Что лига наций делает если война будет затрагивать интересы лиги
«Клуб по интересам»: почему Лига Наций не смогла предотвратить Вторую мировую войну
Предпосылки к началу Первой мировой войны формировались на протяжении нескольких десятилетий. В XVIII—XIX веках Англия и Франция, располагавшие мощными флотами, захватили колоссальные по площади колонии в Африке, Азии и Латинской Америке. За счёт благ, которые западные державы получили, подчинив себе заморские территории, было обеспечено быстрое научно-техническое развитие и рост экономики метрополий.
Однако во второй половине XIX столетия в Европе был запущен процесс создания централизованной Германии. Немцы смогли выстроить эффективную промышленность и сформировать сильную армию. Однако из-за отсутствия обширных колоний им не хватало дешёвых ресурсов, что ставило их в заведомо невыгодное положение по сравнению с французами и англичанами.
Другой клубок противоречий возник на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Европе. Османская империя, некогда считавшаяся одной из наиболее влиятельных держав мира, стремительно слабела. Стамбул оказался не в состоянии обеспечить эффективный контроль над доставшимися ему в наследство от воинственных предков территориями.
Европейские державы были готовы делить и Северную Африку, и Левант, и Балканы. Юго-восточную Европу как свои потенциальные владения рассматривала союзная Германии Австро-Венгрия. Это не могла принять Россия, считавшая, что славянские народы сами должны определять своё будущее. Вена же с интересом присматривалась к юго-западным губерниям России, пытаясь вести на их территории подрывную деятельность.
Первая мировая война
Первая мировая война, по самым скромным оценкам, унесла жизни более 20 млн человек. Она привела к свержению нескольких династий и масштабному изменению государственных границ. Экономика ряда стран в результате войны была практически полностью разрушена.
«Человечество никогда ещё не было в таком положении. Не достигнув значительно более высокого уровня добродетели и не пользуясь значительно более мудрым руководством, люди впервые получили в руки такие орудия, при помощи которых они без промаха могут уничтожить всё человечество», — сказал о Первой мировой войне Уинстон Черчилль, занимавший в то время пост министра военного снабжения Великобритании.
Парижская мирная конференция
Формально Первая мировая война завершилась 11 ноября 1918 года заключением Компьенского перемирия. Согласно его условиям, Германия обязалась остановить боевые действия, вывести войска с левого берега Рейна, передать Антанте своё тяжёлое вооружение, а также выполнить ряд дипломатических требований. Однако это были лишь предварительные условия.
Для того чтобы определить окончательную конфигурацию будущего мира и степень наказания для Германии и её союзников, 18 января 1919 года собралась Парижская мирная конференция. Первоначальный проект мирного договора, который впоследствии и лёг в основу Версальско-Вашингтонской системы, был разработан американским президентом Вудро Вильсоном. Проект, известный как Четырнадцать пунктов, предусматривал, в частности, свободное судоходство во всём мире, снятие международных экономических барьеров, сокращение национальных вооружённых сил, независимость Польши, а также наций, находившихся ранее под властью Австро-Венгрии и Турции. Кроме того, Вудро Вильсон потребовал основать «общее объединение наций в целях создания взаимной гарантии политической независимости и территориальной целости» государств.
«Проект был разработан на основе либерально-протестантских ценностей, близких лично Вудро Вильсону. Правда, подготовленные на его основе международные документы власти США в конечном итоге ратифицировать не захотели», — рассказал в интервью RT историк Константин Залесский.
В рамках разработанной Вудро Вильсоном концепции, а также с учётом пожеланий и интересов Англии и Франции, были заключены мирные договоры со всеми центральными державами. Побеждённые вынуждены были передать победителям и новым независимым государствам значительные территории. Кроме того, на них были наложены ограничения военного и экономического характера.
Развивая идеи Вудро Вильсона, премьер-министр Южно-Африканского Союза Ян Христиан Смэтс заявил, что Первая мировая война должна стать последней в истории человечества, и предложил ради установления мира на Земле создать всеобъемлющую международную организацию.
Лига Наций
25 января 1919 года представители победителей в Первой мировой войне одобрили проект создания нового межправительственного объединения — Лиги Наций.
Пакт Лиги Наций был включён в состав Версальского договора, подписанного Антантой с Германией. Официально он вступил в силу 10 января 1920 года.
«Главными задачами деятельности новой межправительственной организации было обеспечение мировой коллективной безопасности и организация дипломатического урегулирования международных споров», — отметил в беседе с RT методист Музея Победы, кандидат исторических наук Дмитрий Суржик.
В 1919 году устав Лиги Наций успели подписать 44 государства, большую часть из которых составили представители победившей в Первой мировой войне стороны. Всего же за время существования организации её членами успели побывать 63 страны.
Двумя основными руководящими органами лиги стали ассамблея и совет. Ассамблея представляла собой ежегодное собрание всех членов организации. Совет действовал практически на постоянной основе. За 26 лет он успел провести 107 заседаний. В состав совета сразу вошли четыре постоянных члена: Великобритания, Франция, Италия и Япония. В дополнение к ним на ассамблеях избирались непостоянные участники совета.
