Что лучше игралочка или раз ступенька два ступенька

Ступенька, дваступенька… Людмила Георгиевна Петерсон, Надежда Павловна Холина отзыв Раз — — отзывы

Оставить отзыв Сбросить

Отличный материал, красочное оформление

Приветствую всех!
Помимо рабочей тетради За три месяца до школы Холодовой еа подготовишки дочка занимается книгой автора Петерсона Раз-ступенька, два-ступенька Математика.
Их 2 части, первая для детей 5-6 лет, о ней сейчас пойдет речь. И вторая часть для детей 6-7 лет.
Это больше, чем задания по математике. Я бы назвала это математической логикой. Ребенка учат не просто считать, а думать, рассуждать. Прививается особый, математический тип мышления.
Эта книга разделена на 34 занятия, в каждом от 2 до 7 зданий. В основном, 5-6.
Темы разные, от свойств предметов, цифр, сравнения, сложения до понятий точка, угол, отрезок, многоугольник, линии.
По сути, это база по математике и геометрии для детей. Отличный костяк знаний.
У этого автора много полезных для дошкольников разных возрастов, так и учебники для школьников.
У нас уже были пособия Петерсона, например, Игралочка.
По цене эти книги не из дешевых, одна часть стоит 211 рублей.
Но помимо интересного содержания, книга отлично оформлена. Хороша обложка, яркое оформление, внутри плотные страницы.
Каждое задание проиллюстрировано картинкой или схемой. Так, что цена оправдана.
Рекомендую книгу эту книгу Петерсона для занятий с детьми. Оцениваю книгу на 5 баллов.

Сейчас ребенок, отправляясь в школу, должен иметь определенный багаж знаний. Иначе ему будет очень сложно! Логическое мышление, сложение/вычитание, свободный счет, уверенное знание форм и умение их рисовать. Вот КАК родителям «преподать» это малышу без преподавательского навыка? Да чтобы не отбить все желание обучаться?! В помощь идут специальные методические пособия.

Честно скажу, я поздно начала заниматься с дочкой математикой как таковой — ей уже было 5. Она знала к тому моменту формы, цифры т.д., но что с ними делать? И первым моим помощником оказалась эта тетрадь «Раз — ступенька, два — ступенька…». И я ею довольна. На данный момент мы не часто с ней занимаемся, т.к. дочка ходит к педагогу и у них свои рабочие тетради, а перегружать маленькую головку у меня желания нет.

Сказать, что это лишь математика, нельзя. В тетради собраны очень разные задания, от простых до таких, где без помощи взрослого никак не обойтись.

Один разворот — это одно занятие. Так проще ребенку (точно знает, на что настраиваться). Только первые 3 занятия маленькие, чтобы «ученик» привык. Задания тематические. Авторы настоятельно рекомендуют заниматься только в игровой форме, и, надо отдать им должное, сделали для этого все!

И здесь нельзя просто усадить ребёнка за стол и вручить тетрадь с карандашами, занятия подразумевают диалог, проговаривание. Мы обычно сидим, рассуждаем, почему так, а как можно иначе посмотреть на задание… И с каждым занятием у дочери все лучше получается ЧЁТКО сформулировать ответ, без лишних слов!

В конце занятия всегда предлагаются упражнения на моторику и графическое видение, все по клеточкам. Там же можно и пораскрашивать в удовольствие!

Тетрадь охватывает огромное количество информации! Между, посередине, справа, слева, над, под… Это то, на что редко мы обращаем внимание в быту, но ребенку обязательно нужно проговорить, чтобы это осело в памяти.

Есть в тетради один недостаток — порой встречаются такие задания, смысл которых даже взрослому трудно понять. Тогда мы с папой сами пытаемся добраться до правды и чаще мнения разделяются. Это не очень хорошо, сами понимаете! Но таких ляпов не много, поэтому балл не забираю.

Что мне очень нравится, так это моменты в сложении/вычитании — в мешочках собраны разные предметы по цвету и форме. Взрослому не надо думать, как преподнести это ребенку, тут все сразу понятно. Эти действия для малышей становятся элементарными! И таких продуманных деталей очень много по ходу занятий.

Я специально сделала по-больше фотографий, чтобы вы оценили разнообразие заданий. Извиняюсь, что тетрадь потрепана и исписана (во многих местах еще и не в тему ), но именно после работы с ней мне захотелось рассказать о ней людям!

Заключение

Очень полезное пособие для занятий с детьми. В ней особенный стиль обучения (точно знаю, т.к. рабочие тетради у педагога совсем другие!) и это дает возможность выполнять задания в совершенно игровой форме. То, что нужно мамочкам, не имеющим пед.образования и не знающим, с какой стороны подойти))

Рекомендую, конечно же. У этой тетради есть еще 2 часть, там возраст 6-7 лет.

Спасибо за внимание.

Если интересно, вот мои отзывы на книги (в т.ч. детские) и на товары для детей.

Первый раз услышала о пособии «Раз — ступенька, два — ступенька Математика для детей 5-6 лет. Часть 1» от подруги. Купила и в скором времени начнём осваивать. Сейчас сын делает то, что интересно, а когда ему исполнится 5 лет будем уже заниматься систематически.

Тетрадь красочная, материал подходит для домашнего обучения. Задания есть с разными уровнями сложности, которые способствуют развитию счёта, логики, мелкой моторики и мышления.
Формат достаточно большой, листы плотные, что удобно для рисования и выполнения заданий, всего их в книге 34.

Из минусов можно отметить отсутствие рекомендаций для родителей, которые всегда были в других пособиях. Я смысл некоторых заданий поняла не сразу.
Но на данном этапе это единственный минус, который я нашла, в целом пособие стоит внимания родителей.

Разнонаправленные задания, цвет, формат, рекомендации для родителей

По тетрадям Петерсон «раз ступенька, два ступенька» готовлю не один год детей к школе.
Она яркая, каждый урок разбит, интересно оформлена для ребенка. В каждой теме присутствует определенный главный герой, который может «помочь»малышу в выполнении заданий.
Еще одним немалым преимуществом является то, что в тетрадях есть методика подачи заданий. Таким образом, по данной серии тетрадей могут заниматься и сами родители с детьми. Эти тетради включают в себя следующие задания:
логика
мышление, развитие концентрации и распределения внимания, счет
аналогии
ориентация в пространстве
геометрические фигуры
синтез, анализ
В целом, полезная вещь. Не приходится рыться по всему интернету, ведь многое есть в одной тетради.
Кстати, для тех, кто самостоятельно готовит ребят к школе, рекомендую букварь Жуковой, а так же, интернет журнал «Кораблик». Успехов! У кого будут вопросы, обращайтесь, отвечу)

Отличная книга, продуманные задания

Здравствуйте! Мой отзыв будет о книге Л. Г. Петерсон » Раз ступенька, два — ступенька». Эта книга рассчитана для занятий с детьми 5-6 лет.
На мой взгляд это программа — самая лучшая для ребенка.
Книга очень красочная, содержит большое количество заданий, при этом задания разные, продуманные и интересные для ребенка.
У нас две части этой книги. Вторая часть книги — для детей 6-7 лет.
Программа книги соответствует ФГОС До. Заказывала я книги через интернет в » Лабиринте».
Книга предназначена для совместных занятий ребенка и мамы.
Мне очень нравится красочность книги и очень » глубокие» задания. Здесь есть упражнения на развитие логики, математических способностей, внимательности. Книгу рекомендую. Программа просто замечательная.
Спасибо за внимание к моему отзыву.
Стоимость книги составляет 250 рублей.

Интересно, понятно, краасочно

Были поначалу не совсем понятны некоторые задания, но со временем вникаешь «в тему»

Данный учебник приобрели, когда ребенок пошел на подготовку в 1-й класс. И это оказался даже в общем-то не совсем учебник, а учебная рабочая тетрадь в двух частях. Первая часть — математика для детей 5-6 лет, вторая — 6-7 лет.
Нам на подготовку обе части нужны не были, а только первая, ее мы и приобрели.
Кстати, в нашем районе в книжных магазинах почему-то именно такой учебной тетради Петерсона нигде не было. Заказывала специально в интернет-магазине «Буквоед».
Обложка у учебника яркая, со знакомыми героями из мультфильмов.
Внутри учебные странички тоже яркие, привлекающие внимание, везде встречаются герои сказок. Ребенку с первого раза учебник понравился, она его сразу села рассматривать.
Начинается обучение математике с цикла занятий «Свойства предметов».
Все задания в учебнике очень интересные, иллюстрированные, в форме письменных игр, если можно так выразиться. Мне самой даже было интересно полистать тетрадь и поотвечать на вопросы заданий.
Правда, были у нас и нюансы с заданиями.
Например, при выполнении домашнего задания — бордюра (фото выше), я что-то не сразу поняла, что его еще надо и раскрасить:верх — красным, низ — синим. И ребенок из-за меня не получил оценку. В мои школьные годы был просто «голый» бордюр и все.
Были вопросы и по некоторым другим заданиям.
Но, когда уже «вживешься» во всю эту «петерсоновскую» тему, то становится очень увлекательно.
В учебнике представлены занятия на темы: «Сравнение», «На, над, под», «Слева, справа» и другие подобные им.
Начинается здесь и «большая» математика с геометрическими фигурами в «мешках». Таким образом, детей подводят к вычислениям.
На этом этапе наши подготовительные курсы закончились. Дальше идет тема»Число 1. Цифра 1″. Но это, как я понимаю, начинается уже программа первого класса. Пропись чисел, решение примеров, изучение знаков «больше», «меньше», понятия ломаной линии, отрезок, луч…
Заканчивается первая часть числом 5 и повторением.
И мне, и ребенку понравилось обучение математике по методике Л. Г. Петерсон.
Для меня главное, что заинтересовался ребенок и никакого отторжения математика у нее не вызвала.

Неоднозначное впечатление сложилось об этом пособии. С одной стороны и ребенку нравится, и издано хорошо, но чем дольше занимаемся по этой книге, тем больше вопросов.

1. Почему нет методических рекомендаций? В предыдущей книге, «Игралочке» для 4-5 лет, они были. Многие задания вызывают сомнения и пояснение для родителей было бы не лишним. Ну например, занятие 9. Сложение. Нужно ли давать ребенку термины? Или автор считает это лишним? Смотрим картинку, читаем задание.

вот честно! Я заметила лягушку! Понятно, что к перемене мест слагаемых и неизменной при этом сумме, лягушка отношения не имеет. И заметить нужно «сходство-различие» между первым и вторым заданиями. Отсюда следует пункт два.

2. Некорректно поставленные вопросы. На это обратила внимание, еще в Игралочке. Например, найди лишнюю фигуру. Но тут не одна, а две фигуры! Лишняя картинка или рисунок, ну никак не фигура!

3. Непоследовательность. Изучили мы цифру 2, а потом, хоп, отрезки и лучи (зачем это дошкольнику не пойму) потом опять элементарное, а потом числовые отрезки, где нужно считать «по линейке». В одном уроке сложные задания (думаешь, как бы понятнее ребенку объяснить), сочетаются с ОЧЕНЬ простыми (думаешь, правильно ли ты все понял? что то очень легко!).

4. Иллюстрации. Но тут уж «на вкус и цвет…», как говорится. Но по мне, в книге для дошкольника помидоры должны отличаться от яблок!

Плюсы.

1. Ребенку нравится!

2. Качественное издание. Яркие цвета, плотная бумага. Доступная цена.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Все мы хотим, чтобы наши дети обучались легко и доступно, желательно в игровой форме, чтобы собираясь в первый класс ребенок имел желание учиться. Книга «раз-ступенька, два-ступенька» Петерсон поможет ребенку в решении математических вопросов и задач.

Развивает усидчивость, внимание, дети любят искать отличия на картинках. Книга познавательная, ребенок имеет представление об основных геометрических фигурах и цветах, научится распознавать знаки « » и работать с ними. Работая над заданиями из этой книги дети научатся слушать взрослых, поймут, что для того, чтобы сделать задание правильно, для начала надо внимательно слушать. В наше время ребенок легко отвлекается от учебы. А данная книга научит вниманию и вниканию в вопросы, решению задач.

Современным детям намного сложнее учиться, чем раньше мы учились. Уже с первого класса пора начинать готовиться к экзаменам ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому с раннего детства надо учиться детей внимательно слушать и внимательно читать, вникая в суть вопросов. А то решат задачу, и на вопрос сколько тысяч, ответят 12571, вместо 12. Вот так. Сейчас постановка вопросов не понятна (иногда и для взрослого человека). Так что родители, бабушки и дедушки, пора и нам заново учиться современным наукам, школьным предметам.

Основные задания в книге математического плана, ребенок в игровой форме познакомится с миром чисел и величин.

Желаю успешного развития и интересных совместных игр с детьми. Удачи!

минусы указаны в тексте.

Принесла нам мама учебники на лето, заниматься с внучкой-дошкольницей. Глянула я в книгу по математике. Ничего не понимаю, всё пестрит, какие-то непонятные значки. Мы такого в школе не проходили.
Полистала книжку, нет условных обозначений. Это что же теперь делать? Значит время терять, лезть в интернет или в справочник, узнавать, что это за значки такие в виде не то скобки горизонтальной, не то рогов.
Спросила внучку, что это такое, она же в садике проходила. Внучка не знала название и определение, но правильно рассказала, что надо делать. А я не могу без определения, без названия любого крючочка. Мне надо сначала узнать, что хотел сказать составитель или автор этого упражнения. Ему-то ясно, а мне нет.
С такими же трудностями столкнулась при прочтении заданий. Умом-то и интуицией понимаю, что надо сделать, т. к. название главы подсказывает. А если наугад открыть любую страничку и прочитать какое-нибудь задание, то почти сразу ставит в тупик. Со второго раза начинаешь только понимать, что они хотели спросить. Вот почему так?
Между прочим, спросила внучку? нравится ли ей эта книжка. Она как-то неуверенно ответила, что нравится. А потом передумала и сказала, что не нравится, неинтересно. Хотя картинок ярких, в виде всяких игрушек и героев мультфильмов пруд пруди. Всё это пестрит, но не привлекает, не заинтересовывает. Мне кажется, что это излишняя информация, выраженная в цветовой гамме в виде картинок.
Может быть эта пестрота быстро надоедает, приедается и напрягает в конечном счете. А математика наука точная. И если сейчас ребенок привыкнет к легкости в ней, к картинкам, то как же дальше в вузе математику изучать? Раскрашивать интегралы и дифференциалы? Мол, пусть интегральчики, взявшись за руки прыгают в кружочке.
А прибавится ли от этого веселья знаний и умений. Я, конечно, не педагог и не методист, но как-то так на интуитивном уровне чувствую, потому что сравниваю с тем, как нас учили 50 лет назад. У нас в учебниках не было картинок, разве только в букваре, и то ограниченно. А уж в учебнике по математике, тогда это был учебник по арифметике, ни одной картинки к задачам и примерам. Иногда малюсенькие черно-белые рисунки, поясняющие условие задачи. Видно для того, чтобы голова работала, а не отвлекалась на разглядывание картинок с выдуманными героями мультиков. Ведь в задачах надо думать, если кто умный, ну а середнячкам просто запоминать алгоритм решения типовых задач.
Именно так нас и учили математике, типа, натаскивания, одно и тоже неделю, пока не запомнили. А сейчас учебники по математике составлены только для суперумных деток, поэтому середняки быстро теряют интерес по мере усложнения материала.
Я не знаю, может я ошибаюсь, но мне вот так кажется, что все яркие картинки в учебниках никчему. Пусть картинки яркие и красочные останутся в сказках, потешках, стихах.
Если даже вспомнить, что А. М. Горький, как он сам писал в своем автобиографическом романе «Детство», выучился читать за один день и читал везде, даже ночью при огарочке свечи, так ему было интересно, сомневаюсь, что в то время в книгах были цветные картинки, да еще в таком изобилии.
А вспоминая свое детство в начальных классах, помню, как мы любили читать, как занимали очередь на книгу, читали в санатории в тихий час, чтобы не увидела медсестра. Так велика была тяга к книге. И не было в этих книгах никаких картинок, кроме как на обложке.
Сейчас все книги разукрасили, как бы привлекают внимание, а дети, в основном, не читают вообще ничего, кроме социальных сетей.
Вот такой немного странный получился у меня отзыв на детскую книжку. Извините, если кому-то не понравилось. А может просто не по нашим средним способностям. Короче, не проявила внучка интереса к этой книге, говорит, скучно. Вот те раз, а картинок много.
И слова в предисловии написаны хорошие, мол, знакомят детей с миром чисел и величин, написана в доступной интересной форме, приводит к успешному обучению математике в дальнейшем. И я скажу вам, что это полная ерунда. Когда моей дочке было 4 года, я придумывала ей математические сказки, хотела развить математические способности с раннего детства. Она научилась быстро решать такие выдуманные мной задачки. Потом мне попалась книга Григория Остера на эту же тему. Мне было очень смешно ее читать и решать всякие задачки, дочке тоже нравилось. Однако в дальнейшем, в школе она не отличалась успехами в этой науке. Видно рано начала ей впихивать математику. Тоже и с внуком. Только научился говорить, научила считать, когда по лестнице идем, считаем вслух ступени и смотрим цифру на этаже, запоминаем. Освоил очень быстро, без всяких книжек. В 3 года объяснила ему основные элементы геометрии, всё понял, понравилось. Но в школе опять интерес пропал.
Поэтому не знаю, что и сказать. Конечно, книги все равно надо покупать и заниматься. Только потом куда всё девается.

Посмотрим чему дальше будут учить детей

Задание: на картинке изображены машина, трех колесный велосипед и кот. Что лишнее? Вы наверное подумали и выбрали как и я и как мой ребенок — кота, а вот и нет, правильный ответ — велосипед. Оказывается по методе этих горе- писателей у велосипеда в отличии от машины и кота 3 точки опоры, и это все якобы вырабатывает у детей нестандартное мышление. Бред. Кто этих писак разрешил?

Источник

Обзор курса Л. Г. Петерсон «Игралочка» (из опыта работы)

Что лучше игралочка или раз ступенька два ступенька Мария Николаевна Степаненкова
Обзор курса Л. Г. Петерсон «Игралочка» (из опыта работы)

С 2012 года наш детский сад № 114 участвует в федеральном эксперименте «Механизмы реализации ФГОС на основе деятельностного метода Л. Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОО- начальная школа- средняя школа». В работу мы включились на базовом (минимальном)уровне участия: реализация технологии деятельностного метода обучения в курсе математического развития дошкольников «Игралочка» авторов Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасовой, основного звена программы «Мир открытий».

Данный курс состоит из:

• Методического пособия для воспитателей (в нем содержатся подробные конспекты, указаны необходимые материалы для проведения занятия);

• Демонстрационного материала (один на группу, с ним работает педагог);

• Раздаточного материала (на каждого ребенка);

• Тетрадей-альбомов (на каждого ребенка).

Основное программное содержание соответствует требованиям ФГОС и включает следующие содержательные разделы:

свойства предметов и групп предметов;

Основными задачами курса являются:

Формирование любознательности, активности, мотивации, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

Развитие мыслительных операций:

анализ свойств исследуемых объектов или явлений;

сравнение свойств предметов;

обобщение и распределение предметов в группы по выбранному свойству;

синтез на основе выбранной структуры;

Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

Увеличение объема внимания и памяти.

Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Расширение и обогащение словаря, совершенствование связной речи.

Формирование умения понимать правила игры и следовать им.

Формирование предпосылок логического мышления, сенсорных процессов и способностей.

Формирование предпосылок универсальных учебных действий (произвольность поведения, умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения с взрослыми и сверстниками; работа по правилу и образцу, планирование своих действий, проверка результатов, исправление ошибок).

Задачи с возрастом также усложняются, что ведет к изменению пространственно-развивающей среды. Например, во второй младшей и средних группах знакомим детей с обозначением цифр и соотнесением их с количеством (вешаем мобиль с цифрами и соответствующим им количеством); в старшей знакомим с числовым рядом, с обозначением чисел точками (выстраиваем числовой ряд из домиков с точками); в подготовительной – со способом печатания цифр, с составом числа (числовой ряд с составом числа, карточками с печатанием цифр). Математические уголки есть в каждой группе, их содержание тоже меняется с возрастом. Вот наш вариант.

В основу организации образовательного процесса курса положен деятельностный метод. Это означает, что новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. Взрослый подводит детей к этим открытиям, организуя и направляя их совместную игровую деятельность через систему вопросов и заданий.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр. Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками и т. д. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Дети не обучаются чему-либо, они действуют для достижения своей «детской» цели; выполняя задания, они помогают каким-либо героям. Некоторые персонажи сопровождают детей на занятиях на протяжении всего года. Педагог сидит во время занятия, он работает на уровне глаз детей. Еще одной особенностью занятий курса является то, что место начала «игры» и ее завершения обязательно совпадают. Итог занятий педагог подводит сам в младшей и средней группах, начиная со старшей, дети учатся делать выводы,отвечая на вопросы: «Где побывали?», «Кому помогли?», «Какие знания вам пригодились?».

Каждое занятие организуется с учетом системы дидактических принципов деятельностного метода Л. Г. Петерсон:

— принцип психологической комфортности,

Все принципы курса соответствуют требованиям ФГОС и вам знакомы.

Принцип психологической комфортности является основополагающим для дошкольного возраста, поскольку эмоциональная атмосфера, царящая в детском саду, напрямую влияет на психофизическое здоровье детей. Принцип психологической комфортности предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию всех стрессообразующих факторов образовательного процесса.

Принцип деятельности предполагает освоение окружающего мира не путем получения готовой информации, а через ее «открытие» детьми и освоение в активной деятельности (под умелым руководством взрослого).

Принцип минимакса предполагает продвижение каждого ребенка вперед своим темпом по индивидуальной траектории саморазвития на уровне своего возможного максимума.

Как обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, когда в группе более двадцати детей и при этом у каждого из них свой стартовый уровень развития, темперамент, характер и условия жизни? Чтобы всем детям было интересно, им предлагаются проблемные ситуации достаточно высокого, но посильного для наиболее подготовленных детей уровня сложности («преодолимое затруднение»). В ходе их разрешения воспитатель опирается на наиболее подготовленных детей, но при этом находит такие компоненты ситуации, которые способны самостоятельно разрешить и другие дети. Таким образом, каждый ребенок ощущает себя частью команды, которая увлечена общим делом. В результате в образовательный процесс включены все дети на уровне своего возможного максимума. Поэтому всем интересно, и результат – максимально возможный для каждого, но у каждого он свой. При этом не тормозится развитие более способных детей, которые поведут за собой всех остальных и не сбавят темп своего развития. Этот принцип свойственен только данной программе, потому что он придуман ее авторами.

Принцип целостности основывается на представлении о целостной жизнедеятельности ребенка. Говоря о дошкольнике, важно иметь в виду, что он учится не только и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности. Поэтому при организации образовательного процесса нельзя ограничивать его только занятиями, игнорируя общение с семьей, досуг, праздники, самостоятельную деятельность дошкольников.

Принцип целостности обеспечивает систематизацию представлений ребенка об окружающем мире и о себе самом.

Принцип вариативности предусматривает систематическое предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия, поступка, оценки и пр.

В процессе организации дидактических игр могут использоваться задания, предполагающие несколько вариантов (правильных) ответов. При создании проблемных ситуаций, взрослый поощряет детей к выдвижению все новых и новых гипотез, предлагая высказаться каждому. При этом важно, чтобы дети не просто предлагали разные варианты решения, но старались обосновывать свой выбор.

С возрастом задания усложняются: выделяется объект или признак, который раньше не встречался.

Принцип творчества ориентирует весь образовательный процесс на поддержку различных форм детского творчества, сотворчества детей и взрослых.

Реализация принципа непрерывности необходима для обеспечения преемственных связей между детским садом и начальной школой не только на уровне принципов, содержания, но и технологий, методик с позиций самоценности и социальной значимости дошкольного детства, формирования готовности к дальнейшему успешному обучению, труду, жизни во всех ее проявлениях, а также развития способностей к самореализации и саморазвитию. Курс «Игралочка» находит продолжение в начальной и средней школах.

Все принципы работают на каждом занятии, помогают достижению «взрослой» цели.

Занятия проводятся в технологии «Ситуация», которая является модификацией для дошкольной ступени деятельностного метода Л. Г. Петерсон.

Выделяют три типа образовательных ситуаций (занятий)с дошкольниками:

Занятия «открытия» нового знания;

Занятия тренировочного типа;

Занятия обобщающего типа (итоговые).

Особенностью занятий «открытия» нового знания является то, что образовательные цели реализуются в процессе освоения детьми нового для них математического содержания. Решение всех образовательных задач в занятии осуществляется в рамках единого чаще всего игрового сюжета в соответствии с так называемой «детской» целью.

В структуре занятий «открытия»нового знания выделяют следующие этапы:

1)Введение в ситуацию.

2) Актуализация знаний и умений.

3) Затруднение в ситуации.

4) «Открытие» нового знания (способа действия)

5) Включение нового знания (способа действия) в систему знаний.

На каждом этапе занятия предусматривается решение специфических для данного этапа общих задач. Рассмотрим каждый этап на примере занятия в средней группе на тему «Прямоугольник» (обсуждается конспект занятия по этапам).

Введение в ситуацию

Создание условий у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Этого можно добиться через включение детей в беседу, личностно-значимую для них, связанную с их жизненным опытом, и плавный переход к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.

Формирование и фиксация «детской» цели. У младших дошкольников может быть цель, связанная с их личными интересами и сиюминутными желаниями (например, «поиграть»). А у старших – цель, важная не только для них, но и для окружающих (например, «помочь кому-либо»). «Детская» цель не должна иметь ничего общего с программными задачами обучения, воспитания, развития («взрослой» целью!

Актуализация знаний и умений

Организация деятельности детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. При этом дети находятся в некоем своем смысловом пространстве (игровом сюжете, например, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог ведет к их новым «открытиям».

Затруднение в ситуации

Моделирование ситуации, в которой дети сталкиваются в затруднениях в деятельности. Для достижения своей «детской» цели ребенку требуется выполнить некое действие, выполнение которого связано с тем новым знанием (понятием или способом действия, которое ребенку предстоит «открыть», и которое на данный момент у него пока еще отсутствует.

Формирование опыта целеполагания (старший дошкольный возраст) с помощью вопроса «Значит, что нам нужно узнать (чему научиться?» Так как затруднение является личностно-значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению его «детской» цели, у ребенка возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже ставится цель, связанная с познанием (познавательная задача, соотносимая с «взрослой» целью). Познавательная задача должна логично вытекать из причины затруднения детей.

«Открытие» нового знания (способа действия)

Вовлечение детей в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решение вопросов проблемного характера. С помощью различных вопросов (например, «Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?») воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

Реализация плана – поиск и «открытие» новых знаний (способов действий) через использование различных форм организации детских видов деятельности. Новое знание (понятие или способ действия, которое дети «открывают», должно обуславливать, с одной стороны, преодоление затруднения (достижение «детской» цели, а с другой – решение проблемных задач обучения, воспитания, развития (достижение «взрослой» цели).

Фиксирование «нового» знания (понятия или способа действия) во внешней речи и (или) знаково. В конце данного этапа обязательно «новое» знание фиксируется подведением итога, выводом, проговариванием определения, способа, алгоритма и т. д. Чтобы не выходить за рамки игрового сюжета, используются приемы, типа «Расскажем зайчику, как мы пошли направо…»

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний

Использование нового знания (способа действия) совместно с освоенными ранее способами с проговариванием вслух нового знания, алгоритма, способа. Педагог создает ситуации, предлагает различные виды деятельности в рамках игрового сюжета, в которых новое знание (новый способ) используется в измененных условиях совместно с освоенным раннее.

Дети слушают и повторяют инструкцию взрослого, планируют свою деятельность (например,в старшем дошкольном возрасте используются вопросы типа: «Что вы сейчас будете делать?» Как будете выполнять задание? С чего начнете? Как узнаете, что выполнили задание правильно?» и др.

Может быть организована самопроверка по образцу и (или) взаимопроверка.

Использование новых знаний (способов действия)в совместной деятельности: работа в парах, микрогруппах (если запланировано). Важно предусмотреть оптимальное соотношение групповых, подгрупповых, парных и индивидуальных форм работ.

Создание ситуации успеха.

Фиксирование детьми достижения «детской» цели и проговаривание воспитателем (в младшей и средней группе) или детьми (в старшей и подготовительной к школе группе) условий, которые позволили достигнуть этой цели.

Структурными этапами занятий тренировочного типа являются:

1. Введение в игровую ситуацию.

2. Игровая деятельность.

Подводя итог тренировочного занятия, важно обратить внимание детей на то, что полученные знания помогли им выйти победителями из трудной ситуации.

Структура занятий обобщающего типа (итоговых) такая же, как и у тренировочных, но обобщающие занятия проводятся с участием двух педагогов (один организует образовательный процесс, а другой фиксирует результаты). Целями занятий обобщающего типа (итоговых) являются систематизация накопленного детьми опыта математической деятельности и одновременно проверка уровня его сформированности.

Частота и продолжительность занятий изменяются при переходе детей с одной ступени обучения на другую.

Группа Количество в неделю Продолжительность

Подготовительная 2 30

Работа с дошкольниками в этом курсеведется в зоне ближайшего развития детей: наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами, им предлагают и задания, требующие догадки, смекалки, наблюдательности. Под руководством взрослого они вовлекаются в поиск, выдвигают и обсуждают разные версии, при верно найденном решении – эмоционально переживают успех. Задача взрослого – в ходе решения различных заданий создать ситуацию успеха для каждого ребенка, организовать такой образовательный процесс, который создаст максимально эффективные условия для самоизменения и саморазвития детей.

В образовательном процессе у воспитателя можно выделить две основные роли: роль организатора и роль помощника.

Как организатор, педагог моделирует образовательные ситуации; отбирает способы и средства; создает развивающую образовательную среду; организует процесс детских «открытий». Образовательный процесс, по сравнению с привычным объяснением нового материала,должен быть принципиально нового типа: взрослый не дает знания в готовом виде, а создает ситуации, когда у детей возникает потребность эти знания для себя «открыть», подводит их к открытиям, используя оптимальные формы организации детских видов деятельности.Если ребенок говорит: «Хочу научиться!» («Я хочу узнать!», «Мне это интересно», «Я тоже так хочу делать!» и т. п., – значит, взрослому удалось исполнить роль организатора.

Как помощник, взрослый создает доброжелательную, психологически комфортную среду, отвечает на вопросы детей, внимательно наблюдает за их состоянием и настроением, помогает тем, кому это необходимо, вдохновляет, замечает и фиксирует успехи каждого ребенка. Если детям комфортно в детском саду, если они свободно обращаются за помощью к взрослым и сверстникам, не бояться высказывать свое мнение, обсуждать различные проблемы (в соответствии с возрастом, то это значит, что педагогу удалась роль помощника.

Роли организатора и помощника дополняют, но не заменяют друг друга.

Немаловажную роль для создания психологического комфорта в группе играет организация взаимодействия с семьями воспитанников, направленного на эмоциональное сближение детей и близких им взрослых в радостной совместной деятельности (праздники, совместные проекты, физкультурные занятия и досуги, художественное творчество и др.). Включение семьи в жизнь детского сада позволяет родителям посмотреть на других детей, на своего ребенка со стороны, взглянуть на мир глазами ребенка, лучше понять его, научиться более эффективно общаться и взаимодействовать с ним. Важно понимать, что дефицит эмоционального общения, тепла и любви в детско-родительских отношениях напрямую негативно влияет на развитие дошкольника в целом.

В этом году подводим итоги своей работы.

Наше участие в эксперименте не сводится только к проведению занятий в рамках курса «Игралочка». Ежегодно мы делаем отчеты о своей работе в разных формах. Например, в конце первого года было снято игровое занятие с детьми; проведено родительское собрание, на котором родители просмотрели запись и обсудили эффективность такой работы. И само собрание также было снято. Этот видеоотчет был отправлен куратору. В 2013 году участвовали в конференции «Создание развивающейся многоуровневой сети инновационных площадок как ресурс модернизации региональной системы образования». Третий год работы был в рамках реализации технологии поддержки родителей и повышения их компетенции. И за свою работу получили диплом. В этом году мы работаем в лаборатории №6 «Технология ситуация как инструмент организации образовательного процесса с дошкольниками на основе комплексной программы «Мир открытий». Этот учебный год является итоговым завершающим и очень насыщен творческой работой. В январе 2016 года приняли участие в работе вебинара по теме: «Непрерывный курс математики Л. Г. Петерсон «Учусь учиться» в контексте реализации концепции развития математического образования». В марте подготовили видеосъемку занятия нематематической направленности, разработанного нами, в рамках технологий ситуация. Первые два года диагностика проводилась в особом компьютерном варианте. Компьютерная программа по мониторингу сама просчитывала результаты, получая только входящие данные. Последние два года мы просто проводим итоговые занятия (обобщающего типа).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *