Что лучше корвет или бриг
Аудио-форум Алекса
Клуб любителей винтажной аппаратуры и качественного звука.
#1 Непрочитанное сообщение яша » 08 май 2012 09:31
А если серьёзно, купите оба и сравните.
#3 Непрочитанное сообщение яша » 08 май 2012 09:55
#4 Непрочитанное сообщение Phlanger » 08 май 2012 10:00
#8 Непрочитанное сообщение Phlanger » 08 май 2012 12:30
#11 Непрочитанное сообщение Phlanger » 08 май 2012 14:55
Почти одинаково. А еще есть название Барк.
Надо не шильдики разглядывать, а вовнутря смотреть..
#16 Непрочитанное сообщение Chernysh » 26 май 2012 10:12
Магнитофонные ленты любых производителей всегда в наличии.
А так же липкая лента НАБ адаптеры ракорд и прочие аксессуары можно приобрести у меня!
Отправляю почтой или ТК в любой регион РФ!
У меня в свое время было штук пять Акордов-стерео. И только один я сняв проигрыватель и закрыв дырку фанерой, подарил одному товарищу в качестве усилителя, остальные разобрал. Какое же было удивление, когда узнал, что оказывается ВИНТАЖЖЖЖ, и звук еще того-с.
Я о том. заметил, если какой то апарат начинают бурно обсуждать, жди предложений о продаже.
Только что заметил. куда подевалась моя аватара? сперли.
#20 Непрочитанное сообщение Phlanger » 14 авг 2012 19:37
. а вот аппарат кагбе не получше всяких там Бригоффф. Сделан-то ужъ точно лучше
#22 Непрочитанное сообщение Phlanger » 14 авг 2012 20:00
#29 Непрочитанное сообщение Phlanger » 15 авг 2012 06:45
Магнитофонные ленты любых производителей всегда в наличии.
А так же липкая лента НАБ адаптеры ракорд и прочие аксессуары можно приобрести у меня!
Отправляю почтой или ТК в любой регион РФ!
#32 Непрочитанное сообщение Phlanger » 15 авг 2012 15:49
#34 Непрочитанное сообщение Phlanger » 15 авг 2012 19:12
мадьярцев не слышал. 1010 совсем простенький и слабенький и вроде не на транзисторах должен быть (какая-то там из этих моделей на СТКшках).
вот от Телепузиков был в восторге, но «пук» при включении 300х-350х раздражал. Релюшку не могли поставить.
#37 Непрочитанное сообщение Phlanger » 15 авг 2012 19:29
внутри Страхъ и Ужыс
#39 Непрочитанное сообщение Phlanger » 15 авг 2012 20:14
для борьбы с глухотой есть свои методы
а) применить соседа. Который лет 20 писал симфоничьные оркестры и на той почве немножъко слышит
б) припаять тумблёр и щелбануть оным. Если знать, куда и как
кстате, именно так было установлено, что вот это
уделало её как ребёнка
. хотя продавать я конешно буду второе а не первое
Хотя усилитель мне нравился. А транс все равно жужжал, но значительно тише
Что лучше корвет или бриг
valery: IkaR_RUS пишет: есть смысл менять Бриг 001 на Корвет 50У-068С Если менять, то на 100У-068СМ.
IkaR_RUS: valery я не стремлюсь поменять бриг. меня он устраивает. просто всплыл Корвет 50У-068С. жалко если стоящий агрегат уйдет
IkaR_RUS: цитата: «Корвет 50-У-068» представитель нового поколения полных усилителей ЗЧ. При его создании были использованы хорошо зарекомендовавшие себя технические решения высококачественного усилителя »Бриг-001-стерео» и новые достижения современной схемотехники». значит он лучше должен быть раз вобрал в себя бриг. тогда вопрос сколько за него реально выложить?
ratter: зачем менять то?? ну возьми еще корвет. 2 не перебор.
IkaR_RUS: ratter сколько заплатил бы за него? )
Серёга: Нет смысла, 068 абсолютно неремонтопригоден и катастрофически убог.
IkaR_RUS: ладно. шут с ним. с корветом. хотя опять же: могу послужить посредником если кому надо. вышлю )
ratter: у меня приличных хватает, мне такое не надо
valery: ratter пишет: у меня приличных хватает, мне такое не надо Нет уж купи! Разве можно что-то сравнить с облезающим 50у-068 в корпусе из «папьемаше»?
ratter: Валера, за десятку купил бы. и прямиком в ebay. может кто на редкость бросится.
весна: А у нас в Воркуте усилитель Бриг-001 появился за 2.500 руб.Без деревянного кожуха.
Alex_MGM: Бриг красивее. Классический дизайн всегда смотрится. Хотя брига у меня никогда не было, а корвет 068 был.
DimonSoft: Ретроман пишет: менее чем на Эстонию-010 Эстония звучит убого по сравнению с Бригом, ИМХО. Может со своей акустикой она будет звучать лучше?
para bellum: DimonSoft пишет: Эстония звучит убого Звучит убого только пред УП-010 (по сравнению с предом того же Брига).
DimonSoft: para bellum пишет: Звучит убого только пред УП-010 Возможно, так как слушал связку. По отдельности не к чему было ее подключать. Но впечатления остались плохими. Звук сухой и частоты, как будто, обрезаны.
DimonSoft: Радиотехнику слушал вместе с S70. Звучала достойно. Сразу захотел себе такой комплект.
valery: Вот если бы 50У-068 сделали накладную (приклеели) панель из дюраля, а ручки «серебрили» или тоже делали из дюраля, было бы наряднее. Хотя, если использовать лазерно-утюжный метод, то можно было бы изготовить такую панельку, а ручки покрасить серебрянкой. Владельцы 50У-068, не хотите попробывать? Терять нечего!
Shuare: valery пишет: Владельцы 50У-068, не хотите попробывать? Не хочу Я люблю черную технику И при аккуратном обращении никакая краска не осыпается
ratter: не умели в ссср делать черные панели, всегда красили.
valery: Не, не всегда))) Вспомни черный комплект Орбита-002; Вильмы 102,104,207; может еще чего (сразу не всомнить)
valery: Shuare пишет: Не хочу Я люблю черную технику Так значит у Вас Корвет 100У-068СМ? Кажется, из 068 серии только они были черными.
ratter: и все же. я сравниваю с буржуями и нахожу, что качество у них выше, причем панели полированные.
Mickey: Феникс темно-коричневый мордой весьма неплох
ratter: на этом усе кстати регулировки вч нет.
para bellum: ratter пишет: на этом усе Опять эти Ваши германо-японские штучки А у меня так и чешутся руки купить баллон золотой краски и покрасить «Корвет 200УМ-88».
donatas: Shuare пишет: Я же писАл, что у 068С ужасный выходной каскад Полностью согласен! У меня из-за него защита срабатывает при небольшой громкости. Немогу понять в чем дело.
donatas: bianko,проверял на утечку, пробой. Менял все транзюки на новые. Ничего не помогает. В шкафу такой же стоит 068 под пломбами. Там тоже самое. Я так понимаю, это у них «типовая» неисправность. Может, если сталкивались, объясните пожалуйста специфику ремонта данной поломки.
para bellum: donatas пишет: защита срабатывает при небольшой громкости. Простите за тупой вопрос-а при большой громкости как ведет себя защита? Если «ввалить» ручку хотя бы на 2/3 максимума и только потом включить питание? Я слышал мнение что у Корветов 068 бывает виновата не мудреная схема выходного каскада,а сама плата защиты..
donatas: para bellum пишет: Если «ввалить» ручку хотя бы на 2/3 максимума и только потом включить питание? Интересная мысль. Не пробовал. para bellum пишет: Я слышал мнение что у Корветов 068 бывает виновата не мудреная схема выходного каскада,а сама плата защиты.. Там виновата именно плата оконечного усилителя, т.к. защита срабатывает при подаче сигнала на правый канал (в то время как левый держит громкость нормально). Но, если поменять оконечные платы местами, тогда защита начинает срабатывать при подаче сигнала на левый канал (тогда правый начинает работать нормально).
donatas: bianko пишет: В выходном каскаде-три транзистора para bellum пишет: на одном транзисторе-кушает Что-то я не понимаю. Там на оконечной плате ШЕСТЬ транзисторов. Какие три? Какой один?
donatas: Спасибо. Понял.
para bellum: Shuare пишет: Если эта схема так хороша, почему от нее отказались? Потому что одно дело-«интересная схема УМ» для подготовленного мастера и совсем другое-«схема промышленного УМ » для серийного производства при наличии низкоквалифицированных сборщиков-настройщиков..
Shuare: para bellum пишет: при наличии низкоквалифицированных сборщиков-настройщиков.. А Вы представление имеете, что такое был Морфизприбор, что так его сборщиков покрыли
para bellum: Цеховые настройщики были разными.Те,кто сидел на сдельщине-гнали вал,не задумываясь про «культуру производства».Те,кто получал фиксированный оклад и премировался по итогам месяца-квартала-года-могли себе позволить нормально отстраивать блоки и если нужно-отправлять их в брак.Я три года работал регулировщиком в АСЦ «Ригонда»,занимаясь,помимо прочего,100% предпродажным прогоном всей поступивший Рижской аппаратуры.Задача была простая-максимально отсечь все «смерти» в течение 3-х часов прогона-то есть по возможности исключить возвраты от клиентов в течение гарантийного срока.
para bellum: Были. И Бриги были (очень сильно копаные внутри).И электрофоны «Каравелла » и «Корвет-248».
Shuare: Был не прав! Конечно, Каравелл и Корветов было много, забыл. Всегда считал их несерьезными аппаратами, и как-то не ассоциировал их с Морфизприбором. А вот Бригов не видел ни разу. Наверняка купил бы тогда
Black Desert: улучшенные Бригантина и Корвет
Нравится сайт?
Хочешь, чтоб и дальше здесь появлялась полезная инфа?
Не блокируй рекламу! Добавь в исключения!
С выходом Эпохи океана в русскоязычной версии Black Desert Online ввели систему улучшенных Бригантины и Корвета (Бригов и Эскортов).
У улучшенных Бригантины и Корвета те же характеристики, что и у обычных, но они могут использовать навык «Залп». Улучшенные Бригантины и Корветы можно, также как и обычные, улучшить до каравеллы (торгового судна) и фрегата (боевого судна).
Если у вас есть бригантина или корвет, вы можете просто сделать из них улучшенные, чтобы использовать навык «Залп». С помощью навыка «Залп» возможен выстрел из левой и правой пушек во время управления кораблем, с использованием ПКМ или ЛКМ, для чего необходимо иметь уровень судоходства 1 и выше.
Сделать улучшенную Бригантину Эферии или улучшенный корвет Эферии можно у смотрителя пристани в доке. Для этого вам потребуется сдать на хранение Бригантину Эферии или Корвет Эферии в док и иметь определенные ресурсы в необходимом количестве.
Для того чтобы скрафтить улучшенную Бригантину Эферии потребуются следующие ресурсы:
• Эферия: старая фигура х 1
• Эферия: старый корпус х 1
• Эферия: старая пушка х 1
• Эферия: старый парус х 1
• Печать брони предела х 10
• Древесина х 250
• Слиток стали х 200
• Фанера из сосны х 500
• Льняная ткань х 100
• Крепкое бревно х 30
У Филаферто Палацио можно приобрести:
Эферия: старая фигура за 3,500,000 серебра
Эферия: старый корпус за 4,000,000 серебра
Эферия: старая пушка за 3,500,000 серебра
Эферия: старый парус за 3,000,000 серебра
Печать брони предела – можно скрафтить в меню изготовления нагрев:
печать брони ур. 3 10 шт. + кусок твердого черного кристалла
Древесину можно получить:
— во время рубки деревьев;
— нарубив бревна в меню изготовления (L);
— нарубив необработанный пиломатериал в меню изготовления (L).
Слиток стали можно получить с помощью нагревания кусков железа и угля в меню изготовления (L).
Фанеру из сосны можно получить, нарубив доски из сосны в меню изготовления (L).
Льняную ткань можно получить путем измельчения льняной нити в меню изготовления (L).
Крепкое бревно можно получить путем нагревания бревна и укрепителя для дерева в меню изготовления (L).
Советский HI-FI и его создатели: “Корвет“ уходит в небеса или последний триумф ВНИИРПА им. Попова
Речь пойдет об одной из последних внушительных разработок отечественных колонкостроителей, которая, в связи со сменой ГОСТов и разными производствами, получила множество названий. Эта акустическая система наиболее известная как «Корвет» 75АС-001, также именовалась “Кливер” 75АС-001”, “Корвет” 150АС-001”, “Кливер” 150AC-001”, “Korvet 300”. Но с названиями разберемся немного позже.
Для начала хочу отметить, что, по утверждениям большинства современников этих колонок, с которыми мне довелось общаться, да и просто людей, хорошо разбирающихся в акустических системах, — эта разработка ВНИИРПА им. Попова стала лучшей АС в СССР. Итак, под катом — традиционные для этого цикла описания возможностей советских инженеров и условий, в которых они работали, а также краткий обзор того, что им удалось создать, т. е. “Корвет” 75 АС-001.
Разработка в условиях перестройки, гласности и плюрализма
Можно сказать, что приснопамятные “перестройка”, “гласность” и всё, что там было в комплекте с ними после 1985-го года, некоторое время позитивно отражалось на разработке советской аудиотехники. Так в Союзе появилось больше западной аппаратуры, больше литературы с загнивающего Запада, к мнениям классово чуждых инженеров стали чаще прислушиваться.
Плоды либерализации не заставили себя долго ждать. В конце 1986-го года группой инженеров ВНИИРПА им. Попова была начата разработка акустической системы, с невиданными для того времени характеристиками.
По утвержденному техзаданию — это должна была быть АС с высоким уровнем чувствительности, способностью выдерживать значения кратковременной мощности более 250 Вт, обладать эффективной защитой от перегрузок.
Кроме того, сверху, узнав о столь перспективной и амбициозной разработке, спустили задачу подготовить АС к штурму забугорных прилавков. Ибо после усилителя “Бриг” и электрофона “Корвет” (к коим ещё Лихницкий руку приложил) у советского хайфая не было весомых побед за ржавеющим железным занавесом.
Для реализации настолько амбициозной задачи были собраны лучшие специалисты ВНИИРПА им. Попова. Моделирование и определение оптимальных параметров громкоговорителей и разделительных фильтров впервые проводилось на компьютерх.
Учитывая необходимость в экспортном варианте, были задействованы все возможные ресурсы, включены все механизмы, благодаря чему образцы новой АС были готовы к испытаниям меньше чем за 2 года, что можно считать Стахановским результатом для советского колонкостроения.
Первый блин комом
Несмотря на “зеленый свет”, первый прототип, который был почти запущен в крупную серию, провалил последние испытания. Не многие знают о том, что в первом варианте АС планировалось 2 фазоинвертора.
Неправильный акустический расчет этих фазоинверторов приводил к появлению выраженных и крайне нежелательных резонансных мод, которые не лучшим образом вели себя со сложным музыкальным сигналом.
Этот недостаток стал критическим для того, чтобы не пустить колонки в массовое производство. Интересно, что паспорта на новую продукцию уже напечатали. Картинка, любезно опубликованная ldsound.ru, свидетельствует о том, что на ранней версии документации было размещено изображение колонок с двумя фазоинверторами.
Недостатки с расчетом фазоинвертора быстро устранили и в том же году представили на испытания прототип, который впоследствии стал серийным образцом. “Канонический” фазоинвертор этой акустики был спроектирован с диаметром трубы 75 мм, длиной 91 мм, что обеспечивало настройку на 36 Гц.
Конструкция, особенности и технические характеристики
План по созданию конкурентоспособной на западном рынке советской акустики был не просто выполнен, в реалиях перестроечного ”совка” казалось невозможным появление таких колонок. В то время технические решения, использованные в 75АС-001, использовались преимущественно в хайэнд сегменте.
Акустика получила лучшие, из производившихся в то время в Союзе, динамики НЧ — 100ГДН-3, среднечастотные — 30ГДС-1 и купольные твитеры — 10ГДВ-4. Для 1988-го года это было новое поколение громкоговорителей, которые смогли обеспечить чувствительность 91 дБ(Вт/м), сравнимую с лучшими образцами японской и европейской акустики того времени.
Был существенно увеличен частотный диапазон, колонки смоли воспроизводить НЧ-спектр, начиная с 25 Гц, а твиттеры вообще выходили за пределы частотного восприятия и могли излучать ультразвук на частоте 25 000 Гц.
Для полноценного представления об устройстве предлагаю оценить технические характеристики:
Ещё одной характерной особенностью стал оптимальный, достаточный для динамиков объем корпуса и применение эффективного демпфирующего материала АТМ-1 из штапельных супертонких стеклянных волокон. Это позволило при оптимальном демпфировании обеспечить выразительное, “глубокое” воспроизведение НЧ.
Впервые в советской АС использовался навесной монтаж на картонном основании. В конструкции фильтра использовались катушки с воздушным сердечником с проводом достаточного сечения. Также применялись металло-бумажные конденсаторы МБГО оптимальной емкости, для которых были характерны небольшие потери и незначительные искажения.
С точки зрения звука, по мнению одного из авторитетных авторов портала “схем нет”, самой вредной штукой стала система защиты. Учитывая назначение устройства, особенности его применения и внушительную мощность, его антиперегрузочные лимиттеры оказались лишними.
А насколько они вредны для звука, люди, разбирающиеся в схемотехнике и электроакустике, могут сделать вывод по приведенной ниже схеме.
Также многие утверждают, что существенный вред звуку наносят несоразмерной длины кабели, которые применялись для того, чтобы использовать акустику не в бытовых, а в т. н. полупрофессиональных условиях (корпоративные сборища, школьные дискотеки и т.п.).
Серийное производство
От системы сложно убежать, особенно от советской. Можно найти талантливых инженеров, закупить для изучения образцы забугорной техники, обеспечить разработчиков “зеленым светом” на получение дефицитных приборов и материалов в тихом омуте плановой экономики, открыть все бюрократические “замки” “фомкой” административного ресурса”, но где-нибудь прочная регрессивная система все равно подложит свинью.
В данном случае такой свиньёй стало серийное производство. Там, где не смог сэкономить беспощадный советский рационализатор, где не халтурил советский инженер, куда не сунул свой вездесущий нос советский руководитель, и не приплёл идеологию комсорг, “спасла” жилистая рука пролетария.
Новая акустика пошла в серию с названиями “Корвет“ и “Кливер“. Её серийным выпуском озадачили флагман производства советского хайфая “Океанприбор“ (в Питере) — “Корвет” и завод “Красный Луч“ (в г. Красный Луч) — ”Кливер”, на котором по совместительству изготавливали динамики для этой акустики.
Первой проблемой серии стало моментальная замена высококачественного демпфирующего АТМ-1 (зачем-то очень нужного рабочим этого предприятия) на банальную вату. Причем хорошо, если ваты закладывалось адекватное количество.
Второй проблемой стали производственные “рацухи” начала 90-х, которые в основном касались “Океанприбора” (на это в своих воспоминаниях жаловался ещё Лихницкий). Сначала сделали проще рецептуру многокомпонентного компаунда, которым пропитывали диффузоры СЧ-драйверов 30ГДС-1. Потом исключили “за ненадобностью” внутреннюю виброизоляцию корпуса АС.
Несколько по иному обстояло дело с экспортным вариантом акустики, который конструктивно не отличался от своего собрата для внутреннего рынка. При этом воровали на его производстве, судя по сохранившимся экземплярам, вероятно меньше. О его дизайне и особенностях можно судить по фото, опубликованным уже упомянутым ldsound.ru
Эпилог
Массовый серийный выпуск последнего внушительного достижения в советском HI-FI продолжался до 1992-го года, после этого объемы производства резко упали, а потом и вовсе прекратились. На мой взгляд, история этой АС, как и прочих серьезных разработок в области аппаратуры высокой верности воспроизведения, демонстрирует способности советских инженеров, качество их образования и квалификации. Кроме того, дает возможность оценить полную нежизнеспособность советской системы вознаграждения за труд, управления производством бытовой аппаратуры и плановой экономики.
Джинса
В нашем каталоге представлено множество акустических систем высокой верности воспроизведения.
Глава 3. ФРЕГАТЫ, КОРВЕТЫ И БРИГИ
ФРЕГАТЫ, КОРВЕТЫ И БРИГИ
XVII — XVIII века ознаменовались многочисленными войнами между Англией, Голландией, Францией и Испанией. В те времена на морях царили пришедшие на смену галионам линейные корабли. Так они стали называться после введения сформулированной Павлом Гостом линейной тактики боя. Эскадры противников выстраивались в линии друг против друга, и исход дела решали пушки — их число и умение ими пользоваться. Если посмотреть описание боев той эпохи, то везде приводится число линейных кораблей, а о кораблях других кланов упоминается только вскользь. Например, в описании 2-й англо-голландской войны можно встретить следующее: «…каждая эскадра выделила для разведки по три фрегата, …несколько фрегатов… следовало иметь для спасения утопающих» — и только. Читаем далее. Рюйтер «…выслал на разведку четыре фрегата…» Такова была роль фрегатов в то время, и это несмотря на то что количественно они составляли значительную часть флота. Например, в бою между английской эскадрой Рюйтера в составе голландского флота наравне с линейными кораблями числом в 53 вымпела входило 12 фрегатов. Однако результаты боев всегда оценивались числом потерянных линейных кораблей. Это не значит, что фрегаты находились в таком уж забвении — просто они были на вторых ролях, когда государство, оказываясь в финансовом затруднении, на «прикол» ставило линейные корабли, а фрегаты оставались в строю (так поступил, например, английский король Карл II).
Однако с середины XVIII века роль фрегатов постепенно повышалась, и они стали играть более заметную роль как при выполнении своих основных функций — разведки и крейсерства на коммуникациях, так и в боях совместно с линейными кораблями.
Во второй половине XVII века появилась первая классификация кораблей. Она основывалась на водоизмещении корабля и количестве пушек. К первым трем рангам относились линейные корабли, имеющие водоизмещение от 800 до 1800 т при числе пушек от 60 до 100 (иногда и больше), расположенных на трех палубах (деках) — корабли 1-го ранга или на двух палубах — 2-го и 3-го рангов. Корабли 4-го и 5-го рангов считались фрегатами и имели водоизмещение до 800 т. Их пушки располагались на одной или двух деках, а их число не превышало 50 стволов. К кораблям 6-го ранга относились более мелкие корабли — корветы и бриги Число пушек, расположенных на открытой палубе, у них не превышало 35 стволов. В дальнейшем классификация неоднократно изменялась, например, фрегаты должны были иметь артиллерию исключительно в двух палубах Общим для линейных кораблей, фрегатов и корветов было их парусное, прямое на трех мачтах, вооружение. Бриги имели две мачты с прямым вооружением. Фрегаты, корветы и бриги были наиболее распространенными крейсерскими кораблями, начиная с середины XVII века до середины XIX века.
Если англичан можно считать создателями линейных кораблей, то родиной фрегатов можно считать Францию и ее министра финансов Кольбера. Этот деятельный министр поручил своим кораблестроителям создать такой корабль, который мог с успехом противостоять английским кораблям, быть быстроходным и маневренным (Находящиеся на вооружении всех великих держав того времени линейные корабли, несмотря на мощное вооружение, были неманевренны, тихоходны и черпали воду портами нижней палубы при свежем ветре.) Эта задача французам вполне удалась. За счет облегчения конструкции корабли получили меньшую осадку и, соответственно, большую скорость. Увеличивать скорость за счет уменьшения ширины было опасно (достаточно вспомнить известную историю шведского корабля «Ваза», затонувшего при первом пробном плавании практически в своей гавани). Остойчивость фрегатов была также повышена за счет уменьшения, а затем и ликвидации кормовой надстройки.
Рассказывая о фрегатах, надо сделать маленькое отступление. В нашем повествовании мы будем касаться только фрегатов крейсерского назначения. Дело в том, что корабли, именуемые фрегатами, появились еще в XIII веке и представляли собой парусно-гребные посыльные суда малого водоизмещения. Они имели одну мачту и 4 — 5 пар весел и состояли при галерах в качестве вспомогательных кораблей.
Существовал еще класс парусно-гребных фрегатов. Эти корабли имели фрегатское парусное вооружение и до 18 пар весел. Число пушек на них доходило до 38 стволов. Однако это были прибрежные корабли для действия в узостях и шхерах. Свое распространение они получили во второй половине XVIII века в составе флотов России и Швеции. Поскольку в книге разговор идет о крейсерских кораблях, то эти два класса рассматриваться не будут.
Появившиеся в составе флотов в XVIII веке корветы представляли уменьшенную копию фрегата Отличием их было то, что пушки располагались на корветах только на верхней палубе. Корветы отличались быстроходностью и предназначались для разведки. Нашли они также применение в качестве научно-исследовательских кораблей. Наиболее известным на этом поприще стал английский корвет «Бигль», совершивший в 1831 — 1836 годах кругосветное плавание с участием Ч. Дарвина. Результатом этого плавания стала его теория о происхождении видов,
Самым маленьким из парусных крейсерских кораблей (рассматриваемых в этой книге) были бриги. Они появились в XVII веке и использовались как торговые и военные суда до середины XIX века. В начале их водоизмещение не превышало 300 т, но затем возросло до 800 т. Наиболее крупные военные бриги имели до 28 пушек. Кроме перечисленных, в разное время в качестве крейсерских были корабли и других классов: бригантины, шхуны, шнявы и др. Но «нельзя объять необъятное», — сказал Козьма Прутков, и он был прав. Более того, даже внутри одного класса, скажем фрегатов, невозможно упомянуть все более или менее известные корабли и боевые столкновения, в которых они участвовали. Поэтому ограничимся рассказом о наиболее известных крейсерских кораблях — фрегатах, корветах и бригах только русского флота. Это, по-видимому, правильно — если невозможно рассказать обо всех, то ограничимся русскими кораблями, — все-таки книга пишется для отечественного читателя.
Итак, начнем с фрегатов. Начиная с петровских времен и до Крымской войны в состав русского флота вошло 294 парусных фрегата. Кроме них в составе флота состояло 14 трофейных, захваченных в боях. Точное число состоявших в составе русского флота корветов и бригов неизвестно, но их было также немало. Поэтому, рассказывая об этих кораблях в хронологическом порядке, коснемся наиболее знаменитых и отличившихся.
История крейсерских операций русского флота уходит в эпоху Ивана Грозного. Если быть точным, то собственно русским его назвать нельзя — это была каперская флотилия под начальством датчанина Карстена Роде, созданная для борьбы на коммуникациях Польши.
Вначале у Роде был всего один корабль, но после захвата ряда польских судов его флотилия увеличилась до шести вымпелов. Россия не имела собственного порта, и каперы базировались в Дании и острове Борнгольм. Флотилия просуществовала всего несколько месяцев, успев захватить за это время 17 судов. Под давлением Польши и Швеции датский король был вынужден ликвидировать флотилию и конфисковать ее корабли, а Роде был арестован. В целом это был незначительный эпизод в истории русского флота.
Второй раз русские корабли появились на Балтике во время Северной войны 1700 — 1721 годов. Война началась неудачно для России — 19 ноября 1701 года армия Петра I понесла жестокое поражение под Нарвой, но положение скоро исправилось, и Россия нанесла шведам ряд чувствительных ударов на суше и море и получила долгожданный выход на Балтику.
4 сентября 1711 года два шведских фрегата пришли в Ригу. «Святой Илия» по пути погиб на рифах. Бой у Гангута 27 июля 1714 года окончился победой русских галер, но среди захваченных шведских кораблей был один фрегат «Элефант». Но и этот бой не был по-настоящему морским — он, как и более ранние столкновения, представлял серию абордажей.
Первым настоящим морским боем русского и шведского флотов было сражение у острова Эзель 24 мая 1719 года, закончившееся взятием трех шведских кораблей. Следующим значительным сражением был бой русских галер под командованием Голицина у Гренгама 27 июля 1720 года. Воспользовавшись оплошностью шведов, вошедших в узости вслед за отступившими русскими галерами и потерявшими возможность маневрировать, русские галеры перешли в контратаку и захватили четыре фрегата в абордажной схватке.
Крейсерские операции на коммуникациях шведов, проводимые отрядами русских кораблей, были достаточно успешными. Так, с апреля по ноябрь 1718 года отряд из пяти русских крейсерских кораблей под командованием капитан-командора Фангофта и другой отряд из трех кораблей под командованием капитана Вильбоа захватили в общей сложности 32 торговых судна и 4 небольших военных корабля. Война со Швецией 1741 — 1743 годов и Семилетняя война 1756 — 1762 годов не имела сколько-нибудь значительных крейсерских операций. Иное дело Русско-турецкая война 1768 — 1774 годов, ибо все морские операции той войны можно с полным основанием отнести к крейсерским, даже если в них принимали участие и линейные корабли.
18 июля 1769 года из Кронштадта вышла первая русская эскадра под командованием адмирала Г. Спиридова и направилась в Средиземное море. В состав эскадры вошли 7 линейных кораблей, всего один фрегат и несколько малых кораблей и судов.
Целью экспедиции было нанесение удара с тыла по турецким коммуникациям и отвлечение сил с главного театра военных действий. Кроме того, присутствие русских кораблей в Архипелаге оказывало кроме военной и политическую поддержку грекам, боровшимся за свою независимость. С помощью русских греки смогли вооружить множество небольших судов, усилить крейсерский состав объединенного флота и тем самым способствовать прекращению подвоза продовольствия и снабжения из Египта и Сирии в Стамбул.
Вслед за первой эскадрой 9 октября вышла вторая в составе 3 линейных кораблей, двух фрегатов и нескольких транспортов под командованием Эльфинсгона. Европейские морские авторитеты отнеслись с определенным скепсисом к экспедиции и указывали на не вполне благополучное состояние русских кораблей, на отсутствие пунктов базирования, на незнакомство с театром боевых действий и предрекали провал мероприятия. Вопреки им Вольтер посчитал экспедицию замечательной, сравнивая ее с великими военными операциями прошлых веков, и он оказался прав.
Боевая деятельность русского флота в Средиземном море началась с захвата ряда пунктов на побережье с тем, чтобы иметь необходимые базы для ремонта и снабжения кораблей. Наиболее значительным было взятие 10 апреля 1770 года турецкой крепости Наварин бригадиром морской артиллерии Ганнибалом.
24 июня 1770 года в Хиосском проливе произошло сражение между русским и турецким флотами. В составе русского флота было 9 линейных кораблей, 3 фрегата и несколько малых кораблей. Турецкий флот насчитывал 16 линейных кораблей, 6 фрегатов и более пятидесяти других, в основном малых кораблей. Этот бой был в основном боем линейных кораблей, а фрегаты и малые корабли в нем особой роли не играли. В результате боя стороны потеряли по одному линейному кораблю, после чего турки отступили в Чесменскую бухту. В ночь на 26 июня турецкий флот был обстрелян русскими кораблями и с помощью брандеров полностью уничтожен. В плен русским достался один из линейных кораблей и несколько малых судов. По выражению адмирала Спиридова, русский флот «стал во всем Архипелаге господствующим».
Это была первая и самая громкая победа русского флота в Средиземном море. Следующая — произошла 28 октября 1772 года в Патрасском заливе. Этот бой с полным правом можно считать боем крейсерских кораблей. Русский отряд капитана 1-го ранга Коняева в составе двух линейных кораблей, двух фрегатов и трех малых кораблей перехватил турецкий отряд из восьми фрегатов и четырнадцати шебек. Этот отряд турецких кораблей был сформирован для борьбы с русскими и греческими крейсерскими кораблями, но сам стал добычей русской крейсерской эскадры. Обнаружив русский отряд, турецкие корабли подошли ближе к берегу под защиту пушек крепости Лепанто. Однако это им не помогло, и турецкая эскадра была уничтожена — погибло восемь фрегатов и восемь шебек.
В течение всей войны русские корабли всех классов проводили постоянные операции на коммуникациях противника. Так, 17 июня 1771 года эскадра адмирала Спиридова из пяти линейных кораблей и девяти фрегатов блокировала Дарданеллы. 1 августа другая эскадра под общим командованием графа Л. Орлова в составе семи линейных кораблей, шести фрегатов и нескольких малых кораблей вышла для операций вдоль греческих (от Дарданелли южнее) и турецких берегов. За этот рейд было уничтожено множество небольших транспортов, стремящихся прорвать русскую блокаду. Кроме судов были уничтожены и запасы продовольствия на береговых складах. Хорошо действовали на коммуникациях турок и отдельные крейсерские корабли.
28 февраля 1772 года фрегат «Святой Павел» захватил у острова Родос турецкий сторожевой корабль. Несколько позже другой фрегат «Слава» в заливе Лагос захватил три и уничтожил шесть турецких транспортов. За время с 8 по 16 июня отряд легких русских кораблей уничтожил у Бейрута десять турецких кораблей, а высадившийся десант взял крепость и наложил на город контрибуцию. 21 октября фрегат «Святой Павел» у берегов Египта уничтожил два турецких фрегата и захватил несколько небольших транспортных судов, а на следующий день еще посыльное судно вместе с главнокомандующим турецкими войсками в Египте — Селим-беем.
Удачные операции крейсеров продолжались до конца войны и полностью оправдали затраты на посылку в Средиземное море балтийских кораблей. Всего за пять лет войны с Балтики было отправлено двадцать линейных кораблей, шесть фрегатов и значительное число легких кораблей и транспортов. Кроме этого, в состав русского флота за счет купленных вошло еще тринадцать фрегатов и ряд мелких судов. Трофеями русского флота стали один линейный корабль, восемь фрегатов и более двадцати малых кораблей. Потери русского флота были незначительны. Один корабль («Евстафий») погиб в бою и три других по навигационным причинам.
Экспедицию русских кораблей в Средиземное море можно считать одной из наиболее удачных в истории войн на море, которая была направлена на блокаду неприятельского побережья, и столь успешно и с минимальными потерями осуществлена.
Прошло 13 лет, нападением турецких кораблей на русский фрегат «Скорый» и бот «Битюг» началась новая русско-турецкая война Эту войну по месту участия в ней кораблей можно разделить на три района. Наибольшие потери турки понесли, как ни странно, в лимане у Очакова, а не в море. Сражение под Очаковым не является крейсерской операцией, но все же заслуживает того, чтобы о ней сказать несколько слов.
Первый из серии боев под Очаковым состоялся 7 июня 1788 года, когда турецкий флот атаковал русскую гребную флотилию контр-адмирала Нассау-Зигена. Несмотря на подавляющее преимущество (в состав турецкого флота помимо гребных кораблей входило четыре линейных корабля и шесть фрегатов), русская гребная флотилия отбила атаку. Турки отступили, потеряв три небольших судна.
Операции на Черном море между флотами России и Турции отличаются от предыдущих морских сражений возросшей ролью фрегатов. Этому были свои причины. Если Турция к началу войны уже располагала достаточным по числу линейным флотом, то России его приходилось создавать уже в ходе войны.
Фрегаты, как более малые корабли, требовали меньшего времени для постройки. Кроме того, русские линейные корабли, построенные наспех из сырого дерева, не обшитые медью и имеющие льняные, более тяжелые паруса в отличие от турецких — хлопчатобумажных, обладали меньшей скоростью. Поэтому роль фрегатов более быстроходных, чем линейные корабли, была значительной.
В первом бою 3 июля 1788 года у Фидониси в составе русского флота было всего два линейных корабля и десять фрегатов. Турки выставили против них семнадцать линейных кораблей и восемь фрегатов, не считая мелких кораблей. Тем не менее русские корабли под командованием контр-адмирала М. Войновича нанесли противнику чувствительное поражение. Основную роль в бою сыграл авангард под командованием Ф. Ушакова. Несмотря на небольшие потери (турки потеряли всего одно небольшое судно), турки вышли из боя и, пользуясь преимуществом в скорости, оторвались от русской эскадры.
Следующее сражение состоялось 8 июля 1790 года у Керченского пролива. Турецкий флот пытался осуществить десантную операцию в Крым. Бой закончился отражением турецкого флота и большими потерями в личном составе и десантных войсках, хотя существенных потерь в кораблях турки не понесли.
Следующее сражение, произошедшее 28 — 29 августа у Тендры, было более результативным. Турки потеряли два линейных корабля потопленными, один был захвачен. Кроме того, было захвачено еще семь мелких судов.
С ростом числа линейных кораблей роль фрегатов в бою в составе линейного флота сократилась, и в сражении 31 июля 1791 года у Калиакрии в составе русской эскадры было шестнадцать линейных кораблей и только два фрегата. Турки понесли поражение и отступили. Одной из заслуг Ф. Ушакова в этих боях, особенно в сражении в Керченском проливе, было грамотное использование крейсерских свойств фрегатов. Используя быстроходность этих кораблей, он создал из них резерв, предназначенный для нанесения решающего удара в наиболее важном месте в первую очередь по неприятельскому флагману. Этот прием использовался и в дальнейшем многими адмиралами, создавая сильный отряд из быстроходных крейсеров для нанесения решающего удара по противнику.
Что касается непосредственно крейсерских операций, то они нашли свое место в той войне. Начало было положено небольшим крейсером под командованием греческого волонтера Кундури. В районе Синона он захватил два турецких судна Рейд четырех кораблей под командованием капитана 2-го ранга Д. Сенавина, продолжавшийся с 16 сентября по б октября 1788 года, был весьма результативен. За время крейсерства у Анатолийских берегов было потоплено и захвачено 11 турецких судов с различными грузами. Кроме того, артиллерией отряда были нанесены значительные повреждения береговым укреплениям и другим сооружениям Крейсерский отряд лейтенантов Бардаки и Глези (греки на русской службе), действуя в западной части Черного моря, потопил шесть турецких небольших транспортов и совершил десантную операцию в районе Кюстенджи.
Когда началась война с Турцией, Россия планировала повторить посылку Балтийской эскадры в Средиземное море, но встретила противодействие Англии. Кроме того, начавшаяся война со Швецией окончательно сделала невозможной новую экспедицию. Однако при поддержке России греки вооружили несколько кораблей и с успехом использовали их в качестве крейсеров на Средиземном море. Первым кораблем-крейсером стал фрегат «Минерва Северная». Его вооружил майор Качони, служивший волонтером еще в 1769 году во время предыдущей турецкой войны. Действуя весьма удачно, он сумел в скором времени создать из захваченных судов эскадру в шесть вымпелов. Их деятельность заставила турок выделить отдельную эскадру, в том числе включавшую три линейных корабля и восемь фрегатов для борьбы с русско-греческими крейсерами. Однако незначительность сил не позволила повторить тот успех, какой имели русские крейсерские корабли в предыдущей компании в Архипелаге.
Война России и Швеции 1788 — 1790 годов отличалась редким разнообразием морских боев, отличавшихся упорством и потерями с обеих сторон. Во время многочисленных столкновений противоборствующие стороны с переменным успехом использовали корабли разных классов — от небольших гребных до линейных. Нашли свое применение и крейсерские корабли — фрегаты и бриги.
Первое сражение произошло 6 июля 1788 года у Гогланда. Русская эскадра под командованием С. Грейга в составе 17 линейных кораблей и 8 фрегатов встретилась со шведской герцога Зюдерманландского в составе 15 линейных кораблей и 8 фрегатов. Стороны потеряли по одному линейному кораблю. Бой закончился практически «вничью», тем не менее атака шведского флота была отбита, и он отступил. Инициатива перешла к русским, и во время рейда к Свеаборгу был захвачен один шведский линейный корабль. Пользуясь сложившейся обстановкой, адмирал Грейг отрядил линейный корабль и два фрегата для пресечения коммуникаций шведов, поскольку последние имели решающую роль, так как сухопутные дороги Финляндии оставляли желать лучшего. Во время одной из этих операций шведы потеряли 14 транспортных судов.
1789 год начался маловажным по своему значению, но славным боем, когда катер (бриг) «Меркурий» под командой капитан-лейтенанта Р. Кроуна захватил 12-пушечный шведский тендер «Снапоп». Этим боем Кроун положил начало своим блестящим успехам в той войне. Уже в следующем бою талант и отвага Кроуна проявились полностью.
21 мая у залива Христианс-фиорда шведский 44-пушечный фрегат «Венус» был атакован катером «Меркурий», имевшим 24 пушки. Пользуясь штилем, Кроун, используя весла, подошел под корму фрегата и продольными залпами, губительными для парусных кораблей, снес все мачты фрегата. Шведы сдались. Потери русских были незначительны. Впоследствии фрегат под тем же именем вошел в состав русского флота и прославился в боях.
Следует упомянуть и еще один момент: на катере «Меркурий» находилась жена Кроуна. Во время боя она ухаживала за ранеными и была впоследствии награждена императрицей Екатериной II орденом «Св. Екатерины». Случай сам по себе замечательный — этим орденом обычно награждались женщины из августейших фамилий.
Весна и начало лета 1789 года не были отмечены серьезными столкновениями. Действия русских крейсеров на коммуникациях не были особенно успешными — было захвачено всего несколько небольших судов. Безрезультатным было и сражение линейных флотов 15 июля у Эланда.
Единственно значительным сражением в компании 1789 года был бой гребных флотов у Роченсальма, закончившийся победой русского флота. Бой происходил в шхерах и отличался упорством. В ряде случаев русским морякам приходилось топорами расчищать дорогу кораблям сквозь завалы, устроенные шведами в проливах между островами.
Компания 1790 года началась боем линейных эскадр у Ревеля 2 мая. Победа осталась за русской эскадрой под командой адмирала Чичагова. Шведы потеряли два линейных корабля и отступили. Шведы на поражение у Ревеля ответили 4 мая победой в Фридрихсгамском сражении гребных эскадр. Имея преимущество в артиллерии в четыре раза, шведы потопили и захватили 26 небольших гребных судов, потеряв только одно. Однако потери в людях русской эскадры были относительно невелики — 65 убитых и 150 пленных.
В конце мая произошло двухдневное сражение у Красной Горки Стороны в кораблях потерь не имели. Равными были и потери в людях. Главным результатом этого боя было то, что шведский флот отступил в Выборгский залив, где и был заблокирован русской эскадрой.
Блокада шведского флота в Выборге и последующий его разгром были звездным часом русских фрегатов и капитана Кроуна, в первую очередь.
26 мая фрегат «Венус» и катер (бриг) «Меркурий» атаковали у Питкопаса шведскую гребную флотилию. Потеряв один корабль, шведы были вынуждены укрыться в шхерах. 10 июня отряд капитана 2-го ранга Кроуна в составе фрегата «Венуо» и четырех катеров нанес поражение кораблям шведской гребной флотилии. Шведы потеряли пять кораблей. Из них четыре были захвачены в плен. В том же районе 19 и 20 июня произошло два столкновения отряда Кроуна и шведскими гребными кораблями. Во время этих боев три корабля были захвачены, шесть, чтобы они не достались русским, были сожжены самими шведами, а еще один, сильно поврежденный, выбросился на камни и был также потерян для службы.
22 июня шведы, дождавшись благоприятного ветра, пошли на прорыв. Он удался, хотя и огромной ценой. Шведы потеряли в общей сложности семь линейных кораблей, из которых было захвачено четыре, три фрегата и еще пятьдесят четыре других корабля меньшего ранга. Потери шведов в людях были также весьма большими: убитых около 5000 человек и пленных — 2000 человек. Потери русских составили всего 117 убитых. В корабельном составе русский флот потерь не имел.
В этом бою наиболее других отличился фрегат «Венус» под командованием Кроуна. Командуя отрядом фрегатов, Кроун атаковал шведские гребные корабли и взял часть их. Только приказ адмирала Чичагова присоединиться фрегатам к линейным кораблям в погоне за шведскими прорвавшимися линейными кораблями, спас остатки шведского гребного флота от полного разгрома. Фрегаты Кроуна, выполнив приказ, приняли участие в погоне и у Свеаборга захватили линейный корабль «Ретвизан».
К сожалению, удачно складывающаяся ситуация на Балтике в пользу русского флота была испорчена неудачным (вторым) сражением у Роченсальма, где русская гребная флотилия понесла тяжелое поражение, одно из самых значительных в истории русского флота.
Первая война России с Францией 1792 — 1792 годов не была отмечена сколько-нибудь значительными операциями крейсерских кораблей. Зато вторая, 1798 — 1800 годов, — богата ими. Франция с помощью генерала Бонапарта захватила большую часть Италии, Мальту и Ионические острова и грозила сделать Турцию своим союзником, поставив тем самым под угрозу завоевания России на Черном море. Против нее образовалась коалиция Англии, Австрии, России и Турции. В Средиземное море была отправлена эскадра русско-турецкого флота под командованием адмирала Ф. Ушакова. Главной целью экспедиции было освобождение Ионических островов.
В этой кампании Ушаков широко использовал отряды крейсерских кораблей, фрегатов, в первую очередь. Боевые действия начались с захвата острова Цериго отрядом из двух фрегатов под командой капитан-лейтенанта Шостака.
Через две недели 13 октября 1798 года те же два фрегата («Григорий Великия Армении» и «Счастливый»), высадив десант, заняли остров. Затем наступила очередь и других островов. При занятии острова Св. Мавры отличился отряд капитана 1-го ранга Д. Сенявина.
Наконец русско-турецкая эскадра подошла и блокировала остров Корфу, наиболее укрепленный пункт в архипелаге. После длительной осады при активной поддержке корабельной артиллерии русско-турецкий десант 20 февраля 1799 года занял Корфу. Русско-турецкий флот получил надежную базу и приступил к ряду крейсерских и десантных операций против французов. В этих операциях широко использовались фрегаты. В основном эти операции были направлены против ряда пунктов на итальянском побережье.
23 апреля 1799 года отряд капитана 2-го ранга Сорокина (три фрегата и два корвета) занял г. Бриндизи. 1 мая этим отрядом был занят г. Мола. Операций по высадке десантов и блокаде побережья Италии было множество. Более других в них отличился капитан-лейтенант Белли, десантный отряд которого совместно с неаполитанскими войсками штурмом взял Неаполь. Император Павел I, узнав об этом, заявил: «Белли удивил меня, но и я удивлю его!» — и наградил капитан-лейтенанта генеральским орденом Св. Анны первой степени.
Блестящая ушаковская компания на Средиземном море, хотя и позволила получить пункты на Ионических островах для базирования флота, особых выгод для России не принесла, и эскадра Ушакова 31 декабря 1799 года была отозвана в Черное море.
Война с Францией 1804 — 1807 годов на Средиземном море напоминала по своей направленности вторую половину предыдущей ушаковской компании. Учитывая опыт, полученный в предыдущих операциях против французов, русская эскадра под командой вице-адмирала Л Сенявина помимо десяти линейных кораблей включала значительный отряд крейсерских кораблей — пять фрегатов, шесть корветов и шесть бригов, а также сильный отряд канонерских лодок для действия у берегов.
Несмотря на то что по сравнению с событиями на сухопутном фронте операции на море представляются незначительными, о некоторых из них, связанных с крейсерскими кораблями, стоит упомянуть.
9 февраля 1805 года бриг «Летун» отбил у французов захваченное русское торговое судно, положив тем самым начало крейсерским операциям в ту компанию. 17 февраля того же года отряд капитан-командора Белли захватил французскую шебеку «Азард». 6 июня 1806 года у далматинского берега два русских фрегата — «Вену» и «Автроил» — в бою с одиннадцатью французскими шебеками и канонерскими лодками потопили два и захватили три корабля. В сентябре 1806 года в течение десяти дней отряд русских кораблей, в состав которого входил фрегат «Вену», удачно действовал против французов в Каттарской бухте. В результате этих действий французы были вынуждены отступить. Русским достались десять транспортов с провиантом.
В заключение описания боевых столкновений между русскими и французскими кораблями необходимо упомянуть славное дело у острова Браццо. Застигнутый штилем русский бриг «Александр» под командой лейтенанта И. Скаловского (16 пушек) был атакован отрядом французских кораблей из пяти вымпелов с общим числом пушек в 26 стволов и сильным отрядом десантников, предназначенных для абордажа.
Некоторая символичность этого боя заключалась в том, что флагманский корабль французов носил имя «Наполеон». Бой закончился победой русского брига. Две канонерские лодки французов были потоплены, а остальные ни с чем были вынуждены отступить.
Зигзаги политики императора Александра I, вызванные неудачами на сухопутном фронте, мгновенно делали прежних союзников врагами, а врагов — союзниками. В результате в 1807 году Россия воевала, но уже с Турцией.
События на Средиземном море были в основном связаны с блокадой Дарданелл эскадрой Сенявина. Совместные операции с английской эскадрой адмирала Дукворта не состоялись. Не согласовав свои действия с русскими, английский адмирал предпринял самостоятельный рейд в Мраморное море. Для нанесения удара по Стамбулу у англичан сил недоставало, а на обратном пути через Дарданеллы они понесли значительные потери и ушли на Мальту, оставив эскадру Сенявина в одиночестве. Однако эта компания была отмечена двумя сражениями — у Дарданелл и Афона. Турецкий флот лишился трети своего состава. В боях отличился среди прочих и фрегат «Венус».
Операции на Черном море заключались в основном действиями против крепостей на Кавказском побережье. В них принимали активное участие и крейсерские корабли, в частности, фрегат «Воин», отличившийся при взятии крепости Анапа.
Следующий ряд войн, которые вела Россия: с Англией (1807 — 1812), Швецией (1808 — 1809) и Францией (1812 — 1814), не имел значительных операций с использованием крейсерских кораблей. Некоторым исключением является бой фрегата «Богоявление» с двумя шведскими фрегатами. Несмотря на более чем в два раза превосходство в артиллерии, шведские корабли успеха не имели, и с наступлением ночи противники прекратили бой.
В связи с борьбой греческого народа за свою независимость возник новый политический кризис в Средиземном море. 23 марта 1826 года Россия и Англия подписали протокол о совместном выступлении против Турции. К нему примкнула и Франция. Поскольку Турция отказалась предоставить грекам автономию, союзники предприняли совместную экспедицию. Для действий в составе объединенной эскадры был сформирован отряд контр-адмирала А Гейдена в составе четырех линейных кораблей, четырех фрегатов, корвета и четырех бригов.
5 октября 1827 года соединенная эскадра прибыла к Наваринской бухте, где находился турецко-египетский флот. Объединенная эскадра союзников под командой английского адмирала Кодринггона включала 10 линейных кораблей, 10 фрегатов, 3 корвета и 3 брига. Им противостояла эскадра турок в составе из 7 линейных кораблей, 19 фрегатов, 26 корветов и 14 бригов (Обращает на себя внимание возросший процент крейсерских кораблей, действующих в составе эскадр.)
В результате последующего боя весь турецко-египетский флот был уничтожен. Турецкие фрегаты оказались не в состоянии противостоять линейным кораблям в открытом артиллерийском бою, хотя бы в силу того, что могли «поглотить» меньше снарядов по сравнению с линейными кораблями без потери боеспособности. Сказалась также и лучшая, несмотря на почти двукратное преимущество турок в числе пушек, подготовка европейских артиллеристов.
Наваринская кампания имела продолжение, выразившееся в войне России и Турции (1828 — 1829). Эта война не была отмечена значительными боями между линейными кораблями обеих сторон, зато столкновений кораблей крейсерского назначения было множество.
6 мая 1828 года у Суджук-кале двумя русскими бригами «Ганимед» и «Сокол» были перехвачены два турецких транспорта с войсками для усиления гарнизона крепости Анапа 17 мая бриг «Пегас» (20 пушек) уничтожил в Геленджике турецкий вооруженный транспорт. 8 июля бриг «Орфей» (20 пушек) своим огнем поддержал войска, штурмующие крепость Кюстенджи. Корабль получил от ответного огня турок значительные повреждения, но содействовал удачному штурму, в результате которого крепость была взята.
28 июля фрегат «Поспешный» с помощью гребных катеров захватил одно и потопил другое турецкое судно, стоявшие под стенами крепости Мидия. Несколько позже у крепости Инада было захвачено им же еще одно судно.
17 августа крейсерский отряд из двух фрегатов («Рафаил» и «Поспешный») с 48 пушками на каждом, 14-пушечной бригантины «Елизавета» и 12-пушечного катера «Соловей» под командой капитана 1-го ранга Н. Критского с помощью десанта захватил крепость Инада. Взяв трофеи и разрушив укрепление, отряд благополучно покинул турецкий берег.
25 апреля 1829 года фрегат «Штандарт» (44 пушки) и бриг «Менгрелия» (16 пушек) перехватили девять небольших турецких транспортов. Несмотря на то что турецкие суда ушли под защиту береговых батарей, русские корабли вошли в бухту, захватили два судна, а остальные уничтожили.
Неравный бой продолжался четыре часа. Турецкие корабли стремились поставить русский бриг в два огня. Искусно маневрируя и используя кроме парусов весла, Казарскому удалось избежать гибели. Более того, прицельным огнем русских артиллеристов были сбиты некоторые паруса на турецких кораблях. Их ход уменьшился, и они вышли из боя.
Бриг получил значительные повреждения, но сумел дойти до своей базы. Мужество русского корабля было отмечено и его противником Один из турецких офицеров, участник этого боя, впоследствии писал: «Он дрался, отступая и маневрируя, со всем искусством опытного боевого капитана до того, что стыдно сознаться — мы прекратили сражение, а он со славой продолжал свой путь… Если в великих деяниях древних и наших времен находятся великие подвиги храбрости, то сей поступок должен все иные помрачить и имя сего героя достойно быть начертано золотыми буквами на храме славы: он называется капитан-лейтенант Казарский, а бриг «Меркурий»».
Бриг получил кормовой Георгиевский флаг, и было установлено, что в составе Черноморского флота отныне должен находиться корабль под именем «Меркурий» или «Память Меркурия». В Севастополе стоит памятник с надписью, великолепной по точности и лаконичности: «Казарскому. Потомству в пример». И всё. Немногие удостоены чести получить подобную эпитафию.
Мировые державы — Англия, Франция и Россия — не могли остаться в стороне и не участвовать в делении «турецкого наследства».
Однако Россия, не сделав правильной оценки расклада политических сил в Европе, просчиталась и осталась в изоляции. Расчет на поддержку Австро-Венгрии и Пруссии не оправдался. Разумеется, Россия готовилась к войне, но техническое отставание в отношении парового флота в первую очередь привело в конечном итоге к катастрофе.
Формальным поводом к войне послужили незначительные разногласия по поводу палестинских святынь. Надежда повоевать с Турцией один на один не оправдалась, и Россия встретила мощную коалицию Франции, Англии и Турции. Впоследствии к ним присоединилась и Сардиния.
Какие планы ставила перед собой Россия и собиралась ли она всерьез захватить Стамбул и проливы, или собиралась только отторгнуть от Турецкой империи ряд христианских территорий? Ряд историков утверждает, что проливы были главной целью. Однако с этим можно поспорить. В1833 году египетский наша Мехмет-Али нанес ряд поражений турецким войскам в Сирии и угрожал самому Стамбулу. Тогда Россия вместо того, чтобы выступить с сепаратистом единым фронтом, поддержала центральную власть Турецкой империи и послала эскадру адмирала М. Лазарева в Стамбул, чем способствовала укреплению власти султана и прекращению военного конфликта.
Так или иначе, но к 1853 году конфликт между Россией и Турцией назрел, и флоты обеих сторон были приведены, впрочем, как и сухопутные силы, в боевую готовность.
Готовясь к боевым действиям на Черном море, русское морское командование разработало ряд программ. Одной из них была «Программа крейсерства между Босфором и Крымом», которая легла в основу действий флота перед войной и в самом ее начале. Основной целью крейсерских операций в центре Черного моря было предотвращение внезапного нападения неприятельского флота на русские корабли и базы, а также недопущение перевозки войск на Кавказ.
В предписании главнокомандующего морскими и сухопутными силами в Крыму князя А. Меншикова указывалось: «Цель вашего крейсерства состоит- в пресечении сообщений и подвоза неприятеля из Босфора в азиатские порты, в особенности в Трабзон и Батум». Особенностью крейсерских операций Черноморского флота в этот период было то, что наравне с крейсерскими кораблями в состав отрядов входили и линейные силы.
Были установлены три района постоянного нахождения крейсерских отрядов русских кораблей. Главным районом был выход из пролива Босфор, поскольку основные силы турецкого флота находились в Мраморном море и могли нанести внезапное нападение на русские порты Севастополь или Одессу.
Вторым районом постоянного наблюдения стало кавказское побережье от Керченского пролива до границ Турции. Третий — центральный район патрулирования — контролировал побережье Анатолии, а также служил своеобразным резервом с тем, чтобы оказать помощь своим кораблям в восточном или юго-западном направлениях.
Для постоянного нахождения в указанных районах были созданы две эскадры и несколько самостоятельных отрядов. В зависимости от ряда обстоятельств состав эскадр и отрядов мог меняться. Эскадры, как правило, занимали центральную позицию. Немногочисленные пароходо-фрегаты должны были осуществлять разведку и обеспечивать связь между маневренными группами и эскадрами, а в случае начала войны наносить удары по турецкому побережью.
Крейсерство русского флота началось в конце мая 1853 года, за полгода до начала боевых действий, и первыми кораблями, вышедшими в район Босфора, стали три брига («Язон», «Эней» и «Прометей») и два фрегата («Кулевчи» и «Коварна»). Поддержку крейсерских сил у Босфора осуществляла эскадра линейных кораблей. Для наблюдения за проливом привлекались и пароходо-фрегаты, и первым из них в дозор вышел «Владимир» под командованием Г. Бутакова.
Наличие крейсерских сил в море не осталось без внимания турок. Обстановка накалялась, и русским крейсерам была указана позиция на меридиане Одессы, чтобы в случае внезапного выхода турок успеть прикрыть порт от нападения. Напряженная обстановка на море не могла продолжаться бесконечно, и 4 октября турецкий султан Абдул Меджид, получив предварительно определенные гарантии в поддержке от Англии и Франции, объявил войну России.
В ответ 20 октября Россия объявила войну Турции, и в тот же день отряд русских пароходо-фрегатов под командой В. Корнилова вышел на разведку к Босфору и соединению с находящейся в море эскадрой линейных кораблей вице-адмирала П. Нахимова. Отряд из четырех пароходо-фрегатов («Владимир», «Громоносец», «Одесса» и «Херсонес») под командой В. Корнилова встретил у Босфора пять турецких фрегатов. Однако турки боя не приняли и укрылись в проливе. Отправив часть своих кораблей к Нахимову, Корнилов на «Владимире» остался у Босфора и продолжал разведку.
На следующий день русский корабль обнаружил турецкий пароходо-фрегат «Перваз-Бахри». «Владимир» имел преимущество в артиллерии. Он располагал двумя 245-мм, пятью 214-мм (бомбическими) и шестью 138 — 152-мм пушками. Турецкий пароходо-фрегат имел всего 10 пушек, вдобавок меньших калибров.
Бой, это был первый между паровыми кораблями, начался на дистанции в 10 кабельтовых. Русский корабль занял выгодную позицию по корме турецкого пароходо-фрегата (там не было пушек) и нанес противнику серьезные повреждения. Затем, заняв позицию по траверзу неприятеля, «Владимир» открыл огонь всем бортом Бой продолжался три часа, и тяжело поврежденный турецкий корабль вынужден был спустить флаг.
Однако если быть точным, первое столкновение паровых кораблей в той войне произошло днем раньше. Русский пароходо-фрегат «Бесарабия» встретил у Синопа турецкий вооруженный пароход «Меджари-Теджарет» и без выстрела захватил его. Захваченный пароход вошел в состав русского флота под именем «Турок». Следующим между крейсерскими кораблями боем было столкновение русского парусного фрегата «Флора» (44 пушки) и тремя турецкими пароходо-фрегатами «Таиф», «Фейзи-Бахри» и «Саик-Ишаде» (общее количество пушек — 62 ствола). Бой продолжался всю ночь, но, несмотря на слабый ветер, турецкие корабли не смогли справиться с русским фрегатом После того как флагманский корабль получил ряд повреждений, турки прекратили бой и отошли.
18 ноября произошло единственное крупное сражение в той войне. Оно же оказалось и последним значительным боем парусных кораблей. 11 ноября эскадра вице-адмирала П. Нахимова обнаружила в Синопской бухте часть турецкого флота в составе семи фрегатов (общее число пушек — 472 ствола). Русский отряд насчитывал всего три линейных корабля. Непонятно, почему турки не сделали попытки прорваться, используя преимущество фрегатов и корветов в скорости, и чего они ждали.
Читайте также
P. M. Мельников Башенные броненосные фрегаты
P. M. Мельников Башенные броненосные фрегаты На 1-й стр. обложки: трехбашенный фрегат «Адмирал Лазарев»;на 2-й стр: «Адмирал Грейг» перед спуском на воду;на 3-й стр. «Адмирал Грейг»;на 4-й стр. на палубе двухбашенного фрегата «Адмирал Чичагов».Авторы выражают благодарность
ДВУХБАШЕННЫЕ БРОНЕНОСНЫЕ ФРЕГАТЫ «АДМИРАЛ СПИРИДОВ» И «АДМИРАЛ ЧИЧАГОВ»
ДВУХБАШЕННЫЕ БРОНЕНОСНЫЕ ФРЕГАТЫ «АДМИРАЛ СПИРИДОВ» И «АДМИРАЛ ЧИЧАГОВ» При одинаковой длине и ширине с «Адмиралом Лазаревым» и «Адмиралом Грейгом» (75,6; 13,1 м) двухбашенные броненосные фрегаты отличались лишь более заостренными обводами, увеличенной до 4,9 м осадкой и
Фрегаты Хамфриза
Фрегаты Хамфриза Британия и Франция уже отказались от идеи 44-пушечного фрегата, когда по ту сторону Атлантики было решено построить четыре таких корабля. Джошуа Хамфриз получил задание спроектировать эти фрегаты. Хамфриз был кораблестроитель-самоучка из Филадельфии. Он
Последние фрегаты
Последние фрегаты После 1826 г. в Соединенных Штатах но отдельным проектам построили еще три фрегата: Hudson, Independence и Congress. В 1828 г. достроили Hudson, который начинали строить как фрегат Liberator для Греции. Но греческие военно-морские амбиции вышли за пределы платежеспособности
Фрегаты Хамфриза
Фрегаты Хамфриза United StatesЗаложен: декабрь 1794. Хамфриз. Филадельфия.Спущен на воду: 10 мая 1797 г.Введен в строй: 11 июля 1798 г.Размеры. ДМП 175 футов, ширина 43 фута 6 дюймов, высота трюма 14 футов 4 дюйма, осадка 21 фут 4 дюйма.Численность экипажа: 365–450 человек.Водоизмещение: 1576
Фрегаты «постепенного роста»
Фрегаты «постепенного роста» PotomacЗаложен: август 1819 г… Вашингтонская военно-морская верфь.Спущен на воду: март 1822 г.Введен в строй: 1831 г.Размеры: ДМП 177 футов 10 дюймов, ширина 46 футов 2 дюйма, глубина трюма 14 футов 6 дюймов, осадка 20 футов 6 дюймов.Водоизмещение: 1726
Прочие тяжелые фрегаты
Прочие тяжелые фрегаты HudsonЗаложен: 1825 г., Смит & Даймон, Нью-Йорк.Спущен на воду: 18 ноября 1825 г.Введен в строй: 28 сентября 1828 г.Размеры: ДМП 177 футов, ширина 45 фу гов, глубина трюма 13 футов 8 дюймов.Водоизмещение: 1728 тонн.Экипаж: 450 человекПервоначальное вооружение: вероятно 32
Фрегаты типа «Инконстант» Последние фрегаты Королевского флота
Фрегаты типа «Инконстант» Последние фрегаты Королевского флота Железный винтовой фрегат «Инконстант»История созданияКрымская война ознаменовала собой конец целой многовековой эры в военно-морском деле и военном кораблестроении. Паровая машина и гребной винт стали
Алексей Алексеевич Бочаров Броненосные фрегаты “Минин” и “Пожарский”
Несоленый Сергей Валерьевич Корветы «Витязь» и «Рында». 1882-1922 гг.
Несоленый Сергей Валерьевич Корветы «Витязь» и «Рында». 1882-1922 гг. Историко-культурный центр «ИСТФЛОТ» 2011 г.Боевые корабли мираC-Пб.: Издатель P.R Муниров, 2011. — 76 с.: илл.ISBN 978-5-98830-53-7Обложка: На 1-й стр. корвет «Рында»; на 2-й стр. «Витязь» в дальнем плавании; на 3-й стр. «Рында» на
Приложение 22. Фрегаты, построенные для Черноморского флота в 1770–1787 гг.
Приложение 22. Фрегаты, построенные для Черноморского флота в 1770–1787 гг. Наименование фрегата Число орудий Год закладки / год спуска на воду Год ввода в строй Последний выход в море Примечание Фрегаты типа «Первый» «Первый» 32 1770/1771 1772 1775 Разбился в Черном море в 1775
Корветы типа «С»
Корветы типа «С» Корвет «Комус» в конце 1890-х гг.Часть 1: тип «Комус»В середине 1870-х годов Адмиралтейство приняло два принципиальных решения, определивших дельнейшее развитие кораблей крейсерского класса. Во-первых, размеры крейсеров были строго ограничены половиной
Корветы типа «Бодицея»
Корветы типа «Бодицея» Заложенный в 1866 году железный фрегат «Инконстант» водоизмещением 5780 т стал британским ответом на постройку для американского флота быстроходных крейсеров типа «Вампаноаг». Контролер Адмиралтейства вице-адмирал Спенсер Робинсон понимал, что