Что лучше экономика или социология

Отличия взглядов экономистов и социологов на экономическую деятельность индивида. Сильные стороны каждого подхода (Сочинение на свободную тему)

Социология — наука, изучающая поведение субъектов. Как и экономика. Поэтому неудивительно, что две этих науки всегда шли рука об руку на пути своего развития. На ранних этапах экономика и социология чуть ли не противостояли друг другу. Позже практически слились в одну науку. В рамках нашей темы правильно будет рассматривать отличия экономической социологии и просто экономики, ведь мы не говорим о социологии в целом, а берем за объект сравнения экономическую деятельность индивидов.

Важно заметить, что в развитии любой науки отмечают несколько фаз.

Так вот социология появилась позже экономики и до сих пор отстает на одну стадию. Первоначально социология была дополнением к экономике, рассматривала сферы, до которых не доходило её влияние. Были моменты, когда две науки были в состоянии вражды. Именно тогда зародилась экономическая социология. В этот период науки будто бы «разделили обязанности». Наконец экономика и социология слились, поняв, как много общего имеют и как много упускают, не охватывая всю область изучаемого целиком. (В. В. Радаев, 2008)

В современных условиях, когда в доступности у исследователей огромное количество новейших технологий, позволяющих производить максимально точные оценки, когда в руках у ученых наработки их предков, концепции, помогающие делать более точные выводы, экономика в своем развитии дошла до приближенных к жизни результатов построения своих моделей и выдвижения теорий. Вот теперь, имея способность оценить хоть не все, но большую часть социальных факторов, экономика приблизилась к экономической социологии. (Беккер Гэри С., 1993)

Современная экономика прибегает к количественным методам, позволяя отходить от общих теорий к чистым данным, реальной статистике. Она рассматривает полезность, относительные и символические ценности. Теория же игр позволяет оценить логику социальных отношений в истинном виде. Социология напротив осталась на уровне использования «классических» методов, что сильно тормозит ее приближение к действительности. (П. Вайзе, 1993)

А именно рассмотрение неких искусственных институтов, инструментов, выявление общественных структур, взаимодействие субъектов между собой — все эти базовые модели сузились до рассмотрения производства и потребления благ. (Ю. Эльстер, 1993)

Теперь можно дать ответ на поставленный в теме вопрос. Итак, разница между классическими социологами и классическими экономистами заключается в том, что экономисты избегали иррациональных действий субъектов, пытались строить идеальные математические модели и, по идее, строили базовые понятия экономики. А социологи в свою очередь, отставая от экономистов, заметили пробелы в таких моделях, стали разбирать концепции и выдвигать свои, охватывая недостающие области. (Бруннер К., 1993)

Преимущество первых — умение обобщить огромный объем данных во что-то единое и работающие в целом модели. Сильные стороны вторых — взгляд на ситуацию с «человеческой стороны», рассмотрение влияния множества невербальных факторов и умение их оценить.

Что касается современности, социологи немного отошли от экономики и уже не воспринимают это основной областью своего изучения, поэтому за счет расширения на изучение всех сфер общественной жизни, они отстали от экономистов в адекватности методов исследования.

Обобщая все вышесказанное, хочется сказать, что если когда-то экономика и социология в контексте изучения хозяйственной деятельности индивида и делились на две совершенно разные науки, то теперь этим занимаются по сути экономисты, принявшие от социологов необходимость учета социальных факторов, освоившие новейшие методы, позволяющие делать более точные и реальные выводы. Социология же в своём развитии двигается на данный момент горизонтально, охватывая всё больше сфер общественной жизни.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Что лучше экономика или социология

Содержание:

В связи с социально-экономическими изменениями в обществе возникают «смешанные» науки, такие как экономическая социология и социоэкономические науки. Поэтому в последнее время интерес к этим наукам не только не уменьшается, но и продолжает расти с новой силой. Как известно, экономическая социология и социоэкономика относятся к той группе наук, которая называется «общей» или междисциплинарной. И многие ученые пытаются выявить сходства и различия между экономической социологией и социально-экономической сферой.

Фундаментальной темой обсуждения сегодня является актуальное содержание и полезность экономической социологии и социально-экономической сферы.

Следует отметить, что экономические и социальные модели тесно взаимосвязаны, и этот процесс представляет интерес для теорий западного и отечественного происхождения социологии.

