Что лучше 3700x или 5600x
Что лучше 3700x или 5600x
С появлением нового поколения настольных процессоров AMD, получивших новейшую архитектуру Zen 3, многие обладатели теперь уже устаревших моделей задались резонным вопросом, стоит ли менять свой старый CPU на новый, однако некоторых потенциальных покупателей останавливает несколько возросшая стоимость новинок по сравнению с их предшественницами. Ресурс Jarrod’sTech, также заинтересовавшись данным вопросом, продолжает сравнивать процессоры разных поколений в разрезе их уровня производительности и целесообразности покупки.
реклама
На сей раз специалисты источник решили «столкнуть лбами» модели из одной ценовой категории — недавно дебютировавший Ryzen 5 5600X и хорошо зарекомендовавший себя Ryzen 7 3700X. Стоит заметить, что CPU прошлого поколения имеет в своём распоряжении целых 8 ядер/16 потоков, функционирующих на частоте 3,6/4,4 ГГц в базовом/максимальном режимах, в то время как представитель архитектуры Zen 3 получил всего 6 ядер с поддержкой SMT и частотной формулой 3,7/4,7 ГГц.
Помимо вышеназванных процессоров тестовая система включала в себя системную плату ASRock X570 Taichi, графический адаптер MSI GeForce RTX 3090 GAMING X TRIO, а также оперативную память DDR4-3200 (CL14) общим объёмом 32 Гбайт.
Результаты тестирования в ряде приложений наглядно демонстрируют преимущество Ryzen 5 5600X в однопоточных задачах, однако два дополнительных ядра помогают Ryzen 7 3700X добиться преимущества в тестах, способных нагрузить все ядра/потоки: наиболее успешно CPU прошлого поколения показал себя в шифровании посредством VeraCrypt (33,85-34,3 %), в рендеринге при помощи Blender (15,08-17,22 %), а также в кодировании с использованием Handbrake (16,15 %).
Разгон до 4,3 ГГц помог Ryzen 7 3700X несколько улучшить результат в Blender (15,78-19,95 %) по сравнению с достижениями Ryzen 5 5600X, функционировавшим на частоте 4,7 ГГц, однако разрыв в ряде других задач ощутимо сократился.
Что касается игровой производительности, то новинка является безоговорочным лидером по сравнению со своим предшественником, опережая представителя архитектуры Zen 2 в ряде популярных игр в среднем на 19,71, 9,96 и 2,59 % в разрешениях 1080p, 1440p и 4K соответственно, что позволяет Ryzen 5 5600X демонстрировать более выгодное значение в разрезе показателя цена/производительность.
Источник изображений: YouTube, Jarrod’sTech
AMD Ryzen 7 3700X vs Ryzen 5 5600X
Общая информация
Сведения о типе (для десктопов или ноутбуков) и архитектуре Ryzen 7 3700X и Ryzen 5 5600X, а также о времени начала продаж и стоимости на тот момент.
Место в рейтинге производительности | 171 | 182 |
Соотношение цена-качество | 67.31 | 56.28 |
Тип | Десктопный | Десктопный |
Серия | AMD Ryzen 7 | AMD Ryzen 5 |
Кодовое название архитектуры | Matisse (Zen 2) | Vermeer (Zen3) |
Дата выхода | 7 июля 2019 (2 года назад) | 5 ноября 2020 (1 год назад) |
Цена на момент выхода | $329 | $299 |
Цена сейчас | 379$ (1.2x) | 441$ (1.5x) |
Для получения индекса мы сравниваем характеристики процессоров и их стоимость, учитывая стоимость других процессоров.
Характеристики
Количественные параметры Ryzen 7 3700X и Ryzen 5 5600X: число ядер и потоков, тактовые частоты, техпроцесс, объем кэша и состояние блокировки множителя. Они косвенным образом говорят о производительности Ryzen 7 3700X и Ryzen 5 5600X, но для точной оценки необходимо рассмотреть результаты тестов.
Ядер | 8 | 6 |
Потоков | 16 | 12 |
Базовая частота | 3.6 ГГц | 3.7 ГГц |
Максимальная частота | 4.4 ГГц | 4.6 ГГц |
Кэш 1-го уровня | 96K (на ядро) | 64K (на ядро) |
Кэш 2-го уровня | 512K (на ядро) | 512K (на ядро) |
Кэш 3-го уровня | 32 Мб | 32 Мб |
Технологический процесс | 7 нм | 7 нм |
Размер кристалла | нет данных | 2x 80.7 + 125 (I/O) мм 2 |
Максимальная температура корпуса (TCase) | нет данных | 95 °C |
Количество транзисторов | 19,200 млн | нет данных |
Поддержка 64 бит | + | + |
Совместимость с Windows 11 | + | + |
Свободный множитель | + | + |
Совместимость
Параметры, отвечающие за совместимость Ryzen 7 3700X и Ryzen 5 5600X с остальными компонентами компьютера. Пригодятся например при выборе конфигурации будущего компьютера или для апгрейда существующего. Обратите внимание, что энергопотребление некоторых процессоров может значительно превышать их номинальный TDP даже без разгона. Некоторые могут даже удваивать свои заявленные показатели, если материнская плата позволяет настраивать параметры питания процессора.
Макс. число процессоров в конфигурации | 1 (Uniprocessor) | 1 |
Сокет | AM4 | AM4 |
Энергопотребление (TDP) | 65 Вт | 65 Вт |
Технологии и дополнительные инструкции
Здесь перечислены поддерживаемые Ryzen 7 3700X и Ryzen 5 5600X технологические решения и наборы дополнительных инструкций. Такая информация понадобится, если от процессора требуется поддержка конкретных технологий.
Расширенные инструкции | нет данных | 86x MMX(+), SSE, SSE2, SSE3, SSSE3, SSE4.1, SSE4.2, SSE4A,-64, AMD-V, AES, AVX, AVX2, FMA3, SHA, Precision Boost 2 |
AES-NI | + | + |
AVX | + | + |
Технологии виртуализации
Перечислены поддерживаемые Ryzen 7 3700X и Ryzen 5 5600X технологии, ускоряющие работу виртуальных машин.
Поддержка оперативной памяти
Типы, максимальный объем и количество каналов оперативной памяти, поддерживаемой Ryzen 7 3700X и Ryzen 5 5600X. В зависимости от материнских плат могут поддерживаться более высокие частоты памяти.
Типы оперативной памяти | DDR4 Dual-channel | DDR4-3200 |
Допустимый объем памяти | нет данных | 128 Гб |
Количество каналов памяти | 2 | 2 |
Пропускная способность памяти | 51.196 Гб/с | 51.196 Гб/с |
Поддержка ECC-памяти | — | — |
Общие параметры встроенных в Ryzen 7 3700X и Ryzen 5 5600X видеокарт.
Тесты в бенчмарках
Это результаты тестов Ryzen 7 3700X и Ryzen 5 5600X на производительность в неигровых бенчмарках. Общий балл выставляется от 0 до 100, где 100 соответствует самому быстрому на данный момент процессору.
Общая производительность в тестах
Это наш суммарный рейтинг эффективности. Мы регулярно улучшаем наши алгоритмы, но если вы обнаружите какие-то несоответствия, не стесняйтесь высказываться в разделе комментариев, мы обычно быстро устраняем проблемы.
Что лучше 3700x или 5600x
Прежде чем приступать прочтению текущего материала, ответьте себе на простой вопрос: какой процессор в ценовой категории 30 тысяч (плюс-минус пару тысяч) рублей можно назвать наиболее оптимальным игровым камнем? Подумайте над этим, ведь на самом деле это важно, поскольку многие покупатели ориентируются именно на эту категорию. Нельзя сказать, что это лидеры рынка, но продажи здесь точно повыше, чем у флагманов за 600 долларов.
реклама
Сегодня мы с вами сравним производительность трёх претендентов на лидерство в данной категории. Список процессоров и цены на них ниже:
Увы, но без оговорок не обойтись: для Ryzen 5 5600Х указана рекомендованная цена в РФ, в то время как сейчас купить данный камень нельзя вообще. Теоретически он занял ценовую нишу Ryzen 7 3700X, но его реальную стоимость мы пока не знаем. И всё же, через пару месяцев поставки наладятся, а цены придут в норму. Поэтому отнесём его к данной категории. Тестирование проведено командой Testing Games, разрешение было выставлено на отметку 1080р, использовалась видеокарта GeForce RTX 3080.
На этот раз выводы крайне просты: брать сегодня Ryzen 7 3700X откровенно глупо, ведь он при цене в 29 520 рублей оказался намного медленнее лидеров. Ryzen 5 5600Х неплох, но говорить об его актуальности можно будет не раньше, чем его официальная цена совпадёт с реальной. В итоге оптимальным выбором остаётся Core i7-10700KF. Он позволяет почувствовать максимальную производительность за свои деньги.
AMD Ryzen 7 3700X vs Ryzen 5 5600H
Общая информация
Сведения о типе (для десктопов или ноутбуков) и архитектуре Ryzen 7 3700X и Ryzen 5 5600H, а также о времени начала продаж и стоимости на тот момент.
Место в рейтинге производительности | 171 | 279 |
Соотношение цена-качество | 67.31 | нет данных |
Тип | Десктопный | Для ноутбуков |
Серия | AMD Ryzen 7 | AMD Cezanne (Zen 3, Ryzen 5000) |
Кодовое название архитектуры | Matisse (Zen 2) | Cezanne H (Zen 3) |
Дата выхода | 7 июля 2019 (2 года назад) | 7 января 2021 (меньше года назад) |
Цена на момент выхода | $329 | нет данных |
Цена сейчас | 379$ (1.2x) | нет данных |
Для получения индекса мы сравниваем характеристики процессоров и их стоимость, учитывая стоимость других процессоров.
Характеристики
Количественные параметры Ryzen 7 3700X и Ryzen 5 5600H: число ядер и потоков, тактовые частоты, техпроцесс, объем кэша и состояние блокировки множителя. Они косвенным образом говорят о производительности Ryzen 7 3700X и Ryzen 5 5600H, но для точной оценки необходимо рассмотреть результаты тестов.
Ядер | 8 | 6 |
Потоков | 16 | 12 |
Базовая частота | 3.6 ГГц | 3.3 ГГц |
Максимальная частота | 4.4 ГГц | 4.2 ГГц |
Кэш 1-го уровня | 96K (на ядро) | 384 Кб |
Кэш 2-го уровня | 512K (на ядро) | 3 Мб |
Кэш 3-го уровня | 32 Мб | 16 Мб |
Технологический процесс | 7 нм | 7 нм |
Количество транзисторов | 19,200 млн | нет данных |
Поддержка 64 бит | + | + |
Совместимость с Windows 11 | + | + |
Свободный множитель | + | нет данных |
Совместимость
Параметры, отвечающие за совместимость Ryzen 7 3700X и Ryzen 5 5600H с остальными компонентами компьютера. Пригодятся например при выборе конфигурации будущего компьютера или для апгрейда существующего. Обратите внимание, что энергопотребление некоторых процессоров может значительно превышать их номинальный TDP даже без разгона. Некоторые могут даже удваивать свои заявленные показатели, если материнская плата позволяет настраивать параметры питания процессора.
Макс. число процессоров в конфигурации | 1 (Uniprocessor) | нет данных |
Сокет | AM4 | FP6 |
Энергопотребление (TDP) | 65 Вт | 45 Вт |
Технологии и дополнительные инструкции
Здесь перечислены поддерживаемые Ryzen 7 3700X и Ryzen 5 5600H технологические решения и наборы дополнительных инструкций. Такая информация понадобится, если от процессора требуется поддержка конкретных технологий.
Расширенные инструкции | нет данных | XFR, FMA3, SSE 4.2, AVX2, SMT |
AES-NI | + | + |
AVX | + | + |
Технологии виртуализации
Перечислены поддерживаемые Ryzen 7 3700X и Ryzen 5 5600H технологии, ускоряющие работу виртуальных машин.
Поддержка оперативной памяти
Типы, максимальный объем и количество каналов оперативной памяти, поддерживаемой Ryzen 7 3700X и Ryzen 5 5600H. В зависимости от материнских плат могут поддерживаться более высокие частоты памяти.
Типы оперативной памяти | DDR4 Dual-channel | нет данных |
Количество каналов памяти | 2 | нет данных |
Пропускная способность памяти | 51.196 Гб/с | нет данных |
Поддержка ECC-памяти | — | нет данных |
Общие параметры встроенных в Ryzen 7 3700X и Ryzen 5 5600H видеокарт.
Тесты в бенчмарках
Это результаты тестов Ryzen 7 3700X и Ryzen 5 5600H на производительность в неигровых бенчмарках. Общий балл выставляется от 0 до 100, где 100 соответствует самому быстрому на данный момент процессору.
Общая производительность в тестах
Это наш суммарный рейтинг эффективности. Мы регулярно улучшаем наши алгоритмы, но если вы обнаружите какие-то несоответствия, не стесняйтесь высказываться в разделе комментариев, мы обычно быстро устраняем проблемы.
Сравнение процессоров Ryzen 3700x и 5800x (и 5600x) в четырех играх
Детали тестирования
реклама
Мать: MSI B550 Gaming Plus
Память: Crucial BL8G32C16U4 16 ГБ. Активен профиль XMP 3200. Тайминги не трогал.
Видюха: NVIDIA 3060TI 8 ГБ (напряжение понижено)
Монитор: 1920×1080 60 Гц
Системный SSD: NVME Transcend 220S 512GB
Игровой SSD: SATA Seagate Barracuda 120 1TB
Кулер: Arctic Freezer 34 eSports
Корпус: Говно мамонта, выхлоп 120 мм 1200 об/мин
Температура воздуха в помещении: 22°C
Ось: Windows 10 21H1
Дрова для чипсета AMD: сентябрь 2021
Дрова для видюхи: 472.12
MSI Afterburner 4.6.4, HWiNFO 7.10
Вас может удивить выбор игр. Тестировал то, что установлено на компьютере. Я считаю это плюсом: вы наверняка уже видели 100500 тестов Tomb Raider, зачем ещё один? А тест Battlefield 5 вообще в каком-то смысле получился уникальным.
Во всех играх частота кадров ограничена производительностью процессора, а не видеокарты. В случае с 5800x для этого пришлось понизить разрешение со стандартных 1920×1080. Также дополнительную нагрузку на процессор создает видеокарта, этим линейка RTX30 отличается в худшую сторону от RTX20 и продукции AMD.
SMT и 2 ядра отключались в UEFI. 5800x с отключёнными двумя ядрами — это аналог немного разогнанного 5600x, потому что стандартные частоты у последнего ниже.
реклама
Коробочный 5800x был куплен в магазинчике Рачик, у которого есть сайт только на Авито. В наш век засилья крупных торговых сетей, могут быть полезны и такие маленькие магазинчики «из прошлого». 20 лет назад я все комплектующие покупал в похожих точках на Савеле и Митьке, только «прайсы» были на бумаге, а не в «ентих ваших ентырнетах». 😀
А где разгон?
Тестировал процессоры я в первую очередь для себя, поэтому использовал в тестах каждодневные настройки, подобранные для работы в следующих условиях: тяжёлых приложений (рендеринг и т.д.) мало, больше всех нагибают процессор игры, основную часть времени компьютер проводит в «офисном режиме» (написание кода).
По этой причине разгона нет. Как говорится, всё уже разогнано до нас, компанией AMD. Я пробовал у 3700x делать авторазгон более агрессивным (крутил precision boost overdrive), и даже фиксировал частоту, но в итоге получил смешную прибавку к производительности и приличную прибавку к энергопотреблению.
Для 3700x я уменьшил напряжение vcore на 0,08 В, задав отрицательный vcore offset. В играх частота кадров уменьшилась на 1% (видимо за счет clock stretcher), а энергопотребление уменьшилось уже на 8%. По-моему выгодный «обмен».
реклама
Таким образом, после «оптимизации авторазгона» частота кадров у 3700x уменьшилась на 1%, а у 5800x увеличилась на 1%. Если вам кажется, что такое сравнение несправедливо, то просто отнимите 1% от результатов 5800x, что соответствует комбинированной настройке Curve optimization + vcore offset. Но такой винегрет в работе я пока не проверял. 😀
О таблицах
Для каждой конфигурации проводилось от 3 до 8 прогонов. Результат работы каждого прогона — частота кадров, измеренная RTSS, и графики MSI Afterburner. Что означают числа в таблицах:
к/с | Δ | % |
---|---|---|
Среднее арифметическое результатов прогонов. Единицы измерения — количество кадров в секунду. | Абсолютная погрешность измерений, рассчитанная как разность между наименьшим и наибольшим результатами прогонов. Единицы измерения — количество кадров в секунду. К результатам, у которых большая погрешность, следует относиться с дьявольской осторожностью. ☠️ | Сравнение с другим результатом. Единицы измерения — проценты. Что с чем сравнивается: 3700x 8 ⇒ 3700x 8+SMT 5800x 8+SMT ⇒ 3700x 8+SMT 5800x 8 ⇒ 3700x 8 5800x 6+SMT ⇒ 3700x 8+SMT 5800x 6 ⇒ 3700x 8 |
График CPU usage в MSI Afterburner оформлен самобытно. Если включен SMT, то значение умножается на 2. Сделано это по двум причинам. Во-первых, это позволяет более наглядно показать работу SMT-ядер, значения больше 100% как правило означают, что все полноценные ядра загружены. Во-вторых, при отключении SMT интерпретация значений сохраняется: 100% по-прежнему означает загрузку всех полноценных ядер, а значения больше 100% невозможны. Попробуйте, вам понравится. 😀
Borderlands 2
реклама
Игра вышла в далёком 2012 году, поэтому загружает лишь 2,5 ядра, но делает это «качественно». Настройки в игре максимальные, PhysX переведён на процессор, разрешение 1920×1080.
