Что лучше работа по найму или свой бизнес
Всем привет! Пост не совсем про инвестиции, но про доходы в целом. Рассказываю про собственный опыт. В самом первом посте я уже рассказывал о своих взглядах на способ занятости, если вкратце: у меня есть прямо таки паранойя насчет того, чтобы не быть зависимым от какого-то одного источника дохода, поэтому я всегда, всю свою сознательную трудовую жизнь старался диверсифицировать источники дохода и у меня почти всегда их было несколько.
В 2009 году я закончил универ, поступил в аспирантуру, получал стипендию аспиранта, писал диссертацию, параллельно преподавал в университете.
Не дай бог вам учиться в одном месте, работать в другом, а защищаться в третьем, и все в разных городах… крови мне попили изрядно и нервов потянули
В 2013 году защитил диссертацию, по прежнему работал в университете, потихоньку начал заниматься бизнесом — на факультете преподаватели организовались (еще задолго до моего появления) и каждый оказывал услуги по своему направлению, по факту все были связаны только общим директором и юр.лицом, каждый работал на себя (и иногда в команде, на сложных объектах), только отдавал процент за общую организацию всего дела.
В 2016 году почти покинул универ (преподаю только по субботам, для души) и перешел в другое учебное заведение, на административную должность. Зарплату пообещали огромную (почти 100 тыс. руб. — для 2016 года, в нашем регионе это просто космос), но платили ее только полгода (и это был краткий миг, когда я имел только 1 источник дохода), а потом «извините, деньги кончились», уменьшили в 2 с лишним раза, думал уволиться, но потом решил — ах так, ну тогда у меня будут проекты на стороне и стал продолжать старый бизнес.
До 2016 года соотношение доход от зарплаты по найму/доход от бизнеса составляло примерно 35/65, а теперь наоборот 65/35 (доход от преподавания для души считаю как зарплату по найму), т.е. грубо доход от бизнеса это чуть больше трети общих доходов.
И вот какими наблюдениями я с вами хотел бы поделиться:
1. Первый признак, по которому надо выбирать работу — это адекватность руководителя. Это перевешивает все остальное. С нормальным руководством, которое не делает голову просто так, а спрашивает только за результат вы (если вы тоже адекватный человек) всегда найдете общий язык и трудиться будете без лишних нервяков, да и время на шабашки будет оставаться.
2. Если вы думаете, что бизнес — это не работа на дядю, а работа только на себя, то вы сильно ошибаетесь — вам придется работать на множество дядей в лице клиентов. Да, у вас тут есть плюс — вы можете на ранней стадии их фильтровать и самым неадекватным отказывать, либо сразу закладывать в стоимость возможный вынос мозга и моральный ущерб. Но не всегда это можно сразу определить и иногда действо разворачивается по ходу пьесы оказания услуг. Кроме того, помимо заказчиков есть еще разные надзорные органы, которые могут создавать проблемы + налоговая.
3. Справедливости ради стоит сказать, что в бизнесе выноса мозга все-таки намного-намного меньше, чем на средне статической работе. Налоговая теперь тоже редко создает проблемы (но бывает, тем не менее). Вы сами ставите себе задачи, находите пути решения, определяете время, когда вы будете заниматься этим.
4. В бизнесе, если вы не работаете один, контрагенты и ваши собственные исполнители тоже могут создавать вам проблемы (разгильдяйничать, срывать сроки, халтурить, обманывать вас). Контроль требуется всегда и во всем, иначе бизнес быстро загнется. Старайтесь работать только с проверенными людьми, даже если это дороже — поверьте, это сэкономит вам больше сил и нервов.
5. В бизнесе финансовый выхлоп на единицу времени (если вы все делаете правильно) больше, чем на работе по найму. Больше просто на порядки. Но… см. пункт следующий.
6. Шанс в бизнесе попасть на деньги на порядки выше, чем в работе по найму. В найме, если вы не материально ответственное лицо вроде кладовщика или бухгалтера, вас в большинстве случаев могут только уволить или штрафануть на один оклад и все. Даже если вы протеряли оборудования на миллионы (и такие прецеденты у нас бывали) — с обычного сотрудника как с гуся вода. А в бизнесе вы отвечаете за все.
7. Доходы в бизнесе очень, ОЧЕНЬ неравномерны. У меня лично часто весь год какая-то мелочевка (или вообще заказов нет) и раз в год стреляет какой-нибудь крупный объект, который денег приносит столько же, сколько остальное за весь год. Впрочем, я стараюсь с этим бороться тем, что не вынимаю деньги из бизнеса сразу целиком себе на зарплату, а растягиваю.
8. Как ни странно бы это звучало, именно неравномерность доходов позволяет (лично мне) инвестировать — я привык уже жить на стандартную сумму, а излишек (который не угадать, когда будет) инвестирую. В результате это не вызывает у меня чувства какого-то ущемления.
9. Для занятия хоть сколько-то серьезным бизнесом уровень организованности у вас должен быть намного выше, чем у рядового работника в найме. Никто вам тут не будет указывать, что, как и когда надо сделать, до всего придется доходить самому. Если этого нет, даже не пытайтесь, все развалится очень быстро.
10. Естественно, работая сами на себя, все выходные, отпуска, больничные только за ваш счет) Зато в любое удобное вам время. На пенсию тоже придется копить самостоятельно.
11. Занимаясь бизнесом, я ВООБЩЕ по другому смотрю на деньги. Когда я наемный рабочий, меня мало заботят расходы всей организации — надо потратить, значит надо потратить. В бизнесе же я сто раз подумаю — а стоит ли тратить вообще? Это ведь мной заработанные деньги, они должны использоваться максимально эффективно.
Конторские деньги я трачу без сожалений, а деньги своего бизнеса мне всегда жалко
12. В продолжение предыдущего пункта и п. 5. Моя продуктивность при работе на себя намного выше, чем в работе по найму. Обычную зарплату на работе мне все равно заплатят (понятно, что есть премии за эффективность), а в бизнесе платят только за результат, просто посидеть на рабочем месте 8 часов и получить денежку никак не получится.
Выводы
Лично для себя я свой выбор сделал — я буду комбинировать работу в найме и занятие своим бизнесом, это позволяет сглаживать колебания в доходах и при этом иметь отпуск, больничный, пенсионные отчисления (я воспринимаю это как своего рода страховку). Но в целом работа на себя мне нравится намного больше, хотя и рисков тоже больше.
Самозанятый, ИП, наёмный сотрудник: как сделать правильный выбор в 2021 году
Согласно данным РАНХиГС за 2019 год, почти 16 млн россиян кроме основной занятости где-то подрабатывают — оказывают услуги или продают товары собственного производства. Короновирусный кризис привел к тому, что основную работу по разным данным потеряли больше 30 млн человек. Это повод задуматься — продолжать искать работу по найму или начать заниматься собственным делом?
Предпринимателей часто представляют как самодостаточных и свободных людей, которые свободно распоряжаются своим временем и доходами и ни от кого не зависят. Кажется, что они легко могут работать в разных отраслях, достаточно лишь применить навыки и опыт ведения бизнеса — и вот уже успех не за горами.
Но реальность такова, что многие предприниматели терпят неудачу. По разным причинам: из-за недостатка клиентов, убытков, конфликтов с контрагентами, ошибок персонала, непродуманного бизнес-плана, неграмотного распределения инвестиций и много другого.
Поэтому, когда встает вопрос о выборе между ИП, работой по найму и самозанятостью, следует взвесить все за и против и разобраться в личностных качествах, которые нужны для успеха в каждом случае.
Когда работа по найму — лучший вариант
У обычного сотрудника, работающего в стабильной компании, есть несколько неоспоримых преимуществ:
В то же время работа по найму в большинстве случаев связана с конкретным доходом. И чтобы его радикально повысить, нужно хорошо продвинуться вверх по карьерной лестнице, но иногда на это уходят годы.
Кроме того, наёмный работник всегда ограничен чьими-то стратегическими планами и поручениями. Он обязан следовать им, даже если имеет другое мнение.
Иногда бывает так, что помимо основной работы человек занимается еще каким-нибудь делом, на который есть спрос. Например, экономист печет торты и пирожные или проводит фотосъемки. Это свое хобби он может официально монетизировать, оформив ИП или самозанятость.
Хорошо, если ему успешно удается совмещать работу по найму с дополнительной деятельностью. Но часто ради эффективности нужно делать выбор. И вот именно в этот момент нужно правильно оценить все риски. Иначе можно необдуманно взять кредит на открытие бизнеса или переоценить перспективы сбыта.
Бизнес и самозанятость — не одно и то же
Между этими двумя понятиями есть существенная разница.
Это сантехник, который ходит по клиентам и ремонтирует трубы. Кондитер, продающий тортики собственного приготовления. Разработчик, делающий сайты на заказ.
Суть заключается в том, что самозанятые всегда работают самостоятельно. Этого требует от них и Федеральный закон от 15.12.2019 № 428-ФЗ, согласно которому они не могут привлекать персонал.
Это сантехник, который нашел несколько помощников и передает им заказы на ремонт за процент. Человек, который разработал рецептуру тортиков, нанял кондитеров для их производства и менеджеров для продажи. IT-специалист, который собрал команду из дизайнера, разработчика и продавца для создания сайтов, а сам общается с клиентами и контролирует процессы.
Предприниматель отвечает за итоговый продукт и выполняет определенные обязательства перед сотрудниками.
В некоторой степени бизнес (особенно, когда он небольшой) и самозанятость похожи — это уже не работа по найму, здесь требуется больше ответственности и возможности. Каждый вид деятельности связан с особыми личностными качествами, условиями и навыками.
Качества самозанятого
Самозанятый — это как бы маленькая компания, только состоящая из одного человека. Самозанятый — и отдел продаж, и бухгалтерия, и производство, и логистика в одном лице.
Если воспринимать самозанятость просто как привычную работу, только без начальства, можно быстро потерпеть неудачу.
Она может быть вызвана несколькими причинами. Например:
И это только три наиболее очевидных негативных варианта развития событий, но есть и другие.
Чтобы быть продуктивным, не выгорать, зарабатывать достаточно и оставаться востребованным самозанятым, нужно постоянно развивать несколько личностных качеств.
Самодисциплина
О важности самодисциплины для предпринимателя, лидера, самозанятого или любого другого человека, который хочет достичь успеха в своем деле, написаны сотни книг. Если человек привык работать только после нескольких замечаний и выговоров от начальства, то в режиме самозанятости ему придется искать другой мотиватор.
Дисциплина, ответственность, сила воли — всё это синонимы. Вам нужно стать человеком, который умеет сказать себе: «Сегодня нужно сделать вот это». После встанет и пойдет делать.
Если изучить доски отзывов о самозанятых, то заказчики в основном недовольны как раз отсутствием дисциплины у исполнителей. Если вы будете делать работу в срок, то только это качество станет выгодно отличать вас от конкурентов.
Как развивать. В книге Know Yourself Like Your Success Depends on It Михаил Ставицки предлагает использовать для развития самодисциплины логику и привычки.
Внимательность к себе
В прошлом году ВОЗ признала эмоциональное выгорание болезнью. Это синдром, который появляется в результате хронического рабочего стресса. Самозанятые в зоне риска этой болезни, потому что, в отличие от найма, их рабочий день и нагрузку никто не нормирует.
Конечно, можно дать банальный совет: выстроите график, не берите заказов больше, чем можете потянуть. Но все это работает только в идеальных условиях. На практике же самозанятый берет заказ, сталкивается с какой-то проблемой, которую сложно предусмотреть, и начинает работать больше. График сдвигается, сроки «летят», и в итоге человек остается без выходных.
Как развивать. Как можно чаще прислушиваться к ощущениям. Почувствовали, что нужно отдохнуть — отдохнули прямо сейчас. Понимаете, что придется работать в выходные — связались с заказчиками и договорились о других сроках. И всегда предусматривайте время на неожиданные проблемы, хотя бы час в день.
Да, не всегда будет получаться, но со временем внимательность к себе станет достаточно сильной, чтобы заранее предугадывать необходимость отдохнуть и взять выходной.
Ответственность за результат
Это волевое личностное качество, которое выражается в способности человека принять на себя вину за возможные последствия и исход дела. Когда что-то не получается, ответственный человек не пытается найти оправдания или возложить вину на кого-то другого. Вместо этого он ищет способы исправить ситуацию.
Если у самозанятого не будет развито чувство ответственности, то при проблемах он будет подставлять заказчика и быстро растеряет всех клиентов. Если же подходить к делам ответственно, то можно заработать репутацию — о таких людях говорят, что на них можно положиться даже в сложных ситуациях.
Предусмотрительность
Важнейшее качество самозанятого — умение предвидеть какие-то события. Он должен понимать, что спрос на его работу может упасть на какое время. Значит, нужно подготовить финансовую подушку.
Важно предусмотреть и проблемы со сроками выполнения заказов. Предусмотрительный фрилансер сразу замечает несостыковки, не доводя ситуацию до критической.
Умение учиться и быть гибким
Самозанятость больше похожа на предпринимательство, чем на привычную работу в найме. Там, где работнику подскажет руководитель, самозанятому придется разбираться самостоятельно. Поэтому умение учиться очень важно.
Гибкость — навык, которым стоит пользоваться вместе с обучением. Например, вы кондитер и заметили, что торты с маскарпоне становятся популярнее. Сначала вы быстро разобрались в тонкостях этого продукта и научились делать уникальные сладости. Затем переориентировали ваше предложение, сделав акцент на новый продукт. В результате спрос повысился, и вы неплохо заработали.
Как развивать. Джо Боулер в книге «Безграничный разум» рекомендует изменить отношение к обучению. Мы привыкли, что у любой задачи есть правильное и неправильное решение — это не так.
Особенности самозанятости
Несмотря на все плюсы, в самозанятости есть несколько особенностей:
Это не плохо, просто нужно это учитывать. Можно достаточно зарабатывать и замечательно жить будучи самозанятым. Но чтобы исправить три особенности выше, придется стать предпринимателем.
Качества предпринимателя
Формально, чтобы превратиться из самозанятого в предпринимателя, достаточно нанять одного сотрудника. На деле же всё сложнее:
На старте бизнесмену сложнее, чем самозанятому. Скорее всего он даже зарабатывает меньше, потому что ему приходится делиться с сотрудником.
Но со временем процессы наладятся — можно будет нанимать больше сотрудников, продавать больше. Границы в заработке практически нет. Плюс эффективный бизнес работает сам — предприниматель может позволить себе съездить в отпуск, не теряя в прибыли.
Бизнесмен должен обладать всеми личностными качествами самозанятого плюс еще несколькими.
Делегирование
Это как раз то, чем отличается бизнесмен от самозанятого. Автор книги «45 татуировок менеджера» Максим Батырев призывает предпринимателей не делать работу за подчиненных. Да, опытный руководитель или бизнесмен сразу увидит недочеты сотрудников. И возникнет соблазн сделать работу за них, ведь это быстро.
Но это ошибка. Сотрудники должны делать работу сами, в противном случае они никогда не научатся и потеряют мотивацию. А вы так и не сможете уехать в отпуск.
Умение принимать сложные решения
Еще одно качество хорошего бизнесмена от Максима Батырева — вам нужно быть морально сильным. Например, в вашей компании оказалось несколько слабых специалистов, которые не выполняют план, не проявляют энергии, усердия и инициативы. Когда вы хотите их уволить, они просят этого не делать, потому что кризис, работу сложно найти. Можно их пожалеть?
Эксперт считает, что в такой ситуации людей нужно увольнять, пусть это и психологически сложно. Причина в ответственности за компанию в целом. Когда эффективные сотрудники видят, как другие ничего не делают, но тоже получают зарплату, они начинают терять мотивацию. В итоге компания разваливается.
Эмпатия и поддержка
Хорошее качество лидера — уметь прислушиваться к другим людям, чувствовать их настроение и эмоции, уметь сопереживать им. Бизнесмен Уоррен Беннис в книге «Как становятся лидерами» утверждает, что хороший лидер всегда поможет своим коллегам в сложный момент — именно так завоевывается уважение и создается настоящий командный дух.
Как развивать. Стараться внимательно относится к другим людям, улавливать изменения в их привычном поведении. Интересоваться, всё ли в порядке и нужна ли ваша помощь.
Ответственность за компанию
У предпринимателя ответственности в разы больше, чем у самозанятого — от ваших решений будет зависеть не только ваша судьба, но и всех тех людей, которые работают на вас. Личностное качество хорошего бизнесмена — уметь брать эту ответственность, несмотря на страх.
Еще важно помнить — вы отвечаете не за каждого сотрудника в компании, а за создание условий, в которых этот сотрудник сможет выполнить свои задачи.
Проактивность
Особенность личности предпринимателя — активность и желание постоянно «предпринимать» действия для улучшения его компании. В этот термин стоит вложить сразу несколько значений. Это и умение рисковать, потому что новое дело без риска запустить невозможно. И самообладание, ведь нужно постоянно бороться со страхом ошибиться и провалить дело.
Уоррен Беннис утверждает, что предприниматель обычно старается узнать как можно больше новой информации, оказаться в центре событий. Бизнесмену важно ставить цели и двигаться к ним, а не сидеть сложа руки.
Кратко о главных навыках самозанятых и предпринимателей
Самозанятым стоит становиться, если вы хотите заниматься любым делом, но при этом не зависеть от руководителей, менеджеров и других коллег. В самозанятости есть потолок для заработка, вы защищены меньше, чем наёмные работники — нет оплачиваемых отпусков и больничных.
Бизнесмен не должен сам делать продукт — его задача настраивать процессы. Нужно стремиться к созданию автономного механизма, который работает без вас. Поэтому для предпринимательства важно обладать такими качествами:
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Свой бизнес VS работа по найму – личный опыт
В отличие от Ивана, партнера по логистическому сервису Eride.ru (его история тут), я пришел к организации своего бизнеса только сейчас. До этого около 10 лет работал по найму. При этом много раз пытался начать свое дело, но все эти начинания не выливались во что-то по-настоящему серьезное.
Окружение
Оглядываясь назад, сейчас я понимаю, что больше всего пугали неизвестность результата и отсутствие поддержки. Я отступал, потому что не верил в успех и не мог транслировать эту веру другим.
Среди моего окружения ни у кого не было своего бизнеса. А те люди, у кого можно было что-то узнать, старательно избегали вопросов про свое дело. Отсутствие информации тоже не вселяло веры в собственный успех.
Безусловно, попав в круг людей, для которых ведение бизнеса – это и есть их жизнь, понимаешь, что ничего страшного в этом нет. Начинаешь по-другому смотреть на время, на деньги. Наличные или банковский перевод на счет для меня теперь всего лишь ресурс, который помогает осуществить те или иные цели.
Пожалуй, можно сказать, что новое окружение стало для меня основным катализатором успешного собственного дела.
Фундамент бизнеса
Часто думают, что создать свой стартап – это придумать услугу/купить товар, сделать сайт разной степени “хитрости” и нагнать туда трафик с помощью контекста. Возможно, у кого-то и так. Но при этом нельзя забывать про фундаментальную часть своего дела: бухгалтерию и документооборот. Без юридической проработки и грамотного ведения бухгалтерии полноценное развитие компании затруднительно, и базовые знания в этих вопросах иметь абсолютно необходимо.
У меня всегда был страх перед бухгалтерией и документооборотом. Это то, что в числе прочего останавливало меня раньше. Все это казалось каким-то космосом, куда лучше не заходить. Но чтобы двигаться дальше нужно обязательно проработать данный аспект. Я специально прошел курсы налогообложения и бухгалтерского учета, а также получил хороший опыт общения с юристами при подготовке юридической части нашего проекта.
Знание бухучета, налогообложения и основы юриспруденции – очень полезные навыки, базовое владение которыми не столь сложно, как может показаться на первый взгляд.
Работа по найму
На многих “тренингах” прививают ненавидеть “работу на дядю”, дескать, с самого начала нужно работать на себя. Я уверен, что если у человека есть тяга к предпринимательству, то он к нему обязательно придет. Idea Fix – стать любыми средствами предпринимателем и сразу зарабатывать большое количество денежных знаков – может привести к быстрому разочарованию.
Работа по найму, если вы занимаетесь интересным для себя делом, дает очень много опыта по общению с коллегами, клиентами, начальством, развивает способность договариваться и умение находить компромиссы. Еще это отличная возможность поработать с профессионалами в разных сферах. Я был менеджером по продажам сварочных материалов, project-менеджером в рекламном агентстве, менеджером по продукту в игровых компаниях, создавал свой внутриигровой сервис (кстати, весьма успешный, но об этом в отдельной статье), проектировал и реализовывал сервисы сайта автомобильных объявлений, работал над облачными решениями автоматизации отелей, занимался мобильными приложениями. И во всех проектах знакомился с интересными людьми.
Я получил опыт работы и в крупных состоявшихся проектах, и в молодых стартапах. Благодаря этому узнал, как работают различные проекты изнутри. И это уникальный опыт. В любом случае, важный для своего дела.
Негативный опыт – тоже опыт
Мне всегда было интересно придумывать сервисы. Например, как-то в центре Санкт-Петербурга мне было сложно найти парковочное место. Я описал в Google Docs концепт онлайн-сервиса отображения парковочных мест, отправив “на удачу” в Яндекс. Меня пригласили на собеседование, где я прошел 3 интервью, и даже дошел до яндексовских топ-менеджеров из Москвы. На работу меня не взяли. Но навык коммуникаций с крупной компанией я получил.
Однажды я выполнял тестовое задание для автомобильного сайта – придумывал сервис оценки подержанных автомобилей. Изучил европейский опыт, американские сервисы-аналоги, и за пару дней нарисовал и описал сервис без глубокой проработки. И получил постоянную работу. Но, к сожалению, в этой компании сервис оценки стоимости подержанных автомобилей так и не запустили по ряду причин. Зато недавно подобный сервис запустил CarPrice, и я его обязательно изучу для интереса. Круто, когда полезные идеи воплощаются, даже если их не удалось воплотить тебе самому.
За время попыток “работы на себя” я принимал много неправильных решений, ошибался в людях, терял деньги, в том числе, существенные суммы из личных средств. Но любой опыт, и особенно негативный – это, прежде всего, ценные навыки. Относитесь к ситуации как к факту – не вините внешние обстоятельства или самого себя. Это не конструктивно. Учитесь работать со своими эмоциями, отделяйте их от фактов. Эмоции часто искажают общую картину событий. Мне потребовалось много времени, чтобы научиться их контролировать, но это того стоит.
А главное – делайте из провалов выводы и обязательно учитывайте полученный опыт в будущем. Со временем качество принимаемых решений будет расти, а эмоции будут влиять на вас все меньше.
Особенности своего дела
Есть наивная, но расхожая иллюзия о том, что предприниматели сразу же получают неограниченное количество времени и денег, как только начинают свой бизнес. Все совсем наоборот – времени в сутках становится намного меньше, а делать работу нужно в несколько раз быстрее. И в любом случае показывать положительный результат, иначе все рухнет. Во всяком случае, на первом этапе.
Каждый день нужно принимать множество решений и нести ответственность. Это тоже забирает множество сил и энергии. Теперь я понимаю, почему Цукерберг покупает одну и ту же футболку и ходит в одной и той же одежде – у него определенно не остается сил на выбор 🙂
В то же время, делать все самому – это путь “в никуда”. И здесь важнейший навык для руководителя – делегирование функций, найм и, как ни печально, увольнение работников. Вы тоже должны быть к этому готовы.