Общее и разное: Экономическая социология и социально-экономические науки

В социально-экономической сфере также учитывается тот факт, что многие решения в экономической сфере основываются на эмоциях.

Нетрудно очертить разницу между социально-экономической теорией в версии SASE и неоклассической экономической теорией, но в этом случае разница с экономической социологией и экономической психологией (которая обычно опускается) исчезает. На самом деле, социоэкономисты отличаются от неоклассиков иной концепцией:

Сущность экономической социологии

В самом широком смысле экономическая социология изучает социальные аспекты развития экономических отношений, их влияние на жизнь, интересы, поведение, отношения социальных групп и индивидов.

Целью экономической социологии является изучение социальных аспектов и последствий развития экономических отношений населения в рыночных условиях, способствующих повышению эффективности социальной направленности экономики и решений управленческого аппарата, и, как следствие, улучшению качества жизни населения.

Под субъектом экономической социологии следует понимать социальные отношения, возникающие в различных сферах человеческой деятельности: Труд, собственность, производственные процессы, распределение и обмен, потребление. Предмет также включает социальные последствия развития этих сфер, которые возникают во взаимодействии с макроэкономическими особенностями функционирования экономической системы.

В более узком смысле предметом экономической социологии является экономическое поведение как отдельных лиц, так и населения в целом, а также социальные явления, происходящие в экономической и финансовой сферах.

Темы экономической социологии могут быть:

Формирование общественных отношений в сфере труда, собственности, производства и распределения, обмена определяет формирование различных видов экономического поведения. Предмет экономической социологии также включает в себя саму структуру рынка и социальные отношения, которые возникают между рыночными субъектами и объектами.

В общем смысле объект экономической социологии относится к социальной реальности сферы экономических отношений. В том числе:

Сходства и различия между экономической социологией и социально-экономической сферой

В социально-экономической сфере подчеркивается, что большинство решений в экономической среде основываются на эмоциях. Отличительными особенностями социально-экономической сферы являются:

Все вышеперечисленные особенности социально-экономической сферы применимы и к экономической социологии. Расширяя круг рассматриваемых факторов за счет человеческих эмоций и особенностей предпочтений, социоэкономике присваивается не статус отдельного института, а своеобразное «междисциплинарное начало» для отдельных социальных наук, которые по-своему изучают процессы в экономике, в том числе и экономическую социологию.

Еще одной отличительной чертой социально-экономического развития является акцент на важности роли коллектива и нравственного поведения общества.

Сходство социально-экономической и экономической социологии лежит в общем объекте исследования, который выражается в закономерностях экономической жизни, экономических отношениях и экономическом поведении индивидуумов на разных уровнях.

Социально-экономические науки: их тематика и задачи

Социально-экономическая деятельность в первую очередь связана с потребностями населения и его потреблением товаров и услуг. Предметом изучения социально-экономических проблем является характер возникновения потребностей, потребительских запросов, моделей потребления, рациональных потребностей отдельных лиц и социальных групп, а также регионов и общества в целом, учитывая разнообразие самих потребителей и потребительских предпочтений.

Основной задачей социально-экономической сферы является изучение экономических отношений в социальной сфере населения, их изменений и влияния на обеспечение социальной защиты наиболее незащищенных слоев общества.

Экономические отношения, возникающие в обществе, оказывают непосредственное влияние на общественную жизнь всех его членов. Высокая степень влияния характерна для отношений, связанных со средствами производства, отчуждением работников, осуществляющих свою деятельность за плату, от средств производства. Этот факт приводит к проблемам занятости и безработицы, проблемам экономического и социального характера в социальных группах.

В современном мире большинство развитых стран характеризуется социально ориентированной рыночной экономикой. Экономическая система таких стран направлена на достижение не только экономических, но и социальных целей. В данном случае основное внимание уделяется решению проблем социального характера.

Все сферы рыночной системы так или иначе связаны с социально-экономической сферой, которая занимается обслуживанием и удовлетворением социальных потребностей населения.

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник

Социолог

Может показаться, что социология – исключительно гуманитарная наука. Но в действительности она требует хорошего знания математических/статистических методов расчета и теории вероятности. В рамках данной статьи мы постараемся рассказать о других особенностях профессии социолог, чтобы читатель мог понять, подходит ли ему эта сфера деятельности.

Что лучше экономика или социология

Социология, как наука, изучает общество, чтобы объяснить происходящие в нем процессы, найти решения актуальных проблем и спрогнозировать изменения в той или иной сфере. Социологическому анализу подвергаются все явления, которые так или иначе затрагивают общество. Поскольку данная наука охватывает чрезвычайно широкий спектр общественной жизни, она имеет множество отраслей, например: гендерная социология, социология религии, моды, искусства, семьи, образования, маркетинга и так далее.

Социологи разрабатывают исследовательские проекты, собирают и анализируют статистические данные, на основе которых выявляют закономерности. Они могут посвятить себя научной деятельности, устроиться на работу в госучреждение или в частную фирму. В коммерческих организациях социологи главным образом изучают потребности покупателей и эффективность рекламных кампаний, чтобы улучшить показатели продаж.

Что лучше экономика или социология

Кто такой социолог?

Социолог – квалифицированный специалист, профессионально анализирующий, оценивающий и описывающий явления и проблемы, которые происходят как в обществе в целом, так и в отдельных группах.

Можно сказать, что социология зародилась в глубокой древности: еще древнегреческие философы Платон и Аристотель рассуждали о проблемах общества. Однако же как самостоятельная наука она оформилась только в XIX веке. Ее основоположником стал Огюст Конт, который первым перешел от созерцая общественных явлений к их изучению посредством эмпирических методов.

Науке об обществе Конт изначально дал название социальная физика. И лишь спустя время ее стали называть социологией. Этот термин произошел от двух греческих слов: socio (общий) и logos (слово), что можно трактовать как слово об общем.

Кстати, официальной датой возникновения науки об обществе считается 27 апреля 1839 года – день, когда Конт впервые использовал новое слово «социология».

Дальнейшим развитием науки, и как следствие, появлением профессии социолог, общество обязано Эмилю Дюркгейму. Именно этот французский ученый описал множество социологических методов исследования, которые и по сей день являются основополагающими принципами классической социологии.

Основные должностные обязанности современного социолога, который работает на предприятии, включают в себя:

В коммерческих организациях социологи проводят маркетинговые исследования, «раскручивают» продукцию, продвигают товары и услуги компании-работодателя. В консалтинговых компаниях, центрах аналитики и ряде государственных учреждений задача специалиста по социологии состоит в том, чтобы исследовать и анализировать мнение граждан по поводу проблем экономического, политического или социального характера, а также узнавать, что думают избиратели о кандидатах во время выборов на ту или иную должность.

Что лучше экономика или социология

Какими личностными качествами должен обладать социолог

По роду деятельности социологу приходится анализировать большое количество информации. Поэтому очень важно чтобы он умел длительное время концентрировать внимание исключительно на своей работе и при этом мог замечать детали на фоне общей картины. Нужно также, чтобы он имел способность оценивать данные, выделять закономерности и частные случаи. Для этого, помимо прочего, ему необходимо обладать такими личностными качествами как дисциплинированность и усидчивость.

Нельзя переоценить и такую черту характера, как ответственность. От того, насколько качественно специалист по изучению общества выполнит свою работу, зависит успешность всех проектов, ради оптимизации которых и проводятся социологические исследования.

Для данного специалиста важно уметь находить нестандартные способы решения нестандартных ситуаций, а также понимать психологию человека. Это необходимо, поскольку одна из основных задач социолога – предлагать варианты того, как решить проблемы сотрудников компании.

Современный специалист обязан уверенно работать на ПК и владеть, в частности, такими программами как Microsoft Excel, Microsoft Access, MSQL.

Преимущества профессии социолог

Данная профессия востребована на рынке труда в настоящее время и наверняка будет востребована в будущем. Она также является социально значимой специальностью.

Социолог может выбирать между научной деятельностью и карьерой в государственной или коммерческой организации. В первом случае он получит больше возможностей для творческой самореализации, во втором – более высокую заработную плату.

Социологические исследования обязывают практически постоянно общаться с респондентами, и в процессе этого общения специалист учится взаимодействовать даже с самыми сложными людьми. А это умение может быть полезно социологу и вне работы.

Что лучше экономика или социология

Недостатки профессии социолог

Для того чтобы быть востребованным специалистом, социолог должен хорошо разбираться не только в социологии, но и в таких областях науки, как философия, политология, психология, математика, статистика и т.д.

Считается, что уровень подготовки специалистов по социологии в ВУЗах России недостаточно высок, поэтому за пределами страны найти работу по профессии достаточно сложно.

Не смотря на то, что социолог владеет всеми навыками, необходимыми для того, чтобы открыть свое дело, данный специалист не может работать на себя по специальности.

Где можно получить профессию социолог?

Для того чтобы работать в данной сфере, необходимо получить среднее специальное или высшее образование по направлению «Социология». Также можно пройти курсы профессиональной переподготовки.

Стоит отметить, что работодатели, как правило, отдают предпочтение соискателям, которые окончили высшее учебное заведение. Кроме того, ВУЗы во время обучения обеспечивают практику в крупных компаниях, и студенты, которые хорошо проявили себя, нередко получают хорошую должность сразу же после окончания обучения.

На сегодняшний день, лучшие факультеты социологии предлагают следующие ВУЗы России:

Источник

Между экономикой и социологией

Анатолий Кузичев: Наша команда вновь в полном составе.

Дмитрий Ицкович: Футбольная почти.

Вадим Радаев: А я буду добавлять что-то невзначай.

А.К.: Об этом сегодня наша передача.

В.Р.: На редкость содержательная и увлекательная будет передача.

А.К.: На самом деле это была не шутка. Легко догадаться, что мы будем говорить об экономике.

Борис Долгин: О чем-то между одним и другим.

А.К.: Но все же, как мы можем оценить не тему сегодняшней программы, а тему того, чем вы занимаетесь?

В.Р.: Я экономист по образованию, а занимаюсь социологией. Тут-то все и кроется.

А.К.: Вы занимаетесь социологией экономики?

В.Р.: Экономической социологией.

Д.И.: Вадим, а что вы закончили?

В.Р.: Экономфак МГУ, как многие приличные люди.

В.Р.: В тяжелое время – в начале 80-х.

Д.И.: Какая у вас была специальность?

В.Р.: Политическая экономия.

А.К.: И вот сейчас, благодаря армии приличных людей, которые закончили экономические вузы по обе стороны океана, мы и находимся в той экономической ситуации, в которой находимся. Или это вопреки вашим глубоким познаниям?

В.Р.: Мы стараемся, конечно, напортить, но все-таки не всесильны.

А.К.: Буквально два слова о том, что такое экономическая социология. Я примерно знаю, что такое социология, и теперь особенно отчетливо понимаю, что такое экономика. А вот что такое экономическая социология?

В.Р.: Из названия ясно, что это отрасль социологии, которая занимается экономикой, но это пока мало о чем говорит. История тут такая. Были бородатые классики в XIX– начале XX столетия, которые занимались всем подряд.

Д.И.: Под «бородатыми классиками» простой народ понимает двух.

В.Р.: Ну, да. А больше, наверное, и не нужно. Тогда не было особой специализации, они занимались всеми основными отраслями. Потом произошла профессионализация: экономисты пошли налево, социологи – направо. И так было несколько десятилетий, почти до 1960-х годов…

Д.И.: Одни пошли налево, другие – направо, и в итоге они встретились.

В.Р.: Они встретились, но не сразу. Они долгое время игнорировали друг друга. Даже занимаясь одним и тем же, все равно игнорировали

А.К.: Экономисты пошли направо, а социологи – налево, конечно.

В.Р.: Ну, это кому как.

Д.И.: По Венечке Ерофееву, тут важно, откуда смотреть.

В.Р.: Ну, да. Скорее, так. А потом случилось страшное: в начале 60-х появился Гарри Беккер[1], а потом еще другие экономисты, которые чем дальше, тем дольше начали залезать в социальные и социологические вопросы: заниматься преступностью, семьей, образованием, человеческим капиталом. При этом они не особо замечали, что какие-то там социологи в течение 150 лет что-то делали. Это назвали экономическим империализмом, когда мощная когорта экономистов, построившись в шеренгу сначала по два, потом по четыре, затем по восемь, пошла на чужие территории.

Б.Д.: Социологи сильно сопротивлялись?

В.Р.: Социологи начали тихо сопротивляться где-то уже в 1980-х годах. Тогда сформировалось то, что сейчас называется новая экономическая социология. Социологи начали залезать на поле экономистов: изучать рынки, ценообразование и пр. Нынешняя экономсоциология заключается как раз в том, чтобы инструменты социологии, ее классические и современные подходы, опросный инструментарий, всякие наблюдения и прочее, что она имеет, направить на изучение хозяйства и предложить такие взгляды, которые экономисты предложить не могут, потому что они просто иначе устроены.

А.К.: Вадим, попробуем все-таки сформулировать, что при таком подходе экономисты и что такое социологи.

Б.Д.: И где между ними граница, где общая зона, и кто считает эту общую зону своей – социологи или экономисты.

В.Р.: Вот смотрите. Существовали когда-то славные времена, когда экономистами были те, кто занимается экономикой, а социологами те, кто занимается обществом. Эти времена прошли навсегда. Сейчас вся зона общая. Все всё больше и больше начинают заниматься одним и тем же, в частности, экономическими вопросами. Грубо говоря, все начали лезть во все. Нет никаких запретных зон. Отличаются они не тем, что зона экономистов – это экономика. Вы можете определить, что такое экономика, где она начинается и где она заканчивается?

Д.И.: Мы хотим, чтобы вы определили.

В.Р.: Этого сделать нельзя. Под экономикой сейчас понимается определенный способ поведения.

Д.И.: Способ поведения?

В.Р.: Да. Экономическое – это рациональное поведение, которое наблюдается везде. Движимая собственным эгоистическим интересом, рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. Это наблюдается везде: не только в производстве мяса и молока, но в образовании, в искусстве. Экономика везде.

Б.Д.: Какие могут быть альтернативы, оппозиции экономическому способу поведения?

Б.Д.: Поведение в самых разных сферах.

В.Р.: Я думаю, чем отличаются экономсоциологи сейчас? Не тем, что они занимаются чем-то другим, что у них свои резервации. Они всё больше и больше занимаются тем же самым. Теми же самыми рынками. Но у них другой взгляд, то есть другие исходные и другие вводные. Они тоже интересуются поведением людей, но видят этих людей иначе.

Д.И.: Ну, можно и поспорить.

В.Р.: Это лишь общая формула, абстракция.

Д.И.: Создание предприятия может быть нулевым, например.

В.Р.: Ну, оставим предприятие и возьмем зарабатывание денег. Давайте посмотрим, а зачем человек зарабатывает деньги. Первый вариант: ему нужно прокормить себя и свою семью. Такова ситуация. Второе: он вовлекся в какую-то интересную игру, он склонен к риску, у него жажда адреналина.

А.К.: Но это же не рациональные мотивы, о которых вы говорили. Склонность к риску, желание пощекотать нервы – это же не рациональные категории.

Д.И.: Очень простая вещь: если у тебя такая конституция, что тебе нужны физические нагрузки, и ты любишь альпинизм, начать плавать в море. Это не рационально? Почему, рационально вполне.

Короче говоря, вот это же она и есть, жизнь. На поверхности – зарабатывание денег. Все пытаются заработать денег. Кто-то более успешно, кто-то менее. А жизнь-то за этим. Она открывается тогда, когда мы задаем вопрос: зачем это делается, каков внутренний мотив. Это одна вещь, довольно важная.

А.К.: Продолжаем разговор. Вадим Валерьевич Радаев – начну в этот раз представление вот с чего – главный редактор электронного журнала «Экономическая социология», кроме того, научный руководитель федерального образовательного портала «Экономика. Социология. Менеджмент».

В.Р.: Я, по-моему, уже перестал им быть, но пусть тоже будет здесь.

Я вспомнил, что Брюс Ли, говорил, что для того, чтобы пробить деревяшку, надо, чтобы центр удара был не в деревяшке, а за ней. И тогда ты как бы бьешь сквозь нее, по ходу разбивая в клочья. Это условная точка. Я почему вспомнил Брюса Ли? По-моему, вполне к месту: мы про спортсменов говорили, про экономику, про экономическое поведение, про то, что на поверхности – зарабатывание денег. И что это вроде бы очевидный мотив, но это вовсе не мотив, а надводная часть, а все остальное, то, что за ним (как та точка, в которую ты целишься, разбивая деревяшку), – это, собственно, и есть ваш интерес, то, что за ним (мотивы, смыслы, побуждения и все прочее).

Б.Д.: То есть интерес социологии. В данном случае речь шла о мотивации как об одном из интересов социологии.

Д.И.: Не старший экономист.

В.Р.: Да, а просто экономист. Он сказал, что предметом социологии является поведение человека, понимаемое как социальное действие. Здесь два элемента. Первый мы уже обсудили вкратце: что это действие, у которого есть внутренний субъективный смысл, то есть мотив. Второе – это то, что действия каждого из нас связаны с действиями других людей. То есть мы все повязаны разного рода отношениями с другими людьми. Они-то определяют во многом наши решения.

А социологи говорят: «Стоп-стоп-стоп!» Человек вроде бы принимает решения один, у каждого своя голова. Но давайте разберемся, как принимаются эти решения. Даже в простых случаях, когда нужно какую-нибудь тряпку купить или телевизор, как люди поступают? Есть, конечно, некоторые маньяки, которые весь интернет изроют. Большинство же людей заглянут в интернет (если он у них есть), но скорее всего они позвонят своему другу, которого считают квалифицированным или который недавно это приобрел – кому они доверяют, и скажут: «Слушай, я тут подумал приобрести такое. Что ты скажешь?» Даже в простом случае начинается обсуждение по своим сетям, все время циркулирует важная информация, и чтобы человек совершенно независимо принимал решение, без влияний других – это редкость.

Д.И.: А вот с помощью интернета – это считается один, независимо, или зависимо?

А.К.: Навязывает буквально.

В.Р.: А иногда и навязывает эти решения. Нужно механику этого понимать. Это же означает, что человек, который покупает телевизор в Москве, и человек, который покупает телевизор в Рязани, и человек, который покупает телевизор в Токио, – это три разных случая.

Б.Д.: В принципе, проблемами ограниченной рациональности занимались и экономисты[3]. Герберт Саймон получил Нобелевскую премию в том числе и за опровержение идеи о том, что человек является существом экономическим. В чем здесь тогда специфика?

В.Р.: Герберт Саймон – единственный из нобелевских лауреатов-экономистов, который имел за плечами курс социологии. Он действительно ввел понятие ограниченной рациональности, которое говорит о том, что человек пытается вести себя более или менее устойчиво и последовательно, но все-таки и информации не хватает, и морально-волевых качеств, недостаточно времени и сил для того, чтобы перебирать бесконечные варианты в поиске оптимального или даже second best (следующего после оптимального). Поэтому люди довольствуются если не малым, то умеренным. Они ограниченно рациональны и в итоге выбирают не оптимальный вариант, а то, что их устраивает. Это, кстати, тоже рационально. Потому что представьте, что, выбирая телевизор, нужно перебрать все варианты и вникнуть во все детали.

Б.Д.: По всем возможным критериям.

Д.И.: А если пойти далеко, нужно будет сходить еще к окулисту, который скажет, что твоим глазам этот телевизор годится, а этот не годится.

В.Р.: Ну это же ужас! Теперь – как это относится к социологии? Это тот самый случай, когда человека признали оба лагеря – экономисты и социологи. То есть только ленивый не ссылается: Герберт Саймон, ограниченная рациональность. Это принято железно. Как это понимать с точки зрения экономистов?

Экономисты же тоже не стоят на месте. Были некоторые идеальные модели. Есть масса творческих людей, которые занимаются нормальным ревизионизмом: здесь кирпичик выдернули, там выдернули, там двинули – была полная рациональность, стала ограниченная, были безудержные стремления к эгоистическому интересу, стали ограниченные вещи; была предпосылка о полной информации, сейчас никто практически этого не придерживается и так далее. Разумеется, такие ревизии идут, и во многих случаях с социологами начинают пересекаться. Ну и слава Богу. Кто же возражает?

Б.Д.: Как устроена экономсоциология? Какую-то карту ее представьте: где есть школы, места, урочища.

Д.И.: Вот, например, молодой человек чувствует, что ему что-то интересно в этой жизни. Его интерес где-то в области социологии. Он студент, абитуриент, магистрант. Как можно описать его интерес? Это первый вопрос. И второй: на каких-то конкретных предметах – где находится та область, по которой вы пошли, как вы работаете?

Б.Д.: Где, собственно, зона этой самой экономсоциологии сейчас? Какие направления?

А.К.: Мы ушли от простого понимания самого предмета. Дима предложил хорошую формулу. Вот абитуриент, который говорит: «Я люблю подержать в руках кинокамеру, и мне нравится, когда перед ней бегают люди с пистолетами».

Д.И.: Да, человек любит снимать кино.

Социология часто ассоциируется у людей, которые о ней знают весьма поверхностно, с проведением опросов. Действительно, многие используют опросные методы. Но все-таки это поле социологии, где она в большей степени обустроена, в большей степени работала и много этим занимается. Другое дело, что надо не к анкеткам это сводить, а сказать примерно следующее: «Социолог – это человек, который не просто изучает общество, как ведут себя люди». Это когда абитуриенты приходят на первый курс, их спрашивают, чего они на социологию пошли, что это такое? Они отвечают: «Социология изучает общество». Хорошо, ладно. Только она не просто изучает общество, она специфична тем, что изучает его посредством организации диалога с объектом.

Б.Д.: То есть изучает его не как мертвый предмет.

В.Р.: Что есть анкетки? Эти один из инструментов, как можно организовать диалог с объектом. А объект – он же живой, и предполагается, что он говорящий. Соответственно, берется человек, люди, группы. Желательно в максимально естественной среде, а не в среде психологического эксперимента.

А.К.: В среде обитания.

В.Р.: Здесь с антропологами общее поле. А дальше к ним приходит человек и начинает задавать вопросы. Вроде: «Как ты живешь?», «А это что?» Причем по вещам совершенно обыденным, не каким-то там заумным. «Как ты живешь?», «Почему ты это делаешь?», «Почему ты делаешь это, а не то?» Анализируют ответы, а затем возвращаются вновь и вновь, чтобы проверить эти ответы. Делают это путем опроса или путем включенного наблюдения[4]. Майкл Боровой, главный всемирный социолог, пошел на завод «Каучук» в Москве, потом в Сыктывкар поехал, нанялся рабочим на завод. Работает себе там и смотрит, как оно там изнутри происходит.

Д.И.: Как из этого можно что-то понять? Ведь объект еще даже более отчужденный, чем у психолога. Это и с психологом тоже есть: ты общаешься с таким же, как ты, но должен сильно от него абстрагироваться. А здесь дистилляция двойная происходит: ты абстрагируешься от конкретного объекта, и ты его абстрагируешь от самого себя, превращаешь в единицу чего-то большего.

В.Р.: Так называемое ресурс-дистанцирование – страшно важная вещь, но давайте начнем с вопроса, кому что нравится. Вот вам что больше нравится – организовывать диалог с живыми людьми или анализировать статистические таблицы? Я, например, занимаюсь и тем, и другим.

А.К.: Продолжаем разговор и напоминаем, что Вадим Валерьевич Радаев, первый проректор государственного университета Высшей школы экономики, профессор и завкафедрой экономической социологии, задал нам вопрос. Он был, вроде, такой риторический, а я задумался, что мне интересней – таблицы или люди? Люди – отвечу я вам с готовностью.

Д.И.: Ты ведь выбрал себе специальность «журналист» и как-то это проверил.

В.Р.: А я вас уверяю, что многим интереснее заниматься цифирью. Или не интереснее, но занимаются. Анализируют: вот вам объемы производства, вот динамика цен, вот поток сюда, поток туда, финансовые потоки, людские потоки. Чудненько. Ну и хорошо, этим нужно заниматься, кто же спорит. Но здесь специфика в другом. Мы смело идем к объекту, организуем с ним диалог – анкетирование или интервью. Есть некоторые эстеты, которые слушают биографии людей по 7 – 8 часов, такие длинные нарративы, а потом из этого что-то структурируют, вытягивают. Кто-то включенным наблюдением занимается. Но в любом случае социолог практически вытягивает из действующего, говорящего, мыслящего объекта информацию о себе.

Д.И.: Ведь не о нем, не о нем же информацию!

В.Р.: А дальше ваш вопрос. Во-первых, нам чего-то говорят. Дальше начинается, конечно, самое сложное и интересное, потому что нам тут что-то говорят или заполняют какие-то анкетки, а мы всему этому верим? Понятно, что мы, вроде бы, не идиоты и не можем всему верить. Тут возникает уже вопрос подходов и техник, чтобы понять, во-первых, как это агрегировать, потому что один человек сказал одно, другой – другое и так далее, а мы, действительно, не можем всем верить на слово. Значит, мы должны это анализировать и понять, что скрывается за этими словами или за этими цифрами, возникающими из опросных техник. Значит, мы сложили это, умножили. Дальше что?

Д.И.: Все-таки у нас не очень большая передача – важно в ней успеть разобраться, что это такое. Например, такая история: вы со своими студентами сделали что-то и узнали что-то, что и есть предмет экономической социологии.

