Что лучше садик или школа

Адаптация или «в школе лучше, чем в детсаду!»

В этой публикации нет секретных приемов специалистов, в ней житейские размышления и опыт обычной мамы, которая рада, что ее первоклассница полюбила школу. Популярные психологи давно разложили тему адаптации по полочкам, я не вижу смысла пересказывать их опусы. Тут рекомендация правильной книги показать скрытый текст

Ребенок, ненавидящий школу и детский сад, попросту неадаптирован к обстановке. Скорость адаптации у разных детей совершенно разная. Зависит от множества факторов. Но именно от степени адаптированности зависит комфорт человека.

Если ребенок интегрируется в школьную жизнь, таким образом, что почувствует себя важным винтиком в большой системе, учеба и школьная жизнь будет в радость! На мой взгляд, самая важная задача родителя в период школьной жизни поспособствовать тесной и качественной интеграции.

Адаптированность ребенка в коллективе

Что это такое и как она проявляется? Я не буду переписывать канонические определения из учебников, приведу свое видение явления.

Каждый человек может создать свою зону комфорта в коллективе, где он часто и длительно пребывает. А может психологически отгородится от внешнего мира и терпеть пребывание в этом месте. Адаптированность заключается, как раз-таки, в наличии личной зоны комфорта.

Кстати, взрослые тут мало чем отличаются от детей. Для многих офисных работников частичка личной зоны комфорта — это утренняя чашечка кофе/чая в буфете или на рабочем месте, фотографии на рабочем месте, дружеское общение с коллегами.

Аналогично это проявляется у детей. В школе и детском саду это подбор друзей по темпераменту и интересам. В детском саду дети находят любимые игрушки и игры, любимые блюда из столовой, любимые занятия, картинка или собственная фотография на кабинке и т.п. Каждый из этих пунктиков — кусочек комфорта ребенка. Хороший родитель знает зону комфорта своего ребенка: его знакомых, его любимые занятия, игры. Когда все это есть в коллективе, ребенок включен в деятельность. Ему становится интересно и комфортно жить коллективной жизнью. Его границы постепенно расширяются. Ребенка подключают к участию в выступлениях на праздниках. Личность растет гармоничной.

Первоочередная задача каждого родителя помочь организовать своему ребенку зону комфорта в коллективе. Некоторые дети часто берут с собой игрушки в школу или детский сад. Обычно, мы — родители выделяем игрушки для детского сада/школы неохотно. Тут важно знать, что зачастую игрушка, принесенная из дома, решает задачу психологической поддержки. Это маленький кусочек дома, который обладает способностью создавать зону комфорта ребенку. Конечно, для уверенных в себе, психологически сильных детей, игрушки из дома решают совершенно другие задачи, вплоть до позиционирования в социуме )).

Очень плохо, когда у ребенка нет личной зоны комфорта. В этом случае он просто отгораживается от внешнего мира. В детском саду психологические проблемы не так явно отслеживаются, как в школе. Ребенок может быть замкнутым, оживляться только к приходу родителей. В школе лакмусовой бумажкой психологического состояния является успеваемость.

Адаптивность на личном примере

Последние десятилетия стало трендом критиковать собственное место работы, вести закрытый, обособленный образ жизни. Подобная критика, конечно же, говорит о наличии психологических проблем. Озвучивая свои проблемы при ребенке, вы даете ему понять, что у вас тоже отсутствует зона комфорта. Большая вероятность, что ребенок начнет копировать ваше отношение к работе.

Родители — первые люди, которые задают детям пример поведенческих реакций. Дети формируют свои шаблоны по образу и подобию родительских. Как мы сами идем на работу? Как на каторгу? Или как в место, дающее нам какие-то возможности, финансовое вознаграждение, положительные эмоции, где у нас создана своя атмосфера. У вас не так? Спешу вас огорчить, вы сами не смогли адаптироваться к окружающему миру. В этом случает вероятность того, что ребенок сможет адаптироваться к окружающей обстановке снижается. Так или иначе ваше отношение по отношению к работе транслируется ребенку.

У нас в семье с этим полный порядок. Мы с мужем ценим и любим свою профессиональную деятельность. Если честно, мне сложно понять людей, которые ненавидят свою работу, но это уже другая история.

Отношение к школе в семье

В обществе в настоящее время наблюдается пик ортодоксального эгоцентризма. Родители при детях критикуют власть, медицину, образование, школу, учителей, детские сады, воспитателей. Подобная критика в корне конфликтует с формированием положительного отношения к школе или детскому саду. Многие не задумываются, что после родительского «ваша училка — дура» ребенку будет затруднительно учится с этим учителем. Авторитет учителя подорван, ребенок не будет слушаться и стараться. Точка.

Даже, когда в учебнике попадаются неадекватные задания не обязательно при ребенке выплескивать все эмоции на систему образования. Как раз наоборот, их стоит сгладить. Можно списать на того, кто не задействован в учебном процессе. Например, на автора учебника. Надо рассматривать неадекватные задания, как задания повышенной трудности, учится их решать совместно с вами, с учителем и т.п. Но ни в каком случае нельзя критиковать школу. Школа для ребенка всегда должна быть хорошая!

Вы должны рассказывать, что школа вам помогла стать умным, поступить в ВУЗ, получить любимую, ну хотя бы хорошую работу. Т.е. школа — это важная ступень взросления. Полезно ребенку рассказывать о том, как много школа дает помимо учебы. Школа это:

Общий язык с учителями

Качественный контакт с учителем — сильный фактор легкой адаптации и комфортного процесса обучения. Сейчас много закрытых от контактов людей, которые отгораживаются или относятся к работе формально. Но все-таки не надо отчаиваться найти в современном обществе человечность. Первый месяц в школе я практически ежедневно общалась с учительницей Яны. Сейчас я очень ей благодарна за то, что она уделила внимание тонкостям восприятия Яны. Большая заслуга в легкой адаптации Яны — наша замечательная учительница.

Одна мама — популярный детский блогер, начала с сентября публиковать негатив в адрес школы. Ее дочь пошла в школу, да еще и сразу во второй класс. Большая часть этих публикаций содержала критику, возмущения в адрес некорректных, на ее взгляд, оценок дочери и учебных материалов. Через сториз эта мама на весь рунет угрожала пойти и выяснить у учителя в чем проблема )). Не находите, что странная ситуация? Вместо того чтобы понять причины проблемы, пообщаться с учителем, помочь дочери найти общий язык с учителем, мама на весь интернет клеит негативные ярлыки школе и учителю. Угадайте какой отношение к школе будет у ребенка при таком отношении родителей? Если ребенок уже умеет ясно мыслить, он поймет, что школа — это полезная гадость, которую придется кушать еще 10 лет. Т.е. у ребенка через маму отбит аппетит к учебе в конкретной школе, хотя в целом тот ребенок, по словам мамы, очень любит учится.

Психологическая готовность к школе

За годы изучения и практики раннего развития я поняла, что дошкольные знания и умения, не относящиеся непосредственно к деятельности ребенка или быту, ерунда. Главное — психологическое состояние личности ребенка. Именно этому направлению я посвятила последние пару лет перед школой.

В итоге адаптация к школе прошла в исключительно положительном ключе. Психологи по результатам адаптации выделили Яну, как ребенка, у которого сформирована адекватная самооценка. Все остальные показатели, которые анализировались, у нее тоже максимально высокие. Если же ребенку не нравится школа, а процесс обучения для него каторга, это первый показатель неадаптированности ребенка к новым условиям.

Учить ребенка развивашками легко и просто. Другое дело привести ребенка в школу с готовностью к самостоятельной учебе. В этом главная задача психологической подготовки перед школой.

Важно ли дошкольнику хотеть в школу

Нет. Это также как с заочным пищевым интересом:

Заочный интерес — несущественный показатель, на который можно не обращать внимание. Истинный интерес может прийти только в процессе деятельности. В зависимости от комфорта и эмоциональной отдачи интерес будет увеличиваться или падать.

Перед поступлением в первый класс Яна, как разумная девочка, с ужасом ожидала школы. Она была наслышана о длинных уроках, о сложных заданиях, о том, что там нельзя играть, о дисциплине, и все это ее пугало. Она мечтала продолжать ходить в детский сад и вести там беспечный образ жизни. Там у нее любимая подруга, воспитательница, привычный ритм. Тогда она не понимала, что она отлично подготовлена к школе. Хорошо читает, усидчивая, спокойная, скромная. Этот набор качеств делает её удобным ребенком для любого учителя и соответственно отношение у учителей к ней исключительно положительное.

Кстати, отношение к школе у Яны изменилось с одежды )). Строгие цвета и модели одежды для нее были непривычными и взрослыми. Стоило купить пару синих сарафанов и белых блузок, как сразу же захотелось помодничать. Потом в школу начала манить новая канцелярия и красивый рюкзак. И вот уже с собрания, которое проводилось в конце августа, Яна с нетерпением ждала обещанные учебники. Таким примитивным образом все страхи перед школой были побеждены. Решающим аргументом в пользу школы, конечно, стала любимая учительница.

Прошло уже 2,5 месяца с начала обучения, школа приносит всей семье исключительно положительные эмоции. Теперь при вопросе «хочешь вернутся в детский сад» Яна весело морщит нос, а большое домашнее задание считает крупной удачей. Последнее время заметно улучшился подчерк. Повторюсь про моторное развитие показать скрытый текст

Также вам может быть интересно:

Мои эмоции, когда вы уходите, не взглянув на другие прекрасные материалы моего маленького уютного блога:

Кстати, я кажется решила проблему с отправкой комментариев — сделала темной капчу. Попробуйте добавить комментарий. Все ок или еще надо разбираться?

Запись опубликована 19.11.2020 автором Мама зануда 7

Адаптация или «в школе лучше, чем в детсаду!» : 7 комментариев

Добрый день! Спасибо за полезную информацию. Может есть у Вас на примете книги, которые почитать к 1 классу. Я имею ввиду про первый класс, про школу. Адаптационные, интересные. Дочка в этом году идет в 1 класс

Здравствуйте, во сколько лет дочка Ваша пошла в школу?

Яна пошла в 7 для максимально мягкой адаптации. И это несмотря на то, что уже в 6 по знаниям обгоняла большинство первоклашек. В возрасте поступления в школу сомневалась до последнего, но последовала рекомендациям психологов, учитывая, что Яна девочка тонкой душевной организации.

В 6 я бы отпустила ребенка в школу только в исключительных условиях. Например, при его идеальной коммуникации с детьми разного возраста и разумеется при сильном для возраста наборе знаний и умений. Еще одно условие при котором вижу смысл отдать в школу в 6 — когда группа детсада, в которой адаптирован ребенок, выпускается и другие дети из группы попадут в один класс.

Вот просто люблю ваше мировоззрение! Давно вас читаю, много интересного открыла для себя. Вы совершенно правы — как много родители своего переносят на ребёнка, не давая ему иметь свое мнение и опыт.

Большое спасибо, что поделились своим опытом. Дочке предстоит идти в школу в следующем году, немного тревожно)

Интересная статья! Ходила ли Яна на подготовительные занятия?

Спасибо! В школу на подготовку не ходила. Я сама с ней плотно занималась развивашками и научила читать. Половина материалов блога, как раз об этом )). И да, готовность к школе (хороший уровень развития крупной и мелкой моторики, развитое мышление) очень способствуют адаптации. Неподготовленный ребенок будет чувствовать свое отставание и ему будет дискомфортно.

Источник

Что предпочтительней для ребенка до школы: детский сад или «домашнее» воспитание?

Когда ребенку исполняется два года (а иногда и намного раньше), родители начинают задумываться о том, оставить ли малыша дома или устроить его в детский сад.

Анна Морозова педагог-психолог, научный сотрудник Института современного детства, научный консультант Службы детского здоровья Семейного центра «Ого-Город»

Наталья Осипова психолог, старший научный сотрудник Института современного детства

Когда ребенку исполняется два года (а иногда и намного раньше), родители начинают задумываться о том, оставить ли малыша дома или устроить его в детский сад. Обсуждая с окружающими второй вариант, они сталкиваются со шквалом пугающих рассказов о частых болезнях детишек, посещающих садик, о непрофессиональном поведении педагогов, о «замечательных» словечках, которые расцвечивают словарь малыша. Иногда еще всплывают не самые светлые свои собственные воспоминания о дошкольном детстве. И вот принимается решение оставить ребенка дома: нанимается няня, кто-то из родственников соглашается помочь в воспитании сына или дочки, приглашаются педагоги — и мамы с папами начинают беспокоиться, все ли «правильно» делают они и их помощники.

Что лучше садик или школа

Каждая конкретная семья в целом и ребенок достаточно уникальны, поэтому и выбор в каждом случае необходимо делать с учетом возможностей и особенностей жизни семьи и ребенка относительно этих двух форм организации воспитательного процесса.

Довольно популярно мнение о том, что детский сад необходим для общего развития каждого ребенка. Что действительно может дать садик? Главное — это условия для социального развития ребенка (возможность общения со сверстниками, включенность в группу, умение сотрудничать, умение подчиняться определенным правилам, соблюдать нормы взаимодействия и пр.). Конечно, и «домашний» ребенок вполне может быть таким же развитым, самостоятельным, инициативным и общительным, как и воспитанник детского сада. Но лишь в том случае, если вы действительно готовы к очень серьезной работе. Самое сложное в домашнем воспитании — это не интеллектуальное или физическое развитие ребенка. Более того, именно в этих направлениях умная семья может дать ребенку намного больше, чем занятия в детском саду. Значительно труднее создать малышу все необходимые условия для социального развития — обеспечить достаточное и разнообразное общение со сверстниками, детьми постарше и другими взрослыми, чем жизнь ребенка в детском саду достаточно насыщена.

Общение детей в этом возрасте строится, главным образом, вокруг игры. Именно игра дает толчок развитию интеллекта и воображения. Именно в игре ребенок «примеряет» на себя самые разные социальные роли, учится действовать по правилам. Именно игра помогает сбросить лишнее напряжение, которое накапливается из-за постижения правды жизни (хочется больше, чем можно). Об этом, кстати, можно почитать у выдающегося отечественного ученого Л. С. Выготского в работе «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка».

Еще недавно было распространено мнение, что «домашние» дети с трудом привыкают к школьным правилам, испытывают трудности в контактах с ровесниками. Детей, воспитывавшихся дома, было немного, подавляющее большинство составляли именно дети из садика. Сегодня ситуация иная. Дети, никогда не посещавшие детского сада, перестали быть исключением. Кроме того, и «детский сад» уже не тот. Теперь, например, есть домашние детские сады — некая смесь домашнего и садовского воспитания. «Домашние» дети стали иными: они могут быть и общительными, и воспитанными, и с огромным багажом самого разного жизненного опыта. А из детского сада могут прийти дети, не готовые к школьному обучению, с низким уровнем воображения и нежеланием учиться. Но может быть и все наоборот.

Постараемся выделить в сравнении некоторые значимые возможности «домашнего» воспитания и воспитания в детском саду, а оценить их как положительные или отрицательные и отдать предпочтение чему-то — это уже ваше решение.

ХарактеристикиДетский сад«Домашнее» воспитание
СредаНовая, приспособленная для группы детей, есть период адаптацииПривычная, домашняя с учетом особенностей жизни семьи
Общение со сверстникамиПять дней в неделю с утра до вечера (через взрослого или напрямую)Круг, время и формы общения определяются возможностями семьи и регламентируются родителями
Общение с детьми разного возрастаЕсли в садике не практикуются межвозрастные группы, то в рамках мероприятий (праздники, утренники и пр.)Круг, время и формы общения определяются возможностями семьи и регламентируются родителями
Общение с другими взрослымиСменные воспитатели, няни и другой персонал садикаКруг, время и формы общения регламентируются родителями
Общение с родителямиУтро, вечер, выходныеСтолько, сколько хотят и могут родители
СамостоятельностьПоощряется хотя бы тем, что воспитатель один на 5-20 детейЗависит от умения родителей (няни) не делать за ребенка то, что он может делать сам
Режим дняСтабильный, обязательный тихий часРегламентируют родители
Образовательный процесс«Мини-школа» — общая для всех программа, рассчитанная на усредненную возрастную норму и ориентированная на подготовку к школе, возможны дополнительные образовательные услугиОрганизуют родители в зависимости от своих возможностей и педагогических установок. Выбор педагогов и форм занятий (индивидуальные, в группе, дома, на выезде). Возможность учета религиозных и национальных особенностей.
Знакомство с окружающим миромЗанятия по программе «Окружающий мир», прогулки, иногда — экскурсииСамые разные варианты
Мониторинг развития ребенкаПроводится специалистами садика (врач, психолог, логопед, педагоги) по тем критериям и с той периодичностью, которые определены образовательной программой учреждения. Психолого-педагогический мониторинг чаще всего включен в общий образовательный процесс и для ребенка незаметен.Частота мониторинга и выбор специалистов — решение родителей. Для ребенка, как правило, это тестирование-собеседование, обследование.
УходСтандартный, один воспитатель на 5-20 человек (в зависимости от типа садика)Домашний уход
ПитаниеСтрого по режиму. Общее меню для всех, в частных садиках — иногда учет некоторых индивидуальных пожеланий родителей. Минимальная сервировка. Время на прием пищи строго регламентировано. Чаще всего у ребенка нет возможности заменить нелюбимое блюдо чем-то другим.Домашнее питание, домашняя сервировка, возможен нестрогий режим и питание вне дома (кафе, рестораны, гости). Ребенок проводит за столом столько времени, сколько позволяют родители. Блюда — обычно по вкусу ребенка.
БолезниРиск частых заболеваний в адаптационный период, а некоторые болеют часто на протяжении всего периода посещения сада. Больше риск подхватить детские инфекции.Зависит от иммунитета, практикуемой системы закаливания и частоты контактов с другими детьми.
«Особый» ребенокПри отсутствии квалифицированного сопровождения специалистами есть риск усугубления проблемы и получения диагнозаИмеет шанс «уйти» от диагноза
СтоимостьОт 500-700 руб до 30 тыс. руб. в месяц и вышеЗависит от набора занятий, стоимости часа привлекаемых специалистов

С какого возраста лучше начать водить ребенка в детский сад?

На все вопросы такого типа, когда речь идет об абстрактном ребенке и ожидается универсальная рекомендация, конечно, можно ответить по принципу «чаще всего». Но как игнорировать тот факт, что современная детская популяция характеризуется своеобразием и неоднородностью развития? По данным проф. Б. А. Архипова, в среднем около половины современных детей не отвечает в той или иной степени принятым в отечественной медицине, педагогике, психологии нормам возрастного развития (в чем-то опережение, в чем-то отставание). Наряду с этим можно наблюдать тенденцию к отходу от единого сценария построения жизни семьи, стремление к определению собственных норм, к организации своего семейного пространства по своим правилам и со своими границами. В связи с этим каждый ответ об уместности того или иного взрослого действия по отношению к каждому конкретному ребенку (в том числе и зачисление его в детский садик) требует выяснения особенностей ребенка, специфики его жизненной ситуации.

Сегодня в большинство яслей принимают детишек с полутора лет. В СМИ для родителей психологи и педагоги твердят: «Чрезвычайно рано!» Так ли это? Воспитатели отмечают, что детишки, посещающие ясли, быстрее осваивают бытовые навыки, более адаптивны, более самостоятельны. Но есть и такие малыши, которые долго не могут справиться с «тяжелым» наследством, оставшимся от посещения яслей.

Тем не менее, можно дать некую обобщенную «картинку» закономерностей развития ребенка, которую можно положить в основание размышлений о вашей конкретной ситуации.

Стандартный ответ на вопрос о том, когда следует отдавать ребенка в детский сад: «Самый оптимальный возраст для выхода „в свет“ — четыре года». Аргументами «за» служит то, что к трем годам ребенок начинает интересоваться общением с другими детьми. Это, конечно, так, но не стоит забывать, что ровесники нужны и до трех лет. Многим родителям хорошо известны потасовки в песочнице, перемежающиеся нытьем, плачем, нежеланием делиться и одновременным стремлением отобрать все понравившиеся. Возраст от 1,5 до 2,5 лет — это возраст расцвета собственнического поведения, возраст установления границ своего «могу». Бесценную роль в этом процессе играют именно сверстники, а не только и даже не столько мамы, няни и бабушки.

Три года (а иногда и 2,5 г.) — это начало игр со сверстниками. Однако сегодня программы детских садов настолько насыщены, что зачастую игре отводится место и время по остаточному принципу. Если в садике ребенок занимается всем мыслимым и немыслимым, но не играет, то лучше оставить малыша дома и подумать, какие необходимо внести изменения в окружающую его среду с учетом возросших потребностей.

Надо помнить также, что если в семье планируется рождение еще одного ребенка, отлучение от груди, переезд, выселение ребенка из родительской кровати или еще какие-то серьезные изменения, то поход в сад лучше не форсировать.

Дать однозначную рекомендацию относительно возраста, когда ребенку пора в садик, очень непросто. Каждая конкретная ситуация требует своего решения. Можно пойти в садик в 1,5 года, в два, в три, в четыре и в пять лет, а можно и вообще не ходить в садик. У «домашнего» ребенка ничуть не меньше шансов прийти готовым к школьному обучению, реализовав все задачи дошкольного детства.

Как выбрать для ребенка подходящий детский сад, если есть такая возможность?

Чтобы детский сад стал и уютным, и полезным местом пребывания вашего ребенка, нужно сначала понять, для чего именно садик нужен вам и вашему малышу.

Если в любом поисковике набрать запрос «Как выбрать детский сад?», вы получите массу рекомендаций, содержащих информацию о том, какие есть сады (муниципальные, ведомственные, домашние, частные) и о различиях между ними (количество детей в группе, режим работы, качество питания и игрушек, охрана, стоимость и пр.). На многочисленных «родительских» сайтах вам доступны рейтинги детских садов. Там вы можете найти отзывы о разных садиках, группах, центрах развития и задать какие-то конкретные вопросы, получить необходимый совет.

Конечно же, даже без чужих подсказок, а просто руководствуясь здравым смыслом, вы постараетесь выбрать садик поближе к дому, приемлемый по цене. Придя туда, вы, вероятнее всего, оцените территорию, осмотрите внутренние помещения, спросите о программах и методиках, по которым работают в садике, о наборе дополнительных образовательных услуг, узнаете режим работы, особенности медицинского сопровождения и все то, что вас интересует.

Возможно, вас впечатлит и порадует набор занятий, который предлагает детский сад (окружающий мир, развитие речи, знакомство с художественной литературой, ИЗО, начальная математика, музыка, физкультура, иностранный язык, хореография и пр.) и перечень тех знаний и умений, которыми будет владеть будущий первоклассник (читать, писать, считать и пр.)

И, скорее всего, вы не спросите о том, как организуется пространство игр и сколько времени отводится на игры, на общение со сверстниками и с более старшими детьми, как строится это общение, как разрешаются конфликты, как учат сотрудничать, как поощряется детская инициатива.

Недавно на детской площадке мне пришлось стать свидетелем вот такого диалога мальчика четырех лет и его мамы:

— Ну, еще немного мы поиграем, а?

— Ты же целый день в саду только и играл!

— Нет, я целый день занимался, а поиграть совсем не успел.

Но если в четыре года некогда играть, то когда же?

Познакомьтесь с персоналом, посмотрите на обстановку, в которой будет находиться ваш ребенок. Уютно ли в помещении? Нравятся ли вам воспитатели? Поговорите с ними о том, что им ценно, что важно в воспитании ребенка. Их взгляды созвучны вашим? Вам хорошо рядом с этими людьми? Вы доверите им своего ребенка? Понаблюдайте, как взрослые разговаривают между собой и с малышами, играют ли с детьми во время прогулки. Оцените, как общаются между собой дети, как дети реагируют на вас. Вашему ребенку здесь будут рады? Смогут ли разглядеть таланты вашего малыша и создать условия для их раскрытия? Вашему сыну или дочке здесь будет хорошо?

Если у вас есть возможность выбора, учтите, что целенаправленный подбор детского сада отнимет у вас много времени. Главное — не торопиться и искать. Тогда вам непременно удастся найти такой садик, в котором условия развития оптимально подходят для вашего ребенка и соответствуют вашим семейным ценностям и представлениям, вашим возможностям. Удачи вам!

Морозова Анна, педагог-психолог,
научный сотрудник Института современного детства,
научный консультант Службы детского здоровья
Семейного центра «Ого-Город»
Осипова Наталья, психолог,
старший научный сотрудник Института современного детства

Статья предоставлена семейным центром «Ого-Город»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *