Что лучше искусство или спорт
НЕЛЕГКИЙ ВЫБОР РОДИТЕЛЕЙ: СПОРТ ИЛИ ТВОРЧЕСТВО?
Прежде всего, стоит отметить, что как творческие кружки, так и спорт способствуют развитию креативности. Иными словами, если ребенок занимается спортом, то это не значит, что он не развивается творчески – креативность в этом случае развивается другими путями, развиваются сами механизмы творчества, а не художественная деятельность, которые мы привыкли с творчеством связывать. Ученые доказали, что во время занятий спортом в мозге человека активизируются области, отвечающие за вдохновение. Кроме того, физические нагрузки способствуют насыщению крови и клеток мозга кислородом, благодаря чему ребенку легче мыслить и анализировать. Поэтому специалисты советуют пребывающим в поисках вдохновения заняться спортом. Это позволит мозгу лучше работать и создавать новые образы. Кроме того, спорт делает организм более устойчивым к стрессу, что напрямую связано со способностью к творчеству. Таким образом, неверно считать спорт «антитворческой» или «неинтеллектуальной» деятельностью – это тоже интеллектуальное и творческое развитие!
Кроме того, многие современные техники в психологии работают с телом: через танец, спонтанные движения, суставную гимнастику, специальные упражнения, и тому есть серьезные основания: гибкость тела, его гармоничность, расслабленность и энергичность напрямую влияют на гибкость, расслабленность и энергичность сознания. Когда ребенок занимается спортом, он преодолевает блоки в физическом теле и, как следствие, преодолевает какие-то блоки в сознании! Комплексы, тревоги и обиды часто уходят вместе со спазмами мышц, и ребенок более открыто смотрит на мир. И это еще один аргумент в пользу мнения о том, что спорт обеспечивает разностороннее развитие и не может считаться примитивным телесным занятием.
Что же касается художественного творчества, то следует отметить, что в нем важен момент не просто созидания (новые поделки, рисунки и проч.), а именно продуктивного мышления: если ребенок в творческом кружке постоянно выходит за пределы известного, за пределы самого себя вчерашнего, самостоятельно находит новые идеи и пытается воплотить их, то уже неважно, что именно он делает – рисует картинки, вяжет, лепит или строит… Развивающий эффект от таких занятий будет огромным! В этом смысле кружки, где ребенок годами делает что-то по образцу, развивают «ремесленное» мышление, а не творчество, и уже не будут такими полезными в плане интеллектуального роста.
Что же можно сказать в итоге об альтернативности спортивного и творческого развития? Полагаю, этой альтернативности быть не должно, но, если я скажу, что ребенок должен развиваться и телесно, и творчески, то рискую встретить поток недоуменных вопросов от родителей в духе «Как же все это совместить при нехватке времени?» … На практике часто приходится именно выбирать! Поэтому при реализации такого выбора психологи советуют опираться на несколько факторов: а) устойчивая мотивация и интересы ребенка (именно устойчивая, глубокая, а не сиюминутные желания с внешними стимулами типа красивой спортивной формы), б) обязательное дополнение сделанного выбора альтернативным занятием в совершенно свободное время и в форме игры и развлечения (если ребенок учится музыке, то стоит чаще организовывать спортивные семейные выходные, если он занимается спортом, то стоит подумать над творческими семейными вечерами, и т.п.), в) готовность поддержать новый выбор ребенка при условии глубокого понимания его психологических причин, г) поддержание постоянных позитивных установок в отношении деятельности, которой ребенок занимается, без довлеющего стремления в достижениям – стоит постоянно помнить, что все, что ребенок делает, помимо школы, это все же развлечение и отдых, а не работа!
Профессор базовой кафедры педагогической и возрастной психологии Иркутского государственного университета и Института развития образования иркутской области, доктор психологических наук
ЧЕРНЕЦКАЯ Надежда Игоревна
Быстрее! Выше! Сильнее! Искусство и спорт
КОМАР И МЕЛАМИД Дискобол. Из серии «Ностальгический соцреализм»
Искусство всегда стремилось прикоснуться к красоте, как духовной, так и физической. Художник-творец здесь уподобляется Богу-творцу – создателю всего сущего на земле, в том числе человека. Кто как не человек, его тело и дух являются прекраснейшими творениями природы? И где как не в спорте более всего проявляются такие человеческие качества, как красота, воля, стремление к совершенству — все то, что является предметом глубочайшего интереса в искусстве?
Спорт и искусство во все времена шли бок о бок, вспомните культ тела, воздвигнутый античными художниками и воплощенный в прекрасных статуях, таких как «Дискобол» Мирона; образы мускулистых героев мифов, побеждающих своих противников в работах Рубенса, Караваджо; тему конного спорта в творчестве раннего Дега; мчащихся велосипедистов в футуризме и кубизме, и, наконец, розовощеких атлеток А. Дайнеки в советский период.
Гончарова Н.С. Велосипедист. 1913.
Искусство восхищается спортом, в той же степени как спорт, отчасти, является высочайшим искусством. И там и там чрезвычайно важно мастерство, и там и там обязательным условием является божественный дар, талант. В эпоху тоталитарных режимов, спортивная тема — особенно популярна. Во-первых потому, что активно пропагандируется государством. А во-вторых, потому что спорт оказывался спасительным мостиком для тех художнков, кто хотел сохранить профессию, но работать вне идеологических установок. Спортивные сюжеты давали советским художникам и фотографам своего рода неприкосновенность и свободу работать как им хочется.
Эль Лисицкий Плакат «Центральный парк культуры и отдыха Воробьевы горы»
Дейнека А.А. “Эстафета по Садовому кольцу” 1947 г.
Veralline.com
Сравниваем и обсуждаем
Куда отдать ребёнка, в спорт или искусство?
СПОРТ
Как определить, что будет лучше для твоего ребенка, спорт или искусство? Каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде.
У темпераментных и активных детей энергия бьет через край, и должна отправляться в организованное русло. Таким детям тяжело даются занятия, где требуются многократные повторения движений, терпеливость, усидчивость и старательность — танцы, теннис, рисование, музыка. А вот в командных играх, таких как футбол, хоккей, баскетбол – активность и энергия приветствуются. И наоборот, застенчивые дети не любят часами гонять мяч, но уверенно себя чувствуют в театральной студии или художественной школе.
Физические упражнения оздоравливают и укрепляют и если у ребенка имеются определенные заболевания, то выбранный Вами вид спорта должен быть направлен на профилактику болезни. Например, осанку исправляют бальные танцы, плавание, фигурное катание. Плоскостопие – хоккей, гимнастика, танцы, велоспорт. Детям с ослабленным иммунитетом показаны горные лыжи, плавание, фигурное катание.
Некоторые виды спорта не только укрепляют физически но и морально- такие виды сорта как лёгкая атлетика, айкидо, альпинизм, спортивная ходьба развивают в ребёнке выносливость, силу духа и терпение.
Если ребенок по каким-то причинам не может заниматься некоторыми видами спорта, то помните, что шашки, шахматы, стрельба, дартс – это все тоже спорт.
ИСКУССТВО
Если вы видите в вашем ребёнке задатки талантливого художника, великой балерины или музыканта, то искусство это то что вам нужно. Спокойные дети гораздо лучше воспринимают виды деятельности, в которых требуется сосредоточенность и спокойствие.
Дети, не отличающиеся повышенной активностью способны на долгую концентрацию своего внимания, они лучше относятся к монотонной деятельности, поэтому музыка и живопись даются им лучше.
Искусство так же оказывает общее положительное действие на растущий организм ребёнка- занятие на духовых инструментах укрепляет дыхательную систему, живопись на свежем воздухе имеет общеукрепляющее действие, фортепиано является гарантией безупречной осанки.
Ребёнок, не предрасположенный к спорту не всегда должен быть хилым и болезненным, бальные танцы, хоть и относятся в большей степени к искусству, чем к спорту, укрепляют и дают не малую физическую нагрузку, при этом развивая в ребёнке грацию и пластичность.
Куда отдавать ваше чадо- на бокс или на рисование- решать только вам но не надо забывать и о том, что многим великим людям удавалось удачно сочетать спорт и искусство, можно заниматься альпинизмом и при этом прекрасно рисовать высокогорные пейзажи, танцевать и для поддержания формы заниматься плаваньем. Вариантов неограниченное количество, главное вовремя увидеть в своём ребёнке те или иные задатки и поддержать их.
Постановка проблемы «спорт — искусство»
Сейчас мы редко задумываемся над тем, как возникла связь искусства и спорта. Мы научились воспринимать ее как совершенно естественную. В значительно большей степени нас волнует проблема, при помощи какого метода следует рассматривать эту взаимосвязь, так как он мог бы послужить надежной основой для более четкого развития концепции эстетики спорта.
Мы должны обратить самое пристальное внимание на выявляемые при анализе спорта и искусства общность и разнообразие их элементов. Мы обнаруживаем сходство между живописью и театром, скульптурой и танцем для того, чтобы установить (как мы надеемся), можно ли спорт включить в область искусства хотя бы частично. Спорт дает человеку возможность самовыражения, а элементы зрелищности приносят спорту общественное признание и средства к существованию. Эти черты в равной степени свойственны и искусству, что будет более подробно рассмотрено в главе 4.
Если зрелищность спорта не подлежит сомнению и уже нет необходимости доказывать значение спорта как способа проведения досуга, стоит согласиться и с тем, что он — серьезное явление. Разработку этой темы можно найти в сборнике материалов Организационного комитета XX Олимпийских игр 1972 г. в Мюнхене «Спорт с точки зрения науки»:
И искусство и спорт отличаются от игры своим серьезным характером. Они требуют упорной работы, большого напряжения сил, возможного только при полной отдаче, значительных волевых усилиях. Серьезный характер спорта подчеркивается присутствием публики. Зритель связан со спортсменом «иллюзией участия», которую можно объяснить как
своего рода мысленное повторение зрителем движений спортсмена. «Иллюзия участия» сочетается с «отстраненностью», поскольку зритель на самом деле никогда не принимает участия в действии. «Иллюзия участия» и «отстраненность» в равной степени характерны для восприятия произведений искусства, которое является целиком прерогативой зрителя.
Искренность усилий атлета и присутствие публики объясняются тем фактом, что спорт, как и искусство, направлен к конечному результату, цели. Однако что именно в спорте соответствует тому, что в искусстве французы называют oeuvre — произведением?
Сведение проблемы к вопросу, что в спорте соответствует произведению в искусстве, отражает недостатки нашего понимания как спорта, так и искусства. Нельзя надеяться, что, подобрав точное определение для первого, мы получим ключ к адекватному определению второго. Однако поднятый вопрос важен и дает повод поразмышлять.
Сомнение в том, что основные ценности в спорте и искусстве совпадают, распространилось широко. Спорт— всегда соревнование. Искусству эта черта свойственна в значительно меньшей степени. Бывают и исключения, но весьма редкие.
Однако в книге «Футбол—игра всей планеты» Джеффри Грин (1953) высказывает мысль, что при сравнении спорта с искусством выявляется больше сходств, чем различий:
Чтобы научиться ценить возможность эстетического наслаждения спортом, например простыми и красивыми движениями футболистов, необходимо обратить внимание на заметную близость спорта к искусству. Они схожи в трех важных аспектах. Их объединяет, во-первых, большой эмоциональный подъем; во-вторых, наличие законов и правил, которые так же серьезны и обязательны, как в философии или физике; наконец, в-третьих, созидательный и творческий характер спорта и искусства.
Существенное различие между ними состоит в том, что спорт более демократичен и повседневен, более материалистичен и приземлен.
Субъективной точке зрения Грина можно было бы с полным основанием противопоставить (это могли бы сделать, например, преподаватели эстетики или деятели изобразительного искусства) мнение о том, что указав все «существенное различие» свидетельствует не столько о различии спорта и искусства, сколько об их сходстве. Широкий выход современного искусства на зрителя — например, прекрасные образцы монументальной скульптуры на улицах городов, экскурсии школьников в художественные галереи и другие методы приближения искусства к людям — делает его «демократичным и повседневным». Более того, тенденция поп-арта и неореализма, как в недавнем прошлом, так и сейчас, состоит в том, чтобы сделать искусство значительно более «матери¬алистичным и приземленным». К чертам сходства, перечисленным Грином, можно добавить общие «негативные» свойства, которыми обладают спорт и искусство. Составители сборника «Спорт с точки зрения науки» утверждают, например, следующее:
«Бесполезность» спорта так же бросается в глаза, как «бесцельность» искусства. Как и искусство, спорт не удовлетворяет какой-либо прямой необходимости, не имеет непосредственной цели. Если бы, например, не был сделан тот или иной прыжок, в некотором проигрыше оказались бы лишь сам спортсмен да публика, не получившие удовольствия от прыжка и наблюдения за его выполнением. Единственное оправдание существования искусства и спорта состоит в том, что они дарят «безотчетную радость».
Почти то же самое относится к исполнительским искусствам, которые можно назвать «искусствами среди искусств». Студенты балетного или театрального училища могли бы подтвердить это. В самом деле, те, кто постоянно сочетает изучение драматического искусства или танца с физическими упражнениями и спортом, вполне могут самостоятельно прийти к выводу, что разница или сходство, которые они видят между ними (если видят), только обогащают их восприятие. Они тем более ясно понимают каждую из этих форм самовыражения, что имеют возможность подвергнуть одну из них проверке критериями другой.
Основной объект такой проверки — творческий потенциал. Творчество — первооснова художественного самовыражения в любой его форме. Метод творческой работы не обязательно должен быть эстетическим. Однако эстетическое впечатление в произведении искусства всегда порождается творчеством. А что же спорт? Заслуживает ли творческое использование возможностей тела в спорте звания искусства? Помимо других элементов, творчество должно включать в себя «оригинальность, восприимчивость, проникновение в неизведанное, независимость и гибкость мышления». Спортивные упражнения, требующие от спортсмена выражения его взглядов, его эмоций, его эстетических реакций, его духовных импульсов и, наконец, его индивидуальных способностей, дают такое разнообразие возможностей самовыражения, которое легко отождествимо с творчеством как процессом даже в самых заурядных состязаниях. Однако значительно более конструктивный характер они приобретают в соревнованиях высокого ранга. «Хладнокровие в чрезвычайных обстоятельствах»—так можно было бы по праву назвать условия, которые порождают великолепную игру и совершенство движений ее участников, вызывающие восторг как у спортсменов, так и у зрителей. Склонность к игре отражает гибкость и оригинальность мышления спортсмена, его творческое начало и талант. Поэтому спорт — это естественная сфера творческого выражения.
Два нижеследующих отрывка дают красноречивые примеры взаимодействия между спортом и искусством. Первый является фрагментом из романа французского писателя Жана Дютура «Плуше, или Любовь к искусству». Плуше — художник, от его лица ведется повествование:
Когда я работаю над картиной. я ощущаю свой талант, подобно тому, как чемпион-спринтер ощущает собственные колени или мышцы ног. Готовясь к стометровке, он ничего толком не знает о своем теле, зато умеет его использовать: знает, как поддерживать готовность в мышцах, как контролировать дыхание и так далее. Это чувство единства духа и тела укрепляет его веру в себя, и он преодолевает дистанцию с огромной легкостью. Однако он понимает, что не мог не выиграть, только за финишной чертой. Такое же слияние духа и тела, потаенную взаимосвязь между двумя составляющими своей личности я ощущаю за мольбертом.
Второй пример — цитата из книги Джеки Стюарта и Питера Мансо (1972) «Быстрее! Дневник автогонщика». Она содержит эстетическую интерпретацию спортивных состязаний:
Именно на виражах дает себя знать подлинный характер машины. Автомобиль «Формулы-I» — это настоящее животное, т. е., конечно, это машина, но вместе с тем и животное, тонко реагирующее на различия в обхождении. Это скаковая лошадь благородных кровей, чувствительная и нервная. Чтобы заставить верно служить себе, нужно ее задобрить ласковым и внимательным обращением. Входя в вираж, она несется в динамическом равновесии, едва касаясь колесами дороги, и, если вы рискнете навязывать ей свою волю или пришпоривать, она или понесет, или оступится, или выкинет еще какой-нибудь номер, который сделает вас беспомощным. Поэтому вы уговариваете ее — нежно, очень нежно—сделать то, что вам нужно. Вы готовите ее к повороту, но когда он в 50—100 футах от вас, по-прежнему необходима осторожность, поскольку именно в этот момент крен начинает достигать предела. Вы задали ритм и теперь должны поддерживать его. Но даже когда вираж пройден, вы не можете сказать себе: «Все позади, теперь я могу вести ее, как пожелаю». Нет, скорость выхода из виража тоже очень важна, и вы должны держаться взятых ритма и равновесия. Продолжайте в том же духе. Пусть машина покажет, на что она способна.
В этом фрагменте сопоставляются машина и животное, машина и человек, что дает прекрасное представление об эмоциональном контроле у спортсмена. Машина утрачивает неодушевленность, приобретая чувствительность кончиков пальцев человека, который ею управляет. Она обретает черты человека или животного, совмещающего скорость и самоконтроль. В данном случае эстетические достоинства самого спорта превосходят художественность изложения. Этот пример дает нам некоторое представление о том, что Мишель Боэ (1948) понимал под «функциональной эстетикой»
Влияние физической культуры на творчество
С древних времен, физическая культура является одной из главных основополагающих частей в развитии человека. Она стоит наряду с умственным и духовным развитием и играет не менее важную роль. Все эти части постоянно взаимодействуют между собой, находятся в постоянном переплетении, дополняя и совершенствуя друг друга.
Огромное влияние физическая культура оказывает на творчество. Еще во времена древней Греции античные художники, скульпторы, поэты, философы вдохновлялись спортивными состязаниями. В частности, Олимпийскими играми. Древние Греки считали, что идеал человека должен сочетать в себе совершенство физической формы и совершенство душевных качеств. При том физические упражнения закаляют дух, а дух – совершенствует тело.
Благодаря спорту появилась греческая скульптура, которая родилась, в буквальном смысле, на стадионах, олимпиадах и в гимназиях. Так были созданы куросы – скульптуры обнаженных юношей, которые ставились в храмах и святилищах и были посвящены богам. На площадях городов возводились статуи атлетов, в которых подчеркивались такие черты тела, как широкие плечи, узкие бёдра, подчёркивалась их статность. А на надгробных плитах и стелах делались рельефные изображения.
В V веке до нашей эры в Афинах работали скульпторы Фидий, Мирон и Поликлет. Наиболее известен среди работ Мирона из Элевтер «Дискобол» (около 460-450 гг.до н.э.), изображающий атлета в момент наивысшего напряжения перед броском диска. Мирону первому удалось передать в статичном искусстве живость движения, внутреннее напряжение фигуры. Поликлет из Аргоса работал уже в период высокой классики, в середине и второй половине V в. до н.э. Он создал тот обобщенный художественный образ атлета, «Канон», который стал нормой и образцом. Свой идеал он выразил в сдержанно-мощных, спокойно-величавых образах «Дорифора» (копьеносца), «Диадумена» (атлета, увенчивающего свою голову победной повязкой) и «Раненой амазонки», предназначавшейся для знаменитого храма Артемиды в Эфесе. Поликлет воплотил в своих статуях, прежде всего, образ идеального свободнорожденного гражданина греческого полиса, города-государства Афин.
Великий древнегреческий философ Аристотель тоже не ускользнул от влияния спорта на свои труды. Так, благодаря влиянию физической культуры, он создал учение о единении этически «прекрасного» и этически «хорошего» – калокагатию (от греч. kalos – прекрасный и agathos – хороший, нравственно совершенный). Калокагатия мыслится как нечто целое, самостоятельное и является слиянием красоты и морали в одном. А так, как калокагатия есть слияние морали и красоты в одном, значит, между этими понятиями стирается всякое различие.
Говоря о спорте и искусстве в России, следует отметить советский период. Стоит начать с 1920 года, в этот период идея физического развития человека и его воспитания приобретает большую значимость, так как имеет огромную роль в подготовке советского человека к любым трудностям. В это же время, в советской России, установились эстетические, художественные и этические основы изображения спорта, связанные с единением понятия гармонического человека с понятием патриотизма.
В 1930 году формируется комплекс ГТО – Готов к Труду и Обороне, в этом же году создается легендарный значок ГТО – символ хорошего физического состояния гражданина. После этих событий спорт окончательно и твердо закрепляется в искусстве Советского Союза.
С этого периода в Советском Союзе началась эпоха популяризации спорта. Было написано множество картин, посвященных физической культуре. Например, прекрасная картина Сергея Луппова «Спортивные игры на стадионе», портрет Ивана Куликова «Физкультурница», или, не менее замечательная картина Александра Самохвалова «На стадионе», были написаны авторами под влиянием спортивного духа. Как писал сам Самохвалов в своей книге «Мой творческий путь»: «Я любил физкультуру именно как культуру здорового человека, жизнелюбивого и жизнерадостного, культуру, которая нужна ему для осуществления задач в тех плодотворных областях деятельности, в которых он участвовал. Но не физкультуру для физкультуры. Меня привлекал здоровый творящий дух в здоровом теле. Я искал цвет. Не импрессионистический, а такой правдивый, который передавал бы правду восприятия. И, мне кажется, в некоторых этюдах мне это удалось. Но с этой задачей было очень трудно справиться в большой многофигурной картине».
После Великой Отечественной Войны культ спорта с новой силой ударил по советскому народу. В 50х-60х годах 20-го столетия становятся популярны портреты спортсменов. Наглядным примером этого является картина «Гимнасты СССР» советского художника Дмитрия Жилинского. На холсте изображены олимпийские чемпионы, выдающиеся спортсмены, такие как Юрий Титов, Полина Астахова, Борис Шахлин.
В это же время, большую популярность приобрел футбол. На фоне знаковых побед советских футболистов, Борисом Ермолаевым были созданы автолитографии под названием «Стадион», являющиеся своеобразным телерепортажем об игре.
Однако спорт находил себя не только в живописи. Многие советские скульпторы, вдохновившись романтикой спортивных достижений, тоже внесли свою лепту в развитие советского искусства.
В произведениях советских скульпторов также, как и в скульптурах древней Греции, особое внимание уделялось красоте обнаженного, атлетического тела, но в отличии от древнегреческих статуй, много внимания уделялось и женскому телу. Примерами работ являются «Физкультурница после плавания» Абрама Бариаловского, «Дискобол», «Пловчиха», «Бег» Александра Самохвалова, «Серафим Знаменский» Сары Лебедевой.
Благодаря влиянию физической культуры на искусство, спорт стал популяризироваться и в других сферах, например, в декоре. Чайники, кружки, статуэтки, кубки, вазы, на которых были изображены лыжники, бегуны, стрелки, гребцы. Все это раскрывало спорт как массовое явление.
Своё место физическая культура нашла и в агитационных материалах. Плакат Александра Дейнеки «Работать, строить и не ныть…», плакат Петра Караченцова «Выше знамя красного спортинтерна. Крепите фронт пролетарских спортсменов против войны и фашизма!». Знаменитые и по сей день узнаваемые плакаты «Товарищи, на зарядку!» и «К новым победам в труде и спорте» разошлись многомиллионными тиражами по всей территории советского союза.
В современном творчестве в России и мире спорт не утратил своей значимости. С развитием технологий, кинематографа и игровой индустрии появились новые возможности, новые ветви в искусстве, где физическая культура начинает оказывать свое влияние, вдохновляя новых авторов.
Среди зарубежных представителей – «Сила Воли» Стивена Хопкинса, «Каратэ-пацан» Харольда Цварта, легендарный фильм Джона Г. Эвилдсена «Рокки» вышедший в 1976 году и вся последующая серия фильмов.