В.Р.: Последние годы я занимаюсь тем, как выстраивают свои стратегии ведущие участники рынка, в данном случае – розничного рынка. Я могу объяснить, почему это важно. Это интересно, но займет много времени, потому что я увлекусь.

Д.И.: Ну, в трех словах – почему это важно.

А.К.: А теперь не презираем, а просто ненавидим.

В.Р.: Вот, а теперь кто-то ненавидит, кто-то презирает…

Б.Д.: Но с удовольствием пользуемся.

Д.И.: Социальный и структурный сдвиг колоссальный.

В.Р.: Произошло все так быстро, буквально на наших изумленных глазах.

Б.Д.: Без специальных госпрограмм развития.

Д.И.: Это заказ? Почему этим занимаются?

В.Р.: Да нет никакого заказа, когда люди в разных концах света начинают этим заниматься.

Д.И.: Просто увидели что-то новое.

В.Р.: Да, увидели. Для социологов это действительно новое: экономисты-то этим занимались, это, вроде, их хлеб. А социологи увидели, что, кажется, все этим занимаются, а счастья нет. Нет даже нормального понимания или определения, что есть рынок.

Ну и, наконец, идут интересные процессы. Вот тоже торговля. Кого-то другое интересует – фондовый рынок, милое дело: там происходят колоссальные быстрейшие изменения. Их интересно понять не на уровне цифр (как растет оборот розничной торговли – ну растет – и хорошо, слава Богу), а что там происходит, как они строятся.

Д.И.: А что делает экономический социолог?

В.Р.: Нам интересно посмотреть как раз не на уровне экономических показателей, а то, каким образом выстраиваются стратегии, как их «промысливают», как реализуют, как это завязано между собой.

А.К.: А они реализуют эти стратегии, используя экономическую социологию, или вы уже потом их анализируете и находите в них зерна экономической социологии?

В.Р.: Да. Мы изучаем, потом часть того, что мы нашли, мы опрокидываем в виде результатов наших отчетов, либо в виде каких-то публикаций.

Б.Д.: То есть ими может быть не востребована сама по себе наука, но ими востребована экспертиза, построенная на базе исследований.

В.Р.: Опыт показывает, что многие вещи для них интересны, они что-то считают полезным, они считают, что полезно, чтобы общественность знала об этом, потому что у нашей общественности, даже у лучшей части экспертного сообщества, зачастую представления бывают достаточно однобокие.

Д.И.: Показывали нам по телевизору эти однобокие представления.

В.Р.: Ну и вообще, есть нормальный человеческий интерес. Нечто разворачивается на наших глазах – интересно просмотреть.

Б.Д.: Как может социолог на это не смотреть?

В.Р.: Ну да. Оно же быстро изменится, судя по всему. А потом и забудется.

Б.Д.: И дальше у социологов будет новая делянка.

А.К.: Наша программа заканчивается, и у меня есть предложение. Давайте следующую нашу программу в этом же месте в этом же составе посвятим той же самой теме, может быть, в другом каком-то преломлении.

Спасибо большое. Вадим Валерьевич Радаев был нашим собеседником сегодня. Нашим – это Дмитрия Ицковича, Бориса Долгина и Анатолия Кузичева в рамках проекта «Наука 2.0». Ровно через неделю в том же составе мы встречаемся здесь же.

[1] Американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1992 года за распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение.

[2] Выдающийся немецкий социолог, экономист и историк культуры; внес существенный вклад в такие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, экономическая социология, теория капитализма. Свою концепцию Вебер назвал «понимающей социологией». По его мнению, социология должна анализировать социальное действие и пытаться познать его через смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект.

[3] Ограниченная рациональность – концепция, интерпретирующая процесс принятия решений человеком как принципиально несводимый к рациональному выбору и более связанный с применением эвристик, нежели с алгоритмом оптимизации по заданным критериям

[4] Включенное наблюдение – качественный метод сбора первичной социологической информации, для которого характерно личное участие наблюдателя в наблюдаемом процессе. Это облегчает восприятие причин и мотивов действий, но, правда, создает дополнительные проблемы с так называемым «выключением исследователя»

См. также:

«Наука 2.0» с Михаилом Гельфандом. Что такое биоинформатика

«Наука 2.0» с Кириллом Еськовым. Эволюция в образовании

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *