Что лучше бухгалтерский учет или экономика предприятий и организаций
Чем специальность «Финансы и кредит» лучше, чем «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»?
Чтобы понять, какие преимущества и недостатки имеют эти две экономические специальности, нужно провести анализ по этим профессиям: их перспективы, методы работы и состав.
Как уже понятно из самого названия, специальность «Финансы и кредит» в первую очередь связана с финансами и экономическими уровнями, также это общие теоретические знания по таким предметам как: деньги и кредит, финансы предприятия и т.д.
Это комплексная дисциплина, которая дает знания о государственных финансах, банковском деле, финансовом менеджменте, рынке ценных бумаг, учете и учетной деятельности на предприятиях, организациях, госучреждениях, механизме управления по госдолгам и т.д.
Также следует заметить, что эта экономическая специальность всегда была популярна, если конечно «дружишь» с математикой. Наверное, из-за того, что это дело как говорится «пахнет деньгами». Ведь работая в этой сфере, ты будешь иметь дело с деньгами, их движением, и т.д. Как уже известно, финансы являются важнейшим звеном в становлении экономики страны. Экономика очень остро нуждается в постоянном и непрерывном надзоре, четко и верно организованных действиях, операциях. Но финансовая деятельность важна не только для страны.
Разумного управления финансовой деятельностью требует буквально каждое предприятие. Поэтому предприятие, которое имеет успех, уделяет не меньше внимания финансовой деятельности, чем модным сейчас маркетингу и менеджменту, а даже больше, и это верно.
Будущие специалисты, которые стали на тропу данной профессии, должны понимать, что данная специальность требует логического мышления, постоянного внимания, математического склада ума, стойкости, рационализма в решениях.
Стоит добавить, что специалист в области «Финансы и кредит» имеет возможность работать в банковской сфере. Поэтому, очень важно понимать сам процесс перемещения ресурсов, как строится система финансовых услуг. Специалист, который примет решение работать в банковской сфере, и концентрировать внимание на интересах клиентов, должен изучить возможный перечень своих обязанностей:
Также важно для специалистов сферы «Финансы и кредит», которые планируют работать в банковской среде, уметь находить финансовые ресурсы на мировом рынке и привлекать их в Украину.
Если говорить об уровень зарплаты, то в зависимости от должности, или рода деятельности, он варьируется в пределах от 2000 грн. (специалист по кредитам, например) до 1500$ (финансовый директор в небольшой фирме) и от 7000$ и выше в крупных компаниях, вышедших на международный рынок.
Теперь перейдем к специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Это также экономическая специализация. Сфера деятельности также напрямую связана с деньгами.
Данное направление позволяет получить экономические знания по формированию и анализу активов (очень необходимо каждому предприятию, и малому и большому), капиталу, движению денежных потоков, доходов и расходов, финансовых результатов деятельности предприятия. Выпускник данной специальности сможет профессионально обслуживать предпринимательскую деятельность всех форм собственности и применять собственные навыки в каждой сфере народного хозяйства. В спектр этой деятельности и навыков попадает: определение результатов хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, рационализация системы организации учета на основе выбора эффективной учетной политики и др. Такие широкие знания дают возможность будущим специалистам претендовать на престижную работу в крупных организациях.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что эти две специальности одинаково перспективны, пользуются высоким спросом на рынке труда, имеют хорошие перспективы для профессионального и карьерного роста и многое другое. Поэтому я не могу сказать, что специальность «Финансы и кредит» лучше, чем специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Ведь обе требуют знаний математики, статистики и других экономических наук, обе профессии требуют рациональности и логичности мышления, организованности, трудолюбия и постоянного внимания. Также важным моментом является то, что, например, профессия бухгалтера требует огромной ответственности, ведь он несет ответственность за ошибки в отчетности, и наказывается штрафами и санкциями. Пожалуй, единственными минусами специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» можно назвать:
Отличие управленческого учета от бухгалтерского
Управленческий учет – это, в первую очередь, учет. Им занимается бухгалтер. Логично?
Не совсем. Дело бухгалтера – отчитываться перед налоговой. Это ангел-хранитель, оберегающий бизнес от проверок, штрафов и блокировки счетов. Должен ли он считать рентабельность компании? Предлагать способы оптимизации расходов? Строить диаграммы с показателями бизнеса, на которых видна прибыльность проектов? Нет. Это работа финансового директора.
Бухгалтерский и управленческий учет. Сходства и различия
Оба учета строятся на одних и тех же данных, в них отражается прибыль компании, могут фиксироваться расходы на закупку товаров, аренду, оплату труда.
Бухгалтерский учет обязателен для всех экономических субъектов, кроме индивидуальных предпринимателей. На его основе рассчитывают налоги. Правила бухучета строго определены и зафиксированы законодательно. Все операции должны быть подтверждены документами, а неточность может привести к штрафам.
Предприниматели, которые платят налоги в фиксированной сумме (например, патент) и работают в одиночку, иногда могут обойтись без учета. Парикмахер Иван может приблизительно рассчитать, сколько нужно заработать, чтобы хватило на аренду кабинета, рекламу, покупку расходников и осталось на жизнь, но назвать это полноценным учетом нельзя. Но чаще всего ИП тоже ведут бухгалтерский учет, пусть и упрощенный.
Управленческий учет ведется для роста прибыли и развития компании. Обычно необходимость в нем возникает, когда появляются несколько направлений работы, и нужно понять, какое из них более прибыльное. Или вдруг деньги заканчиваются, и возникает кассовый разрыв. Или собственнику хочется понять, сколько на самом деле он зарабатывает. С этими вопросами идут к бухгалтеру. А он, скорее всего, не знает. И дело не в том, что он не компетентен или вместо работы раскладывает пасьянсы. Просто его задача – бухгалтерский учет, а эти вопросы относятся к управленческому.
Бухгалтерский учет | Управленческий учет | |
Кому нужен | государству | собственнику |
Зачем вести | для сбора налогов и статистики | для роста прибыли и устойчивости компании |
Что включает | – расчет налогов; – подготовка и сдача отчетности; – ведение документооборота | – внесение данных и их распределение по статьям учета; – построение отчетов и анализ; – регулярное планирование. |
Что будет, если бухгалтер возьмет на себя управленческий учет
Отлично, если бухгалтер знает, как законно снизить налоговую нагрузку, следит за новостями в своей сфере и избегает проблем с контролирующими органами. Он может работать с цифрами, на основе которых строится управленческий учет, но полноценно анализировать деятельность компании не обязан. Лучше доверить бухгалтерский и управленческий учет разным сотрудникам. Сопоставляя их данные, можно выявить ошибки или восстановить потерянную информацию.
Почему организацию управленческого учета не нужно поручать бухгалтеру? Комментирует Оксана Бондаренко, директор компании «Учет и Право»:
«Управленческий учет часто доверяют бухгалтеру. Он постоянно работает с финансами компании, и, вроде как, должен достаточно хорошо понимать «внутреннюю кухню», чтобы выдавать руководству адекватную информацию для управления бизнесом. Но это в теории.
На практике же бывают проблемы.
В бухучете все строго: есть регламент, есть общепризнанные практики. В управленческом таких строгих правил нет. Информацию можно собирать как угодно — главное, чтобы она помогла управлять бизнесом. В итоге от бухгалтера требуют «какой-то учет, чтобы там что-то отображалось». Он, может, и рад сделать качественно, но не знает, что нужно. Результат — плохой, почти бесполезный учет.
Часто на бухгалтера взваливают непосильные задачи: организовать все виды учета по самым современным методикам в кратчайшие сроки. Бухгалтер, естественно, выгорает и начинает работать спустя рукава. В итоге — проблемы во время налоговой проверки и сложности в управлении компанией.
С плохими данными по управленческому учету можно работать годами, ничего не замечая. Тут либо предпринимателю нужно хорошо разбираться в финансах компании и контролировать процесс самому, либо заказывать аутсорс.
Все эти проблемы решаются просто: нужно нанять дополнительного сотрудника, увести часть работы на аутсорс или заказать аудит. В любом случае — передать часть обязанностей бухгалтера третьим незаинтересованным лицам»
Если не бухгалтер, то кто? Организация управленческого учета
Финансовый учет, так или иначе, ведет вся компания. Менеджер по продажам выставляет счета покупателям, контролирует оплаты и отгрузку товара. Из этих данных понятен объем продаж, размер дебиторской задолженности, процент оплаченных счетов.
Специалист по закупкам отчитывается по потраченным средствам: у поставщика А закупили партию товара на 500 тысяч рублей по предоплате, а поставщик Б предоставил товар на 300 тысяч в рассрочку на две недели. Объем закупок за период – 800 тысяч рублей, кредиторская задолженность – 300 тысяч.
Офис-менеджер взял деньги под отчет, заказал воду, купил бумагу и канцелярские принадлежности. Это расходы на содержание офиса.
Бухгалтер оплатил с расчетного счета зарплату и налоги, потратив фонд оплаты труда.
Все эти данные нужно уложить в систему, чтобы у руководителя было понимание того, как движутся финансовые потоки в компании. Кто это может сделать?
Собственник
Чаще всего предприниматель ведет какой-то учет самостоятельно в Excel. Контролирует расходы и доходы, планирует бюджет. Он лучше всех разбирается в бизнесе и знает, какие показатели самые важные. Но выстроить идеальную систему управленческого учета ему может быть не просто, особенно если бизнес растет и появляется необходимость вести все три главных отчета. Так таблицы разрастаются и превращают учет денег в унылую рутину, которая съедает уйму времени. Которого нет.
Финансовый директор
Его обязанность – организация управленческого учета в компании. Он может собрать первичные данные у своих коллег, правильно внести их в ПО для учета, проанализировать показатели и представить понятные отчеты для руководителя. Финансовый директор планирует будущие доходы и расходы, отслеживает выполнение бюджета, прогнозирует кассовые разрывы. Собрав достаточное количество информации в разных разрезах, этот специалист может предложить пути оптимизации расходов или подсказать, какое направление выгоднее развивать. Минус этого решения – дополнительные траты на зарплату сотрудника.
Специальный сервис
Да, вести учет в Excel просто и бесплатно. Но со временем система усложняется, формулы становятся запутанней, времени требуется все больше. И здесь на помощь собственнику и финансовому директору приходят специальные сервисы для автоматизации учета.
Александр Топач, соучредитель «Мама знает»:
«Я сам вел весь учет в Excel-таблицах, но их мог понять только я. Чтобы объяснить партнеру и коллегам, что происходит в компании, мне приходилось тратить массу времени. Мой соучредитель предложил автоматизировать учет в ПланФакте. Сейчас я вручную вношу информацию по нашему проекту, трачу не больше 20 минут каждый день. Раньше уходило не меньше часа»
В ПланФакте есть несколько вариантов ведения учета:
Последний вариант набирает популярность в последние годы и позволяет собственнику серьезно сэкономить на услугах финансового директора.
Денис Лопатский, собственник компании Volta:
«Полная автоматизация учета освободила время бухгалтера, которое он раньше тратил на выгрузку данных по операциям и формирование отчетов. Это дополнительно экономит нам 25 тысяч рублей ежемесячно, а бухгалтер занимается другими более важными и полезными задачами»
Алексей Прозоров, владелец логистической компании IMPORT.PLUS:
«ПланФакт заменяет для нас опытного финансиста, с образованием, навыками учета, который может тратить много времени на сведение всех финансовых данных. Его зарплата минимум 100-150 тысяч. В ПланФакте все эти функции предусмотрены»
Организация управленческого учета – этап, который проходит любая растущая компания. Кто-то поручает разобраться с «этими непонятными цифрами» бухгалтеру. Чаще всего это ничем хорошим не заканчивается.
Кто-то пытается вникнуть сам, а кто-то нанимает финансиста. Отличным помощником, который упрощает работу собственника с учетом, делает его простым и понятным, являются специализированные онлайн-сервисы. Рынок таких программ активно растет в последние годы и в России, и за ее пределами.
Бухгалтерский учет
Бухгалтерский учет – это беспрерывный и систематизированный сбор, фиксация, а также интерпретация специфической информации. Если детально разбирать вопрос бухгалтерии, тогда речь идет о системе, которая позволяет оперировать данными касательно всех производимых в предпринимательстве хозяйственных операций и обязательств, выраженных в финансовом отношении.
