Что лучше посмотреть в петергофе за один день
Что посмотреть в Петергофе в первую очередь? Топ 10 мест в Петергофе
Как известно, «на вкус и цвет товарищей нет», но если разговор идёт о достопримечательностях Петергофа, то стоит выделить из них самые популярные и любимые публикой, хотя и здесь могут быть разногласия, как у экспертов, так и у туристов. Попробуем и мы определить интереснейшие и красивейшие места в Петергофе.
1. Большой каскад фонтанов, фонтан «Самсон»
Любой человек, впервые увидевший 250-фонтанный Большой каскад с его скульптурным обрамлением из 64 изображений и центральной фигурой «Самсона, раздирающего пасть льва», не останется равнодушным, потому что это не просто предмет искусства и некоего эстетического наслаждения, но и исторический пример величия и красоты, созданный художниками и мастерами своего времени. Фигура «Самсона» олицетворяет собой Россию, которая победила Швецию в длительной Северной войне, позволившей стране под руководством Петра Великого выйти к Балтийскому морю и «прорубить окно в Европу». Тогда Петергоф стал императорской резиденцией, которая формировалась, проектировалась и строилась лучшими европейскими и русскими архитекторами по образцу Версальского регулярного парка. Сегодня Большой каскад – это художественное воплощение мечты Петра о Великой России, которую он строил и завещал потомкам.
Десятки позолоченных фигур и фонтанная феерия, заставляющая забыть о суете мира, не отпускает от себя и хочется снова и снова погрузиться в шум воды и блеск капель на золоте скульптур, обрамлённых величественными корпусами Большого Петергофского дворца, возвышающегося на террасе над Большим каскадом. В ней же устроены гроты, которые по виду не отличить от природных. Питается Большой каскад из Квадратных прудов Верхнего сада благодаря инженерной водопроводной системе, существующей три века.
Создавался весь этот блеск разными архитекторами и скульпторами: И. Браунштейном, Ж.-Б. Леблоном, Н. Микетти, М. Г. Земцовым, Ф. Вассу, К. Оснером, среди которых стоит выделить Б. Растрелли, впервые создавшего фигуру Самсона в 1735 г. Гидротехнические сооружения были выполнены под руководством инженеров П. Суалема, Туволкова, братьев Барратини. В 1802 году скульптор М. Козловский и архитектор А. Воронихин создали новую композицию взамен обветшавшей. В 1947 году Самсон вновь был поставлен на своё место скульпторами Н. Михайловым и В. Симоновым, создавшим копию по рисункам и фотографиям. В 2011 году обновлённый Самсон после реставрации снова стал привлекать к себе внимание многочисленных посетителей Петергофа.
2. Большой Петергофский дворец
Спроектировали первый двухэтажный вариант Большого дворца Ж. Б. Леблон, Н. Микетти и И. Браунштейн. Тогда он назывался «Верхние (нагорные) палаты». По ширине здание в то время равнялось Большому каскаду и строилось с 1715 г. по 1725 г. В 1732 году по проекту М. Земцова к дворцу были пристроены две галереи. Работу продолжил Б. Растрелли в 1745-1755 гг. Здание стало выше на этаж и расширилось вдоль террасы, ограничивая Верхний парк и Нижний парк. Большой дворец построен в стиле «русского» или «елизаветинского» барокко, хотя изначально больше напоминал «петровское барокко», как дворцы «Эрмитаж» и «Монплезир». Дворец стал центром Нижнего сада, от которого расходятся радиальные аллеи, спроектированные мастером садово-парковой архитектуры Ж. Б. Леблоном по образцу Версальских парков.
Пышность и роскошь барокко сменилась на более строгое убранство в конце XVIII века. Этому послужила мода на классицизм при дворе Екатерины Великой. Многие помещения дворца были переустроены на новый лад: Чесменский зал, Столовая, Тронный зал, Китайские кабинеты (архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот). Внутреннее убранство ещё не раз претерпевало изменения. В середине XIX века архитектор И. Штакеншнейдер создал проект третьего этажа Восточного флигеля, придумав восемь новых интерьерных вариантов. Так как эта работа была приурочена к свадьбе Николая I Ольги, половина Большого дворца носит название Ольгинской до сих пор.
В Большом дворце сегодня около 30 комнат и залов, многие из которых отреставрированы и предлагаются для осмотра туристам. Здесь можно воочию увидеть смены эпох, представить, как жили царские особы с приближёнными, как танцевали на балах и прогуливались вдоль дворца дамы и кавалеры из высшего российского общества.
3. Вид на Финский залив
Для многих туристов, впервые побывавших в Петергофе, откровением становится вид на Финский залив с побережья Нижнего парка. Если погода хорошая, то залив поблёскивает небольшими волнами, отражающими солнечный свет. Отсюда бывает виден Морской вокзал на Васильевском острове и силуэты кораблей на горизонте. В Петергоф можно попасть на метеоре – судне на подводных крыльях, которое мимо городских пробок доставит вас прямо к дворцам и фонтанам. Единственный минус такого путешествия – стоимость (750-800 руб.). Зато сколько приятных впечатлений от морской прогулки!
Финский залив может быть свинцовым, холодным и неуютным, а может быть весёлым и добрым, всё зависит от погоды и вашего настроения! Многие туристы после посещения исторических достопримечательностей с удовольствием присаживаются за столики летнего кафе недалеко от Морского канала и ресторана «Штандарт», где можно перекусить, поесть мороженное или выпить чашку кофе. Другие посетители парка усаживаются прямо на берегу и пьют чай из термосов, закусывая его бутербродами.
Отдых на природе в таком красивом месте дорогого стоит! Впечатлений у детей и взрослых всегда хватает надолго. Стоя на берегу Финского залива, можно представить себе города и страны, лежащие за зеркалом воды и других людей, которые также смотрят вдаль через волны, как Ассоль на алые паруса корабля Грэя.
4. Дворец «Монплезир» и близлежащие фонтаны
Этот дворец стал любимым детищем Петра Великого, потому что он не только отдыхал и работал здесь, но и сам участвовал в его проектировании. Реализовали проект выдающиеся архитекторы: И. Браунштейн, Н. Микетти, Ж. Б. Леблон, А. Шлютер. Внутри дворца творили известные художники и специалисты по интерьерам. Всё во дворце «Монплезир» сделано функционально и очень удобно, чего хотел и сам император. Второе название дворца – «Голландский домик» было дано ему из-за фасада, который очень напоминает дома голландцев, как их запомнил Петр I во время своего путешествия по Европе.
Рядом с «Монплезиром» расположена композиция с фонтанами и свинцовыми скульптурами, созданными по проекту Николо Микетти в 1723 году, но со временем обветшавшими и выполненными скульптором И. Мартосом из бронзы в 1817 г. Название «Колокола» стало популярным из-за формы стекающих с постаментов струй воды. В центре находится каменный фонтан «Сноп», по окружности ещё четыре фонтана с фигурами Вакха, Аполлона, Фавна, Психеи. Эти статуи в период Великой Отечественной войны были закопаны, а после её окончания, отреставрированы и водружены на свои места.
5. Верхний сад
Это самый доступный уголок Петергофа, потому что прогулка здесь бесплатна, а красота фонтанов и аллей, скульптур и прудов надолго может задержать посетителя, не оставив времени на другие достопримечательности. Верхний парк создавался одновременно с Нижним парком и в своей истории имеет примерно те же вехи. Это первая планировка при Петре Великом, создание прудов и водопроводов для питания фонтанов Нижнего парка и Большого каскада выдающимся гидроинженером П. Суалемом, разбивка садов и аллей, проектирование и строительство фонтанов, установка скульптурных композиций.
В Верхнем саду (парке) расположено пять фонтанов с главным – «Нептуном». Очень известны также «Дубовый» и «Межеумный», каждый из которых имеет свою историю. Планировку Верхнего сада, как французского регулярного парка, выполнил Ж. Б. Леблон.
Фонтаны Квадратных прудов украшены скульптурами «Лето» и «Весна», а статуи Нептуна и Аполлона Бельведерского, созданные в 1736 г., привносят мужественность в ансамбль Верхнего парка. Туристы очень любят осматривать скульптурную группу богов и богинь древнегреческого пантеона: «Зефир», «Помона», Вертумн», «Флора», созданную Дж. Бонацца в 1757 году. Скульптурная композиция Венеры Итальянской с шестью дельфинами украшает ту часть Верхнего парка, за которой видна великолепная Петропавловская церковь, входящая в комплекс Большого дворца.
6. Гроты Большого каскада
Нижний и Верхний гроты были построены в период с 1716 г. по 1720 г. по проекту архитекторов Ж. Б. Леблона, И. Ф. Браунштейна, Н. Микетти. Эти гроты представляют собой центр Большого каскада, они украшены фонтанами, скульптурами, облицованы туфом. Большой грот с фасадом из пяти арок, декорированных маскаронами, служит основанием террасе, ведущей в Малый грот. Балюстрада из мрамора с сидящими на ней бронзовыми тритонами служит границей гротов. Нижний грот – это зал с высоким потолком и скульптурой из мрамора П. Баратта, подчёркивающей парадность помещения. Здесь также расположились золочёные копии скульптур античных авторов, созданные уже в XIX веке. На площадке расположен фонтан «Корзина».
Посетив гроты, вы сможете узнать историю создания фонтанов Большого каскада, а также инженерные решения, которые здесь применяются.
7. Храм Петра и Павла
История Собора Петра и Павла в Петергофе не такая насыщенная событиями, как у других архитектурных шедевров, потому что это здание возведено только в начале ХХ века по просьбе заведующего духовенством двора Иоанном Янышевым, который вовремя увидел необходимость постройки нового храма в Петергофе из-за нехватки места в существующих храмах. После рассмотрения просьбы на высочайшем уровне, проектирования (архитектор Николай Султанов), закладки фундамента, строительства (руководил – архитектор Василий Косяков), отделки и росписи собора лучшими художниками Санкт-Петербурга и Палеха прошло долгих 13 лет, и только в 1905 году храм был освящён тем же протопресвитером Иоанном Янышевым.
История храма в советское время – это череда позитивных и негативных событий, благодаря которым он всё же сохранил сой первоначальный облик. Сегодня собор представляет собой действующий православный храм с церковно-приходской школой и собственным благотворительным фондом. Его внутреннее убранство выполнено в нескольких художественных направлениях, но снаружи это типичный архитектурный ансамбль в неорусском стиле, пирамидальный и поднимающийся к небу на высоту 70 м. Всё здесь сделано рационально и функционально! Храм окружает крытая галерея с внутренними помещениями для освящения даров. Пристроены сени в качестве гардеробных, на хоры поднимаются отдельные лестницы. Довершают прекрасный внешний облик шатровая звонница, часовня с каменным арочным порталом, а также два крыльца главного входа в собор. Ещё одним часто посещаемым местом в храме является смотровая площадка, куда можно подняться, заплатив небольшую сумму в качестве пожертвования. Чаще всего на площадку допускаются туристические группы, следующие по определённому экскурсионному маршруту. Вид с площадки в хорошую погоду замечательный – это Кронштадт, часть Петергофа с Верхним парком и Ольгиным прудом, часть Санкт-Петербурга, Бабигон, Финский залив.
8. Парк «Александрия»
Александровский парк Петергофа начал своё обустройство при Петре I, а впоследствии стал резиденцией Анны Иоанновны для охоты и развлечений. Название «Александрия» парк получил уже во времена царствования Николая I, подарившего в 1825 году это место своей супруге – императрице Александре Фёдоровне, как «собственную её величества дачу Александрия».
В отличие от других памятных мест Петергофа, «Александрия» имеет необычный архитектурный облик. Здесь всё пронизано неоготическим стилем, даже православный храм Александра Невского выглядит, как готическая капелла. Все строения были спроектированы и выполнены архитекторами А. Менеласом, А. И. Штакеншнейдером, К.Ф. Шинкелем в 30-е годы XIX века по заказу императорской семьи. Сегодня здесь можно осмотреть ряд зданий в неоготическом стиле, относящихся к середине XIX века: музей «Дворцовой телеграфной станции», Фермерский дворец, Капелла с 43 бронзовыми статуями (скульптор В. И. Демут-Малиновский), Фельдъегерский дом, Морская караулка, дворец «Коттедж». Интересен Большой Руинный мост, который так называется из-за когда-то расположенных здесь развалин дворца Александра Меньшикова «Монкураж», а также мост «Пергола», что означает «навес от солнца».
В наше время «Александрия» выполняет роль семейного парка, где любят отдыхать петербуржцы и гости города, так как туристов здесь немного, по сравнению с Нижним парком.
9. Каскад «Шахматная гора»
Каскад, который называется «Шахматная гора» из-за шахматного рисунка ступеней, расположен на самой красивой площади восточной части Нижнего парка. Каскад – это естественный склон террасы, ограничивающей Нижний парк. Свою руку к строительству этого каскада приложили архитекторы И. Браунштейн, М. Земцов, Т. Усов, И. Бланк, И. Давыдов. Изначально каскад планировался, как разрушенная крепостная башня, затем стал олицетворять жилище крылатых драконов, которые стерегли вход в Верхний грот. Тогда он стал называться «Драконова гора». Украшают «Шахматную гору» скульптуры античных богов, сохранённые в годы Великой Отечественной войны в земле. Уже в 1953 году каскад был восстановлен и стал вновь похож на прежний.
10. Фонтаны – шутихи
«Зонтик» был создан, как водяная шутиха в 1796 году архитектором Ф. Броуэром. Фонтан похож на зонтик и поэтому носит такое название. Стоило гостям собраться под его крышей, начинали бить струи воды из 164 трубок, спрятанных за резными фестонами и давая плотную водяную завесу. В XIX веке фонтан стал похож на мухомор и его назвали «Грибок». В 1949 году реставраторы решили вернуть название «Зонтик», но многие коренные петербуржцы до сих пор называют эту шутиху «Грибком».
«Водяная дорога» расположена на Монплезирской аллее рядом с Римскими фонтанами. Этот фонтан-шутиха не работал 280 лет, со времени правления Петра Великого, когда по его указу, архитектором Н. Микетти была создана «Водяная дорога», впервые запущенная в 1721 году. Замысел был интересен: 300 водяных струй внезапно начинали бить с обеих сторон дорожки и все гуляющие попадали под душ из шутихи. При Петре этот фонтан называли «Мочильная дорога». Отреставрировали фонтан по сохранившимся рисункам и описаниям в наше время и теперь он работает строго по расписанию: 13.00 ч., 14.00 ч., 15.00 ч.
Путешествия и отдых в России
Петродворец – пожалуй, один из самых популярных пригородов Санкт-Петербурга, куда в любое время года едут туристы со всего мира.
«Столица фонтанов» — так еще называют этот город –объединяет в себе множество культурных, исторических и природных объектов.
Город располагается на берегу Финского залива, в 30 км от Санкт-Петербурга.
Дворцово-парковый ансамбль Петергоф
Дворцово-парковый ансамбль Петергоф был возведен при Петре I в первой четверти VXIII века. Историки называют Петергоф своеобразным памятником в честь побед России над шведами за выход к Балтийскому морю. На протяжении 200 лет парк являлся летней резиденцией императоров.
Изначально парк начинали строить в Стрельне. Однако со временем стало понятно, что без специальных дорогостоящих гидротехнических сооружений не обойтись. Гидротехник Б. Миних единственный, кто осмелился пойти против воли Петра I, доказав с помощью своих расчетов невозможность устройства подобного комплекса в Стрельне. Он посоветовал перенести строительство в Петергоф, где природные ландшафты идеально подходили для такого грандиозного проекта.
В настоящее время парк насчитывает 4 каскада и 176 фонтанов. Это уникальное инженерное сооружение, аналогов которому в мире практически нет. Основной особенностью всей фонтанной системы является полное отсутствие напорных и насосных элементов. Движение воды происходит благодаря тому, что фонтаны и водные хранилища располагаются на разных уровнях, вся система работает по принципу сообщающихся сосудов.
Помимо фонтанов, на территории ансамбля есть множество дворцов и музеев, а парковая зона разделена на Верхнюю и Нижнюю.
Еще с императорских времен в прудах у дворца Марли разводят царскую рыбу — осетра. Раньше ее подавали к императорскому столу, сейчас же рыбалка за отдельную плату – своеобразное развлечение в Парке.
Верхний сад
Верхний сад всегда служил парадным входом в императорскую резиденцию. Историки утверждают, что планировал эту часть парка сам Петр I. Помимо парадного назначения, при жизни императора сад служил также для выращивания овощей, фруктов, различных пряных трав и лекарственных растений, а в прудах разводили рыбу. Позже эта часть парка не раз подвергалась перепланировкам.
Особенностью Верхнего парка является то, что все фонтаны, пруды, аллеи, розарии, скульптуры расположены в идеально симметричном порядке. В центре располагается главный фонтан Верхнего сада – «Нептун».
Хоть площадь Верхнего парка гораздо меньше Нижнего, он абсолютно не уступает по своей красоте и роскошности.
Нижний Парк
Нижний парк является образцом регулярных садов, за основу которых брались французские оригиналы. Особенность таких садов — симметричное расположение всех сооружений.
От Большого дворца и Дворца Марли отходят 2 системы аллей. Каждая из аллей приводит к какому-нибудь дворцу или фонтану. Все аллеи украшены цветочными композициями, на пути туристов встречаются фонтаны-шутихи, различные скульптуры, лавочки для отдыха.
Большой Петергофский дворец
Большой Петергофский дворец – пожалуй, самое главное сооружение парка. Он связывает в единое целое Верхний и Нижний сады, именно от него расходятся главные аллеи парка, именно у подножия дворца располагается главная фонтанная группа – Большой Каскад и фонтан «Самсон».
При входе в Нижний парк гости сразу попадают на 300 метровую террасу Дворца, с которой открывается панорамный вид на весь парк.
Тот величественный дворец, который туристы видят в настоящее время, менял свой облик полтора века. Изначально он представлял собой небольшое двухэтажное здание, ширина которого не превышала ширины Большого Каскада, и служил для приемов и праздников. При императрице Елизавете Петровне дворец был полностью перестроен по образцу Версаля.
В годы Великой Отечественной войны дворец был практически полностью разрушен. Однако уже в 1944 году начались работы по его восстановлению, а уже в 1945 состоялось открытие Нижнего парка.
Дворец сочетает в себе работу архитекторов разных времен и стилей. Его величественность, роскошность и красота не уступает лучшим дворцам мира.
Большой Каскад и фонтан Самсон
Большой Каскад – главное фонтанное сооружение Петергофа и одно из известнейших сооружений мира. Он объединяет в себе 64 фонтана, центральным из которых является фонтан «Самсон, разрывающий пасть льва». По задумке Петра I Большой Каскад символизировал победу России над Швецией и служил парадным завершением морского въезда в резиденцию. В скульптуре «Самсон, разрывающий пасть льва», Лев олицетворяет Швецию, поскольку именно это животное изображено на гербе страны.
Во время Великой Отечественной войны 1941-45гг. парк и дворец были практически уничтожены, безвозвратно похищено множество предметов искусства, одним из них стала фигура Самсона. Однако архитекторы смогли восстановить ее в первозданном виде.
Каскад украшен множеством мраморных, а также бронзовых золоченых статуй, фигур животных, ваз, барельефов, бюстов. Все они составляют единую композицию. Интересен тот факт, что некоторые мастера, работающие над скульптурами морской тематики, не имели представления, как выглядят морские обитатели. Именно поэтому дельфины ансамбля больше похожи на сказочных рыб.
С недавнего времени для посетителей парка открыт вход в Нижний и Верхний гроты Большого Каскада. Они были созданы для укрепления горы, на который находится Большой Дворец и главный фонтанный ансамбль. Однако внутренне убранство гротов очень необычно и красиво: каменные стены дополняют различные скульптуры и фонтаны. В царские времена здесь отдыхали хозяева и гости Петергофа. В нижнем гроте по задумке Петра I были установлены популярные в XVIII веке фонтаны-шутихи «стол с брызганием» и «водяные завесы».
Парк Александрия
Недалеко от главного дворцово-паркового ансамбля Петергофа располагается живописный парк Александрия. Парк был открыт во времена правления Николая I его женой Александрой Федоровной, в честь которой и получил свое название, и служил местом постоянного летнего отдыха 4 поколений династии Романовых. Особое внимание и заботой были окружены дети царской династии. На территории парка создавались разнообразные детские сооружения: спортивная площадка, детская Крепость, Детский сельский домик, Голубятня, Детская ферма на берегу залива и водяная Мельница. Некоторые из сооружений в настоящее время отреставрировали, в них проводят различные интерактивные игры, рыцарские турниры, занятия.
Парк подходит для спокойных семейных прогулок. На территории располагается множество интересных музеев, дворцов, природных объектов. Интересны для посещения Дворец «Коттедж», Фермерский дворец, Готическая капелла, Музей «Дворцовая телеграфная станция», Музей «Фельдъегерский домик».
Собор Петра и Павла
Собор Петра и Павла в Петергофе является одним из самых красивых Храмов в ленинградской области. Его фасад напоминает одновременно и Спас на Крови, и Исаакиевский Собор Петербурга, а высота достигает 70 метров. Строительство Собора продолжалось с 1895 по 1908 гг.
История возникновения Храма связана с тем, что в конце XIX века в Петергофе было 13 церквей, однако все они были дворцовыми или военными, что не позволяло посещать их простым гражданам. В 1892 году отец Иоанн (Янышев) написал Александру III просьбу помочь построить новую церковь для горожан. Так в Петергофе появился новый Храм, который впоследствии на протяжении 30 лет являлся главным Собором города.
Фасад Собора облицован темно-красным и светло-желтым кирпичом, на нем располагаются иконы святых – покровителей царской семьи. Архитектура собора – яркий пример русского зодчества XVI — XVII веков. Внутренне убранство Храма не менее роскошно: стены украшены позолоченными изразцами и росписями, много разнообразных икон.
По винтовой лестнице (143 ступени) можно подняться на верх Храма, откуда открывается вид на окрестности Санкт-Петербурга: Петергоф, Кронштадт, Ораниенбаум, Финский залив.
Музейный комплекс Острова
Искусственные острова на Ольгином пруду Петергофа были созданы по приказу Николая I. По задумке императора острова должны были стать уединенными уголками для его супруги Александры Федоровны и дочери Ольги. Острова представляют собой уютные сады на берегу пруда с павильонами, которые напоминают виллы и загородные дома Южной Италии XVIII века.
На островах располагаются Царицын и Ольгин павильоны.
За основу проекта Царицыного павильона архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер взял облик древнеримских домов, открытых при раскопках Помпеи. Павильон представляет собой образец роскоши. В саду располагается множество скульптур, бассейн с фонтанами, а сам павильон – небольшое одноэтажное здание с пристроенной трехэтажной смотровой башней, украшен мрамором разных оттенков и полированным камнем.
Ольгин Павильон, построенный для императорской дочери в качестве подарка ко дню её бракосочетания с принцем Карлом Вюртембергским, выполнен в стиле вилл острова Сицилии.
Это трёхэтажная башня с террасой и лестницей, спускающейся прямо к воде. В царские времена сюда причаливали гондолы и лодки.
Фасад павильона украшен барельефами, балконами, нишами с мраморными бюстами, водными стоками в виде драконов. Сад не менее прекрасен, чем сам павильон: иллюзию райского сада создавали не только многочисленные растения и цветы, но и прогуливающиеся по парку павлины.
Внутри убранство Павильона достаточно сдержанное, но от этого не менее красиво. С верхней террасы смотровой башни открывается живописный вид на Петергоф.
Петергоф для детей
В настоящее время музей-заповедник Петергоф уделяет активное внимание детским программам.
В школе юного экскурсовода дети 9-11 классов могут попробовать себя в профессии экскурсовода. На сегодняшний день Петергоф – единственный музей в России, готовящий детей по такой специальности наравне со взрослыми. На протяжении 30 занятий дети получают навыки профессии, пишут рефераты, а потом при желании могут попробовать свои силы в экскурсионном деле. С 2003 года школа выпустила порядка 150 учеников. Из них 120 детей проработали экскурсоводами несколько летних сезонов.
Также интересный проект – интерактивные занятия во дворцах и музеях Петергофа. На таких занятиях детям прививают любовь к истории. Цикл «Сказка, ожившая в музее», рассчитанный на самых маленьких посетителей, в игровой форме дает возможность познакомить малышей с музеями. Особенность таких занятий заключается в том, что музейные работники собрали целую коллекцию старых вещей, аналогичных тем, которые можно увидеть в экспозиции, и детям позволяется трогать такие экспонаты.
Записаться в школу юного экскурсовода, а также на интерактивные занятия можно по телефонам: +7 (812) 450-68-75, +7 (921) 862-11-90
Музейный центр Новая ферма, располагающийся в парке Александрия, также предлагает различные интерактивные программы, игровые экскурсии, квесты, творческие мастерские, мастер-классы игровые и выставочные пространства для детей от 3-х лет. Узнать подробности данных программ и точное расписание можно по телефонам (812) 450-78-37 и(931)-003-06-47.