Что лучше липа или клен

Лиственные деревья – защита и украшение сада

Дерево – приоритетный элемент ландшафтного дизайна загородного участка.

Лиственные культуры используют в качестве акцентов, доминирующих элементов садовых композиций, в многоствольных посадках. Растения служат фоном для газонов, цветников, архитектурных форм, привлекают внимание к значимым объектам ландшафта – альпинариям, рокариям, искусственным водоемам.

Под защитой дубов, кленов, берез активно развиваются фруктовые деревья, кустарники. Опадающая листва обогащает почву гумусом, служит пристанищем для ящериц, ежей, муравьев, оберегающих сад от вредителей. На участке, обнесенном широколиственными культурами, формируется благоприятный микроклимат, поддерживается оптимальная влажность, не смолкает щебет птиц.

Солитеры – индивидуальные посадки листопадных культур

Что лучше липа или кленДля солитеров подбирают деревья с хорошо сформированной или причудливой кроной, необычной листвой, адаптированные к условиям произрастания, невосприимчивые к поражению вредителями, вирусными инфекциями.

На небольших участках для обособленных посадок используют рябину, иву, некоторые виды боярышников, кленов. Ветвятся они на некоторой высоте, но красиво изогнутые ветви достают до земли, образуют зеленый, пышный шатер.

Групповые посадки, композиции

Что лучше липа или кленДля композиций принято подбирать нечетное количество растений. Неизменными спутниками дуба являются липа, клен, рябина, ясень. Они гармонично развиваются в тени роскошного дуба, подчеркивают его величие, повышают эстетичность посадки.

Для обозначения аллей, границ участка используют посадки берез. Культура привлекательна в небольших однопородных посадках, в многоствольных группах сочетается с липой, вязом.

Живые изгороди часто формируют из лип, кленов. В групповые посадки объединяют древесные растения с различным периодом цветения, оригинальной формой листовых пластин, корой. Композиции имеют выраженную декоративность, сохраняют ее в течение сезона и эффектно украшают участок.

Ольха, береза, осина изысканно дополняют хвойники.

Посадка и уход за декоративными породами

Что лучше липа или кленСоздавать ландшафтную композицию на участке начинают с размещения доминирующих растений. Выбор видового состава деревьев определяют: особенности развития культуры, стилевая направленность дизайна, размер, рельеф участка, состав, влажность почвы, другие факторы.

Выращивание нескольких видов древесных культур увеличивает вероятность их сохранения: часто вредители, болезни поражают только определенные породы.

Могучее, священное дерево славян насчитывает множество видов. Наиболее эстетично в ландшафтных проектах выглядят:

Ствол дуба черешчатого покрыт потрескавшейся серо-коричневой корой, листья имеют золотистый оттенок, желуди продолговатые, темно-коричневого цвета с продольными полосками и маленьким шипом.

У красного дуба гладкая серая кора, окраска листьев варьирует от насыщенного зеленого до коричневого цвета, плоды шаровидной формы красно-коричневого цвета.

Ствол скального дуба более тонкий и стройный, чем у остальных видов, кора не отличается от дуба черешчатого, листья и плоды зеленого цвета.

Дуб любит простор, хорошее освещение, питательную, влажную почву, не переносит соседство с хвойниками. Культура имеет мощную, разветвленную корневую систему, которая может нанести вред подземным конструкциям построек, поэтому высаживается на расстоянии от капитальных строений.

Посадочное место для дуба глубиной около 80 см готовят за три недели до высадки. Порода лучше укореняется весной. Дно ямы выстилают мелкими камнями, битым кирпичом. Затем верхний слой грунта соединяют с перегноем, добавляют золу, известковый порошок, двойной суперфосфат, незначительное количество сернокислого и хлористого калия. Часть полученной смеси отправляют в яму, остальной присыпают деревце после посадки. Грунт в приствольном круге тщательно уплотняют, следят, чтобы корневая шейка была над уровнем земли. В завершение саженец обильно поливают, грунт мульчируют сухой травой, торфом.

В тщательном уходе молодой дуб нуждается первые два-три года. Саженцы поливают, пропалывают, приствольные круги мульчируют. Через год после посадки вносят подкормки. Формирующую обрезку проводят каждые два года в конце зимы, санитарную – ежегодно.

Береза

Красивое, неприхотливое дерево – символ России, насчитывает более ста видов, среди которых высокорослые, карликовые, кустарниковые формы.

Береза предпочитает полутень, влажную, слабокислую, легкую почву. Для посадки больше подходят погожие дни октября.

Посадочную яму углубляют на метр, дно присыпают рыхлым грунтом, поливают водой. В субстрат для подсыпки добавляют фосфорные удобрения. Корни саженца погружают в глиняную болтушку, помещают в лунку, засыпают грунтом с послойным уплотнением. Корневую шейку не засыпают. Дерево обильно поливают, грунт мульчируют листьями, торфом, древесной щепой, корой. В процессе роста проводят санитарную обрезку. Взрослые экземпляры обрезают редко: с целью омоложения, удаления разросшихся веток, порода тяжело переносит процедуру.

Крупное, красивое, морозоустойчивое, целебное дерево-долгожитель удивляет разнообразием форм, имеет 30 разновидностей.

Липа отлично переносит стрижку, хорошо восстанавливается после кронирования. Роскошную крону украшают крупные, сердцевидные листья, в начале лета ее обильно покрывают душистые соцветия.

Дерево теневыносливое, но активно растет, быстро формирует пышную крону на солнечных участках. Почву предпочитает песчаную, удобренную перегноем, первые годы после посадки нуждается в поливе.

Пересадку саженцев производят осенью. Посадочную яму углубляют на 50 см, устраивают дренаж, присыпают его перегноем с добавлением суперфосфата. Саженец засыпают смесью дерновой земли, песка, перегноя. При посадке липа переносит незначительное повреждение корней, заглубление шейки.

Первые два года саженец липы регулярно поливают, подкармливают азотными удобрениями. Подкормку, рыхление, мульчирование проводят трижды за сезон.

Липа отличный медонос, ее посадки вблизи пасек значительно увеличивают продуктивность пчел, способствуют повышению качества меда.

Каштан

Роскошное дерево с раскидистой кроной насчитывает более десяти видов с различными характеристиками ствола, листьев, соцветий, плодов.

Самый распространенный конский каштан имеет большие пальчатые листья, пирамидальные прямостоячие кисти бело-розовых соцветий. Гладкие, коричневые плоды развиваются в шиповатых зеленых коробочках, открывающихся осенью.

Каштан обеспечивает эстетическое наслаждение, помогает излечить ряд непростых заболеваний.

Порода имеет поверхностную корневую систему, предпочитает освещенные участки, нейтральные или слабокислые, хорошо дренированные почвы.

Каштан развивается медленно, дерево безболезненно пересаживают в возрасте 7-10 лет, с комом земли – в 15 лет. Одинаково успешно можно пересаживать саженцы ранней весной, осенью.

Посадочную яму кубической формы копают на глубину 50 см, наполовину засыпают щебеночно-песчаной смесью, добавляют субстрат из грунта, перегноя, доломитовой муки. Корневую шейку не заглубляют. Процедуру заканчивают поливом.

Уход за каштаном сводится к поливу, рыхлению почвы, внесению азотных удобрений. Осенью грунт вокруг дерева тщательно мульчируют торфом. Взрослое дерево поливают только в засушливое время.

Каштану формируют правильную крону, в последующие годы убирают сухие, поврежденные, разросшиеся ветки.

Долговечное, очень эффектное дерево отличает великолепная крона, мягкая, резная листва, изменяющая окраску от ярко-зеленого до красного цвета. Древесная культура насчитывает 150 видов, у нас наиболее распространен клен остролистный.

Теневыносливое, морозоустойчивое древовидное растение идеально подходит для живой изгороди: ажурная листва придает посадкам легкость, обеспечивает абсолютную защиту участка от ветра. Клен растет в высоту до 15 метров, быстро теряет привлекательность, нуждается в регулярной обрезке. Работы проводят осенью, до остановки сокодвижения.

Клен требователен к составу почвы: активно развивается на удобренной, слабокислой, дерновой почве. Весной деревья подкармливают мочевиной, суперфосфатом, приствольные круги мульчируют.

Посадку клена проводят весной или осенью. Посадочную яму устраивают глубиной до 50 см, во влажных грунтах укладывают дренажный слой из щебня, песка. В грунт добавляют минеральные удобрения, размещают саженец, засыпают лунку, уплотняют землю. Корневую шейку клена располагают на уровне земли. В завершение дерево тщательно поливают, мульчируют торфом. Молодые клены готовят к зиме: стволы обматывают мешковиной, приствольные круги мульчируют, прикрывают лапником.

Рябина

Большую часть года невысокое древесное растение сохраняет необыкновенную привлекательность. У рябины интересные продолговатые листовые пластины, щитковидные белые соцветия, оранжевые плоды, собранные в кисти. На нашей территории произрастает около 30 видов культуры.

Рябина обыкновенная разводится в декоративных целях. Дерево выносит тень, но любит солнечные участки.

Осенью для посадки в грунте готовят углубление кубической формы, размером 60 см. Яму заполняют плодородной смесью из дерновой земли, перегноя с добавлением удобрений. После посадки дерева лунку тщательно уплотняют, поливают. Рябину щедро поливают в течение сезона, частоту процедур увеличивают в период созревания ягод. Весной посадки рябины удобряют азотосодержащими удобрениями, осенью – фосфорно-калийными.

Рябина бросает корневую поросль, ее обязательно удаляют, не допуская образования пней. Обрезку рябины проводят ранней весной.

Интересные ландшафтные проекты от профессионалов

Ландшафтная компания Garden’s Dream создает дизайнерские проекты с использованием листопадных деревьев как в групповых композициях, так и в одиночных посадках.

Мы подбираем и доставляем саженцы, готовим растения к посадке, осуществляем грамотный уход, гарантируем высокую приживаемость. Свяжитесь с нами любым удобным для вас способом – с удовольствием обсудим ваши задачи.

Источник

Древесина гитарных корпусов: исследуем акустические свойства, часть 2

Что лучше липа или клен

В первой статье мы убедились на практике, что кусок древесины действительно является фильтром частот, имеющим частоты среза, крутизну спада, соответственно, добротность, горбы и впадины амплитудно-частотной характеристики. И эти параметры зависят от дерева. Часть энергии от молоточка образец передаёт датчику, часть излучает в виде звука в воздух, часть преобразует в тепло внутри себя.

И как говорят знатоки гитар, часть энергии звуковых колебаний идёт на изменение структуры самого дерева: гитара разыгрывается. В это можно верить или не верить, но вибрацией разных частот люди испокон веков изменяют свойства материалов. Сбивают сливки в масло, трамбуют асфальт виброплитой, обрабатывают материалы ультразвуком. Это тоже перспективы для дальнейших опытов, но не будем забегать вперёд.

Спрашивали спектрограмму используемого датчика? Вот она. Как видим, заметных искажений в сигнал не вносит.

Что лучше липа или клен

Начнём с таблицы размеров и плотности исследуемых образцов древесины. Липу и ольху мы уже упоминали, теперь рассмотрим подробнее.

Что лучше липа или клен

▍Липа, Basswood

Семейство мальвовые. Плотность 430. Отличный медонос, традиционный материал для много чего, в том числе, корпусов электрогитар. Также очень мягкая и лёгкая. Из липы вырезали поддельные печати, оттуда пошло выражение «липовый документ». Зато электрогитары с липовыми деками могут очень хорошо звучать, играться и ощущаться.

Встречается предвзятое отношение к липовым декам, потому что липа — один из самых дешёвых материалов, и конечно же, встречается в самых низкокачественных поделках. Но и в прекрасных качественных инструментах тоже. Например, тот же самый Music Man Majesty, который ни плохим, ни дешёвым никто не назовёт, разве что внешний вид не всем нравится.

На спектрограмме липы видим пологий, затем крутой подъём к пику на 250 герцах, который, (применительно к нашему формату образцов 130x50x11 мм), так и назовём — «липовым». Далее крутой спад на 12 децибел до 400 Гц, оттуда холмистое плато до 2.5 кГц. Затем крутой спад на 12 дБ до 4.5 кГц, переходящий в пологий.

Что лучше липа или клен

▍Ольха, Alder

Семейство берёзовые. Плотность 467. Очень музыкальное, очень электрогитарное дерево, просто классика, начиная с Fender. Не настолько, как липа и другие мальвовые, но относится к лёгким и мягким породам дерева.

У ольхи имеем пологий подъём до плато 300-450 Гц, затем крутой спад на 12 дБ до 900 Гц, который можно назвать «ольховым завалом», так как именно у ольхи он максимально выражен. Затем крутой подъём до «ольхового» пика 2 кГц, откуда идёт в среднем плавный спад. В сочетании с кленовыми грифом и накладкой, это даёт именно то «стекло», что мы узнаём в звучании Фендера.

Что лучше липа или клен

▍Сибирский кедр, точнее, кедровая сосна.

Семейство сосновые. Плотность 484. Экземпляр древесины, попавший ко мне, как раз является тощей сосной, в которой очень мало смолы и соответственно много древесины. Именно из тощей сосны могут быть сделаны деки гитар и других акустических инструментов. Из сосны Лео Фендером в середине прошлого века были сделаны деки первых прототипов Эсквайров и Броадкастеров, ставших впоследствии Телекастерами. И до сих пор у компании Fender бывают различные модели с корпусом из сосны. Не сибирской, но музыкальной, тощей, близкой по характеру к этому образцу.

Спектрограмма кедровой сосны в целом похожа на липу, только провал на 2 кГц выражен немного слабее. Зато имеется ольховый завал на 1 кГц.

Что лучше липа или клен

▍Зебрано, зебравуд или зингана

Семейство бобовые. Плотность 635. произрастает в Африке. Дерево очень популярно для электрических и акустических гитар. Немудрено: древесина очень красивая и при этом прочная, из неё делают даже лыжи.

Зебрано имеет плоский липовый пик, далее постепенно спадающее плато.

Что лучше липа или клен

Печёный ясень должен быть следующим в порядке возрастания плотности, но пока отложим его, и рассмотрим при сравнении с обычным ясенем.

▍Клён, acer, maple.

Семейство сапиндовые. Плотность 680. Видов и разновидностей клёна и его древесины очень много, в том числе, декоративных. Клён прочный, стабильный, хорошо обрабатывается, не склонен к сколам. Твёрдый клён — самый распространённый материал гитарных грифов. Используется и для накладок, корпусов, топов.

У клёна имеется ольховый пик, но совсем небольшой Вся АЧХ близка к линейной от самых низких до самых высоких частот. Некоторый завал в районе 650 Гц.

Что лучше липа или клен

Это уже не дощечка, а гриф из клёна от гитары Рокет. В спецификации написано, что накладка из палисандра, но она больше похожа на крашеный граб.

Что лучше липа или клен

На АЧХ граба видим ольховый пик. Теперь ясно, почему у грифа он акцентирован. Применительно к геометрии грифа, этот пик на 650 Гц.

Что лучше липа или клен

▍Ясень, ash

Род Семейства маслиновые. Плотность 716. Порядок ясноткоцветные, как и тик. Древесина твёрдых сортов, как мой образец, прочнее дуба. . Текстура имеет некоторый 3D-эффект, рельефная. В гитаростроении применяется очень широко, начиная с Фендеров 50-х годов, где использовался южный американский болотный ясень, swamp ash. Он значительно легче плотного северного.

Твёрдый ясень проявляет крутой подъём до липового пика на 220 Гц, затем небольшой спад и восходящее плато от 300 Гц до 1 кГц, далее идёт ольховый пик в виде плато 1 — 2.3 кГц, плато до 3.5 кГц, пик на 4.2 кГц и постепенный спад.
Что лучше липа или клен

▍Печёный ясень, или термоясень

Плотность 644. При обработке горячим паром, содержащиеся в древесине сахара карамелизуются, дерево приобретает красивый шоколадный цвет. Такая денатурированная древесина становится легче и стабильнее.

Термообработка придаёт ясеню резкий липовый пик на 300 Гц и несколько более выраженный ольховый пик. Спектрограмма становится очень похожа на липу, только без провала на 2 кГц, и спад в области высоких более плавный.

Что лучше липа или клен

▍Падук, он же мукуа, нарра, птерокарпус

Семейство бобовые. Плотность 726. У меня образец африканского птерокарпуса, но бывает и азиатский. Можно сказать, самая красная древесина из всех красных. На солнце со временем темнеет в тёплый коричневый. Падук используется в гитарах Mayones, Washburn и других производителей.

Амплитудно-частотная характеристика образца падука похожа на печёный ясень, только более гладкая.

Что лучше липа или клен

▍Американский красный дуб

семейство буковые. Плотность 799. Дерево с интересной фактурой и некоторым трёхмерным эффектом. Используется в басах Peawey Cirrus Red Oak.

АЧХ образца американского красного дуба близка к линейной, с липовым и ольховым пиками.

Что лучше липа или клен

▍Выводы

Что лучше липа или клен

Из девятнадцати испытанных образцов, цедер, тигровое дерево биболо и королевское махагони корина имеют завал и пик АЧХ, подобные ольхе, что с успехом используют Gibson, Juha Ruokangas и MMG Custom Guitars при постройке шикарно звучащих, выглядящих и ощущаемых гитар.

Липовый пик не выражен у ольхи, макоре, цедера, биболо и клёна. Три последних породы дерева особенно эффективно применяются для топов, когда нужно не только украсить деку из липы или махагони, но и скорректировать тон гитары в сторону ясности.

Более тяжёлые, плотные породы дерева имеют в целом более линейную АЧХ. Она актуальна для модернового звука, где хипстеры с Fishman Fluence творят магию пост-фьюжн, а мастера джента высекают чёткие нули. Об этом ещё поговорим, послушаем и измерим. Не забывая наслаждаться красотами природы, техники и искусства, которые вместе создали такой прекрасный и многообразный мир винтажной и современной гитары.

Почему же на Ютубе так много видео, в которых разные электрогитары звучат почти одинаково? — Потому что звучание зависит и от играемого музыкального фрагмента, и от манеры исполнения, и от звукового тракта, которым обрабатывается аудиосигнал.

Можно вообще выделить цифровыми алгоритмами высоту каждой ноты аккорда, длительность и огибающую, и подать в виде MIDI команд на любой синтезатор или сэмплер, тогда получится что-то такое.

На этом видео звучат не дерево, не струны, и даже не звукосниматели с усилителем, а управляемые сигналом со струн синтезаторы, которые талантливые инженеры Electro-Harmonix сумели упаковать в небольшую педаль эффектов, предоставив гитаристам возможность разнообразить своё живое концертное исполнение без необходимости нанимать сессионного клавишника, везти с собой громоздкие и дорогие модули 19-дюймового рэкового формата, или создавать минусовку, в такт которой всей группе придётся в таком случае попадать.

А музыканты люди творческие, и любят, когда инструменты и аппаратура предоставляют больше свободы импровизации и выражения. И на концерты слушатели приходят и приезжают издалека нередко именно затем, чтобы посмотреть и послушать живое исполнение, а не точное воспроизведение варианта композиции, записанной на студии.

Электрогитара в классическом понимании не предназначена для включения в hi-fi линейный или микрофонный вход аппаратуры. Её надо включать в Zoom 505, и только затем в линию. Шутка.

Кроме опциональных педалей эффектов — «примочек», звучание должно быть сформировано, как минимум, предусилителем и кабинетом, вносящих свой вклад в тембр. Темброблок усилителя и АЧХ громкоговорителя в кабинете выступают в качестве многополосных фильтров — эквалайзеров, пики и спады АЧХ которых добавляются к тем, которые уже внесли в сигнал струны, дерево и звукосниматели, не говоря о сёдлах, порожках, медиаторе и руках музыканта.

Итоговый звук снимается микрофоном с кабинета, либо идёт через симулятор кабинета в директ-бокс (DI), и поступает в микс, где присутствуют вокал и другие инструменты. Потому для электрогитары отводится определённая полоса частот, чтобы она была слышна на концерте и в записи, и не мешала звучать другим музыкантам и певцам.

Именно на эту гитарную полосу частот ориентированы гитарные усилители и громкоговорители. А исполнитель настраивает регуляторы тембра в соответствии со своими предпочтениями, которые формируются в ходе его творческого пути.

Любитель каверов стремится звучать как свой кумир. Концертные исполнители привыкают к сценическому звуку, причём звук из комбоусилителя, стека или мониторов не тождествен тому, что поступает на микшерный пульт с инструментального микрофона и далее идёт через порталы в зал. Получается, звукооператор и музыкант слышат разный звук, и настраивают звук по-разному.

В итоге, те демонстрационные звучания, что получаются у гитаристов при обзорах инструментов на Ютубе, могут содержать мало от оригинального тона гитары и много от специфических настроек аппаратуры и особенностей записи, не говоря о манере игры. Максимум, что можно отличить на таких обзорах, — это хамбакер от сингла.

❒ Хамбакером называется датчик для митола и джаза с двумя близко расположенными катушками, намотанными в противофазу и подмагниченными противофазными магнитными потоками, за счёт чего амплитуда сигнала струны складывается, а наводок, прежде всего, от электросети, вычитается между сигналами катушек, и на выходе получаем сильный чистый сигнал с некоторой спецификой передачи обертонов.

❒ Сингл — гитарный датчик для блюза и всякого арт-рока с одной катушкой и одним магнитным потоком, чувствительный к наводкам, но чище передающий оригинальные обертона струны.

Сравнивать звучание разных электрогитар на чистом, без перегруза, звуке, — тоже не всегда панацея, потому что чистый звук гитарного тракта проходит через многополосные фильтры в виде предусилителя и кабинета.

Насколько велика глубина влияния дерева на тон электрогитары для «чистого» и «грязного» звука, — тема дальнейших опытов и публикаций. Таких опытов и публикаций на самом деле много, но интересно сделать своё и по-своему. Тем более, что искусство — это как раз процесс творческого самовыражения личности, где каждый мельчайший нюанс инструмента имеет значение, и может обогатить творца.

Спасибо за внимание! До следующих видео и статей!

Источник

Какое дерево для гитар лучше: часть 1

Влияние гитарного дерева на финальное звучание инструмента очень часто недооценивают как молодые, так и достаточно опытные музыканты. Впрочем, существует и большое количество музыкантов, которые отдают процессу выбора древесины излишне много внимания. Мы начинаем небольшую серию из двух статей, в которых ответим на некоторые популярные вопросы музыкантов:

Немного физики

Вкратце расскажем, как древесина влияет на формирование звука гитары. В момент щипка медиатором струна начинает колебаться с определенной частотой – эти колебания улавливают звукосниматели, после чего передают либо напрямую, либо после усиления «пойманный» сигнал на гнездо джека, где он поступает в кабель и далее в звукоусиливающее и звукообрабатывающее оборудование. Дерево же вступает в дело на этапе формирования характера колебаний – при этом на них оказывает влияние практически каждый уголок инструмента. Различные элементы гитары резонируют при звукоизвлечении, усиливая отдельные частоты и заглушая другие – именно таким образом породы дерева и формирует характер звучания инструмента.

Справедливости ради отметим, что споры по поводу приведенной выше информации не утихают и по сей день. Современное цифровое оборудование для звукообработки при грамотном подходе компенсирует недостатки или особенности звучания самого инструмента, позволяя менее тщательно анализировать спецификации по породам древесины в момент покупки гитары. Однако же музыкальные старожилы, привыкшие играть напрямую в ламповое оборудование либо использующие минимальный тракт звукообработки, не перестают отстаивать свою позицию и с завидным фанатизмом охотятся за редкими породами дерева и индивидуальными спецификациями.

Какая из позиций более верная и какое дерево для гитары лучше – решать вам, мы лишь приведем ту информацию, которую в качестве памятки предлагают известные лютье и которая поможет вам лучше ориентироваться на современном рынке гитар.

Методом проб и ошибок, проведя многочисленные опыты, большая часть гитарных мастеров сформулировала и придерживается следующих тезисов:

Традиционный подход к выбору дерева предполагает, что именно оно оказывает наибольшее влияние на звук, то есть создает его фундамент – а электроника, особенности гитарных струн, медиатор, звукоизвлечение лишь «обрамляют» и украшают эту основу, делая звучание инструмента целостным и законченным.

Ниже мы приведем описания наиболее распространенных при изготовлении корпусов гитар пород дерева, их технические характеристики, а также особенности звучания. Напоминаем, что описание влияния древесины на звук инструмента носят обобщающий и достаточно субъективный характер.

Породы гитарного дерева для деки

Липа (Basswood)

Имеет светлый оттенок, волокна расположены достаточно плотно. Из наиболее популярных пород дерева для корпуса гитары липа является одной из самых дешевых, она достаточно податлива в обработке и легко фрезеруется/шлифуется. В серийном производстве используются, по большей части, мягкие бланки и заготовки средней мягкости: они имеют урезанные «свистящие» и острые верхние частоты. Это же свойство не позволяет липе звучать мощно – вместе с урезанием высокого диапазона, слабеют и низы.

Что лучше липа или клен

Гитары из липы имеют небольшой вес – традиционно легкие и «серединистые» гитары из данной породы дерева выбирают чаще всего музыканты-исполнители лид-партий (John Petrucci, Guthrie Govan, Per Nilsson и другие). Инструменты из липы имеют ярко выраженный основной тон.

Цвет древесины варьируется в диапазоне от светло-желтого до бежево-коричневого, иногда с непривлекательными прожилками зеленоватого цвета, возникающими из-за отложения минеральных примесей.

Ольха (Alder)

Что лучше липа или клен

Используется в именных моделях таких музыкантов, как Steve Vai (Ibanez JEM), Kirk Hammet (отдельные типы суперстратов от ESP и LTD), Nuno Bettencourt (Washburn N4 Vintage).

Болотный ясень (Swamp Ash)

Не стоит путать данную породу с более плотным северным ясенем. Мы решили описать особенности именно этой разновидности в связи с ее большей распространенностью среди мастеров. Древесина имеет крупные поры, в которых могут быть как плотные, так и мягкие слои внутри отдельно взятого кольца. Порода представляет собой, по сути, жесткий и крепкий каркас, внутри которого находятся мягкие поры.

Болотный ясень прекрасно резонирует по всему диапазону частот: в звучании гитар с декой из ясеня можно различить и кристальные верха, и заметную середину с очень мощным низом. Вместе с тем неравномерная плотность породы порождает абсолютно случайные провалы в частотном диапазоне: три разных серийных гитары с корпусом из ясеня и с одной партии практически всегда будут иметь разное звучание. Чаще всего из-за этого страдают столь важная для тяжелой музыки середина – именно поэтому специалисты рекомендуют выбирать ясеневые гитары очень внимательно и обязательно слушать их перед покупкой.

Что лучше липа или клен

Более тяжелые бланки из ясеня, а также бланки из прикорневой зоны имеют более ровный, порой даже «мыльный» звук, поэтому такие зоны дерева используются чаще для бас-гитар.

Отметим, что плотный северный ясень был излюбленным материалом в Fender до начала использования тополя и ольхи. Плотные бланки из ясеня дают традиционный «стеклянный» и пробивной звук.

Используется в подписных гитарах Meshuggah (Ibanez M80M 8-string), Wes Borland (Mayones Regius), Ola Englund (Jaden Rose Guitar), Jeff Loomis (Schecter JL-7).

ЭТО ВАЖНО! При покупке гитары азиатского производства с декой из ясеня будьте внимательны: проверьте ее вес и посмотрите на открытость пор, если это возможно с учетом покраски. Фабричный азиатский ясень очень часто имеет плохое качество и малый вес из-за большого количества пор – такое дерево будет звучать крайне посредственно.

Красное дерево (Mahogany)

Имеет открытые волокна и большое количество пор. Обладает большей равномерностью структуры древесины, чем болотный ясень – инструменты из данной породы дерева не имеют такого разброса по звучанию и весу. Плотность гитарного красного дерева также равномерна, что благотворно влияет на компенсацию средних частот – именно из-за этого при разговоре о махогоне возникают такие привычные всем музыкантам эпитеты, как «жирный» и плотный звук, ассоциации со стеной звука, особенно в сочетании с хай-гейновыми усилителями.

При этом дека гитары из красного дерева не лишает звучание инструмента приятной середины – просто она не настолько выражена, как в гитарах из ольхи или ясеня.

Что лучше липа или клен

Красное дерево значительно фильтрует частоты в области верхней середины – из-за этого при некоторых спецификациях может иметься слабовыраженный «гнусавый» призвук. Верхние частоты звучат полнее, чем в случае с корпусом из ольхи или болотного ясеня.

Звук красного дерева в целом можно также описать как мягкий и бархатистый – при этом оно имеет выраженную серединистую атаку, а также обладает одним из самых длительных сустейнов. Качественный махогон блестит на свету, рисунок породы напоминает широкие полосы, то есть с виду может создаться впечатление, что дека склеена из неровных деревянных брусков.

Очень часто используется в гитарах, заточенных под тяжелую музыку и пониженный строй. Яркий примеры звучания гитар из красного дерева: Nile (подписные модели гитаристов от Dean, KxK), James Hetfield (большая часть подписных моделей от ESP), Behemoth (подписные и серийные модели от ESP).

Орех (Walnut)

Не менее популярная порода дерева для гитар, имеющая приятный темный окрас и поры, похожие на ясень. При этом древесина ореха имеет достаточно однородную плотность, в чем она похожа на красное дерево, однако характеризуется намного большей твердостью.

Орех часто бывает очень капризным: сочетание открытости пор дерева и его высокой плотности приводят к выраженной, но неравномерной серединистости. В отдельных диапазонах она может казаться перекомпрессированной, в других – слишком динамичной. Из-за этого многие обладатели гитар с декой из ореха жалуются на «гнусавость» звучания на ритм-партиях, и слишком активное «выпирание» на лидах.

Что лучше липа или клен

Однако преимущества породы обеспечивают ему достаточно большую армию поклонников: орех обладает очень резкой и мощной атакой, при этом имея плотный и объемный низ как у ясеня, а также мягкие верха, как у красного дерева.

Гитары с корпусом из ореха достаточно тяжелые, к ним следует очень тщательно выбирать звукосниматели, так как выбор а-ля «пальцем в небо» убьет и без того достаточно специфический и закрепощенный диапазон.

ЭТО ВАЖНО! При покупке старайтесь избегать тяжелых кусков. Они не имеют ощутимого преимущества в звуке, но при этом могут сделать игру на гитаре крайне некомфортной. Орех – очень популярное дерево для бас-гитар, однако при покупке всегда слушайте инструмент: в мастерских используют как американский грецкий орех, так и европейскую разновидность породы, которые значительно различаются в звуке.

Клен (Maple)

Мягкая разновидность породы (Soft maple) растет в южных странах – очень популярна на корейских заводах, обладает меньшей прочностью, чем твердый клен. При этом мягкий клен имеет достаточно большой вес, глухой и гудящий бас, яркую верхнюю середину. Закрытые поры дерева обеспечивают прекрасную компрессию звука без «взрывающихся» частот. Обычно гитары с декой из мягкого клена выбирают любители мягкого звучания, подходящего для нетяжелого рока/серфа/блюза. Хорошо сочетается как с синглами, так и с хамбакерами.

Что лучше липа или клен

Твердая разновидность клена (Hard Maple), или Северный канадский клен – по-настоящему яркое и кричащее дерево: оно имеет громкий звук, обладает очень мощной верхней серединой и верхами, плотным басом. Обычно на такую деку рекомендуют ставить звукосниматели с усиленным басом.

Из-за сложности в обработке и очень большого веса твердый клен используется в производстве серийных инструментов крайне редко – чаще всего его применяют для изготовления «тонких» гитар.

Фигурный клен (Figured Maple)

Что лучше липа или клен

Из-за высокой цены целиком в производстве корпусов практически не используется – однако очень популярен в качестве основы для топов на деку.

Тополь (Poplar)

Очень похож по цвету и текстуре на клен, но имеет большие поры. Крайне распространенный вид дерева, поэтому часто используется в серийных гитарах среднего и низшего ценового диапазона. Структура породы жесткая, однако легко поддается фрезеровке и шлифовке.

Что лучше липа или клен

По характеру звучания достаточно схож с ольхой, при этом имеет меньший диапазон звучания и меньший сустейн.

Палисандр (Rosewood)

Дорогое и красивое дерево для гитар: именно поэтому его крайне редко используют в качестве материала для деки. Обладает высокой маслянистостью и плотностью: из-за этого смягчает атаку и слегка «заваливает» звук, делая его приглушенным. Дарит инструменту плотный низ.

Что лучше липа или клен

Из-за своих свойств используется практически только в качестве материала для грифа либо для накладки грифа. В качестве дерева для грифа дает звучанию «упругости» увеличивает сустейн.

Вторую часть статьи, в которой поговорим о дереве для топов, грифа и накладки для грифа, читайте тут.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *