Что лучше роскосмос или наса
Роскосмос и НАСА: за кем будущее?
Роскосмос и NASA — одни из ведущих космических агентств в мире. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства было основано в 1958 году. В настоящее время НАСА участвует в ряде проектов, которые изучают изменения климата, пресноводные ресурсы, развитие Солнца и жизнь на других планетах. Роскосмос тоже активно занимается разработкой космических аппаратов, пусковых установок и наземной инфраструктуры. Давайте разбираться, что лучше — Роскосмос или НАСА, за кем будущее?
Зарплаты сотрудников
Сотрудникам Роскосмоса, согласно годовому отчету организации, платят в среднем 55000 рублей в месяц. Специалисты НАСА зарабатывают около 330000 рублей ежемесячно.
Зарплаты руководства
Дмитрий Рогозин, глава Роскосмоса, задекларировал 2 миллиона рублей дохода в месяц. А руководитель НАСА Джим Брайденстайн получает в месяц 979000 рублей.
Численность сотрудников в Роскосмосе и НАСА
В Роскосмосе работает более 170 тысяч человек. В NASA официально трудоустроено всего 17 тысяч сотрудников.
Наса против Роскосмоса: бюджет
На программы Роскосмоса в 2019 году было выделено 260 миллиардов рублей. А утвержденный бюджет NASA на этот же год — 1,3 триллиона рублей.
В марте 2019 года генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что российское космическое агентство в финансовом плане значительно отстает от НАСА. Это, по его мнению, делает невозможными некоторые перспективные проекты. В то же время глава корпорации отметил, что критического отставания Роскосмоса от НАСА пока нет.
Как стать астронавтом в США или космонавтом в России. Сравниваем требования и зарплаты в NASA и «Роскосмосе»
Недавно NASA отчиталось о завершении набора добровольцев в астронавты. США готовятся к новой космической эре и активно ищут новых покорителей космоса. Из более 18 тысяч человек прошли отбор только 12. И немудрено: требования к кандидатам действительно космические. Параллельно с этим набор в космонавты проводит и «Роскосмос». В России связать судьбу со звёздами решили всего 400 человек. Medialeaks сравнил требования «Роскосмоса» и NASA, чтобы понять, где проще получить работу мечты.
США активно готовятся к новой космической эпохе во многом не без амбициозных планов компании SpaceX Илона Маска, твёрдо намеренного в ближайшее время отправить людей к Марсу. Для этой и других космических целей NASA открыло набор добровольцев, желающих вступить в космический отряд. В США работа астронавтом считается невероятно престижной и хорошо оплачивается, поэтому неудивительно, что на призыв аэрокосмического агентства откликнулись 18 300 человек. Правда, отбор смогли пройти всего 12 самых достойных.
Как стать астронавтом NASA
Как рассказывает CNN, получить работу астронавтом NASA — задача не из простых. О трудностях и условиях для кандидатов телеканалу рассказали старейшие астронавты агентства Дональд Петтит и Грег Джонсон, который является президентом Центра по развитию науки в космосе. В аэрокосмическом агентстве к кандидатам предъявляют три главных требования.
Во-первых, чтобы попасть в ряды астронавтов, как бы банально ни звучало, нужно подходящее образование. Подойдёт степень бакалавра по физике, математике, биологии или инженерным наукам. Правда, сгодится диплом не любого вуза, а аккредитованного.
Во-вторых, кандидат должен не менее трёх лет отработать по профессии (пока всё просто), а также иметь не менее 1 тысячи часов налёта на реактивном самолёте (печально перестаём заполнять анкету).
В-третьих, будущий астронавт должен обладать недюжинным здоровьем. Хорошим зрением, давлением 140/90 и вообще быть готовым произвести впечатление на жюри своей выносливостью. И это, по словам астронавта Джонсона, очень важный фактор.
Это особенная возможность. Этим нужно воспользоваться, потому что на одно место претендуют 100 кандидатов с одинаковой квалификацией.
Тех, кто пройдёт первичный отбор, ждут два года различных испытаний, тестов и тренингов. О них астронавты рассказали подробнее. По словам Джонсона и Петтита, в целом курс похож на обучение пилотов, но с некоторыми особенностями. Итак, кандидату в космические путешественники в течение двух лет придётся:
— Плавать в 25-метровом бассейне без остановки в течение 10 минут, будучи при этом одетым в летний костюм и теннисные туфли.
— Стать сертифицированным дайвером, чтобы тренироваться в подводной среде, которая хорошо имитирует космическое пространство.
— Летать с перегрузками на реактивном самолёте, чтобы подготовиться к перегрузкам в космосе. Причём некоторым из курсантов приходится проходить это испытание до 40 раз в день.
— Придётся выучить русский язык, чтобы общаться с российскими космонавтами на МКС.
— Также придётся привыкать разгуливать в космическом скафандре. И, по словам астронавта Петтита, это не так просто, как показывают в кино.
В них жарко, они неудобные. Когда вы выползаете из них, чувствуете себя червяком или личинкой, вылупляющейся из куколки.
Но даже после успешного прохождения всех испытаний сразу в космос вас никто не отправит. После двух лет упорных тренировок на земле и в воде предстоит пройти специальный курс обучения тому, что придётся делать в космосе. Например, если астронавта готовят к шестимесячному пребыванию на МКС, это прибавит ещё до трёх лет дополнительных тренингов. При этом в космос могут вообще не отправить, а оставить работать на этой планете. Как рассказали Джонсон и Петтит, на каждого человека, работающего на орбите, приходится 1 тысяча человек, выполняющих работу на Земле.
Теперь о зарплате (да, за полёты в космос платят деньги). Хотя сами астронавты признают, что выполняют свою работу по любви и за время службы в NASA никто из них не разбогател. Итак, по данным CNN, для начинающих покорителей космоса зарплата составляет от 66 026 долларов до 144 566 долларов в год (от примерно 3,8 до 8,3 миллиона рублей). Зарплату формируют, исходя из опыта астронавта и его задач. Опытные астронавты на 2017 год могут зарабатывать максимально чуть более 150 тысяч долларов в год.
При этом у них довольно жёсткие ограничения для зарабатывания денег на стороне. Например, они не могут получать гонорары за написание книг или интервью. Кроме того, астронавтам запрещено получать подарки от различных компаний и участвовать в рекламных акциях. Хотя, по признанию Джонсона и Петтита, их это не особо заботит. Слишком много работы, чтобы отвлекаться на всякие глупости.
Как стать космонавтом в России
В России, где мечта стать космонавтом некогда была самой популярной у школьников, заявку на работу в «Роскосмосе» с 2012 года подали около 400 человек. При этом, как рассказал «Известиям» глава Центра подготовки космонавтов Юрий Лончаков, в последние годы у «Роскосмоса» требования к кандидатам ужесточились.
У кандидата может быть только высшее техническое или лётное образование, опыт работы по специальности более трёх лет. Да, мы считаем это количество заявок небольшим, поэтому с согласия «Роскосмоса» продлили приём документов до декабря, чтобы отобрать самых достойных.
Лончаков привёл в пример NASA, куда, как было сказано, поступило больше 18 тысяч заявок. По мнению главы ЦПК, это связано с тем, что в США очень сильно развита пропаганда космонавтики, а в России нет. Доходит до того, что в американское агентство начинают проситься на работу с 11 лет, и не без успеха.
Требования к российским кандидатам, набор которых объявили в марте, практически не отличаются от американских. Вот основные параграфы:
— Кандидатом в космонавты может быть только гражданин России не старше 35 лет.
— Претендент должен иметь высшее образование по инженерным, научным или лётным специальностям и иметь опыт работы. Приоритетом при отборе пользуются лица, имеющие опыт работы в авиационной и ракетно-космической промышленности.
— Желающие стать российским космонавтом должны иметь способности к изучению космической техники (придётся демонстрировать их комиссии), уметь взаимодействовать с компьютерной техникой.
— Знать английский язык.
Нормы необходимой физической подготовки примерно соответствуют ГТО. Кандидат должен пробежать 1 километр за 3 минуты 35 секунд, подтянуться на перекладине не менее 14 раз или развернуться на 360 градусов во время прыжков на батуте. И это лишь малая часть программы.
В России подходящих по требованию кандидатов также ждут два года первоначальной подготовки. Как рассказывал ТАСС заместитель начальника НИИ ЦПК, лётчик-испытатель Юрий Маленченко, это около 150 различных испытаний. При этом, по его словам, большую часть времени вы будете тратить на изучение теории (от устройства звёздного неба до динамики полёта) и принципов работы с бортовыми системами и сложным космическим оборудованием. Ну и также будут усиленно готовить к перегрузкам и работе в скафандре.