Документальная фиксация данной информации ведется по принципу постоянности и непрерывности, то есть с момента регистрации новой фирмы и до ее полной ликвидации, согласно действующим регламентам.
Законодательное регламентирование и основные определения бухучета
На сегодняшний день бухучет обязателен при ведении предпринимательской и хозяйственной деятельности, ведь данное положение закреплено в отечественной законодательной базе. Основные положения прописаны в Положении «О ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», а также в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, который вступил в силу 01 января 2013 года.
Все требования, закрепленные на законодательном уровне и должны выполняться в обязательном порядке на всей территории страны для представителей небанковских коммерческих структур.
Основные определения бухгалтерского учета
Чтобы решить основные задачи бухгалтерского учета, необходим целый набор приемов и способов, которые в совокупности составляют метод бухгалтерского учета. Данный метод включает ряд важных элементов:
Кто может заниматься бухучетом
На предприятии предусмотрена должность главного бухгалтера, которая считается очень важной и серьезной. Однако небольшая организация может и не иметь штатного специалиста, тогда эти обязанности могут выполняться:
Причины необходимости ведения бухучета
Первая и самая весомая причина того, почему необходимо обязательно вести бухгалтерский учет предприятия по общепринятой процедуре – данное требование закреплено законодательно. Поэтому выбора нет, если предприниматель хочет работать, нужно вести свою деятельность согласно букве закона.
В законе нет условия, которое бы могло разрешить организации не вести бухгалтерский учет, ведь он обязателен. Если бухгалтерская отчетность никогда не велась, хозяйственные операции не фиксировались, как следует, а отчеты не подавались контролирующим органам, тогда предприниматель будет привлечен к ответственности:
Цели бухучета
Бухгалтерский учет позволяет формировать полную картину динамики деятельности организации и данных об имущественном состоянии. Эти данные необходимы не только для констатации фактов и отчетности налоговой, ведь с их помощью можно строить прогнозы на будущее. Исходя из этого, бухучет помогает в решении следующих задач управляющего бизнесом и владельца:
Так как интересы заинтересованных пользователей разнятся, данные бухгалтерского учета не могут удовлетворить каждую из сторон в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете для внешних пользователей, частично удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей. Для решений, которые принимаются всеми заинтересованными пользователями, потребуется оценка на предмет способности организации воспроизводить денежные средства и другие подобные активы, а также объемы и регулярность их поступления. Результатом такой проверки станет реальная оценка возможности фирмы осуществлять выплаты государству, работникам, инвесторам, поставщикам, заимодавцам и подрядчикам.
Цель бухгалтерского учета в отношении внутренних пользователей состоит в формировании полной картины для руководства, которая поможет принять верные управленческие решения. Также руководство организации полностью заинтересовано в предоставлении информации внешним пользователям для контроля, анализа и правильного планирования. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется, в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовым результатам деятельности, финансовому положению организации, а еще изменениям в ее финансовом положении.
Объекты бухгалтерского учета
Основными объектами бухгалтерского учета принято считать:
Имущество или имущественные активы в свою очередь состоят из оборотных (например, деньги в кассе и на счетах, запасы сырья, дебиторская задолженность) и внеоборотных активов (например, капитальные вложения, земельные участки, основные средства). К обязательствам организации относятся: заработная плата, счета к оплате, налоги к оплате и т.д.
Основные задачи бухгалтерского учета
Главная и первостепенная задача бухгалтерского учета – это постоянное формирование актуальной и достоверной информации касательно деятельности организации, а также полном имущественном положении. Данная бухгалтерская информация обязательно необходима широкому кругу пользователей: учредителям, собственникам имущества организации, руководителям, кредиторам, участникам организации, инвесторам и другим пользователям бухгалтерской отчетностью. При должном анализе, данные позволяют решать целый спектр задач:
Основополагающие принципы бухгалтерского учета
В процессе ведения бухгалтерского учета требуется скрупулезность и точность, поэтому строится на следующих принципах:
1С:Бухгалтерия 8
«1C:Бухгалтерия 8» — это самая популярная бухгалтерская программа, способная вывести автоматизацию учета на качественно новый уровень. Удобный продукт и подключаемые к нему сервисы позволят эффективно решать задачи бухгалтерской службы любого бизнеса!
Экономика
Квалификация (степень): бакалавр
Бакалавр экономики подготовлен к профессиональной работе в экономических службах предприятий и организаций различных отраслей и форм собственности, к работе на преподавательских и административных должностях, требующих базового высшего экономического образования. Бакалавр экономики может осуществлять аналитическую, организаторскую и образовательную деятельность в следующих областях экономики: функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные и исследовательские процессы, осуществляемые на предприятиях любой формы собственности, в образовательных, исследовательских и других организациях, а также в рамках органов государственного управления.
продолжительность обучения — 4 года. Деление на профили происходит на третьем курсе.
Информация о поступлении
Вступительные испытания:
Математика, Русский язык, Обществознание (ЕГЭ).
Очная форма обучения
конкурс — 12,2
проходной балл — 228
число бюджетных мест — 20
стоимость — 51000 (2011–2012 уч.г.);
2012 г.: конкурс — 14,0
проходной балл — 225
число бюджетных мест — 20
стоимость — 60200 (2012–2013 уч.г.);
стоимость — 36120 (2012–2013 уч.г.)
Важность данного направления подготовки: Экономист — это высококвалифицированный специалист, который выполняет работу по регулированию экономической деятельности предприятия, направленной на повышение эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой и освоение новых видов продукции, достижение высоких конечных результатов при оптимальном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Область (сфера) профессиональной деятельности:
Бакалавр экономики занимается комплексным экономическим анализом с использованием системы соответствующих показателей. Он осуществляет экономическое планирование, анализ и контроль бухгалтерского учета на предприятии, следит за результатами хозяйственной деятельности, за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, участвует в совершенствовании организации прогрессивных форм бухгалтерского и финансового учета. Он владеет законодательными, нормативными и правовыми актами, методами экономического анализа хозяйственной деятельности, документированием.
Перспективы карьеры выпускника:
Основные направления деятельности выпускников включают управленческие и аналитические позиции в реальном и финансовом секторах экономики:
Какие умения и навыки приобретет студент в процессе обучения:
Общие дисциплины для всех профилей
Профиль «Экономика предприятий и организаций»
Профиль «Финансы и кредит»
Профиль «Налоги и налогообложение»
Профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Направление подготовки глазами студентов
1. Поделитесь своими впечатлениями относительно учёбы
2. Что для вас институт экономики?
Практика студентов
Направление подготовки глазами выпускников
Михайлова С.В., выпуск 2009 года
Прежде всего, хочу выразить свою благодарность преподавателям института экономики за их внимательное отношение к своим студентам, искреннее желание обучать и отдавать свои знания, преподнося их легко, доступно и интересно.
Пять лет обучения были интересными, трудными и результативными. Могу с уверенностью сказать, что я получила знания именно в том объеме, в котором они нужны мне для работы.
В институте существует прекрасная научно — техническая база, которая позволяет создать все необходимые условия для блестящих учебных результатов. Часто с лекциями приезжают иностранные преподаватели, что бы поделиться своим опытом со студентами. Все же остальное зависит от самого студента и от того, насколько он хочет учиться и приобретать новые знания.
Хочу сказать всем тем кто сейчас выбирает ВУЗ для дальнейшего обучения, что вы не пожалеете, что пойдете учиться в САФУ. Я буду вспоминать годы обучения в институте с особым чувством, ведь именно благодаря нашим преподавателям я смогла найти достойную работу.
Мне хочется сказать моим преподавателям: «Очень жаль, что обучение закончилось. Те знания, что вы нам дали, бесценны».
В заключение хотелось бы пожелать не сбавлять темпы развития и продвижения института, всему педагогическому составу дальнейшего процветания.
Институт экономики и управления
Директор | Пластинин Александр Викторович, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ |
Директорат | г. Архангельск, наб. Северной Двины, 17, 3-й корпус, ауд. 3402 |
Телефон | |
ie@narfu.ru |
Направления подготовки:
080100.68 Экономика
Магистерские программы:
081100.68 Государственное и муниципальное управление
Магистерская программа: Управление развитием территорий
080400.68 Управление персоналом
Магистерская программа: Управление персоналом
- аритмия во время тренировки
- что сделать чтобы мозг проснулся