Кроме того, при Лиге Наций действовал ряд международных органов, отвечающих за вопросы разоружения, здравоохранения, интеллектуального сотрудничества, защиту прав беженцев и борьбу с рабством. Работа последних, кстати, оказалась наиболее эффективна. Во многом благодаря их усилиям удалось решить серьёзные проблемы в различных регионах мира, например, ликвидировать рабство в ряде африканских стран и вернуть домой миллионы военнопленных и сотни тысяч беженцев после Первой мировой войны.
Германия и Советская Россия изначально в состав Лиги Наций допущены не были. Официальный Берлин присоединился к организации только в 1926 году, а Москва — в 1934-м.
«Несмотря на формально поставленные задачи, связанные с обеспечением международной безопасности, у лиги отсутствовали какие-либо действенные механизмы борьбы против начала новых войн», — отметил Суржик в беседе с RT.
По словам эксперта, попытки лиги как-либо повлиять на ситуацию с вторжением Японии в Китай, разворачиванием Чакской войны, нападением Италии на Абиссинию и гражданским противостоянием в Испании, ни к чему не привели.
«Фактически Лига Наций изначально была не межправительственной структурой, а клубом по интересам. В Европе в межвоенный период существовали два блока: один сформировался вокруг Англии и Франции, второй — вокруг Германии. В стороне от них стоял Советский Союз. Лига Наций в реальности выражала интересы только Лондона и Парижа», — подчеркнул Константин Залесский.
Реальных рычагов влияния на международную ситуацию у организации, по словам историка, не было.
«Санкции Лиги Наций не работали. Это была просто говорильня. Она даже не являлась площадкой для живого диалога. Там постоянно звучало мнение только одной стороны», — отметил эксперт.
В 1938 году с согласия постоянных членов совета Лиги Наций — Англии, Франции и Италии — Германия, Польша и Венгрия совершили агрессию против суверенной Чехословакии и аннексировали её территорию. Путь к началу новой мировой войны был открыт. Неспособность лиги исполнить то, ради чего она была изначально создана, привела к колоссальным человеческим жертвам — боевые и небоевые потери во Второй мировой войне, по разным оценкам, составили от 50 до 80 млн человек. Поэтому в ходе переговоров членов Антигитлеровской коалиции было решено создать новую, более эффективную международную организацию, известную сегодня как ООН. 18 апреля 1946 года Лига Наций официально прекратила своё существование.
«Единственный возможный способ сделать международную организацию эффективной — это превратить её в площадку для компромисса. Создатели же Лиги Наций к этому не стремились. Поэтому она стала заведомо нежизнеспособным проектом», — подытожил Константин Залесский.
Что такое Лига Наций и чем занималась эта организация?
10 января 1920 года состоялось первое заседание Лиги Наций — международной организации, созданной после окончания Первой мировой войны для избежания вооружённых конфликтов на планете.
АиФ.ru собрал пять интересных фактов об организации.
— У Лиги Наций не было официальной символики
Лига Наций никогда не имела ни флага, ни эмблемы. Предложения по принятию официальной символики выдвигали с момента основания организации, однако государства-члены так и не смогли достигнуть соглашения.
Официальными языками организации были французский, английский и испанский. Лигой также рассматривался вопрос учреждения в качестве рабочего языка эсперанто — самого распространённого в мире искусственного языка, созданного варшавским окулистом Лазарем Заменгофом в 1887 году.
— США никогда не входили в Лигу Наций
В годы Первой мировой войны американский президент Вудро Вильсон высказал идею необходимости «формирования на определённых условиях общей ассоциации наций с целью предоставления крупным и малым государствам взаимных гарантий политической независимости и территориальной целостности». США должны были стать пятым постоянным членом Совета Лиги Наций*, но Конгресс проголосовал против ратификации Версальского договора**, который, по мнению американских законодателей, «не в полной мере представлял интересы страны». Таким образом Вашингтон закрыл для себя двери в Лигу Наций.
— СССР исключили из Лиги Наций
30 ноября 1939 года Советский Союз вступил в войну с Финляндией. 14 декабря за исключение СССР из Лиги Наций проголосовало 7 из 15 членов Совета (Великобритания, Франция, Бельгия, Доминиканская республика, Боливия, Египет, Южно-Африканский Союз), то есть меньшинство. Остальные же 8 членов Совета либо воздержались (Греция, Югославия, Китай и сама Финляндия), либо отсутствовали (Перу, Иран, Норвегия). Тем не менее, Лига Наций нарушила свой устав и постановила исключить Советский Союз из организации.
СССР отреагировал на своё исключение заявлением ТАСС от 16 декабря 1939 года: «По мнению советских кругов, это нелепое решение Лиги Наций вызывает ироническую улыбку, и оно способно лишь оскандалить его незадачливых авторов», — говорилось в статье.
Образец паспорта Нансена. Фото: Commons.wikimedia.org
— Успехи Лиги Наций
— Лига Наций не справилась со своей задачей
Несовершенство Версальско-Вашингтонской системы***, которая легла в основу Лиги Наций, не способствовало установлению мировой стабильности. Страны-победительницы Первой мировой войны (Великобритания, Франция, США и Япония) пытались извлечь максимум выгоды для себя, игнорируя интересы побеждённых и недавно образованных стран.
Всё это привело к падению престижа и влияния организации. Из Лиги в разные годы вышли или были исключены: Бразилия, Венгрия, Гаити, Гватемала, Германия, Гондурас, Коста-Рика, Италия, Никарагуа, Парагвай, Румыния, Сальвадор, СССР, Япония.
Методы воздействия Лиги Наций на стран-агрессоров оказались недостаточными для того, чтобы предотвратить Вторую мировую. На протяжении войны организация продолжала существовать только на бумаге. В апреле 1946 года Лига Наций была распущена, её функции и полномочия перешли к Организации Объединённых Наций (ООН).
Сборная России узнала соперников по Лиге наций. Но без квалификации на ЧМ-2022 это будет бессмысленный турнир
Статья опубликована в газете под заголовком: «Сборная России узнала соперников по Лиге наций»
УЕФА старается всячески продвигать Лигу наций — и это логично, раз уж запустили продукт, нужно им заниматься. Да и октябрьский «Финал четырех» в Милане получился классным, особенно матчи Франция — Бельгия и Франция — Испания. Глядя на тот футбол, в голову приходила мысль, что не такая уж это бессмысленная затея.
И вот — жеребьевка нового турнира. Сборная России, как и в двух предыдущих розыгрышах, будет выступать в дивизионе В. Соперники по группе — Исландия, Израиль и Албания. Наверное, могло быть поинтереснее: на мой взгляд, было бы неплохо оказаться на месте Норвегии в компании Швеции, Сербии и Словении.
А еще лучше — на месте обошедшей нас в прошлой Лиге наций Венгрии в дивизионе А: с Италией, Германией и Англией. Это были бы шесть восхитительных матчей с огромным ажиотажем вокруг них. И совершенно неважно, что по их итогам мы бы, скорее всего, отправились обратно в дивизион В, зато игроки получили бы важный опыт, а болельщики — классное зрелище.
Но сослагательное наклонение нужно отбросить в сторону. Вместо этого у нас есть мем про «золотой актив». Как говорится, чем богаты, тем и рады.
Матчи Лиги наций пройдут в июне (четыре тура) и сентябре (два тура) 2022 года. И очевидно, что наше восприятие будет целиком и полностью зависеть от результатов мартовских стыков за право попасть на ЧМ-2022 — поедем мы в Катар или нет.
При благоприятном сценарии это будет отличный тренировочный полигон перед мундиалем, особенно в июне. Можно будет вызвать хоть 40 игроков, проверять и просматривать кандидатов, наигрывать схемы и связи, проводить теорию, вести психологическую работу. В общем, мечта для любого тренера национальной сборной: три недели времени, четыре матча с неплохими соперниками, да еще и погода гарантированно хорошая. В сентябре можно будет что-то подкорректировать, окончательно отшлифовать все на последнем сборе и в ноябре отправляться в Катар.
А вот если сборная России не пробьется на ЧМ-2022. Можно, конечно, повторить все сказанное выше — только не в контексте подготовки к мундиалю, а в смысле строительства новой команды с, не исключено, новым тренером, который получит возможность посмотреть, пощупать, проверить, донести ну и так далее. В конце концов, через ЛН есть путь на чемпионат Европы.
Лига Наций: история создания и результаты работы
18 апреля 2011 года исполняется 65 лет с того дня, как было принято решение о ликвидации Лиги Наций.
Устав Лиги Наций, выработанный специальной комиссией, созданной на Парижской мирной конференции (1919-1920), и включенный в Версальский мирный договор (1919) и другие мирные договоры, завершившие первую мировую войну (1914-1918), был первоначально подписан с 44 государствами, в том числе 31 государством, принимавшим участие в войне на стороне Антанты или присоединившимся к ней и 13 государствами, придерживавшимися нейтралитета в ходе войны. США не ратифицировали устав Лиги Наций и не вошли в число ее членов.
Общее число членов Лиги Наций изменялось в пределах 45-60 государств.
СССР вступил в Лигу Наций в 1934 г. В декабре 1939 г., после начала советско-финляндской войны (1939-1940), Совет Лиги исключил СССР из Лиги Наций.
Структура, функции и полномочия Лиги были определены в ее Уставе.
Кроме основных органов Лига Наций имела также вспомогательные в виде постоянных и временных комиссий. Имелись также автономные органы (например, Международная организация труда, Постоянная палата международного правосудия и др.).
Официальными языками Лиги Наций были французский и английский.
Важнейшими статьями устава Лиги Наций были ст.ст. 8, 10-17 и 22. Статья 8 декларировала необходимость ограничения национальных вооружений «до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением». Такое определение открывало неограниченные возможности для гонки вооружений.
В ст. 10 провозглашался принцип взаимной гарантии территориальной целостности стран ‑ членов Лиги Наций. Именно эта статья и вызвала основные возражения в американском сенате, отказавшемся ратифицировать устав Лиги.
Всякая война или угроза войны должна была, согласно уставу, вызвать со стороны Лиги Наций меры, «способные действительным образом оградить мир наций» (ст. 11).
Ст.ст. 12-15 определяли порядок разрешения споров с помощью третейского разбирательства или путём рассмотрения в Совете Лиги Наций. Процедура эта была очень сложной, в случае, если в Совете не будет достигнуто единогласие по вопросу о споре, члены Лиги Наций оставляли за собой «право поступать, как они считают подходящим. «
В ст. 14 Совету поручалось подготовить проект Постоянной палаты международного правосудия, обязанной разрешать все переданные ей споры международного характера.
Статья 16 касалась санкций, налагаемых на государство, совершившее акт агрессии. Все члены Лиги Наций обязаны были порвать с этим государством торговые и финансовые отношения. Совет Лиги Наций обязан был также определить контингенты сухопутных, морских и воздушных сил, выставляемых каждым членом Лиги «для поддержания уважения к обязательствам Лиги».
Статья 22 устанавливала порядок управления бывшими германскими и турецкими территориями на Арабском Востоке, в Африке и на Тихом океане.
Лигой Наций были достигнуты определенные успехи в социальной и гуманитарной области, в сфере международной экономической политики и финансового регулирования, международных сообщений и системы транзита, в улучшении системы здравоохранения во многих странах мира, научного сотрудничества, кодификации международного права, подготовки конференций по разоружению и других социальных и гуманитарных областях.
В 1938-1939 гг. Лига не реагировала на то, что Германия захватила Австрию, Чехословакию и Клайпедский край и напала на Польшу, развязав 2-ю мировую войну, а также на то, что Италия аннексировала Албанию.
Остались нереализованными и положения Статута о защите каждым членом Лиги Наций территориальной целостности и политической независимости других ее членов и о создании для этого совместных ВС из национальных воинских контингентов членов Лиги Наций.
8 апреля 1946 г. была созвана последняя Ассамблея Лиги Наций в Женеве. Делегаты приняли резолюцию о передаче власти и функций Лиги в Организацию объединенных наций, разделили между вносившими взносы странами резервный фонд Лиги, передали ООН Дворец Наций с библиотекой и архивом.
(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Председатель главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва, 8 т., 2004 г.)
18 апреля 1946 г. Ассамблея проголосовала за прекращение существования Лиги Наций.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Лига Наций и первые шаги к войне. Часть 1
«Это не мир, а перемирие лет на двадцать!» — слова маршала Французской Республики Фердинанда Фоша, сказанные им 102 года тому назад в день подписания мирного договора в Версале, 28 июня 1919 года.
Тогда же победителями единогласно было принято решение создать Лигу Наций — организацию, основной задачей которой стало обеспечить миру коллективную безопасность и избежать ещё одной Великой войны, как в то время было принято называть Первую Мировую. Почему деятельность этой организации не смогла предотвратить Вторую Мировую и какие процессы и события предшествовали этому — читайте в нашем материале.
Конец Первой мировой войны и создание Лиги Наций
Когда лидеры великих европейских наций, начиная с конца XIX века, готовили мир к сокрушительной войне, истинной целью каждого из них являлся новый передел политической карты, а вместе с ним и всего сложившегося международного порядка, в основе которого находилась система взаимосдерживающих военно-политических альянсов. Всякая Империя стремится к постоянному расширению своих владений, ибо в этом и есть её суть, без которого все существование имперских государств сводится к упадку и последующему саморазрушению. Если до второй половины обозначенного века великие колониальные державы стремились избегать всякое столкновение друг с другом, поскольку на мировой карте было ещё много «белых пятен», но к концу столетия каждый большой и малый клочок земли, будь то богатый нефтью Ближний Восток или практически не представляющая особого интереса пустыня в сердце африканского континента, были уже заняты, предопределив неизбежность Великой Войны, как позже стали именовать её современники.
Результатом разрушительной Первой Мировой, стал полный слом старого порядка, который выстраивался между европейскими государствами на протяжении всей новой истории. Некогда наводящая ужас на весь христианский мир Оттоманская Порта, не так давно стоявшая на окраинах Вены, окончательно растеряла все свои обширные владения, а вместе с ней судьбу разделила и Габсбургская Империя, некогда державшая весь этот христианский мир в своих железных руках. Этот конфликт стал первым и последним для молодой Германской Империи, так и не пережившей свой золотой век, потянув за собой и Россию — оплот европейской цивилизации на Востоке не только Европы, но и всей Евразии. Едва ли кто-то из правителей этих и иных союзных государств, война для которых была вещью приоритетной, могли помыслить именно о таком горьком исходе.
Распад сразу четырёх европейских Империй с образованием на отколовшихся от центра землях новых государств, а подчас и народностей, на зыбком фундаменте которых тотчас же начал произрастать коммунизм, представляло собой лишь часть всей трагедии. Более трети всего национального богатства Европы было уничтожено постоянной нуждой на линии фронта, безжалостно высасывающей все жизненные силы из европейцев, существовавших все эти годы ради её сохранения, превозмогая потери и лишения до самой голодной смерти. Но разве важно, умрёт человек от истощения возле заводского станка или случайно попавшей в грудь пулей, выпущенной на этом же станке? Несомненно, человеческая жизнь — есть главная ценность, и в братоубийственной войне между европейскими народами было понапрасну и безвозвратно загублено свыше 21 миллиона человеческих судеб, не считая жертв гражданской войны в России, которая стала прямым и логическим продолжением Первой Мировой.
Масштабы этой катастрофы были предрешены технологическим рывком, который сделала европейская цивилизация, изменившим привычное доселе ведение войны. Первое широкое применение авиации и танков, против которой ничего не могла противопоставить многочисленная пехота, и без того уязвимая перед облаками хлора, натыкало человечество на мысль о целесообразности войн как таковых в условиях нового века. Тем более, что даже победители из числа Антанты и их союзников по итогу остались в большом убытке, что делало победу по сути своей Пирровой. Исключение составили разве что США, вмешавшиеся в конфликт лишь в 1917 году, а также Япония, которые не столько потеряли, сколько приумножили свои богатства за счёт этой войны.
Первым из победителей о необходимости изменений в послевоенной международной политике, необходимых для избежания столь разрушительных конфликтов в будущем, высказался американский президент Вудро Вильсон, закрепив свои слова на бумаге в известных «четырнадцати пунктах», в основе которых лежала идея добровольной демократизации всех мировых держав. Свободная торговля, неприкосновенность границ, право на самоопределение, коллективная безопасность, всеобщее разоружение и открытая дипломатия — это те вещи, которые американский лидер видел краеугольным камнем мирного сосуществования всего развитого мира. Для внедрения и поддержания этих принципов предлагалось создать межправительственную организацию, трибуна которой служила бы для всех государств и народов местом для прямого диалога, цивилизованного разрешения различных спорных вопросов, неизбежно возникающих между людьми.
Инициативы объединять, помогать людям находить общий язык в самых важных для всех и каждого вопросах, не взирая на язык, религию и границы, поднимались и ранее. Взять, например, негосударственный Красный Крест, основанный ещё в 1863 году, деятельность которого была поистине незаменима в период Великой Войны, или Гаагские и Женевские конференции, проходившие на рубеже девятнадцатого века с участием ведущих мировых держав, в сущности, ставили перед собой те же задачи, позже обозначенные Вильсоном. Так что сама идея о построении механизма, который бы обеспечил стабильность существующей системы, позволив избежать напрасных кровопролитий, дано нашла отклик среди мирового сообщества, но именно Первая Мировая послужила поводом для их решительной реализации.
Проектировать на руинах Европы новый международный порядок победители взялись на Парижской мирной конференции, проходившей с 18 января 1919 по 21 января следующего года. Проигравшая Германия и её союзники, точнее то, что от них осталось и на их месте возникло, были поставлены перед фактом воли победителей. Не приняли своё участие в конференции и большевики, поскольку весь цивилизованный мир осуждал ленинский сепаратный мир с немцами, не признавал их власть и методы её использования, считая большевиков лишь временным преступным элементом, сохранив такое отношение к стране Советов вперёд на многие годы.
Великобритания и Франция, будучи ещё вчера верными союзниками, по разному смотрели на будущее Старого Света. В кругу парижских элит бытовало мнение о необходимости дробления Германского государства на небольшие княжества, чтобы окончательно устранить для себя угрозу на восточных рубежах, сохранив за собой статус континентальной сверхдержавы. Но англичане с опасением рассматривали французов в качестве своих главных конкурентов в регионе, а сохранение единой Германии впоследствии позволило бы им сдерживать Францию в случае необходимости. Несмотря на эти геополитические противоречия, интересы двух стран пересекались в необходимости унижения немцев, объявленных главными подстрекателями и виновниками произошедшего, вынуждая платить за весь ущерб, понесённый победителями за все время войны. Ну и стремление удержать имеющиеся колонии, расширяясь и дальше за счёт территорий проигравшей стороны.
Наивные идеи Вильсона жить в мире и согласии, следуя идеалам справедливости, не вписывались в намерения европейских союзников извлечь из победы максимум выгоды, хоть как-то компенсировав огромные людские потери. При этом высокомерно отвергнуть предложение американцев, создав предпосылки для очередной войны, было бы по меньшей мере глупо — встала необходимость перестраивать экономику на мирное время, восстанавливать собственные города, а не готовиться к худшему, рискуя окончательно добить выжившее трудоспособное мужское население, а вместе с тем и целую нацию.
Взяв за основу размытые в формулировках «четырнадцать пунктов», победители принялись за создание новой системы всей международной политики, основанной на принятии коллективных решений, положив начало существованию Лиги Наций.
После долгих обсуждений устав организации был утверждён в Версале и вступил в силу 10 января 1920 года, тогда же были определены её полномочия и структура. Штаб-квартиру было принято разместить в традиционно политически нейтральной Швейцарии, в приграничном городе Женева, и без того давно притягивающей к себе внимание иностранцев. Ядром Лиги, ответственным за принятие наиважнейших решений с участием всех стран-участниц, среди которых были представлены практически все государства мира, стала Ассамблея, помимо которой ключевую роль разделял специальный Совет, за работу которого отвечали делегаты из четырёх великих держав-победителей (Франция, Великобритания, Италия и Япония), а так же четырёх временных членов, участники которого должны были избираться на три года.
«Члены Лиги обязуются уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целость и существующую политическую независимость всех Членов Лиги. В случае нападения, угрозы или опасности нападения Совет указывает меры к обеспечению выполнения этого обязательства» — десятая и ключевая статья устава Лиги Наций.
Многочисленные комиссии, входившие в Лигу, активно занимались защитой прав трудящихся, добиваясь уменьшения рабочего дня и искореняя детский труд, широко распространённый на тот момент даже в самых развитых странах; отстаиванием женских прав, борьбой с рабовладельчеством и многими другими важными и не очень проблемами, прорыв в которых недооценивать попросту невозможно, так как плодами этой деятельности люди по всему миру пользуются и в настоящее время. Однако демократизация, социальная помощь и внедрение принципов гуманизма не имеет никакого смысла, если все достигнутое будет перечёркнуто новым разрушительным конфликтом, соразмерным Первой Мировой.
Одним из важнейших пунктов устава организации, для чего была даже создана специальная комиссия, являлось добровольное разоружение всех стран до минимума, необходимого в целях самообороны, при этом Германию и её былых союзников победители разоружили в принудительным. На первый взгляд разумное решение, поскольку вчерашний победитель, пренебрегая достигнутыми договорённостями, может оказаться потенциальным агрессором. Однако в случае, если все стороны будут в относительно равных по силе условиях, позволительных не столько для атаки, сколько разве что для коллективной самообороны, то решение вопросов военным путём потеряет всякий смысл. Но царивший в западном обществе пацифизм, вызванный горечью утрат на полях Вердена быстро сошёл на нет. Соединённые Штаты, являясь самой большой экономикой мира по окончании войны, а вместе с тем и новым полюсом мировой политики, отказываются от членства в Лиге Наций. Вудро Вильсон, будучи членом демократической партии, активно выступал за участие Штатов в своём же идейном детище, но из-за сильного стресса на посту президента заболел и перенёс инсульт. Республиканцы воспользовались его слабостью, отказавшись подписывать соглашение о вступлении в Лигу, не собираясь стеснять своё государство мнением других. Не вошло в Лигу и Советское государство, поскольку чужеродная большевистская идеология отталкивала от себя весь развитый мир, да сами вожди Октября не ждали приглашения, по-прежнему всецело полагаясь на слепую веру в мировую революцию, будто бы игнорируя свершившейся провал коммунистических проектов в Финляндии, Германии и других странах, тем самым вступив на путь самоизоляции РСФСР.
Несмотря на то, что в ходе Вашингтонской конференции, проходившей в конце 1921 года, между великими державами-победителями было установлено допустимое соотношение морских сил, вопрос о не наращивании военной мощи по-прежнему оставался открытым. Проблема заключалась в отсутствии на страницах устава выверенного минимума в вооружении, которому необходимо было бы соответствовать, а множественные территориальные претензии, тотчас же возникшие между новообразованными государствами на руинах былых Империй, заставляя правительства этих государств переосмыслить необходимость разоружения, предложенную американцами. Питали сомнение и многие победители, опасаясь отторжения всех своих колоний в момент собственной слабости, или же не желая отказываться от потенциальных завоеваний в обозримом будущем.
Японская интервенция в Маньжчурию
«Война, которая положит конец всем войнам» — слова английского писателя и публициста Герберта Д. Уэллса, 1914 год. Позднее это выражение так же использовал американский президент Вудро Вильсон, выступая перед конгрессом США.
Краеугольным камнем нового порядка, заложенного в устав Лиги Наций, стал принцип неприкосновенности государственных границ стран-участниц. Всякие территориальные конфликты, ранее традиционно решающиеся кровавым побоищем, отныне необходимо было решать в судебном порядке или непрекословным решением великих держав, представленных в Совете Лиги. Так как на момент окончания Первой Мировой и последующие несколько лет победители из числа постоянных членов Совета по-прежнему были тесно связаны недавними узами антигерманской коалиции, являясь по существу единственной реальной военной силой, за исключением нейтральных США и РСФСР, всякое решение Лиги для остальных маленьких государств было незыблемым. Такая модель могла существовать до тех пор, пока эти победители оставались верны друг другу, сохраняя имеющееся соотношение сил. Однако многочисленные геополитические противоречия, отходившие до этого на второй план в тени общей угрозы, начали ожидаемо разрывать цепи антигерманской коалиции.
Для усмирения потенциального агрессора, решившего в обход Лиги Наций прибегнуть к насилию, архитекторы организации предложили механизм сдерживания в виде экономических и политических санкций, вплоть до ответного военного вмешательства, ведь именно в этом и заключается смысл коллективной безопасности. Всякое государство, правительство которого осмелится нарушить принципы организации, по замыслу должно было стать изгоем, выбывая из системы международных отношений, а экономическая изоляция неминуемо побуждала бы беднеющее население такой страны к антиправительственным протестам. Руководство всякого государства, стремясь сохранить власть, было бы вынуждено или отказаться от захватнического пути, надеясь на ослабление экономических санкций, либо иметь серьёзные риски быть свергнутым изнутри, потеряв не только надежды на великие завоевания, но и собственные головы. Если правящие силы своей внешней политикой отнимают последний хлеб у собственных граждан, а население не готово учинять революцию, то на ближайших выборах нищающее население отдаст свой голос не за ныне существующие элиты, а за тех, кто предложит альтернативу по выходу из сложившейся ситуации. В любом развитом демократическом государстве, где главной ценностью граждан является благосостояние собственной семьи, стремление к заветной «американской мечте», подобный механизм воздействия на общество остаётся действенным и на данный момент. Принимая за абсолютную веру подобные умозаключения, победители руководствовались демократическими принципами, на которых и вовсе держится вся государственность Соединённых Штатов и некоторых стран Европы. Но на обломках старого сломленного порядка начал возвышаться новый, отрицающий порядок старый. Коммунисты, захватившие власть в России, разогнав демократически избранное учредительное собрание, подтолкнув тем самым страну к гражданской войне, показали бесперспективность механизма экономических санкций при отсутствии у народа права на политический выбор. Пребывая практически в полной изоляции, имея в распоряжении мощный военно-полицейский аппарат, втаптывая в землю не только христианские ценности, но и общечеловеческие, коммунистический режим показал, что может продолжать существовать даже несмотря на голодные бунты, безжалостно подавляемые верными партийцами. Большевизм, впустивший корни в самое сердце Европы, вскоре наткнётся на противодействие правых сил, не менее решительных и беспринципных, потерпев провал в Германии, Венгрии, Финляндии до конца десятилетия. А уже в 1922 году Бенито Муссолини вместе с соратниками отправились походом на Рим, увенчавшийся победой фашистских идей, главными и незаменимыми атрибутами которых стали национализм, антибольшевизм и милитаризм.
В первые годы своего существования, покуда вчерашние победители продолжали сохранять мнимое единение, в высоких залах Лиги Наций был достигнут ряд компромиссов, предотвративших далеко ни одно вооружённое столкновение. В заслуги организации стоит отнести мирное урегулирование территориального спора между Швецией и Финляндией, возникшего из-за Аландских островов, расположенных в Балтийском море прямо между двумя государствами; конфликт между Иракским мандатом (под владычеством Британского Альбиона) и Турцией за курдский город Мосул, богатый нефтяными залежами, решившийся в пользу английской короны, а так же пограничные столкновения между Болгарией и Грецией, порой доходившие до натурального абсурда в духе нелепых сцен из немого кино той эпохи. Мирное разрешение таких острых вопросов стало возможно, поскольку конфликтные ситуации возникали между малыми государствами, геополитическое влияние которых терялось на фоне великих держав, выступавших в качестве сдерживающего фактора и гаранта устойчивости версальского миропорядка.
Начиная с 1925 года от членства в организации начинают отказываться первые государства, а именно латиноамериканские Коста-Рика и Бразилия, последняя являлась одной из стран-основателей. Подобные действия, как и неминуемое столкновение национальных интересов великих держав, начали разрушать фундамент организации, подталкивая других участников действовать не в интересах Великобритании и Франции, на плечах которых и зиждилась Лига Наций, а в отстаивании собственных.
Традиционно милитаристская Японская Империя, которая уже давно закрепилась на континентальной Азии, так же получала по результатам Первой Мировой большую часть островных германских колоний. Однако переподчинённые многочисленные острова оказались крайне скудны на природные ресурсы, что не позволяло японцам избавиться от острой экспортной зависимости, главным образом от Соединённых Штатов — главным торговым партнёром и в то же время соперником в Тихом Океане.
Ещё на Вашингтонской конференции в 1921 году между девятью победителями, среди которых значилась и сама Япония, был достигнут консенсус о невмешательстве во внутренние дела Китая, соблюдая принцип равных возможностей и свободной торговли, что было особенно выгодно для стремительно растущей американской экономики. Но с течением времени желание действовать с наибольшей для себя выгодой, свойственное не только каждому живому существу, но и каждой нации, побуждало участников того соглашения действовать все более агрессивно, особенно после начавшейся Великой Депрессии, которая сперва поразила американскую экономику, а после и всего остального мира. Влияние над Китаем с его почти полумиллиардным населением и ресурсными богатствами казались для Хирохито и всего императорского двора панацеей для выхода из кризиса, а также обретением экономической, и как следствие политической независимости. Для достижения заветного господства в Азии японцам требовался только плацдарм для наступления вглубь континента, непротяженная граница с которым пролегала возле корейского полуострова, полностью подконтрольного Токио. Обширная, но малонаселённая Маньчжурия, что на Северо-Востоке Китая, идеально подходила в качестве такового, тем более что здесь пролегала стратегически важная железная дорога (ЮМЖД), контроль над которой японцы установили по условиям Портмунского мирного договора с Российской Империей в 1905 году.
На тот момент Поднебесная раздиралась между антикоммунистическим правительством Гоминьдана, контролировавшем большую часть всей страны, а также между местными сторонниками марксизма, окопавшимися преимущественно на северных окраинах. Военный конфликт между гоминьдановским Китаем и СССР, вспыхнувший на Китайско-Восточной железной дороге осенью 1929 года, вскрыл неспособность китайской армии эффективно вести боевые действия, а также продемонстрировал всю мощь Красной Армии, из-за чего японцы решили наотрез отказаться от возможного наступления на советский Дальний Восток, по крайней мере в обозримом будущем.
Гоминьдановское правительство, не имеющее достаточных сил для решительного отпора, уже на следующий день после японского вторжения обращается к Лиге Наций с надеждой на восстановление справедливость, ожидая защиту от Японии, гарантированную уставом организации. Решением большинства Совет Лиги, конечно же, незамедлительно выступит с осуждением самого конфликта, предлагая, но совершенно не требуя от японской стороны прекратить топтаться по территории суверенного Китая. Изначально не намереваясь слушаться иностранцев, японская армия продолжит наступление, игнорируя ряд последующих резолюций, вступив при этом в показательные переговоры с Гоминьданом, всячески пытаясь затянуть мирный процесс.
Японские делегаты на заседаниях в Женеве неустанно апеллировали к собственным полноправным экономическим интересам, отрицать которые никто и не собирался. Попытки доказать всему миру, что японское государство в сложившейся ситуации является жертвой, для которой интервенция в Маньчжурию представляет из себя ни что иное, как меру вынужденной самообороны, сподвигли Лигу сформировать специальную комиссию во главе с британским дипломатом Виктором Литтоном, которая помогла бы понять западному обществу истинную суть происходящего.
Тогда-то японские власти, показав всему миру свою мнимую заинтересованность в достижении компромисса, принялись играть в демократию, инициировав на оккупированных территориях независимое государство Маньчжоу-го. Формальным правителем нового государства был избран бывший китайский Император Пу И из свергнутой в начале столетия династии Цин, однако стремление хоть как-то оправдать экспансию, наигранно эксплуатируя принцип народов на самоопределение, едва ли отражал настроение самих маньчжурцев, существование которых неразрывно связано с историей китайской государственности. Маньчжоу-го была ничем иным, как японской марионеткой, что воочию увидели и члены прибывшей из Женевы комиссии, отчёт многомесячной работы которой был представлен на обозрение Лиге 2 октября 1932 года.
«Япония уверенно продолжит установленную политику в Маньчжурии, вне зависимости от выводов комиссии Литтона» — заявил Нобуёси Муто, японский главнокомандующий в Маньчжоу-го в день оглашения отчёта с трибуны Лиги Наций, 2 октября 1932.
Литтон, докопавшись до правды, по всем ключевым вопросом в докладе встал на сторону гоминьдановского Китая. Японское государство с трибуны обвинялось в целенаправленной агрессии, в грубом нарушении международных соглашений, в систематической лжи и подтасовке фактами, несмотря на наличие законных интересов в регионе, о которых неустанно повторяли японские дипломаты на протяжении года. Для урегулирования конфликта комиссия предложила план, при котором японские войска покинут Маньчжурию, а сам регион станет подвластной китайскому правительству демилитаризованной автономией, интересы каждого государства в которой будут защищаться самой Лигой. Но в ответ на компромиссное предложение мирового сообщества, исчерпывающего саму причину конфликта, японская делегация поспешно покинула зал заседаний, после отказавшись от участия в Лиге Наций, что стало первым гвоздём в крышку гроба коллективной безопасности.
Лига Наций, призванная обеспечить целостность границ и сохранность принципов суверенитета, призванная предотвращать военные конфликты в самом своём зачатке, ограничилась многозначным поругательством, даже не пытаясь дать отпор агрессору. Когда справедливость, являясь важнейшим нравственным ориентиром для всякого цивилизованного общества, нагло попирается лишённым всяких христианских ценностей подонком, это порождает неминуемый вопрос — а так ли важна мне эта справедливость, если более никому нет до неё дела? Когда законы держатся на слабости, они просто перестают работать, а безнаказанность неминуемо возвышается над справедливостью, становясь ещё одной приемлемой для общества нормой. И здесь, в Маньчжурии тридцатых годов прошлого века, безнаказанность Японии проложила беспрепятственный путь для всякого будущего агрессора