Вернёмся к меркантильному вопросу, а именно к деньгам. У российских космонавтов, по данным портала «Техкульт», две зарплаты — земная и космическая. За работу в космосе, естественно, платят больше и вполне достойно — от 130 до 150 тысяч долларов за полгода.
«Земной» труд оценивается гораздо скромнее — в пределах 80–100 тысяч рублей в месяц по данным на 2016-2017 год. Случаются и премии в размере четверти оклада ежемесячно и годовая премия в размере оклада. Кроме этого российские космонавты получают надбавки за классность и выслугу лет — соответственно 120 % (1-й класс) и 40 %.
Хотя, наверное, после полёта в космос такие земные вопросы как деньги перестают волновать. К тому же на орбите и без них живётся довольно весело, если верить американскому астронавту Джеку Фишеру, который, находясь на МКС, ведёт канал на YouTube о жизни станции. В своих роликах мужчина показывает, например, как борется с пузырями из напитков и преодолевает по 500 километров на беговой дорожке за тренировку.
Хотя у NASA есть и не менее интересные вакансии на Земле. Не так давно агентcтво разместило вакансию специалиста по борьбе с внеземными формами жизни. И это не шутка, хотя работа значительно отличается от того, что показано в фильме «Люди в чёрном».
Почему «Роскосмос» проигрывает NASA битву брендов
Запуск корпорацией нового бренда профессиональные маркетологи считают сомнительным решением.
Коллаж © LIFE. Фото © Public Domain
Госкорпорация «Роскосмос» подала в Роспатент заявку на регистрацию бренда «Поехали!». Документ опубликован на портале Федерального института промышленной собственности. Под новой маркой планируется выпускать огромный список разнообразных товаров, в том числе косметику, алкогольные напитки, моющие средства, строительную арматуру и инсектициды. В «Роскосмосе» объяснили своё решение необходимостью защиты от недобросовестной конкуренции. Каковы перспективы у нового бренда? Поможет ли он популяризировать отечественную космонавтику?
Люди любят космос. Чтобы в этом убедиться, достаточно обратить внимание на обилие одежды с соответствующими принтами. Однако бросается в глаза одна вопиющая деталь: в стране, которая открыла космическую эру в истории человечества, детские костюмы космонавта продаются не с надписями «СССР», «Россия» или «Роскосмос», а с аббревиатурой NASA. Название американского космического агентства давно стало частью массовой культуры по всему миру.
Создатель логотипа NASA Джеймс Модарелли. Фото © Wikipedia
Человека, которому за это благодарна Америка, звали Джеймс Модарелли. Он работал художником-дизайнером в лаборатории, которая позже станет Исследовательским центром Гленна. Всё началось с того, что в 1959 году NACA (Национальный консультативный комитет по аэронавтике) превратился в NASA (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства). И переименованному космическому агентству понадобилась официальная печать. Это было принципиально важно для создания респектабельного имиджа. Печать одобрял сам президент Эйзенхауэр.
Так вот, Модарелли убрал жёлтую планету, оставил синее небо, алый контур крыла (символ аэронавтики), орбиту космического корабля и просто написал посреди всего этого аббревиатуру NASA. Почему-то получившийся логотип прозвали митболом — «фрикаделькой».
В любом случае именно эти «фрикадельки» красовались на скафандрах Нила Армстронга, Базза Олдрина и Майкла Коллинза, а потом и членов экипажей следующих «Аполлонов». В 70-е годы в NASA появилось ощущение, что логотип устарел, и его заменили на более лаконичный вариант. Он использовался вплоть до 1992 года, а затем снова вернули культовую «фрикадельку».
В нашей стране на заре космонавтики не было «космического агентства». Было Министерство общей промышленности СССР. И никто не ставил задачи пропагандировать это ведомство. Пропагандировали само стремление в космос, «брендами» были аббревиатура СССР, слова «социализм», «коммунизм», «советский», имена и лица Юрия Гагарина, Алексея Леонова, Валентины Терешковой. Именно их узнавали и узнают.
Фото © Public Domain
Фото © Public Domain
Лишь когда СССР не стало, появилось Российское космическое агентство.
Фото © Public Domain
Потом его переименовали в Российское авиационно-космическое агентство.
Фото © Public Domain
И, наконец, в 2004 году было образовано Федеральное космическое агентство «Роскосмос». Кстати, ничего не напоминает?
Впрочем, были в мировой практике и случаи куда более явного заимствования. Взять хотя бы логотип северокорейского космического агентства.
Логотип космического агентства NADA. Фото © Wikipedia
Но этим логотипам пока что не удалось повторить невероятный успех оригинала. Где-то глубоко в сознании людей: говорим NASA — подразумеваем космос, говорим космос — подразумеваем NASA.
Однако есть мнение, что дело не только в полётах на Луну и многолетней пропаганде. Дело ещё и в грамотной политике. Американское космическое агентство не брало денег с тех, кто хотел продавать вещи с его логотипом. Любой предприниматель мог бесплатно отпечатывать логотип NASA на своей продукции при соблюдении нескольких условий: если это не выпивка, не сигареты, не нижнее бельё, если на месте NASA не написано что-то другое, если рядом с аббревиатурой нет названия другого бренда. Вы продвигаете нас — мы помогаем вам.
Правда, нынешний глава агентства Джим Брайденстайн в 2018 году выразил мнение, что желающие раскрутиться на имени NASA всё же должны платить. Как обстоит дело на сегодняшний день, сказать затрудняемся. Во всяком случае, на сайте NASA о финансовых условиях не говорится. Обозначено, что нужно подать соответствующую заявку и дождаться разрешения. А использование логотипа без разрешения грозит судебным разбирательством.
Вернёмся к нашему лого. По запросу «футболка «Роскосмос», вообще-то, появляется определённый ассортимент вариантов. По ценам в пределах 1200–1500 рублей. Но это выглядит скорее как нишевой продукт, который надо специально искать. А футболки с NASA за 500 рублей спокойно висят во многих магазинах одежды как нечто привычное, само собой разумеющееся. Логотип «Роскосмоса» как-то не примелькался, верно? Интересно, платят ли корпорации такие «космические» бизнесмены, которые рассчитывают повысить себе прибыль на этом бренде, или просто бескорыстно хотят ему помочь? В пресс-службе космического агентства это не прокомментировали. В то же время в госкорпорации пояснили, что ведомство намерено зарегистрировать целый перечень исторических обозначений, чтобы различные организации не могли с их помощью рекламировать товары и услуги, не имеющие отношения к «Роскосмосу».
Есть те, кому чуждо правовое поле и историческая память, именно для того, чтобы наши обозначения были не только узнаваемыми, но и защищёнными. Корпорация сейчас занимается регистрацией таких обозначений, выявлением и предупреждением различных нарушений в этой области. Конечно, на данный момент процесс регистрации не завершён и по каким классам корпорации удастся обеспечить правовую охрану — пока не известно
Из комментария пресс-службы госкорпорации «Роскосмос»
Между тем специалисты по маркетингу высказали своё мнение о бизнес-стратегии космических агентств.
NASA постоянно держит себя в тонусе: не просто выпускает мерч, а регулярно сотрудничает с дизайнерами, создаёт коллаборации с крупными брендами вроде H&M, Nike, Vans, Puma и прочими. Их одежда доступна на известных площадках, например Farfetch. И на собственном сайте тоже. К сравнению — когда гуглишь в надежде найти мерч «Роскосмоса», то в поисковой выдаче появляются только незнакомые интернет-магазины. Нет ощущения, что это официальные представители и им можно доверять
Маркетолог, генеральный директор коммуникационного агентства
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/10/24/695125700744.8352.jpg» loading=»lazy» />
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/10/24/695125700744.8352.jpg» loading=»lazy» />
Сегодня NASA всё чаще сотрудничает с дизайнерами. Знак NASA стал регулярно появляться в коллекциях известных дизайнеров, таких как Вивьен Там, Херон Престон и многих других. Это стало возможным не только в связи с превосходным дизайном и общей привлекательностью бренда в массовой культуре, но и благодаря грамотному подходу агентства к его развитию
Основатель и генеральный директор консалтингового агентства
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/10/26/948373171721.6904.jpg» loading=»lazy» />
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/10/26/948373171721.6904.jpg» loading=»lazy» />
Так что новой стратегии продвижения корпорации явно не хватает, признают эксперты. Название нового бренда они однозначно одобрили, но подчеркнули, что популярности оно не гарантирует.
Название «Поехали!» знакомо всем и ассоциируется с Юрием Гагариным. Но его уже используют несколько компаний в качестве названия. Например, служба заказа такси, телеканал, клуб путешественников. Насколько будет востребован бренд, зависит от идеи реализации: это будет просто красиво, вызывать дух патриотизма или обыгрывать юмор, понятный каждому школьнику и взрослому? И от продвижения тоже
Маркетолог, генеральный директор коммуникационного агентства
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/10/24/695125700744.8352.jpg» loading=»lazy» />
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/10/24/695125700744.8352.jpg» loading=»lazy» />
Образ Гагарина и до этого момента отлично тиражировался в коммерческих целях, его используют в том числе и в производстве предметов одежды. Просто забейте в поисковой строке два слова: «худи» и «Гагарин» — и убедитесь в этом сами. Сейчас ассоциация такого сильного отечественного «космического» образа с главной космической структурой страны станет ещё более очевидной, что определённо пойдёт «Роскосмосу» на пользу
Специалист коммуникационного агентства
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/10/26/304953375568.08435.jpg» loading=»lazy» />
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/10/26/304953375568.08435.jpg» loading=»lazy» />
А вот в Институте космической политики решение «Роскосмоса» сочли попыткой приватизировать пропаганду успехов советской и российской космонавтики. Притом напрасной.
Это очень странная политика, потому что всю жизнь наши космические ведомства хотели, чтобы больше говорили о космосе, давали название сигаретам «Лайка», кинотеатру — «Космос». И всё прочее без всяких претензий. Наоборот, это было на пользу министерству и, соответственно, агентству, чтобы больше говорили об их деятельности. Сейчас решили брать за это деньги, а денег они за это, конечно, никаких не получат: нет таких, которые платили бы за это деньги. Просто назовут по-другому — скажем, «Антикосмос». А популярность космонавтики, естественно, упадёт
Руководитель Института космической политики
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/10/24/1235767292569.9949.jpg» loading=»lazy» />
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/10/24/1235767292569.9949.jpg» loading=»lazy» />
Глава института Иван Моисеев усомнился в правильности закрепления за «Роскосмосом» исключительных прав на использование названия «Поехали!» для продвижения космической тематики.
Товарные знаки — это не собственность «Роскосмоса», в основном это история 60-летняя, а «Роскосмос» появился вот только-только. И они её приватизировали и пытаются монетизировать, и всё это идёт не на пользу
Руководитель Института космической политики
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/10/24/1235767292569.9949.jpg» loading=»lazy» />
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/10/24/1235767292569.9949.jpg» loading=»lazy» />
Маркетолог Инна Анисимова с этим не согласна. Она считает, что вполне можно надеяться с помощью такой стратегии вернуть космос в сердца россиян.
В последнее время даже не каждый десятый ребёнок мечтает стать космонавтом. Создание бренда может кардинально изменить ситуацию. Конечно, если он будет привлекателен для молодёжи и наполнен ценностями, которые ей близки: желание изменить мир, показать себя и прочее
Маркетолог, генеральный директор коммуникационного агентства
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/10/24/695125700744.8352.jpg» loading=»lazy» />
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/10/24/695125700744.8352.jpg» loading=»lazy» />
Напомним, «Поехали!» — это знаменитое восклицание Юрия Гагарина в момент старта космического корабля «Восток-1» 12 апреля 1961 года. По уставу лётчикам-космонавтам было положено в момент старта говорить: «Экипаж, взлетаю!» — но они невзлюбили эту казённую фразу. А неформальное «Поехали!» понравилось, запомнилось, запало в душу всем. Наверное, это и есть бренд.
Что лучше роскосмос или наса
«Роскосмос» круче Илона Маска
«Роскосмос» круче Илона Маска. Объясняем почему
Текст: Александр Баулин
Фото: Stephanie Keith/Getty Images
Запомните этот твит: «Роскосмос» жив.
18 сентября, ближе к полуночи, пилотируемый космический корабль Crew Dragon приводнился в Мексиканском заливе. Завершилась миссия Inspiration 4, в которой ракета SpaceX вознесла на высоту 580 км первый полностью гражданский экипаж из четырех человек. Разрушена монополия «Роскосмоса» на орбитальные полеты космических туристов. Ранее, в июле, в суборбитальный полет запустили экипажи Ричард Брэнсон и Джефф Безос. Российский космос сдает свои позиции? Внезапно, но нет, наоборот, пожалуй, он переживает период расцвета, — аргументирую.
60 лет назад человек вышел на космическую орбиту, но до прошлого года из непрофессионалов в космосе побывало всего семь человек. На самом деле была еще пара человек, за которых заплатили их работодатель или сторонняя компания. Но так или иначе их всех на орбиту доставил «Роскосмос». Что это за странный бизнес и почему им до сих пор занималась всего одна компания в мире — и та государственная?
На самом деле такая ситуация типична для высокотехнологичного бизнеса. Пока технологии доступа на орбиту были экстремально дорогими, а частный капитал не умел привлекать на космические проекты сотни миллионов долларов, конкурировать с госорганизациями было невозможно: без достаточного финансирования нельзя достичь космоса, обеспечить безопасность для человека на орбите и его безопасное возвращение на землю. В 2000-е вопросы окупаемости не сильно волновали NASA, поэтому инноватором в космическом туризме стал «Роскосмос».
Нашествие на орбиту
Прорыв случился лишь в этом году. В июле Blue Origin и Virgin Galactic отправили в суборбитальный полет к границе космоса сразу восемь космических туристов. Формально экипаж ракетоплана VSS Unity компании Virgin Galactic не достиг космоса, так как прошел на высоте 86 км, а космос начинается за сотым километром над Землей, но давайте опустим формальности.
А теперь SpaceX в полноценный орбитальный полет отправила сразу четырех неастронавтов, и уже в январе у компании Илона Маска намечен первый полет на МКС на корабле Crew Dragon.
До конца года на орбиту полетят еще двое японцев — всего получится, что в этом году мы получим 14 космических туристов, — вдвое больше, чем за все предыдущие годы. Почему сейчас?
В поход по орбите и на МКС
Орбитальный туризм еще более сложный бизнес. «Роскосмос» им занимался начиная с 2000-х. Однако с 2011 и по 2020 год у США не было своих средств доставки астронавтов на МКС и все места на «Союзах» были заняты профессиональными космонавтами и астронавтами. С мая 2020 года астронавтов на МКС доставляют Crew Dragon Маска и у «Роскосмоса» благодаря этому освободились места на кораблях для туристов.
И как ни удивительно, но большая государственная компания сразу воспользовалась новыми возможностями. Я уже говорил о том, что в конце года на орбиту полетят японцы: на декабрь 2021 года назначен первый после долгого перерыва — некоторое время заняли поиск клиента и его подготовка — полет космических туристов на МКС. Осуществит его «Роскосмос», а полетят Юсаку Маэдзава и его бизнес-ассистент Йозо Хирано. Маэдзава хотел полететь в космос еще несколько лет назад и даже начал переговоры со Space Adventure (продает для «Роскосмоса» услуги полета в космос), но в 2018 году Илон Маск убедил японца купить облет Луны. Однако время шло, ракета BFR сменилась на Starship, и полет уже перенесен на 2023 год. Видимо, Маэдзава решил слетать пока на том, на чем доступно.
Так, может быть, это последний проект «Роскосмоса»? Нет. В 2021 году «Главкосмос» (еще один оператор услуг «Роскосмоса») заключил сделку с ПАО «РКК Энергия» на создание двух пилотируемых кораблей «Союз» для космического туризма, общей стоимостью чуть более 5 млрд руб. Правда, условия договора достаточно мягкие: «до конца 2023 года или до полного исполнения сторонами обязательств». То есть позволяют безболезненно поставить корабли позже.
Космос — не про деньги
В целом «Роскосмос» явно рассчитывает на новых космических туристов. И поможет в этом новый модуль «Наука», который с такими приключениями пристыковался к МКС 29 июля. Но неприятности со стыковкой остались позади, а в российском сегменте теперь три полноценных места для сна космонавтов и в полтора раза больше пространства, чем раньше. Будет куда селить туристов.
Как понять, кто круче в сфере космического туризма? «Роскосмос», оператор которого предлагает прогулку в открытом космосе? SpaceX, который планирует облет Луны с туристами? Или NASA, которое преодолело консерватизм, решилось пускать туристов на американский сегмент МКС и помогает развивать стартапы, планирующие построить целые отели на орбите?
При таких условиях крайне сложно построить прибыльный бизнес, зато можно использовать космический туризм как пиар технологий, которые уже есть у компании. Возможно, поэтому «Роскосмос» затеял проект «Вызов» со съемками фильма в невесомости. Не очень понятно, зачем снимать фильм на орбите в невесомости и возможно ли сделать это лучше, чем в Голливуде с хромакеем и моушн сенсорами. Но вы удивитесь: пока проект критикуют на родине, его неожиданно активно отмечают за рубежом. Западные СМИ на время забыли про сдержанное отношение к России и отмечают, что русские снимут первый фильм на орбите, обойдя NASA и Тома Круза с его фильмом. И это тоже бизнес, но только не космический, а шоу. И мы в него играем наравне с американцами при несравнимо меньших бюджетах.