Я не стал писать скрипт, который во время тестирования ведёт игрока по игровому уровню. Вместо этого была найдена точка на карте, где частота кадров просаживается больше всего. Во время теста игрок неподвижно стоит на этой точке три минуты. Это, конечно, не измерение минимальной частоты кадров во время обычного прохождения игры, но близко к ней.
ЦП | Ядра | Средняя | Минимальная | 1% | 0,1% | Грф | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
к/с | Δ | % | к/с | Δ | % | к/с | Δ | % | к/с | Δ | % | |||
3700x | 8+SMT | 91,7 | 0,5 | 89,2 | 2,6 | 89,2 | 1,3 | 85,6 | 1,4 | |||||
8 | 92,4 | 1,1 | +0,7 | 90,4 | 0,7 | +1,3 | 90,2 | 1,3 | +1,1 | 87,6 | 1,2 | +2,3 | ||
5800x | 8+SMT | 113,9 | 2,3 | +24,2 | 105,8 | 1,8 | +18,6 | 101,0 | 5,1 | +13,2 | 96,2 | 4,3 | +12,3 | |
4 | 122,8 | 0,6 | +32,9 | 119,3 | 4,0 | +32 | 114,4 | 2,6 | +26,9 | 108,6 | 7,1 | +24 |
Обратите внимание на «пилу» на графике Framerate у конфигурации «5800x 8+SMT». Я сначала подумал — что-то не так со схемой электропитания винды, может остались «хвосты» от 3700x. Хвосты и правда нашлись, но после приведение схем в порядок проблема осталась. После короткой серии бесчеловечных экспериментов оказалось, что игре не нравятся SMT-ядра. Это странно, потому что в случае с 3700x игра их переваривала, хоть и с трудом, а тут её прям стошнило, хотя процессоры отличаются по большому счету только производительностью.
Во-первых, в процессоре часто есть «неудачные» ядра, на которые подаётся более высокое напряжение, и поэтому они нагреваются больше других. «Удачность» ядер определяют на заводе. Кроме того, как я писал выше, подаваемое на ядра напряжение можно менять с помощью настройки Curve optimization. Два самых неудачных ядра — 6 и 7 — я игре не отдал.
Во-вторых, взгляните на условную схему физического расположения ядер: Работающее ядро 0 нагревает соседнее 2, а ядро 3 нагревает 1 и 5. Я отдал игре ядра 0, 1, 4, 5, и таким образом избежал их обоюдного нагрева.
Dying Light
Тоже не самая свежая игра, но тем не менее она способна раскидать свою работу по 16 потокам. Настройки в игре максимальные. Начиная тесты, я не ожидал, что разница между процессорами будет настолько большая, поэтому 3700x гонял на стандартном разрешении 1920×1080, а для 5800x его пришлось уменьшить до 1600×900.
Методика тестирования аналогична игре Borderlands 2.
ЦП | Ядра | Средняя | Минимальная | 1% | 0,1% | Грф | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
к/с | Δ | % | к/с | Δ | % | к/с | Δ | % | к/с | Δ | % | |||
3700x | 8+SMT | 111,3 | 0,2 | 109,5 | 0,2 | 99,7 | 1,0 | 96,6 | 1,9 | |||||
8 | 100,3 | 1,7 | -9,9 | 99,0 | 1,5 | -9,6 | 95,0 | 0,6 | -4,8 | 92,4 | 1,2 | -4,3 | ||
5800x | 8+SMT | 147,6 | 0,4 | +32,6 | 143,4 | 2,2 | +30,9 | 129,9 | 2,7 | +30,3 | 124,0 | 3,2 | +28,4 | |
8 | 131,1 | 0,7 | +30,8 | 129,6 | 0,8 | +31 | 123,1 | 2,4 | +29,6 | 119,0 | 3,8 | +28,7 | ||
6+SMT | 136,7 | 0,6 | +22,8 | 133,6 | 2,7 | +22 | 124,1 | 2,0 | +24,4 | 120,0 | 2,4 | +24,3 |
Minecraft
Есть две версии игры: Java edition и Bedrock edition (Minecraft for Windows 10). Первая из них технически убога и держится на плаву благодаря старым заслугам и большому количеству модов. Вторая более грамотно работает с современным железом, при необходимости загружая почти все потоки процессора, и крайне слабо нагружая видеокарту (для неё пришлось в драйверах форсировать высокую производительность, чтобы избежать сильного снижения частоты).
ЦП | Ядра | Средняя | Минимальная | 1% | 0,1% | Грф | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
к/с | Δ | % | к/с | Δ | % | к/с | Δ | % | к/с | Δ | % | |||
3700x | 8+SMT | 48,7 | 0,2 | 47,4 | 1,5 | 42,2 | 0,9 | 39,0 | 2,4 | |||||
8 | 41,4 | 0,4 | -15 | 40,9 | 0,4 | -13,7 | 37,5 | 0,8 | -11,2 | 36,5 | 1,6 | -6,4 | ||
5800x | 8+SMT | 63,2 | 1,7 | +29,8 | 61,9 | 1,6 | +30,8 | 58,0 | 0,9 | +37,5 | 54,1 | 3,3 | +38,6 | |
8 | 58,9 | 1,4 | +42,4 | 58,6 | 1,5 | +43,3 | 55,8 | 2,3 | +49 | 51,8 | 1,0 | +41,8 | ||
6+SMT | 60,7 | 0,6 | +24,7 | 59,7 | 0,9 | +26 | 54,4 | 0,9 | +29 | 50,8 | 3,9 | +30,3 |
Второй тест проводится во время полета в «творческом» режиме на обычной скорости (без клавиши SHIFT) на расстояние 1500 блоков. Дальность прорисовки уменьшена до 48 (обычное значение), чтобы во время полёта игра успевала подгружать попадающие в поле зрения блоки.
ЦП | Ядра | Средняя | Минимальная | 1% | 0,1% | Грф | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
к/с | Δ | % | к/с | Δ | % | к/с | Δ | % | к/с | Δ | % | |||
3700x | 8+SMT | 93,5 | 0,3 | 72,1 | 1,5 | 59,2 | 1,3 | 53,6 | 1,0 | |||||
8 | 83,1 | 0,8 | -11,1 | 67,5 | 1,5 | -6,4 | 60,1 | 0,7 | +1,6 | 54,4 | 1,0 | +1,5 | ||
5800x | 8+SMT | 126,3 | 0,4 | +35,1 | 108,0 | 1,6 | +49,9 | 78,6 | 1,9 | +32,8 | 69,8 | 4,6 | +30,1 | |
8 | 120,7 | 1,4 | +45,2 | 103,8 | 1,5 | +53,9 | 83,0 | 1,6 | +38 | 73,5 | 0,8 | +35 | ||
6+SMT | 122,5 | 2,0 | +31,1 | 104,5 | 1,6 | +45 | 78,1 | 0,6 | +32,1 | 69,0 | 2,2 | +28,7 |
Хотел ещё замутить третий тест с замером времени начальной прогрузки карты (чанков), но оказалось, что оно не зависит от производительности процессора. Зато зависит от количество ядер: отключение SMT увеличивает время прогрузки в 2-3 раза! Можете сами убедиться, сравнив графики в первой таблице. Похоже на косяк игры (тестировал версию 1.17.11).
Battlefield 5
И наконец вишенка на торте — сетевая игра. Хотелось сделать тестирование качественно. Для этого необходимо сильно нагрузить процессор — не меньше, чем во время реальной игры — и обеспечить хорошую точность результатов. Для хорошей загрузки процессора желательно, чтобы в поле зрения попало большое количество игроков (порядка 60) вместе со спецэффектами, такими как дым и артудар. Ну то есть нужно залезть в самое мясо и продержаться там не менее трех минут, не умерев. И так несколько раз. Я быстро понял, что это невозможно.
Поэтому тестирование проводилось в роли наблюдателя в режиме Прорыв на третьем секторе карты Марита. Камера №4 охватывает все три флага, поэтому на экране находятся почти все 64 игрока. Неподвижность камеры и длительность теста от 3 до 10 минут должны обеспечить приемлемую точность результатов. Пришлось потратить много времени, потому что далеко не всегда нападающие доходят до третьего сектора и надолго там задерживаются.
Настройки почти аналогичны тем, что я использую во время обычной игры. Ограничение кадров на всякий случай поднято с 200 до 300. Чтобы максимально загрузить процессор, включена настройка Future frame rendering. Посмотрите в таблице ниже на график GPU usage для конфигурации «5800x 8». Видите маленькие «полочки»? Это идёт упор в видеокарту, потому что с приведённым настройками игра больше, чем на 95%, её загрузить не может. Снижение разрешения с 1600×900 до 1280×720 повлияло на загрузку видеокарты на удивление слабо, поэтому снижать дальше не имеет смысла.
ЦП | Ядра | Средняя | Минимальная | 1% | 0,1% | Грф | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
к/с | Δ | % | к/с | Δ | % | к/с | Δ | % | к/с | Δ | % | |||
3700x | 8+SMT | 126,9 | 2,3 | 110,1 | 3,3 | 69,3 | 16,2 | 53,4 | 4,2 | |||||
8 | 128,8 | 9,3 | +1,5 | 108,3 | 14,9 | -1,6 | 75,7 | 6,9 | +9,1 | 57,0 | 5,9 | +6,7 | ||
5800x | 8+SMT | 160,1 | 3,1 | +26,1 | 133,7 | 10,2 | +21,5 | 92,2 | 11,5 | +33 | 64,0 | 17,3 | +19,7 | |
8 | 166,0 | 15,2 | +28,8 | 142,9 | 21,9 | +32 | 94,1 | 10,1 | +24,4 | 68,9 | 6,2 | +20,8 | ||
6+SMT | 157,7 | 10,4 | +24,3 | 138,7 | 11,8 | +26 | 85,6 | 9,8 | +23,5 | 62,7 | 7,8 | +17,4 | ||
6 | 151,8 | 12,6 | +17,8 | 126,0 | 12,9 | +16,3 | 87,7 | 9,9 | +15,9 | 67,5 | 4,5 | +18,3 |
Несмотря на все усилия, погрешность измерения минимальной частоты кадров велика. Особо вопиющие случаи обведены красной рамкой. Даже у средней частоты есть проблемный результат, где погрешность в два раза выше разницы между двумя конфигурациями, то есть частота кадров у «5800x 8» в некоторых раундах снижалась до уровня «5800x 8+SMT».
По сравнению с обычной игрой, средняя частота кадров в тестах намного ниже, а минимальная частота сопоставима. Я советую отталкиваться от средней частоты, минимальная слишком сильно зависит от случайных факторов: например, в одном раунде может прилететь ракета, а в другом — нет.
Кроме того, в левом нижнем углу скриншота виден оранжевый «пик» — аномально высокое время кадра. Это особенность режима наблюдателя, во время обычной игры такие кадры встречаются реже и их время ниже. Пики влияют на результат 0,1%, я даже сомневался, стоит ли его включать в таблицу.
Процессорозависимость видеодрайверов NVIDIA
После прогона всех тестов на процессоре 3700x, я с удивлением обнаружил, что установлены старые видеодрайверы. Оказалось, что после установки 472.12 подлая винда спустя две минуты скачала и установила (можно сказать «родила») выпущенные 9 месяцев назад 457.51. Но для статьи это плюс, потому что появилась возможность сравнить процессорозависимость этих двух драйверов. У меня для вас две новости: хорошая и плохая. Хорошая — в новых драйверах частота кадров не уменьшилась, плохая — но она и не увеличилась! 😀
Выводы
А вот с энергопотреблением всё не так радужно, оно увеличилось на 37..65%, и доходит до 90 Ватт в Battlefield 5. Температура в Minecraft достигает 69°, летом ещё подрастёт, но всё равно останется в пределах нормы, вода не понадобится. Частота вращения вентилятора в кулере увеличилась с 1700 об/мин до максимальных 2000 об/мин. Это несильно повлияло на шум благодаря тихому вентилятору, но у многих недорогих кулеров вентиляторы прилично шумят на максимальных оборотах, поэтому к выбору охлаждения для 5800x нужно подходить ответственно, даже если процессор берётся только для игр. 🔥