Что лучше маркетинг или реклама и связи с общественностью
Отличие связей с общественностью от маркетинга
Отличие связей с общественностью от маркетинга
Несмотря на тот факт, что четкая граница между маркетингом и сферой связей с общественностью отсутствует, существует несколько принципиальных отличий деятельности по связям с общественностью от маркетинга.
Функции маркетинга и связей с общественностью часто совпадают, поскольку обе эти сферы деятельности имеют дело с отношениями между организациями и используют схожие средства коммуникации для обращения к аудитории. Обе эти сферы деятельности имеют своей конечной задачей обеспечение успеха и экономического выживания организации. Однако к решению этой задачи связи с общественностью и маркетинг подходят с разных сторон.
Это различие можно проиллюстрировать, обратившись к опыту, проведенному во время рабочего коллоквиума в Университете штата Сан-Диего. Две группы, состоящие из преподавателей и специалистов-практиков в области маркетинга и связей с общественностью, должны были дать определение тому, что представляют собой соответственно связи с общественностью и маркетинг. После дня бурных дискуссий было предложено следующее определение того, что представляют собой связи с общественностью:
Связи с общественностью представляют собой процесс управления, целью которого является налаживание и поддержание согласия и позитивного поведения между социальными группировками, от которых зависит функционирование организации и достижение ее целей. Основной сферой ответственности связей с общественностью является построение и поддержание благоприятного для организации общественного окружения.
Группа, работавшая над определением того, что представляет собой маркетинг, дала следующее определение:
Маркетинг представляет собой процесс управления, целью которого является привлечение и удовлетворение потребностей потребителей (или клиентов), осуществляемый на долгосрочной основе и проводимый с целью выполнения экономических задач организации. Основной сферой ответственности маркетинга является формирование и поддержание благоприятной для товаров и услуг организации рыночной конъюнктуры.
Иначе говоря, если деятельность по связям с общественностью нацелена на обеспечение благоприятных для функционирования организации условий и общественной поддержки, то маркетинговая деятельность нацелена на продажу товаров и услуг данного предприятия и удовлетворение нужд его потребителей.
Джеймс Е. Грюниг, редактор книги «Совершенство в сфере коммуникационного управления и связей с общественностью («Excellence in Public Relations and Communication Management»), следующим образом подчеркивает различия между этими двумя сферами деятельности:
…задача маркетинга заключается в том, чтобы обеспечить коммуникацию между товарами и услугами некоторой организации и ее рыночным окружением. Деятельность по связям с общественностью имеет дело со всеми группами общественного окружения некоторой организации. Главная цель маркетинга заключается в том, чтобы сделать для организации деньги посредством увеличения кривой потребительского спроса. Главная цель деятельности по связям с общественностью заключается в том, чтобы сохранить деньги организации посредством построения благоприятных взаимоотношений с теми группами ее общественного окружения, которые препятствуют или, наоборот, благоприятствуют способности организации выполнять ее функции.
Как мы видим, в этом пассаже Грюниг обращает внимание на фундаментальное отличие между маркетингом и связями с общественностью посредством того, как описывается целевая аудитория организации. Специалисты по маркетингу и рекламе, как правило, говорят о «целевых рынках», «потребителях» и «клиентах». Специалисты по связям с общественностью, как правило, говорят об «аудитории», «публике» и «заинтересованных сторонах». В число этих групп могут входить любые группы общественного окружения, которые оказывают влияние на данную организацию или, напротив, сами подвергаются влиянию с ее стороны. По мнению Грюнига, «публика может быть образована любыми заинтересованными сторонами, такими как сотрудники организации, местное сообщество, владельцы акций, правительственные организации, студенты, поставщики, финансирующие организации и потребители».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
98. Изучение внутренней структуры связей, сравнение структуры связей в разных совокупностях
98. Изучение внутренней структуры связей, сравнение структуры связей в разных совокупностях Изучение внутренней структуры связей в системе показателей имеет большое аналитическое значение, так как позволяет познавать механизм функционирования экономического объекта,
136. Есть ли принципиальное отличие «человека от маркетинга» от «человека от продаж»?
136. Есть ли принципиальное отличие «человека от маркетинга» от «человека от продаж»? Несомненно – но на стартовых позициях.Однако чем выше позиция маркетера, тем больше он похож на «человека от продаж». И наоборот.А топ-менеджеры и владельцы бизнесов просто обязаны быть
Орудие маркетинга № 4: связи с общественностью
Орудие маркетинга № 4: связи с общественностью Что же такое связи с общественностью, или пиар? Вы, например, проводите пиар-акции, когда устраиваете шумные массовые мероприятия, такие как фуршеты на отраслевых выставках или раздача рекламной продукции клиентам. Пиар
Социальная роль связей с общественностью
Социальная роль связей с общественностью Итак, на часах 9.00 утра, и Анна-Мария (исполнительный администратор одной из фирм по связям с общественностью из Сан-Франциско) сидит за своим компьютером и работает над новым пресс-релизом, который посвящен выходу в свет нового
Другие термины, используемые в сфере связей с общественностью
Другие термины, используемые в сфере связей с общественностью Выражение связи с общественностью используется во всем мире как своего рода зонтичный термин. 64 из 69 национальных ассоциаций организаций, работающих в сфере связей с общественностью, от Арабского общества
Отличие связей с общественностью от журналистики
Отличие связей с общественностью от журналистики Деятельность по написанию текстов является частью профессиональной деятельности как профессионалов, работающих в области журналистики, так и специалистов по связям с общественностью. Более того, эти профессии имеют
Отличие связей с общественностью от рекламы
Отличие связей с общественностью от рекламы Так же как многие люди ошибочно приравнивают друг к другу такие понятия, как паблисити и связи с общественностью, существует и некоторое ошибочное мнение относительно различия между паблисити (как одной из сфер деятельности
Глобальная значимость связей с общественностью
Глобальная значимость связей с общественностью В сегодняшнем мире, более чем когда-либо ранее, существует потребность не столько в большем количестве информации, сколько в тех людях, которые осуществляют осмысленную коммуникацию; в людях, которые могут помочь в
Глава 2 Историческое развитие связей с общественностью
Глава 2 Историческое развитие связей с общественностью Краткое содержание главыЦель данной главы заключается в том, чтобы ознакомить студентов с самыми значительными событиями в истории связей с общественностью, рассказать о самых известных личностях, благодаря
Истоки связей с общественностью
Истоки связей с общественностью Связи с общественностью – это феномен XX в., корни которого уходят глубоко в историю в том смысле, что эти связи так же стары, как и сама коммуникация между людьми. Еще во время расцвета таких цивилизаций, как Вавилон, Древняя Греция и Древний
Развитие различных компонентов связей с общественностью
Развитие различных компонентов связей с общественностью Прекрасный способ понять, что представляют собой связи с общественностью сегодня, – исследование эволюции основных компонентов этой деятельности, а именно работы с прессой, паблисити и консалтинга. Следует
Глава 4 Личность в практике связей с общественностью
Глава 4 Личность в практике связей с общественностью Краткое содержание главыЦель данной главы – дать представление о том, какое место в практике связей с общественностью занимает отдельный индивидуум и с какими выгодами и проблемами он сталкивается в своей
Значение связей с общественностью
Значение связей с общественностью Входя в столь сложную и быстро развивающуюся профессиональную область, как связи с общественностью, человек может выбрать множество путей своей карьеры. Совокупность персональных умений и навыков, которые помогают добиться успеха в
Природа аудитории в сфере связей с общественностью
Природа аудитории в сфере связей с общественностью Если бы аудитория, к которой обращаются практики по связям с общественностью, была монолитным целым, работа таких специалистов была бы гораздо проще и требовала гораздо меньших усилий впоследствии. В действительности
Возможности связей с общественностью в онлайновых СМИ
Возможности связей с общественностью в онлайновых СМИ Домашние страницы во Всемирной паутине предлагают необычные возможности привлечь внимание аудитории сообщением в той самой форме, в какой специалист по связям с общественностью его задумает, поскольку материалы в
Роль связей с общественностью
Роль связей с общественностью Широкая сфера работы в области связей с общественностью включает и некоммерческие институты. Цель этих институтов – не получить коммерческую прибыль, а разнообразными способами улучшить условия жизни человека.Диапазон некоммерческих
Маркетинг, реклама, PR: 10 отличий (настоящих)
Назовите мне самый известный фильм про маркетинг? Скорей всего ответ будет “99 франков”. Согласен. Отличный фильм, но не совсем про маркетинг.
Он про рекламу. А как на счет “Плутовства (Хвост виляет собакой)”? Тоже шикарный фильм, даже уже почти классика. Только он про PR (пиар).
Получается, фильмов про маркетинг совсем нет? Есть, к примеру, “Семейка Джонсонов”. Но я сейчас не об этом. А о том, что маркетинг, реклама и pr – это как бы одно и тоже, но при этом разница между этими понятиями существует, а значит есть как сходства, так и различия.
Три понятия
Многие думают, что маркетолог при необходимости легко превращается в пиарщика, а рекламщиком он по умолчанию является. Тоже самое можно сказать и наоборот. Всё это неправильная точка зрения. Абсолютно.
Поэтому я хочу, чтобы Вы, читая эту статью, определились для себя наконец-то, кто и что нужно Вам в данный момент времени. А не мешали эти понятия в “один стакан”. И вот почему.
Маркетинг – это управление процессами сбыта продукции на основе анализов и исследований, а также с помощью инструментов продвижения (реклама, PR и др.).
Вторая заглавная буква не случайна, ведь МаркЕтинг – это плохой МАркетинг, как шутит Игорь Манн.
Реклама – это направление в маркетинге, где целью является распространение информации о рекламируемом объекте для привлечения максимального внимания к нему.
По мне, в этой сложной фразе не хватает шутки “…максимально возможного внимания в рамках заданного бюджета” 🙂
PR (он же Public Relations, он же связи с общественностью) – это технология в маркетинге, благодаря которой происходит формирование общественного мнения об организации, бренде, личности на долгосрочной дистанции.
Факт о PR. Мне очень нравится работа Генри Форда, как специалиста по связям с общественностью. Он производил автомобили с очень крепкими и удобными дверями. И в знак благодарности получил от Бонни и Клайда хвалебное письмо о качестве и удобстве его автомобилей, которые выручают их при грабительстве банков.
Форд умело публиковал эти письма в центральных газетах, тем самым подогревая интерес к его автомобилям. То самое письмо:
Письмо от Бонни и Клайда
Таким образом, Вы прекрасно видите, что если разбираться прямо досконально (как мы всегда и делаем), то пиар и реклама если немного и различаются, то имеют одно большое сходство – оба этих направления / технологии включаются в понятие маркетинг.
Различия пиар и рекламы
Так почему же маркетолог, рекламщик и пиарщик – это разные специалисты и занимаются вроде как похожей, но при этом разной деятельностью? На это я приведу Вам свой любимый пример.
Если Вы ложитесь на операцию, то кому Вы доверите делать анестезию? Анестезиологу или самому хирургу?
Ведь хирург тоже разбирается в том, как сделать наркоз, чтобы не было негативных последствий. Просто немного меньше. Но для Вас это “немного меньше” становится критически важным фактором. Так почему подход компетентности должен меняться касательно маркетинга, пиара и рекламы?
Хорошо, с этим разобрались, давайте теперь разбираться в мелочах. Ведь дьявол как обычно кроется в них. Но перед этим небольшое пояснение.
Как Вы уже поняли, реклама и пиар очень близки друг к другу (а вот маркетинг от них кардинально отличается). Главное их различие в том, что в рекламе, как правило, превалирует экономическая составляющая, а в пиаре социальная.
То есть главная задача рекламы – продать, причем, неважно будет это товар или политический деятель. Пиар же направлен на то, чтобы сформировать положительное общественное мнение вокруг товара или политического деятеля (вспомните фильм, который я приводил).
Сделать так, чтобы потенциальные потребители стали лояльны и доверчивы к нему. И это одно из главных отличий между рекламой и пиаром. В целом же это одно и тоже.
Отличие маркетинга от пиар и рекламы
С отличием рекламы от PR мы разобрались. Теперь давайте определим сходства и различия между ними и маркетингом.
1. Целевая аудитория
Она не то чтобы разная, но если говорить правильно, более узкая. Правильный маркетинг направлен на удовлетворение потребностей узкого сегмента целевой аудитории.
Пиар же может не думать об этом. У него более широкий круг задач, и соответственно целевая аудитория всегда сильно шире.
2. Оценка результатов
PR и маркетинг разнятся в измеримости результатов. Результат от маркетинга довольно легко измерить. От него происходит увеличение продаж чаще всего в моменте, за счет правильно выстроенной маркетинговой стратегии и рекламы. Пиар же, в свою очередь, очень тяжело оценить.
Маркетинг – это не реклама!
Пиар, реклама и маркетинг – понятия близкие, но далеко не отождествленные. Какая же между ними разница и есть ли она вообще? Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно для начала дать определение каждому из этих понятий, изучить задачи, которые решаются с помощью маркетинга, рекламы и PR-технологий, и понять механизмы, необходимые для их реализации. Тот, кто не видит этой разницы, часто ошибается, делая подлог терминов, и в конечном счете так и не достигает поставленной перед собой цели. Рынок не прощает подобных промашек, он требует от производителей полномерного использования маркетинговых технологий, рекламных мероприятий и пиара для продвижения созданных ими продуктов.
Реклама, PR и маркетинг: определение
Реклама – это своего рода информационный вброс, целью которого есть привлечение максимально широкой аудитории к объекту рекламы, склонение потребителей к какому-либо действию, выбору. Для этого используют различные средства массовой коммуникации, через каналы которых информация подается потребителю. Реклама всегда имеет заказчика, а потому она носит коммерческий характер. Задача любой рекламной кампании – повышение продаж, привлечение новых клиентов, увеличение дохода компании. При этом у нее нет персонализированного зрителя, она должна побудить к покупке товара, услуги или принятию определенного решения максимальное количество потребителей.
Пиар (Pablic Relations) – это действия, направленные конкретно на привлечение внимания публики. Они имеют целенаправленное влияние на определенную группу людей и носят больше социальный характер, чем коммерческий. Главная функция пиара – ознакомление потребителей с продуктом. Им может быть компания, бренд, отдельная позиция из товарной линейки или событие. Те, на кого воздействует PR-акция, должны по ее окончанию относиться лояльно к продвигаемому продукту, доверять ему.
Маркетинг же является целым комплексом действий, обеспечивающих управление процессом создания, производства, продажи, продвижения и послепродажного обслуживания товара. Маркетинг как таковой это не реклама и не пиар, но он включает эти понятия в себя. Они – его есть часть, и в целом все они работают на то, чтобы между продавцом и производителем выстроились продуктивные взаимоотношения.
Функции и задачи маркетинга
Специалисты из этой сферы занимаются продвижением продукта на рынке. Их главными инструментами есть понимание психологии потребителя, его поведенческие особенности, а также статистические данные. Хороший маркетолог должен знать свою целевую аудиторию и уметь влиять на нее. Для этого ему нужно работать по таким четырем направлениям:
Отсюда вывод: маркетинг включает в себя рекламу и PR, но это не одно и то же. Реклама – это одно из направлений деятельности маркетинга, а связи с общественностью (PR) – это его технология.
Реклама и PR: в чем разница?
Вместе с тем между понятиями «Реклама» и «Пиар» тоже есть существенные различия. Выше мы уже говорили об этом, поэтому сейчас изложим их суть кратко:
Особенностью PR есть использование нечестных приемов для достижения цели, но, как говорится: в бизнесе все средства хороши.
Главное отличие
Разница между рекламой и маркетингом заключается в нескольких пунктах. Во-первых, они имеют разную направленность. Реклама воздействует на широкую целевую аудиторию. Маркетолог в вопросе продвижения продукта избирателен, и для каждой группы потребителей у него есть свой вариант влияния. Во-вторых, маркетинг побуждает покупателей делать траты демонстрацией очевидных выгод от сделки, в то время как реклама является просто источником информации. В-третьих, хороший маркетинг – это аналитический труд, а хорошая реклама – это креатив.
Мастер на все руки?
Говоря о рекламе и маркетинге, как о предметах экономики, нельзя обойти стороной одну из неотъемлемых частей этого вопроса – специалистов из сферы продвижения товаров и услуг. Может ли маркетолог работать рекламным агентом? А пиарщиком? Может ли PR-технолог стать хорошим маркетологом? Скорее всего – нет. В основном потому что специфика работы в каждой из этих отраслей требует от своих специалистов разных умений и навыков. Маркетолог сможет придумать неплохую рекламу продукта и воплотит ее в жизнь, но не стоит ожидать, что она произведет вау-эффект на потребителей.
С другой стороны, профессиональному пиарщику для работы нужно обладать множеством специфических характеристик, которых нет у маркетолога:
Пиар, реклама и маркетинг – понятия неделимые, все они пересекаются в одной плоскости и служат на благо компании, способствуют развитию ее взаимоотношений с клиентами. Но для каждого из этих направлений лучше нанимать профессионала узкой специализации, который сумеет подобрать правильные инструменты для реализации поставленных перед ним задач.
PR — это не реклама: как поддерживать положительную репутацию компании или персоны
13 минут на чтение
Многие не видят особой разницы между понятиями пиар и маркетинг. Более того — даже для некоторых представителей медиаиндустрии слова «пиарить» и «рекламировать» звучат как синонимы. На деле же это не совсем так. Точнее — совсем не так. В этой статье мы разберем принципиальные отличия PR от маркетинга, а также рассмотрим виды Public Relations и структуру PR-кампании.
Что такое пиар
PR — это технологии, направленные на создание взаимопонимания и поддержание доброжелательных отношений между компанией или персоной и общественностью.
Первое определение — что такое PR — сформулировала Американская ассоциация по связям с общественностью в 1982 году. Звучало оно так: «Public Relations помогает взаимной адаптации организации и ее потребителей». Основными функциями назвали изучение аудитории, планирование, а также налаживание диалога с общественностью.
Позднее термин обрел такое значение: «Public Relations — это метод в управленческой деятельности, нацеленный на увеличение эффективности организации и улучшение ее стратегических перспектив, а также взаимодействие с людьми, которые необходимы для выполнения поставленных задач».
На сегодняшний день актуальным определением считается обозначение, сформулированное Лоуренсом Лонги и Винсентом Хазелтоном — оно отражает современные отношения компании с людьми: «Связи с общественностью — это коммуникативные функции управления, посредством которых организация адаптируется к окружающей ее среде, меняет (или же сохраняет) ее во имя достижения своих организационных целей».
Пиар-менеджер — или релайтер — помогает бизнесу укрепить имидж в обществе и найти свою целевую аудиторию. Он работает с организациями, государственными учреждениями, благотворительными фондами, а также с социальными группами: акционерами, служащими компаний, потенциальными клиентами, членами законодательных органов, редакциями средств массовой информации и многими другими.
Имидж компании — это управление репутацией организации. Специалист должен выяснить, как пользователи реагируют на бренд, как о нем отзываются и чем могут быть недовольны. На основе этого строится стратегия улучшения репутации и закрепления положительного образа.
Комплексным развитием имиджа занимается несколько человек. Например, PR-агентство — это коммерческая организация, которая помогает установить взаимовыгодные отношения между компанией и общественностью.
Методы PR
Пиар — это не маркетинг
PR отличается от маркетинга, но при этом во многом походит на него. Многие путают эти понятия и зачастую приравнивают их друг к другу. Поэтому давайте разбираться.
Сходства
Начнем разбор с общих признаков. Два направления — пиар и маркетинг сфокусированы на том, чтобы создать положительный образ компании у целевой аудитории с помощью контента: статьей, рассылки, презентаций и так далее.
Связь с общественностью и маркетинг стремятся к взаимопониманию между компанией или персоной и целевой аудиторией.
Также инструменты пиар-кампании используются в маркетинговых стратегиях: размещение новостей или статьей о бренде в СМИ, составление преимуществ продукта таким образом, чтобы он дополнял привычки и соответствовал традициям ЦА.
Вы, конечно, спросите: «Если маркетинг так тесно работает с пиаром, почему бы не совместить их?». Не все так просто — каждым этапом продвижения занимается специалист из той или иной сферы. Пиарщик должен уметь общаться с людьми и находить к ним подход, а маркетолог — настраивать и анализировать сегменты ЦА. Давайте разбираться глубже — перейдем к отличиям.
Отличия
Отличительные характеристики PR и маркетинга мы представили в виде таблицы:
Отличительные стороны | Пиар | Маркетинг |
Целевая аудитория | Широкая категория потребителей — поддержать связи со всеми, кто знает о бренде. | Узкие сегменты аудитории: постоянные и потенциальные клиенты. |
Цели | Нацелен на укрепление связей с людьми, формирование отношений и повышение лояльности к компании, а уже потом на получение прибыли. | Нацелен на прямые продажи и увеличение прибыли. |
Стратегия | Чтобы разработать PR-стратегию, нужно изучить общественное мнение, угрозы, возможные конфликты. Пиар определяет, как фирма или персона должны себя вести в обществе. | Для реализации стратегии нужно изучить потребности и интересы ЦА, проводить исследования и тестировать гипотезы. |
Тактика работы | Пиар создает благоприятную среду в обществе и поддерживает имидж компании в долгосрочной перспективе. | Маркетинг привлекает потребителей совершить целевое действие и купить продукт. |
Бюджет | Пиар не обязательно должен быть платным. Аудиторию можно найти в общественных местах, где PR-специалист расскажет о бренде или продукте. | Маркетинговые кампании — это всегда платное продвижение: качество продукта, разработка бренда, закупка трафика и так далее. |
Коммуникации | Пиар активно поддерживает связь с людьми и подталкивает к общению. | Маркетинг общается с клиентами с помощью опросов и исследований. |
Оценка результатов | Оценить деятельность PR-кампании сложнее — нужно понять, какая репутация у компании и как аудитория реагирует на публикации в СМИ. | В маркетинге можно измерить практически любой показатель и на основе данных сделать выводы. |
Доверие общественности | Пиар рассказывает аудитории об интересных для них мероприятиях или экспертных публикациях. | Потребители часто относятся к акциям с недоверием, ищут подвох. |
Пример, как используют два направления для продвижения компании, которая создает и продает украшений:
PR. Фирма устраивает коктейльную вечеринку среди VIP-клиентов. Преподносит каждому гостю подарки и рассказывает о новой коллекции. Через несколько дней выходит статья о том, как компания поощряет клиентов и какие мероприятия устраивает.
Маркетинг. Информация о будущей вечеринке доставляется клиентам в email рассылке. После мероприятия каждому его участнику приходит эксклюзивное предложение о выгодной покупке украшений из новой коллекции.
Зачем нужен PR
Связи с общественностью работают на улучшение имиджа компании. Давайте в этом разделе подробно разберемся в целях, функциях и задачах пиара.
Функции PR
Далее рассмотрим основные функции пиара:
Чтобы PR-коммуникации работали правильно, специалист должен обладать несколькими навыками:
Важно! Пресс-релиз — это информационное сообщение, в котором организация высказывает свое мнение по какому-либо вопросу и передает его для публикации в СМИ.
Задачи PR
Главная задача PR-деятельности — формирование и поддержание контактов с ЦА, общественными институтами, журналистами, бизнесменами и политиками.
Далее рассмотрим подзадачи пиара:
Цели PR
Для PR-деятельности важно настроить взаимопонимание с целевой аудиторией, найти с ней точки соприкосновения и повысить лояльность к бренду.
Главная цель PR — это формирование имиджа компании или личности в социуме.
Есть ряд принципов, которые важны для проведения пиар-кампании:
Автоматизация email рассылок
Отправляйте цепочки триггерных сообщений приветствия, брошенной корзины, реактивации, совмещая внутри одной цепочки email, SMS и web push.
Какой бывает PR
А теперь давайте разберемся в видах пиара и их особенностях.
Виды PR по эмоциональному окрасу
Одна из категорий пиара — это классификация методов по цветовому окрасу. Изначально развивались три вида пиара — «черный», «белый» и «серый», но со временем начали появляться новые разновидности PR.
Примечание. Чтобы подробнее узнать о белом и черном пиаре, изучите книги Сэма Блэка или Антона Вуйма.
Белый PR
Этот метод относится к классическому определению пиара. Он нацелен на открытость компании или персоны и предоставление прозрачной и достоверной информации.
Такой PR формирует правильный образ и выстраивает с потребителями доверительные отношения.
Пример: Компания показывает на своих ресурсах внутренние процессы производства и предоставляет достоверные сертификаты качества продукта.
Черный PR
К этому методу относят распространение негативной или ложной информации в СМИ, комментариях на сайте или сообщениях на сторонних ресурсах. К нему прибегают конкуренты для уничтожения репутации соперника, а также для организации провокаций.
Пример. В предвыборной кампании один из кандидатов рассказывает известному СМИ о том, что другой кандидат был ранее судим по подозрению в убийстве. При этом журналист может приукрасить подробности, что вызовет резонанс среди населения.
Серый пиар
Под серым PR понимают метод продвижения имиджа компании с помощью информации из непроверенных источников. Этот пиар включает в себя способы воздействия на аудиторию «белого» и «черного» PR.
Если ваши сотрудники размещают свои отзывы о продукте — это уже считается серым пиаром.
Пример. В случае, когда компания засветилась в неприятной ситуации — это могут быть, скажем, махинации с денежными средствами — аудитория начинает подозревать фирму в недобросовестности, даже если она сама стала жертвой.
Желтый пиар
К нему относят скандальные события, сенсации и работу папарацци — откровенные фотографии, шокирующие подробности личной жизни или оскорбительные высказывания публичных личностей на какие-либо животрепещущие темы.
К примеру, звезды привлекают к себе внимание при помощи эпатажа, таким образом напоминая о себе аудитории.
Коричневый PR
Сюда входят идеи пропаганды и оправдания фашистской идеологии, радикального национализма и популизма. Коричневый цвет связан с формой, которую носили штурмовые отряды в гитлеровской Германии.
Пример. Политическая партия, которая выступает против гей-парадов и однополых браков.
Зеленый пиар
Это тип предполагает продвижение компании за счет участия в акциях по защите окружающей среды. Бренд рассказывает о том, как поддерживает природу, безопасно перерабатывает отходы и производит экологически чистый продукт. Фирма также может поддерживать благотворительные фонды или проекты, которые занимаются охраной окружающей среды.
Пример. Объединение компаний для очистки озера Байкал от отходов и мусора.
Розовый PR
Метод про аналогию с «розовыми очками» — аудитории «скармливают» небылицы, трогательные истории о том, с какими сложностями пришлось столкнуться их любимой звезде и, наконец, достичь долгожданного и заслуженного успеха.
Сюда также относят переключение внимания общества на остросоциальные проблемы в период массовых депрессий.
Пример. Компания показывает потребителям, как их продукт может помочь в реализации мечты.
Виды пиара по направленности
Работа с масс-медиа
Установка и развитие отношений со СМИ, где компания или персона выступает в качестве источника информации.
Инвестиционный PR
Поддержка отношений с инвесторами — организация мероприятий, публикация финансовых отчетов и документов. Здесь ведется активная работа с жалобами и конфликтами, чтобы не потерять поддержку спонсоров.
Взаимодействие с органами государственной власти
Компания помогает государственным органам или сотрудничает с правительством. Сюда могут входить тендеры для организаций, которым требуется официальное разрешение для проведения определенных работ или создания продукта.
Корпоративный PR
Это создание доверительных и благоприятных отношений руководства предприятия с сотрудниками. А также активное привлечение работников в жизнь компании — взаимодействие при запуске новых продуктов или организации мероприятий.
Маркетинговый пиар
Процесс планирования и выполнения маркетинговых кампаний, которые связаны с выпуском продукта, узнаваемостью бренда и формированию положительной репутации предприятия.
Отношения с комьюнити
Деятельность компании, которая направлена на управление социальным аспектом бренда — участие в благотворительных проектах, общественных программах или помощь некоммерческим организациям.
Отношения с клиентами
Укрепление отношений с целевой аудиторией — проведение исследований, которые помогают определить интересы и потребности клиентов, а также их отношение к бренду.
PR-технологии
Далее разберем пиар технологии, а именно инструменты, которыми пользуются специалисты для коммуникаций между компанией и публикой.
Пресс-релизы
Этот канал используют, когда предприятие выводит на рынок новый продукт или происходят какие-то изменения внутри компании. Пресс-секретарь или PR-специалист отправляет информацию в СМИ, а журналисты уже перерабатывают сухие данные и предоставляют потребителям полезную статью или заметку.
Пример пресс-релиза на сайте администрации города — в тексте дана информация о графике запуска отопления с указанием телефонов, по которым нужно обращаться в случае возникновения проблем.
Пример пресс-релиза
Питчи
Это разновидность коротких встреч с журналистами для того, чтобы привлечь СМИ и аудиторию небольшим сообщением о компании или персоне.
Pitch в переводе с английского означает «бросок, подача», то есть пиарщик должен кратко и мощно рассказать о проекте, чтобы общественность им заинтересовалась.
Ниже показано видео с питчем — директор компании презентует ее инвесторам. Он рассказывает о том, что фирма предоставляет самую эффективную форму рекламы, и показывает пластиковую чашку кофе. На первый взгляд, довольно простая и не самая оригинальная идея — но за счет того, что подача подкреплена статистическими выкладками, презентация срабатывает положительно.
Специальные мероприятия
Пиарщики часто используют этот метод, чтобы поближе пообщаться с репортерами, клиентами, инвесторами и бизнесменами. Специалисты подробно рассказывают о событии в СМИ, а на самом мероприятии стараются вовлечь в процесс всех его участников. Сюда можно отнести различные конференции, вечеринки, презентации, семинары и многое другое.
Отдельно можно отметить, что в настоящее время под специальными мероприятиями также понимают и встречи в Zoom, квартирники в Skype или видеоконференции в мессенджерах.
Рекомендуется к прочтению! В нашей статье собраны полезные инструменты и сервисы на время карантина.
Исследования
Рыночные исследования проводятся для изучения общественных настроений и отношений к бренду. Для этого подключают общедоступную статистику, аналитические данные, проводят опросы и анкетирование среди выбранной группы людей, а также анализируют средства массовой информации и материалы пресс-служб различных ведомств.
Нетворкинг
Это прогрессивный способ построения деловых отношений. В этом случае пиарщику или команде специалистов необходимо посещать различные мероприятия, где они смогут познакомиться с новыми людьми и рассказать о проекте.
Нетворкинг строится на теории «шести рукопожатий» — из него следует, что вы сможете выйти на владельца бизнеса или инвестора, познакомившись с другими людьми из этой сферы.
Активность в сети
К этому инструменту относят ведение блога на сайте либо колонки на стороннем ресурсе, демонстрация инфографики или исследований, а также отчетов о итогах вашей деятельности. Это один из способов вести открытое общение с целевой аудиторией, доносить до нее важную информацию и привлекать внимание к бренду.
На примере ниже показан блог компании «Манго». Пользователь может найти здесь ответы на вопросы о страховании, а также полезные статьи о том, что делать в случае порчи имущества.
Пример блога на сайте
PR-стратегия
Под пиар-стратегией в данном случае понимают именно проработку кризисных моментов, чтобы компания смогла быстро отреагировать на негатив и повернуть ситуацию таким образом, чтобы на выходе получить положительный результат — показать свои сильные стороны и укрепить доверие к себе со стороны общественности.
Социальные сети
Соцсети помогают бренду показать миссию компании и ее ценности при помощи фотографий, видео, постов и единого стиля в их оформлении. Здесь непосредственно ведется общение с представителем фирмы — значит, пользователь быстрее реагирует на сообщения и проявляет доверие к собеседнику.
В случае, когда компания быстро реагирует на комментарии и помогает пользователям разобраться в нюансах своего продукта или сервиса, потребители охотнее оставляют положительные отзывы.
Основные этапы связи с общественностью
Далее переходим к этапам подготовки и реализации PR-проекта. В этом разделе мы соберем рассмотренные выше компоненты и посмотрим, как они взаимодействуют друг с другом.
Определение проблемы
На первом этапе нужно определить ключевую проблему, чтобы поставить цель и сформулировать стратегию.
PR-специалист должен провести исследование, изучить компанию, ее позиционирование в оффлайн и онлайн, а также собрать мнения известных людей, которые могут рассказать о нише и конкурентной среде.
По итогам можно выделить главную проблему и расписать ряд задач, которые помогут ее решить.
Например, в сети появилось большое исследование о том, что компания добавляет в продукт вредное для организма вещество. Из-за этого упали продажи, часть инвесторов отказалась от сотрудничества. Пиарщик должен узнать правду — на самом ли деле производитель вредит своим клиентам, после чего предложить варианты решения проблемы. Если данные исследования подтверждаются, тут есть два варианта: исключить ингредиент или собрать данные о полезных свойствах этого вещества, а также о том, что оно добавлено в допустимых значениях и не наносит вреда.
Планирование PR-кампании
После того, как вы определили проблему — нужно проработать стратегию и этапы PR-кампании. Все бизнес-процессы фирмы должны помогать реализации запланированной кампании.
Пиарщик должен учесть влияние внешней и внутренней среды — угрозы и возможности, миссии компании и ее цели.
На этом этапе также решается вопрос бюджета для поддержания или улучшения репутации.
В нашем примере, пиарщик решил для начала сделать небольшое заявление от представителя компании, где он скажет, что подробности можно узнать на конференции. После этого составляется статья и исследование с опровержениями, где представлены реальные данные. Статью отдают в СМИ, а подробный разбор проблемы публикуют в научном журнале. На конференции показывают презентацию и рассказывают о новых возможностях продукта.
Реализация стратегии
Далее идет реализация стратегии, всех наработок, идей и концепций. Здесь происходят новые знакомства с инвесторами, сотрудниками и аудиторией.
На этом этапе важно сохранить положительные отношения с социальными группами, СМИ и органами государственной власти.
Пиарщики активно проводят конференции, презентации и встречи, на которых формируют репутацию бренда.
Например, наш пиар-специалист может ходить на научные конференции и рассказывать о своем проекте, а также консультироваться с экспертами по той проблеме, которая мешает производить продукт.
Оценка результатов
В конце нужно будет провести повторное исследование и выяснить, как изменилось мнение аудитории о компании: стало положительным или отрицательным, и не возникли ли новые проблемы после реализации PR-кампании.
В случае выявления новых сложностей, способных повлиять на имидж бренда или персоны не в лучшую сторону, имеет смысл провести с ними работу по описанной выше схеме — до полного устранения негатива.
Заключение
В этой статье мы рассмотрели PR и связи с общественностью, выяснили цели, задачи и функции пиар-кампании, а также разобрали этапы работы над проектом.
Регистрируйтесь в SendPulse и используйте наши возможности для общения с целевой аудиторией, инвесторами и репортерами: email рассылки, web push, Viber и SMS оповещения, а также чат-боты в мессенджерах Facebook Messenger, ВКонтакте и Telegram!
Журналист без диплома, копирайтер без сертификатов, тексты без воды, трафик без проблем