Что лучше фер или тер

ТЕР и ФЕР при формировании сметы

Что лучше фер или тер

14 сентября 2020 г.

При формировании сметной документации и выполнении вычислений для строительства в России применяются отечественные стандарты по расценкам на конструкции, элементы, материалы и работы. Как цифровое моделирование упрощает расчет сметы? Какой из сборников нормативов выбрать, чем они различаются и для чего предназначены?

Расценки в строительстве

При расчете сметы инженер опирается на данные сметно-нормативной базы. Он ориентируется на цены, действующие на строительную продукцию в России. Одновременно существует несколько вариантов нормативов, зафиксированных в определенных сборниках. С течением времени показатели пересматриваются и корректируются.

Одними из самых распространенных более 15 лет остаются базы ФЕР и ТЕР. Они позволяют определять стоимость элементов проекта на конкретную дату. Нормы и правила для составления сметной документации вводятся в действие Госстроем РФ, а также органами госуправления администрации отдельных регионов. При проектировании 3D-модели в BIM WIZARD поддерживается передача информации в едином формате из бим-модели в программе для автоматизированного составления сметных расчетов.

Что такое ТЕР

Аббревиатура ТЕР образована от определения «Территориальные единичные расценки», используемого в строительстве. Базовые нормативы нужны для расчета сметной стоимости в процессе разработки проекта строительства, восстановления или реконструкции объектов капитального, жилищного, промышленного и инфраструктурного назначения.

Для каждого вида работ применяются отдельные расценки. Получить информацию можно из специальных сборников. Они необходимы в том случае, если подрядчик привлекает средства областного бюджета. Заменять данные этой базы на сведения, полученные из иного источника, нельзя. Для высокоточных и сложных процессов замена на данные иных баз недопустима.

Что такое ФЕР

Аббревиатура ФЕР образована от названия «Федеральные единичные расценки». Действующая в текущем году тарифная сетка сформирована в ценах на 01.01.2000. Это основа, используемая для расчета укрупненных нормативов сметы. Она нужна для определения прямых затрат, указанных в сметной документации. Данные нужны для расчетов по завершенным строительным работам.

Для формирования базы использованы цены Московской области и нормативы ГЭСН-200. Эти данные позволяют формировать полный комплект сметной документации. Они действуют при проектировании зданий, сооружений, объектов инфраструктуры и производства.

В чём разница между ТЕР и ФЕР

Главное различие между сборниками заключается в применяемых источниках финансирования:

При использовании ТЕР регион, где зарегистрирован подрядчик, не имеет значения. При строительстве в Москве будут использованы данные ФЕР или ТСН-2201. Если строительство финансирует коммерческая организация, то заказчик и подрядчик самостоятельно определяют, какую нормативную базу использовать.

Применение ТЕР и ФЕР в сметных программах

Что лучше фер или тер

Нормативы необходимы для расчета локальных смет и формирования комплекта сметной документации. Единичные расценки применяются без корректировок, однако учитываются коэффициенты на условия работ. Возможно внесение корректировок в процессе формирования сметы.

Уровень цен при расчете сметы может быть текущим и базисным. Инфляция и изменение стоимости материалов, работ, техники учитываются при помощи специальных индексов. При изменении коэффициентов необходимо ссылаться на использованные сборники единичных расценок. В программе для автоматизированного составления сметных расчетов в строительстве SmetaWIZARD эта информация подгружается в автоматическом режиме.

Обновления индексов ФЕР и ТЕР

В нормативных базах использован средний уровень цен и расходов по разным видам строительных работ. В отдельных случаях за эталон принимается средний уровень расходов по отрасли.

С течением времени многие процессы меняются, инфляция и кризис приводят к росту стоимости материалов, работ, конструкций. В результате индексы увеличиваются. Они не только дополняются, но и меняются. Это позволяет узнавать реальную стоимость каждого элемента.

Источник

Все говорят про ФЕР 2020. А что же с ТЕР? Когда и где их можно применять?

Все говорят про ФЕР 2020. А что же с ТЕР? Когда и где их можно применять?

О ПРИМЕНЕНИИ ТЕР-2001 и ФЕР-2001
👉 В соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (Начало действия документа — 01.04.2020) обращаем внимание на необходимость исключительного применения Федеральных сметных нормативов, расценок, цен, методических и других документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности Минстроя России в отношении расходов по государственным (муниципальным) контрактам, контрактам, источником финансового обеспечения которых являются ДОТАЦИИ НА ВЫРАВНИВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, предоставляемые на осуществление капитальных вложений, а также закупки в целях строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, главным администраторам (администраторам) средств бюджетов субъектов Российской Федерации, юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям (с учетом положений пункта 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации), федеральным бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям.

💥 Для справки: Применение Территориальных единичных расценок (ТЕР), которые включены в Федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 года или утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, допускается в отношении строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансируемых исключительно полностью за счет средств регионального (муниципального) бюджета.
👉 В случае если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации определена c применением сметных нормативов, расценок, цен, методических и других документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 года или утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, проверка достоверности определения сметной стоимости, включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия таким сметным нормативам, расценкам, ценам, методическим и другим документам в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности.

✔️ Следует обратить внимание на необходимость применения ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЕДИНИЧНЫХ РАСЦЕНОК (ФЕР) в редакции 2017 года (с учетом изменений и дополнений), а с 31 марта 2020 года – в редакции 2020 года Минстроя России в отношении расходов по государственным (муниципальным) контрактам, контрактам, источником финансового обеспечения которых являются средства Федерального бюджета Российской Федерации, в том числе следующие целевые средства:
👉 для объектов капитального строительства по адресному распределению Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов и Федеральных целевых программ (ФЦП), на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов и Федеральных целевых программ (ФЦП);
👉 государственных контрактов на выполнение работ (государственных контрактов, договоров о капитальных вложениях, договоров о проведении капитального ремонта) для обеспечения федеральных нужд, предусмотренных Федеральным Законом от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и Федеральным Законом от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», в том числе
— целевые средства, предоставляемые юридическим лицам на основании государственных контрактов, определенных правовыми актами федеральных органов государственной власти, Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», осуществляющих бюджетные полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, в отношении государственных контрактов, заключаемых ими и подведомственными им получателями средств федерального бюджета, предметом которых является строительство (реконструкция) объектов государственной собственности Российской Федерации, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу на 2020 год, а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения;
— субсидии, предоставляемые юридическим лицам, федеральным бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям и бюджетные инвестиции юридическим лицам из Федерального бюджета Российской Федерации на финансирование (софинансирование) капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности;
— субсидии, предоставляемые юридическим лицам из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), если источником финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности);
— бюджетные инвестиции, предоставляемые в соответствии с концессионными соглашениями из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), если источником финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности);
— субсидии из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний;
👉 дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета, предоставляемые на осуществление капитальных вложений, а также закупки в целях строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, главным администраторам (администраторам) средств бюджетов субъектов Российской Федерации, юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям (с учетом положений пункта 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации), федеральным бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям;
👉 имущественный взнос (бюджетные ассигнования) Российской Федерации в публично-правовую компанию «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» и в уставный капитал акционерного общества «ДОМ.РФ» для осуществления мероприятий по финансированию завершения строительства объектов незавершенного строительства — многоквартирных домов и объектов инфраструктуры, средств, получаемых юридическими лицами по контрактам (договорам), заключаемым с публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» в рамках исполнения договоров (соглашений) о предоставлении субсидий из федерального бюджета для осуществления мероприятий по финансированию завершения строительства объектов незавершенного строительства — многоквартирных домов;
👉 финансовое обеспечение капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) за счет целевых безвозмездных поступлений от государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, государственных внебюджетных фондов, некоммерческой организации «Фонд развития моногородов»;
👉 при осуществлении деятельности по организации строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования федерального значения, переданных (подлежащих передаче) в доверительное управление в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

и других случаях, когда источником финансового обеспечения расходных обязательств, частично или полностью, являются средства федерального бюджета. При соблюдении положения об обязательной проверке получателями средств федерального бюджета, предоставившими субсидии, и органами государственного финансового контроля соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидий.

Источник

Выбор нормативной базы для составления смет (ФЕР, ТЕР или ТСН)

Что лучше фер или тер

Как определиться с выбором в чем составлять сметы в ФЕР или ТЕР или ТСН. Данная статья подскажет как это сделать и в первую очередь будет полезна подрядчикам впервые начинающим работать с федеральным и муниципальными заказчиками.

Экономический кризис 2008 года в России затронул многие сферы деятельности, но строительную индустрию в большей степени. Большинство объектов, строившихся или ремонтировавшихся за счет коммерческих источников финансирования из-за отсутствия денег просто вынуждены были остановиться и в лучшем случае законсервироваться.

Но, строительство полностью не остановилось, государственный и муниципальные бюджеты хоть и в меньшем масштабе, чем ранее, но все продолжают выделять лимиты на строительство и ремонт. В связи с этим подрядные организации ранее работавшие только с коммерческими деньгами обратили свои взоры на государственные и муниципальные объекты, ведь выживать то как-то надо.

Привыкшие практически к полному отсутствию серьезного контроля за расходованием денежных средств на производство строительно-монтажных работ со стороны коммерческих заказчиков подрядчики были неприятно удивлены достаточно жестким упорядоченным контролем со стороны государственных и муниципальных заказчиков. Для многих стало открытием, что перед началом работы необходимо составлять настоящую реальную смету с указанием стоимостей материалов, работ, эксплуатации машин и механизмов и что еще более неожиданное в соответствии с этой сметой и осуществляется финансирование всех работ и отчитываться придется по полной.

Многим подрядчикам, работавшим на строительном рынке уже несколько лет пришлось разбираться, что такое строительные расценки, индексы удорожания стоимости, нормативные базы и многое другое. В связи с этим хотелось бы немного остановиться на выборе нормативной базы для расчета стоимости строительной продукции, что это такое и с чем их едят.

Итак, нормативная база сметных расчётов – это большое количество единичных расценок объединенных между собой в сборники в соответствии с их видом.

☛ Единичные расценки это совокупность ресурсов в денежном выражении (заработная плата, эксплуатация машин и механизмов, материалы и оборудование), которые необходимы для выполнения того или иного вида работ.

Единичные расценки как было сказано выше объединяются в сборники в зависимости от их вида. Сборники бывают на строительные работы, на ремонтные работы, на монтажные работы, пусконаладочные, а также на техническое обслуживание и благоустройство. Все расценки разрабатываются в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 года) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации.

В свою очередь сборники расценок на строительные (ремонтные) работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы по уровню применения подразделяются на федеральные (ФЕР), территориальные (ТЕР), т.е. нормативные базы. Сборники ФЕР содержат расценки по всем видам работ, которые выполняются на территории Российской Федерации, и разрабатываются в основном уровне цен для 1-го базового района (Московской области).

Сборники ФЕР являются как бы отправной точкой, на основе которой и разрабатываются все сборники других регионов (ТЕР). В территориальные сборники ТЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона), т.е. попросту отслеживают установленный для данного региона уровень заработной платы строителей, стоимости материалов, эксплуатации машин и механизмов, а также различные климатические и иные факторы. Таким образом, ТЕР наиболее точно отражают стоимость производства строительных работ для конкретного региона, ведь понятно, что нельзя рассчитывая смету для, например Волгоградской области принять Московский уровень заработной платы строителей или стоимость песка в том регионе, где он добывается, будет значительно ниже, чем в том, куда его еще нужно привезти. В соответствии с этим в каждом регионе есть свои ТЕР (территориальные единичные расценки), за исключением города Москва.

Москва всегда выделялась и не искала легких путей, в связи, с чем московским правительством было принято решение о разработке своих сметных нормативов, которые будут позволять оценивать строительные работы только в этом городе. Так появились МТСН-98 (московские территориальные сметные нормативы в уровне цен на 1.01.1998 года). Нужно сказать, что данная база очень хорошо проработана по сравнению с ФЕР и ТЕР. Связано это с тем, что Москва денег на проработку этого вопроса не жалела и отнеслась к этому очень серьезно, так как понятно, что чем более точно качественно и количественно проработаны расценки тем более точным будет стоимостной расчет и значит меньше денег будет растворяться в воздухе, а больше идти на конкретные работы. ФЕР-2001 и ТЕР-2001 в основе своей повторили расценки из старой советской нормативной базы 1984 года (что конечно положительно не сказалось), конечно, сегодня данные расценки периодически обновляются и приводятся к современным реалиям, но все равно остаются, к сожалению далеко позади базы МТСН-98. На смену МТСН-98 в конце 2007 года пришли ТСН-2001 (территориальные сметные нормативы г. Москва), которые приведены в уровень цен на 1 января 2000 года, чтобы соответствовать общепринятой системе ценообразования на территории Российской Федерации, однако со своими значительными отличиями. Данная база еще более проработана, чем МТСН-98 и продолжает постоянно развиваться, практически ежеквартально выходит обновление данной базы, в которой какие-то расценки за ненадобностью исключаются, какие-то наоборот добавляются в связи с появлением новых технологий в строительстве. Но однозначно можно сказать, что на сегодняшний день ТСН-2001 – наиболее совершенная база сметных расценок.

☛ Итак, рассмотрев все существующие виды нормативных баз можно было бы сделать вывод, что нужно для расчетов использовать самую лучшую базу ТСН-2001, однако согласно различным постановлениям Госстроя (главного органа отвечающего за издание нормативно-правовых документов в сфере строительства и ЖКХ) применять ту или иную нормативную базу ФЕР или ТЕР или ТСН нужно в зависимости от вида бюджетного финансирования.

Таким образом, если источник финансирования производства строительно-монтажных работ федеральный или муниципальный то применяется ТЕР (территориальные единичные расценки) того региона в котором производятся эти работы, вне зависимости от того откуда подрядная организация (это значит московская организация если будет строить в Волгоградской области, то смета будет считаться по ТЕР Волгоградской области). И опять же исключения: если источник финансирования работ федеральный, но стройка проводится в Москве, то применяются ФЕР-2001 (с использованием индексов удорожания специально разработанных для г. Москва), а если в Москве проводятся работы за счет муниципального бюджета города Москва, то обязательны к применению ТСН-2001.

В случае использования коммерческих источников финансирования работ сметная нормативная база определяется на выбор по согласованию между заказчиком и подрядчиком, а может использоваться и вообще коммерческие расценки, хотя последние время практически больше крупных и средних коммерческих заказчиков переходят на ту или иную нормативную базу, отказываясь от применения часто не чем не обоснованных коммерческих цен.

Поэтому, прежде чем определиться, в каких сметных нормативах составлять смету, нужно понять, какой вариант будет наиболее приемлемым для заказчика и исполнителя.

Источник

Ценообразование в строительстве: ТЕРы, ФЕРы и «несостоявшиеся закупки»

Территориальные единичные расценки (ТЕР), Федеральные единичные расценки (ФЕР)

Резкий скачок цен на металлы в конце прошлого года, потянувший за собой рост стоимости других строительных материалов, в 2021 году вверг строительную отрасль в панику. Но если коммерческие структуры могли играть ценой квадратного метра, договариваться с банками и поставщиками, то подрядчикам, исполняющим госзаказы, пришлось действительно несладко.

Что лучше фер или тер

Госконтракты на грани срыва

Большинство из них было вынуждено бессильно наблюдать за тем, как их выручка тает, а кое-кто вообще остановил деятельность, так как оказалось, что стоять дешевле, чем работать. С начала года все исполнители таких контрактов с надеждой смотрели в сторону Правительства и Минстроя РФ, которым необходимо было что-то предпринять, чтобы не сорвать строительство федеральных, региональных и муниципальных объектов.

И только в начале августа Правительство издало Постановление № 1315, которое повлияло на контракты, заключенные по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Минстрой РФ отреагировал изданием приказа № 500/пр, который внес изменения в методику составления сметы контрактов в сторону их увеличения.

Обо всех перипетиях, связанных с нововведениями, с которыми столкнулись различные стейкхолдеры процесса государственных и муниципальных закупок, шла речь на проведенном недавно круглом столе «Ценообразование в строительстве», который организовало Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ). А загвоздок, не до конца урегулированных вопросов и, как говорили участники мероприятия, «развилок» оказалось настолько много, что пока подрядчики госзакупок спокойными себя чувствовать никак не могут.

Из-за чего сыр-бор

«Стоимость металла с IV квартала 2020 года в 35–40 тыс. за тонну увеличилась к настоящему времени более чем в 2 раза, — рассказал директор Департамента ценообразования в строительстве НОСТРОЙ Павел Малахов. — В последние месяцы мы наблюдаем тенденцию к ее снижению, но, по прогнозам производителей, к прежней цене металл никогда не вернется».

По его словам, следом в рост пошла полимерная продукция, древесина, химия. По данным начальника департамента строительства и архитектуры Ивановской области Александра Батурина, за первые три квартала 2021 года кирпич вырос в цене на 50 %, оконное стекло — на 30 %, битумная продукция — на 50 %.

В результате все строители с периодичностью два раза в неделю стали получать письма от поставщиков с изменением цены на еще не авансированные контракты по поставке. Как это повлияло на конечную цену контракта?

«Строители физкультурно-оздоровительного комплекса из реестра типовых проектов Минстроя России в Иркутской области посчитали удельный вес металла в стоимости строительства, — рассказал Павел Малахов. — Получилось 14 %, и при увеличении цены металла только на 50% контракт должен увеличиться на 7 %. При этом сметная прибыль у компании на этом проекте — 6 %, то есть она оказывалась в убытке».

И таких контрактов со сроком действия от одного года, находящихся в стадии исполнения, по стране несколько десятков тысяч, их общая стоимость — 6 трлн руб. А еще есть контракты со сроком до года на сумму около 700 млрд руб., на которые пока вообще не обратили внимание. Также без внимания пока остаются подрядчики, выполняющие капитальный ремонт зданий. Здесь в работе 38 тыс. контрактов на сумму 349 млрд руб. Как манны небесной подрядчики капремонтов ждут изменений в Постановление Правительства № 615.

Самые неприятные данные озвучил представитель площадки «РТС-тендер» Виктор Баранов. Сотрудники площадки посчитали так называемые несостоявшиеся закупки этого года, то есть те торги по государственным и муниципальным контрактам, на которых не заявилось ни одного участника.

«Самая сложная ситуация — в закупках по капитальному ремонту, — подчеркнул Виктор Баранов. — Год стартовал с 42,5 % несостоявшихся закупок, а на июль мы имеем 64,5 %. В переводе на русский язык 6,5 закупки из 10 отправляются в корзину».

В связи с введением в действие постановления № 1315 ситуация с госзакупками в строительстве по законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ чуть лучше, но все равно кривая несостоявшихся закупок неумолимо ползет вверх.

«Во всех проектных областях, которые мы исследовали, видны всплески закупок в апреле — мае, когда, по сути, начался строительный сезон и основная контрактация, — продолжает Баранов. — Подрядные организации начали выходить на объекты и столкнулись с ростом цен. А в летний период закупки стали снижаться».

По его словам, исходя из данной информации, выводов напрашивается два. Первый: сложившаяся ситуация — это не процессуальные проблемы, не проблемы законодательства, а проблемы рынка. Рынок отражается на всех проектных областях, влияет на историю вовлечения подрядной среды в закупки по всему периметру. Второй вывод: к сожалению, на сегодня стабилизации ситуации и снижения доли несостоявшихся торгов в обозримом будущем не видно.

Что лучше фер или тер

Что сделано властью

«Первое, что мы получили, — это разъяснение о возможности изменения цены контракта в рамках п. 8 ч. 1 ст. 95 закона № 44-ФЗ, — рассказывает о принятых новеллах Павел Малахов. — Если раньше изменение цены контракта трактовали как предпринимательские риски, то теперь считают, что законодатель изначально закладывал в статью возможность изменения цены контракта выше инфляционного уровня. В развитие этой темы было принято Постановление № 1315».

По нему утверждена возможность изменения цены контракта не более чем на 30 % в пределах лимитов бюджетных обязательств. Данное постановление распространяется на контракты по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и которые заключены в соответствии с законом № 44-ФЗ для обеспечения федеральных нужд.

Что касается методики составления сметы контрактов, согласно приказу Минстроя № 500/пр она регулирует случаи увеличения цены контракта до 30 % в связи со значительным ростом цен на строительные материалы. Методика делит контракты на три уровня: до 30 млн руб., от 30 до 100 млн руб. и свыше 100 млн руб. В рамках контрактов до 30 млн руб. проводится конъюнктурный анализ материалов, которые подорожали, и решение о повышении цены контракта принимается заказчиком самостоятельно.

«По контрактам от 30 млн и выше необходимо произвести всю сметную стоимость невыполненных работ в текущий уровень цен через индексы, которые выпускаются ежеквартально для всех регионов Минстроем России, — продолжает Малахов. — Здесь важным аспектом является качество этого индекса, чтобы изменения цены и рост стоимости материалов были учтены в субъектах РФ. При контрактах свыше 100 млн руб. требуется проведение повторной экспертизы расчета, который готовит заказчик вместе с подрядчиком».

Как бы то ни было, уже сейчас ясно, что Постановление № 1315 надо дорабатывать.

«Мы подготовили проект изменений, который предусматривает два ключевых момента, — поделился планами заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко. — Первый — возможность увеличения цены контракта на работы, которые выполнялись с 1 января 2021 года. Второй — мы увеличили количество заказчиков-ФОИВов. Раньше их было 39, мы добавили туда силовые структуры».

По его словам, министерство постоянно мониторит ситуацию с выпуском региональных актов в соответствии с постановлением. На текущий момент 29 таких актов уже готовы, 17 находятся в высокой степени готовности, 37 — в работе. Оставшиеся субъекты либо считают, что пока им не надо повышать цены, либо отказались от создания акта и идут путем прямого изменения каждого контракта. «Сейчас есть возможность доработать и внести изменения в Постановление № 1315, которые позволяли бы эти процедуры улучшить, если они работают плохо», — уверен Сергей Музыченко.

Замминистра отметил еще две проблемы. Постановление № 1315 не затрагивает контракты со сроком действия до года. Этот вопрос новым составом ГД будет рассматриваться в первую очередь, как один из важнейших. Также подготовлены необходимые изменения в Постановление № 615 по капремонту. Проект прошел все процедуры согласования и будет внесен на рассмотрение Правительства в ближайшие дни.

Что лучше фер или тер

Задача: устранить «развилки»

Президент НОСТРОЙ Антон Глушков остановился на работе, которую объединение проводит совместно с Минстроем и которая касается практики применения постановления № 1315 и приказа № 500/пр.

«Хотя некоторые субъекты Федерации уже приняли свои подзаконные акты, анализ этих документов говорит о том, что большая часть из них очень похожи друг на друга, не учитывают региональной специфики и написаны без учета имеющейся практики, — подчеркнул Антон Глушков. — Поэтому «развилок» в применении возникает достаточно много».

Одна из них — муниципальные заказы. Формально для корректировки цены контракта им достаточно распоряжения Главы, но оно должно либо базироваться на внутреннем локальном нормативном акте, который принимает муниципалитет, либо отсылать к документу, который принимает субъект, а его может и не быть.

Довольно большое количество объектов в РФ строится по принципу софинансирования, когда в проекте участвуют бюджеты разных уровней, причем заказчиками, как правило, выступают органы местного самоуправления. До последнего момента этот вопрос не был урегулирован.

«Мы решили, что данный момент в методике учтен, и им надо учиться пользоваться, кроме того, под это появились федеральные средства, — уверен Глушков. — Но схема их распределения достаточно сложная».

Есть и другие проблемы. По словам Александра Батурина, при пересчете согласно методике по индексам к общей стоимости строительно-монтажных работ итог, который получили в Ивановской области, строителей не устраивает. Необходим переход на расчет индекса по элементам затрат.

«Мы уже подписали соответствующее письмо губернатора, — подчеркнул Батурин. — Просьба Минстрою и Главгосэкспертизе услышать наши предложения и в кратчайшие сроки пересчитать данные индексы. Думаю, что эта проблематика касается всех регионов».

По мнению Антона Глушкова, помимо перехода на элементы затрат часть субъектов столкнулись с проблемой, что прежде расчет производился в территориальных единичных расценках (ТЕРах). В конце 2020 года ТЕРы отменили, и сегодня все расчеты производятся исключительно в ФЕРах (федеральных единичных расценках). И не всем понятно, каким образом переводить ТЕРы в ФЕРы и переделывать весь сметный расчет.

«В Красноярском крае, например, ТЕРы во II квартале 2020 года оказались выше, чем ФЕРы II квартала 2021 года, — рассказал Антон Глушков. — В этой связи ситуацию переводного коэффициента для объектов, которые были отторгованы в ТЕРах, тоже нужно регулировать».

В ходе мероприятия о своих проблемах докладывали представители региональной власти, Главгосэкспертизы, Фонда капитального ремонта, подрядных организаций. И у всех есть те или иные проблемы, связанные с Постановлением № 1315. Антон Глушков и Сергей Музыченко призвали собравшихся разбирать частные случаи в рамках Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), а общие обещали рассмотреть на серии ВКС-совещаний.

Другого варианта нет

Увы, факты говорят о том, что желающих участвовать в государственном заказе все меньше и меньше. При этом рыночный спрос оттесняет государственный заказ, малый и средний бизнес уходит работать к частному заказчику, где ценообразование рассчитывается договорным способом. Бюджет в этом смысле отстает, и это повод для власти задуматься.

Но изменения в контрактной системе — не такой простой вопрос, требующий постоянного изменения законодательства. «Давайте скажем честно, что каждый из нас мечтал об аналогах постановлений, которые были в 2008, 2015, 2016 годах, когда объекты пересчитывались одними переводными коэффициентами. Снималась ответственность с подрядной организации, с заказчика, и всем было удобно», — говорит Антон Глушков.

Но сегодня с учетом значительного увеличения бюджетных ассигнований в стройку бюджетных объектов стало значительно больше и объем бюджетной нагрузки на строительную отрасль вырос. Государство объективно не может воспользоваться прежними механизмами. Ведь даже принятие документа № 1315 решалось на уровне первых лиц государства при активном сопротивлении Минэкономики и Минфина.

«Да, неудобно. Да, очень много вопросов к нынешней методике, но это возможность помочь подрядным организациям, — резюмировал Антон Глушков. — Другого варианта нет, поэтому придется руководствоваться ею и пытаться, по крайней мере, не ухудшить свои финансовые показатели».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *