Что лежит в основе рассказа носова живое пламя

Смысл рассказа «Живое пламя» Носова

Человек, переживший огромное горе, может навсегда замкнуться в себе. Он может не обращать внимание на события, происходящие вокруг, не радоваться новому дню. Такая же участь ждала и героиню рассказа «Живое пламя» Е.И. Носова. Женщина была на грани отчаяния. Ее спас молодой человек, совершивший добрый искренний поступок. В чем же заключается глубокий смысл произведения «Живое пламя» Е.И. Носова? Какую основную мысль должен понять читатель после ознакомления с рассказом?

Смысл названия книги «Живое пламя» Е.И. Носов

Маки. Невероятно яркие цветы, притягивающие внимание. Из бутоны внезапно «вспыхивают» и также внезапно «затухают». Отвести от них взгляд сложно. Именно маки в произведении Евгения Носова ассоциируются с дыханием жизни. Смысл заглавия произведения «Живое пламя» заключается в том, что наша жизнь, несмотря на проблемы, горе, тревоги, наполнена радостью, счастьем, приятными моментами. Кажется, простая клумба с маками. Но она принесла много пользы и положительных эмоций женщине, которая потеряла самого близкого человека.

Смысл произведения «Живое пламя» Е.И. Носов

В рассказе Евгения Носова можно выделить двух главных персонажей. Добрая пожилая женщина — тётя Оля. Героиня пережита страшную трагедию. Она потеряла единственного сына. Второй главный персонаж рассказа — молодой человек. Он захотел скрасить серые рутинные будни хозяйки дома. Не сказав ей ничего, молодой человек высадил на ее клумбе маки. Женщине не нравились эти цветы. По ее мнению, маки быстро увядали. Они напоминали ей жизнь, которая также угасает. Но когда посаженные семена выросли, зацвели, тётя Оля не могла насмотреться на яркое живое пламя. Клумба каждый день поднимала ей настроение, наполняя ее существование невероятными эмоциями.

Смысл произведения «Живое пламя» Евгения Носова заключается в том, что всегда нужно делать добрые поступки. Нельзя существовать в закрытом от окружающих мире. Нужно открывать своё сердце людям. Возможно, именно вы сможете подарить другому яркие эмоции, вселите в их душу веру и надежду. Важно не просто существовать на планете. Жить нужно с огнём в глазах, принося пользу людям. Горите идеями, новыми проектами, грандиозными планами. Отдавайте себя без остатка.

Люди помнят других благодаря добрым делам и полезным поступкам. Ведь это так просто: протянуть руку помощи тому, кому это действительно необходимо. Человек должен любить людей, своё Отечество. Он должен отдавать все на благо своему народу. Жизнь слишком быстротечна, однако память о добрых делах не даёт забыть о человеке.

Искренний глубокий рассказ «Живое пламя» обращен к каждому, кто не может определиться со своим призванием, кто не видит смысла своего существования. Некоторые люди подавлены, разбиты. Такой изначально была и тётя Оля. Но добрый поступок молодого человека словно вернул ее к жизни. В этих алых маках она увидела силу, мощь, которых раньше не замечала. Женщина поняла, что у каждого человека свой путь. Не всегда он сострит из счастливых моментов. Однако как мы относимся к нашим проблемам и невзгодам напрямую зависит от нас. В этом и заключается внутренняя сила человека, его стержень и твердость характера.

Смысл финала произведения «Живое пламя» Е.И. Носов

В концовке рассказа тётя Оля пересмотрела свои взгляды относительно клумбы. Изначально маки приносили ей не только положительные, но и отрицательные эмоции. Они слишком быстро увядали. Но однажды увидев их истинную красоту, женщина стала каждый год высаживать эти цветы. Смысл финала произведения «Живое пламя» заключается в том, чтобы читатель понял, что ценить необходимо каждый момент жизни. Рассказчик олицетворял маки с солнцем, ярким пламенем.

Сын главной героини прожил достойную жизнь. Он погиб молодым. Однако его жизнь нельзя сравнить со скучным бесцельным существованием. Он горел без остатка, отдавая себя людям. Сын главной героини, несмотря на возраст, успел оставить после себя значимый след. Его яркая жизнь была насыщена и интересна.

Рассказчик говорит о том, что количество лет нашего существования не имеет особого значения. Важно, что мы оставляем после себя. Маки цвели в полную силу, без оглядки. Такую жизнь восхваляет рассказчик. И у людей бывает также, когда существование наполнено глубоким смыслом.

Источник

Тест по литературе для 7 класса с ответами. Е.Н.Носов «Живое пламя»

Тест по литературе для 7 класса с ответами. Е.Н.Носов «Живое пламя»

1. В основе сюжета произведения

а) жизненная ситуация

в) сочетание фантастики и реальности

2. Женщину, у которой рассказчик снимал комнату, звалиа

4. Ольга Петровна на клумбе не сеяла маки, потому что они

в) цвели десять дней

5. Рассказчик уехал по делам и вернулся

в) через две недели

6. Домик тети Оли был

7. Под окном рос куст

8. Над письменным столом висел

а) портрет юноши в летной форме

б) портрет юноши в форме красноармейца

в) портрет юноши в шлеме танкиста

9. Сына тети Оли звали

10. Какой напиток любил пить Алексей

11. Главная мысль рассказа

б) взаимоотношения людей

в) вечная память павшим в Великой Отечественной война

12. Маки на клумбе были похожи

б) на зажженые факелы

в) на красные фонари

а) жил на другом конце города

б) жил в другом городе

14.Что имела в виду тетя Оля, когда говорила «Да, сгорел. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает»

б) короткую жизнь цветка

15Как можно объяснить название рассказа?

а) в нем скрыта мысль о живом огне в честь тех, кто погиб во время Великой Отечественной войны

б) в нем идет речь о реальном пламени

в) название связано с красотой цветения маков

​​​​​​​ 1.а 2.б 3.а 4.а 5.б 6.б 7.в 8.а 9. б 10.в 11.в 12.б 13.в 14.в 15. а

Источник

Урок ««Помнить, чтобы жить». Тема Памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя»»

Книга заставляет по-новому посмотреть на всё, даже на свою жизнь. Может быть, и у нас, как у героини, есть что-то, что мы считаем «лишним», такое живое и яркое, нарушающее наш уклад. И вот когда оно входит в жизнь, немотря на наше мнение, мы вдруг понимаем, что это и есть самое главное.

Это сразу наталкивает на мысль в поэтах и художниках, путешественниках… Часто они проживают очень яркую и короткую жизнь. Но за неё они успевают столько создать! Каждый, наверное, задаёт себе вопрос: лучше «прожигать» жизнь или жить долго и скучно? Рисковать или жить тихо-незаметно?

Думаю, тут нужен средний вариант. Специально рисковать не нужно, но и бояться всего, не проявлять себя, тоже плохо. Наверное, у героини сын не сомневался – идти ли ему защищать Родину. Или можно было отказаться? Поработать даже в тылу… Если у него не были таких сомнений, то у матери могло быть. На то она и мама! Тем более, что она осталась совсем одна – без поддержки.

Ещё мысль возникает о любви, например. Часто, я слышал, у людей всё хорошо, но тут наваливается любовь. И всё не так уже важно. Люди могут всё бросить… И ещё мысль о детях. Та же ситуация. Люди живут, всё дома на местах, график соблюдается… И тут рождается ребенок, который требует заботы. Ради него многие отказываются от карьеры, от всего. И ещё ребенок подросший ни во что не ставит наши правила, порядок. Он всё нарушает и разрушает. Но всё это дети, любовь, смелость создаёт самое главное – жизнь настоящую. Яркую. Нельзя отсидеться, прикрыться «приличными» цветами, чувствами… Думаю, что оно того стоит!

Пересказ по плану

Затем жилец уехал, но вернулся спустя некоторое время. Ольга Петровна, приветливо встретив его, угостила квасом. Женщина вспомнила о сыне Алексее, который был летчиком. На стене висел его портрет. В этой комнате юноша когда-то жил.

Тетя Оля позвала жильца на улицу. Клумба изменилась до неузнаваемости. Здесь росло много разных цветов. А в центре красовались маки. На каждом было по одному бутону.

Расцвели маки на следующий день, и, как пылающие факелы, стояли посреди клумбы.

Два дня алые лепестки полыхали на ветру. А затем вдруг осыпались. Без них клумба потеряла обжигающую яркость и побледнела. Глядя на опавший маков лепесток, Ольга Петровна с сожалением заметила, что раньше не обращала внимания на этот дивный цветок. А он, оказывается, проживает свою очень короткую жизнь ярко, на полную силу. Так и у людей бывает.

В этот момент она вспомнила о своем сыне, который героически погиб во время войны.

Прошло время. Жилец как-то заехал в гости к тете Оле. На клумбе пламенели маки. Одни осыпались, другие раскрывались, чтобы не погас живой огонь.

Сочинение отзыв по рассказу Живое пламя

Изумительный русский писать Носов Евгений Иванович. Он творил в двадцатом веке. У писателя сложилась тяжелая судьба, он собственными глазами видел ту страшную войну. Он всем сердцем и душей почувствовал тяжесть военный лет, ужасные события, которые унесли миллионы жизней в то время. Для автора тема войны очень близка, так как он прожил ее. Поэтому большинство его произведений посвящённые именно военной тематике.

«Живое пламя» — это произведение, в котором мы познаем природу. Здесь автор рассказывает и описывает, как быстро распускаются маки и как молниеносно они отцветают. В произведение появляется герой, это тетя Оля, которая с нежностью и заботой смотрит на эти прекрасные цветы. Ей очень жаль эти растения, потому что их никто не ценит, а ведь они так прекрасны. Не зря спустя столько лет маки считаются символом Победы над фашизмом.

Почему же автор дал такое название этому произведению как «Живое пламя»? А все потому что, глядя на маковое поле, можно и вправду подумать, что это пламя. Особенно красиво, когда легкий ветерок покачивает цветки мака. В тот момент действительно кажется пламя живым и наполненным энергии. Автор обращает внимание очень важный момент в рассказе.

Когда он описывал данный цветок, автор не пожалел слов и эпитетов. Он использовал множество словосочетаний и различный художественный приемов, что бы донести читателю всю ту красоту, которую он смог лично наблюдать.

Так же героиня рассказа тетя Оля сравнивает жизнь мака с жизнью своего единственного сына Алексея. Парень был очень юн, но был вынужден идти и защищать свою Родину. К большому сожалению, парень разбился, его самолет подстрелили фашисты. Самолет падал как последний лист мака на землю. Героиня сравнивает своего сына с этим цветком.

Другие сочинения: ← По книге Красное вино победы↑ НосовАнализ рассказа Носова Кукла →

Смысл рассказа Носова «Живое пламя»

Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению тех русских писателей двадцатого века, которые пережили войну, перенесли все тяготы военного времени, поэтому тема подвига, мгновенно прожитой жизни для него особенно актуальна. В рассказе писателя «Живое пламя» повествуется о слишком быстром цветении маков и тех ассоциациях, которые возникли у главной героини произведения, тети Оли, наблюдающей яркую, но непродолжительную жизнь этих цветов.

Е.И. Носов назвал свой рассказ «Живое пламя». Именно через название произведения писатель передал свое отношение к изображаемому и обратил внимание читателя на ключевой эпизод рассказа.

Описывая цветение маков, автор использует различные художественные средства: цветовые эпитеты («зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», «полупрозрачные алые лепестки»), необычные метафоры («то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем», «стоит только прикоснуться – сразу опалят»), емкие сравнения («Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия»). Жизнь цветка скоротечна: «Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли».

Такая короткая, но полная силы жизнь мака ассоциируется у тети Оли с судьбой собственного сына Алексея, который «погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика».

В основе названия рассказа необычная метафора, характеризующая не только цвет мака, красный, как огонь, но и очень быструю, как пламя, жизнь цветка. Писатель как бы предлагает читателю задуматься над нравственной сущностью жизни, прожить ярко, не пугаться трудностей, преодолевать обстоятельства. Автор заставляет стремиться не к безликому существованию, а к жизни, полной глубокого смысла.

Таким образом, в названии заключен основной смысл рассказа Е.И. Носова, его философская глубина.

Рядом с домиком тети Оли клумба. Много здесь цветов: «маттиол – скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили», «желто-фиолетовых анютиных глазок», «много и других знакомых и незнакомых цветов». А посередине клумбы герой-рассказчик без разрешения хозяйки посеял маки. Не хотела тетя Оля их сеять: «овощ», «на грядках вместе с луком и огурцами сеют», «цветом он всего два дня бывает», «пыхнул и сразу сгорел», потом «торчит эта самая колотушка и только вид портит». Автор напомнил хозяйке старинную песню: «А лоб у нее, точно мрамор, бел. // А щеки горят, будто маков цвет». Не зря в старину песню сложили, есть что-то завораживающее в этом «маковом цвете». Чтобы не обижать постояльца, три цветка тетя Оля все-таки оставила. Маки дали бутоны и расцвели: «Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться – сразу опалят!». Действительно, всего два дня «буйно пламенели маки», только без них «на пышной клумбе… стало пусто».

– Вот и все, – сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.

– Да, сгорел… – вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. – А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…

Оказывается, сын тети Оли погиб на фронте, спикировав на крошечном самолете на спину тяжелого фашистского бомбардировщика…

Тетя Оля изменила свое мнение о маках, и теперь на клумбе «полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Маков цвет стал для матери погибшего сына вечным огнем памяти о яркой, но недолгой его жизни, живым огнем.

. Он освещает проблемы, существенно важные для Родины, волнующие народ: о судьбе деревни, о социальной справедливости… о том, как жить и что делать…

Е. И. Носов — родом из курских мест, писатель, с неостывающей любовью относящийся к их красотам и благодати, человек, прошедший войну, переживший ранение и другие беды военных лет, навсегда сохранивший в своей душе открытость и сочувствие к попавшим в беду.

Автобиографический рассказ Е. И. Носова подготовлен автором специально для этого учебника-хрестоматии. В нем писатель рассказывает о родных курских местах, о трудном полуголодном детстве, полном дружбы со сверстниками, с любимыми героями из «Тома Сойера», «Острова сокровищ». А дальше — судьба многих людей этого поколения: война, фронт, госпиталь — и только потом работа в газете, писательская деятельность.

Рассказы Носова пронизаны заботой о людях, о родной природе, полны возмущения бездуховностью, бездумным и жестоким обращением с окружающим миром.

Внимательный взгляд писателя замечает тысячи трав, растений, создающих ощущение радости бытия, — таково начало, казалось бы, спокойного рассказа «Кукла». Но вот покой сменяется совсем иными картинами, горестными наблюдениями и размышлениями героя и автора, призывающих читателя отнестись сострадательно к природе и предметам, созданным руками человека.

Крик о помощи, сердечная боль, возмущение равнодушием людей, губящих все, что их окружает, — таков лейтмотив рассказа, который предстоит прочитать, пережить и обсудить семиклассникам.

Рассказ Носова «Кукла» (или «Акимыч» — так он называется в некоторых изданиях) повествует о проблемах важных для любой области, района, школы. Безразличное отношение людей друг к другу, к вещам, жестокость по отношению к природе, к сожалению, не становятся меньше, а, напротив, растут. Может быть, вспомнят семиклассники замечательный и неизбывно грустный рассказ А. П. Чехова «Тоска», рекомендованный для внеклассного чтения.

Учительское чтение, беседа о прочитанном в классе дадут возможность оценить описание мест, с которых начинается повествование: «Денно н нощно урчат, булькают и всхлипывают воронки…», «Ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег и полоснет по всей воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом…» И вот снова через некоторый промежуток времени рассказчик оказывается в тех же местах. Что сейчас увидел он? «Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос…»

Как изменился Акимыч? Что так взволновало его? Как можно истолковать его слова: «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят»? Обратим внимание на язык Акимыча.

Читая и пересказывая рассказ, школьники еще раз вдумываются в слова автора-рассказчика и Акимыча, отвечают на вопросы учебника-хрестоматии.

В учебнике приведено стихотворение К. Случевского «Кукла». Как оно перекликается с рассказом? Где и как в рассказе Е. Носова кукла сравнивается с человеком? Какие же вопросы поднимаются автором? Действительно ли они важные для наших дней? Встречались ли семиклассники с явлениями бездушного и бессердечного отношения к природе, животным?

Обратим внимание на композицию рассказа, характер Акимыча, а затем и на личность самого автора-писателя. Рассмотрим его портрет. Рассказ учителя о Е. И. Носове, особенностях его творчества, затем чтение автобиографического рассказа «Кукла» — все это даст возможность создать впечатление о позиции писателя, его отношении к жизни, к людям.

Чтение рассказа по ролям, краткий, выборочный, художественный пересказы, размышления о прочитанном, характеристика героя и т. д. — вот лишь немногие возможные пути в работе над текстом рассказа «Кукла».

Обсуждая прочитанное, рассматривая композицию рассказа, школьники отмечают важность его начала.

Знакомы ли нам названия растений, о которых упоминает писатель? Какие чувства вызывает это описание? С какой целью вводит эти описания автор? Какое настроение в связи с рассказанным появляется в начале, в середине и в конце рассказа? Как можно объяснить различные названия этого произведения — «Кукла», «Акимыч»? Какое из них кажется вам наиболее удачным? И т. д.

На последний вопрос возникают самые разные суждения — одним нравится название «Кукла», другим — «Акимыч», но и у тех и у других есть довольно веские аргументы в защиту своего мнения, каждый отстаивает «свое» название, свою точку зрения. Вопрос этот не праздный, практически с его помощью можно стимулировать семиклассников на более тщательное новое рассмотрение текста.

В самом деле, чем интересен и близок автору Акимыч? Что можно считать главным в его характере, манере держаться, жизненной позиции, каковы истоки его отношения к жизни, людям, природе? Разделяют ли ребята эту позицию и чувства, наполняющие Акимыча, радостные и горестные? Отсюда тоже могут проистекать выводы о названии рассказа. Рассказы об Акимыче — о его умении держаться, разговаривать, свободно выражать свое мнение, о его настроении, горечи и даже безнадежности, неверии в то, что может перемениться ситуация к лучшему, — еще один фрагмент работы на уроке.

Учащиеся понимают, какой это герой, почему у него болит душа и сердце за все окружающее и увиденное, чем дорог он писателю, что сближает и роднит их. Характеристика героя в данном случае больше размышление, раздумье о герое и одновременно рассуждение о важнейших вопросах, затронутых писателем в этом рассказе и требующих участия и сопереживания читателя.

Подумаем вместе с учащимися, насколько жизненны вопросы, поставленные автором, насколько точно и образно вскрыты болевые точки, им затронутые, насколько верно отражено различное отношение людей к ним (равнодушие и сострадание, участие и полное безразличие).

Описание происходящего: прекрасная природа, дыхание цветов и пагубность бездушного отношения к природе — все это отчетливо может прозвучать в художественных пересказах текста, в инсценировании, в анализе того или иного фрагмента.

Совершенно иной рассказ дан школьникам для самостоятельного чтения и обсуждения. «Живое пламя» — текст о понимании прекрасного, о трепетном к нему отношении. Как видим мы окружающую нас природу, как соотносим все живое с нашей человеческой жизнью, с нашим прошлым и настоящим?

Поскольку этот рассказ учащиеся читали самостоятельно, то его можно предложить и для отзыва или для подготовки интервью по поводу прочитанного.

Итак, рассказ-сообщение о писателе, чтение и обсуждение двух различных рассказов автора создадут представление об особенностях творчества Е. И. Носова.

В предыдущее издание учебника седьмого класса был включен рассказ Е. И. Носова «В чистом поле за проселком». В методическом пособии к этому учебнику М. А. Снежневская подробнейшим образом рассказала, какие наиболее важные вопросы необходимо затронуть. Школьникам были рекомендованы дополнительные рассказы «Варька», «Подпасок», «Радуга», «Лесной хозяин» и др. Отметим, что Е. И. Носов советовал включить в новый учебник рассказ «Кукла» как произведение острое, проблемное.

Таким образом, на уроках внеклассного чтения, в процессе читательской конференции учащиеся продолжат обсуждение произведений Е. И. Носова, подготовят на них отзывы, может быть, проведут небольшую читательскую конференцию или литературный вечер на тему «По страницам рассказов Е. И. Носова», создадут рисунки к прочитанному, обсудят иллюстрации, которые сопровождают некоторые издания рассказов писателя. Завершить работу над этой темой можно сочинением: «Какой из рассказов Е. И. Носова мне особенно понравился», «Над чем заставил меня задуматься герой рассказа Носова «Кукла», «В чем смысл рассказа «Живое пламя» (на выбор).

Школьники могут дополнительно прочитать о творчестве Носова: Баскевич И. Ради жизни на Земле // Литература в школе. — 1983. — № 1; Чалмаев В. Храм Афродиты: Творческий путь и мастерство Евгения Носова. — М., 1972.

Для внеклассного чтения можно предложить прочитать сцену из киноповести Александра Володина «Старшая сестра», посвященную театру, рассказ Е. Носова «Варька».

В журнале «Литература в школе» № 3 за 1995 год опубликована статья В. С. Россинской «Не дать погаснуть живому огню», посвященная урокам по рассказу Е. И. Носова «Живое пламя». Она даст возможность связать уроки предыдущей темы о Великой Отечественной войне и изучение рассказа Е. Носова «Живое пламя». Предлагаем статью и сокращении:

Представим себе людей, чьи образы создает в рассказе автор. И поймем, что содержание подчинено главной мысли: память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь… дуновением легкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или… ярко вспыхнувшим цветком на клумбе.

В рассказе тетя Оля не жалуется на свою судьбу, уже не плачет. Но глубокая, затаенная печаль переполняет эту женщину. Что дает нам право сделать такой вывод? Иногда скорбь выражается в словах, мимике, жестах, осанке Ольги Петровны. Видимо, пытаясь унять свою душевную боль, она занялась разведением цветов. «Я вышел посмотреть на цветы. Клумба стала неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол — скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов…»

Сумел ли Е. Носов на страницах небольшого произведения показать жестокость войны? Школьники обращаются к тексту: «Когда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в летной форме, что висит над письменным столом, спросила:

— Не мешает. Это мой сын Алексей. И комната была его… Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика.

Какой же он, человек, способный на такой поступок? Судя по тому, с какой любовью и теплотой вспоминает о нем мать, можно сказать, что Алексей был гордостью тети Оли и до войны.

Поразмышляем, в какой семье, в какой обстановке вырос герой. Учащиеся находят описания тех предметов быта, которые, видимо, окружали Алексея («тяжелая медная кружка с квасом», «достала из чулана берестяной короб», «присев на завалинку»). Речь тети Оли проста, бесхитростна, выдает в ней малограмотную женщину: «Ну какой из мака цвет! Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют», «…все лето торчит эта самая колотушка, только вид портит».

Школьники с помощью учителя делают вывод: для того чтобы воспитать в себе чувство патриотизма, чтобы любить Отечество бескорыстно и быть готовым самоотверженно его защищать, не нужна какая-то особая атмосфера в семье. Необходимо внутренне осознавать: Родина может быть только одна у человека. Глубокое понимание этой истины породило среди народа множество пословиц: «Первое в жизни — честно служить отчизне», «Человек без Родины — все равно что земля без семени», «Жить — Родине служить», «Любовь к Родине сильнее смерти», «Кто Родиной торгует, того кара не минует», «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей».

И не один герой пал в бою, чтобы спасти свою мать, свою семью, своих детей, свободу, песню, город, край — все, что мы зовем величавым словом «Родина». Строки рассказа Е. Носова слишком скупы и не описывают подробно подвиг Алексея.

Перелистаем пожелтевшие и наполовину истлевшие от времени страницы газет. «Правда» (1 июля 1941 года) напечатала письмо Николая Камырина брату, озаглавив его «Победа будет за нами»: «Недавно я вернулся из второй жестокой атаки и уловил сегодня минутку, чтобы написать тебе, дорогой. Наша эскадрилья беспощадно уничтожает вражеские самолеты, выполняя приказ командования.

Ваня, будешь писать родным… сообщи, что их сын Николай храбро сражается за Родину, за родную землю, за народ…»

23 августа 1941 года «Правда» опубликовала письмо М. Водопьянова сыну Василию. Каким чувством наполнено оно? «…Дорогой Вася, мы обязаны отомстить за расстрелянных и замученных мирных жителей, за разрушенные госпитали, за бомбежку наших городов, наших деревень и сел.

…Я призываю тебя, мой сын, и тысячи других молодых летчиков, отправляющихся на фронт, смело и беззаветно биться с лютым врагом и громить его, где бы и когда бы он ни появился.

Я, твой отец, благословляю тебя на героические подвиги во имя Родины, во имя счастья нашего народа. Помни, что я всегда рядом с тобой в любом бою, где бы ты ни был…

Твой отец М. Водопьянов

Эти выдержки из писем помогут учащимся представить то возвышенное, священное состояние души, которое вызвало рождение подвига Алексея, привело страну к Победе.

Каково отношение к герою у школьников? А об авторском отношении к нему есть у нас основания судить? Выслушаем мнения подростков, предложим им прослушать высказывания В. Белинского и А. Толстого об истинном и ложном героизме: «Не счастье, не случай и не талант полководца принесут успех, победит та сторона, у которой… тверже нравственный дух народа. Нравственные категории приобретут решающую роль в этой войне», — утверждал А. Толстой в статье «Я призываю к ненависти». В свое время Белинский, говоря о героизме русских солдат в Бородинском сражении, писал, что храбрость бессознательная или бессмысленная стойкость не доставляют еще истинной отваги, не могут производить «живых, вдохновительных подвигов». «Только то живо и вдохновительно, что имеет в себе мысль. Мужество воина становится истинным, когда оно вытекает из «национального чувства», но не слепого и бессмысленно грубого, а воспитанного историческими воспоминаниями».

Продолжая развивать мысль о взаимосвязи героического прошлого и настоящего, предлагаем школьникам задание: найдите в тексте и зачитайте слова Ольги Петровны о судьбе мака и о судьбе ее сына Алексея. (« — Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…

Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом».) Просим найти отрывки о цветущих маках и подготовить выразительное чтение понравившегося фрагмента. «Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что стоит только прикоснуться — сразу опалят!»

Обращаемся к детям с вопросом: понятен ли вам смысл образа «буйно пламенеющего» мака, то вспыхивающего «трепетно-ярким огнем», то наливающегося «густым багрянцем»? Школьники отмечают, что, несомненно, этот образ у писателя иносказателен.

«Это символ возвышенного, восторженного, героического у Е. Носова, — обобщает учитель. — Не случайно автор сравнивает маки с «зажженными факелами с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», а осыпающиеся лепестки их — с «искрами». Рассматривая «еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток», мать вспоминает сына, вспыхнувшего могуществом человеческого духа и сгоревшего «без оглядки».

Любуясь «большим костром маков», автор наблюдает, как «снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Героическое продолжает жить среди нас, в нашем сознании. Память питает корни «нравственного духа народа», «живых, вдохновительных подвигов». Память! Она всегда с нами!

Затем просим учащихся прочитать эпиграфы (данные в начале статьи). Какой из них, по вашему мнению, более глубоко раскрывает содержание урока? Что жизненно важное помогли осознать вам сегодня рассказ Е. Носова и строки произведений М. Карима и В. Федорова?

Задание на дом: выучить наизусть отрывок о цветущих маках (по выбору учащихся); подготовить устный рассказ о герое (участнике) Великой Отечественной войны по материалам семейного альбома.

1 Баскевич И. С верой в свой народ // Литературная Россия. — 1988. — 9 сентября. — С. 10.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Сочинение на тему живое пламя

«Живое пламя» повествуется о слишком быстром цветении маков и тех ассоциациях, которые возникли у главной героини произведения, тети Оли, наблюдающей яркую, но непродолжительную жизнь этих цветов. Е. И. Носов назвал свой рассказ «Живое пламя». Именно через название произведения писатель передал свое отношение к изображаемому и обратил внимание читателя на ключевой эпизод рассказа.

Такая короткая, но полная силы жизнь мака ассоциируется у тети Оли с судьбой собственного сына Алексея, который «погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика».

В основе названия рассказа необычная метафора, характеризующая не только цвет мака, красный, как огонь, но и очень быструю, как пламя, жизнь цветка. Писатель как бы предлагает читателю задуматься над нравственной сущностью жизни, прожить ярко, не пугаться трудностей, преодолевать обстоятельства. Автор заставляет стремиться не к безликому существованию, а к жизни, полной глубокого смысла.

Таким образом, в названии заключен основной смысл рассказа Е. И. Носова, его философская глубина.

Вопрос:

Сочинение на тему живое пламя

Ответы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *