могут оказаться либо истинными, либо ложными. При выполнении этих заданий необходимо выбрать правильное завершение из предложенных вариантов. Среди них содержатся как правильные, так и неправильные завершения, а также частично соответствующие смыслу утверждений. Правильным является то, которое наиболее полно соответствует смыслу утверждения.

Ряд заданий оцениваются, если отмечены все зачетные варианты. Это условие указано в задании. Выбранные варианты отмечаются, зачеркиванием соответствующего квадрата в бланке ответов: «а», «б», «в» или «г».

Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 1 балл.

Задания в открытой форме, то есть без предложенных вариантов ответов. При выполнении этого задания необходимо самостоятельно подобрать определение, которое, завершая высказывание, образует истинное утверждение. Подобранное определение вписывайте в соответствующую графу бланка ответов.

Время выполнения задания – 35 минут.

Исправления и подчистки оцениваются как неправильный ответ.

Задания в закрытой форме

1. Назовите компонент физической культуры, раскрывающий психофизические способности человека на предельных уровнях.

деятельность, направленная на улучшение развития двигательных качеств и физических способностей.

мероприятия, направленные на улучшение физического развития человека.

специализированный процесс физического воспитания, направленный на решение оздоровительной задачи.

деятельность по восстановлению частично утраченных или ослабленных психофизических функций и способностей человека.

3. В понятие «структура» включается…

4. Инициатором возрождения Олимпийских игр современности является …

а. Римский император Феодосий I.

б. Пьер де Фреди, барон де Кубертен.

в. Философ-мыслитель древности Аристотель.

г. Хуан Антонио Самаранч..

5. Статические, динамические, циклические, ациклические и комбинированные физические упражнения относятся к классификации …

по признаку спортивной специализации.

по признаку особенностей мышечной деятельности.

пространственная ориентация поступательного движения.

мера физического воздействия тела человека или его части на объекты внешней среды.

пространственный рисунок тела и его частей.

способность человека преодолевать внешнее сопротивление.

7. Амплитуда движения измеряется в …

8. Способность, как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость, называется.

абсолютным запасом скорости.

коэффициентом проявления скоростных способностей.

искривление позвоночника вперёд.

искривление позвоночника назад.

искривление позвоночника вправо.

искривление позвоночника влево.

10. Состояние организма, дающее человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в условиях конкретного социокультурного бытия данного человека, называется …

б. конституцией (биотипом).

11. Физические упражнения, используемые для исправления различных деформаций опорно-двигательного аппарата, называются …

а. недовосстановления работоспособности.

б. полного восстановления работоспособности.

г. повышенной работоспособности.

а. биологические ритмы.

б. сенситивные периоды.

в. этапы онтогенетического развития.

г. период полового созревания.

14. Отличительными п ризнаками двигательно­ го умения являются:

а. слитность, автоматизированность, экономичность.

б. нестабильность, неустойчивость, излишние мы­шечные затраты.

в. системность в движениях, автоматизированность, вариативность.

г. стабильность, экономичность, вариативность.

15. Наиболее информативным, объективным и широко исполь­ зуемым в практике физического воспитания и спорта показате­ лем реакции организма на физическую нагрузку, является:

а. время выполнения двигательного действия.

б. продолжительность сна.

в. величина частоты сердечных сокращений.

г. коэффициент выносливости.

16. Вид воспитания, специфическим содержанием которого явля­ ются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладе­ ние специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях, называется:

а. физической культурой.

б. физической подготовкой.

в. физическим воспитанием.

г. физическим образованием.

17. П ринципом, предусматривающим оптимальное соответствие задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся, является:

а. принцип сознательности и активности.

в. принцип научности.

г. принцип связи теории с практикой.

18. Под методами физического воспитания понимаются:

а. основные положения, раскрывающие содержание учебного процесса.

б. руководящие положения, определяющие организационные формы урока.

в. конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать.

г. способы применения физических упражнений.

19. Основным критерием эффективности многолетней спортивной подготовки является:

а. максимальный фонд двигательных умений и навыков.

б. наивысший уровень развития физических качеств.

в. здоровье спортсмена.

г. наивысший спортивный результат.

20. Система организационно-методических мероприятий, поз­ воляющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта, называется:

а. спортивным отбором.

б. спортивной ориентацией.

в. педагогическим тестированием.

г. диагностикой предрасположенности.

21. Основу двигательных способностей человека составляют:

а. психодинамические задатки.

б. физические качества.

в. двигательные умения.

г. двигательные навыки.

22. Реакция организма занимающихся на физическую нагрузку в процессе урока (занятия) определяется с помощью:

а. оперативного контроля.

б. текущего контроля.

в. итогового контроля.

г. рубежного контроля.

23. В соответствии с состоянием здоровья, физическим разви­тием, уровнем физической подготовленности все школьники для занятий физической культурой рас­ пределяются на следующие медицинские группы:

а. слабую, среднюю, сильную.

б. основную, подготовительную, специальную.

в. без отклонений в состоянии здоровья, с отклонения­ми в состоянии здоровья.

г. оздоровительную, физкультурную, спортивную.

24. Отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока называется:

а. физической нагрузкой.

б. интенсивностью физической нагрузки.

в. моторной плотностью урока.

г. общей плотностью урока.

25. Годичный цикл спортивной тренировки делится на следую­щие периоды:

а. втягивающий, базовый, восстановительный.

б. подготовительный, соревновательный, переходный.

в. тренировочный, основной, соревновательный.

г. осенний, зимний, весенний, летний.

26. Конечной целью и сущностью спорта является:

а. физическое совершенствование человека, реализуемое в усло­виях

б. совершенствование двигательных умений и навыков зани­мающихся.

в. выявление, сравнение и сопоставление человеческих воз­можностей.

г. развитие физических (двигательных) способностей в соот­ветствии с

индивидуальными возможностями занимающихся.

27. Развитие организма человека называется:

в. субъекта деятельности.

29. Первым представителем России в МОК был …

30. Назовите главные принципы кодекса спортивной чести «Фэйр Плэй».

а. Сохранять чувство собственного достоинства при любых обстоятельствах.

б. Не стремиться к победе любой ценой; на спортивной площадке сохранять честь и

в. Сочетание физического совершенства с высокой нравственностью.

г. Относиться с уважением и быть честным по отношению к соперникам, судьям,

Задания в открытой форме

31. Качественной характеристикой физической нагрузки является … двигательной активности.

32. Задачи формирования личностных качеств спортсмена и управления его оперативным состоянием решаются в разделе, обозначаемом как … подготовка спортсмена.

33. Процесс, направленный на воспитание двигательных качеств, способностей, необходимых в жизни и спортивной деятельности, принято называть … подготовкой.

Источник

Неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития способностей.

Неравномерность развития означает, что степень прироста показателей физи­ческих способностей на одних этапах может быть более значительной, чем на дру­гих. Это справедливо как для небольших периодов времени (к примеру, для несколь­ких недель, месяцев занятий), так и для всего процесса развития (скажем, для не­скольких лет занятий). Как правило, наибольший прирост физических способнос­тей наблюдается в начальный период занятий физическими упражнениями. С повышением уровня развития какой-либо способности темпы ее прироста умень­шаются. Поскольку развитие физических способностей связано с уменьшением темпов их прироста, то на каждом последующем этапе развития для достижения необходимых сдвигов требуется все больше времени.

В динамике показателей развития физических способностей обнаруживается явление гетерохронности. Оно проявляется в несовпадении во времени моментов, соответствующих началу интенсивного прироста отдельных физических способно­стей. Специальные исследования и практический опыт показывают, что в опреде­ленные возрастные периоды жизни человека имеются благоприятные возможнос­ти для воздействия на развитие способностей, так как темпы прироста некоторых из них будут более высокими, чем в иные возрастные этапы. Эти периоды обычно называют сенситивными (чувствительными) или критическими, потому что они иг­рают особую роль в развитии организма.

Установлено, что наибольший эффект физического воспитания в развитии от­дельных способностей достигается в период их бурного естественного развития. Эффективность педагогических воздействий в другие возрастные периоды для дан­ной способности может быть нейтральной или даже отрицательной. Поэтому, при

107 Теория и методика физической культуры

совершенствовании конкретных физических способностей, очень важно не упус­тить наиболее благоприятные возрастные периоды поскольку впоследствии сде­лать это будет намного сложнее.

На рис. 8.1. приведены периоды интенсивного развития отдельных физических способностей у детей. Видно, что каждая из них имеет свой сенситивный период. Временные границы этих периодов у мальчиков и девочек неодинаковы. Обычно на момент начала интенсивного развития большинства способностей девушки обго­няют подростков на 1-2 года.

Необходимо отметить, что в научно-методической литературе у разных авторов можно встретить различные сенситивные периоды развития той или иной способ­ности. Подобные различия могут быть обусловлены несколькими причинами:

1. Применением неодинаковых тестов для измерения какой-либо способности.

2. Использованием различных подходов и формул для определения темпов при­роста показателей физических способностей.

3. Неоднородностью обследуемой выборки испытуемых (разным числом обсле­дуемых людей, различиями в уровне их физического развития, подготовленности, общего режима деятельности и т.д.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *