Что лучше охлаждает двигатель тосол или вода
Что заливают в радиатор автомобиля – антифриз, тосол или воду?
Один из самых популярных вопросов у начинающих владельцев авто звучит обычно так: что заливают в радиатор автомобиля: антифриз, тосол, и можно ли пользоваться обычной водой? В статье будет дан ответ на этот, в общем-то, простой вопрос, будут поставлены все точки над i. Но прежде немного об устройстве авто.
Немного о системе охлаждения: что заливают в радиатор автомобиля?
Работа любого двигателя внутреннего сгорания представляет собой череду небольших взрывов смеси топлива и воздуха, которые обеспечивают поступательное движение поршней и вращение коленвала. Далее эта энергия через системы трансмиссии передается к колесам, которые вращаются с определенной скоростью, и автомобиль приходит в движение.
Естественно, что выше представлена упрощенная схема эксплуатации авто. На самом деле этот процесс намного сложнее, он постоянно развивается, усовершенствуется и усложняется. Но независимо от типа двигателя, вида топлива, при возгорании смеси выделяется огромное количество тепла. Если его вовремя не отвести, то металлические детали мотора просто выйдут из строя.
Поэтому и существует система охлаждения двигателя. Обычно она бывает трех видов:
Использование жидкости для охлаждения является наиболее эффективной и часто используемой системой. Воздушное охлаждение применяется достаточно редко: яркий пример автомобиль Запорожец. Сочетание воздушных и жидкостных систем применяется не везде.
Охлаждающая система состоит из нескольких основных частей:
Когда мотор работает, то помпа приводит в движение жидкость, которая проходит через все каналы и радиаторы по замкнутому кругу. При этом значительная часть тепла отводится от металлических частей и охлаждается в трубках радиатора. При движении автомобиля дополнительно встречным потоком воздуха температура радиатора снижается.
Назначение охлаждающей жидкости для улучшения работы двигателя
Главной функцией охлаждающей жидкости является отвод излишней тепловой энергии от двигателя и стабилизация его температурного режима. Однако, помимо этого, существуют и другие, не менее важные задачи, которые выполняет охладитель в двигателе автомобиля.
В связи с этим воду использовать в качестве охлаждающей жидкости нельзя, иначе двигатель заржавеет, а помпа придет в негодность. В аварийных случаях, когда нет специальной охлаждающей жидкости, воду можно лишь кратковременно применять для ее замены. А после этого необходимо все промыть и залить специальный раствор.
И все-таки, антифриз или тосол?
Ответ на этот вопрос только один – антифриз, который содержит все компоненты, позволяющие охладить детали мотора, смазать подшипник помпы и предотвратить коррозию металла. Некоторые отечественные автолюбители разделяют охлаждающую жидкость на два вида:
Антифриз на английском языке звучит, как аntifreeze, то есть незамерзающий. Тосол также является разновидностью этого продукта. Он был изготовлен советскими специалистами для отечественной техники, в частности широкое распространение получил в автомобилях ВАЗ и означает ТОС «Технологии Органического Синтеза», а приставка ОЛ является общепринятым обозначением спиртов.
В основе антифриза находится этиленгликоль, а в тосоле содержатся спирты. Поэтому смешивать их категорически запрещено. При выборе охлаждающей жидкости необходимо руководствоваться инструкциями производителя авто.
Можно ли залить воду вместо антифриза?
Обратимся к теории. Работающий двигатель создает высокие температуры на поверхностях деталей, а нагретый воздух в теплое время года усиливает этот эффект. Вода, которая нагревается в результате теплообмена, контактирует с алюминием. В результате протекающие процессы способствуют образованию газообразного водорода, а он провоцирует разрушение структуры металла. Вывод напрашивается сам: тосол незаменим не только зимой, но и летом, когда он способен защитить систему охлаждения автомобиля от воздействия горячей воды.
Существует еще немало проблем, которые можно предотвратить, отказавшись от воды вместо тосола.
Например, в последнее время в автомобильном производстве широко применяются цветные металлы (алюминий, медь, латунь) или их сплавы, которые имеют интересную особенность. Представим, что на поверхность такой детали попадает частица железа. Тогда это приводит к образованию электрической пары, и в этом месте мы можем наблюдать точечное разрушение поверхности. Это и есть коррозия. А если принять во внимание то, что поверхности изначально имеют шероховатости, которые мешают необходимой циркуляции охлаждающей жидкости, то усиление коррозии обеспечено. Вода не может бороться с щелевой, контактной и поверхностной коррозией, а вот качественный тосол имеет специальные присадки в своем составе, которые борются с различными наслоениями в радиаторе. А чистая система охлаждения автомобиля без коррозии и ненужных отложений эффективно защищает двигатель от перегрева, то есть в полной мере выполняет свои функции. Советы по выбору тосола.
Возвращаясь к вопросу об экономии, используя воду вместо тосола сэкономить, конечно, можно. Вот только стоит учесть затраты на восстановление системы охлаждения: очистка от накипи блока цилиндров, радиатора, замена пришедших в негодность от коррозии деталей.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что вода вместо тосола может быть использована только в крайних случаях, например, доехать до мастерской или дома, если возникли проблемы с количеством охлаждающей жидкости. В остальных случаях используйте только тосол, берегите свой автотранспорт. Читайте – как заменить тосол своими руками.
Начнем мы статью ни с описания антифриза или тосола, а с описания того, как исторически сложилось и развивалось направление развития охлаждающих жидкостей для двигателей автомобиля. Естественно, все начиналось с воды, это наиболее доступная жидкость, которая «попалась под руку» и первоначально вполне законно отправилась в двигатель, для его охлаждения.
История эволюции охлаждающей жидкости – тосола, антифриза
Основной недостаток воды, который обнаружился очень быстро, видимо в первую зиму, это ее кристаллизация, обычное замерзание при минусовых температурах. Для решения этой проблемы были предложены альтернативные жидкости и растворы, по которым мы кратенько и «пробежимся».
– Глицерин
Из энциклопедии о нем можно узнать следующее: Глицерин — бесцветная, вязкая, гигроскопичная жидкость, неограниченно растворимая в воде. Сладкий на.
После ремонта двигателя решил временно залить воду вместо тосола. Это решение оправдывалось тем, что шланги старые и вдруг где-то что-то потечет, а тосол в отличии от воды стоит денег. Как оказалось воду я залил зря.
При рабочей температуре двигателя
100 градусов вода начала постепенно закипать и испаряться через отверстия в крышке расширительного бачка. Тосол при такой температуре не кипит, поэтому с ним таких проблем не наблюдалось. Но температура до критической не поднималась и я продолдал ездить в спокойном режиме, чтобы держать температуру двигателя до 100. Но, после 200 км, температура приблизилась к красной зоне, а потом стрелка даже вошла в нее. Пришлось останавливаться и смотреть, что случилось.
Оказалось, что вода по-тихоньку выкипала-выкипала и выкипела почти полностью с радиатора. Мне пришлось долить 5л воды. После этого температура опять пришла в норму и я поехал дальше.
Но, это не дело постоянно доливать водичку, сегодня обязательно залью.
Этот вопрос часто ко мне приходит в виде писем. Например один из ярких, цитата: — «раньше помню в двигатели только воду лили причем обычную из под крана, сейчас просто все помешались на этих тосолах – антифризах, поэтому вопрос такой – можно ли заливать обычную чистую воду? И какие последствия это несет для двигателя в целом». Я согласен с людьми, которые мне пишут такие вопросы, действительно раньше так поступали, но не стоит забывать, что прогресс шагнул далеко вперед …
Состав
Можно ли залить незамерзайку вместо тосола? Ответ на этот вопрос следует начинать с рассмотрения состава жидкости для стекол, а также тосола. Это позволит понять принцип действия этих технических жидкостей, а также разницу между ними.
Основу тосола составляет этиленгликоль
, или другой высший спирт. Также, в антифриз добавляют различные присадки, которые препятствуют окислению и разрушению деталей силового агрегата и системы охлаждения. Помимо этого, там присутствуют вещества, увеличивающие температуру кипения жидкости. В небольшом количестве присутствует вода. Точный состав и пропорции обычно производителем не раскрываются, но нам достаточно простого перечисления.
Незамерзайки производятся из воды, разбавленной изопропиловым или метиловым спиртом. Также туда добавляются мыльные присадки, которые позволяют эффективнее очищать лобовое стекло от загрязнений. Вот такой простой и понятный состав имеет незамерзающая жидкость для омывателей.
Все ли охладители разбавляют?
Производители выпускают антифризы, как в концентрированном виде, так и в готовом к применению виде. У всех охлаждающих жидкостей одинаковый базовый состав – простейший двухатомный спирт (этиленгликоль). Кроме спиртовой составляющей в структуру технической жидкости входят специально разработанные присадки, защищающие раствор от неблагоприятных факторов.
Температура кристаллизации чистого многоатомного соединения составляет ниже 50 градусов мороза, поэтому вещество нужно растворять водой. На практике производитель указывает на продаваемой таре, как разбавлять хладагент и в каком процентном соотношении.
Не стоит забывать, что не каждый охладитель выпускает в концентрированном виде. Некоторые хладагенты уже содержат в себе очищенную воду и дополнительное ее внесение не нужно. Кроме многоатомного спирта и дистиллированной воды, состав может содержать целый комплект различных добавок, в виде замедлителей коррозионных процессов. Эти ингибиторы надежно защищают уязвимые поверхности мотора от пагубного воздействия спирта.
Еще по теме: Антифриз Кастрол
Стоит отметить, что при чрезмерном разведении охладителя часть полезных свойств комплекса присадок улетучивается, а это приводит к появлению различных отложений, накипи, налипов.
Вследствие этого неконцентрированные растворы антифриза всегда разбавляются только в случаях острой необходимости и малым количеством воды.
Незамерзайка в радиаторе
Чтобы лучше понять, почему нельзя добавлять эту жидкость в радиатор, посмотрим на примере, какие последствия ожидают мотор и водителя, при использовании незамерзайки:
Помимо этого, есть риск повреждения резиновых прокладок, вещества, входящие в состав незамерзаек, часто агрессивны к резине и некоторым видам пластика. Не стоит удивляться, что после такой процедуры появятся непонятные течи из радиатора.
Из всего этого можно сделать один вывод. Не стоит использовать незамерзайку, как альтернативу антифризу. Конечно, если у вас не стоит задача угробить двигатель. Существует большое количество альтернативных вариантов.
Чем грозит вода вместо антифриза в двигателе авто
Можно ли использовать воду вместо антифриза?
Для системы охлаждения автомобиля применяется такой вид охлаждающей жидкости, как антифриз. Но зачастую происходят некоторые сложности и возникает проблема: необходимо долить охлаждающую жидкость, но антифриза под рукой нет. Возникает вопрос, можно ли использовать воду в качестве охлаждающей жидкости?
Рекомендации производителя
Дело в том, что антифриз, который применяется в системе охлаждения, имеет определенную структуру и некоторые специализированные добавки. Они помогают не только охлаждению автомобиля, но еще и препятствуют возникновению негативных последствий. О том когда менять ОЖ читайте здесь avtoexep.ru/populyarnye-stati/306-kogda-menyat-antifriz-chto-govoryat-prostye-voditeli.
Действительно, вода содержит достаточно большое количество примесей, которые очень плохо сказываются на техническом состоянии автомобиля. Возникновения ржавчины, различные соленые отложения и быстрое испарение – вот те факторы, которые неблагоприятно влияют на систему охлаждения. Рекомендации завода – изготовителя категорически запрещают использовать воду в качестве жидкости для охлаждения.
Все эти параметры и заставили производителей отказаться от использования воды, как охлаждающей жидкости в автомобилестроении. Разработка специализированных жидкостей для такой работы и привела к созданию антифризов.
В жизни бывают непредсказуемые события. Например, пробитый радиатор не позволяет продолжить движение, а нужно добраться до пункта ремонта. В такой ситуации вполне обосновано использование воды для того, чтобы заполнить систему охлаждения. Но не стоит забывать, что после ремонта надо провести промывку всей системы, для гарантированного избавления от водяной примеси. Антифризы могут гарантировать безотказную работу системы охлаждения только в том случае, если концентрация антифриза имеет заводские параметры. Если антифриз разбавлен водой, то ни о какой надежной работе нельзя говорить.
Можно заменить антифриз водой?
Огромное количество автомобилей в нашей стране раньше использовали в системе охлаждения простую воду. Однако сейчас машины стали более сложными системами. Температурный режим – один из основных параметров для качественной и бесперебойной работы автомобиля. А вот стабильность температуры антифриз обеспечивает лучше, чем вода. Более того, антифриз не несет в себе вредных примесей. Автомобильной системе охлаждения не грозит появление ржавчины или соленых налетов и накипи.
Подписывайтесь на нас в «Яндекс Новости
Что делать при утечке?
Итак, рассмотрев особенности применения незамерзающей жидкости в радиаторе мы переходим к вопросу, что делать, если в пути обнаружили утечку жидкости. Опытные автолюбители держат на такой случай в багажнике небольшой запас ОЖ. Достаточно литрового флакона. Обратите внимание, что некоторые типы современных антифризов не рекомендуется смешивать. Поэтому, уточните заранее, какая разновидность у вас используется. Особенно это важно для новых автомобилей. При наличии такого запаса, проблем с нехваткой охлаждающей жидкости не возникнет, вы всегда сможете восполнить недостаток. Но, не забудьте выявить причину утечки, хорошо если это испарение, хуже если разгерметизация.
Не забудьте после приезда домой слить смесь воды с антифризом. Температура замерзания у такого раствора ниже, что может привести к размораживанию системы. Обязательно промойте систему, это позволит удалить отложения солей. После этого заливают антифриз. Полностью слить воду не получится, для этого существует несколько разных методик.
. Практически каждый автолюбитель сталкивался с недостатком ОЖ в радиаторе автомобиля. В связи с этим, часто возникает вопрос, можно ли залить незамерзайку вместо тосола. На практике делать это категорически запрещено. Использование такого варианта вероятнее всего, приведет к серьезным проблемам с двигателем.
Можно ли заливать обычную воду вместо тосола или антифриза?
Если вы имеете довольно большой стаж вождения, или еще ребенком помните времена СССР, то скорее всего не раз приходилось видеть, как в двигатель, а точнее в его систему охлаждения заливали не тосол или антифриз, а простую самую обыкновенную воду, только что выкрученную из колодца.
И ведь никто раньше не задумался над тем, вредно ли это или нет, будет ли вода оказывать негативное влияние на систему или же никакой разницы между дорогими охлаждающими жидкостями нет. А когда наступала зима, то каждый вечер, прежде чем оставить машину на, водитель сливал воду из системы охлаждения. Необходимо это было для того, чтобы она не замерзла.
Так можно лить воду или нет?
Если говорить о кратковременной эксплуатации двигателя на воде, то страшного в этом ничего не будет. Особенно это актуально в том случае, если ОЖ выкипела или вытекла из порвавшегося патрубка, а найти в дороге тосола или антифриза не удалось. Можно конечно же залить обычную чистую воду до необходимого уровня.
Но по приезду домой, когда есть возможность, обязательно слейте воду и залейте специальную охлаждающую жидкость, которая предусмотрена вашим производителем. Почему нельзя оставлять воду?
1. Во-первых, температура закипания воды меньше чем тосола или антифриза под давлением, а значит, что вероятность перегрева мотора при использовании обычной воды — значительно повышается! По сути, высококачественная охлаждающая жидкость способна держаться до закипания до 130 градусов Цельсия. Этого можно добиться, если система исправна и крышка расширительного бачка плотно закрыта, а ее клапан работает без сбоев.
2. Второй момент — зимняя эксплуатация. Если до наступления морозов вы по какой-либо причине забыли поменять воду на ОЖ, то блок цилиндров может разморозиться, что приведет к его повреждению, отремонтировать которые часто бывает просто невозможно.
3. Третий заключительный момент — коррозия внутренних полостей блока цилиндра и головки, а также остальных элементов системы охлаждения. Современные антифризы обладают очень высокой стойкостью к коррозии, а вот от воды внутри может образоваться очень много ржавчины, что приведет к забиванию каналов, и опять-таки перегреву или наоборот — плохому прогреву в зимнее время.
Если информация в статье была полезной, подпишитесь на канал и поставьте лайк. Не пропускайте новые выпуски материалов, которые выходят на канале ежедневно! Спасибо за внимание.
Зачем разбавлять антифриз водой
Как уже известно, все концентраты необходимо разбавлять. Но это не единственная причина растворения охладителя. Еще одним основанием для этого служит поддержание требуемого уровня хладагента в теплообменнике двигателя. Этот параметр актуален в теплый период года, так как содержащаяся вода в антифризе испаряется (улетучивается), а в теплообменнике остается лишь концентрированный раствор. Поэтому дополнительное разбавление просто необходимо.
Если в жару не разбавлять концентрат, то он повредит внутренние поверхности узлов охлаждающей системы двигателя. Следует помнить, что растворенный антифриз всегда меняется перед зимней эксплуатацией автомобиля, то есть до наступления холодов.
Возникает закономерный вопрос, а можно ли смешивать воду и концентрированный раствор антифриза в зимний период? Можно, но только в экстренной ситуации. Если просто смешать воду и концентрат, то у охладителя повысится температура застывания. Чрезмерно растворенный охладитель просто загустевает и может даже застыть в охладительной системе, что быстро приведет к неисправности мотора.
Еще по теме: Антифриз Тотал
Но если произошла ситуация, когда в системе наблюдается течь антифриза и уровень охладителя крайне низок, то добавление воды в радиатор будет наиболее рациональной мерой поддержки. Если этого не сделать, то такая ситуация может спровоцировать перегрев двигателя.
Антифриз или тосол, что лучше заливать в систему охлаждения автомобиля.
История эволюции охлаждающей жидкости – тосола, антифриза
Основной недостаток воды, который обнаружился очень быстро, видимо в первую зиму, это ее кристаллизация, обычное замерзание при минусовых температурах. Для решения этой проблемы были предложены альтернативные жидкости и растворы, по которым мы кратенько и «пробежимся».
Из энциклопедии о нем можно узнать следующее: Глицерин — бесцветная, вязкая, гигроскопичная жидкость, неограниченно растворимая в воде. Сладкий на вкус, отчего и получил своё название (гликос — сладкий). Кстати, глицерин до сих пор применяется в антифризах. В последствии выяснились пару значительных минусов глицирина, как жидкости применяемой для охлаждения ДВС. Это все же относительно высокая температура замерзания. Ну и главный минус, это значительная вязкость, если еще проще, то он словно кисель. Такая консистенция ОЖ сказывается на полезной мощности двигателя, из за необходимости гонять раствор по системе охлаждения двигателя. То есть, снижет КПД, от которого зависит динамика автомобиля и наше с вами настроение во время поездки.
Этиловый спирт, именно тот спирт, который входит в состав многочисленных алкогольных напитков употребляемых человеком, а также широко используется и для антифризов и тосолов. Плюсы этилового спирта очевидны: относительно безвреден для человека, имеет низкую температуру замерзания, обладает низкой вязкостью. Конечно, основное пагубное свойство этанола всем известно – алкоголизм, но в этой статье не об этом.
Кроме того, немного не по теме, но стоит добавить, что этанол является противоядием при отравлении некоторыми токсичными спиртами, такими как метанол (см. выше) и этиленгликоль (расскажем далее), это не значит что он реагирует с ними, просто при попадании в организм происходит конкурентное окисление живых тканей именно с ним и в последствии невозможность окисления с другими ядовитыми спиртами в организме.
(Внимание: Этиленгликоль ядовит и может проникать в организм даже через кожу тела. Он сладкий на вкус, но вот пробовать его не надо, ведь при приеме уже 35 см кубических внутрь, данная доза для человека может быть смертельной. )
Присадки в тосоле и антифризе, как основные критерии выбора ОЖ
Из списка упомянутого выше видно, что в основном в состав тосолов и антифризов входят спирты, то есть жидкости с низкими температурами замерзания. Также важно выбрать спирт с низкой вязкостью. Кроме того, стоит заметить что для антифриза и тосола важно отсутствие явного негативного влияния на металлы двигателя, для повышения антикоррозионных свойств материалов, с которыми тосол, антифриз взаимодействует. В основном, все это решается путем добавления специальных присадок в тосол или антифриз. По типу антикоррозийных присадок антифризы или тосол условно делят на две основные группы: силикатный и карбоксилатный антифриз, тосол.
Силикатные антифризы, тосолы — это старая группа охлаждающих жидкостей. В качестве антикоррозионной присадки в них используются, как следует из названия, силикаты, которые при нагревании и кипении создают слой накипи, постепенно снижая эффективность системы охлаждения за счет отложений образовавшихся в системе. Как правило, силикатные антифризы при их изготовлении окрашиваются в зеленый или синий цвет (каким мы привыкли видеть тосол), что однако, не является строгим правилом.
Карбоксилатный антифриз, тосолы имеет в своем составе ингибиторы коррозии на основе органических кислот, которые образуют тонкий слой на поверхности системы охлаждения, адсорбируясь лишь в местах возникновения коррозии. Поэтому расход присадок в процессе использования карбоксилатного антифриза, тосола невелик, и срок эксплуатации такого антифриза выше. Карбоксилатный антифриз, тосол выпускается чаще всего в виде жидкости красного цвета (каким мы привыкли видеть антифриз). Кроме того, ингибиторы коррозии на основе карбоксилатов входящих в состав охлаждающей жидкости имеют более низкий класс опасности (вредности) и более экологичны нежели традиционные силикатные ингибиторы.
Рекомендации при выборе тосола или антифриза
Наши рекомендации будут на стороне охлаждающих жидкостей, что говорится нового поколения, будь то тосол или антифриз, но на основе карбоксилатов. При приобретении тосола или антифриза внимательно изучите упаковку. Именно в составе ОЖ и должно быть упомянуто, какие присадки являются основными, для данной охлаждающей жидкости.
Для примера ниже, приведены картинки в случае применения силикатного тосола или антифриза (справа) и для карбоксилатного тосола или антифриза (слева)
Из рисунка видно, что тосолы и антифризы на силикатной основе намного хуже сопротивляются коррозии материалов, что влечет за собой физико — химическое изменение и как следствие разрушение и отложение. Данные отклонения естественно отражаются и на проходимости системы охлаждения и возможностью справляться с отводом тепла. То есть, ограничивают основную функцию системы охлаждения.
В мире так и не сложилось единственного стандарта для антифризов и тосолов, видимо исходя из причин:
— различных климатических районов;
— до настоящего времени проблема с коррозионной агрессивностью тосола решается разными путями.
Добавление присадок и поиском новой основы для антифриза и тосола — пропиленгликоль и др. Так на сегодня существуют следующие стандарты:
ГОСТ28084-89 — Россия
BS 6580: 1992 — Великобритания
AFNOR NF R15-601 — Франция
ASTM D 3306 и SAE J 1034 — США
ONORM V5123 — Австрия
JIS K2234 — Япония
CUNA NC9566 — Италия
Кроме того, как и в отношении моторных масел многие производители автомобилей постоянно совершенствуют и обновляют свои собственные спецификации. По требованиям данных спецификаций выпускаются ряд охлаждающих жидкостей. Например, нормы General Motors USA — Antifreeze Concentrate GM 1899-M, GM 6038-M или система нормативов G концерна Volkswagen:
— G 11 — для легковых автомобилей или легких грузовиков (допускается присутствие силикатов) Требуют замены в строгий период времени, так как силикаты разлагаются и могут в последствии забить каналы охлаждающей системы.
— G 12+ ; G 12++ ; G 12+++ — для тяжелой техники или новой автотехники (силикаты отсутствуют), то есть антифризы класса G 12 не содержат силикатов и как раз имеют удлиненный интервал замены в системах охлаждения автомобилей. Что мы вам и рекомендуем.
Почему тосол называется тосолом, а антифриз антифризом
В случае с антифризом все банально, происхождение слова антифриз, это заимствование с английского языка т.к. на англ. «antifreeze» – незамерзающий. Тосол же является фактически абривиатурой с окончанием.
ТОС — расшифровывается как «Технология органического синтеза» (наименование отдела ГосНИИОХТ, создавшего антифриз еще во времена СССР. ОЛ – окончание, характерное для группы спиртов (например — этанол, бутинол, метанол).
Этот антифриз был разработан еще в 1971 г. в Государственном научно-исследовательском институте органической химии и технологии (ГосНИИОХТ) для автомобилей ВАЗ, взамен итальянского антифриза с наименованием «ПАРАФЛЮ». Торговая марка «ТОСОЛ» не была зарегистрирована, что собственно и не практиковалось во времена СССР, поэтому ее применяют до сих пор, многие производители охлаждающих жидкостей.
Основные задачи охлаждающей жидкости – тосола или антифриза
Вот теперь мы подошли пожалуй к самому главному, с чего стоило начать, но у нас осталось на потом. Ведь нельзя рассказать обо всем сразу. Вот мы оставили обязательное, но не столь эммоцианально — интересное под конец.
На настоящий момент к тосолам и антифризам предъявляются строгие, обязательные требования:
— повышение температуры кипения до температуры порядка +110 градусов по Цельсию;
— предотвращение пенообразования;
— низкая температура замерзания до – 60 градусов по Цельсию;
— низкая вязкость;
— ингибирующие свойства в отношении материалов двигателя (алюминий, чугун);
— долговременная химико-физическая устойчивость (на срок эксплуатации от 3 лет или порядка 60 000 км пробега);
Есть заблуждение, что в антифризы или в тосол добавляют специализированные присадки влияющие на смазывающие свойства. На самом деле «смазывающие» свойства в антифризах и в тосоле обеспечиваются основным составом тосолов и антифризов — этиленгликолем.
В чем различия между тосолом и антифризом
Теперь о насущном, так скажем подведем итог. Ни в одной стране мира нет разделения между охлаждающими жидкостями по их названию – антифриз или тосол. Просто есть более совершенные и менее совершенные жидкости, вернее ОЖ. Все зависит от присадок описанных выше. Поэтому выбор остается только за вами и зависит от ваших пристрастий, от ваших финансовых возможностей и конечно, от целесообразности.
В настоящий момент, лучшими являются тосолы антифризы с карбоксилатными присадками, чаще всего это антифризы, поэтому и рекомендации по применению будут на стороне антифризов. Дополнительно хотелось отметить следующее, что у автомобилей различных марок, моделей, года выпуска нет конструктивной предрасположенности к определенной охлаждающей жидкости будь то тосол или антифриз.
Тем не менее, мы бы хотели дать несколько рекомендаций, по использованию тосола или антифриза в вашей машине.
Можно ли смешивать или доливать тосол антифриз если вы не знаете на основе каких присадок он создан.
Конечно, хотелось бы сказать красные жидкости смешивайте с красными, зеленые с зелеными, а синие с синими, но к сожалению это не так. Цвет тосола или антифриза это не явное проявление какого — либо основного присутствующего химического компонента, а всего лишь краситель, то есть нельзя смешивать охлаждающие жидкости основываясь только на цвете.
При смешивании тосола или антифриза с различными присадками (карбоксилатными и силикатными) одни просто напросто могут прореагировать с другими, напрямую данные реакции не вызовут никаких побочных явлений в двигателе, просто они разрушат сами себя, тем самым потеряв ряд свойств, в том числе смазывающих и ингибирующих. В итоге, система охлаждения будет работать без ингибиторов и дополнительной смазки, что скажется на ресурсе и износе деталей.
Зимние и летние тосолы и антифризы
Иногда психология нашего поведения подводит нас, в следствии того, что мы мыслим в рамках сформировавшихся обстоятельств. На доминирующей территории России примерно одинаковая температура эксплуатации автомобилей зимой, и соответственно с одними и те же требованиями к охлаждающей жидкости — тосолам и антифризам. Но существуют уголки в мире и с другими климатическими зонами, например Америка, Европа, с которых к нам нередко приходят подержанные иномарки. Также возможно это южные регионы России, где возможно ранее эксплуатировались автомобили, до того, как попали в более холодный климат. Именно в этих местах антифриза или тосола не столь требователен по своим характеристикам к низким температурам замерзания.
Поэтому обязательно меняйте охлаждающую жидкость, на автомобиле если вы не знаете его истории, чтобы избежать проблем зимой. Ведь тосол, антифриз применяемый в теплых регионах имеет более высокие температуры замерзания, нежели для северных районов. В итоге, в случае замерзания тосола антифриза зимой, у вас может возникнуть непроходимость в системе охлаждения и перегрев двигателя. Может растрескаться радиатор, из за расширения охлаждающей жидкости (если этиленгликоля совсем мало), под действием мороза.
Тем кто все таки хочет проверить приблизительную температуру замерзания антифриза, основываясь на плотности, можно воспользоваться рекомендациями абзаца «Определение замерзания тосола антифриза по его плотности» (см ниже).
Определение замерзания тосола антифриза по его плотности.
Антифриз или тосол что лучше заливать в автомобиль.Разное соотношение этиленгликоля и воды соответственно образуют разную плотность. Так в частности 1 литр воды весит 1 кг, а вот 1 литр этиленгликоля уже 1,120 кг, таким образом из определения веса в 1 литре, то есть фактически из определения плотности можно сделать вывод о содержании этиленгликоля в воде и как следствие резюмировать температуру замерзания для данного раствора.
Измерение плотности тосола, антифриза производится ареометром или другими аналогичными, несложными в применении прибором. Как правило это обычный поплавок, который тонет в зависимости от плотности на разную глубину. Ведь при разной плотности сила Архимеда будет тоже различна, сила Архимеда — это сила равная массе вытесняемого раствора объемом погружаемого в него тела.
Как правильно менять тосол или антифриз в системе охлаждения двигателя автомобиля
Конечно, лучше всего воспользоваться инструкцией по эксплуатации, на ваш конкретный автомобиль. Но общие требования все же для всех моделей и марок одинаковы. В случае замены ТОСОЛа или антифриза в системе охлаждения автомобиля, заведите и прогрейте двигатель в течение 5 минут, при этом кран отопителя салона должен быть открыт (если имеется), то есть надо прогреть всю систему охлаждения (вместе с отопителем салона). Остановить двигатель, слить ТОСОЛ или антифриз из радиатора (удалив глухую пробку) и блока (открыв кран или вывернув пробку), залить чистую воду, можно добавить жидкость для промывки системы охлаждения, радиатора, дайте поработать двигателю порядка 5-10 минут, после этого слить воду повторно, через сливную пробку радиатора и блока двигателя. Промывайте всю систему охлаждения двигателя водой, пока не убедитесь, что вода сливается чистой. Заполните систему охлаждения новым ТОСОЛом или антифризом.
Срок хранения тосола или антифриза
Вообще вода с этиленгликолем достаточно устойчивое соединение. Но к сожалению присадки содержащиеся в тосоле и антифризе разлагаются примерно через 3 — 4 года (60 — 80 тысяч пробега), поэтому охлаждающая жидкость теряет свои свойства, а то и того хуже начинает забивать отложениями выделившихся солей каналы системы охлаждения автомобиля. Но все же есть частные случаи в результате появления которых антифриз или тосол лучше заменить раньше рекомендуемого срока.
Антифриз, тосол на протяжении срока эксплуатации упомянутого выше, как правило, не должен кардинально менять цвет, но если антифриз, тосол приобрел оттенок ржавого металла – это значит что он не справляется со своими обязанностями и не предотвращает детали системы охлаждения от коррозии. Если ОЖ стала такой через очень короткое время (цвет свежей жидкости стал коричневым), значит, вы залили подделку, в которой нет ингибиторов коррозии.
При проявлении подобного факта тосол или антифриз также подлежит замене, не дожидаясь положенного срока или пробега. Появление пены свидетельствует о нарушении структуры, либо о изначально некачественном тосоле антифризе. Пены должно быть как можно меньше, и исчезать она обязана в считанные секунды. Если пена сохраняется в составе, то система завоздушивается и двигатель начинает перегревается.
Кроме того, одним из признаков поддел является резкое полное обесцвечивание жидкости. Такой «антифриз» необходимо быстрее заменить.
Новые технологии тосолов и антифризов делают нашу жизнь лучше
Естественно мировое сообщество постоянно развивается и последними тенденциями которые обеспечивают экологичность и продление срока службы элементов системы охлаждения является применение пропиленгликоля. Антифризы и тосолы на основе пропиленгликоля более экологичны, он не токсичен для человека, пропиленгликоль применяется в производстве продуктов, лекарств и парфюмерии, а также в системах отопления жилых помещений. Большинство муниципального транспорта в Европе уже переведено на пропиленгликоль. Пропиленгликоль, в отличие от этиленгликоля, менее агрессивен к металлам и обладает лучшей теплопроводностью, то есть более эффективно отводит тепло от двигателей автомобилей.