Что лучше ип или ооо для работы на маркетплейсах
Как вести учет на маркетплейсах: руководство для бизнеса
Быстрый способ перенести торговлю в онлайн — начать продавать товары на Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркете и других площадках. Чтобы получить прибыль, нужно вести учет продаж на маркетплейсах, выбрать систему налогообложения и схему поставки, заключить агентский договор. Рассказываем, как это сделать.
Если вы торгуете на нескольких площадках, важно следить за остатками, вовремя обрабатывать заказы и анализировать прибыль. Удобно, когда для выполнения этих задач подходит один сервис. В МоемСкладе можно автоматически обновлять остатки по каналам продаж, одновременно менять стоимость товара на всех маркетплейсах и смотреть статистику по оборотам.
Как подготовиться к работе на маркетплейсах
У каждой площадки свои особенности. Они касаются видов сотрудничества с селлерами, ведения документооборота и размещения конкретных товаров. Первым делом изучите правила выбранного вами маркетплейса.
Агентский договор
При выходе на маркетплейс оцените свою готовность поставлять товары на склад площадки или самостоятельно обрабатывать заказы и отправлять их покупателям. Но прежде чем загрузить первые карточки товаров и указать остатки, вы должны заключить агентский договор. Этот документ определяет то, как продавец будет вести учет продаж на маркетплейсах.
В договоре прописывают:
В договоре можно указать, будет ли маркетплейс действовать от имени селлера. Это не значит, что право собственности на продукцию переходит к площадке, так как передача товаров и их реализация не одно и то же.
По условиям агентского договора маркетплейс получает процент от продаж. Но это не единственное, за что платит селлер. Площадка берет деньги за хранение товаров на собственном складе, доставку товара покупателю и обратно в случае возврата. Если договор предусматривает утилизацию продукции, то ее тоже оплачивает продавец.
Бухучет для продавцов на маркетплейсах
Торговать на маркетплейсе могут как организации, так и индивидуальные предприниматели. При этом первые обязаны вести бухгалтерский учет. Для ИП это не так важно, но некоторые все же отражают финансовые операции и следят за товарными остатками.
В любом случае инструментом учета будут бухгалтерские проводки. Это записи, которые показывают соотношение доходов с расходами.
Особенности бухгалтерских проводок участников агентского договора зависят от условий в документе. Неважно, как именно он называется, и указано ли в нем, что продавец является принципалом, а маркетплейс — агентом.
Продажу товаров на маркетплейсе оформите как реализацию через агента. Например, пока права собственности не перешли к покупателю, фактическую себестоимость продукции отразите на счете с отгруженными товарами.
Кассовый чек
Когда договор заключен, а селлер зарегистрировался в личном кабинете на сайте маркетплейса и разместил карточки товаров, начинают поступать первые заказы.
Возникают такие расчеты:
Если расчеты между площадкой и селлером не требуют применения онлайн-кассы, то при продаже товара покупателю нужен чек. Обычно клиенты переводят деньги за заказ на счет маркетплейса. Поэтому формирует кассовый чек именно он, а не селлер, который может сэкономить на покупке онлайн-кассы.
Какую систему налогообложения выбрать
Маркетплейсы работают с организациями и ИП. Кроме того, на некоторых площадках могут торговать самозанятые. Но продавцам нужно учитывать, что не каждая система налогообложения им подойдет.
Так как самозанятые не могут перепродавать товары, на маркетплейсах им разрешено торговать только собственной продукцией. Такое же правило работает и для индивидуальных предпринимателей, которые применяют спецрежим НПД — налог на профессиональный доход.
Торговать на маркетплейсах не могут и ИП на патенте (ПСН). Такой вид продаж не считается розничной торговлей в целях применения патентной системы налогообложения.
Получается, что доступ к аудитории маркетплейсов открыт для:
Если продавец применяет ОСНО, то он должен платить налог на прибыль. Для него выручка от реализации товара переходит в состав дохода как только покупатель получил права собственности. При этом датой отражения выручки для селлера будет день, когда продукцию отгрузили со склада площадки.
Еще одна обязанность компаний на общей системе налогообложения — начислить НДС при реализации товаров. К нему можно приравнять НДС, который селлер оплатил поставщику, а также НДС с агентского вознаграждения. При этом само вознаграждение стоит включить в состав прочих расходов, связанных с реализацией товара.
Тем, кто применяет упрощенку, нужно считать налог кассовым методом: когда деньги поступают на счет или списываются. В этом случае дата зачисления средств на счет продавца считается датой получения дохода по агентскому договору с маркетплейсом.
Доход селлера — это сумма, полученная площадкой от покупателя. Ее можно узнать из отчета маркетплейса. Если объект налогообложения — «доходы», то налог считают с выручки.
Пример 1. Селлер продал через маркетплейс кофемашину стоимостью 6 000 рублей с учетом комиссии площадки. Налог по ставке 6% составит 360 рублей.
В свою очередь организации и ИП на УСН «Доходы минус расходы» сначала вычитают из суммы, которую заплатил клиент маркетплейса, закупочную цену товара и размер комиссии.
Пример 2. Другой селлер продал через маркетплейс ту же модель кофемашины, что и конкурент, по аналогичной цене для покупателя. При этом сам он приобрел ее у поставщика за 4 900 рублей и заплатил маркетплейсу 10% комиссии. Налог по ставке 15% составит 75 рублей и будет рассчитан по формуле: (6 000 — 4 900 — 600) х 0,15.
Из этих примеров видно, что если у товаров высокая закупочная цена, продавцам выгоднее применять УСН «Доходы минус расходы».
Учет торговли на маркетплейсах: что нужно знать
Условия для продавцов торговых площадок могут отличаться не только тем, что прописано в агентском договоре, и какую систему налогообложения выбрать. Дальше разберем две основных схемы поставки товаров — Fulfilment By Operator (FBO) и Fulfillment by Seller (FBS). Подробнее об этих способах торговли на маркетплейсах и их отличиях читайте тут.
Обработка заказов на маркетплейсах
Селлер должен маркировать товар в соответствии с правилами площадки и отправить его маркетплейсу. Тот распределяет партию по локальным и региональным складам. Как только появляется заказ, сотрудники маркетплейса собирают его, упаковывают и доставляют покупателям.
У схемы, которая снимает большинство рутинных задач с селлера, есть недостатки. Например, продавец не может реализовать товары, отправленные на склад маркетплейса, по другим каналам.
Отгружать товары при работе по FBO на маркетплейс можно через МойСклад. Для этого продавцу нужно создать:
В договоре продавец указывает тип цен, скидки и канал продаж. После того, как продукция оказалась на складе маркетплейса, селлеру остается следить, сколько товаров продано и возвращено.
Чтобы информация всегда была актуальной, нужно регулярно загружать в МойСклад данные из личного кабинета продавца на сайте маркетплейса. Они станут основой для отчетов о продажах и начисленной комиссии, а также для Полученного отчета комиссионера. В этом документе указывается вознаграждение, которое он получил и сумма за продажу товаров.
Работа по FBS дает селлеру больше свободы и позволяет сэкономить на услугах маркетплейса. Однако в этом случае продавцу нужны свои склады и сотрудники для обработки заказов.
Процесс выглядит так:
Схема FBS подходит продавцам товаров с низким спросом.
Так как остатки хранятся у продавца, он может реализовать их через собственный интернет-магазин или по другим каналам.
В заказах можно указать тип цен, канал продаж и размер скидок. Планируемой датой отгрузки будет считаться день, когда селлер отправит товары в сортировочный центр.
Уже на основе созданного или загруженного заказа можно сформировать документ Отгрузка.
Как только документ создан, продавец может распечатывать этикетки в личном кабинете маркетплейса, наклеивать их на упаковку и отправлять продукцию в сортировочный центр.
А дальше селлер контролирует движение товаров: загружает данные о продажах и возвратах в МойСклад, получает отчет о продажах и создает отчет комиссионера.
Как оформить возвраты на маркетплейсах
В зависимости от схемы работы, товары, что покупатели решили вернуть, приходят либо на склад маркетплейса (FBO), либо обратно к продавцу (FBS). В обоих случаях обработать возврат можно в МоемСкладе.
Если товар вернулся на склад маркетплейса:
Продавцы, чей товар вернулся на склад площадки, могут действовать и по-другому: сначала создать Отгрузку, а затем на ее основе сделать Возврат покупателя.
На FBS селлеры могут столкнуться с ситуацией, когда комиссионер уже отчитался за конкретный период, а когда он закончился, покупатель вернул товар на склад продавца. Алгоритм обработки такого возврата в МоемСкладе будет таким же, как и на FBO.
Менять проведенный отчет комиссионера не придется, поскольку маркетплейс по нему уже отчитался.
Подробнее об оформлении возвратов товаров, проданных через маркетплейс, читайте в нашей инструкции.
Документооборот при торговле на маркетплейсах
Вне зависимости от условий агентского договора, продавцом товара выступает именно организация или индивидуальный предприниматель, кто торгует на маркетплейсе. Сама площадка остается витриной для размещения товаров, которые принадлежат селлеру.
Из-за этого в документообороте нет накладных, выдаваемых поставщиком при отгрузке. А еще отсутствуют счета и акты при движении товаров в других случаях.
Вместо них используют:
Эти документы подтверждают, что участники выполнили свои обязательства по договору. Продавцы могут передать маркетплейсу акт и отчет по системе электронного документооборота (ЭДО), либо разместить их в личном кабинете. Рассмотрим, какие способы используют две крупнейшие онлайн-площадки в России — Ozon и Wildberries.
Особенности документооборота на Ozon
Селлеры передает документы по ЭДО. Электронный документооборот обязательно понадобится организациям и ИП, которые планируют работать по FBO, а также торговать маркированными товарами и ювелирными изделиями. Все остальные смогут продавать через Ozon и без использования ЭДО.
Тем, кому нужен электронный документооборот, необходимо получить электронную цифровую подпись (ЭЦП). Она должна подходить для работы в ФНС, Честном Знаке и других государственных системах. Заказать подпись можно у оператора ЭДО.
Особенности документооборота на Wildberries
На Wildberries продавцы могут вести и отправлять электронные документы без оператора ЭДО. Например, разместить их в своем личном кабинете на сайте маркетплейса. Такой вариант подходит малому бизнесу, который работает без НДС.
Если же продавцы хотят ускорить обмен документами с площадкой и одновременно упростить его, они могут обмениваться документами по ЭДО. При этом у Wildberries есть свои требования к оформлению документов. В момент загрузки их проверяет робот: он либо принимает документы, либо нет.
Как работать в программе учета для маркетплейсов
Какую бы площадку ни выбрал селлер и по какой бы схеме он ни работал, важно правильно вести учет продаж и следить за остатками. Продавец получает заказы, создает отгрузки, обменивается документами с маркетплейсом, планирует даты поставок товара и оформляет возвраты.
Работа с маркетплейсами в МоемСкладе строится на основе комиссионной торговли, а учет ведется по Полученным отчетам комиссонера, данные для создания которого передает маркетплейс.
Помимо контрагентов и договоров, в МоемСкладе можно настроить каналы продаж и указать схему поставки. Например, Ozon FBO или Wildberries FBS.
Чтобы оценить, на какой из площадок товары покупают чаще всего, селлер может изучить статистику по каналам продаж в отчетах Прибыльность и Прибыли и убытки.
Учитывать и анализировать результаты акций, специальных предложений и сезонных распродаж селлеру помогают Проекты. Этот атрибут можно присвоить заказам и другим документам.
Контролировать остатки для обеспечения спроса по схеме FBS или планирования отгрузок по FBO помогают два отдельных отчета: по товарам и по складам.
Остатки в МоемСкладе
Отчет Остатки по товарам показывает всю продукцию, которая хранится на всех складах в данный момент. А отчет Остатки по складам нужен, чтобы понять, сколько товаров хранится на конкретном складе.
МойСклад учитывает потребности селлеров. С помощью сервиса можно автоматизировать торговлю на Ozon, Wildberries и Яндекс.Маркете. Получайте все заказы в одном окне, обновляйте цены сразу на всех площадках, работайте с маркированными товарами и выгружайте остатки автоматически.
Какую систему налогообложения выбрать, продавая товары через маркетплейс на примере сотрудничества с WildBerries
Эта статья поможет вам выбрать систему налогообложения для торговли через маркетплейс, подскажет: на что обратить внимание при заключении договора с интернет-магазином, нужно ли применять онлайн-ККТ, а также какие подводные камни могут быть связаны с расчетом налогов, с которыми сталкивались на практике предприниматели, уже ведущие бизнес на WildBerries.
Какой договор заключать с маркетплейсом
Компании и ИП продающие товар через интернет-магазин занимаются дистанционной розничной торговлей. Маркетплейс при этом выступает в роли посредника, разрешая на своей площадке размещать и продавать товар, поэтому обычно он предлагает заключить с ним один из видов посреднического договора (п. 1 ст. 971, п. 1 ст. 990, п. 1 ст. 1005 ГК РФ).
По посредническому договору посредник действует в интересах и за счет доверителя. Это означает, что право собственности на товары, переданные на реализацию, к посреднику не переходит, а расходы, понесенные посредником в связи с исполнением договора, должны быть ему возмещены.
Однако те, кто решат сотрудничать с WildBerries увидят «договор о реализации товара» на платформе агрегатора, такая форма договора выбрана интеренет-магазином для страховки собственных рисков связанных с качеством и происхождением товара, но по сути, это те же агентские отношения. Поэтому для продавца ничего не меняется за исключением того, что за качество товара именно он несет полную ответственность перед конечным покупателем.
На что обратить внимание, закупая товар для продажи на маркетплейс
Закупая товар для продажи, обратите внимание на то, чтобы поставщик товара не запрещал вам его перепродавать через маркетплейсы. Такие условия могут быть предусмотрены в договоре поставки (ФЗ №135 от 26.07.2006 года, постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А63-10169/2010 от 14.11.2012 года). Иначе придется судиться и иметь проблемы с производителем товара или его дилером.
Регистрация предпринимательской деятельности для торговли через маркетплейс
Предпринимательство без регистрации уголовно наказуемо (ст. 171.УК РФ), кроме того просто как с физлицом WildBerries не станет с вами подписывать никаких документов. Поэтому придется как-то оформить свою деятельность. Выбирать вы будете из самозанятости, ИП и ООО.
Бизнесменам одиночкам с выручкой до 2,4 млн. руб. в год выгоднее стать самозанятыми. Налог минимальный и никаких отчетов сдавать не надо. Те, у кого есть наемные сотрудники и выше годовые оборот, регистрируют ООО или ИП.
Первый вариант выбирают обычно, когда в бизнес вкладываются несколько партнеров, а через ИП легче выводить наличные, кроме того эта организационно-правовая форма подойдет тем, кто закупает товар в Китае и не может подтвердить документально его приобретение. Ведь ИП в отличие от ООО вести в полном объеме бухучет не обязаны.
Какой выбрать ОКВЭД для торговли через маркетплейс
Не забудьте, перед тем как начать торговать на платформе интернет агрегатора, зарегистрировать в ФНС нужный ОКВЭД. Для этих целей подходит код 47.91 «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет».
Требуется ли покупка онлайн-кассы при торговле через маркетплейс
Какую ставку НПД вправе применять самозанятый, торгующий на маркетплейсе
Начинающие бизнесмены зачастую выбирают самозанятость, возникает вопрос, по какой ставке платить НПД 4% или 6%? Сразу скажу ответ на него спорный, законодательно он четко не урегулирован. Официальных разъяснений чиновников дающих ответ на вопрос тоже нет.
Поскольку деньги самозанятый получит от агента-маркетплейса, а он юридическое лицо ООО «Вайлдберриз», то должна применяться ставка 6%, в тоже время конечными покупателями платформы являются физические лица, что наводит на мысль о правомерности использования ставки 4%.
Налоговики в частных разъяснениях настаивают на ставке 6% из-за того, что деньги не поступают напрямую от физлиц, а их перечисляет организация. Соответственно, и чек в мобильном приложении нужно сформировать с указанием ИНН маркетплейса как покупателя. Аналогичные разъяснения есть на сайте ФНС https://npd.nalog.ru/.
Если вы решитесь применять по НПД ставку 4% исходя из той логики, что участвующий в расчетах посредник интернет-магазин не приобретает права собственности на товары, то высоки риски спора с контролерами. Судебная практика по аналогичным ситуациям на настоящее время не сложилась. По этой причине сложно прогнозировать, на чью сторону в споре встанет суд.
Можно ли применять НПД, если самозанятый производит фасовку чужих товаров, собирая их в наборы и продавая под своим логотипом
Еще один подводный камень, на который нужно учитывать самозанятым, это то в каком случае у вас возникает готовая продукция, подпадающая под НПД, а в каком нет.
Например, если вы закупаете товары у производителя и фасуете ее в новую упаковку под своим логотипом, то продавать такой товар через маркетплейсы, нельзя. В такой ситуации самозанятый не осуществляет дополнительной обработки закупленной продукции, а производит только ее расфасовку для продажи, что не считается производством готовой продукции.
Но если самозанятый покупает готовые футболки или худи и наносит на них рисунок, вышивку, декор и т.д., то это считается производством готового изделия и НПД применять, продавая товар на маркетплейсе допустимо.
Почему ИП нельзя купить патент для торговли через маркетплейс
Если вы решили работать через ИП, первое что приходит на ум купить патент. Ведь в отличие от УСН, и уж тем более ОСНО никаких отчетов в налоговую инспекцию сдавать не требуется. Однако применять ПСН предпринимателю не получится.
При продаже изделий собственного производства нельзя получить патент на розничную торговлю (подп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК, письмо Минфина № 03-11-11/7293 от 07.02.2019 года). Кроме того по мнению Минфина и ФНС, при торговле через интернет запрещается применять патент (письма Минфина № 03-11-11/40049 от 03.06.2019 года, № 03-11-09/73386 от 20.08.2020 года, которое ФНС направила инспекциям для использования в работе письмом № КВ-4-3/13872 от 28.08.2020 года).
Что выбрать ОСНО или УСН
После того как вы решили, что открыть ООО или ИП, требуется определиться с системой налогообложения, варианты: упрощенка (УСН) или общий режим (ОСНО). На самом деле выбор между упрощенной и общей системой налогообложения стает только у крупных компаний с годовой выручкой приближающейся к 200 млн. руб.
Ведь на ОСНО самые высокие ставки налогов и самая сложная отчетность. Поэтому по умолчанию, если позволяют обороты выгоднее платить УСН (1-15%), чем 20% НДС, 20% Налог на прибыль или 13% НДФЛ.
При торговле на маркетплейс лучше выбрать УСН «доходы» или «доходы минус расходы»?
Ответ на этот вопрос зависит от трех вещей:
возможность подтвердить расходы документально;
совокупная доля расходов более 60-70%;
наличие бухгалтера, которые будет вести ваш учет.
Например, если вы закупаете товар на китайском сайте и не имеете на него нормальных документов, то вам проблематично подтвердить расходы в целях налогообложения. Кроме того, торгуя на маркетплейсах рентабельной, обычно, считается наценка от 300% и выше. Следовательно, выгоднее применять объект налогообложения «доходы».
Но если вы решите работать на УСН «доходы минус расходы», то на комиссию маркетплейса можно уменьшать единый налог (подп. 24 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Входной НДС, уплаченный посреднику, также принимается в расходах (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Кроме того, при расчете УСН учитываются и другие затраты, которые возмещаются посреднику по условиям договора (например, расходы на перевозку или хранение товаров (ст. 1001 ГК РФ)).
Посмотрим, как считать налог на примере:
Продали на маркетплейсе 100 единиц по 2 500 руб. за штуку = 250 000 руб.
Если УСН считается с доходов, то вы заплатите = 15 000 руб. (250 000 руб. х 6%)
В результате наглядно видно, что оплата УСН с доходов (6%) при торговле на маркетплейсе приводит к меньшим платежам в бюджет.
Но когда доля расходов выше, чем в примере, следует рассчитать, что будет экономичнее в вашей ситуации. Если не выходит определиться самостоятельно, обратитесь за помощью к нужному специалисту, который произведет расчет на ваших цифрах.
Как считается выручка для расчета налогов, за вычетом комиссии маркетплейса или нет
Ответ на этот вопрос больше волнует тех, кто платит 6%, ведь на УСН «доходы минус расходы» агентские услуги учитываются в расходах и там никаких проблем не возникает.
По мнению чиновников, на УСН «доходы» налог рассчитывается со всей суммы, которую заплатил покупатель, а не за минусом комиссии маркетплейса.
В интернете много советчиков, которые рекомендуют поступать иначе и считать налог за минусом комиссии маркетплейса. Только вот ответа на вопрос, что потом говорить инспектору в случае налоговой проверки вы от них не получите. Следует понимать, что отстоять доначисления при неправильном учете доходов через суд в этом случае не выйдет.
Момент признания дохода на УСН
Спорным моментом считается дата, на которую нужно признавать доход для целей налогообложения. Безопаснее считать налог от даты зачисления денег на счет WildBerries. Объясню, почему так:
По общим правилам на УСН моментом признания доходов считается день поступления денежных средств на банковский счет или в кассу (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Из буквального толкования этой нормы следует, что включить полученную выручку в состав доходов заказчик (комитент, принципал, доверитель) должен на дату зачисления денег на его банковский счет (в его кассу).
Однако по гражданскому законодательству средства, полученные посредником в качестве оплаты за реализованные товары, принадлежат заказчику (п. 1 ст. 996, п. 1 ст. 971, ст. 1011 ГК РФ). Следовательно, у заказчика, который применяет упрощенку, доход возникнет в момент поступления денег на банковский счет, специальный счет (электронный кошелек) или в кассу посредника.
Если применяется УСН «доходы минус расходы», то в расходах признается стоимость товаров реализованных и оплаченных. То есть, если покупатель товар приобрел и оплатил комиссионеру WildBerries, то у Вас возникает и доход и расход.
А если был возврат товара
При возврате товара корректировать расходы не надо, стоимость возвращенного покупателем товара учтите в доходах того периода, на который приходится возврат (п. 1 ст. 346.15, ст. 250 НК РФ).
В доходы включите стоимость товара, по которой он учитывался на дату реализации (т. е. сумму фактических затрат, связанных с его приобретением или созданием). По этой же стоимости возвращенный покупателем товар примите к учету. В дальнейшем вы сумеете использовать полученный назад товар по своему усмотрению (например, продать или использовать как-то иначе).
Дата реализации на ОСНО (для начисления НДС и налога на прибыль)
Торговцы с выручкой более 200 млн. руб. в год применяют ОСНО, у них возникают разные заморочки с датой признания доходов для начисления НДС и налога на прибыль при торговле через маркетплейс. Покупатель магазина вправе на выбор вначале оплатить товар картой, а потом его забрать или сделать заказ на условиях постоплаты, также возможен возврат товара после его выкупа, все эти ситуации имеют нюансы.
У продавца товара на общем режиме налоговая база по НДС возникает на наиболее раннюю из дат: дата отгрузки или дата получения предоплаты. Если имеет место предоплата, то налоговая база определяется дважды на дату получения аванса и затем на дату отгрузки. НДС по возвращенным товарам (или не выкупленным товарам) продавец может принять к вычету по общим правилам.
Под датой отгрузки (передачи) товаров для целей НДС нужно понимать дату фактической отправки (передачи для отправки) товаров от продавца к покупателю. При этом момент перехода права собственности на отгруженные (переданные) товары значения не имеет (письма Минфина № 03-07-11/7135 от 11.03.2013 года, № 07-02-06/14 от 09.02.2011 года).
В таком случае днем отгрузки товаров признается дата первого по времени составления первичного документа, который оформлен на покупателя (письма Минфина № 03-07-08/19635 от 16.03.2020 года, № 03-07-15/57115 от 06.10.2015 года, № 03-07-11/80 от 23.03.2012 года, ФНС № ГД-4-3/17114 от 01.10.2015 года).
Если сначала имеет место предоплата (человек на маркетплейсе вначале картой оплатил товар), то на дату получения предоплаты вы обязаны начислить НДС.
Если же отгрузка на условиях постоплаты, то в момент отгрузки (передачи транспортной компании) вам необходимо начислять НДС.
С выручкой для налога на прибыль дела обстоят иначе, ее необходимо признать в момент перехода права собственности на товар (п. 3 ст. 271 НК РФ). Таким моментом является фактическая передача товара покупателю (то есть момент, когда товар будет ему доставлен или когда покупатель заберет его из пункта самовывоза).
Как документально подтвердить, что при передаче товара на склад маркетплейса у вас еще не происходит реализация товара
При передаче товаров со склада организации на склад маркетплейса-посредника, которым выступает интернет площадка Wildberries, можно составить накладную по форме № ТОРГ-12, в которой следует указать, что товары передаются на реализацию по посредническому договору, сделав об этом соответствующую отметку, например, «на комиссию».
Если маркетплейс не подписывает ваши товарные накладные, то оформите передачу товара со своего склада актом приема-передачи с пометкой «для продажи на маркетплейс» или «без перехода прав собственности». Бланк такого акта вы вправе разработать самостоятельно и утвердить в своей учетной политике, он может не содержать обязательной подписи принимающей стороны.
Наряду с актом передачу товара подтвердят ведомости приемки товара, опубликованные на портале торговой площадки, а также документы, подписанные перевозчиками. Все эти документы в совокупности подтвердят факт передачи товара на комиссию и снимут у вас риск, связанный с документальным подтверждением того что товар еще не был вами реализован, а лишь передан посреднику для размещения в интернет-магазине.
Какие проблемы могут быть у транспортных компаний, работающих с Wildberries
Если транспортная компания перевозит клиентам товары, в том числе, и товары компании Wildberries при этом размещает на своём сайте и на автомобилях обозначение товарного знака маркетплейса, то при отсутствии договора на использование товарного знака непосредственно с компанией Wildberries у нее могут возникнуть налоговые риски.
Дело в том, что при безвозмездном получении права использования товарного знака в состав внереализационных доходов включается доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен использования аналогичных прав (письмо Минфина № 03-03-06/1/299 от 28.04.2010 года).
Право использования товарным знаком можно передать с помощью лицензионного договора и соглашения о франчайзинге (п. 1 ст. 1233 ГК РФ). При этом исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности, путем размещения товарного знака в рекламе и в интернет (пп. 4-5 п. 2 ст. 1484 ГК РФ).
Иными словами право размещать чужие товарные знаки не на товаре тоже требует разрешения, т.к. оно не попадает под случаи исчерпания прав (ст. 1487 ГК РФ). Пользоваться чужим товарным знаком без лицензионного договора нельзя (постановление Суда по интеллектуальным правам № А28-4923/2014 от 19.06.2015 года).
Чтобы избежать проблем транспортной компании безопаснее не использовать рисунок товарного знака Wildberries на автомобилях и сайте, а ограничится упоминанием фирменного наименования, отраженного в ЕГРЮЛ. Тогда не возникнет риска доначисления налогов за безвозмездное пользование чужим товарным знаком.