Что лучше инженер или бакалавр

Бакалавриат или специалитет: что лучше?

Сегодня поговорим о том, по каким принципам студенты выбирают между бакалавриатом или специалитетом и какие преимущества имеет каждая из этих программ обучения.

Что лучше инженер или бакалавр

Современная российская система высшего профессионального образования предусматривает возможность получения нескольких степеней квалификации. Если раньше в нашей стране из стен ВУЗов выпускались только дипломированные специалисты, то сегодня молодые люди получили право выбора между бакалавриатом, специалитетом, магистратурой и аспирантурой.

Отметим, что если магистратура и аспирантура вопросов не вызывают, так как без лишних слов понятно, что это определенная ученая степень, то чем отличается бакалавриат от специалитета знает далеко не каждый. Именно поэтому мы сегодня поговорим о том, по каким принципам студенты выбирают между бакалавриатом или специалитетом и какие преимущества имеет каждая из этих программ обучения.

Что такое бакалавриат и специалитет?

Специалитет – традиционная для России форма высшего образования. По окончанию обучения выпускник ВУЗа получает квалификацию «дипломированный специалист». При этом у него появляется возможность пойти учиться как в магистратуру, так и в аспирантуру.

Бакалавриат – это первая ступень высшего образования. Студент заранее выбирает направление и обучается именно по нему. Такое образование дает именно основы специальности, то есть, базу необходимых знаний для получения профессии. После окончания ВУЗа студент приобретает квалификацию «бакалавр» и получает возможность пойти учиться в магистратуру.

И на бакалавриат, и на специалитет могут поступить люди, имеющие полное среднее или средне-профессиональное образование (то есть, после окончания колледжа или техникума). Считается, что специалитет включает в себя программу бакалавриата и магистратуры.

Отличие бакалавриата от специалитета

Что лучше инженер или бакалавр

Если вы собрались поступать в высшее учебное заведение, то для начала вам нужно обязательно решить, какая квалификация для вас важнее: специалист, бакалавр или магистр. Это очень сильно повлияет на то, в какую компанию вы пойдете работать. Работодатели по-разному реагируют на дипломы бакалавров и специалистов. Также у российских предприятий одни требования, а международные компании могут выдвигать совершенно другие.

Раньше все российские студенты учились только на специалитете. Соответственно после выпуска им присваивалась квалификация “дипломированный специалист”. В то время заграницей уже вовсю пользовались двухуровневой системой образования. Через некоторое время такая система была введена и у нас. Сейчас в отечественных ВУЗах можно встретить как старую, так и новую систему.

В чем же их отличия? Давайте посмотрим:

Как уже говорилось выше, многие работодатели понимают, что дипломированные специалисты учатся дольше и, соответственно, получают больше знаний в узких областях. Поэтому диплом бакалавра на современном рынке труда менее востребован, чем диплом специалиста. Однако работодатели очень сильно ошибаются, когда считают, что бакалавриат нельзя назвать законченным высшим образованиям. Выпускаясь с этой квалификацией, студент получает все необходимые профессиональные знания и навыки.

Преимущества и недостатки бакалавриата

Что лучше инженер или бакалавр

Как это ни странно, но бакалавриат в России сейчас очень популярен. В современных российских ВУЗах он встречается гораздо чаще, чем специалитет. Чем же обусловлена такая популярность бакалавриата? Конечно же, теми преимуществами, которые он дает:

Теперь скажем несколько слов о недостатках этой программы обучения.

Как уже говорилось выше, работодатели часто не ценят бакалавров, потому что убеждены, что четырех лет обучения недостаточно для приобретения высокого уровня профессиональных знаний и навыков. Еще один серьезный недостаток – поступить на бюджет в магистратуру хоть и можно, но очень сложно. А платное отделение магистратуры может быть очень дорогостоящим. При этом отсрочка от армии будет предоставлена только в случае, если студент обучается в магистратуре на очной форме.

Преимущества и недостатки специалитета

Преимуществ у специалиста перед бакалавром достаточно много:

во-первых, работодатели ценят студентов, окончивших специалитет, благодаря чему дипломированным специалистам легче найти работу;

Если же говорить о недостатках специалитета, то, прежде всего, необходимо отметить:

Если вы стремитесь к скорейшей экономической независимости, то обучение на специалитете может показаться вам слишком долгим (до 6 лет).

Подведем итоги

Выбор программы обучения зависит от ваших дальнейших целей. Если вы учитесь именно на специалитете, то вы, не столько получаете образование, сколько осваиваете определенную профессию. В то время как на бакалавриате, вы получите скорее общее образование определенной направленности, чем конкретную специальность. Также важно оценить, как долго вы готовы учиться. Если образование нужно получить как можно скорее, то лучше выбрать бакалавриат.

Оцените для себя, нужна ли вам магистратура, и можете ли вы себе ее позволить с финансовой точки зрения. Если продолжить образование вы хотите, но не можете его оплатить, то лучше идти на бакалавриат. Тогда будут шансы попасть на бюджетное место. По статистике на бюджетное отделение магистратуры попадают 20% выпускников бакалавриата.

Если собираетесь заниматься научной деятельностью, то лучше идти на специалитет. Так вы сэкономите 1-1,5 года.

Обратите внимание, в какой компании вы хотите работать. Если предпочтительнее международная, то лучше выбрать бакалавриат. Если российская, то специалитет.

Источник

1. Кто такой бакалавр? Чем он отличается от инженера? И почему нет в новых перечнях образовательных программ многих известных специальностей (например, ПГС, ТГВ и т.п.)?

В рамках некоторых направлений подготовки предусматривается наличие одного или нескольких профилей подготовки (раньше они назывались специализациями), а некоторые направления не имеют профилей (так называемый беспрофильный бакалавриат). Самое крупное направление подготовки для нашего вуза – «Строительство» – включает в себя 8 профилей, которые по своим наименованиям соответствуют «старым» специальностям, некогда входившим в него (АДА, ВиВ, ГС, ГСХ, ПГС, ПСМ, ТГВ и ЭУН). Аналогичная ситуация и со многими другими направлениям (см. перечень профилей).

После получения степени бакалавра возможно продолжение обучения в магистратуре (срок обучения 2 года), в том числе на бюджетных местах.

Для нашего вуза уровневая система подготовки не является чем-то новым: в ННГАСУ ведется подготовка бакалавров и магистров наряду с традиционными программами подготовки специалиста начиная с 1992 года.

Однако с повсеместным введением бакалавриата специалитет как таковой не исчезает совсем: в России остались некоторые «старые» специальности (с новыми, полностью переработанными учебными планами), некоторые специальности введены вновь – всего специальностей чуть более сотни. Специальности, реализуемые по новым стандартам, связаны с получением знаний и навыков в особо ответственных отраслях науки и техники, они характеризуются увеличенным сроком обучения (6 лет) и углубленным изучением определенных профильных дисциплин. В частности, в ННГАСУ для приёма 2013 года представлены 2 специальности:

— «Строительство уникальных зданий и сооружений» – с двумя специализациями: «Строительство высотных и большепролетных зданий и сооружений» и «Строительство гидротехнических сооружений повышенной ответственности»;

— «Монументально-декоративное искусство» (квалификация: художник монументально-декоративного искусства (интерьер).

По окончании любого уровня высшего профессионального образования помимо квалификации (степени) «бакалавр», «специалист», «магистр» будет присваиваться специальное звание – соответственно «бакалавр-инженер», «инженер», «магистр-инженер».

Источник

В чем разница между дипломом магистра, бакалавра и специалиста?

Что лучше инженер или бакалавр

Доучившись до конца школы (а то и университета), многие так и не понимают, в чем отличие специалитета, бакалавриата и магистратуры. Между ними есть много различий, но есть и кое-что общее: все это показатели высшего образования, со свидетельством о котором можно занимать такие должности, какие без диплома о высшем не стоит и думать.

Если почитать материалы в нашем телеграм-канале, вы поймёте, что все эти ступени обучения различаются между собой одновременно несколькими факторами: насыщенностью программы, количеством теоретических и прикладных дисциплин и длительностью обучения.

И хоть в последнее время в вузах не встречаются дипломы специалистов, все же нужно разбираться, в чем разница бакалавриата, специалитета и магистратуры.

А теперь обо всем по порядку.

О системе образования в целом

В далеком 1999 году в ходе Болонского процесса установили всеобщую двухуровневую систему образования. В ней бакалавриат является первой базовой ступенью высшего образования, а следующей – магистратура.

Страны договорились соблюдать эту систему, чтобы сохранить по всей Европе более менее единый стиль образовательного пространства.

Что лучше инженер или бакалавр

Любая страна, которая хотела попасть в эту систему, должна была подписать договор. Россия вошла в этот союз только в 2003 году, после чего сразу пошли изменения в системе образования.

Так, первыми вузами, которые приняли новую европейскую систему, стали МГИМО, РУДН, МГТУ им. Н. Э. Баумана, НИУ ВШЭ. Позже подтянулись и остальные вузы.

Уровни высшего профессионального образования в России

Высшее профессиональное образование включает в себя следующие ступени:

Сроки прохождения базовых программ образования

Чем еще отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры? Учащиеся разных программ получают образование в течение разных сроков:

Бакалавриат

Диплом бакалавра – показатель успешного завершения второй ступени высшего проф. обучения.

Первая ступень высшего проф. обучения – это неполное высшее, которое учащийся проходил по основным программам университета в течение не менее 2-х лет. Конкретный срок и содержание такой учебы отражаются в приложении к диплому.

Получить неполное высшее студент может, если будет отчислен или самостоятельно решит покинуть вуз в силу ряда причин.
Студент должен быть готовым к тому, что большинство работодателей не рассматривают кандидатов с неполным высшим образованием.

Бакалавр, в свою очередь, должен:

Такая квалификация предоставляет кандидату право претендовать на должности, где главное требование — наличие высшего профессионального образования.

Специалитет

Что касается специалитета, то тут говорится об основной проф. образовательной программе, в которую входит изучение гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных предметов общенаучной направленности, общепрофессиональные дисциплины, теоретическая и практическая подготовка по специализации и специальности.

Данная форма образования отличается от общепринятой в Европе. Специалитет – классическая форма образования в России, которая осталась в немногих вузах страны, в том числе, на медицинских, военных и инженерных факультетах.

Специалитет длится не меньше 5 лет, по прошествии которых студента ждет итоговая аттестация, в том числе – и дипломная работа.

Если выпускнику удается преодолеть все эти препятствия, ему присваивают квалификацию специалиста «учитель», «инженер», «экономист» и пр.

Магистратура

Магистратура – программа, построенная на основе бакалавриата. Длится 2 года. Содержит практические и теоретические занятия по выбранному направлению.

Обучение на магистратуре предполагает научно-исследовательскую и педагогическую деятельности. Общий срок обучения вместе с бакалавриатом – 6 лет.

Выпускник магистратуры проходит итоговую аттестацию и предъявляет магистерскую работу, при успешной защите которой учащемуся присваивают степень магистра.

Учащихся часто интересует, кто выше – магистр или бакалавр. Ответ здесь очевиден: обладатель степени магистра котируется на рынке труда выше бакалавра, так как и срок его обучения, количество и качество учебных часов и дисциплин гораздо выше.

Разница между бакалавриатом и специалитетом

Следует понимать, что здесь речь идет о двух совершенно разных программах обучения.

Бакалавриат является высшим образованием по ускоренной программе. В нем студент получает общие базовые знания по определенному направлению в течение 4 лет.

Если студенту нужны углубленные знания, он после бакалавриата поступает в магистратуру, где учится еще 2 года. Повысить уровень знаний можно везде, где есть специальные магистерские программы (а есть они не у всех вузов).

Плюс – можно поступить не только на первоначальное направление, но и выбрать другое. А при успешном прохождении вступительного испытания на магистратуру можно рассчитывать на бюджетное место.

Специалитет же дает глубокие знания в определенной профессиональной сфере. Студент обучается 5-6 лет. В течение первых двух лет он проходит общую базовую программу по выбранной специальности, далее получает расширенные знания.

Основное отличие специалитета в том, что после него можно идти в аспирантуру. Бакалавр сможет пойти в аспирантуру только после прохождения магистерской программы.

Есть и еще одно важное отличие: диплом бакалавра котируется за границей, где с ним можно пойти даже в магистратуру.

Диплом специалиста – чисто отечественная особенность образования. С ней могут возникнуть проблемы, потому что не все работодатели принимают такой документ об окончании вуза.

Чем различаются дипломы бакалавра и специалиста

Кроме самого звания — «бакалавр» или «специалист» по какому-то направлению — в дипломе специалиста дополнительно указывается еще и точная специальность: юрист, психолог, инженер.

Если изучить приложение к диплому, где указаны учебные дисциплины и затраченное на них время, можно увидеть, что у этих двух программ обучения разная глубина охвата предметов.

Выпускникам специалитета предоставляется больше карьерных возможностей. Бакалавр сможет поравняться со специалитетом только после того, как окончит магистратуру.

Вот наглядный пример того, как отличаются уровни подготовки и компетенций выпускников двух разных программ обучения (бакалавриата и специалитета) на юридическом образовании:

Диплом бакалавра включает лишь общее направление.

Что лучше инженер или бакалавр

Что лучше инженер или бакалавр

Есть профессии, обучиться которым можно только на специалитете.

Различия между специалитетом и магистратурой

Если разница между бакалавром и магистром ясна, то здесь у некоторых возникают сложности. В специалитете идет освоение третьего уровня получения высшего профессионального образования. Тут можно выбрать 2 программы основных типов:

Так в чем же отличие бакалавриата от магистратуры, и что лучше – магистр или бакалавр? Бакалавриат – это базовая первая ступень высшего образования, а магистратура представляет второй уровень.

Специалитет стоит на особом месте, потому как программа обучения начинается как первый базовый уровень, но ее выпускник рассматривается работодателями как специалист-магистр. И если сравнивать, что лучше – специалитет или бакалавриат, то у первого несколько больше карьерных перспектив. Вот в чем основная разница между ними.

Базовые различия бакалавра, магистра, специалиста

В чем еще отличия магистра и бакалавра от специалитета, так это в том, что эти две степени относятся к первым научным степеням. Звание магистра открывает перед молодыми учеными дорогу в аспирантуру.

Учащийся получает степень бакалавра до специалиста или магистра. Спустя 4 года учебы студент должен понять, куда двигаться дальше и какие вершины осваивать. Если у него в планах пойти в науку или он планирует остаться в вузе и работать преподавателем, он должен подумать о получении диплома специалиста или магистра.

Обратите внимание, что не все вузы предлагают своим студентам возможность получения диплома магистра. Еще меньше специальностей, по которым можно его получить. Подробную информацию о наличии интересующего направления и диплома получайте на официальном сайте вуза.

На какой бы системе образования вы не остановились, всегда старайтесь получить не сам диплом, а знания. Ведь именно они помогут добиться в жизни тех целей, которые вы перед собой поставите. А если достижению заветного мешают бесполезные предметы, специалисты нашего сервиса помощи студентам готовы избавить вас от этих мук.

Что лучше инженер или бакалавр

Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Источник

Инженер-бакалавр должен быть не хуже инженера-специалиста

— Николай Константинович, считаете ли вы оправданным деление высшего инженерного образования на бакалавриат и магистратуру?

— Вопрос о переходе на бакалавриат и магистратуру нужно рассматривать комплексно, а не только с позиций тех, кто работает в инженерном образовании.

Что происходит сегодня? В вузах учатся едва ли не 100% выпускников средней школы. Неужели стране нужно столько специалистов с высшим образованием? Нет, не нужно. Особенно если учесть огромные затраты государства на высшую школу. При этом существует огромный спрос на общее высшее образование, и было бы странно запрещать получать его тем, кто способен учиться. Я считаю, что 4 года на получение общего высшего образования вполне достаточно. При этом задача вуза – сделать так, чтобы инженер-бакалавр был не хуже инженера-специалиста.

— А чем выпускник инженерного бакалавриата отличается от выпускника инженерной магистратуры?

— Выпускник бакалавриата, скорее всего, бывает не готов для руководящей или исследовательской работы, но вполне может начать карьеру, работая исполнителем на производстве. Он должен быть востребован на рынке труда, его подготовка должна соответствовать уровню развития технологий на современных производствах.

А вот человек, который захочет учиться дальше, попробовать себя в науке, пусть идет в магистратуру. При этом выпускник магистратуры вовсе не обязан устраиваться на работу в НИИ и профессионально заниматься исследованиями, но у него будет более широкий кругозор, нежели у бакалавра, иной стиль мышления, ярко выраженные способности к аналитике. Магистр – это будущий специалист высокой квалификации.

У бакалавра и магистра – разный стартовый уровень хотя бы потому, что последний учился на два года больше. Практически все магистры в течение двух лет не только учатся, но и работают по специальности – во всяком случае, на нашем факультете организация учебного процесса это позволяет. А среди бакалавров во время учебы работают единицы – у них просто не хватает времени, поскольку они заняты учебой по основной программе, многие готовятся к сдаче экзамена на диплом переводчика, кто-то даже параллельно получает второе высшее образование. Это нормально: я всегда говорю ребятам, что свой основной жизненный багаж они «зарабатывают» в бакалавриате.

У магистра больше шансов преуспеть в работе, он лучше приспособлен к жизни, но и для бакалавра, конечно, нет никаких ограничений – все зависит от конкретного человека.

— На каких должностях могут работать бакалавры-инженеры?

— На тех же, на каких раньше работали молодые специалисты-инженеры. Работодатели должны понимать, что бакалавриат – это законченное высшее образование, а бакалавр способен полноценно работать по профилю, будь то строительство, машиностроение, экономика и проч. Просто не хватает рекламы, разъяснений, кто такой бакалавр.

Сейчас мы сохранили пятилетнее обучение по двум специальностям («Экономика и управление на предприятии», «Автомобили и автомобильное хозяйство»), но со временем и здесь будет осуществлен переход на четырехлетнее образование.

— Что происходит с бакалаврами, окончившими ваш факультет? Все ли они хотят попасть в вашу магистратуру?

— Бакалавров мы выпускаем значительно больше, чем магистров. Из них половина идет в нашу магистратуру – успешно сдавшие вступительные экзамены и окончившие бакалавриат на «хорошо» и «отлично».

— Вы довольны студентами своей магистратуры? Действительно ли туда идут лучшие выпускники бакалавриата?

— В последнее время в студенческой среде – во всяком случае, в нашем университете – преобладают те, кто хочет учиться и кто поступил в вуз сознательно, а не потому, что мама с папой велели или за компанию с приятелем. Таких ребят, которые понимают, что будущее в их руках, я и хотел бы видеть в магистратуре. Сейчас для всех обязательны вступительные экзамены, так что возможность отбора есть.

— Выпускники бакалавриатов и специалитетов из других вузов к вам поступают?

— Да. К нам приходят из других технических университетов. Хотя пока нельзя сказать, что выпускников других вузов у нас в магистратуре достаточно – практика перехода в другой вуз после бакалавриата еще не прижилась, еще не все поняли, что есть такая возможность. Ограничений здесь нет, и это правильно: мы можем выбрать самых способных.

В идеале хотелось бы, чтобы 60-70% студентов магистратуры факультета составили наши выпускники, оставшиеся 30-40% могут быть выпускниками других вузов.

— Если в магистратуру приходят люди со стороны, они фактически занимают места выпускников вашего бакалавриата, не прошедших по конкурсу. Вам не жалко своих?

— Иногда, наверное, жалко, но что можно сделать, если пришел человек с более высоким уровнем подготовки? Правила для всех теперь одни – вступительные экзамены в магистратуру РУДН принимаются общеуниверситетской приемной комиссией, все работы письменные.

Своим студентам бакалавриата я всегда говорю: при выборе магистерской программы не замыкайтесь на внутривузовской подготовке, ходите на образовательные выставки, знакомьтесь с коллегами из других университетов, участвуйте в различных межвузовских конференциях. Ведь и студенты из других вузов не поступают к нам в магистратуру просто потому, что случайно проходили мимо. Это осознанный выбор людей – они собирали информацию о факультете, готовились к поступлению именно к нам.

— Сколько уже было выпусков магистров на инженерном факультете РУДН?

– Семнадцать. Наш факультет одним из первых в России открыл магистратуру. В конце 1980-х годов 80% нашего контингента составляли иностранцы, и особым решением государственной комиссии им присваивалась степень магистра наук.

— Менялось ли понимание магистерского образования на протяжении этого времени?

— Магистратуры образца 1991 года и 2009 года, конечно, отличаются: качество обучения и требования к специалисту возросли. За этот период мы на практике убедились в том, что для инженерного образования деление на бакалавриат и магистратуру абсолютно естественно, что при желании качество подготовки бакалавров может быть не хуже, чем качество подготовки специалистов. Исследовательская работа в магистратуре сегодня проводится на гораздо более высоком уровне, чем в начале 1990-х годов. У нас есть четкое представление о том, что такое магистерская диссертация, и значительная часть наших магистров, приложив определенные усилия, может довести свои работы до уровня кандидатской диссертации.

Чтобы давать современное инженерное образование на магистерском уровне, на факультете есть лаборатории с самым современным оборудованием. Мы значительно улучшили лабораторную базу благодаря участию РУДН в приоритетном национальном проекте «Образование».

— Исследовательская работа ведется только на факультете? Или же у вас есть связи с научными структурами?

— Многие НИИ, с которыми мы традиционно сотрудничали, к сожалению, в 1990-е годы фактически прекратили свое существование. Но с теми, кто выжили и успешно работают сегодня, мы сотрудничаем – например, с Институтом водных проблем РАН, с Центральным НИИ строительных конструкций и сооружений, с НИИ геологии и нефти и др. Мы используем их научную базу для подготовки магистров, их ведущие сотрудники участвуют в научном руководстве выпускными работами наших студентов.

Сегодня в магистратуре нашего факультета 9 направлений обучения, 27 магистерских программ. Пять магистерских программ являются авторскими – их разработали ведущие ученые с учетом самых современных достижений в своих областях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *