Что лучше история или география

Почему школьники не любят географию

История с географией

Уроки географии редкий школьник называет среди любимых, хотя именно этот предмет может мотивировать к путешествиям как по родной стране, так и по миру. Но все чаще ученики нехотя открывают учебники, с трудом разбираются в климатических поясах, полезных ископаемых и тектоническом строении земной коры. Им вторят родители: география у детей вызывает ужас, ведь нужно заучивать мудреные определения, пробираться через меандрирование и оврагообразование… Какая уж тут заинтересованность в познании мира и изучении карты?

Что лучше история или география
О чем спорят учителя?

Письмо на эту тему пришло недавно и от нашей читательницы Галины Сыроежкиной: «Я начинала работать с трех часов в неделю в 6-м классе, а теперь один час. Дошло до абсурда: родную страну изучаем всего час в неделю! Вы назовете другой школьный предмет, где можно обсудить демографическую ситуацию в стране, азы финансовой грамотности, фермерские хозяйства, агрогородки, мясо мраморное и халяль? Где при изучении любой темы можно проводить профориентацию: ПВТ, «Великий камень», «Бремино-Орша», музей-усадьба Ильи Репина «Здравнево», Руба, «Доломит»?» Об увеличении часов на географию говорят сегодня во многих странах — от США до России, причем акцент в зарубежных аудиториях делают именно на богатстве родной страны.

На сайте Национального института образования изучаем, сколько времени отведено на географию в каждом из классов. В 6 — 7-х — всего 35 часов в год, то есть по уроку в неделю. В 8-м классе чуть больше — 70 часов, или по 2 в неделю. Для 9-го класса 52 часа. Что же касается старшей школы, то на базовом уровне изучение этого предмета для 10-классников предусмотрено по 2 часа в неделю, а для 11-го класса — по одному. Да, говорят педагоги, новые учебники по географии красочные, вот только ученикам их освоить сложно, в том числе из-за темпов: в начале изучения предмета, к примеру, на климат — всего час или лишь по уроку на каждый из материков.

Современные школьники не любят географию, но новые программы и учебники должны это исправить.

Что изменилось в программе?

У Петра Лопуха, главного научного сотрудника лаборатории математического и естественнонаучного образования Национального института образования и соавтора учебных пособий «География» для 7-х и 8-х классов и «Человек и мир» для 5-го класса, другое мнение. Часов на географию в 6 — 11-х классах стало даже больше, чем лет 10 назад, а часть материала по предмету осваивают еще в 5-м классе на уроках «Человек и мир». В 2015 году началось обновление учебных программ по всем предметам, в том числе и по географии. Их внедряют поэтапно, в этом учебном году по новой программе работают 9-классники. Содержание образования усовершенствовали, упростили и сделали материал более занимательным. И все же, убежден Петр Лопух, предмет «География» нельзя построить как комментарий к индивидуальным туристическим маршрутам:

— Современные дети путешествуют, в том числе за рубежом, гораздо активнее, чем их сверстники в Советском Союзе. Учитель имеет возможность опираться на полученные в поездках впечатления. Но построить изучение географии только на этом невозможно по многим причинам, в том числе научным, методическим, социальным и этическим. Наряду с удовлетворением индивидуальных познавательных интересов в области географии важной задачей изучения является усвоение учащимися основ географической науки, научных представлений об устройстве, функционировании географической оболочки Земли. И здесь нельзя обойтись без изучения соответствующей терминологии.

В итоге физическую и экономическую географию теперь изучают в разных классах. Ученики 6-х и 7-х классов осваивают более доступный для их возраста материал по физической географии и географии материков и океанов, а вопросы социально-экономической географии (политическая карта, население, хозяйство) — в программе у 8-классников. Семиклашки больше не изучают «новую глобальную тектонику», не обязательны для усвоения понятия «карст», «польдеры», «марши». Под сокращение попали и объекты географической номенклатуры, среди которых Верхоянский хребет, Месопотамская низменность, плато Патагония и многие другие. Только на уровне формирования представлений (этих тем не должно быть в проверочных и контрольных) в 6-м классе говорят о мелкомасштабных, среднемасштабных и крупномасштабных картах, континентальной и океанической земной коре, очаге и эпицентре землетрясений, низких, средних и высоких горах, старичных озерах, а в 7-м классе — об истории исследований материков и их особо охраняемых природных территориях. Из учебной программы исключены и некоторые практические работы, среди которых «Построение гипсометрического профиля», откорректирован и раздел «Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся», что исключает возможность завышать требования к ученикам.

Что лучше история или географияфото белта.

Что нового в учебниках?

Ольга Сарычева, заместитель начальника методического центра Национального института образования, соавтор учебных пособий «Человек и мир» для 5-го класса и «География» для 7-х и 8-х классов, подчеркивает: новые учебники отличаются большей доступностью изложения и ориентированы на практику, кроме того, в них много иллюстраций, которые помогают лучше понять материал.

— В ходе анкетирования около 70% учащихся 6-х и 7-х классов ответили, что им интересно изучать географию по новым учебным пособиям, а 90% педагогов отметили, что их достоинством является большое количество вопросов и заданий, которые учат применять географические знания в повседневной жизни. Например: «Представьте, что вашей семье необходимо выкопать на даче или в деревне колодец. В какое время года его удобнее копать и почему?» Кроме основных текстов, есть дополнительные, направленные на развитие интереса к учебному предмету. Скажем, из них можно узнать, что единого понятия «город» не существует. В некоторых странах к городам относят поселения с численностью от 1.000 человек, в США — 2.500, в Беларуси — 6.000, а в России — 12.000.

Все активнее внедряются в учебный процесс и технологии. В учебнике для 7-го класса рисунки «оживают» с помощью смартфона или планшета, в итоге можно увидеть природные процессы, за которыми не понаблюдаешь в реальной жизни: дрейф континентов и их частей, движение литосферных плит, формирование циклона. В 8-м классе есть возможность лицезреть технологические процессы основных производств вроде добычи нефти, производства стали или сборки автомобилей. А через QR-коды в учебных пособиях для 6-х и 9-х классов — перейти к дополнительным материалам на Национальном образовательном портале.

КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ УЧЕНИКОВ?

Учитель Копыльской средней школы № 2 им. Тишки Гартного Анатолий Сикорский — обладатель медали Франциска Скорины (уже более 30 его учеников связали свою жизнь именно с географией):

Что лучше история или география

— К сожалению, география перестала быть престижным предметом, потому что ее сегодня мало куда нужно сдавать при поступлении. И чтобы заинтересовать детей, я их… жалею. Спрашиваю лишь самое важное. Вот и сейчас в 7-м классе за урок нужно объяснить по новой теме четыре листа текста, а еще практическая работа, контурные карты заполнить, причем атласов у учеников дома нет, получают по одному на парту… Поэтому об опросе нет и речи, на него просто не остается времени. Такие моменты и такие объемы информации отталкивают детей от предмета…

Анатолий Сикорский на одной из республиканских конференций предложил вместо некоторых сложных тем делать акцент на краеведении. Это куда эффективнее, особенно при изучении географии Беларуси, которая сейчас в 9-м классе: прошли тему промышленности — следующий урок на примере своих предприятий, топонимику — опять урок на примере своего района. Зааплодировали все коллеги. Педагог убежден: о любви к малой родине недостаточно лишь говорить, ее нужно воспитывать.

Источник

Куда поступать с ЕГЭ по географии?

На кого ты можешь пойти учиться, если твоя любимая эпоха – это эпоха Великих географических открытий, плакат с Федором Конюховым висит в комнате на самом почетном месте и ты, как Шелдон из «Теории большого взрыва», можешь отгадать флаги абсолютно всех стран. Куда поступать с ЕГЭ по географии и какие ещё экзамены сдавать? Ответим на все эти вопросы.

В этой статье:

Что из себя представляет ЕГЭ по географии

Традиционно ЕГЭ по географии является самым редким из экзаменов по выбору. По данным Министерства образования, в 2019 году его выбрали 17 тысяч школьников (около 2% от общего числа выпускников). Это связано в основном с тем, что этот экзамен нужен на небольшое число специальностей.

Теперь пара слов о самом экзамене:

Подробнее с экзаменом, демоверсией и списком необходимых тем ты можешь ознакомиться на сайте ФИПИ.

В среднем по России выпускники сдают географию на 57,2 балла. Если взять во внимание долю высокобалльников (7,4%), то напрашивается вывод о том, что экзамен не так прост, как кажется. Поэтому если ты твердо решил сдавать географию, четко продумай стратегию поступления. А эта статья тебе поможет определиться с направлениями обучения.

На кого поступить с ЕГЭ по географии?

Направления в области наук о земле

Эти специальности подойдут, если ты хочешь заниматься фундаментальными научными вопросами в области геофизики, геохимии, гидрогеологии и различными областями географии (экономическая или социальная география и т.д.). Помимо научных вопросов, связанных с геологией (например, изучение движения тектонических плит, мониторинг землетрясений), специалисты этого профиля занимаются разведкой полезных ископаемых, работают на всевозможных месторождениях.

Экзамены: ЕГЭ по Профильной математике, Русскому языку, Географии

Направления в области экологии и гидрометеорологии

Направления из этого списка отличаются своей прикладной направленностью, во время обучения студенты проводят съемки местности, собирают пространственные данные с помощью спутников, создавать базы данных. А также проводить метеорологические наблюдения, мониторинг состояния окружающей среды, разрабатывать программы по ее защите и отчистке.

Экзамены: ЕГЭ по Профильной м атематике, Русскому языку, Географии

Направления в области преподавания

Быть учителем – это призвание. И если ты чувствуешь, что твое призвание – преподавать географию, тогда смело выбирай это направление. Только удостоверься, что в вуз готовит на этот профиль, он встречается не так часто.

Экзамены: ЕГЭ по Профильной м атематике, Русскому языку, Географии

Направления, где еще может пригодиться ЕГЭ по географии

Ниже ты найдешь направления, для которых ЕГЭ по географии требуется очень-очень редко. Но так как вузы могут сами выбирать экзамены, то случаются исключения.

Эти специальности подойдут тебе, если ты чествуешь прочную связь с землей. Потому что в основном, профессии в этой области связаны с проектированием ландшафта, озеленением территорий, охраной леса и природных ресурсов.

Экзамены: ЕГЭ по Профильной м атематике, Русскому языку, Географии

На направлении «Туризм» студенты изучают историю, культуру и традиции стран мира, которая используется для составления туристических маршрутов. Знакомятся с особенностями ведения бизнеса в этой сфере: организацией мероприятий, продвижением туристических продуктов, выстраиванием системы продаж и ведением переговоров.

Экзамены: ЕГЭ по Русскому языку, Истории и Географии

Как видишь, ЕГЭ по географии действительно встречается редко. Поэтому, чтобы обеспечить себе светлое будущее первооткрывателя, после прочтения этой статьи выбери 3 направления, которые запали тебе в душу больше всего, по ним подбери 5 вузов (это можно сделать на нашем сайте в разделе вузов), и выпиши список необходимых экзаменов.

А чтобы лучше узнать вузы и пообщаться с их представителями, приходи на выставку «Навигатор Поступления» этой зимой в один из 13 городов.

Источник

География или история?

Что лучше история или география Что лучше история или география Что лучше история или география Что лучше история или география

Что лучше история или география

Что лучше история или география

На протяжении двух последних столетий в демографическом бытии человечества произошли небывалые изменения, которые без преувеличения можно назвать сменой репродуктивной стратегии вида Homo sapiens [Вишневский, 2014]. Эти изменения получили название «демографической революции», или (чаще употребляемый термин) «демографического перехода». Речь идет о переходе от господствовавшего на протяжении всей человеческой истории равновесия высокой смертности и высокой рождаемости к новому равновесию низкой смертности и низкой рождаемости. Согласно не столь описательному и более емкому определению М. Ливи Баччи, «демографический переход может быть охарактеризован как изменение системы, как переход от «диссипативной» системы, связанной с потерей демографической энергии (высокие рождаемость и смертность), к системе, «экономизирующей» эту энергию (низкие рождаемость и смертность»» [Livi Bacci, 1995, p. 451].

* В статье использованы результаты исследований, выполнявшихся в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2013 2014 п.

Парадигмальный статус теории демографического перехода не означает, однако, что у нее нет критиков, иногда весьма влиятельных, о чем мне уже приходилось писать (см. [Вишневский, 2012]). Критические голоса слышны в зарубежной литературе’, в них нет недостатка и в отечественной, где есть давние критические традиции, идущие из советских времен, когда теория демографического перехода считалась «буржуазной». Едва ли не самым трудным для советского научно-идеологического истеблишмента было признание универсальности этой теории. Как утверждал один из ее основоположников Д. Кирк, «с демографических позиций все страны могут рассматриваться как находящиеся на едином пути развития» [Kirk, 1944, р. 29]. Полвека спустя у него были основания утверждать, что переход действительно стал универсальным и «каждая страна может быть размещена на континууме перехода, как это было предсказано около 50 лет назад» [Kirk, 1996, р. 382]. Но у нас с таким взглядом, конечно, трудно было смириться даже после того, как советский «формационный» подход был перелицован в постсоветский «цивилизационный». «Теория «демографического перехода» прежде всего не учитывает существующих цивилизационных различий в демографическом развитии различных народов, возводя в абсолют западные варианты истории цивилизации (переход от высокой рождаемости и высокой смертности к низкой смертности и низкой рождаемости, а значит, к более высокой средней продолжительности жизни человека)» [Крылова, 2008, с 141]. Вряд ли автор этих слов понимает, что говорит, но отрицательное отношение к теории демографического перехода налицо.

Что лучше история или география

Однако не вся критика этой теории находится на столь низком уровне, и нельзя всякий раз ее отметать с порога. Теории парадигмального уровня, к числу которых относится и теория демографического перехода (ТДП), представляют ценнейшее достояние науки, однако это не значит, что они неприкасаемы. Если накапливается достаточно фактов, противоречащих теории, требуется ее пересмотр, сколь бы влиятельна она ни была. Поэтому, коль скоро появляются оспаривающие теорию аргументы, опирающиеся на факты, они должны быть рассмотрены.

В настоящей статье рассматриваются аргументы критиков ТДП, ставящие под сомнение ее универсальность на том основании, что в современном мире сохраня-

1 Любопытный пример статья французского автора, сравнивающего теорию демографического перехода с геоцентрической системой Птолемея [Marchal].

ются значительные межстрановые или межрегиональные различия демографических показателей. В них некоторые авторы усматривают опровержение ТДП, трактуют их как признаки «бифуркации» траекторий развития, дивергенции, противоречащей представлениям о конвергентном развитии в процессе перехода, и т.п. В наблюдаемых различиях они видят признаки методологической несостоятельности или устарелости самой ТДП, ограниченности свойственного ей номотетического (обобщающего) подхода. Отсюда требования дополнить его идеографическим подходом, позволяющим учесть особенности традиций, культуры, исторически сложившихся институциональных форм и т.п. [Француз, 2013].

Источник

История и развитие географии

«Ни одной науке не обходятся так дорого открытия, как географии. За каждую крупицу знаний заплачено человеческими жизнями.»
Святослав Забелин

Вам кажется, что география — это наука прошлого? Что белых пятен на планете не осталось и романтика путешествий и открытий современному человеку недоступна? Поверьте, вы ошибаетесь. География по-прежнему может удивить и захватить не только подростка, мечтающего о лаврах первооткрывателя, но и взрослого!

Представляете ли вы, сколько места занимает человечество в земном пространстве?

Горы и океаны, девственные леса, безлюдные пустыни, огромные возделываемые поля, шахты, космодромы, все мегаполисы с их небоскребами — все это называется географической оболочкой, и составляет она всего один процент от объема Земли. Именно этот один процент и является предметом науки географии.

Что лучше история или география

В древние времена, когда людям было так мало известно об окружающем мире, главной задачей географии было описание. Что находится на востоке от нашей деревни? А на западе от этого города? Куда попадешь, если поплывешь на лодке к северу? А если на юг? Так, буквально шаг за шагом, географы, сопровождавшие купеческие караваны и армии завоевателей, собирали сведения о Земле.

Наивысшего расцвета эта наука достигла в эпоху Великих географических открытий. Путешественники пользовались покровительством королей, экспедиции щедро финансировались — ведь неизведанные земли сулили огромные сокровища.

«География — это наука, прошедшая путь от романтики неведомого до ведения домашнего хозяйства Земли» (В. Кротов)

Конечно, и сейчас в новостях мы время от времени слышим, что был открыт ранее неизвестный остров или найдено новое озеро, но, глядя на глобус, трудно поверить, что географии еще есть, что изучать всерьез. И все-таки перспективы у нее огромные.

Географическая оболочка — чрезвычайно сложная система. Поэтому современная география распалась на множество специализированных направлений: изучение морей и океанов отдано океанологии, рельефа суши — геоморфологии, льдов — гляциологии и так далее. А все вместе они изучают взаимодействие всех разнообразных частей этой системы, как между собой, так и с человеком — что наиболее важно и значимо в настоящее время. Ведь хозяйственная деятельность человека: добыча полезных ископаемых, вырубка лесов, загрязнение атмосферы — является одной из главных причин изменения климата на планете.

Предстваление о Земле древних людей

Сейчас каждому ребенку известно, что Земля имеет шарообразную форму. Но далеко не всегда это было очевидно. Древним людям было очевидно совсем другое: Земля плоская. В замечательной сказке о старике Хоттабыче пионер Волька, заколдованный древним джинном, говорит учительнице: «Если бы Земля была шаром, воды стекли бы с нее вниз, люди умерли бы от жажды, а растения засохли».

Что лучше история или география

Например, в Древней Индии считали, что Земля покоится на спинах трех слонов, стоящих на спине черепахи, которая плывет по океану. Вавилоняне мыслили Землю огромной горой, поднимающейся из бесконечных вод. Древние евреи считали, что Земля — бесконечная равнина, под которой текут воды, а ветры приносят то дождь, то засуху.

Первые шаги в верном направлении, как и во множестве других наук, сделали эллины — жители Древней Греции.

Родоначальники географии

Что лучше история или география

В древности каждый путешественник в сущности являлся первооткрывателем. Война, торговля, да и просто извечное человеческое любопытство побуждали минойцев, финикийцев и многие другие народы пускаться в опаснейшие плавания по морю или походы по суше. Две тысячи лет назад египтяне исследовали центральные области Африки, побережья Средиземного и Красного морей. Чуть менее тысячи лет назад в Древнем Китае перед постройкой крепости составлялись подробные карты местности, а в III веке до нашей эры китайцам уже был известен компас.

История сохранила для нас некоторые имена: Арриан, Страбон, Анаксимандр. Многие древнегреческие ученые внесли большой вклад в развитие географии. Но ее истинным родоначальником принято считать Эратосфена Киренского, который не только предположил, что Земля шарообразна, но и доказал это, применяя математические вычисления.

Географы древности:

Эпоха Велики географических открытий

До XV века весь мир пользовался трудами греческих ученых: Страбона (ок. 64 г. до н. э. — ок. 23 г. н. э.) и Клавдия Птолемея (ок. 100 г. н. э. — ок. 170 г. н. э.). Первый создал колоссальный 17-томный труд по географии древнего мира, хранившийся в Александрийской библиотеке. Второй изучал, комментировал и дополнял работы Страбона с точки зрения астрономии, математики и механики.

Что лучше история или география

Но XV и XVI века стали временем огромного прорыва. Мир немыслимо расширился, распахнулся во все стороны: были открыты неведомые ранее острова и материки, реки, моря и океаны, новые народы и их культурные традиции, появились первые карты земного шара и первый географический атлас. Примерно тогда же, в конце XVI века, была создана одна из древнейших карт Российского государства — «Большой чертеж».

Это время было названо эпохой Великих географических открытий, и мы поговорим о них в отдельной главе.

«География — самая героическая и самая поэтическая из всех наук, наука о Земле и человеке, живущем на ней» (А. Казанцева)

География в XVII-XIX века

В 1650 году германо-голландский географ Бернхард Варен(1622-1650/1651) написал книгу «География генеральная», в которой определил цели, задачи и методы географии как научной дисциплины. Этот труд был высоко оценен Петром I и по его приказу переведен на русский язык.

Что лучше история или география

Американские ученые изучали свой континент, в Западной Европе выпускали точные и подробные географические энциклопедии, а в России развитие географии шло рука об руку с освоением огромных территорий за Уралом. Огромный вклад в изучение этой области внесли русские ученые М. В. Ломоносов и В. Н. Татищев.

Век XIX стал эпохой бурного технического развития. Такие имена, как Александр фон Гумбольдт, Карл Риттер, Петр Семенов-Тян-Шанский, Николай Миклухо-Маклай, без сомнения, известны практически всем. Ученые объединялись в географические школы и сообщества, впервые делались попытки не просто описать, а объяснить не только отдельные явления, но и их взаимосвязь.

В 1820 году русская экспедиция под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева открыла последний неизвестный материк — Антарктиду.

Казалось, век географии подходит к концу. Но так ли это было на самом деле?

Задачи современной географии

Конечно, ушли в прошлое времена, когда дневниками путешественников зачитывались больше, чем приключенческими романами. Да и так ли много различий между ними? Пожалуй, только одно: в дневниках не было вымысла. Что же осталось?

Представьте себе, что географией по-прежнему интересуются и серьезно занимаются крупные научные умы и большие институты, издаются журналы, кипят нешуточные страсти на конференциях и съездах. Не верите? А зря. Просто сейчас география приобрела новый облик, изменились ее цели и задачи. Впервые в истории человечества в сферу географических интересов включены вопросы экологии, климата и даже космического пространства. В географической оболочке все взаимосвязано, и если мы хотим сберечь нашу планету, то надо постигать законы, по которым она живет. Это и есть задачи новой географии.

Также об истории географии смотрите в статье Развитие картографии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *